Программа по математике для 4 класса Пояснительная записка icon

Программа по математике для 4 класса Пояснительная записка



НазваниеПрограмма по математике для 4 класса Пояснительная записка
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрограмма

Рабочая программа по математике для 4 класса

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике для 4 класса разработана в соответствии с примерной программой начального общего образования по математике.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание обучения математике в начальной школе направлено на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. Учащиеся изучают четыре арифметических действия, овладевают алгоритмами устных и письменных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. У детей формируются пространственные и геометрические представления. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.

Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Примерная программа определяет также необходимый минимум практических работ.


^ Цели и задачи

В результате обучения математике реализуются следующие цели:

  • развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

  • освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

  • воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.


Рабочая программа реализует следующие задачи обучения:

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;

  • создание благоприятный условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка, соответствующих его возрастным особенностям и возможностям;

  • формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных отношений, творческой деятельности;

  • воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни и для решения новых конкретных учебных задач;

  • формирование основ общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдения, измерения, моделирования),

  • формирование способов организации учебной деятельности (планирование, самоконтроль, самооценка и др.).


^ Краткое пояснение логики структуры программы


Примерная программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

^ Место предмета в учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение математики в 4 классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего – 136 часов. 1 час добавлен за счёт компонента образовательного учреждения, итого - 170 часов.

^ Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения математики ученик должен

знать/понимать

  • последовательность чисел в пределах 100 000;

  • таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;

  • таблицу умножения и деления однозначных чисел;

  • правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;

уметь

  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000;

  • представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

  • пользоваться изученной математической терминологией;

  • выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста;

  • выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число);

  • выполнять вычисления с нулем;

  • вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками и без них);

  • проверять правильность выполненных вычислений;

  • решать текстовые задачи арифметическим способом (не более двух действий);

  • чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка;

  • распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);

  • вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);

  • сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);

  • сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;

  • определения времени по часам (в часах и минутах);

  • решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);

  • оценки величины предметов на глаз;

  • самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур).



^ Учебно - тематический план

Содержание

Примерная программа

^ Рабочая программа

1 кл

2кл

3 кл

4 кл

всего

Числа и вычисления, из них:

350-370
















Целые неотрицательные числа




20

13

23

29

85

Арифметические действия с числами





65

83

76

61

285

Величины




20

44

60

44

168

^ Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин, из них:

140-120
















Пространственные отношения.




38

12

-

-

50

Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин.




14

16

11

26

67

Резерв

10 %

8

2

-

10

20

Всего

540

165

170

170

170

675


Контрольные работы


п/п

Тема раздела

Тема контрольной работы

1

Неравенства (Целые неотрицательные числа)

Контрольная работа № 1 по теме «Повторение»

2

Оценка результатов арифметических действий (Арифметические действия с числами)

Контрольная работа № 2 по теме «Неравенства. Прикидка арифметических действий»

3

Площадь фигуры (Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин)

Контрольная работа № 3 по теме «Приближенное вычисление площади»

4

Дроби. (Арифметические действия с числами)

Административная контрольная работа за 1 полугодие

Комбинированная контрольная работа № 5 по теме «Дроби»

Комбинированная контрольная работа № 6 по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»

5

Задачи на движение (Величины)

Комбинированная контрольная работа №7 по теме «Задачи на одновременное движение»

6

Диаграммы

Комбинированная контрольная работа № 8 по теме «Диаграммы»

7

Графики

Комбинированная контрольная работа № 9 по теме «Графики движения»

8

Повторение

Административная контрольная работа

Переводная контрольная работа

Итоговая контрольная работа




Итого:

12



^ Календарно-тематическое планирование по математике (4 класс)

п/п

Тема урока

Элементы содержания

Дата

Примечание




^ Повторение (Арифметические действия с числами) (7 ч)







1

1

Повторение устных вычислений с натуральными числами

Приёмы вычислений: прибавление (вычитание) числа по частям, вычитание на основе знания соответствующего случая сложения.







2

2

Повторение письменных вычислений с натуральными числами

Письменные вычисления с натуральными числами. Алгоритмы сложения и вычитания чисел в пределах миллиона.







3

3

Повторение нахождения значений числовых выражений со скобками и без них.

Использование скобок для записи выражений. Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них.







4

4

Повторение переместительного свойства сложения и умножения.

Переместительное свойство сложения и умножения. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений.







5

5

Повторение умножения двух - четырёхзначного числа на однозначное.

Умножение двух – четырёхзначного числа на однозначное, двузначное число; деление трёх – шестизначного числа на однозначное, двузначное число.







6

6

Повторение деления с остатком.

Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного. Деление с остатком. Проверка деления с остатком.







7

7

Повторение нахождения неизвестного компонента арифметических действий.

Названия компонентов и результата сложения, вычитания, умножения и деления. Связь между компонентами и результатом сложения (вычитания, умножения, деления).










^ Неравенства (Целые неотрицательные числа) (9 ч)







8

1

Решение неравенства

Нумерация многозначных чисел. Отношения «больше», «меньше»; понятие «конспект»







9

2

Множество решений

Порядок действий в выражениях. Множество решений неравенства. Запись множества решений с помощью определённой символики.







10

3

Множество решений неравенства

Понятия «множество решений неравенства», «конечное», «бесконечное», «пустое» множества решений.







11

4

Знаки больше или равно и меньше или равно

Отношения «больше или равно» и «меньше или равно», запись с помощью знаков







12

5

Знаки больше или равно и меньше или равно

Отношения «больше или равно» и «меньше или равно», запись с помощью знаков.







13

6

Двойное неравенство

Порядок действий в выражениях. Множество решений двойного неравенства.







14

7

Нахождение множества решений двойного неравенства

Порядок действий в выражениях. Множество решений двойного неравенства.







15

8

Закрепление изученного по теме «Неравенства»

Множество решений неравенства. Запись множества решений с помощью определённой символики.







16

9

Контрольная работа № 1 по теме «Повторение»

Решение текстовых задач арифметическим способом. Письменные приёмы вычислений. Вычисление площади прямоугольника.










^ Оценка результатов арифметических действий (Арифметические действия с числами) (14 ч)







17

1

Оценка суммы

Компоненты сложения. Оценка и прикидка результатов арифметических действий







18

2

Оценка разности

Компоненты вычитания. Оценка и прикидка результатов арифметических действий







19

3

Нижняя и верхняя границы разности

Компоненты разности. Понятия цена, количество, стоимость







20

4

Оценка произведения

Компоненты умножения. Оценка и прикидка результатов арифметических действий







21

5

Нахождение верхней и нижней границы произведения

Компоненты умножения. Решение задач изученных видов. Самостоятельный анализ текстов, умение устанавливать порядок действий в выражениях.







22

6

Оценка частного

Компоненты деления. Решение уравнений с проверкой. Самостоятельный анализ и решение задач, составление подобных.







23

7

Нахождение границ частного

Компоненты деления. Свойства сложения и умножения. Решение текстовых задач.







24

8

Оценка суммы, разности

Компоненты арифметических действий. Нахождение значений выражений, содержащих переменную







25

9

Оценка произведения и частного

Компоненты арифметических действий. Сравнение числовых выражений. Решение текстовых задач







26

10

Закрепление пройденного по теме «Прикидка результатов арифметических действий»

Компоненты арифметических действий. Нахождение значений выражений, содержащих переменную. Решение составных уравнений.







27

11

Прикидка результатов арифметических действий

Компоненты арифметических действий. Приёмы устных вычислений. Решение текстовых задач.







28

12

Закрепление по теме «Прикидка арифметических действий».

Компоненты арифметических действий. Сравнение числовых выражений. Решение текстовых задач







29

13

Контрольная работа № 2 по теме «Неравенства. Прикидка арифметических действий»

Решение текстовых задач. Нахождение значения числовых выражений.







30

14

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

Компоненты арифметических действий. Решение задач изученных видов. Самостоятельный анализ текстов, умение устанавливать порядок действий в выражениях.







^ Деление на двузначное и трёхзначное число (Арифметические действия с числами) (10 ч)

31

1

Деление с однозначным частным

Деление на двузначное и трехзначное число. Общий случай деления многозначных чисел. Деление с остатком. Запись решения в столбик.







32

2

Деление с помощью прикидки результатов действия

Деление методом прикидки результата. Деление с остатком и без остатка. Соотношение между единицами длины.







33

3

Деление с помощью прикидки результатов действия с остатком

Деление методом прикидки результата. Составление буквенных выражений к задачам на движение.







34

4

Деление на двузначное и трехзначное число

Приём письменного деления на двузначное и трёхзначное число. Решение задач разных видов. Нахождение периметра и площади фигур.







35

5

Алгоритм деления на двузначное число

Письменные вычисления с натуральными числами. Решение составных уравнений, текстовых задач.







36

6

Деление на двузначное число, когда в записи частного есть нули.

Умножение и деление на 10, 100, 1000, ...Соотношения между единицами времени. Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счёте.







37

7

Приём деления с остатком на 10, 100 и 1000

Устные вычисления с натуральными числами. Умножение и деление на 10, 100, 1000, .... Решение задач с использованием формулы работы.







38

8

Деление на двузначное и трехзначное число

Устные и письменные вычисления с натуральными числами. Решение задач разных видов, уравнений.







39

9

Решение задач с использованием формулы работы

Устные вычисления с натуральными числами. Умножение и деление на 10, 100, 1000, .... Решение задач с использованием формулы работы. Нахождение периметра и площади фигур.




Величины

40

10

Проверка умения выполнять деление на двузначное и трёхзначное число

Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений.










^ Площадь фигуры (Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин) (7 ч)







41

1

Оценка площади

Границы площади любой фигуры. Элементы множеств.







42

2

Приближенное вычисление площадей

Деление с остатком на 10, 100, 1000. Письменные вычисления натуральных чисел. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр.







43

3

Приближенное вычисление площадей

Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки. Анализ и решение текстовой задачи. Соотношения между величинами.







44

4

Развитие умений делать оценку и записывать приближённое значение площади

Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки. Анализ и решение текстовой задачи. Соотношения между величинами.







45

5

Упражнение в приближённом вычислении площади

Вычисление площади фигуры с помощью памятки и по алгоритму. Анализ и решение задач.







46

6

Контрольная работа № 3 по теме «Приближенное вычисление площади»

Оценка и запись приближённого значения площади. Решение неравенств, уравнений.







47

7

Анализ контрольной работы. Коррекция знаний

Вычисление площади фигуры с помощью памятки и по алгоритму. Анализ и решение задач.







^ Дроби (46 ч) (Целые неотрицательные числа) (21 ч)

48

1

Измерения и дроби

Измерения и дроби. Из истории дробей. Решение текстовых задач, уравнений.







49

2

Из истории дробей

Измерения и дроби. Понятие дроби как числа, которое выражает часть единицы счёта или измерения. Способом обозначения этих частей с помощью чисел. Анализ и решение текстовой задачи.







50

3

Доли

Понятие «доли». Деление предмета, геометрической фигуры на равные доли. Анализ и самостоятельное решение задач, уравнений.







51

4

Сравнение долей

Чтение и запись доли. Сравнение долей с опорой на рисунок и без него. Множество решений неравенства. Вычисления с использованием свойств сложения, правил вычитания из числа суммы.







52

5

Сравнение долей с опорой на рисунок и без него

Сравнение долей с опорой на рисунок и без него. Множество решений неравенства. Вычисления с использованием свойств сложения, правил вычитания из числа суммы.







53

6

Нахождение доли числа

Чтение, запись и сравнение долей. Вычисления с помощью прикидки результатов действий. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками.







54

7

Решение задач на нахождение доли числа

Задачи на нахождение доли числа. Анализ и решение текстовой задачи.







55

8

Проценты

Знакомство с термином «проценты», определение процента. Решение задач, в которых требуется найти несколько процентов какой-либо величины. Составление программы действий в выражении.







56

9

Нахождение числа по доле

Решение задач на нахождение числа по доле. Программа действий в выражениях. Операции над числами и функциональная зависимость величин. Доли. Сравнение долей







57

10

Решение задач на нахождение числа по доле

Решение задач на нахождение доли числа, числа по доле. Анализ и решение текстовых задач. Нумерация многозначных чисел.







58

11

Дроби

Наглядное изображение дробей с помощью геометрических фигур и на числовом луче. Знаменатель и числитель дроби. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.







59

12

Сравнение дробей

Наглядное изображение дробей с помощью геометрических фигур и на числовом луче. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями







60

13

Дроби. Сравнение дробей

Сравнение дробей с опорой на рисунок или чертёж. Дроби с одинаковыми числителями. Дроби с одинаковыми знаменателями. Нахождение равных дробей.







61

14

Нахождение части числа

Решение задач на нахождение части числа. Решение задач разного вида с предварительным анализом. Нахождения корня уравнения. Сравнение дробей.







62

15

Нахождение число по его части

Решение задач на нахождение числа по его части. Решение задач разного вида с предварительным анализом. Умение отмечать дроби на числовом луче.







63

16

Нахождение части числа и числа по его части

Решение задач на нахождение числа по его части и части числа. Периметр и площадь геометрических фигур. Нахождение площади фигуры с помощью палетки.







64

17

Закрепление изученного материала по теме «Дроби»

Дроби. Операции над числами и функциональная зависимость величин. Сравнение дробей.







65

18

Площадь прямоугольного треугольника

Геометрические фигуры и величины. Площадь прямоугольного треугольника. Виды углов. Вершины, стороны и углы многоугольника.




Геометр. фигуры. Измерение геометрических величин

66

19

Деление и дроби

Результат деления двух натуральных чисел. Роль дробной черты. Единицы времени, соотношения между ними. Верные и неверные высказывания.







67

20

Нахождение части, которую одно число составляет от другого

Запись дроби в виде частного двух натуральных чисел. Зависимость между величинами: количество товара, цена, стоимость. Операции над числами и функциональная зависимость величин







68

21

Закрепление по теме «Нахождение части от числа».

Решение задач на нахождение части, которую одно число составляет от другого. Решение текстовых задач, уравнений.







^ Арифметические действия с числами (25 ч)

69

1

Административная контрольная работа за 1 полугодие

Решение задач разного вида. Письменные вычисления натуральных чисел.







70

2

Сложение дробей

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Порядок действий в выражении.







71

3

Вычитание дробей

Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Анализ и решение задач разного вида. Сравнение дробей.







72

4

Сложение и вычитание дробей

Анализ и решение задач, уравнений. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями







73

5

Закрепление изученного по теме «Сложение и вычитание дробей»

Правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Зависимость между величинами: количество товара, цена, стоимость.







74

6

Комбинированная контрольная работа № 5 по теме «Дроби»

Анализ и решение задач, уравнений. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.







75

7

Правильные и неправильные дроби

Правильные и неправильные дроби. Порядок действий в выражениях.







76

8

Правильные и неправильные части величин

Понятие «правильные части» и «неправильные части» величин. Сумма и разность двух дробей с одинаковыми знаменателями.







77

9

Решение задач на нахождение числа по его части

Анализ и решение текстовых задач. Правильные и неправильные дроби. Порядок действий в выражениях.







78

10

Решение задач на нахождение части числа

Решение задач на нахождение части числа и числа по его части. Нахождение значений выражений в несколько действий.







79

11

Задачи на части

Три типа задач на дроби. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.







80

12

Смешанные числа

Представление о смешанных числах. Представление числа в виде суммы его целой и дробной части и суммы в виде смешанного числа. Формула деления с остатком.







81

13

Выделение целой части из неправильной дроби

Выделение целой части из неправильной дроби. Представление смешанного числа в виде неправильной дроби.







82

14

Закрепление изученного по теме «Выделение целой части из неправильной дроби»

Выделение целой части из неправильной дроби. Представление смешанного числа в виде неправильной дроби.







83

15

Запись смешанного числа в виде неправильной дроби

Представление смешанного числа в виде неправильной дроби.







84

16

Сложение смешанных чисел

Сложение и вычитание смешанных чисел. Умножение и деление многозначных чисел







85

17

Вычитание смешанных чисел

Сложение и вычитание смешанных чисел. Правила действий с 0 и 1.







86

18

Сложение и вычитание смешанных чисел

Свойства сложения и вычитания. Сложение и вычитание смешанных чисел. Решение текстовых задач изученного вида.







87

19

Свойства сложения и вычитания смешанных чисел

Порядок действий в выражениях. Свойства сложения и вычитания. Сложение и вычитание смешанных чисел. Решение текстовых задач изученного вида.







88

20

Закрепление по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»

Сложение и вычитание смешанных чисел. Умножение и деление многозначных чисел.







89

21

Сложение смешанных чисел, когда в сумме получается неправильная дробь

Сложение и вычитание смешанных чисел. Алгоритм представления смешанного числа в виде неправильной дроби.







90

22

Сложение и вычитание смешанных чисел

Сложение и вычитание смешанных чисел.







91

23

Действия со смешанными числами

Свойства сложения и вычитания. Сложение и вычитание смешанных чисел. Решение текстовых задач изученного вида.







92

24

Закрепление по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел».

Порядок действий в выражениях. Свойства сложения и вычитания. Сложение и вычитание смешанных чисел. Решение текстовых задач изученного вида.







93

25

Комбинированная контрольная работа № 6 по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»

Сложение и вычитание дробей. Выделение целой части из неправильной дроби. Запись смешанного числа в виде неправильной дроби. Решение задач на нахождение части числа и числа по его части







^ Координатный луч (4 ч) (Резерв)

94

1

Шкалы

Анализ и решение задач разного вида. Величины. Единицы измерения длины. Представление о шкале, цене деления. Нахождение штриха или точки, соответствующей заданному числу.







95

2

Числовой луч

Представление о числовом луче. Отличие его от луча – геометрической фигуры. Нумерация многозначных чисел. Координаты на луче и плоскости.







96

3

Координаты на луче

Определение координат на числовом луче. Понятие «координатный луч». Самостоятельный анализ и решение задач разного вида. Действия со смешанными числами. Верные неравенства.







97

4

Расстояние между точками числового луча

Расстояние между точками координатного луча. Движение точек по координатному лучу







^ Задачи на движение (Величины) (24 ч)

98

1

Одновременное движение по числовому лучу

Определение начала движения, расстояния между движущимися объектами. Зависимость между величинами, характеризующими движение.







99

2

Скорость сближения и скорость удаления

Зависимость между величинами, характеризующими движение. Правило вычисления скоростей. Координаты точек на числовом луче.







100

3

Скорость сближения и скорость удаления

Сложение и вычитание натуральных чисел. Решение задач на нахождение числа по его части и части числа.







101

4

Решение задач на нахождение скорости сближения и удаления

Зависимость между величинами, характеризующими движение. Письменные вычисления натуральных чисел.







102

5

Встречное движение

Формулы одновременного движения. Зависимость между величинами, характеризующими движение.







103

6

Решение задач на встречное движение

Решение задач на встречное движение. Формула зависимости между величинами «Расстояние», «скорость сближения» и «время встречи». Составление по схемам взаимно обратных задач.







104

7

Движение в противоположных направлениях

Решение задач на движение в противоположных направлениях. Формула зависимости расстояния от времени движения. Нахождение корня уравнений. Деление с остатком.







105

8

Решение задач на движение в противоположных направлениях

Решение текстовых задач на случаи одновременного движения двух тел. Формулы одновременного движения. Письменные вычисления натуральных чисел.







106

9

Движение вдогонку

Решение задач вдогонку. Формула зависимости расстояния от времени движения. Порядок действий в выражениях со скобками.







107

10

Решение задач на движение вдогонку

Формулы одновременного движения. Зависимость между величинами, характеризующими движение







108

11

Движение с отставанием

Решение текстовых задач на случаи одновременного движения двух тел. Решение задач с опорой на схемы.







109

12

Задачи на движение с отставанием

Решение задач на движение с отставанием. Формула зависимости расстояния от времени движения. Решение составных уравнений. Формулы периметра и площади прямоугольника и прямоугольного треугольника.







110

13

Закрепление изученного по теме «Задачи на движение вдогонку и с отставанием»

Решение задач на движение вдогонку и с отставанием. Корень уравнения. Устные приёмы вычислений.







111

14

Формула одновременного движения

Решение задач на одновременное движение, когда объекты движутся навстречу друг другу. Формула одновременного движения.







112

15

Закрепление изученного по теме «Задачи на встречное движение»

Решение задач на встречное движение с использованием формулы одновременного движения. Самостоятельный анализ выбор решения задач. Перевод смешанного числа в неправильную дробь. Выделение целой части. Единицы массы. Площадь прямоугольного треугольника.







113

16

Закрепление изученного по теме «Задачи на все виды движения»

Самостоятельный анализ текста задач на одновременное движение. Составление схем. Решение задач изученных видов. Порядок действий в выражениях со скобками. Действия со смешанными числами. Запись дробью части целого.







114

17

Задачи на движение

Формула одновременного движения в случае, когда движение осуществляется вдогонку. Соотношение между единицами времени. Формула площади и периметра квадрата, прямоугольника, прямоугольного треугольника. Построение прямого угла и прямоугольника на клетчатой бумаге.







115

18

Решение задач разного вида

Решение текстовых задач на все случаи одновременного движения двух тел. Сложение и вычитания смешанных чисел.







116

19

Решение задач разного вида

Самостоятельный анализ текста задач на одновременное движение. Составление схем. Решение задач изученных видов. Порядок действий в выражениях со скобками. Действия со смешанными числами. Запись дробью части целого.







117

20

Закрепление изученного по теме «Задачи на движение»

Решение задач изученных видов. Порядок действий в выражениях со скобками. Действия со смешанными числами. Запись дробью части целого.







118

21

Комбинированная контрольная работа №7 по теме «Задачи на одновременное движение»

Решение задач изученных видов. Порядок действий в выражениях со скобками. Действия со смешанными числами. Запись дробью части целого







119

22

Действия над составными именованными величинами

Понятие «составные именованные числа». Арифметические действия с составными именованными числами, со смешанными числами. Программа действий в выражениях со скобками и без них.







120

23

Действия над составными именованными величинами

Соотношения между новыми единицами площади: ар, га. Действия с именованными числами. Сравнение дробных и смешанных чисел.




Геометр. фигуры. Измерение геометрических величин

121

24

Закрепление изученного по теме: «Действия над составными именованными числами»

Единицы измерения величин. Соотношения между ними. Решение задач разного вида. Действия со смешанными числами.










^ Углы. Построение. Измерение (Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин) (12 ч)







122

1

Сравнение углов

Сравнение углов с помощью наложения. Определение биссектрисы угла. Сравнение углов на глаз. Выделение биссектрисы среди других лучей, изображённых на составном чертеже. Построение биссектрисы перегибанием листа бумаги и на глаз.







123

2

Развернутый угол.

Определение развёрнутого угла. Изображение данного угла. Сравнение любого угла с развёрнутым. Построение углов разного вида. Нахождение числа по его части.







124

3

Смежные углы

Смежные и вертикальные углы. Решение задач изученных видов. Порядок действий в выражениях со скобками. Действия со смешанными числами. Запись дробью части целого.







125

4

Измерение углов

Понятие «измерить величину угла». Выражение величины угла определёнными мерками. Соотношения единиц измерения величин.







126

5

Угловой градус

Исследование свойств геометрических фигур с помощью измерений. Определение градуса. Умение выражать в градусной мере величину прямого угла, острого и тупого. Сложение и вычитание градусных мер.







127

6

Транспортир

Устройство транспортира. Измерение углов с помощью транспортира. Построение углов по заданному значению их величины.







128

7

Измерение углов с помощью транспортира

Измерение углов с помощью транспортира. Построение углов по заданному значению их величины.







129

8

Смежные и вертикальные углы

Понятие «вертикальные углы». Отличительные особенности данного вида углов. Измерение углов с помощью транспортира. Сложение и вычитание величин углов. Нумерация многозначных чисел.







130

9

Закрепление изученного по теме «Измерение углов»

Исследование свойств геометрических фигур с помощью измерений. Умение выражать в градусной мере величину прямого угла, острого и тупого. Сложение и вычитание градусных мер.







131

10

Построение углов с помощью транспортира

Построение углов по заданному значению их величины. Понятие «вписанный угол». Нахождение его на чертеже. Определение цены деления шкалы координатной прямой.







132

11

Построение углов

Центральный угол. Построение углов и измерение их величины с помощью транспортира. Решение уравнений. Действия со смешанными числами.







133

12

Закрепление изученного по теме «Измерение и построение углов»

Построение углов по заданному значению их величины.







^ Диаграммы (6 ч) (Резерв)







134

1

Круговые диаграммы

Построение диаграмм с помощью транспортира. Вычисления со смешанными числами. Нумерация натуральных чисел.







135

2

Столбчатые и линейные диаграммы

Построение линейных и столбчатых диаграмм. Определение координат точек. Анализ и решение задач разного вида. Множество решений неравенства.







136

3

Виды диаграмм

Построение диаграмм различного вида. Решение задач с использованием формул периметра, площади прямоугольника, объёма прямоугольного параллелепипеда.







137

4

Игра «Морской бой». Пара элементов

Понятия «пара элементов» и «координаты клетки». Правила игры «Морской бой». Координаты точек. Деление с остатком. Формула деления с остатком.







138

5

Закрепление по теме «Виды диаграмм»

Построение диаграмм различного вида. Решение задач с использованием формул периметра, площади прямоугольника, объёма прямоугольного параллелепипеда.







139

6

Комбинированная контрольная работа № 8 по теме «Диаграммы»

Решение задач изученных видов. Построение диаграмм различного вида.










^ Графики (Величины) (13 ч)







140

1

Передача изображений

Использование координат для передачи изображений. Анализ и решение задач разного вида. Корень уравнения. Порядок действий в выражении. Единицы измерения массы.







141

2

Передача изображений на плоскости

Восстановление рисунка по коду. Решение задач на движение. Формула одновременного движения. Зависимости между величинами, характеризующими процесс движения.







142

3

Координаты на плоскости

Практическое использование принципа координат. Понятие «координатный угол». Стороны координатного угла. Чтение и запись координат. Письменные вычисления натуральных чисел.







143

4

Построение точек по их координатам

Способы построения точки по её координатам. Анализ и решение задач разного вида. Действия с именованными числами. Порядок действий в выражениях.







144

5

Точки на осях координат

Случаи построения точек на координатной плоскости, когда одна из координат принадлежит оси абсцисс или оси ординат. Определение и запись координат точек. Построение точки по соответствующим им координатам. Решение уравнений. Сравнение смешанных и дробных чисел.







145

6

Построение фигур по координатам

Построение геометрических фигур по координатам вершин. Кодировка рисунка. Восстановление рисунка по коду. Действия со смешанными числами. Составление программы действий и нахождение значений выражений.







146

7

Построение фигур на плоскости с помощью их координат

Построение геометрических фигур по координатам вершин. Кодировка рисунка. Восстановление рисунка по коду. Действия со смешанными числами.







147

8

График движения

Возможности координатного угла. График движения. Построение и анализ графика движения. Скорость, время, пройденный путь при равномерном прямолинейном движении. Обратные задачи.







148

9

Анализ графиков движения

Новые возможности графика движения. Анализ различных графиков движения. Построение графиков движения по рассказу. Сравнение буквенных выражений.







149

10

График движения

Роль точки пересечения графиков движения двух объектов. Построение и анализ графиков движения. Свойства сложения и умножения. Соотношения между единицами массы.







150

11

Построение графиков движения по рассказу

Построение графика в соответствии с заданными данными. Анализ графика, на котором изображено движение трёх объектов. Установление времени встречи по точкам пересечения, скорости движения. Составление вопросов по графикам движения.







151

12

Закрепление изученного по теме «График движения»

Анализ графиков движения. Порядок действий в выражениях со скобками. Сравнение буквенных выражений. Умножение суммы на число и числа на сумму.







152

13

Комбинированная контрольная работа № 9 по теме «Графики движения»

Нумерация многозначных чисел. Запись и чтение многозначных чисел в пределах миллионов. Разрядный и классный состав чисел. Арифметические действия с многозначными числами.










^ Повторение (Арифметические действия с числами) (6 ч)







153

1

Повторение письменных приёмов сложения и вычитания

Арифметические действия с многозначными числами. Запись и чтение многозначных чисел в пределах миллиона. Решение текстовых задач изученных видов.







154

2

Повторение письменных приёмов умножения и деления

Распределительное свойство умножения относительно сложения. Умножение суммы на число и числа на сумму. Деление суммы на число. Использование свойств умножения при выполнении вычислений.







155

3

Повторение взаимосвязи между компонентами и результатом сложения

Компоненты и результат сложения. Приёмы вычислений: прибавление числа по частям, вычитание на основе знания соответствующего случая сложения.







156

4

Административная контрольная работа.

Решение текстовых задач изученных видов. Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях. Арифметические действия с именованными числами. Периметр и площадь геометрических фигур.







157

5

Повторение взаимосвязи между компонентами и результатом умножения

Компоненты и результат умножения. Переместительное свойство умножения. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий. Проверка умножения.







158

6

Повторение взаимосвязи между компонентами и результатом деления

Компоненты и результат деления. Деление с остатком. Проверка деления с остатком. Решение уравнений на нахождение неизвестного делителя и делимого.










^ Повторение (Величины) (6 ч)







159

1

Повторение решения задач на встречное движение

Зависимости между величинами, характеризующими процесс движения. Скорость, время, пройденный путь при равномерном прямолинейном движении.







160

2

Переводная контрольная работа

Сравнение чисел и буквенных выражений. Программа действий и вычисление значений выражений. Анализ и решение задач разного вида. Соотношение единиц измерения величин. Решение составных уравнений.







161

3

Повторение решения задач разных видов

Решение текстовых задач арифметическим способом с опорой на схемы и таблицы. Устные вычисления с натуральными числами.







162

4

Повторение задач на нахождение производительности

Объём всей работы, время, производительность труда. Зависимости между величинами, характеризующими процесс работы. Письменные вычисления с натуральными числами.







163

5

Повторение решения задач на нахождение стоимости

Количество товара, его цена и стоимость. Зависимости между величинами, характеризующими процесс «купли-продажи».







164

6

Повторение решения задач на нахождение времени работы

Объём всей работы, время, производительность труда. Зависимости между величинами, характеризующими процесс работы. Письменные вычисления с натуральными числами.







^ Повторение. (Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин) (6 ч)

165

1

Итоговая контрольная работа

Сравнение чисел и буквенных выражений. Программа действий и вычисление значений выражений. Анализ и решение задач разного вида. Соотношение единиц измерения величин. Решение составных уравнений.







166

2

Повторение измерения углов

Измерение углов с помощью транспортира. Прямой, развёрнутый, тупой, острый углы. Распознавание этих углов на плоскости.







167

3

Повторение построения углов

Построение углов с помощью транспортира. Нахождение прямого угла среди данных углов с помощью модели прямого угла.







168

4

Повторение нахождения периметра геометрических фигур

Измерение длин сторон предметов, имеющих форму прямоугольников с помощью линейки, рулетки, сантиметровой ленты. Формулы периметра квадрата и прямоугольника. Вычисление периметра многоугольника.







169

5

Повторение нахождения площади геометрических фигур

Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Вычисление площади прямоугольника и квадрата. Измерение площади геометрических фигур с помощью палетки.







170

6

Обобщающий урок «В стране геометрии»

Распознавание и изображение геометрических фигур: точки, прямой, отрезка, угла, многоугольников. Распознавание геометрических фигур: окружности и круга, куба и шара.









^ Контрольно-измерительные материалы

4 класс Входная контрольная работа


1 вариант

Задание №1.Выполни действия:

5076 х 8

51 264 : 8

568675+ 765436

7634762 – 474658

Задание №2. Вычисли:

240 : 8 х 70 – 360: ( 160 : 40 )

Задание №3 Реши задачу:

Поезд проехал расстояние между двумя городами равное 360 км, за 4 часа. За сколько он проедет это же расстояние на обратном пути если его скорость увеличиться на 10 км \ ч?

Задание №4 Выполни действия:

8т 6 кг – 5 ц 28 кг

27м 5дм – 9м 8 см

Задание №5 Начерти прямоугольник со сторонами 6см 5 мм и 3 см 5 мм. Найди его площадь.

Задание № 6*

Кошка легче собаки в 4 раза, а вместе они весят 30 кг. Сколько весит кошка и сколько собака.


2 вариант

Задание №1.Выполни действия:

4075 х 3 58 842 :7 789872 + 674989 5643153 – 765867

Задание №2. Вычисли:

(450 – 50) : 200 + 560 : 80 х 40

Задание №3 Реши задачу:

Автобус, двигаясь со скоростью 60 км \ч, проехал расстояние между городами за 3 часа. За сколько он проедет это же расстояние на обратном пути, если его скорость уменьшится на 30 км\ч?


Задание №4 Выполни действия:

10 м 7 см – 8 дм 5 см

6т 3 кг – 28 ц 68 кг

Задание №5

Начерти прямоугольник со сторонами 7см 5 мм и 2 см 5 мм

Задание № 6*

Сын легче отца в 5 раз, а вместе они весят 96 кг. Сколько кг весит каждый из них.

^ Итоговая контрольная работа

1 вариант

Задание № 1.

Реши задачу:

В магазин привезли 42 учебника математики по 14 учебников в каждой пачке и 120 учебников природоведения по 15 учебников в каждой пачке. Сколько всего пачек с учебниками привезли в магазин ?

^ Задание № 2 Выполни вычисления:

а). (108429 + 4587) : 24 =

б). 900 : 3+ 6* (220-20) : 2 =

* Задание № 3. Реши уравнение:

965+ х = 1505

Задание № 4. Спиши, заполняя пропуски:

а). 4 час. = _______ мин.

б). 7 см 68 мм =_______ мм

в). 9 т 5 ц = кг

Задание № 5. Реши задачу:

Ширина стола равна 16 см., а длина на 8 см больше. Чему равна площадь стола?

^ Задание № 6в.* Какой знак арифметического действия надо записать вместо звездочки, чтобы неравенство 5400 : 60 * 70 > 4800 * 20 было верным?

2 вариант

Задание № I. Реши задачу:

На кондитерской фабрике разложили в коробки 84 конфеты с орехами по 21 конфете, в каждую коробку и 112 конфет с вареньем по 16 конфет в каждую коробку. Сколько всего получилось коробок с конфетами?

Задание № 2. Выполни вычисления:

а). (174584+6798): 89=

б). 600 ; 2 + 4 * (240 - 40) : 2 =

Задание № 3. Реши уравнение:

802-х =416

Задание № 4. Спиши, заполняя пропуски:

а). 600 сек. = мин.

б). 2 км 500 м = м

в). 8600 кг = т ц

Задание № 5. Реши задачу:

Длина коробки равны 25 см, а ширина на 6 см меньше. Чему равна площадь коробки?

Задание № 6.* Какой знак арифметического действия надо записать вместо звездочки, чтобы неравенство 2400 * 60 < 6300 : 90 * 50 было верным?


^ Перечень учебно – методического обеспечения

Список рекомендуемой учебно-методической литературы (4 кл.)

Л. Г. Петерсон «Математика». Учебник 4 класса, (1,2,3 часть)

Л. Г. Петерсон, Э. Р. Барзунова, А. А. Невретдинова» Самостоятельные и контрольные работы» для 4 класса.

Л. Г. Петерсон « Методические рекомендации» 4 класса.

^ Интернет ресурсы:

Презентации:

 

 

http://www.school.edu.ru

^ Российский общеобразовательный портал

где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно -популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней

http://www.viki.rdf.ru

Детские  электронные книги и презентации

http://school-collection.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.solnet.ee

Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и 

образованию детей, дидактический и                                                                 сценарный материал для учителя начальных

http://www.prazdnik.by

Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.

http://www.it-n.ru/

Сайт творческих учителей. Разные сообщества.

http://mail.redu.ru

Исследовательская работа школьников

http://festival.1september.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://kid. nashcat.ru

Все для детей. Детский портал, детские сайты.



Похожие:

Программа по математике для 4 класса Пояснительная записка iconРабочая программа по математике 3 класс умк "Школа 2100" Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального...
Программа по математике для 4 класса Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по математике для 4
Рабочая программа по математике для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы...
Программа по математике для 4 класса Пояснительная записка iconПрограмма по математике (1-4 классы) Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для 1 – 4 классов разработана в соответствии с примерной программой начального...
Программа по математике для 4 класса Пояснительная записка iconПояснительная записка Рабочая программа для 6 класса по учебному комплекту «Математика,6»
И. Ф. Шарыгина (М.: Просвещение) составлена на основе государственной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по...
Программа по математике для 4 класса Пояснительная записка iconРабочая программа по математике для 1-4 классов Разработчик: Финиковская В. Е., учитель начальных классов 2011-2012 уч г. Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Программа по математике для 4 класса Пояснительная записка iconПояснительная записка Рабочая программа по математике составлена на основе программы «Математика» для 1 4 класса Н. Б. Истоминой, соответствует федеральному компоненту государственного стандарта начального образования,
Рабочая программа по математике составлена на основе программы «Математика» для 1 – 4 класса Н. Б. Истоминой, соответствует федеральному...
Программа по математике для 4 класса Пояснительная записка iconПояснительная записка Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 9 класса и реализуется на основе следующих документов
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по математике
Программа по математике для 4 класса Пояснительная записка iconПояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Математика» для 1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по математике (2010г.
Рабочая программа учебного курса «Математика» для 1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования...
Программа по математике для 4 класса Пояснительная записка iconПрограмма для учащихся 5 класса Пояснительная записка
Программа предназначена для изучения обществознания в 5 классе в течение 34 часов
Программа по математике для 4 класса Пояснительная записка iconПрограмма для учащихся 6 класса Пояснительная записка
Программа предназначена для изучения обществознания в 6 классе в течение 34 часов
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты