Адаптивная технология; образовательная система «Школа-2100» Обоснование актуальности проблем, решаемых с помощью инновационной образовательной технологии (инновационной технологии) icon

Адаптивная технология; образовательная система «Школа-2100» Обоснование актуальности проблем, решаемых с помощью инновационной образовательной технологии (инновационной технологии)



НазваниеАдаптивная технология; образовательная система «Школа-2100» Обоснование актуальности проблем, решаемых с помощью инновационной образовательной технологии (инновационной технологии)
Дата17.10.2016
Размер
ТипАнализ

Адаптивная технология; образовательная система «Школа-2100»


Обоснование актуальности проблем, решаемых с помощью инновационной образовательной технологии (инновационной технологии)

Анализ исходной ситуации, проблем, противоречий, причин, последствий. Обоснование актуальности проблем. Обоснование выбора инновационной образовательной технологии (инновационной технологии), актуальность ее использования для решения сформулированных проблем.

Основное противоречие, натолкнувшее меня на реализацию проекта кроется в следующем:

  1. С одной стороны мы должны воспитать гармонично развитую личность, обладающую суммой необходимых компетенций в интересах самого человека, общества и государства, и с другой стороны – это должен быть грамотный человек, знающий историю своего государства и малой Родины, умеющий применять знания, творчески мыслить, действовать продуманно и инициативно.

  2. Проблема в том, что на протяжении многих десятков лет школа занималась воспитанием и обучением. Дети получали достаточно серьезную сумму знаний, а как, где и благодаря каким действиям можно применять эти знания, порой не знали.

  3. Последствия данной системы обучения позволяет самим:

- ставить вопрос;

- находить проблемы, решать их;

- делать без помощи учителя выводы;

- обучаться самостоятельно и обучать других;

- решать проблемы в жизни в силу развитой логики и приобретенного алгоритма;

- данная система позволяет детям приблизиться к науке (через написания исследовательских работ, исследования проектов)

К обучению в ВУЗах и средних специальных учебных заведениях.

В результате обычных технологий обучения, молодые люди, вышедшие из стен школы, испытывают не только учебные трудности (продолжив учиться), но и жизненные.

Данная система обучения учить применять знания, полученные даже лишь на уроке истории и обществознания, в жизни; учит, в хорошем смысле , приспосабливаться к жизни, постоянно стремиться к получению новых знаний, что в нынешних условиях немаловажно. И в этом я вижу актуальность проблемы. Данная технология помимо всего прочего, позволяет задуматься и ответить на очень простой, казалось бы, вопрос: « Для чего каждому человеку нужна «История», в каких ситуациях человеку необходима историческая картина мира и историческое мышление».





^ Теоретическая и/или эмпирическая база предъявленного опыта

Теория и практика опыта


На протяжении некоторых последующих лет я стараюсь обращать свое внимание на максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств ребенка, используя при этом учебный материал не как самоцель, а как средство и инструменты позволяющие раскрыть личностные качества детей.

Т.е. являясь сторонником личностно – ориентированного образования, я попыталась выделить основные теоретические направления в работе:

1) каждого ребенка надо научить выбирать образовательную траекторию, чтобы он смог занять достойное место в жизни общества. Для этого я использовала в своей работе различные технологии, и 13 лет работала по адаптивной технологии.

2) для себя я сделала вывод: ученик может знать что-то лучше учителя, но это не страшно и не стыдно. Напротив, образовательная система «Школа 2100» создает условия обоюдного обучения для учителя и учеников.

3) На протяжении многих лет я пыталась сообщить своим ученикам как можно больший объем знаний и лишь не так давно поняла, что чем меньше я говорю на уроке сама и чем больше даю высказываться ученикам, тем эффективнее протекает учебный процесс.

4) Еще одним очень важным теоретическим положением данной инновационной деятельности для меня является убеждение, что учитель такой же равноправный участник ученого процесса как и ученик. И не только учитель ставит перед детьми задачу, но и дети вправе самостоятельно определять цели и характер работы на уроке.

Мне кажется, что учитель всегда должен помнить, что его мнение, даже в острой дискуссии, является одним из многих.

В настоящее время перед школой стоят важные задачи, школа должна быть:

Обучающей

Тогда во главу угла поставлены конкретные знания;

Педагог - транслятор знаний, а ученик – «впитыватель»;

Присутствует жестко организованный контроль знаний и требования к результату;

Отношения между учениками в классе соревновательные, а между учащимися и педагогами – формальные;

Гуманистической и своей главной целью ставить создание благоприятного психологического климата, в котором каждый ребенок чувствовал бы себя комфортно.

Развивающейся

Причем это не просто развитие интеллектуальных способностей детей, но и обучение каждого ребенка вести дискуссию, ценить и уметь доказывать свое собственное мнение, выстраивать свою поисково – исследовательскую деятельность и т.д.

Воспитывающей

Направлять свои образовательные усилия на социальную адаптацию детей и все эти важнейшие характеристики: обучение, гуманистическая составляющая, развитие и воспитание, психологическая комфортность, решает образовательная система.

«Школа 2100»

Работая в рамках идей данной образовательной системы я обучаю детей, делаю их своими добрыми союзниками, развиваю но не по принципу «я тебя учу», а по алгоритму «мы с тобой вместе учимся и мне интересно, что ты думаешь о…».

При этом в свое работе я использую опыт работы учителей начальных классов нашей школы, решая, при этом, еще и задачу преемственности между школой I-ой и II-ой ступени.


В чем новизна моего опыта и чем этот опыт отличается от работы других педагогов?

Я отталкиваюсь от проблемы, причем, эту проблему стараются обозначить сами дети; они сами пытаются составить план и цели изучения материала, а в конце урока сами формулируют тему.

Т.е. они ощущают себя полноправными участниками учебного процесса, их обучения.

Данный опыт работы отличается от стандартных классических уроков. И даже применять технологии (что современно) мы навязываем детям план деятельности:

- мы ставим задачи;

- определяем проблемы, круг вопросов;

- предлагаем формы деятельности;

- обозначаем тему и т.д.

И все это время дети покорно (или не очень) нас выслушивают и фактически выполняют наши команды.

В данной ситуации урок сотрудничества выстоять очень сложно. А если это не сотрудничество, то дети лишь исполнители нашей воли, что не редко порождает отсутствие мотивации, апатию, безразличие к изучаемому материалу, а еще – кратковременность памяти.

При этом я не претендую на авторство вышесказанного, скорее я во многом согласна с авторами образовательной системы «Школа 2100».

Данная инновационная деятельность (если ее можно считать таковой) находится пожалуй, на стадии, следующей за начальной.

Я ознакомилась с теорией и методикой преподавания.

Впервые элементы данной методики я применила 6 лет назад ,в 2007 году.

В настоящий момент я использую формы и методы работы в 7 и 11 классах.

В 2008 г. я давала по данной методике открытое занятие в рамках РМО учителей истории по праву (Элективный курс. Тема: Труд и право. 9 класс.).

Уже есть результаты: учащиеся 10 класса в 2008-2009 учебном году взяли 12 призовых мест на районных олимпиадах,а в 2012-2013 учебном году – 13 мест. Дети хорошо показывают себя на научно-практических конференциях, при решении творческих заданий и в интеллектуальных конкурсах (в т.ч . всероссийских)



^ Тема инновационной деятельности:

«Деятельностный подход в обучении истории»

  1. Краткая презентация инновации.

Основная идея инновации и цель:

  1. Вырастить функционально грамотную личность:

А) Человека самостоятельного

- способный достичь успеха в жизни; найти себя и реализовать свои интересы и возможности;

- умеющий искать и находить решения в нестандартной ситуации;

- способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;

- умеющий отвечать за свои решения;

- способный нести ответственность за себя и своих близких.

Б) Человека познающего:

- обладающий приемами умения и готовый к постоянному самообразованию;

- обладающий сформированной целостной картиной мира;

- обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным отраслям знаний;

- владеющий современными информационными технологиями.

В) Человека умеющего жить среди людей:

- легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;

- обладающий толерантностью, т.е. понимающий, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения, что кроме личного мнения, которое надо защищать и отстаивать, существуют и другие, которые также имеют право на существование;

- хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми и достижения поставленных задач;

- умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей;

- умеющий понимать условия собственных действий в соответствии с задачами, стоящими перед человечеством в целом;

- умеющий сознательно действовать в границах норматива, выбирая оптимальные условия.

2. Организация процесса учения через деятельность, направленную на становление сознания ребенка, и его личности в целом в предметном мире.

3. Обучение детей предметно – практическим действиям в том числе умственным.

4. Делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения.

5. Научить детей освобождаться от лишних знаний, которые нефункциональны, не могут быть использованы в процессе его учебной или практической деятельности.

6. Не столько натренировать ребенка в выполнении каких – то операций, а учить действовать осмысленно, логично, самостоятельно выбирать подходящие приемы решения задач, применять знания в любой обстановке.

7. Учить творчески и творчеству.

2. Доказательства результативности.

1. Возросшая способность людей самостоятельно добывать знания.

2. Умение самостоятельно ставить задачи урока, круг основных вопросов, поднятых на уроке.

3. Дети творчески подходят к решению проблемных вопросов.

4. Формируются навыки самостоятельной работы, быстрого письма, быстрой работы на время, умение решать задачи, тесты, кроссворды, выполнять таблицы.

Этот опыт может быть полезен и интересен для тех, кто приемлет деятельностный подход в образовании и не только как совокупность образовательных технологий, методических приемов, но и как философию образования, как основу, на которой строятся различные системы развивающего обучения. Опыт может быть использован при условии желания учителя научить детей мотивированно оптимально организовывать свою деятельность, отбирать главное.

Для этого процесса учения должен быть творческим.

Данный опыт интересен тем, что формирует у ребенка установку на свободный, но ответственный обоснованный выбор той или иной возможности, соответствующей возрасту, опыту ребенка и социальной среде.

При этом потенциал детей меняется: он может расширятся и углубляться.

Универсальность заключается в том, что ребенок обучаясь «идет» от внешних , практических, материальных действий, «внутрь», к действиям внутренним теоретическим. Но движение «снаружи» «внутрь» это только начало.

Здесь важно четко представлять конечный результат: какого ученика мы хотим получить на выходе из школы.


4. Значимость предъявленного опыта для развития региональной системы образования.

Данная система обучения направлена на развитие личностных качеств и ученика, и учителя. Она помогает понять главное: важны не отдельные знания, а умение их применять, не заучивать главные ответы, а учиться самостоятельно (при этом как в одиночку, так и в паре, в группе, да еще и учить других)

Данная система позволяет реализовать принцип минимакса (минимум отметок, максимум оценок), который позволяет детям научится выбирать главное, интересное, нужное, а к 9-10 классу – построить свою образовательную траекторию, что очень важно в условиях профильного обучения.

До внедрение данной инновации в мою практику, я опиралась на классический урок и адаптивную систему обучения; но при всех плюсах того и другого, дети в классе, образовательного учреждения по неволе становились «винтиками» в руках учителя.

    1. Проблема заключается в том, что далеко не все понимают для чего каждому человеку нужна история; в каких ситуациях человеку необходима историческая картина мира, историческое мышление, нравственное и гражданское самоопределение как гражданину и патриоту.

    2. Причина в том, что многие нравственные начала сейчас размыты, утрачена идеология, гражданская позиция молодого поколения, нередко, отсутствует патриотизм. В подобной ситуации дети в растерянности.

    3. Ключевой проблемой в данной ситуации считают создание в учебном сообществе гуманистических взаимоотношений, через которые каждый ребенок должен осознать себя полноправной личностью и научится видеть и уважать личность в других.

Цели и задачи образования должны определяться двумя факторами: социальным заказом общества данного государства и мировыми требованиями к уровню и характеру образованности Человека, предъявляемые в определенный исторический период развития цивилизации. Практически все страны мира вынуждены учитывать эти два фактора и полностью развивать свою национальную систему образования, т.к. именно уровень образованности общества потенциально определяет положение страны и иерархии конкурирующих друг с другом государств. Кроме того, продуктивная современная система образования является залогом национальной безопасности в самом широком смысле этого слова.



    1. Если данные проблемы не решать будет потеряно целое поколение.

    2. Как уже сегодня я решаю данные проблемы с помощью уроков истории? Через личностно – ориентированные принципы.

  1. Принцип адаптивности.

Здесь, практически, ставя ученика в ситуацию выбора, мы приучаем его, строить свою собственную образовательную траекторию.

^ Наша задача – помочь сформировать ее по силам и научить отвечать за свой выбор.

Но не стоит сводить принцип адаптивности только к обучению детей самостоятельному выбору. Учитель сам может и должен предлагать учебный материал, наиболее эффективные формы и методы работы.

^ Но если мы хотим вырастить функционально грамотную личность, необходимо помнить: принцип адаптивности двусторонний.

Учебный процесс адаптируется к ученику, но и он учится адаптироваться к учебе и школе как социуму.

И в какой-то момент самостоятельный выбор учебного материала перестает быть для ученика лишь адаптацией материала и превратиться в умение определять свою собственную образовательную стратегию.

  1. ^ Принципы развития.

Интеллект, воля, эмоции, фантазия, память – вот далеко не полный список того, что нуждается в развитии, а иногда и формирование в ходе учебы в школе.

И здесь важно помнить: с постоянным увеличением объема информации все менее актуальной становится способность ребенка запоминать, т.к. более важным оказывается умение самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы, выбирать наиболее рациональные решения в незнакомой ситуации, умение мобилизовать силу воли при мыслительной деятельности и т.д.

Я стараюсь не загружать ученика сведениями, а стараюсь развить его способности, стимулировать развитие.

  1. ^ Принцип психологической комфортности.

И здесь важно следующее: детям на уроке должно быть интересно.

Т.к. если человеку интересно, усталость, как правило, не наступает.

Но одного интереса мало – необходима личная значимость для человека того, что он делает, т.е. мотивация.

Добиваясь того и другого, как я думаю я свожу к минимуму стресс, а значит и уменьшаю детскую тревожность.

И ещё ученик должен обладать правом выбора в учебном процессе, формой выбора, и правом на тип деятельности.

Через культурно- ориентированные принципы.

  1. Принцип образа мира, т. е. каждый новый для ученика факт должен «встраиваться» в систему мира.

Т.к. человек, владеющий целостным образом мира, обладает большей возможностью объективного анализа любой ситуации.

2) Принцип целостности содержания образования ученик должен понимать, что содержание образования едино.

Все предметы объединены в единую систему знаний.

3) Принцип систематичности, который базируется на преемственности, единства требований, оптимизирует процесс образования и самообразования предохраняет детей от перезагрузок.

^ 4) Принцип смыслового отношения к миру:

Я хочу, чтобы дети поняли:

История – это не набор фактов, которые надо запомнить, а череда событий, нередко драматических, но каждый факт имеет огромное значение.

^ Необходимо сформировать уважительное отношение к этим событиям. Какими бы они не были, т. к. это наша история.

5)Принцип овладения культурой.

Только владеющий культурой человек, способен принимать самостоятельные решения и уметь отвечать за них, находить компромиссные решения в сложных ситуациях и осуществлять их, действовать адекватно в любом социума.

^ Через деятельностно – ориентированные принципы.

1)Принципы обучения деятельности.

Я хочу научить детей действовать. Ставить цели, решать задачи и проблемы, контролировать и оценивать свои и чужие действия.

У ребят должны быть сформированы способы и приёмы учебной деятельности познавательной.

^ 2)Принцип опоры на предшествующее развитие.

3)Креативный принцип.

Я хочу, чтобы дети, которых я учу, отошли бы от схемы:

«знаю – не знаю»,

«умею – не умею»,

«владею – не владею»,

А приняли бы схему:

«ищу – и на нахожу»,

«думаю – и узнаю»,

«пробую – и делаю».

И ещё. В основу обучения я ставлю принцип минимакса

Который предполагает 3 уровня:

I уровень - стандарт ( минимум).

II уровень – программа «Школа 2100». (максимум).

III уровень – выше программного. (максимум).

Я стараюсь давать максимум знаний, а задача детей «унести» эти знания кто сколько сможет.

3×1

Общая цель моей инновационной деятельности:

Вырастить функционально грамотную личность:

Воспитать ребёнка полезного обществу и государству, творческого деятельностного и целеустремленного.

3×2

Я думаю, если мне удастся перевести детей, которых я учу с позиции – «я верю» на позицию – это будет иметь социальный эффект т.к. стране очень нужны знающие, грамотные люди, способные эффективно работать, применяя свои знания в родных областях, в различных условиях и осознающих свою надобность для государства и, экономики региона.

^ 31×1

Основные этапы реализации цели.

Для реализации поставленной цели я предпринимаю следующие действия:

I. Не отходя от адаптивной технологии обучения, которой и занимаюсь 13 лет, я по – новому строю урок по линиям развития личности;

Линия 1. Овладение картиной мира;

Линия 2. Чувственно эмоциональное отношение к миру;

Линия 3. Формирование исторического мышления;

Линия 4. Нравственное самоопределение;

Линия 5. Гражданское самоопределение.

II. Каждый урок я начинаю отталкиваясь от постановки проблемы;

^ III. Я выслушиваю версии детей;

IV. Произвожу актуализацию знаний и организую поиск решения проблемы (открытие нового знания);

V. Ставлю вопросы по ходу урока таким образом, чтобы дети выразили решение проблемы;

VI. Предлагаю задание на применение нового знания. Кроме того, чтобы реализовать поставленные цели я веду предпрофильные группы, а в 10 классе социально – экономический профиль.

В рамках предметных (совместно с районной библиотекой) недель, недели науки, проводимой в школе, научно – практических конференций, обучаю ребят исследовательской деятельности, прививаю интерес к истории и общественным дисциплинам.


Приложение 2

Действия, необходимые для решения поставленной задачи.

  1. Воспитание в детях личностных качеств.

  2. Обучение обще учебным умениям:

  • Организовывать свою деятельность;

  • Результативно мыслить и работать с информацией;

  • Самостоятельно делать свой выбор в мире ценностей и отвечать за него;

  • Общаться и взаимодействовать с людьми.



При этом, что касается организационных умений (в 2008-2009 году у меня 7-е-10 классы)

Я должна научить детей 7-ых классов

  • Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, выбирать тему проекта;

  • Составлять план решения проблемы:

  • Сверять свои действия с целью и исправлять ошибки;

  • Свободно пользоваться критериями оценки и самооценки.


Что касается 11 класса, то свои алгоритм постановки и решения проблем, дети должны научиться пользоваться им как средством самообразования. Это позволяет каждому из них выбрать профиль своей деятельности (например, социально – экономический), построить индивидуальную образовательную траекторию, организовать себя для самостоятельной исследовательской деятельности.

Для решения данных задач, я учу детей самостоятельно обнаруживать и формировать проблему, планировать свою образовательную траекторию, работать по самостоятельно составленному плану (используя любые средства, в том числе интернет) и оценивать успешность своей деятельности.

^ Что касается интеллектуальных умений, то я учу семиклассников:

  • Ориентироваться в своей системе знаний;

  • Самостоятельно подбирать для решения учебных задач словари. Справочники, энциклопедии и т. д.

  • Добывать информацию из разных источников;

  • Анализировать, сравнивать, выявлять причины и следствия явлений;

  • Составлять таблицы, тезисы, план, конспект и т. д.

А что касается одиннадцатиклассников, то я с ними задача проста я решаю через формирование теоретического мышления, самостоятельной постановки ими личностно необходимых учебных и жизненных задач, обучение делать отбор источников, информации, перерабатывать полученную информацию, представляя её в оптимальной форме.

^ Что касается оценочных умений, то здесь я учу ребят седьмых классов оценивать жизненные ситуации. Поступки людей, объяснять свои оценки, делать свой выбор и понимать его последствия.


^ В 9-11 классах:

Также оценивать жизненные ситуации с разных точек зрения, объяснять свою точку зрения, свою позицию, определять свою систему ценностей, действовать и поступать в соответствии с ней, отвечая за свои поступки и действия.

И что касается коммуникативных умений, то детей седьмых классов я приучаю анализировать свою точку зрения, приводить аргументы, факты, понимать позицию другого, самостоятельно использовать различные виды чтения, договариваться с людьми иных позиций.

А 9- 11 класс я учу использовать коммуникативные умения как средство для самообразования, учебного и внеучебного взаимодействия (экскурсия, конференция ,конкурсы….)достигаю это через информационно – коммуникационно- технологическую грамотность.

Как можно оценить результативность выполнения задач?

  • По качественным показателям состояния успеваемости;

  • По результатам участия детей в олимпиадах, научно – практических конференциях;

  • По результатам сдачи Е Г Э по истории и обществознания;

  • Путём привлечения внешней экспертизы (мониторинга).



^ ИСТОРИЯ РОССИИ

7 класс

ГЛАВА III. Россия при Петре I

(8 уроков


§ 12. Урок № 1.

«Предпосылки петровских преобразований».


Цели урока по линиям развития личности


Линия 1. ОВЛАДЕНИЕ КАРТИНОЙ МИРА


Характеризуя международное и внутреннее положение России на рубеже 17-18 веков, с первого же урока учить детей отличать данную эпоху от других, находить в современной жизни достижения, сохранившиеся с того времени.


Линия 2. ЧУВСТВЕННО ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ

^ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ


Представить детям небольшую, но емкую и эмоциональную лекцию о России на рубеже 17-18 веков и предпосылках петровских преобразований, опираясь на документы учебника (§ 12, стр. 98-99).


Линия 3.


Формирование исторического мышления с помощью карты и исторических документов.


Линия 4. НРАВСТВЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ


Показать учащимся предпосылки преобразований в России и их понимание передовыми людьми данного времени.


Линия 5.


Способствовать формированию у детей гражданского самоопределения, объясняя причины социально-экономического отставания России от европейских стран, не умоляя при этом того, что было положительного в этот период.


^ К СВЕДЕНИЮ УЧИТЕЛЯ


На первом же уроке я «вручаю» детям «набор № 1» основных понятий и терминов, а также дат и событий.


На доске написаны термины и даты конкретно к данному уроку (набор № 2):

- реформы

- предпосылки преобразований

- полки «иноземного строя»

- воинский устав

- рекрутская повинность

- постоянная и наемная армия


Даты:

- 1669 год - построен первый русский корабль «Орел»

- 1659 год - перемирие со Швецией

- 1682-1689 - регентство царевны Софьи


Оборудование: карта России с к.17 по 60-е г.г. 18 века;

атлас, с. 15;

иллюстрации учебника.


^ ПЛАН УРОКА.



  1. Постановка проблемы



  1. Версия детей; актуализация знаний



  1. Поиск решения проблемы

- открытие нового знания:

    1. Россия на рубеже 17-18 веков.

Усиление западного влияния на Россию.

    1. Предпосылки реформ:

- влияние Симеона Полоцкого на воспитание детей семьи Алексея

Михайловича

    1. Программа будущих преобразований России в замыслах, реформах и планах передовых людей того времени

  1. Выражение решения проблемы.

Применение нового знания.

Итоги урока.

Домашнее задание.


^ ХОД УРОКА.


(Тема урока на доске может быть записана позже)


I. Постановка проблемы.


Первый вариант


Зная, что дети уже в начальной школе изучали историю России, на каждую парту кладем «набор №1» терминов и дат.

(актуализация знаний)


Вопрос детям: знакомы ли вам эти термины, даты и события?

- Ответ учащихся…


Какой период нашей истории они характеризуют?

- Ответ учащихся…


А кто может что-либо вспомнить о событиях данного периода? (из прочитанных книг, кинофильмов) Что вам понравилось в этих книгах, фильмах?

- Ответ учащихся…


Кто же скажет, о каком периоде нашей замечательной и интересной истории мы начинаем говорить на сегодняшнем уроке?

- Ответ учащихся…


А можем мы сразу говорить о петровских преобразованиях и о событиях, связанных с именем Петра I?

- Ответ учащихся… (Нет!)


А почему не можем?

- Ответ учащихся… (Мы не знаем, что этому предшествовало)


^ ПОСТАНОВКА ВОПРОСА



Мы знаем

Мы не знаем

Был такой царь Петр I;

Он много сделал для страны

(дети подглядывают в список дат и терминов)

и т.д.

Подробно о событиях, которые тогда происходили.

Особенности петровских преобразований.

Имена людей, известных в то время.

и т.д.



Верно! Ведь в истории всё взаимосвязано. И прежде, чем пытаться разобраться в тех или иных событиях, нужно знать, что этому предшествовало.

Следовательно, какова главная проблема нашего сегодняшнего урока?


Ответ учащихся:

^ Какие преобразования нужны были России в конце 17 - начале 18 веков?

(данная проблема записывается на доске)


В конце урока детям ставится вопрос: «О чем мы сегодня говорили?»

И после этого, выслушав варианты ответов, формулируется ТЕМА

«Предпосылки петровских преобразований»


Итак, давайте попытаемся заглянуть в то далекое время.


Изучение нового материала.


ПЛАН



  1. Россия на рубеже 17-18 веков

  2. Предпосылки реформ

  3. Усиление западного влияния на Россию

  4. Программа будущих преобразований России в замыслах, реформах и планах передовых людей этого времени.



  1. Россия на рубеже 17-18 веков



Задание: Поработайте с картой и опишите территории России к концу 17 - началу 18 веков. К каким морям Россия имела выход?

С помощью учителя учащиеся характеризуют территорию России на рубеже веков. Учащиеся видят, что Россия была очень обширным государством. Ее территория занимала большую часть Восточно-Европейской равнины, всю Сибирь, часть Дальнего Востока. Учащиеся, работая с картой, показывают границы России. Выполняя задание, учащиеся приходят к пониманию:

- на юге Россия не имела выхода к Черному, Азовскому морям. Крым, Кубань были в составе Крымского ханства;

- на северо-западе Россия не имела выхода к Балтийскому морю;

- на севере - был выход только к Белому морю и Ледовитому океану.

Можно предложить учащимся задание: С помощью карты охарактеризуйте состав населения России на рубеже веков.

Далее учитель обзорно представляет социально-экономическое и политическое развитие России:

  1. население России

  2. развитие промышленности и торговли

  3. система государственного управления

Учитель, освещая вопрос о сословном составе российского общества, основывается на знаниях учащихся и задает в о п р о с ы:

- Перечислите основные сословия населения

- Кто имел права, привилегии? Какие?

- Кто имел обязанности?

Затем учитель дает характеристику социально-экономическому развитию России на рубеже 17-18 веков в сравнении с европейскими странами.

Или учитель дает задание: На основании знаний из курсов новой и отечественной истории сравните экономическое положение России и ведущих стран Западной Европы в конце 17 века. Какие выводы можно сделать из этого сравнения?

В о п р о с ы учащимся:

- Охарактеризуйте изменения в хозяйственной жизни, которые произошли в европейских странах в 17 веке?

Учащиеся, возможно, ответят, что шел процесс разложения феодального строя, что в Англии и в Нидерландах успешно развивалась крупная мануфактурная промышленность.

- А что в это время происходило в России?

Предпринималась попытка совершенствования феодального строя. Это приводило к нарастанию экономических проблем.

К концу 17 века насчитывалось около 30 мануфактур. А это был очень низкий показатель.

Учитель вновь возвращается к карте, показывает территории, которые были богаты полезными ископаемыми, но разработки в них практически не велись. В России, например, не хватало металла, и его привозили из Швеции. Стратегическое сырье: золото, серебро, цветные металлы - практически не добывалось в России, а только привозилось из-за рубежа.

Учащиеся, рассказывая о развитии мануфактурного производства в Англии и Нидерландах, отмечают, что требовало развития морской торговли международного значения, а это, в свою очередь, способствовало захвату новых земель или колоний.

Учащиеся называют европейские страны, в которых активно развивалась мануфактурная промышленность.

Задача учителя, выслушав ответы учащихся, подвести их к пониманию того, что активному развитию промышленности в европейских странах способствовало наличие у них флота и выхода к морю.

Вновь работа с картой.

Учащиеся находят г.Архангельск, Скандинавский полуостров и показывают морской путь в Европу. Учащиеся понимают, что этот морской путь был крайне трудным и опасным, а других морских путей в Европу из России не было.

Следовательно, борьба за выход к Балтийскому и Черному морям - главная задача данного времени!

Учитель предлагает вспомнить устройство русского войска. Основная его часть - дворянская конница. Учащиеся говорят о том, что дворянин должен был явиться на службу с несколькими вооруженными слугами, так как служба у дворян была пожизненной. Было еще и стрелецкое войско. Стрельцы несли службу в городах и отдельных гарнизонах. Для поднятия профессионализма в армии нанимали иностранных офицеров и солдат.

Впоследствии были организованы новые полки иноземного строя, они проходили регулярное обучение.

Таким образом, учащиеся осознают, что серьезные недостатки были в устройстве русского войска.

Дворянские войска были плохо обучены и слабо организованы, стрельцы постоянно бунтовали, наемные войска были ненадежны.

Учитель представляет систему государственного управления.

Отмечает, что эта система очень устарела.

Учащиеся вспоминают приказы, их функции и убеждаются в том, что порой разные приказы выполняли одни и те же функции.

Страна была разделена на уезды, которые управлялись воеводами, дробность местного управления, неравномерность уездов и чрезмерная их централизация затрудняли управление государством.

Учащиеся понимают, что система государственного учреждения устарела и нуждалась в реформах.

Далее, возвращаясь к поставленному вопросу в начале урока, задается вопрос: какие выводы можно сделать из сравнения социально-экономического положения стран Западной Европы и России?

Учащиеся приходят к пониманию проблемы и отвечают:

- отсталость России была следствием многих явлений;

- монголо-татарское иго затормозило развитие России;

- практически на столетие Россия оказалась оторванной от взаимоотношений с европейскими странами;

- отсутствовал выход к незамерзающим морям

Итогом изучения этого вопроса является совместная +работа учащихся - выявление основных черт социально-экономического и политического развития на рубеже 17-18 веков.

После обсуждения эти черты записываются в тетрадь:

  1. Феодально-крепостнический строй

  2. Слабое развитие мануфактурного производства

  3. Использование труда крепостных крестьян в мануфактурном производстве.

  4. Отсутствие навыков геологоразведочных работ по добыче стратегически полезных ископаемых.

  5. Слабое развитие международной торговли.

  6. Отсутствие регулярной армии и флота.

  7. Недостатки в деятельности государственных учреждений - приказов и местного управления и т.д.



Работая, учащиеся убеждаются, что в России назрели социально-экономические, внешнеполитические предпосылки будущих преобразований.

^ 2.Предпосылки реформ.


Учащиеся должны понять, что рубеж 17-18 веков стал переломным в истории России. Изучая этот вопрос, учащиеся должны осознать, что все преобразования Петра I происходили из потребностей развития России на рубеже 17-18 веков.

Затем учитель представляет внутриполитическую ситуацию в стране в годы правления Федора Алексеевича.

Учитель вывешивает иллюстрацию портрета Федора Алексеевича и записывает годы правления - 1676-1682 гг.

Классу напоминается дата смерти Алексея Михайловича - 30 января 1676 года. Земский собор «назвал» 14-летнего Федора Алексеевича московским государем.

Учитель говорит о том, что представления о царской власти у Федора Алексеевича были сформированы под влиянием философа Симеона Полоцкого. При возведении на престол юный царь говорил о «соблюдении общего блага» как основной цели своей деятельности. Многое из того, что потом было сделано в России Петром I, было подготовлено и даже начато в период правления его старшего брата - царя Федора Алексеевича.

Уместно заметить, что впоследствии Петр I обронил фразу о том, что при дворе его брата царский двор был увлечен лошадьми и нарядами.

«Немецкое платье» было предписано царем Федором Алексеевичем как придворное платье. Но смена одежды была главной приметой царствования Федора Алексеевича.

Царь был юн, чтобы править самостоятельно. Стал формироваться круг единомышленников, они и стали советниками царя.

Началось преобразование высшего административного аппарата - замена многочисленных приказов централизованной системой управления.

Одной из первоочередных задач была реорганизация армии; замена дворянского ополчения регулярными войсками - полками «нового строя».

Обсуждение этого вопроса встретило в думе непонимание. Многие преобразования упирались в стареющую систему «местничества». «Местничество» не давало возможности двигаться по службе незнатным, талантливым дворянам. В период правления Федора Алексеевича эта система была отменена. Это и явилось самым большим достижением правления Федора Алексеевича.

Учащиеся перечисляют основные преобразования, осуществленные при дворе Федора Алексеевича, и записывают в тетрадь:

  1. отменено местничество - 1682 г.

  2. увеличилось число полков «нового строя»

  3. усилилась власть воевод на местах

  4. упразднены приказы, которые дублировали деятельность друг друга; они сосредоточились под управлением одного лица



В о п р о с классу:

- На что были направлены проводимые реформы? (Дальнейшее централизация России, укрепление царской власти.)


^ 3. Усиление западного влияния на Россию.


Учащиеся с помощью учебника, текста на с. 33, отвечают на в о п р о с:

- В чем видите причины обращения российских правителей к европейскому опыту в 17 веке?

После ответов учащихся учитель представляет характеристику Симеону Полоцкому.

Белорус, окончил Киево-Могилевскую академию и в возрасте 27 лет (1656 г.) подстригся в монахи. Служил в Богоявленском монастыре в Полоцке. Симеон писал стихи на белорусском и польском языках, занимался учительством. Симеон был одержим идеей объединения украинского, белорусского и русского народов в рамках единого Российского государства.

Симеон был приглашен в Москву. Он в 1678 г. создал сборник поэтических произведений, стал первым придворным поэтом, прославлявшим в своих стихах царскую фамилию и самодержавие.

С 1664 года Симеон Полоцкий стал преподавать будущим служащим московских приказов в июле при Законоспасском монастыре.

Царь Алексей Михайлович поручил Симеону воспитание и образование своих детей. Это были первые руководители России, получившие западное образование, знание европейской истории, культуры, иностранных языков.

Учитель обращает внимание на то, что царствования Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и царевны Софьи отмечались целенаправленными попытками проведения реформ по западному образцу.


^ 4. Программа будущих преобразований России в замыслах, реформах и планах передовых людей этого времени: Афанасия Лаврентьевича Ордина-Нащокина, Василия Васильевича Голицына, Юрия Крижанича.

На доске обязательно представлен иллюстративный ряд исторических деятелей.

Трое учащихся выступают с краткими сообщениями о них. Затем учитель организует работу с текстом учебника.

I ряд - представить взгляды А.Л.Ордина-Нащокина и ответить на вопрос:

- Какие меры А.Л.Ордина-Нащокина вы считаете важными или главными? Почему?

II ряд - охарактеризовать реформаторские планы В.В.Голицына. Почему они не были реализованы

III ряд - определите важность и актуальность идей Юрия Крижанича. Нужны ли они были России?

Итогом работы станет т а б л и ц а:


^ Общие черты программы будущих преобразований России

в идеях, замыслах, реформах



А.Л.Ордин-Нащокина

В.В.Голицына

Юрия Крижанича












Заключение.


Учитель, опираясь на текст учебника, комментирует вывод § 12:

  • к концу 17 века в России представителями государственной власти была осознана необходимость преобразований России;

  • преобразования должны быть проведены с обязательным использованием европейского опыта и коснуться всех сторон жизни России

  • на основе планов, реформ, замыслов государственных деятелей сформировались программы будущих преобразований

  • это и определило направление деятельности не только Петра I, но и всей дальнейшей истории в 18 веке.



Итогом урока и домашним заданием может быть:


1) Т а б л и ц а:

^ Причины реформ в первой четверти 18 века



Экономические

Государственно-политические

Внешнеполитические

Социально-политические

Культурные


















2) В о п р о с:


- Докажите, была ли необходимость во внутренних и внешних преобразованиях в России.


Домашнее задание: § 12, Документы и вопросы к ним.


Проблемное задание рассматривается в конце урока.



Похожие:

Адаптивная технология; образовательная система «Школа-2100» Обоснование актуальности проблем, решаемых с помощью инновационной образовательной технологии (инновационной технологии) iconДистанционные технологии в инновационной деятельности преподавателя вуза (на материалах фпк кгу)
Интернет-технологии, информационные и коммуникационные, Web-технологии, «кейс-стади» (обучение с использованием конкретных ситуаций),...
Адаптивная технология; образовательная система «Школа-2100» Обоснование актуальности проблем, решаемых с помощью инновационной образовательной технологии (инновационной технологии) iconЗдоровьесберегающие технологии и современная система образования
Об актуальности такого подхода к образованию – технологического, с которым методисты, педагоги обращаются к новым для них понятиям...
Адаптивная технология; образовательная система «Школа-2100» Обоснование актуальности проблем, решаемых с помощью инновационной образовательной технологии (инновационной технологии) iconРабочая программа по предмету «Технология»
Фгос авторским коллективом ос «Школа 2100» для образовательных учреждений, работающих по данной ос. Издательство 2-е, испр., Москва,...
Адаптивная технология; образовательная система «Школа-2100» Обоснование актуальности проблем, решаемых с помощью инновационной образовательной технологии (инновационной технологии) iconИспользование проектного метода обучения на уроках технологии Технология – это образовательная область, включенная в базисный учебный план общеобразовательных учреждений России. Изучение области «Технология»
Изучение области «Технология» базируется на научной основе широкого спектра наук, включает, наряду с традиционными, распространенными,...
Адаптивная технология; образовательная система «Школа-2100» Обоснование актуальности проблем, решаемых с помощью инновационной образовательной технологии (инновационной технологии) icon«Образовательная система "Школа 2100" что это такое?» «Школа 2100»
«Школа 2100» является качественно новой образовательной системой, содействующей обеспечению России эффективным будущим потенциалом....
Адаптивная технология; образовательная система «Школа-2100» Обоснование актуальности проблем, решаемых с помощью инновационной образовательной технологии (инновационной технологии) iconСтруктура и содержание инновационной образовательной программы Кабинет теории и практики профессионального образования гоу рк «ипкро»
Ii. Качество и ожидаемая результативность инновационной образовательной программы
Адаптивная технология; образовательная система «Школа-2100» Обоснование актуальности проблем, решаемых с помощью инновационной образовательной технологии (инновационной технологии) iconТема понятие информационной технологии
Новая информационная технология. Инструментарий информационной технологии. Как соотносятся информационная система и информационная...
Адаптивная технология; образовательная система «Школа-2100» Обоснование актуальности проблем, решаемых с помощью инновационной образовательной технологии (инновационной технологии) iconИнформационные и коммуникационные технологии в инновационной деятельности преподавателя вуза

Адаптивная технология; образовательная система «Школа-2100» Обоснование актуальности проблем, решаемых с помощью инновационной образовательной технологии (инновационной технологии) iconПрограмма по обучению грамоте для 1 класса (образовательная система Школа 2100) Составитель
Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. О. В. Прониной «Обучение грамоте» Образовательная система «Школа 2100». (Сборник программ. Начальная...
Адаптивная технология; образовательная система «Школа-2100» Обоснование актуальности проблем, решаемых с помощью инновационной образовательной технологии (инновационной технологии) iconПрограмма "Школа 2100" Образовательная система «Школа 2100»
России и странах СНГ современный опыт создания целостной образовательной модели, последовательно предлагающей системное и непрерывное...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты