Коррекционно-развивающая программа, направленная на снижение высокого уровня тревожности у детей младшего школьного возраста icon

Коррекционно-развивающая программа, направленная на снижение высокого уровня тревожности у детей младшего школьного возраста



НазваниеКоррекционно-развивающая программа, направленная на снижение высокого уровня тревожности у детей младшего школьного возраста
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрограмма

Коррекционно-развивающая программа,

направленная на снижение высокого уровня тревожности

у детей младшего школьного возраста


Программа направлена на развитие средств самопознания тревожных детей, на повышение представлений о собственной ценности, на развитие мотивов межличностных отношений, на развитие уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии. Это необходимо для того, чтобы обеспечить ребенка средствами, позволяющими ему наиболее эффективно вступать во взаимодействия, решать встающие перед ним каждодневные задачи. Младший школьный возраст является благоприятным периодом для такой работы, так как мотивационно-смысловая система еще не сформирована и открыта позитивным изменениям, возможность для которых создается в групповой психотерапии. Проблемы, которые анализировались детьми в ходе групповых занятий, являются достаточно типичными для данного возраста.

^ Цель программы: снижение высокого уровня тревожности у детей младшего школьного возраста.

Задачи программы:

    • снятие напряжения и раскрепощение;

    • выработку правильного отношения к ошибкам и неудачам, на формирование уверенности в себе, стремления к реализации своих способностей;

    • актуализацию школьных переживаний, снижение тревожности и страхов;

    • развитие произвольности внутреннего плана действий.

    • формирование позитивного отношения к сверстникам, навыков совместной деятельности.

^ Организационные принципы построения программы.

Данная программа состоит из 10 занятий и рассчитана на срок 5 недель. Занятия проводятся по принципу социально-психологического тренинга в классном кабинете, где можно свободно располагаться и передвигаться. Их продолжительность не должна превышать одного школьного урока. Каждому ребенку должна быть обеспечена возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.

Проведение программы потребует специальных материалов: понадобятся тетради для рисования и записей, наборы цветных карандашей, листки бумаги с булавками для именных табличек. Проведение системы коррекционно-развивающих занятий, должно проходить в условиях специально смоделированных коллективных упражнений и состоять из трех этапов:

  1. Ориентировочный (2 занятия).

  2. Реконструктивный (6 занятий).

  3. Закрепляющий (2 занятия).

Каждый этап предполагает работу по основным блокам:

  1. Сплочение группы, выработка правил поведения на занятиях.

  2. Развитие представлений о ценности другого человека и себя самого, развитие коммуникативных навыков, осознание проблем в отношениях с людьми, формирование положительных стратегий взаимодействия.

  3. Приобретение навыка деятельности в конфликтной ситуации, усвоение способов разрешения собственных проблем, осознание мотивов межличностных отношений

Тематический план

тема

цели

Наименование форм обучения

Занятие 1

Создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, выработка правил поведения на занятиях.

«Здравствуйте, я рад с вами познакомиться!»

Выработка правил поведения на занятиях.

Игра «Ветры дуют на…»

Игра «Хоровод»

Психогимнастика «Солнышко - луна»

Занятие 2

Развитие способности слаженно работать в группе, сплочение группы.

Приветствие.

Игра «печатная машинка»

Игра «Сочиним историю»

Игра «Хоровод»

Психогимнастика «Воздушный шарик»

Занятие 3

Снятие напряжения среди участников, осознание себя.

Приветствие

Игра «волшебное слово»

Игра «Части моего «Я»

Игра «Паровозик»

Упражнение «Комплименты»

Психогимнастика «Радость»

Занятие 4

Развитие внимания к поведению другого и способности к получению обратной связи.

Приветствие

Игра-тренинг «Таможня»

Игра «Ассоциации»

Упражнение «Подарочки»

Психогимнастика «Укромный уголок»

Занятие 5

Развитие представлений о ценности другого человека и способности выражать свое эмоциональное состояние.

Приветствие

Игра «Значимые люди»

Игра «список чувств»

Психогимнастика «Тропический дождь»

Упражнение «Ласковушки»

Занятие 6

Развитие коммуникативных навыков,осознание различных черт характера и чувств.

Приветствие

Игра «Спина к спине»

Игра «Монстр»

Упражнение «Дружба начинается с улыбки»

Психогимнастика «Волшебный лес»

Занятие 7

Формирование положительных стратегий взаимодействия.

Приветствие

Игра «За что мы любим»

Игра «Слепец и повадырь»

Упражнение «Ласковушки»

Психогимнастика «Радуга»

Занятие 8

Повышение представления о собственной значимости и ценности другого человека, осознание проблем в отношениях с людьми.

Приветствие

Игра «Я не такой, как все – все мы разные»

«Мой портрет в лучах солнца»

«Кто это?»

Упражнение «Комплименты»

Психогимнастика «Тропический дождь»

Занятие 9

Осознание проблем в отношениях с людьми, активизация самосознания.

Приветствие

Игра «Продолжи предложение»

Игра «У меня живет вот такой зверек…»

Упражнение «Благодарность без слов»

Психогимнастика «Буратино»

Занятие 10

Осознание мотивов межличностных отношений, завершение работы с группой.

«Общение без масок»

Игра «Горячее место»

Психогимнастика «Тропический дождь»

Рефлексия



^ Используемая литература


  1. Аллан Дж. Ландшафт детской души. СП б - Минск, 1997

  2. Афанасьева Е.А., Васильева Н.П., Тутушкина М.К. Организация коррекционной психолого-педагогической помощи детям при трудностях адаптации к школе. (Методические рекомендации к учебному курсу практической психологии. СП б, 1998)

  3. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М, 1998

  4. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996

  5. Осорина М.В. Секретный мир детей. СП б, 1999

  6. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов: комплексная психологическая коррекция. М., 1988

  7. Тайсоны Ф. и Р. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург, 1998

  8. Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. СП б, 1999.



ПРИЛОЖЕНИЕ


Рекомендации по развитию у детей саморегуляции эмоциональных состояний

Потребность в саморегуляции поведения, возникающая к концу младшего школьного возраста, не должна оставаться без внимания взрослых. В противном случае не будут реа­лизованы потенциальные возможности данного возраста, сензитивного для развития разнообразных форм произволь­ного поведения. Это определяет необходимость проведе­ния специальной работы по развитию у детей приемов и способов овладения поведением в эмоционально напряжен­ных ситуациях.

С этой целью психолог может использовать следующие типы заданий:

1. Анализ отрывков из художественных текстов, содер­жащих описание трудных ситуаций и особенностей дейст­вий в них человека. Это поможет детям в силу их недостаточной интроспективности лучше осознать свои пережива­ния в аналогичных ситуациях, создаст представление о воз­можных вариантах действия в затрудненных условиях.

Проигрывание предварительно сконструированных трудных ситуаций из школьной жизни с демонстрацией различных по конструктивности способов действия. При этом необходимо обсудить особенности поведения каждо­го персонажа, их переживания и т. д.

Моделирование ситуаций деятельности в затруднен­ных условиях (публичное выступление, спортивные сорев­нования и др.) с целью отработки «знаемых» способов по­ведения.

Использование элементарных фор­мул самовнушения: «Только не волноваться», «Спокойно!», «Все будет хорошо».

Употребление самоприказа; счет до 3, 10.

Разрядка с помощью физических упражнений.

Точечный массаж.



Похожие:

Коррекционно-развивающая программа, направленная на снижение высокого уровня тревожности у детей младшего школьного возраста iconКонкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми младшего школьного возраста в контексте требований фгос второго поколения
Тема : «Формирование у детей младшего школьного возраста толерантного отношения к другим народностям, их истории и культуре»
Коррекционно-развивающая программа, направленная на снижение высокого уровня тревожности у детей младшего школьного возраста iconI. Теоретические аспекты изучения проблемы общения умственно отсталых детей младшего школьного возраста 8
Особенности формирования навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста 8
Коррекционно-развивающая программа, направленная на снижение высокого уровня тревожности у детей младшего школьного возраста iconТема проекта: Коррекция мышления трудовой и экологической деятельностью у детей с зпр младшего школьного возраста
Методологической основой исследования является концепция Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в педагогическом развитии ребенка...
Коррекционно-развивающая программа, направленная на снижение высокого уровня тревожности у детей младшего школьного возраста iconПрограмма по внеурочной познавательной деятельности в 1 классе Курс: «Эрудит»
Программа рассчитана на 4 года обучения (1-4 классы) детей младшего школьного возраста (7-11 лет)
Коррекционно-развивающая программа, направленная на снижение высокого уровня тревожности у детей младшего школьного возраста iconПроектное задание тема: «развивающие занятия по развитию творческой одаренности детей младшего школьного возраста»
«развивающие занятия по развитию творческой одаренности детей младшего школьного возраста»
Коррекционно-развивающая программа, направленная на снижение высокого уровня тревожности у детей младшего школьного возраста iconПояснительная записка Программа "Капелька"
Программа "Капелька" рассчитана на четыре года обучения, для детей младшего школьного возраста. Возраст учащихся 7-10 лет
Коррекционно-развивающая программа, направленная на снижение высокого уровня тревожности у детей младшего школьного возраста iconТема: «Развитие социальной и коммуникативной одаренности у детей младшего школьного возраста»

Коррекционно-развивающая программа, направленная на снижение высокого уровня тревожности у детей младшего школьного возраста iconРецензия на образовательную программу дополнительного образования детей «Путешествие в мир природы»
Программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста (7-10 лет) в группах постоянного состава. Наполняемость группы...
Коррекционно-развивающая программа, направленная на снижение высокого уровня тревожности у детей младшего школьного возраста iconИсследовательская работа на тему: «Влияние самостоятельных занятий физической культурой на формирование физических качеств у детей младшего школьного возраста и контроль за из выполнением»
«Влияние самостоятельных занятий физической культурой на формирование физических качеств у детей младшего школьного возраста и контроль...
Коррекционно-развивающая программа, направленная на снижение высокого уровня тревожности у детей младшего школьного возраста iconОсобенности самоидентификации детей младшего школьного возраста
Для этого возраста характерно, что в качестве ведущей деятельности у ребенка формируется учебная деятельность, в которой происходит...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты