«Литературное краеведение», учителя моу-лопхаринская сош ануфриевой С. Р. Тема: «Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках литературного краеведения в начальной школе» icon

«Литературное краеведение», учителя моу-лопхаринская сош ануфриевой С. Р. Тема: «Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках литературного краеведения в начальной школе»



Название«Литературное краеведение», учителя моу-лопхаринская сош ануфриевой С. Р. Тема: «Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках литературного краеведения в начальной школе»
Дата17.10.2016
Размер
ТипЛитература



Методические разработки,

ориентированные на учителей и нацеленные на повышение эффективности использования электронных образовательных ресурсов при преподавании предмета

«Литературное краеведение»,

учителя

МОУ-Лопхаринская СОШ Ануфриевой С.Р.





Тема: «Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках литературного краеведения в начальной школе»

Краткая характеристика учебного курса «Литературное краеведение»

Сначала охарактеризую общее содержание обучения.

Учебный курс «Литературное краеведение» входит в региональный компонент Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа. Материал, предлагаемый в данном курсе, значим для освоения краеведческих понятий, знакомства с литературой народов Севера, формирования навыков чтения.

Литература народов Севера, как сокровищница духовных богатств этноса, как зеркало исторического, культурного развития жизни народа, проживающего в нашей местности, играет большую роль в нравственном, художественном воспитании и интеллектуальном развитии учащихся, приобщает их к духовным ценностям национальной культуры.

Учебный материал – это объекты (факты, явления, процессы), изучая которые каждый ребенок под руководством учителя познает родной край. В содержании учебного материала должны быть заложены все предусмотренные программой представления, понятия в деятельности, интерес к которой надо воспитывать. В процессе формирования у учащихся любви к родному краю и интереса к изучаемому материалу роль учебных материалов обычно играют художественные произведения северных народов, проживающих в родном крае.

Курс изучения можно рассмотреть в нескольких вариантах.

Своеобразие первого варианта заключается в его коммуникативной направленности. Обучение осуществляется в теснейшем взаимодействии с другими видами речевой деятельности: говорением, слушанием. Главными структурами первого варианта в каждом из начальных классов выступают три основные коммуникативные сферы: социально-культурная, общественно-политическая, и учебная. Доминирует среди них первая. Внутри каждой сферы намечаются проблемно-тематические узлы: Родина, природа и бережное отношение к ней, семья, труд и т.д. Материалы для уроков литературного краеведения привлекаются из литературы писателей и поэтов Севера, устного народного творчества.

Во втором варианте главным принципом комплектования программы является органичное совмещение образовательных и воспитательно-развивающих источников – самой жизни и литературы. Используются экскурсии на природу, по местам родного поселка или города, к достопримечательностям, встречи с интересными людьми, праздники и т.д.

^ Третий вариант структурно строится «по писателям», т.е. выделяются виднейшие представители литературы народов Севера, произведения, которых и распределяются по каждому из начальных классов.

Структурная основа четвертого варианта – жанровая компоновка текстов, взятых из фольклора северных народов: песен, сказок, загадок, примет, поговорок, заговоров.

В качестве средств обучения обычно на таких уроках используются тексты учебных пособий, учебников, художественная литература, периодика, иллюстрации, портреты писателей, таблицы, плакаты и карточки, выполненные и оформленные самим учителем. Учителя, ведущие предмет, часто сетуют на недостаточное обеспечение учебными материалами, методическими пособиями, наглядными материалами. А интерес к предмету формирует интерес к изучению родного края.

Так как сделать урок интересным? Где взять материал, который может вызвать живейший интерес, творческую активность?

^ Обоснование необходимости использования цифровых образовательных ресурсов

В настоящее время одним из направлений развития школы является информатизация. Педагогической общественностью широко обсуждаются проблемы, связанные с осуществлением этого процесса.

На современном этапе развития общества, насыщенном информационными и компьютерными технологиями, для начальной школы приоритетной является проблема создания, распространения и обоснованного внедрения в учебный процесс современных цифровых образовательных ресурсов. ЦОР – представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статистические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса. К ним можно отнести энциклопедии и справочники, тематические коллекции и библиотеки, путеводители, образовательные комплексы, репетиторы и тренажеры, развивающие игры, выполненные в электронном виде.

Быстрое развитие электронных коммуникаций и повышение компьютерной грамотности создают совершенно иные условия для удовлетворения духовных запросов и проведения досуга школьников. Поэтому при определении содержания, принципов, методов и форм литературно-краеведческого образования в школе необходимо переосмыслить то, что уже имеется, и начать создавать новое, отвечающее целям и задачам современного образования. Одним из важнейших видов деятельности учителя является умение создавать самостоятельно технологическую документацию, электронные пособия, хрестоматии и учебники по предметам регионального компонента. Наши кабинеты оснащаются мультимедийной техникой, имеется возможность выхода в Интернет, на смену обычной магнитной доски пришла интерактивная доска. Средства ИКТ (в том числе и ЦОРы) – это надежный помощник и эффективное средство преподавания учебных предметов, и активно применяются мной при проведении уроков «Литературное краеведение».

^ Типы объектов

цифровых образовательных ресурсов, используемых на уроках литературного краеведения

Иллюстрации включают фотографии и портреты северных писателей, поэтов, художников, других знаменитых людей. Они могут быть использованы на разных этапах обучения и в разных технологических приёмах:

  • При подготовке презентаций учителем для объяснения учебного материала. При этом, используя возможности инструментария Power Point, учитель может вносить свою корректировку в выбираемые объекты: делать необходимые на его взгляд подписи, вырезать части фотографий или, наоборот, составлять комбинации из нескольких иллюстраций.

  • Использовать презентации с фотографиями и рисунками для закрепления материала. Это могут быть те же фотографии, но уже без подписей или с частично убранными подписями, можно проводить сравнение нескольких объектов изучения.

  • Подготовка учащимися презентаций для более наглядного представления докладов, рефератов, отчётов по проектной деятельности. В этом случае школьники сами подбирают иллюстративный материал, проявляя свои творческие возможности.

Видеофрагменты представляют собой учебный фильм. Использование в преподавании литературного краеведения средств реализации наглядности, в частности видеофрагментов, даёт возможность более глубокого усвоения материала посредством полисенсорной активности обучаемого. Видеофрагменты позволяют разнообразить изложение учебного материала и облегчают его усвоение. В сочетании с компьютерными технологиями использование видеофрагментов выводят их на качественно новый уровень: возможность сделать паузу, копировать кадр, увеличивать фрагменты кадра, сопровождать его текстом, выносками, создавать собственные объекты на основе кадра – всё это с одной стоны облегчает работу с видеофрагментами, а с другой стороны, даёт возможность их разностороннего использования.

Материалы видеосюжетов содержат различную информацию о культуре, традициях, творчестве северных народов. Такой иллюстративный материал учащиеся хорошо запоминают и анализируют. Эти сюжеты можно вставлять в презентацию, подготовленную учителем для проведения урока, на разных этапах урока.
Аудиофрагменты представляют собой записи исполнения музыкального произведения северными исполнителями, при изучении произведения о животных и птицах можно включить аудиозапись их голосов.

Тексты представляют собой биографии северных писателей, поэтов, художников, а также разнообразные сведения информационного характера о родном крае. Они могут быть использованы как учителем, при подготовке или проведении урока, так и учениками, для подготовки сообщений.

Слайд-шоу – подборка слайдов на заданную тему, где каждое изображение сопровождается пояснительным текстом. Данные изображения могут быть использованы на разных этапах обучения и в разных технологических приёмах.

^ Задания с выбором правильного ответа из списка вариантов. Данные элементы способствуют развитию рефлексивных навыков и навыков самооценки у учащихся своих знаний. При работе с данными тренажёрами необходимо переместить информационные блоки в соответствующие места экрана. Для проверки результата нужно нажать кнопку «Проверить».


^ Методические комментарии к проведению уроков литературного краеведения.



^ Планирование уроков с применением ЦОР




Урок «Северные загадки»


Познакомить детей с фольклором северных народов; с северными загадками; развивать познавательный интерес; обогащение новыми сведениями о нашем крае; прививать интерес к национальной культуре.

^ Мультимедийная презентация «Загадки народов Севера» включает в себя слайды с определением загадки, задачами жанра, типами загадок, художественными особенностями, видами загадок; с загадками северных народов, с литературными загадками (авторские). Кроме этого, есть возможность проверить, правильно ли дали ответ в показе следующего слайда, по щелчку мыши выводится верный ответ. У учащихся есть возможность увидеть иллюстрацию отгадки. Заключительный слайд: предложение ответить на вопросы, что такое загадка, по каким словам можно догадаться, что загадки эти сложены на севере, назвать признаки животных, явлений природы, перечисленных в загадках.



Слайд-шоу


Тренажер

Задание: Отгадай загадки. Соотнеси с отгадками

Работа с электронной версией рабочей тетради (авторская) на интерактивной доске



Урок «Словарь загадок. Авторские загадки»

На данном уроке необходимо вспомнить, с какими загадками уже знакомы, кто их написал. Дать понятие о том, что загадки создают и писатели. В нашем крае тоже есть писатели, поэты, которые придумали для нас загадки. Это Леонид Лапцуй, Юван Шесталов, Прокопий Явтысый. Учителю можно узнать об их творчестве в Интернете на сайтах, посвященных творчеству знаменитых людей, также используя цифровые образовательные ресурсы в виде фотографий, иллюстраций, графических текстов со страниц сайта или отсканированных. Теперь, когда информация найдена, можно знакомить с добытой информацией учащихся.

Портреты писателей Л.Лапцуя, Ю. Шесталова, П. Явтысыя, тексты с биографией с сайта Интернет



Задание: Соотнеси отгадки с фамилиями авторов прочитанных загадок

Работа с электронной версией рабочей тетради (авторская) на интерактивной доске



Урок «П. Явтысый. Считалка»


Упражнять в интонационно-выразительном чтении; формировать умение использовать полученные при чтении сведения в практической жизни, обогащая тем самым жизненный опыт учащихся; развивать устную речь и познавательный интерес. Повторить о творчестве писателя П. Явтысыя. На уроке познакомить со считалкой. Определить после чтения, о ком говорится в считалке, какие животные перечислены, обитают ли они в нашей местности.




Задание: Найди животных, которые обитают в тундре

ЦОР «Природа, человек, общество» диск CD-ROM


Урок «Песня матери. Песни о чуме»



Познакомить с песнями северных народов, обогащать лексический запас речи, прививать интерес к национальной культуре, любовь к своей маме. Дать понятие о своеобразном составлении песен народами севера. Рассказать о чуме. Чум – жилище северных народов, в нём живут. Чум – и летнее, и зимнее жилище, меняется лишь покрытие: летом из бересты, а зимой из шкур. Сейчас заменяется брезентом. Установка чума – женская обязанность. Вначале укладывают на землю доски для пола, на спальной половине выкладывают оленьи шкуры, в изголовье подушки. Ставят два основных шеста, к ним прикладывают другие шесты (около 40). Есть специальные шесты для колыбели. Затем натягивают покрытие. Посередине место для очага, для печки. Чтобы попасть внутрь, нужно открыть дверь – край брезентового покрытия и быстро закрыть, не впуская холодный воздух и комаров. В чуме – у каждой вещи своё место, всегда порядок. Живущие в нём любят своё жилище, свой дом. Об этом «Песня о чуме»

^ Мультимедийная презентация «Чум – жилище северных народов»



Слайд-шоу




Урок «Как лиса богатство добывала. Ненецкая сказка»


На уроке познакомить с ненецкой сказкой; обогащать лексический запас речи; развивать познавательный интерес; формировать умение ориентироваться в содержании произведения; учить пересказу.

Издавна живут на Севере народ ненцы. Основной вид занятий народа – оленеводство. Они пасут стада оленей, ухаживают за ними. В течение года оленеводы совершают перекочёвывания, то есть кочуют – переходят с места на место. Летом – на север, спасая животных от комаров, мошки и овода, а в зимнее время – на юг, подальше от сильных морозов и буранов. Кроме оленеводства ненцы занимаются рыболовством, охотой на пушного зверя.

Охотятся на песцов, лисиц с помощью ловушек и капканов. Тундра даёт северному народу всё: средства передвижения, материала для строительства жилищ и шитья одежды, пищу. Живя в суровых условиях, ненцы научились использовать природные богатства бережно, брать от тундры столько, сколько нужно для проживания. Материал о ненцах можно найти в на сайте Интернет.



Использование текста с сайта Интернет

Составление плана-схемы ненецкой сказки, используя графическое построение модели сказки с помощью «перетаскивания» объектов – фигур



Работа с интерактивной доской


Урок «Зайчик. Хантыйская сказка»



Познакомить с хантыйской сказкой; обогащать лексический запас речи; развивать познавательный интерес; прививать литературный вкус. Спросить, что объединяет русские народные сказки и сказки других народов? (и в тех и в других есть мудрость, которая нас учит поступать хорошо, высмеиваются плохие качества людей: глупость, жадность, лень. В сказках есть чудеса, выдумка, юмор. Сказки помогают делать нашу речь более красочной, развивают нашу фантазию.

Обогащение новыми сведениями.

- В этой сказке говорится, чем добывали зверя охотники. Найдите.

Для хантов промысел – серьёзное дело. Охотники каждый день, проделав путь в несколько десятков километров, осматривают ловушки, стреляют белок, глухаря. До того как появилось ружьё, охотники пользовались луком и стрелами, ловушками. Лук делали из елового дерева, тетива – из кедрового корня, на стреле, вместо оперения – беличий хвост или веточка кедра.

^ Мультимедийная презентация «Орудия охоты».



Слайд-шоу

Провести мини-исследование «Зайчик». Работа в группах: 1 группа работает со словарями – находят в толковом словаре объяснение толкования слова заяц; в орфографическом словаре находят написание слова заяц; 2 группа находит в представленной литературе интересные сведения об этом животном; 3 группа работает с компьютером – находит сведения в сети Интернет о зайце (под руководством учителя). Представляют добытую информацию, делают вывод.

Выход в Интернет для поиска информации



Урок «Гордый олень. Мансийская сказка»


Познакомить с мансийской сказкой «Гордый олень»; развивать творческие способности учащихся, мышление, речь; воспитывать любовь к животным.

- «Олени - наши друзья» - так говорят ханты и другие северные народы.

(показ иллюстрации оленя)

Откуда появились у северных народов домашние олени? Когда-то приручили диких оленей, от которых повелись домашние. Олень северным народам жизненно необходим. Оленье мясо – еда, необработанные шкуры оленя – подстилка на спальные места и нарты, а из обработанных шьётся одежда. Из шкур ног оленя шьют обувь, рукавицы. Из сухожилий изготавливаются нити и струны для музыкальных инструментов. Рога и крупные кости – материал для топора и ножа, различных рукояток, наконечников стрел и хореев. А ещё домашний олень – отличный транспорт. Он везёт нарты по глубокому снегу и по летней тундре, переходит топкие болота и горные реки. Его пища – листья, молодые побеги, трава, грибы – летом, а зимой он разрывает снег копытами и добывает ягель.

^ Мультимедийная презентация «Олень»



Иллюстрация


Слайд-шоу



Урок «Кукушка. Ненецкая сказка»


Совершенствовать навык чтения; развитие устной речи и познавательного чтения; воспитывать любовь к матери, уважение к старшим людям; учить последовательно воспроизводить содержание сказки.

Рассматривание иллюстраций - животные в национальной одежде или использование мультимедийной презентации. ^ Мультимедийная презентация «Сказки народов Севера»

- Где бывает так, что животные ходят в одежде, разговаривают? (в сказках)

- Назовите одним словом произведения, к которым относятся эти рисунки. (Это сказки)



Слайд-шоу



Моделирование сказки.

Используя графическое построение модели сказки с помощью «перетаскивания» объектов – фигур


Работа с интерактивной доской

Урок «Лисица, птичка и ворон. Ненецкая сказка»


Познакомить с ненецкой народной сказкой; развивать речь учащихся; пополнять словарный запас; развивать умение выделять главное в прочитанном произведении; прививать интерес к северному устному творчеству.

Предложить подумать, что высмеивается в ненецкой сказке «Лисица, птичка и ворон», а к каким поступкам можно отнестись с уважением?

Задание: Отметь, сколько птенчиков было у птички?

Отметь слова, подходящие описанию лисы.

Отметь слова, подходящие описанию ворона



Тренажер

Обобщение. «В гостях у сказки»


Урок проходит в форме заочного путешествия.

Обобщить знания по пройденному материалу за 3-ю четверть; развивать речь, творческие способности учащихся; закрепить представления учащихся об устном народном творчестве северных народов; пробудить интерес и уважение к культуре народов Севера.

Театральная остановка.

Показать видеофрагмент записи выступления ненецких артистов. Сказка «Как солнце украли»



Видеофрагмент

Урок «И.Истомин. «Черный и Белый»


Познакомить с ненецкой сказкой И. Истомина; учить детей элементам драматизации; обогащать лексический запас речи; развивать познавательный интерес; формировать умение ориентироваться в содержании произведения.

Постановка спектакля в соответствии с планом

Действующие лица: Белый медведь, Бурый медведь, Куропатка, Автор.

Декорации: Сцена условно разделена на две половины: с одной стороны «море», «волны», вдали – «кораблик». С другой стороны – «кустики», вдали «чум».

Изготовление костюмов.

- А теперь вступает художник театра. Сейчас мы все художники, обсудим, какой костюм нужен для действующих лиц. (Остановимся на масках)

- Сейчас мы – звукорежиссеры. Какую музыку можно подобрать для начала сказки? (спокойную) Где должна поменяться мелодия? (во время встречи и борьбы) А в конце спектакля?

- Над всем спектаклем работает режиссер. Мы – режиссеры. Куда разместим действующих лиц, обработаем реплики слов. На какие сценические действия или сюжетные картины можно поделить текст сказки?

Подготовка «актеров». Выступление.



Аудиозапись



Заключение

Хотелось бы отметить, что при проведении уроков данного предмета можно использовать не только цифровые образовательные ресурсы сети Интернет, но и создавать самим учителям. В компьютерной базе педагога, таким образом, будет создана копилка ЦОР по предмету.

Иллюстрации, найденные на страницах сайтов или сканированные с книг, журналов, группируются по папкам: «Писатели народов Севера», «Художники народов Севера», «Знаменитые люди», «Растения нашего края», «Животные нашего края», «Гербы районов округа» и т.д.

Видеофильм можно создать с помощью цифровой видеокамеры и компьютерной программы Windows Movie Maker. Это могут быть снятые кадры выступлений фольклорных групп, праздники народов Севера, посещение краеведческого музея, встреча со знаменитыми людьми и т.д.

Аудиозаписи песен, северных мелодий могут быть также записаны через компьютерные программы.

Слайд-шоу представляются в виде презентации слайдов в компьютерной программе Microsoft Power Point. В базе данных компьютера учителя могут быть созданы презентации на различные темы северной тематики. Например, «Быт народа севера», «Одежда народа ханты», «Орудия охоты и рыбалки», «Чум – жилище народов Севера», «Загадки народов Севера» и т.д.

Задания с выбором правильного ответа из списка вариантов – тренажер для проверки знаний по пройденной теме или разделу, компьютерный тест, разрабатываются педагогом.

Кроме этого, можно использовать и цифровые образовательные ресурсы программного обеспечения – диски CD ROM, в которых можно найти материал о природе нашего края.

Если кабинет оснащен мультимедийным проектором или интерактивной доской, возможно использование текстов литературных произведений, заданий, выведение информации в электронном варианте. Мною разработана рабочая тетрадь для уроков литературного краеведения, которая используется в печатном виде и в электронном, когда предлагаемый вариант заданий выводится на интерактивную доску. Учащиеся прямо на доске выполняют задания с помощью «Умного пера».

Если отложить в сторону традиционные бумажные разработки проведения уроков, традиционное преподавание с мелом и тряпкой в руках, с редким использованием наглядности в виде плакатов и схем, с поиском учебного материала, то останется одно очень большое и могучее орудие в борьбе за знания учеников - это использование цифровых образовательных ресурсов.
Педагогические цели использования ЦОР определяются возможностью реализации интенсивных форм и методов обучения, повышения мотивации обучения за счет применения современных средств обработки аудиовизуальной информации, повышения уровня эмоционального восприятия информации, формирования умений реализовывать разнообразные формы самостоятельной и творческой деятельности.



Похожие:

«Литературное краеведение», учителя моу-лопхаринская сош ануфриевой С. Р. Тема: «Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках литературного краеведения в начальной школе» iconЦор: опыт использования, перспективы внедрения
В докладе приведены перспективы использования икт и цифровых образовательных ресурсов (цор). Рассматривается структура существующих...
«Литературное краеведение», учителя моу-лопхаринская сош ануфриевой С. Р. Тема: «Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках литературного краеведения в начальной школе» iconТема : «Использование в учебном процессе цифровых образовательных ресурсов»
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №4 города Ейска муниципального образования Ейский район
«Литературное краеведение», учителя моу-лопхаринская сош ануфриевой С. Р. Тема: «Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках литературного краеведения в начальной школе» iconПлан работы методического объединения учителей «Технология» и«Искусство» на 2012 2013 учебный год
Проблемная тема мо: «От трудового обучения – к технологическому образованию через использование цифровых образовательных ресурсов...
«Литературное краеведение», учителя моу-лопхаринская сош ануфриевой С. Р. Тема: «Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках литературного краеведения в начальной школе» iconЦифровые образовательные ресурсы Набор цифровых образовательных ресурсов (цор) разработан в рамках проекта «Информатизация системы образования»
Набор цифровых образовательных ресурсов (цор) разработан в рамках проекта «Информатизация системы образования», реализуемого национальным...
«Литературное краеведение», учителя моу-лопхаринская сош ануфриевой С. Р. Тема: «Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках литературного краеведения в начальной школе» iconФормирование общеучебных умений и навыков на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе
Успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у ребенка умения и навыков
«Литературное краеведение», учителя моу-лопхаринская сош ануфриевой С. Р. Тема: «Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках литературного краеведения в начальной школе» iconСанжаина Баярма Гомбожаповна Учитель начальных классов Забайкальский край Дульдургинский район Село Алханай Использование икт технологий и цор для системного подхода к формированию универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
...
«Литературное краеведение», учителя моу-лопхаринская сош ануфриевой С. Р. Тема: «Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках литературного краеведения в начальной школе» iconОтчет о проведении «Недели начальных классов»
Тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе»
«Литературное краеведение», учителя моу-лопхаринская сош ануфриевой С. Р. Тема: «Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках литературного краеведения в начальной школе» iconИспользование икт на уроках в начальной школе позволяет
«информационную эпоху». Она ставит перед школьным образованием и новую проблему – подготовить учеников к жизни в быстроменяющемся...
«Литературное краеведение», учителя моу-лопхаринская сош ануфриевой С. Р. Тема: «Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках литературного краеведения в начальной школе» iconНоменклатура цифровых образовательных ресурсов локального доступа, используемых в образовательном процессе
Универсальное мультимедийное пособие по математике к учебнику И. Я. Виленкина и др. «Математика 6 кл»
«Литературное краеведение», учителя моу-лопхаринская сош ануфриевой С. Р. Тема: «Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках литературного краеведения в начальной школе» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда выступление на мо по теме: «Специфика реализации фгос на уроках английского языка в начальной школе»
Выступление на мо по теме: «Специфика реализации фгос на уроках английского языка в начальной школе» Тен Елены Евгеньевны, учителя...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты