С. И. Королева, учитель начальных классов icon

С. И. Королева, учитель начальных классов



НазваниеС. И. Королева, учитель начальных классов
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

С.И. Королева,

учитель начальных классов

Формирование общеучебных умений и навыков

на уроках русского языка

в начальных классах.

Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. Одним из приоритетов современного начального образования, который предопределяет успешность всего последующего обучения, является формирование общеучебных умений и навыков.

Вопросами общеучебных умений и навыков в педагогической науке и образовательной практике занимаются не одно десятилетие, но до сих пор основным недостатком современного образования, в том числе и начального, является неумение школьников учиться. Поэтому одной из важнейших задач современного начального образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.

У учащихся должны быть сформированы такие компоненты учебной деятельности как:

- понимание и чёткое выполнение инструкции;

- понимание учебной задачи;

- самоконтроль.

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений , навыков и способов деятельности:

- интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.)

- познавательных ( учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);

- организационных ( организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).

Учебно-организациоонные общеучебные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной деятельности учащихся. К ним относятся умения организовать своё рабочее место; планировать текущую работу; нацелить себя на выполнение поставленной задачи; осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности; вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при решении учебных задач( умение объяснять, оказывать помощь, принимать помощь товарища и т.п.)

Учебно-организационные умения и навыки тесно связаны с учебно-интеллектуальными умениями и навыками.Этот блок умений обеспечивает ориентацию учащихся в учебном задании и планирование последующих действий, связанных с нахождением способов и средств выполнения задания, то есть с размышлением, мышлением.

Для формирования общеучебных умений и навыков я использую следующий алгоритм:

Введение новой информации.

Проведение систематических вариативных многократных упражнений.

Применение новых знаний на практике.

Коррекция: ошибки исправляются учителем, а потом учащимися.

Автоматизация общеучебных действий.

Примеры заданий, используемых для формирования учебно-организационных общеучебных умений и навыков (умение планировать свою деятельность при выполнении заданий аналитического характера):

Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены).

Зимой солнце светит но не греет.

Голая земля промёрзла подсохла.

Снег шёл ночью а не днём.

Пушистый снежок покрыл поля леса и долины.

Появились первые цепочки следов на белой скатерти снега.


Установите и запишите последовательность действий для определения правильной расстановки знаков препинания в данных предложениях.

_____Найти грамматическую основу предложения.

_____Определить, имеется ли в предложении интонация перечисления.

_____Внимательно прочитать предложение.

_____Найти слова, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову.

_____Определить наличие однородных членов в предложении.

_____Определить, имеются ли в предложении союзы и, а, но.

Расставить знаки препинания.


2.^ Умение контролировать свою деятельность при выполнении задания аналитического характера:

Спишите предложения задания №1, контролируя каждый свой шаг в постановке знаков препинания.

Подчеркните грамматическую основу предложения.

2.1^ Умение планировать свою деятельность при выполнении задания аналитического характера.

Прочитайте текст( знаки препинания не расставлены).

Настаёт чудесная летняя пора всё цветёт и благоухает л…сная опушка утопает в разноцветной пене кто там жужжит в цветах это мохнатый шмель


Установите и запишите последовательность действий при определении границ предложений при списывании текста.

___Читаю и проверяю написанное.

___Внимательно читаю текст.

___Нахожу грамматическую основу предложения.

___Новое предложение пишу с большой буквы.

___Расставляю знаки конца предложения.

___Определяю предложения по интонации.

___Устанавливаю границы предложений.


2.2 ^ Умение контролировать свою деятельность при выполнении заданий аналитического характера.

Спишите текст задания №1, контролируя каждый свой шаг в постановке знаков препинания.

Подчеркните вопросительное предложения.

Проверьте написание слов с пропущенными буквами.


^ Примеры заданий, используемых для формирования учебно-интеллектуальных умений и навыков:

- умение сравнивать;

1. Прочитайте предложения.

В водоёме журчала и плескалась прозрачная вода.

В водоёме журчала плескалась прозрачная вода.

Расставьте знаки препинания.

- умение анализировать;

2. Выполните синтаксический разбор предложений.

-умение обобщать;

3. Прочитайте. Допишите цепочки слов

Со…нце, звёз…ный, мес…ность, _______________

По капл…, на отдых…, о дочер…, ______________

По какому признаку объединены слова каждой строки? Запишите.

- умение классифицировать;

4. Прочитайте пары слов.

Распределите слова на три столбика.

о друг… и учител…

о капест… и фасол…

в Тул… и Казан…

Допишите пропущенные окончания.

-умение выделять главное и существенное;

5. Определите и подчеркните существенный признак при выборе орфограммы: «Правописание безударных окончаний имён существительных».


-падеж

К пристан… -неодушевлённое

-3-е склонение


-умение доказывать;

6. Прочитайте предложение.

Солнце согревало оттаявшее поле.

Укажите падеж существительных. Докажите правильность выбора.


-умение сравнивать;

1. Прочитайте предложения.

Дождь стучал по крыше и трепал листья.

Сверкнула молния и послышался резкий удар грома.

Определите, какуюроль играет союз и в данных предложениях. Спишите предложения и расставьте знаки препинания.

- умение анализировать;

2.Выполните синтаксический разбор предложения.

- умение обобщать;

3. Прочитайте. Допишите цепочки слов.

-ют, -ет, -у, ________________________

подмету, запишет, распилит, ____________

дыш…т, смотр…шь, терп…м,__________________

По какому принципу подобраны цепочки слов.

Запишите.


- умение классифицировать;

4. Прочитайте:

у меня, тебя, его, вас, её, нам, с тобой, оно, обо мне

Распределите слова в три столбика.

1-е лицо 2-е лицо 3-лицо


- умение выделять главное и существенное;

5. Выделите и запишите существенный признак при определении условий выбора орфограммы «Правописание НЕ с глаголами»

1) Прошедшее время.

2)Часть речи.

3) Спряжение.


-умение доказывать;

6. Прочитайте предложение.

Из вороха старых листьев, травы и валежника выглядывают первые подснежники.

Докажите, что это предложение с однородными членами.


^ Примеры заданий,используемых для формирования учебно-информационных навыков.

- умение читать выразительно;

-умение читать правильно;

-умение читать в определённом темпе;

- умение понимать прочитанное


Прочитайте текст.


А что это за зверь? Поглядите-ка! Хвост загнут крючком, голова похожа на лошадинуюХотя совсем мало напоминает это существо рыбу, а всё-таки это рыба.Называется она морской конёк.Морского конька можно увидеть среди подводных зарослей у берегов Чёрного и Средиземноморского морей, Индийского и Атлантического океанов. Впрочем, обнаружить морского конька не так-то просто. Он буровато-зелёный, точь-в –точь под цвет морской травы, среди которой живёт. Формой тела удивительно напоминает он её изгибы. Плавает он медленно, чаще держится на одном месте, зацепившись крючковатым своим хвостиком за какую-нибудь водоросль.

(К. Меркульева)


Найдите в тексте описание животного. Подчеркните. Запишите, где он живёт.________________________________________________________________________________________________________________________________

Озаглавьте текст.

Определите вид текста.


Прочитайте текст.


Я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспалённые, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны…О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку… Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя в карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал… и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущённый, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку… «Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат».

Нищий уставил на меня свои воспалённые глаза; его губы усмехнулись – и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

- Что же, брат, - прошамкал он, - и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

(И.С.Тургенев)


Разделите текст на три части. Подчеркните в тексте основную мысль каждой части.

Какие чувства испытывает автор? Запишите последовательно от начала текста до конца. (3-4 слова) ____________________________________________________________________________________________________________________________________


Озаглавьте текст.

Определите вид текста.

^ Примеры заданий,используемых для формирования учебно-коммуникативных умений и навыков;

-умение работать с определениями основных понятий;

1. Допишите определение.

Слова близкие по смыслу, но разные по звучанию и написанию – это __________________ . Приведите примеры.


-умение выделять существенный признак основного понятия;

2. В данные определения впишите пропущенный признак указанного понятия.

Склонение – это _______________________изменение имени существительного _____________________________________________.


- умение проводить доказательства, рассуждения при выполнении заданий аналитического характера;

3. Прочитайте предложения.


Серебряный кулон украшал платье сестры.

Серебряный кинжал висел на поясе.

Её серебряный голосок слышался издалека.

Бабушка чистила серебряный подсвечник.


В каком предложении слово «серебряный» имеет переносное значение? Каким словом можно его заменить? Запиши новое предложение.


- умение работать с определениями основных понятий;


1.Допишите определение.


_______________________ - это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? или что сделать?

Приведите примеры.

_______________________________________________________________


- умение выделять существенный признак основного понятия;


Прочитайте определение.

Спряжение – изменение глаголов по _________________________________

и _____________________________________________.

В данное определение впишите пропущенные существенные признаки указанного понятия.

- умение проводитьдоказательства, рассуждения при выполнении заданий аналитаческого характера;


Прочитайте. Запишите текст. Докажите выбор пропущенных орфограмм.


На дворе март.

Наступили дли…ые в…сенние д…ньки.

Сугробы уже с…ёжились, осели.

Они сер… и чёрн… цвета.

Но в лесу в оврагах еще много снега.

Горяч… солнце стало матерью для каждого растения. Оно отдаёт им своё т…пло.

Т…плу радуется вся природа: л…са, луга, п…ля.

Подчеркните предложения, в которых нет сказуемого.


Анализ сформированности учебно-интеллектуальных умений и навыков показывает, что при восприятии учебной информации большинство учащихся нуждается в дополнительных разъяснениях. При интеллектуальной обработке информации ребятам требуется организующая помощь. Чаще всего ученики получают результат работы при воспроизведении предложенного учителем алгоритма, хотя иногда некоторые учащиеся действуют самостоятельно и добиваются результата нерациональными способами.

Давая ответ, ребята не всегда могут аргументировать его, обосновать свою точку зрения. Дети не всегда могут дать объективную оценку своей работе, не всегда видят свои ошибки. Необходимо развивать способность действовать рациональными способами, умение аргументировать свою позицию, обосновывать полученный результат. Следует совершенствовать умение объективно оценивать свою работу.

Сформированность учебно-организационных умений и навыков в 4 классе соответствует среднему показателю. В основном учащиеся способны осмыслить учебную задачу, но в ходе работы осуществляют необходимые уточнения. Основная масса детей умеет планировать свои действия, сохраняя их последовательность до конца. Определённый процент детей детально отступает от плана работы и не получает запланированного результата. Не проверяют результат работы в связи с тем, что заранее убеждены в его правильности .

Необходимо развивать навыки планирования собственной деятельности, способность действовать в соответствии с планом, умение выбирать оптимальный алгоритм работы. Необходимо формировать навыки самооценки и самоконтроля.

Учебно-коммуникативные умения и навыки в 4 классе сформированы на среднем уровне. Основная масса детей способна ясно и чётко излагать свои мысли, корректно отвечать на поставленные вопросы, формулировать вопросы собеседнику, а также возражать оппоненту. Умеет аргументировать свою позицию или гибко менять её в случае необходимости.

Способны подчиниться решению группы ради успеха общего дела.

Всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения.

Определённой группе детей необходимо работать над совершенствованием умения излагать свои мысли, формулировать вопросы к собеседнику и отвечать на поставленные вопросы. Необходимо помочь детям в развитии способности отстаивавать свою свою позицию или разумно менять её. Следует работать над умением соблюдать социальную дистанцию в общении.

Эффективность обучения значительно возрастёт, если ученики будут работать над своим развитием осмысленно, будут стараться самостоятельно находить и устранять свои ошибки и недостатки — при письме, в речи, в организации собственной деятельности. Для этого им необходимо необходимо научиться анализировать свою собственную деятельность на предмет своих ошибок, чтобы в дальнейшем их не делать, и своих достижений, чтобы зафиксировать их и воспроизводить. Эффективность обучения напрямую зависит от формирования и развития общеучебных умений и навыков.



Похожие:

С. И. Королева, учитель начальных классов iconВыступление на совещании учителей начальных классов рмо мулюкина Наталья Валентиновна, учитель начальных классов
Особенно важная роль в обеспечении качества школьной жизни ребенка принадлежит учителю начальных классов. От того, каким окажется...
С. И. Королева, учитель начальных классов iconКолемаскина Лариса Викторовна учитель начальных классов Черепенько Ирина Юрьевна учитель начальных классов Тисуль 2013 Содержание письменной части отчет
Листовки, газета, запрещающие знаки, сочинения,рефераты, сборник собственных рецептов, блюда своего приготовления
С. И. Королева, учитель начальных классов iconБанк данных о педагогах, входящих в шмо учителей начальных классов, изо на 2012-2013 учебный год
Тулунское педагогическое училище, 1983 год, учитель начальных классов, преподавание в начальной школе оу
С. И. Королева, учитель начальных классов iconКлассный час по теме «Конфликты» ( составлен и проведен учителем начальных классов И. В. Евстратовой с учащимися 4 класса)
Евстратова Ирина Владимировна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории
С. И. Королева, учитель начальных классов iconРазвитие коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов через факультативный курс «Речь и культура общения»
Кочеткова Елена Николаевна – учитель начальных классов мбоу "сош№3" г. Гусь- хрустальный
С. И. Королева, учитель начальных классов iconМетодическое пособие для учителей начальных классов автор: учитель начальных классов когоку сош с уиоп
В случае если занятия проводятся с детьми имеющими проблемы в развитии, возраст участников игры может продлеваться
С. И. Королева, учитель начальных классов iconНикитина С. В., учитель начальных классов мбоу «сош №1 им. Героя Советского Союза Каманина Н. П.»г. Меленки Мастер – класс на тему: «Использование технологии развития критического мышления в начальных классах»
Никитина С. В., учитель начальных классов мбоу «сош №1 им. Героя Советского Союза Каманина Н. П.»г. Меленки
С. И. Королева, учитель начальных классов iconАнализ моей профессиональной деятельности Квалификационная категория: высшая, приказ №9/а от 20 декабря 2011 год
Образование высшее. Московский педагогический государственный университет, 29 июня 2001г, факультет начальных классов, специальность...
С. И. Королева, учитель начальных классов iconТема работы методического объединения учителей начальных классов: «Активизация познавательных интересов учащихся с использованием инновационных технологий»
Пастухова Светлана Анатольевна – учитель высшей квалификационной категории, руководитель Районного методического объединения учителей...
С. И. Королева, учитель начальных классов iconУчитель начальных классов мкоу : Маричук М. Ю
Учитель должен помочь школьникам усвоить закономерность и целесообразность правописания
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты