Государственная итоговая аттестация учащихся 11 классов по химии в 2008 – 2009 уч году Аксенова И. В icon

Государственная итоговая аттестация учащихся 11 классов по химии в 2008 – 2009 уч году Аксенова И. В



НазваниеГосударственная итоговая аттестация учащихся 11 классов по химии в 2008 – 2009 уч году Аксенова И. В
Дата17.10.2016
Размер
ТипРеферат

Государственная итоговая аттестация учащихся 11 классов по химии
в 2008 – 2009 уч. году


Аксенова И. В.,

зав. кафедрой преподавания естественно-математических

дисциплин ЛИРО, к.п.н., доцент


2009 год – это проведение единого государственного экзамена в штатном режиме.

Введение ЕГЭ было продиктовано необходимостью создания системы объективной оценки качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основным учебным предметам, в том числе – по химии. В течение 8 лет последовательно велся поиск оптимальной экзаменационной модели по химии.

Формирование всех элементов системы КИМ осуществлялось на основе нормативных документов для общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего среднего (полного) химического образования:

– Обязательный минимум содержания основного общего образования по химии (Приказ Минобразования России № 1236 от 19.05.1998 г.).

– Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по химии (Приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999 г.).

– Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по химии (Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.).

Кроме того, при формировании системы КИМ учитывался существующий в практике преподавания химии опыт оценки учебных достижений обучаемых в рамках различных форм контроля знаний и реально достигаемый в условиях массовой школы уровень подготовки выпускников по химии. Созданные контрольные измерительные материалы в ходе эксперимента постоянно совершенствовались. Причем ведущими критериями, определявшими направления совершенствования КИМ, являлись требования стандарта к уровню подготовки выпускников и результаты самого экзамена. Можно с полной ответственностью констатировать, что опыт практического использования результатов ЕГЭ, накопленный в ходе эксперимента явился основой для принятия конкретных решений в деле повышения объективной оценки учебных достижений выпускников, принимающих участие в экзамене. Так, в частности, удалось более точно отразить в КИМ, в кодификаторе прежде всего, то содержание учебного материала курса химии, которое составляет инвариантное ядро различных учебных программ, рекомендованных для средней (полной) школы, и согласно требованиям стандарта подлежит обязательному изучению. Одновременно результаты ЕГЭ стали рассматриваться как важный инструмент совершенствования преподавания химии в школе.

В экзаменационной работе модели 2009 года нашли последующее развитие тех направлений совершенствования КИМ, осуществление которых было начато в рамках эксперимента по введению ЕГЭ. Структура и содержание работы останутся прежними. Ориентация содержания КИМ на Федеральный компонент образовательного стандарта 2004 года будет усилена. Свидетельством тому являются те решения, которые приняты уже на стадии подготовки проектов кодификатора и спецификации экзаменационной работы, регламентирующих структуру и содержание КИМ 2009 года.

Так, в кодификаторе элементов содержания для составления КИМ ЕГЭ 2009 года проведены отдельные структурные и содержательные преобразования с целью достижения более полного соответствия содержания КИМ требованиям стандарта (базового и профильного уровней) к общеобразовательной подготовке выпускников средней школы по химии. В основном это касается элементов содержания блока «Вещество» (элементы органической химии) и блока «Познание и применение веществ и химических реакций» (расчетные задачи).

  • В практике ЕГЭ определено максимально возможное число элементов содержания, проверяемых экзаменационной работой – 56.

  • Работа включает различные по форме предъявления и уровню сложности задания. Использование заданий различного уровня сложности позволяет дифференцированно оценить достижения экзаменуемых.

  • Условия заданий формулируются таким образом, чтобы задание предусматривало выполнение выпускником определенных действий: выявить классификационные признаки веществ и реакций, определить степень окисления химических элементов по формулам их соединений, объяснить сущность того или иного процесса, взаимосвязи состава, строения и свойств веществ и т.п.. Разнообразие деятельности при выполнении работы служит показателем усвоения изученного материала с необходимой глубиной понимания.

  • Равноценность всех вариантов экзаменационной работы обеспечивается строгим соблюдением одинакового соотношения числа заданий, проверяющих усвоение основных элементов содержания различных разделов курса: общей, неорганической и органической химии.

В спецификации экзаменационной работы 2009 года отмечено следующее:

  • В части 1 были использованы три разновидности заданий базового уровня сложности, предусматривающие различную последовательность действий по выбору правильного ответа. В результате экзаменуемые смогут продемонстрировать более широкий круг умений по применению знаний уже на базовом уровне (задания на два суждения, усложненный выбор и обычный выбор одного ответа).

Часть А

Задание

Верны ли следующие суждения о щелочных металлах?

А. Во всех соединениях они имеют степень окисления + 1.

Б. С неметаллами они образуют соединения с ионной связью.

1)верно только А2)верно только Б3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

Задание

В схеме превращений

Fe(OH)3 ® X1 ® X2

веществом «X2» является

1)Fe2O3 2)FeO 3)FeCl3 4)FeCl2

Задание

Изомерами являются:

1)бензол и толуол

2)пропанол и пропановая кислота

3)этанол и диметиловый эфир

4)этанол и фенол

Часть В

  • Задания на соответствие: В1 – В5 (2 балла). Будет дополнительная инструкция для учащихся.

  • Решение задач: В9 – В10 (1 балл)

  • Выбор ответа: В6 – В8 (выбрать три цифры, написать без запятых). За 2 правильных ответа - 1балл, за 3 правильных ответа – 2 балла.




  • Будет продолжена работа по уточнению системы оценивания заданий части 3. В частности, шкала оценивания задания С5 изменена с 3 до 2 баллов. Это уточнение в оценивании является следствием анализа результатов ЕГЭ. Таким образом, максимальный балл за выполнение каждого из заданий части 3 составил соответственно: С1 – 3 балла, С2 – 4 балла, С3 – 5 баллов, С4 – 4 балла, С5 – 2 балла;

  • Максимальный первичный балл за выполнение работы в целом составит 66 баллов.

Критерии оценивания

^ Аналитический подход:

Ответ учащегося разбивается на содержательные элементы.

Балл за выполнение задания определяется количеством элементов ответа, выполненных экзаменуемым.

^ Интегральный подход:

Весь ответ оценивается с позиций его полноты и правильности.


При любом подходе ответ экзаменуемого сопоставляется с эталоном ответа.

Критерии оценки

  • касаются основных смысловых единиц ответа

  • учитывают содержание и полноту охвата экзаменуемым предложенных смысловых единиц

  • даются по каждому заданию отдельно

  • определяют самое существенное содержание ответа

  • иногда вводятся дополнительные рекомендации к оценке ответа, если наряду с правильными позициями в ответе экзаменуемого присутствуют ошибочные элементы

^ Рекомендации по совершенствованию методики преподавания химии с учетом результатов ЕГЭ 2008 года

  • При изучении различных случаев электролиза предметом обязательного обсуждения должны стать вопросы: что такое электролиз, как он протекает, как предсказать состав продуктов электролиза в том или ином случае. При рассмотрении сущности электролиза солей важно привлекать знания об электрохимических возможностях металлов (и водорода), тренировать умение пользоваться «Рядом напряжений металлов».

  • В разделе «Химическая связь» целесообразно уделить больше внимания усвоению понятия относительной электроотрицательности химических элементов и формированию на основе соответствующих заданий умения использовать при определении вида химической связи «Ряд относительной электроотрицательности элементов».

  • При формировании базовых знаний о реакциях окислительно-восстановительных необходимо обеспечить не только формирование понятий окисление и восстановление, но и отработку умений определять окислитель или восстановитель, степень окисления элементов в сложных веществах и указывать, как изменяется степень окисления элемента в процессе реакции.

  • На протяжении всего курса следует ориентировать учащихся на овладение языком химии, на использование номенклатуры ИЮПАК, на совершенствование умения терминологически грамотно характеризовать любой химический процесс.

  • С ведением ЕГЭ в школьную практику важное значение приобретает совершенствование методики контроля учебных достижений выпускников. Формы контроля могут быть самыми разнообразными в зависимости от конкретных целей и специфики изученного материала.

  • Учитывая содержание контрольных измерительных материалов ЕГЭ и принятую форму его проведения, целесообразно шире использовать практикоориентированные задания и задания на комплексное применение знаний из различных разделов курса.

  • Обучая школьников приемам работы с различными типами контролирующих заданий (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом), необходимо добиваться понимания того, что успешное выполнение любого задания невозможно без тщательного анализа его условия и выбора адекватной последовательности действий.



Похожие:

Государственная итоговая аттестация учащихся 11 классов по химии в 2008 – 2009 уч году Аксенова И. В iconСроки сдачи гиа 2012 (проект)
Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов, которая не является обязательной, пройдет с 29 мая по 19 июня
Государственная итоговая аттестация учащихся 11 классов по химии в 2008 – 2009 уч году Аксенова И. В iconИтоговая аттестация выпускников тпу
Винокуров Б. Б., Караушев В. Ф., Лисицын В. М., Сергеев В. М., Цим­балист Э. И., Чудинов В. Н., Шмойлов А. В. Итоговая аттестация...
Государственная итоговая аттестация учащихся 11 классов по химии в 2008 – 2009 уч году Аксенова И. В iconАнализ государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9-х, 11-х, классов моау сош №4 за 2012-2013 учебный год. 11 класс
Щего образца. Государственная (итоговая) аттестация проходила в форме егэ. Обучающиеся 11-х классов сдавали два обязательных экзамена...
Государственная итоговая аттестация учащихся 11 классов по химии в 2008 – 2009 уч году Аксенова И. В iconИнструкция по заполнению бланков ответов участников тестирования, обучающихся в 9-х классахВ 2013году
Автоматизированная информационная система «государственная (итоговая) аттестация»
Государственная итоговая аттестация учащихся 11 классов по химии в 2008 – 2009 уч году Аксенова И. В iconГосударственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы в новой форме осуществляется в 2013 году по 14 предметам на основе централизованно разработанных экзаменационных материалов (по материалам фипи)
Рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой)...
Государственная итоговая аттестация учащихся 11 классов по химии в 2008 – 2009 уч году Аксенова И. В iconФедеральный институт педагогических измерений рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2013 году
Государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы в новой форме осуществляется в 2013 году по 14 предметам на основе...
Государственная итоговая аттестация учащихся 11 классов по химии в 2008 – 2009 уч году Аксенова И. В iconФедеральный институт педагогических измерений рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2010 году
Государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы в новой форме осуществляется в 2010 году по 13 предметам на основе...
Государственная итоговая аттестация учащихся 11 классов по химии в 2008 – 2009 уч году Аксенова И. В iconФедеральный институт педагогических измерений рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2011 году
Государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы в новой форме осуществляется в 2011 году по 14 предметам на основе...
Государственная итоговая аттестация учащихся 11 классов по химии в 2008 – 2009 уч году Аксенова И. В iconПрограмма по химии 9 класс Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по химии для 9 класса разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования...
Государственная итоговая аттестация учащихся 11 классов по химии в 2008 – 2009 уч году Аксенова И. В iconРекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2013 году
Государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы с использованием механизмов независимой оценки знаний путем создания...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты