Программа по русскому языку 4 класс Пояснительная записка icon

Программа по русскому языку 4 класс Пояснительная записка



НазваниеПрограмма по русскому языку 4 класс Пояснительная записка
Л.М.Зелениной
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрограмма

Рабочая программа по русскому языку


4 класс

Пояснительная записка

 Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.М.Зелениной и Т.Е.Хохловой «Русский язык», в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, формирование у учащихся представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное использование приобретенных знаний и умений в практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.

^ Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам.

Младшие школьники должны открыть для себя родной язык как предмет изучения, анализа различных его сторон: словарного, фразеологического и звукового состава, соотношения между буквами и звуками.

Цель программы – познакомить учащихся с лексико – грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строением родного языка. Дети должны усвоить системы грамматических понятий, принципы письма, типичные правила правописания, познакомиться с особенностями двух форм языка – устной и письменной.

Программа ориентирована также на формирование у школьников приемов анализа языкового материала, построенного на основе широкого обращения к языковому опыту учащихся и чувству языка, свойственного детям.

В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников.

Содержание учебного материала представляет собой систему понятий и правил, связанных между собой: изучение одной темы опирается на результаты усвоения предыдущих тем. Каждая тема раскрывается в определённой последовательности:

  • постановка проблемы и её анализ обучающимися совместно с учителем;

  • самостоятельная формулировка детьми открытых правил, определений, способов деятельности;

  • уточнение сформулированных обучающимися выводов с опорой на учебник;

  • упражнения, ориентированные на использование знаний по теме.

Формирование понятия раскрываются на постепенно усложняющемся языковом материале и характеризуются с разных сторон.

Формирование чёткого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений.

Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализация и дифференциация обучения.

В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами правописания.

Большое значение в 4 классе приобретает работа с таблицами, в результате которой учащиеся выявляют, анализируют закономерности склонения и правописания частей речи. В структуру заданий входят аналитические планы, назначение которых – уточнение смысла задания, с которым предстоит работать, актуализация знаний, необходимых для его выполнения, определение последовательности и возможных вариантов выполнения задания.

^ Цели обучения

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике. Грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

  • воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

^ Основные содержательные линии

Основными разделами программы являются: «Синтаксис и пунктуация», «Фонетика и графика» (звуки и буквы), «Морфология и морфемика» (части речи и состав слова), «Лексика», «Речевое развитие», «Орфография».

Синтаксис и пунктуация. По этому разделу обучающиеся 1-4 классов получают сведения о видах предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные), интонации(восклицательные, невосклицательные, вопросительные); строении предложений( простые и сложные, распространенные и нераспространенные); членах предложения (главные и второстепенные); логическом ударении в предложении; связи слов в предложении, словосочетании; предложениях с однородными членами, соединёнными союзами а. и, но и без союзов; предложениях с прямой речью и обращением.

Фонетика и графика. Цель этой части программы – на основе звуко – буквенного и слогового анализа способствовать развитию фонематического слуха младших школьников как основы речевого развития.

Морфология и морфемика. Части речи. Лексическое значение, грамматические признаки, употребление в предложении. Имя существительное. Род, изменение имен существительных по родам и падежам. Имя прилагательное. Изменение прилагательных по родам, числам, падежам. Глагол. Неопределенная форма глагола. Время, лицо, число глагола. Спряжение глагола. Личные местоимения. Предлог.

Состав слова. Значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание). Однокоренные слова. Простейшие случаи словообразования.

Лексика. Слово рассматривается в программе в лексическом и грамматическом плане. Раскрывается отношение двух реальностей: окружающего мира и слова, называющего этот мир во всем его многообразии.

Речевое развитие. Формирование умения по предложенному или самостоятельно составленному плану анализировать факты языка в области лексико – грамматического и синтаксического строя, лексического состава, особенностей фонетики и графики и выражать в слове данные своих наблюдений.

Орфография. Знакомство обучающихся с различными принципами русского правописания.

Чистописание. Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма.

^ Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом русский язык изучается с 1 по 4 класс. Общее число часов – 675. Из них выделяется резерв времени - 10%. В четвёртом классе – 170 часов, из расчета 5 часов в неделю.

^ Основные требования к знаниям и умениям учащихся

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

Изученные части речи, их признаки и определения; однородные члены предложения, их признаки.

^ Учащиеся должны уметь:

- Орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (70 – 85 слов), включающий все изученные орфограммы по программе начальной школы; проверять написанное;

-производить звуковой и звуко - буквенный разбор слов типа школьный, сливки, народ, ружьё, ель, морковь;

- производить разбор по составу слов типа позвонить, смелость, лимонный, подсказка, заморский, пообедали;

- производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имён существительных; начальная (неопределённая ) форма, спряжение, число, время, лицо ( в настоящем и будущем времени), род ( в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род(в 3 – м лице единственного числа) местоимений;

- производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;

- определять тему текста, его основную мысль, автором прямо не сформулированную, подбирать заголовок к тексту, делить его на части, составлять план текста;

- определять тип текста (повествование, описание, рассуждение); использовать эти типы текстов в речи;

- писать изложение и сочинение (60 - 75 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя;

- в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.


Объём письменных работ в 4 классе

Орфографические пятиминутки и словарные диктанты

1 полугодие -12 -15 слов

2 полугодие – 15 – 18 слов

Контрольные диктанты

1 полугодие – 60 – 70 слов

1 полугодие – 70 -80 слов

Письмо по памяти

От двух четверостиший стихотворной формы до 30 – 35 слов текста в прозаической форме

Проверочное списывание и контрольное списывание

1 полугодие – 65 – 75 слов

2 полугодие – 75 – 90 слов



Похожие:

Программа по русскому языку 4 класс Пояснительная записка iconПрограмма по русскому языку (1-4 классы) Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов разработана в соответствии с примерной программы начального общего образования...
Программа по русскому языку 4 класс Пояснительная записка iconПрограмма по русскому языку. 6 класс Пояснительная записка
Обновленные цели обучения русскому языку, деятельностный характер предъявления материала в Государственном стандарте определяет стратегию...
Программа по русскому языку 4 класс Пояснительная записка iconПрограмма по русскому языку 2 класс Пояснительная записка
Примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы...
Программа по русскому языку 4 класс Пояснительная записка icon1. пояснительная записка рабочая программа по русскому языку 4 класс разработана на основе программы четырехлетней начальной школы «Перспективная начальная школа»
Рабочая программа по русскому языку 4 класс разработана на основе программы четырехлетней начальной школы «Перспективная начальная...
Программа по русскому языку 4 класс Пояснительная записка icon2. Пояснительная записка
Настоящая программа по русскому языку для средней общеобразовательной школы (10 класс) создана на основе федерального компонента...
Программа по русскому языку 4 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа по русскому языку во 2 классе создана на основе основной образовательной программы начального общего образования...
Программа по русскому языку 4 класс Пояснительная записка iconПрограмма по русскому языку, 6 а класс Пояснительная записка
Образовательной программы по курсу “Русский язык” (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина//Образовательная система “Школа 2100”....
Программа по русскому языку 4 класс Пояснительная записка iconПрограмма по французскому языку 7 класс пояснительная записка
Рабочая программа по французскому языку для 7 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по иностранному...
Программа по русскому языку 4 класс Пояснительная записка iconРусскийязы к пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального...
Программа по русскому языку 4 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по русскому языку в 7б классе составлена на основефедерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку в 7б классе составлена на основефедерального компонента государственного стандарта основного...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты