Система модулей учебного курса лекций «История языкознания» icon

Система модулей учебного курса лекций «История языкознания»



НазваниеСистема модулей учебного курса лекций «История языкознания»
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Система модулей учебного курса лекций «История языкознания»



Модуль 1. Зарождение науки о языке.

    1. Условия возникновения языкознания.

    2. Языкознание в Древней Индии.

    3. Языкознание в Древней Греции (Демокрит, Платон, Аристотель, учение стоиков, александрийские грамматисты).

    4. Языкознание в Древнем Риме.

    5. Значение античного языкознания.

Модуль 2. Языкознание средних веков (V-XV вв.) и эпохи Возрождения (XV-XVIII вв.).

    1. Языкознание средних веков в Европе (V-XV вв.).

    2. Развитие арабского языкознания.

    3. Языкознание эпохи Возрождения (XV-XVIII вв.).

Модуль 3. Возникновение сравнительно-исторического языкознания и становление сравнительного метода (первая четверть XIX в. – 1870г.).

    1. Проблемы метода языкознания и вопросы периодизации истории сравнительно-исторического языкознания.

    2. Деятельность Ф. Боппа, Р.Раска, Я. Грима, А.Х. Востокова.

Модуль 4. Возникновение общего языкознания (философия языка В.Гумбольдта) (конец XVIII – начало XIX).

    1. Вильгельм Гумбольдт.

    2. Философия языка Гумбольдта.

    3. Значение деятельности Гумбольдта.

    4. Развитие гумбольтовской традиции во второй половине XIX.

Модуль 5. Дальнейшее развитие сравнительно-исторического языкознания. Натуралистическое направление и психологизм в языкознании.

    1. Развитие и применение сравнительно-исторического метода при изучении языковых групп (А. Потт, А. Кун, Ф. Диц).

    2. Натурализм в языкознании (А. Шлейхер).

    3. Психологизм в языкознании (Г. Штейнталь, В. Вундт).

Модуль 6. Младограмматическое направление в языкознании (70-90-е гг. XIX в.): К. Бругман, Г. Пауль, Г. Остгоф, Ф. Дельбрюк.

    1. Возникновение школы младограмматиков.

    2. Теоретические основы младограмматизма.

    3. Достижения младограмматиков.

Недостатки учения и практики младограмматиков.

Модуль 7. Русское языкознание XIX в.

    1. Языкознание в России в середине XIX в. (И.И. Срезневский, Ф.И Буслаев).

    2. Лингвистическая концепция А.А. Потебни.

    3. Московская лингвистическая школа (Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов).

    4. Казанская лингвистическая школа (И.А. Бодуэн де Куртенэ, Н.Н. Крушевский, В.В. Богородицкий).

Модуль 8. Зарубежное языкознание первой половины XX в.

    1. Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра.

    2. Функциональная лингвистика. Пражский лингвистический кружок.

    3. Социологическое направление в языкознании во французской и швейцарской лингвистике: А. Мейе, Ж. Вандриес, Ш. Балли, А. Сеше, С. Кварцевский.

    4. Глоссематика (копенгагенская школа структурализма).

    5. Американский структурализм (дескриптивная лингвистика).

Модуль 9. Русское языкознание первой половины XX в.

    1. Отечественное языкознание 20-30-х гг. (Н.Я. Марр, критика его учения).

    2. Отечественное языкознание 40-50-х гг. (Л.В. Щерба, И.И. Мещенинов, В.В. Виноградов).

Модуль 10. Основные направления в развитии науки о языке во второй половине XX в.


Система модулей и кредитно-рейтинговая система оценки качества обучения студентов по учебной дисциплине «История языкознания»

^ 2 курс 1 семестр



Модуль

Формы работы

Формирование компетенций

Р

Часы

Кр













^ Аудит./ практи-ческие занятия

Самостоя-тельная работа




Модули 1-2

Рассмотрение проблем возникновения языкознания.

Языкознание в Древней Индии.

Языкознание в Древней Греции (Демокрит, Платон, Аристотель, учение стоиков, александрийские грамматисты).

Языкознание в Древнем Риме.

Значение античного языкознания.

Языкознание средних веков в Европе (V-XV вв.).

Развитие арабского языкознания.

Языкознание эпохи Возрождения (XV-XVIII вв.).


Я могу

- изложить информацию о зарождении языкознания.

- проявить способность творчески использовать знания;

- проанализировать полученные знания;

-творчески использовать теоретические положения для решения практических профессиональных задач;
- пользоваться методами и методиками поиска, анализа и обработки научных данных, включая математические методы и информационные технологии;
- владеть основами современной информационной библиографической культуры.

^ КОНТРОЛЬ: выполнение специального задания по теме. КОНТРОЛЬ: написание конспекта по теме.



3


3

4

6

4

Модуль 3-4

Проблемы метода языкознания и вопросы периодизации истории сравнительно-исторического языкознания.

Деятельность Ф. Боппа, Р.Раска, Я. Грима, А.Х. Востокова.

Вильгельм Гумбольдт.

Философия языка Гумбольдта.

Значение деятельности Гумбольдта.

Развитие гумбольтовской традиции во второй половине XIX.


Я могу

- изложить информацию о развитии языкознания, а также о развитии сравнительно-исторического языкознания.

- проявить способность творчески использовать знания;

- проанализировать полученные знания;

-творчески использовать теоретические положения для решения практических профессиональных задач;
- пользоваться методами и методиками поиска, анализа и обработки научных данных, включая математические методы и информационные технологии;
- владеть основами современной информационной библиографической культуры.

^ КОНТРОЛЬ: выполнение специального задания по теме. КОНТРОЛЬ: написание конспекта по теме.



3


3

4

6

4

Модули 5-6

Развитие и применение сравнительно-исторического метода при изучении языковых групп (А. Потт, А. Кун, Ф. Диц).

Натурализм в языкознании (А. Шлейхер).

Психологизм в языкознании (Г. Штейнталь, В. Вундт).

Возникновение школы младограмматиков.

Теоретические основы младограмматизма.

Достижения младограмматиков.

Недостатки учения и практики младограмматиков.


Я могу

-изложить информацию о развитии сравнительно-исторического языкознания.

-проявить способность творчески использовать знания;

- проанализировать полученные знания;

-творчески использовать теоретические положения для решения практических профессиональных задач;
- пользоваться методами и методиками поиска, анализа и обработки научных данных, включая математические методы и информационные технологии;
- владеть основами современной информационной библиографической культуры.

^ КОНТРОЛЬ: выполнение специального задания по теме. КОНТРОЛЬ: написание конспекта по теме.



3


3

4

6

4

Модуль 7-8

Языкознание в России в середине XIX в. (И.И. Срезневский, Ф.И Буслаев).

Лингвистическая концепция А.А. Потебни.

Московская лингвистическая школа (Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов).

Казанская лингвистическая школа (И.А. Бодуэн де Куртенэ, Н.Н. Крушевский, В.В. Богородицкий).

Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра.

Функциональная лингвистика. Пражский лингвистический кружок.

Социологическое направление в языкознании во французской и швейцарской лингвистике: А. Мейе, Ж. Вандриес, Ш. Балли, А. Сеше, С. Кварцевский.

Глоссематика (копенгагенская школа структурализма).

Американский структурализм (дескриптивная лингвистика).


Я могу

-изложить информацию о зарождении и развитии структурной лингвистики;

-проявить способность творчески использовать знания;

- проанализировать полученные знания;

-творчески использовать теоретические положения для решения практических профессиональных задач;
- пользоваться методами и методиками поиска, анализа и обработки научных данных, включая математические методы и информационные технологии;
- владеть основами современной информационной библиографической культуры.

^ КОНТРОЛЬ: выполнение специального задания по теме. КОНТРОЛЬ: написание конспекта по теме.



3


3

4

6

4

Модули 9-10

Отечественное языкознание 20-30-х гг. (Н.Я. Марр, критика его учения).

Отечественное языкознание 40-50-х гг. (Л.В. Щерба, И.И. Мещенинов, В.В. Виноградов).

Основные направления в развитии науки о языке во второй половине XX в.


Я могу

-изложить информацию о современных напрвлениях языкознания.

-проявить способность творчески использовать знания;

- проанализировать полученные знания;

-творчески использовать теоретические положения для решения практических профессиональных задач;
- пользоваться методами и методиками поиска, анализа и обработки научных данных, включая математические методы и информационные технологии;
- владеть основами современной информационной библиографической культуры.

^ КОНТРОЛЬ: выполнение специального задания по теме. КОНТРОЛЬ: написание конспекта по теме.



3


3

4

6

4







Зачет – ответ на теоретические вопросы, представление реферата по выбранной проблеме

10
















ИТОГО


40

20

30

20

 



Похожие:

Система модулей учебного курса лекций «История языкознания» iconПрограмма курса лекций: «философские проблемы областей научного знания»
«История и философия науки» («Философия науки»), утвержденным Приказом Министерства образования Российской Федерации №697 от 17....
Система модулей учебного курса лекций «История языкознания» iconПлан лекций по микробиологии, вирусологии, иммунологии для студентов 2 курса лечебного факультета на весенний семестр 2012 / 2013 учебного года
План лекций по микробиологии, вирусологии, иммунологии для студентов 2 курса лечебного факультета
Система модулей учебного курса лекций «История языкознания» iconТематический план лекций и практических занятий для студентов ш курса стоматологического факультета в весеннем семестре 2012-2013 учебного года
Ш курса стоматологического факультета в весеннем семестре 2012-2013 учебного года
Система модулей учебного курса лекций «История языкознания» iconТематический план лекций для студентов VI курса педиатрического факультета на XI семестр 2013-2014 учебного года
Современное состояние проблемы инфекционных болезней у детей. Роль инфекции в патологии человека
Система модулей учебного курса лекций «История языкознания» iconРабочая программа зав кафедрой по курсу (дисциплине) "Математический анализ " ­­­­ для студентов фмф (
2010 г. Общий объем учебного курса 68 часов, из них: лекций 34 часа, практических занятий 34 часа
Система модулей учебного курса лекций «История языкознания» iconПрограмма предусматривает 18 часов лекций и 16 часов семинарских (практических) занятий. По окончании курса проводится зачет
Курс «Инновации в культуре и социокультурное проектирование» рассчитан на студентов V курса (специальность «Культурология»). Программа...
Система модулей учебного курса лекций «История языкознания» iconСодержание тем учебного курса (Всеобщая история 11 класс)
Ускорение научно-технического прогресса и становление глобального информационного общества
Система модулей учебного курса лекций «История языкознания» iconТематический план чтения лекций по дисциплине «История и философия науки»
Предмет, метод и задачи курса. Основные уровни систематизации экономических идей и воззрений. Школы, течения и направления в истории...
Система модулей учебного курса лекций «История языкознания» iconТематический план чтения лекций преподавателями кафедры философии и социологии по дисциплине «История и философия науки»
Предмет, метод и задачи курса. Основные уровни систематизации экономических идей и воззрений. Школы, течения и направления в истории...
Система модулей учебного курса лекций «История языкознания» iconЛитература по темам части I «История языкознания» грамматика пор-рояля (гпр)
Почему собственно глаголом в чистом виде считается только глагол-связка «быть»? Что представляют собой остальные глаголы?
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты