Содержание Введение 3 Формы и методы работы в профильных классах на старшей ступени обучения 5 Новый базисный учебный план 10 Формирование учебных планов в профильных классах 12 Заключение 18 Список литературы 19 Введение icon

Содержание Введение 3 Формы и методы работы в профильных классах на старшей ступени обучения 5 Новый базисный учебный план 10 Формирование учебных планов в профильных классах 12 Заключение 18 Список литературы 19 Введение



НазваниеСодержание Введение 3 Формы и методы работы в профильных классах на старшей ступени обучения 5 Новый базисный учебный план 10 Формирование учебных планов в профильных классах 12 Заключение 18 Список литературы 19 Введение
Дата17.10.2016
Размер
ТипРеферат

Содержание


Введение 3

1. Формы и методы работы в профильных классах на старшей ступени обучения 5

2. Новый базисный учебный план 10

3. Формирование учебных планов в профильных классах 12

Заключение 18

Список литературы 19

Введение


Одной из приоритетных задач «Концепции модернизации
российского образования на период до 2010 года» стала разработка системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы. Предполагается, что профильное обучение должно обеспечить углубленную подготовку старшеклассников по
выбранным им дисциплинам и дать возможность в разумной мере «разгрузить» их по непрофильным предметам1.

Профильное обучение призвано обеспечить высокую степень готовности не столько к вступительным экзаменам в вуз, сколько к продолжению образования в высших учебных заведениях.
К настоящему времени уже сложились четыре основных варианта профильного обучения2.

  1. В рамках одного образовательного учреждения действуют несколько профильных классов (например, социально-гуманитарный, информационно-технологический, социально-экономический, естественно-научный и т.п.). Эта модель начала складываться ещё в 1990-е гг.

  2. Организация однопрофильных школ старшей ступени, т.е. учащиеся у 10 — 11-х классов готовятся по одному и единому для всех профилю. Постепенно формируются новые типы образовательных учреждений — школы третьей ступени.

  3. Профильное обучение на основе индивидуальных учебных планов учащихся. На старшей ступени учащимся предлагается несколько учебных курсов независимо от того, связаны ли они общей направленностью. Можно выбрать и математику, и литературу одновременно, что не позволяет под одно определение подвести название профиля для такого ученика. Эти школы работают по сложному расписанию.

  4. Сетевое взаимодействие школ. Этот вариант наиболее характерен для сельских образовательных учреждений. Учащимся предлагается выбрать учебный курс не только в школе, но и за её пределами. Иными словами, ученик получает образование фактически в нескольких учебных заведениях, а часть курсов осваивает дистанционно. Здесь имеются нормативно-правовые и финансовые сложности, но соответствующий пакет документов в эксперименте отрабатывается.

В целом переход на профильное обучение — процесс длительный и занимает на уровне образовательного учреждения около трёх, а на муниципальном уровне в сетевом варианте — около пяти лет.

Актуальность работы обусловлена тем, что профильное обучение – наиболее жизнеспособная из реформ образования в постсовеское время.

Проблемой нашего исследования является профильное обучение и учебные планы в старших классах общеобразовательной школы.

Цель нашей курсовой работы: проанализировать методическую и теоретическую литературу по проблеме исследования, выявить основные особенности профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать методическую и теоретическую литературу по проблеме исследования.

2. Раскрыть сущность профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы.

3. Рассмотреть формы и методы профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы.

4. Выявить особенности составления учебных планов профильных классах.

При написании данной курсовой работы применялись следующие методы научного исследования: 1) теоретический анализ работ педагогов и методистов, посвященных данной проблеме; 2) изучение опыта учителей, работающих в профильных классах на старшей ступени обучения.


^ 1. Формы и методы работы в профильных классах на старшей ступени обучения


Необходимость введения профильного обучения в России не вызывает сомнений. Многочисленные социологические опросы показывают, что и дети и родители поддерживают специализацию старшей школы.

Профильное обучение понимается как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.


Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.


^ Экспериментальные задания используются на уроках с целью развития у школьников познавательной активности и самостоятельности. Недаром еще К.Д.Ушинский указывал, что учитель, который претендует на развитие ума в детях, должен, прежде всего, упражнять их способность к наблюдению, вести их от нерасчлененного восприятия — к целенаправленному и анализирующему.

^ Лабораторно-практические занятия — важная форма урочной работы в профильных классах. Такие занятия проводятся при максимально возможной самостоятельности старшеклассников. После сообщения темы, целей и задач лабораторной или практической работы школьники выполняют ее в основном самостоятельно, пользуясь инструктивными карточками, содержащими информацию о последовательности действий. При этом учащиеся могут искать нужную информацию в учебниках и других учебных пособиях, а по мере необходимости — консультироваться с учителем. По итогам работы учащиеся, как правило, формулируют выводы, отвечают на ряд вопросов, носящих часто проблемный характер. Во многих случаях проблемный вопрос ставится непосредственно перед выполнением практической работы.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Данные формы работы должны, прежде всего, способствовать усвоению школьниками не только суммы знаний, но и способов деятельности1.


^ 2. Новый базисный учебный план


Как следует из пояснительной записки к базисному учебному плану (БУП) среднего (полного) общего образования (2004 г.), переход к профильному обучению позволяет1:

  • создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;

  • обеспечить углублённое изучение отдельных учебных предметов;

  • установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;

  • обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием.

  • Вырезано.

  • Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Может, это и не плохо, однако чем будет наполнен блок элективных курсов в универсальном профиле? Действительно ли эти курсы обеспечат индивидуализацию обучения, ориентацию в особенностях будущей профессиональной деятельности, совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности или на практике всё ограничится дополнительными (и, возможно, обязательными) занятиями по предметам федерального компонента2?


^ 3. Формирование учебных планов в профильных классах


Эксперимент по введению профильного обучения начат 1 сентября 2003 г. Более двухсот общеобразовательных учреждений в десяти регионах России отрабатывают модель этого наиболее существенного направления модернизации школьного образования.

Профилизация образования в старших классах средней школы предоставляет школьникам возможность выбора уровня обучения в рамках профильных направлений. Реализация этой идеи требует поуровневой коррекции содержания образовательных программ, а также уровневой организации образовательного процесса.

Уровневая профилизация находит свое отражение в индивидуальных учебных планах, которые дают возможность учащимся делать свой выбор образовательного уровня по отдельным предметам и профильным направлениям, при этом полностью выполняя обязательные требования учебных общеобразовательных программ.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Процесс формирования индивидуальных учебных планов, безусловно, сложен и кропотлив. В нем можно выделить три основных этапа:

  • предварительное составление основы учебного плана (май);

  • окончательная корректировка учебного плана на основе заявленных учащимися профилей и укомплектованности классов или потока (август);

  • составление индивидуальных планов учащихся и комплектование на их основе профильных уровневых групп (август).

В организационно-техническом плане самым сложным этапом является третий этап. Здесь каждый ученик 10 профильного класса должен самостоятельно составить свой личный учебный план. Если в технических классах это сводится к выбору темпа и уровня изучения профильных предметов, а также к выбору элективных курсов, то в многопрофильных классах широкий спектр выбора затрагивает и базисную, и вариативную части плана.

Для того чтобы индивидуальный учебный план был составлен правильно и действительно соответствовал избранному учеником профилю, необходимо к каждому бланку учебного плана приложить пошаговую инструкцию заполнения учебного плана, а также примерные образцы возможных профилей, т.е. каждому ученику выдать комплект вспомогательных документов. Кроме того, как показывает практика, большинству из учащихся требуются еще индивидуальные консультации. Каждый из индивидуальных учебных планов подписывается учащимся, его родителями, классным руководителем, утверждается администрацией школы и только тогда вступает в силу. Если в процессе учебы возникают вопросы об изменении индивидуального плана, то по заявлению родителей этот вопрос рассматривается на педагогическом совете, и в исключительных случаях могут быть внесены изменения вплоть до перемены профиля, если они не влекут за собой изменений в расписании.

Апробация гибких адаптивных индивидуальных учебных планов в многопрофильной школе в 2003/2004 и 2004/2005 учебных годах показала возможность внедрения их в образовательный процесс. Такая система в организации обучения позволяет в полной мере осуществлять дифференцированный подход, а адаптивность системы подтверждается тем, что 100% школьников считают ее наиболее приемлемой и комфортной в старшей школе.

Построение предпрофильного индивидуального учебного плана по своей сути отличается от профильных. Базисная часть этих планов инвариантна и обязательна для всех. Вариативная часть состоит из предметных курсов, расширяющих или углубляющих базовые знания. Курсы сгруппированы по профильным направлениям. Каждый учащийся обязан добавить к базисному учебному плану 3-4 учебных часа (в зависимости от параллели) из выбранного предпрофильного блока. Эти часы выбираются школьником на год. В следующем учебном году он может их поменять или продолжить свое развитие по избранному ранее направлению. Разнообразие курсов также обеспечивается за счет развивающих часов гимназических или лицейских классов. В первых числах сентября каждый ученик основной школы вместе с родителями заполняет бланк индивидуального учебного плана, в котором отмечает избранные им предметы в одном из блоков-направлений.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Учебный план каждого профиля представляет собой открытую систему, допускающую при возникшей необходимости включение учащимся в свой индивидуальный план предметов и курсов из вариативной части других профилей и, в исключительных случаях, разрешающую ученику переход от одного профиля к другому.

Экспериментальный учебный план профильных классов школы позволяет:

  • создать необходимые условия группам учащихся с различными запросами в выборе направления профилизации и специализации внутри профиля;

  • каждому ученику выбрать объем своей нагрузки в соответствии с его способностями, состоянием здоровья, образовательными потребностями и мотивацией;

  • наиболее мягко изменить специализацию, и даже направление профилизации в случае ошибочного первоначального выбора профиля.

Для всех типов профильных классов устанавливается единый режим работы:

• шестидневная рабочая неделя;

  • с целью уменьшения нагрузки и утомляемости школьников уроки по базовым и профильным предметам по возможности планируются по блочной системе (сдвоенные) в первой половине дня;

  • часы по учебному курсу «Физическая культура» не указываются в суммарном объеме предельно допустимой аудиторной нагрузки учащихся;

  • после проведения обязательных учебных занятий учащимся предоставляется часовой перерыв, в который обеспечиваются дополнительное питание и отдых школьников, а также проводятся спортивные игры либо часы двигательной активности;

  • элективные курсы проводятся во второй половине дня (после перерыва);

  • расширенное и углубленное изучение предметов, а также элективные курсы проводятся по форме индивидуально-групповых занятий.

  • Вырезано.

  • Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Заключение


В настоящее время возросла роль первичного профессионального самоопределения для учащихся, заканчивающих основную школу. Это связано с тем, что проводится эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования, ядром которого является переход в старших классах на профильное обучение в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 224 от 23.03.2001.

Профиль обучения предопределяет профессиональный выбор учащихся, от которого в немалой степени зависят и успешность учения в старших классах, подготовка школьников к переходу на следующую образовательную ступень, а в целом и к будущей профессиональной деятельности. Чем точнее будет самоопределение, тем больше вероятность того, что общество получит хорошего специалиста-профессионала.

Необходимость профессионального выбора в старших классах обусловлена и внутренними причинами: личной потребностью молодого человека найти себя в социуме, получить образование, интересную профессию, обеспечивающую достойное существование. Для педагогической науки и практики чрезвычайно важными становятся ответы на следующие
вопросы: как помочь школьникам найти профессию, соответствующую их ожиданиям, способностям, потребностям, овладев которой они смогут приносить пользу государству и обществу, способствовать его экономическому, нравственному, патриотическому, экологическому возрождению страны?

С целью оказания такой помощи ведущими учеными и методистами нашей страны проводится большая работа по спецификации содержания и методов преподавания каждого предмета в основной школе.

Переход на профильное обучение, по нашему мнению, по мимо углубленного изучения какого-либо предмета, должен способствовать развитию у школьников навыков самостоятельного овладения знаниями, работы с лабораторным оборудованием и приборами, проведения и анализа научного эксперимента.

Список литературы


  1. Алейникова И. Мы подумали – и я решил. Профилизация не позволит управлять школой по старинке// Управление школой. – 2005. - № 18. – С. 2-5.

  2. Александрова Е. Учебный план как выражение образовательной политики// Народное образование. – 2001. - № 1. – С. 87-94.

  3. Алексеева Г. И. О проблемах профильного обучения в гимназии// Информатика и образование. – 2008. - № 4. – С. 116-117.

  4. Артюхова И. С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе// Педагогика. – 2004. - № 2. – С. 28-33.

  5. Бессонов Р. В. Специфика обучения в профильной школе: содержание и процесс// Педагогика. – 2006. - № 7. – С. 23-29.

  6. Бессонов Р. В. Внедрение профильного обучения: опыт и проблемы// народное образование. – 2007. - № 1. – С. 28-33.

  7. Бурцева И., Ермаков Д. Внедрение профильного обучения: опыт и проблемы// Народное образование. – 2006. - № 2. – С. 130-131.

  8. Бурычев Б. Г. Размышления о проблемах профильного обучения// Физика в школе. – 2008. - № 3. – С. 10-15.

  9. Егоров О. Профильное образование: проблемы и приоритеты// народное образование. – 2006. - № 5. – С. 32-36.

  10. Колягин Ю. Профильное обучение: проблемы и перспективы// математика: газ. Издат. Дом «Первое сентября». – 2005. - № 8. – С. 17-21.

  11. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования// Российское образование. – 2002. - № 5. – С. 16-27.

  12. Кропивянская С.О. Методика профильной ориентации старшеклассников// Школьные технологии. – 2002. - № . – С. 103-115.

  13. Носорева М. А., Кондрацкая Е. К., Гуляева Е. В. Формирование индивидуальных учебных планов в многопрофильной школе// География и экология в школе XXI века. – 2005. - № 8. – С. 35-47.

  14. Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования: Приказ Министерства образования РФ от 09. 03. 2004 г. № 1312// Официальные документы в образовании. 2004. № 16. С. 2-38.

  15. Петунин О. В. Формы и методы работы в профильных классах// Биология в школе. – 2005. - № 3. - С. 25-30.

  16. Попова Т. И. Профильное обучение старшеклассников: партнерство школы и профессионального лицея// Школа и производство. – 2005. - № 7. – С. 12-14.

  17. Пугал Н. А. Профильное обучение как способ модернизации школьного образования// Дополнительное образования. – 2005. - № 11. – С. 52-54.

  18. Романовская М. Б. Преемственность профильного и профессионального образования// Школа и производство. – 2005. - № 2. – С. 6-8.

  19. Скопин А. Ю. Профильное обучение в России: концепции, проблемы, перспективы// География и экология в школе XXI века. – 2005. - № 8. – С. 28-33.

  20. Тетерский С. В. Современные требования к программам и учебным планам// Дополнительное образование. – 2004. - № 10. – С. 5-9.

  21. Ярулов А. А. Индивидуально-ориентированный учебный план// школьные технологии. – 2004. - № 6. – С. 136-154.




1 Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования// Российское образование. – 2002. - № 5. – С. 17.

2 Алейникова И. Мы подумали – и я решил. Профилизация не позволит управлять школой по старинке// Управление школой. – 2005. - № 18. – С. 2-3.

1 Петунин О. В. Формы и методы работы в профильных классах// Биология в школе. – 2005. - № 3. - С. 25-30.

1 Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования: Приказ Министерства образования РФ от 09. 03. 2004 г. № 1312// Официальные документы в образовании. 2004. № 16. С. 2-38.

2 Бурцева И., Ермаков Д. Внедрение профильного обучения: опыт и проблемы// Народное образование. – 2006. - № 2. – С. 130-131.






Похожие:

Содержание Введение 3 Формы и методы работы в профильных классах на старшей ступени обучения 5 Новый базисный учебный план 10 Формирование учебных планов в профильных классах 12 Заключение 18 Список литературы 19 Введение iconСистема подготовки к егэ по русскому языку учащихся старшей профильной школы
На протяжении нескольких лет я преподаю русский язык в старших профильных классах и готовлю учеников к сдаче обязательного для всех...
Содержание Введение 3 Формы и методы работы в профильных классах на старшей ступени обучения 5 Новый базисный учебный план 10 Формирование учебных планов в профильных классах 12 Заключение 18 Список литературы 19 Введение iconСодержание введение 1 Чтение как вид речевой деятельности виды чтения Обучение чтению на иностранном языке в начальной школе Опыт овладения обучению на английском языке в начальной школе…10- 15 Заключение Список используемой литературы введение
На начальной ступени образования происходит становление личности младшего школьника, выявление и развитие его способностей, формирование...
Содержание Введение 3 Формы и методы работы в профильных классах на старшей ступени обучения 5 Новый базисный учебный план 10 Формирование учебных планов в профильных классах 12 Заключение 18 Список литературы 19 Введение iconФормы и методы воспитания орфографической зоркости обучающихся основной школы
Введение. II. Основная часть. Теоретические основы орфографии. Орфографическая зоркость. Логико-алгоритмический метод обучения орфографии....
Содержание Введение 3 Формы и методы работы в профильных классах на старшей ступени обучения 5 Новый базисный учебный план 10 Формирование учебных планов в профильных классах 12 Заключение 18 Список литературы 19 Введение iconСодержание введение 3 общая характеристика программных требований к бегу 4 методика обучения бегу в разных возрастных группах 6 заключение 14 список литературы введение
Теории и практики физической культуры. Ее изучение неот­делимо от всей проблематики развития произвольных движений в онтогенезе человека....
Содержание Введение 3 Формы и методы работы в профильных классах на старшей ступени обучения 5 Новый базисный учебный план 10 Формирование учебных планов в профильных классах 12 Заключение 18 Список литературы 19 Введение iconПлан: Введение Понятие специализации, как вариант развития компании Международная продуктовая политика и организация продаж при торговле на международных рынках Заключение Список использованной литературы Введение
«Продуктовая специализация мнк на национальных рынках» одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день
Содержание Введение 3 Формы и методы работы в профильных классах на старшей ступени обучения 5 Новый базисный учебный план 10 Формирование учебных планов в профильных классах 12 Заключение 18 Список литературы 19 Введение iconПлан: Стр. Введение 3 Организационная структура управления гостиницами 4 Система управления гостиничным имуществом 11 Гостиница. Обслуживание гостиничного фонда 13 Заключение 33 Список литературы 34 Введение
Индустрия туризма занимает важное место в экономике большинства стран. Её развитие представляет обширный рынок рабочих мест
Содержание Введение 3 Формы и методы работы в профильных классах на старшей ступени обучения 5 Новый базисный учебный план 10 Формирование учебных планов в профильных классах 12 Заключение 18 Список литературы 19 Введение iconОглавление Введение стр. История улицы стр. Методы и формы исследования стр. Результаты и выводы работы стр. Список использованной литературы стр. Приложения Введение
Тема патриотизма – сегодня жгучая и больная тема для нашей страны. Как пробудить чувство любви к Родине? Именно пробудить, потому...
Содержание Введение 3 Формы и методы работы в профильных классах на старшей ступени обучения 5 Новый базисный учебный план 10 Формирование учебных планов в профильных классах 12 Заключение 18 Список литературы 19 Введение iconПоложение о защите курсовых работ учащимися 10 –х профильных классов
Защита курсовых работ на старшей ступени обучения организуется и проводится нмс моу сош п. Тарбагатай
Содержание Введение 3 Формы и методы работы в профильных классах на старшей ступени обучения 5 Новый базисный учебный план 10 Формирование учебных планов в профильных классах 12 Заключение 18 Список литературы 19 Введение iconСодержание введение Особенности профессионального общения юриста Этапы процесса делового общения юриста Коммуникативные умения, необходимые юристу Формирование образа партнера Заключение Список литературы введение
Оно является способом существования самого человека, установления, удовлетворения и регулирования основных потребностей личности,...
Содержание Введение 3 Формы и методы работы в профильных классах на старшей ступени обучения 5 Новый базисный учебный план 10 Формирование учебных планов в профильных классах 12 Заключение 18 Список литературы 19 Введение iconТема выпускной квалификационной работы (проекта) должна быть актуальной, соответствовать состоянию и перспективам развития науки. Содержание вкр должно соответствовать проблематике
Структура выпускной квалификационной работы должна состоять из следующих частей: титульный лист; содержание; введение; основная часть;...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты