Пояснительная записка. «Рабочая программа» icon

Пояснительная записка. «Рабочая программа»



НазваниеПояснительная записка. «Рабочая программа»
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество



Пояснительная записка.


«Рабочая программа» адаптирована для логопункта на основе принципов и содержания Программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей», допущенной Министерством образования РФ.


Цель: Сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях, обучить детей изменять просодические характеристики высказывания в зависимости от речевых намерений.

Формирование звуковой стороны речи рассматривается не как самоцель, а как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры в целом, развитие связной речи и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.

Логопедическая работа, предусмотренная в программе, строится на основе теоретических положений о роли полноценных фонематических процессов в развитии речи и становлении письма и чтения (Н.И. Жинкин, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.)


^ Основные направления программы.


  1. Развитие артикуляционного и голосового аппарата:

  • постановка и первоначальное закрепление звуков речи (усвоение способов образования звуков, особенности их произношения);

  • дифференциация звуков на слух и в произношении;

  • формирование звукослоговой структуры слов различной сложности, состоящих из правильно произносимых звуков;

  • развитие умения пользоваться интонационными средствами выразительности речи в соответствии с корректными условиями общения.

  1. Формирование навыков звукового анализа слов; членение предложений на слова; знакомство с буквами русского алфавита, обозначающими сохранные и скорригированные звуки.

  2. Уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи:

    • развитие качественной характеристики лексических средств;

    • выработка умения правильно сочетать слова по смыслу;

    • развитие внимания и интереса к слову; умения выделять и правильно называть существенные признаки; уточнять понимание и употребление видовых, разовых понятий, обобщающих слов;

    • обращать внимание на правильное употребление скорригированных звуков в словах доступной звукослоговой структуры, не ограничивая при этом объем свободных высказываний.

  3. Формирование морфологической и синтаксической сторон речи.

  4. Развитие диалогической и монологической форм речи (в соответствии с возрастными и произносительными возможностями детей).


Основная цель лексических заданий - научить детей правильно и осмысленно употреблять слова в спонтанной речи, упражнять детей в составлении словосочетаний и предложений. Большое внимание уделяется совершенствованию практического навыка употребления в речи простого распространенного предложения. Для этого подбираются упражнения на изменение падежных форм существительного в зависимости от предлога или вопроса; на изменение грамматических форм числа существительных; числа, лица и времени глаголов, а также на правильное употребление форм глаголов при сочетании с личными местоимениями. Особое внимание уделяется правильному согласованию прилагательных с существительными в косвенных падежах, согласованию числительных с существительными. Постепенно усвоенные типы речевых конструкций логопед включает в работу над связной речью.


^ Методические рекомендации.

Принципы формирования звуковой стороны речи у детей с ФФН.

1. Под усвоением звуков подразумевается овладение артикуляцией в тесном взаимодействии с развитием слухового восприятия. В результате работы над формированием звуков должна быть воспитана единая система четко различаемых, противопоставленных друг другу фонем.

2.Соблюдение последовательности коррекции звуков.

В первую очередь осуществляется уточнение произношения сохранных или опорных звуков: их артикуляция. В результате уточнения произносительных навыков создается основа для развития навыков фонематического восприятия.

В программе предусмотрена определенная последовательность усложнения речедвигательных дифференцировок. Освоение каждого нового звука происходит в сравнении с другими звуками. В период постановки правильная артикуляция и правильное звучание сопоставляются с неправильными. Сознательному усвоению звука способствует выделение характерных признаков, как в звучании, так и в артикуляции. Таким образом, устанавливаются связи между акустическими и артикуляционными характеристиками звуков, что обеспечивает их полноценную дифференциацию.

Существенным является сопоставление каждого изучаемого звука с раннее изученным и с неисправленным, но в последнем случае – без проговаривания, только на слух. В начале обучения сравниваются «далекие» звуки (резко противопоставленные по артикуляции и по звучанию), а затем вводятся упражнения на различение «близких» звуков.

При автоматизации исключаются дефектно произносимые и смешиваемые звуки. При отборе словаря учитываются разные позиции звуков в слове, отдельно закрепляются твердые и мягкие варианты фонем. Важно соблюдать принцип сознательной опоры назначения слова, подчеркивая, что изменение одного звука приводит к другому значению слова (кашка – каска).

^ Область применения усилий логопеда по разделу: Развитие речи.

Содержание логопедических занятий, организация и методические приемы определяются целями коррекционного обучения с учетом корректных представлений и речевого опыты, накопленных детьми в процессе работы воспитателя по разделам базисной программы. Усилия логопеда направлены на ликвидацию имеющихся у детей пробелов в области словоизменения, словообразования и недостаточного овладения предложно- падежными конструкциями.

Работа логопеда над словарем носит выборочный характер, в нее входит накопление и уточнение слов (существительных, прилагательных) имеющих уменьшительно-ласкательное значение; понимание и правильное употребление в речи приставочных глаголов; практическое накопление родственных слов; знакомство с наиболее распространенными случаями многозначности слов, практическое ознакомление со словами, имеющими противоположное значение.


^ Срок реализации данной программы один год, что соответствует специфике и работы с детьми в условиях логопункта. Она рассчитана на занятия с детьми старшего дошкольного возраста имеющими фонетическое и фонетико – фонематическое нарушения речи.


^ Обучение на занятиях

В соответствии с «Положением о логопедическом пункте в дошкольном образовательном учреждении»

- основной формой организации логопедической работы на логопункте являются подгрупповые и индивидуальные занятия.

- коррекционная работа с подгруппой детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи, фронтальные занятия проводятся 1 раз в неделю (интегрированное занятие: подготовка к обучению грамоте + развитие лексико-грамматических категорий).

- с воспитанниками, имеющими фонетическое недоразвитие речи, - 1 раз в неделю (подготовка к обучению грамоте).

- продолжительность логопедического фронтального занятия – 30 - 35 мин, индивидуальных занятий – 10 минут с каждым ребенком. После формирования у детей способности четкого быстрого выполнения заданий формируются подгруппы по 2 человека с целью закрепления речевых навыков.

Продолжительность занятий с детьми в течение года:

  • фонетическим недоразвитием речи - от 3 до 9 месяцев;

  • с фонетико-фонематическим недоразвитием речи - в течение года.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедических занятий отмечаются в речевой карте ребенка.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедических занятий отмечаются в речевой карте ребенка.


Задачи и содержание индивидуальных занятий:

  1. Развитие артикуляционного праксиса.

  2. Фонационные упражнения.

  3. Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звукослоговых сочетаниях.

  4. Вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков в соответствии с планом индивидуальных занятий.

  5. Автоматизация и дифференциация поставленных или исправленных звуков.

  6. Отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков.

  7. Расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков.

  8. Звуковой анализ и синтез слогов и слов, чтение, письмо, закрепление грамматических категорий с учетом исправленных звуков в случае индивидуальных затруднений.


^ Задачи и содержание фронтальных занятий:


  1. Усвоение (автоматизация) произношения ранее поставленных звуков в любых фонетических позициях и активное использование их в различных формах самостоятельной речи.

  2. Формирование умения войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, оценивать достижения партнера, ориентироваться на лучшие образцы речи и др.

  3. Содержание фронтальных занятий представлено по периодам обучения.


В итоге логопедической работы дети должны:


  • Правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

  • Четко дифференцировать все изученные звуки;

  • Называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

  • Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

  • Различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

  • Производить элементарный звуковой анализ и синтез;

  • Овладевать интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.



Список литературы.

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления лексико –грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб., 2006.

  2. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления лексико –грамматического недоразвития речи у старших дошкольников. СПб., 2007.

  3. Борисова Е.А.Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. М., 2008.

  4. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М., 1991.

  5. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 2006.

  6. Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно. Методическое пособие. М., 2005.

  7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. М., 2007.

  8. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи. М., 2006.

  9. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи (конспекты занятий). М., 2008.

  10. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5 -6 лет (сценарии занятий). М., 2004.

  11. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков: методы и дидактические материалы.- СПб.: КАРО, 2006.

  12. Колесникова Е.В. Развитие звуко –буквенного анализа у дошкольников (конспекты занятий). М., 1996.

  13. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. М., 1995.

  14. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. СПб., 1995.

  15. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2003.

  16. Поваляева М.А. Справочник логопеда. –Ростов – на- Дону:, 2002.

  17. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. СПб, 2008

  18. Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. (старшая группа). М., 2004.

  19. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. М., 2000.

  20. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду (занятия с детьми 5-6 лет). М., 2007.

  21. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольных образовательных учреждениях. – М., 2004.

  22. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5 -7 лет с ОНР(альбомы). М., 2008.

  23. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием. М., 2004.

  24. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1997.

  25. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5 -7 лет. М.: 2001.

  26. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи (конспекты занятий в старшей и подготовительной группах) М., 2007.




Перспективное планирование логопедической работы по преодолению

фонетико –фонематического недоразвития речи у детей

(средняя группа, логопункт)


1 период обучения (октябрь -ноябрь)

Всего 8 занятий: 8 недель (1 занятие в неделю)



Неделя

Количество занятий


Продолжительность


^ Лексико - грамматический строй речи

1

1

20

Учить детей практическому усвоению существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Игра «Большой – маленький», «Назови ласково»).

2

1

20

Учить употреблять существительные в единственном и множественном числе в именительном падеже.


3

1

20

Учить употреблять существительные в косвенных падежах в единственном числе.

4

1

20

Учить употреблять существительные в косвенных падежах во множественном числе.


5

1

20

Упражнять в употреблении существительные в косвенных падежах в единственном и множественном числе.

6

1

20

Учить согласовывать притяжательное местоимение мой с существительными мужского рода единственного числа (мой шарф).

7

1

20

Учить согласовывать притяжательное местоимение моя с существительными женского рода единственного числа (моя шуба).

8

1

20

Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2 лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3 лица единственного числа настоящего времени (пей – пьёт, мой – моет, ешь – ест).


^ 2 период обучения (декабрь - февраль)

Всего 12 занятий: 12 недель (1 занятие в неделю)

Неделя

Количествво занятий

Продожительность

занятий


Звуки


^ Лексико - грамматический строй речи


Развитие фонематических функций. Грамота.

9

1

20





Учить согласовывать прилагательные с существительными женского рода единственного числа (Кукла (какая?) веселая).


1. Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков.

2. Формировать правильное физиологическое дыхание (фазы: вдох-выдох-пауза. Вдох-выдох – через нос). Развивать длительный плавный выдох (упр. «Снежинки летят»).

10

1

20





Учить согласовывать прилагательные с существительными мужского рода единственного числа (Воздух (какой?) чистый.).

1. Продолжать развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков.

2. Формировать первоначальные представления об интонационной выразительности в импрессивной речи (Л.В. Лопатина стр.19).

11

1

20

А

Учить согласовывать прилагательные с существительными среднего рода единственного числа (Небо (какое?) голубое)

1. Познакомить с артикуляцией гласного А.

2. Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласного А (упр. «Укачаем куклу»).

12

1




А

Учить согласовывать существительные с глаголами единственного числа настоящего времени (Саша лепит). (Игры: «Кто как кричит?»).


1. Уточнить произношение гласного звука А.

Учить узнавать и воспроизводить гласный звук А на основе восприятия беззвучной артикуляции.

2. Развивать силу голоса (удлинение произнесения звука Л.В.Лопатина стр. 22)

13

1

20

У

Учить согласовывать существительные с глаголами множественного числа настоящего времени. («Кто как передвигается»).

1. Познакомить с артикуляцией гласного У.

2. Продолжать формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласного У .

14

1

20

У

Упражнять в согласовании существительных с глаголами единственного и множественного числа настоящего времени.


1. Уточнить произношение гласного звука У.

Продолжать учить узнавать и воспроизводить гласный звук У на основе восприятия беззвучной артикуляции.

2. Развивать силу голоса (усиление голоса Лопатина стр. 22)

15

1

20

А, У

Учить практическому усвоению окончаний глаголов мужского рода прошедшего времени ( Вова слепил).


1. Учить выделять гласные звуки А, У в потоке других гласных звуков.

2. Развивать силу голоса (усиление голоса Лопатина стр. 22)

16

1

20

А, У

Учить практическому усвоению окончаний глаголов женского рода прошедшего времени. (Таня слепила).


1. Упражнять в анализе на слух слияний гласных звуков АУ, УА (Какой звук спел первым?).

2. Развивать силу голоса (ослабление голоса Лопатина стр. 22)

17

1

20

О

Упражнять в употреблении окончаний глаголов мужского и женского рода прошедшего времени.


1. Познакомить с артикуляцией гласного О.

2. Продолжать формировать интонационную выразительность речи (развитие высоты голоса Лопатина стр. 23, упр 1)

18

1

20

О

Учить образовывать существительные единственного при помощи суффиксов - онок - , - енок - ,в именительном и родительном падежах (Лисёнок – лисёнка ).


1. Уточнить произношение гласного звука О.

Продолжать учить узнавать и воспроизводить гласный звук О на основе восприятия беззвучной артикуляции.

2. Учить находить ударный гласный звук О в начале слова.

19

1

20

И

Учить образовывать существительные множественного числа при помощи суффиксов - ят - , - ат – в именительном и родительном падежах ( лисята – лисят).

1. Познакомить с артикуляцией гласного И.

2. Продолжать учить выделять гласный звук И в потоке других гласных звуков.


20

1

20

И

Упражнять в образовании существительных единственного и множественного числа при помощи суффиксов - онок - , - енок - , - ят - , - ат – в именительном и родительном падежах (Лисёнок – лисёнка, лисята – лисят).


1. Уточнить произношение гласного звука И.

Продолжать учить узнавать и воспроизводить гласный звук И на основе восприятия беззвучной артикуляции.


2. Учить находить ударный гласный звук И в начале слова.


^ 3 период обучения (март - май)

Всего 11 занятий: 11 недель (1 занятие в неделю)

Неделя

Кол-во занятий

Время

Звуки


^ Лексико - грамматический строй речи


Развитие фонематических функций. Грамота.

21

1

20

Ы

Упражнять в согласовании прилагательных с существительными единственного и множественного числа всех родов.

1. Познакомить с артикуляцией гласного Ы.

2. Продолжать учить выделять гласный звук Ы в потоке других гласных звуков.

22

1

20

Ы

Учить подбирать числительные один, одна к существительным

1. Уточнить произношение гласного звука Ы.

Продолжать учить узнавать и воспроизводить гласный звук И на основе восприятия беззвучной артикуляции.

2. Развивать восприятие ритма (Л.В.Лопатина стр.18).

23

1

20

И, Ы

Учить употреблять числительные два, две в соответствии с родовой принадлежностью заданного существительного (Про что можно сказать два, две?)

1. Упражнять в анализе на слух слияний гласных звуков ЫИ, ИЫ (Какой звук спел первым?).

2. Развивать воспроизведение ритма (с опорой на зрительное восприятие Л.В. Лопатина стр.18)

24

1

20

Э

Учить употреблять глаголы настоящего времени во множественном числе (Идет-идут, бежит –бегут)

1. Познакомить с артикуляцией гласного Ы.

2. Продолжать учить выделять гласный звук Ы в потоке других гласных звуков.

25

1

20

А, У, И, О, Ы, Э

Упражнять в практическом употреблении приставочных глаголов движения (Птичка вылетела, улетела, прилетела, залетела).

1. Закрепить знания о ранее изученных звуках.

2. Закреплять умение находить и выделять ударный гласный в начале слова.

26

1

20

М

Упражнять в употреблении в речи существительных в дательном падеже. (Игра «Кому что нужно для работы?»).


1. Познакомить с артикуляцией согласного звука М.

2. Развивать воспроизведение ритма (без опоры на зрительное восприятие Л.В. Лопатина стр.18 п.1)

27

1

20

М

Упражнять в употреблении в речи существительных в творительном падеже. (Игра «Кто чем работает?»).


1. Учить находить и выделять согласный М в слогах.

2. Развивать воспроизведение ритма (без опоры на зрительное восприятие Л.В. Лопатина стр.19 п.2)

28

1

20

П

Расширять знания о значении простых предлогов: в – из,


1. Познакомить с артикуляцией согласного звука П.

2. Учить узнавать и воспроизводить согласный звук П на основе восприятия беззвучной артикуляции.

29

1

20

П

Практическое усвоение простых предлогов: под – над.


1. Уточнить произношение согласного звука П.

2. Учить находить и выделять согласный П в слогах.

30

1

20

Н

Практическое усвоение простых предлогов: за – перед.


1. Познакомить с артикуляцией согласного звука Н.

2. Развивать воспроизведение ритма (без опоры на зрительное восприятие Л.В. Лопатина стр.19 п.3)

31

1

20

Н

Познакомить детей с наиболее доступными антонимическими отношениями между словами (Большой – маленький, добрый – злой, высокий – низкий, толстый – тонкий).


1. Уточнить произношение согласного звука Н.

Продолжать учить узнавать и воспроизводить согласный звук Н на основе восприятия беззвучной артикуляции.

2. Учить находить и выделять согласный Н в слогах.


Перспективный план по развитию ЛГС

(средняя группа, логопункт)





Грамматический строй речи


Связная речь

I период обучения


1.Учить детей практическому усвоению существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Игра «Большой – маленький», «Назови ласково»).

2.Учить употреблять существительные в единственном и множественном числе в именительном падеже.

3.Учить согласовывать притяжательные местоимения мой, моя с существительными мужского и женского рода единственного числа (мой шарф, моя шуба)..

4.Учить преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2 лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3 лица единственного числа настоящего времени (пей – пьёт, мой – моет, ешь – ест).

Уточнить произношение гласных ечи


1.Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы взрослых.


2.Учить навыкам составления простых предложений по демонстрации действий, по вопросам.


3.Учить составлять простые предложения по картинке, по образцу взрослого.


II период обучения

1.Учить употреблять существительные в косвенных падежах в единственном и множественном числе.

2.Учить согласовывать существительные с глаголами единственного и множественного числа настоящего времени (Саша лепит. Дети лепят). (Игры: «Кто как кричит?», «Кто как передвигается»).

3.Учить практическому усвоению окончаний глаголов мужского и женского рода прошедшего времени. (Таня слепила. Вова слепил).

4.Упражнять в образовании существительных единственного и множественного числа при помощи суффиксов - онок - , - енок - , - ят - , - ат – в именительном и родительном падежах (Лисёнок – лисёнка, лисята – лисят).


1.Закреплять навык построения предложений из 3-4 слов.


2.Учить составлять короткий описательный рассказ о предмете (по образцу взрослого).


3.Учить пересказывать небольшой текст или сказку (с помощью наводящих вопросов).


4. Заучивание небольших стихотворений.


III период обучения


1.Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе (Небо (какое?) голубое. Воздух (какой?) чистый.).


2.Упражнять в практическом употреблении приставочных глаголов движения (Птичка вылетела, улетела, прилетела, залетела).


3.Закреплять умение употреблять в речи существительные в дательном падеже. (Игра «Кому что нужно для работы?»).


4.Расширять знания о значении простых предлогов: в – из, под – над, за – перед.


5.Познакомить детей с наиболее доступными антонимическими отношениями между словами (Большой – маленький, добрый – злой, высокий – низкий, толстый – тонкий).



1.Учить активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их (Диалог со сверстниками).


2.Совершенствовать умение пересказывать небольшие тексты.


3.Учить составлять небольшой рассказ по образцу взрослого (об игрушке, предмете, по картине).


4.Упражнять детей в умении драматизировать небольшие сказки.




^ Программное содержание логопедической работы

по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей

в подготовительной группе по периодам обучения

I период (октябрь, ноябрь).



Звуки


Элементарные навыки письма и чтения



Лексико-грамматические

средства языка



Связная речь


А О


У И


Э Ы


П – Пь


М – Мь


Б – Бь




1.Выделение начального гласного из слов(Аня, ива, утка), последовательное называние гласных из ряда двух-трех гласных(аи, уаи).

Анализ и синтез обратных слогов, например: «ат»; выделение последнего согласного из слов(мак, кот).Выделение слогообразующего гласного в позиции после согласного из слов(ком, кнут).Выделение первого согласного в слове.

Анализ и синтез слогов (та, ми)и слов (суп, кит).

2. Формирование навыка слогового чтения.

Выкладывание из цветных фишек и букв, чтение и письмо обратных слогов(ат, ит).

Выкладывание из фишек и букв, а так же слитное чтение прямых слогов(та, ми)с ориентировкой на гласную букву.

Преобразование слогов и их письмо.

Выкладывание из букв разрезной азбуки и чтение слов ( типа кит, сом)


1.Воспитание направленности внимания к изучению грамматических форм слов за счет сравнения и сопоставления : существительных единственного и множественного числа с окончаниями и, ы, а(куски, кусты, кружки, письма);различных окончаний существительных множественного числа родительного падежа (много кусков, оленей, стульев, лент, окон и т.д.).

Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными (залаяла собака, залаяли…собаки); сравнение личных окончаний глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе(поет Валя, поют…дети);привлечение внимания к родовой принадлежности предметов(мой…стакан, моя…сумка).

3.Словарная работа.

Привлечение внимания к образованию слов способом присоединения приставки(наливает, поливает,..);способом присоединения суффиксов(мех – меховой –меховая, лимон – лимонный – лимонная);способом словосложения(пылесос, сенокос), к словам с уменьшительно-ласкательным значением(пенек, лесок)


Привлечение внимания к составу простого распространенного предложения с прямым дополнением(^ Валя читает книгу); выделение слов из предложений с помощью вопросов: кто? что делает? Делает что?; составление предложений из слов, данных полностью или частично в начальной форме; воспитание навыка отвечать кратким и полным ответом на вопрос.

Составление простых распространенных пред-ложений с использованием предлогов на, у, в, под, над, с,со по картинкам, по демонстрации действий, по

вопросам.

Объединение нескольких предложений в небольшой

рассказ.

Заучивание текстов наизусть.




^ II период ( декабрь, январь, февраль)



Звуки


Элементарные навыки

письма и чтения



Лексико-грамматические

средства языка



Связная речь

Т – Ть


Д – Дь


Н - Нь


В – Вь


Ф – Фь


К – Кь


Г – Гь


Х – Хь


С – Сь


З – Зь


Ц


С – Ц


Ш


Ж




1.Звуковой анализ слов.


Деление слов на слоги, составление слого -вой схемы односложных и двухсложных слов. Звуко - слоговой анализ слов типа бок, суп. Составление схемы слов из полосок и фишек. Звуки гласные и согласные; твердые и мягкие.


Качественная характеристика звуков.

Усвоение слогообразующей роли гласных

(в каждом слоге один гласный звук).


Развитие умения находить в слове ударный гласный.


Развитие умения подбирать слова к данным схемам.


Развитие умения подбирать слова к данной модели (первый звук твердый, согласный, второй – гласный, третий – мягкий согласный, четвертый – гласный и т.д).


2.Формирование начальных навыков чтения (работа с разрезной азбукой).


Составление слов из букв, слогов, дополнение слов недостающими буква-

ми (по следам устного анализа).


Преобразование слов (суп-сук) за счет заме-

ны одной буквы. Усвоение буквенного состава слов (Таня, яма).


3. Звуки и буквы.

Определение различий и качественных характеристик звуков: гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой.


4. Слово.


Звуко-слоговой анализ слов(типа кошка, плот) и некоторых более сложных, произ-

ношение которых не расходится с написанием.


Выкладывание слов из букв, выделение из слов ударного гласного.


Выкладывание слов из букв после анализа и без предварительного анализа; преобразование слов за счет замены или дополнения буквы(мышка – мушка – мишка; стол - столик); добавление в слова пропущенных букв(ми-ка).


Закрепление навыка подбора слов к звуковым схемам.


5. Предложение.


Формирование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами.


6. Чтение.


Усвоение слогового чтения слов с заданной сложностью и отдельных более сложных (после анализа) с правильным произнесением всех звуков.


Чтение предложений.

Формирование умения выполнять различные задания по дополнению предложений недостающими словами (ёжик сидит… ёлкой).


7. Привлечение внимания к некоторым словам, правописания которых не проверяется правилами. Формирование умения выкладывать сочетания ши, жи.


Усвоения правил написания слов и предложений: буквы в слове пишутся рядом, слова в предложении пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка, начало предложения, имена людей, клички животных, названия городов пишутся с заглавной буквы.




1.Развитие внимания к изменению грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия.


Усвоение наиболее сложных форм множественного числа существительных (пальто, торты, крылья).


Усвоения форм множественного числа родительного падежа существительных (много – яблок, платьев).


Привлечение внимания к падежным окончаниям существительных (В лесу жила белка. Дети любовались… белкой. Дети кормили… белку );

к согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода в единственном и множественном числе (^ Большой…мишка, большая … кошка);

к согласованию прилагательных с существительными среднего рода и сопоставлению окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе (Ой… голубой платок; Ая…голубая лента; Ое…голубое платье).


Употребление сочетаний прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе предложения в разных падежах (В зале много…светлых ламп; Дети кормили морковкой…белого кролика; Дети давали корм…белым кроликам ).


Воспитание умения в простых случаях сочетать числительные с существительными в роде, числе, падеже (^ Куклам сшили…два платья…пять платьев, две рубашки…пять рубашек).


Сравнение и сопоставление глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени (Катаю – катал – буду катать); глаголов совершенного и несовершенного вида (Красит - выкрасил).


2.Словарная работа.


Привлечения внимания к образованию слов (на новом лексическом материале) способом присоединения приставки (прибыл, приклеил, прибежал, приполз, прискакал, уехал ,приехал ,подъехал, заехал); способом присоединения суффиксов – образования относительных прилагательных (деревянный, ая, ое, ые; пластмассовый, ая, ое, ые ), за счет словосложения (трехколесный, первоклассник).


Формирование умения употреблять образованные слова в составе предложений в различных падежных формах (у меня нет… стеклянной вазы. Я катался на…трехколесном велосипеде. Грузовик подъехал к заводу).


Привлечение внимания к глаголам с чередованием согласных (^ Стричь, стригу, стрижёт) Образование уменьшительно – ласкательной формы существительных и прилагательных (У лисы длинный пушистый хвост. У зайчика коротенький пушистый хвостик).


3.Предложения.


Привлечение внимания к порядку слов и изменению форм слов в составе простого


распространенного предложения.

Составление предложений без предлогов и с предлогами на, под, над, к, у, от, с, из, в, по, между, за, перед, из слов в начальной форме (Скамейка, под, спать, спать, собака).


Составление предложений из «живых слов» (которые изображают дети) и распространение предложений с помощью вопросов (^ Миша вешает шубу. Миша вешает в шкаф меховую шубу).


Составление предложений с использованием заданных словосочетаний (Серенькую белочку – Дети видели в лесу серенькую белочку. Серенькой белочке – Дети дали орешков серенькой белочке ).


Добавление в предложение пропущенных предлогов. Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос



1.Связная речь.


Составление детьми предложений по результатам выполнения словесной инструкции (^ Надо встать со стула, выйти из-за стола, подойти к большому столу, взять зелёную грузовую машину и поставить её на среднюю полку шкафа).


Развития умения составить рассказ из предложений, данных в задуманной последовательности.


Развитие умения пересказывать тексты.


Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок.





^ III период обучения (март, апрель, май)



Звуки


Элементарные навыки

письма и чтения



Лексико-грамматические

средства языка



Связная речь


Ш – Ж


З – Ж


Ч


Щ


Ч - Щ


Л - Ль


Р - Рь


Л – Р


Й


«ЙА»


«ЙЭ»


«ЙО»


«ЙУ»


1.Звуки и буквы.


Дальнейшее развитие навыков различения звуков. Закрепление и усвоение букв ю, я, е, ё.


2.Слово.


Закрепление навыка звуко – слогового анализа слов различной сложности, произношение которых не расходится с написанием.


Подбор слов по схемам.


Проведение в занимательной форме упражнений в определении звукового состава слов.


Умение выкладывать и писать сочетания «ча», «чу», «ща», «щу».


3.Предложение.


Составление графических схем предложений с предварительным анализом и самостоятельно.


4. Чтение.


Дальнейшее развитие навыков чтения.


Закрепление умения давать точные ответы по прочитанному, ставить вопросы к несложному тексту.


Заучивание стихотворений, скороговорок, загадок.


1.Развитие внимания к изменению грамматических форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия.

Закрепление ранее полученных навыков.


2.Словарная работа.

Закрепление (на новом лексическом материале) полученных навыков образования слов за счет

присоединения приставки или суффикса, за счет словосложения.


Образование существительных, обозначающих лица по их деятельности, профессии (учитель, учительница, ученик; футбол, футболист).


Формирование умения использовать образованные слова в составе предложения.


Развитие умения подбирать родственные слова(снег, снежок, снеговик, Снегурочка, снежный,…)


Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных (на усложненном лексическом материале).


Привлечение внимания к многозначности слов (иголка для шитья, иголки у ежа, иголки у ёлки )


3.Предложения.


Закрепление (на новом лексическом материале)

Навыков составления и распространения предложений.


Умение пользоваться предложениями с предлогами «из - под», «из - за».


Привлечение внимания к однородным членам (^ Дети бегали. Дети прыгали. Дети бегали и прыгали).


Составление предложения по опорным словам (Мальчик, рисовать, краски).


Составление сложноподчиненных предложений (по образцу, данному логопедом) с союзами «чтобы», «потому что», «если» и др. (мы сегодня не пойдем гулять, потому что идет дождь. Если завтра ко мне придут гости, я испеку пирог…); с относительным местоимением «который»(Роме нравится конструктор. Конструктор подарил ему брат. Роме нравится конструктор, который подарил ему брат).



1.Связная речь.

Закрепление всех ранее полученных навыков.


Воспитание умения использовать при пересказе сложные предложения.


Развитие умения связно и последовательно пересказывать текст, пользуясь фонетически и грамматически правильной выразительной речью.


Формирование навыка составления рассказа по картинке, по серии картин. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок.




ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ (подготовительная группа, логопункт)


^ Iпериод обучения (октябрь - ноябрь)


Всего 7 занятий: 7 недель (1 занятие в неделю)


Неделя


Звуки


Бук

вы


Кол-во

заня-

тий


Прод-ть:

мин


Развитие фонематического анализа. Грамота


Лексико-грамматический строй речи

1

Гласные


12.10

АОУ

ИЭЫ

1

30



Анализ звукового ряда (А У О).

Выделение первого, последнего гласного.

Употребление существительных множественного числа с окончаниями и, ы, а(куски, кусты, письма)

2

Ф – Фь


19.10

Ф


1



30



Анализ обратного слога


Употребление окончаний множественного числа родительного падежа (много лент, окон).



3

В - Вь


26.10

В

1


30


Выделение гласного из позиции после согласного.

Употребление прилагательных со значением соотнесенности с материалами (драповое пальто, фарфоровая чашка).


4

П – Пь


2.11

П

1



30



Выделение начального и конечного согласного в слове.

Употребление прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания .



5

Б - Бь


9.11

Б

1


30


Определение качественной характеристики звука: «звонкий»


Употребление слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом ( пенек, лесок, колесико).

6

Б – П


16.11

Б-П

1

30

Выделение согласного в середине слова.


Составление простых предложений с использованием предлогов на, в.



7

Г – Гь


23.11

Г

1

30

Деление слов на слоги.


Привлечение внимания к падежным окончаниям существительных(^ В лесу жила…белка.

Дети любовались…белкой..Дети кормили …белку..)




II период обучения( декабрь, январь, февраль)

Всего 11 занятий: 11 недель (1 занятие в неделю)

Неделя

Звуки

Бук-вы

Кол-во

заня-тий

Прод-ть:

мин

Развитие фонематического анализа. Грамота


Лексико-грамматический строй речи

8

К – Кь


30.11

К

1


30



Практическое усвоение слогообразующей роли гласных.

Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода в единственном и множественном числе(большой…мишка, большая…кошка, большие…кубики)

9

К – Г

7.12

К-Г

1

30

Преобразование слов путем замены одного звука другим.

Согласование прилагательных с существительными среднего рода.

10

Д – Дь


14.12

Д

1



30



Выделение ударного слога в слове.

Употребление сочетаний прилагательных с существительными единственного числа в составе предложения(^ Дети кормили морковкой…белого кролика.)

11

Т – Ть


21.11

Т


1

30

Дополнение слов недостающими слогами в начале.

Употребление сочетаний прилагательных с существительными множественного числа в составе предложения(^ В зале много… светильных ламп..)

12













К А Н И К У Л Ы




13

Д– Ть


12.01

Д-Т

1



30

Дополнение слов недостающими слогами в конце.

Сочетание числительных с существительными в роде,числе, падеже(^ Куклам сшили…два платья, пять платьев, две рубашки, пять рубашек)

14

С – Сь

18.01

С

1

30

Подбор слов по двум гласным звукам.

Образование родственных слов(снег, снеговик, снежинка, снежок)

15



З - Зь


25.01

З

1

30

Подбор слов к данной модели слова (первый звук твердый согласный, второй – гласный, третий – твердый согласный)

Усвоение слов с противоположным значением (дом высокий, низкий)


16

С -З

01.02

С-З

1


30


Слоговой анализ двух - трехсложных слов без стечения согласных.

Изменение относительных прилагательных с помощью окончания (деревянный, ая, ое,ые)

17

Ц

08.02

Ц



1


30

Определение различия согласных по акустическому признаку.

Составление предложений с предлогами с, со.


18

Ш


15.02

Ш

1


30



Выделение ударного гласного звука в слове.

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных(^ У лисы длинненький пушистый хвостик).

19

Ж

22.02

Ж

1

30

Подбор слов к данной схеме.


Составление предложений с предлогами под, над.



^ III период обучения (март, апрель, май)

Всего 11 занятий: 11 недель (1 занятие в неделю)


Неделя


Звуки


Буквы


Кол-во

Заняти


Прод-ть:

мин


Развитие фонематического анализа. Грамота


Лексико-грамматический строй речи

20

Ш – Ж

01.03

Ш

Ж

1

30



Дополнение слов недостающими слогами.

Составление предложений из слов в начальной форме.(^ Скамейка, под, спать, собака)

21

Ж – З

15.03



Ж

З

1


30

Различение звуков по месту образования



Составление предложений с использованием заданных словосочетаний. (^ Серенькую белочку – Дети видели в лесу серенькую белочку)

22

Ч


22.03

Ч



1


30

Изменение слов путем исключения слогов в начале слова (лапочка – почка, каблучок – лучок).

Добавление в предложение пропущенных предлогов (^ Кусты сирени посадили…перед, за… домо)

23

Щ

29.03

Щ

1

30


Анализ звукового состава слова типа «щучка»

Добавление в предложение пропущенных предлогов (Елочка росла … у, около, возле… дома)

24

Ч – Щ

05.04

Ч

Щ

1

30

Анализ предложений из 3-4 слов.

Самостоятельное использование предлога из-за.


25

Л – Ль


12.04

Л

1

30

Анализ слов разного звукового состава, произнесение которых не расходится с написанием.

Образование существительных, обозначающих лица по их деятельности, профессии(учитель, учительница, ученик).

26

Р – Рь

19.04

Р

1

30

Подбор слов по трем гласным звукам.

Самостоятельное использование предлога из-под.

27

Л – Р

26.04

Л

Р

1

30

Составление предложения с заданным количеством слов.

Составление предложений по опорным словам, например: «^ Мальчик, рисовать, краски».

28

Й

03.05

Й

1

30

Подбор слов по схемам.

Составление сложноподчиненных предложений (по образцу, данному логопедом)с союзом «чтобы»

29

ЙЭ – ЙО

Е

Ё

1

30

Составление графических схем предложений.


Составление сложноподчиненных предложений(по образцу, данному логопедом)с союзом «потому что»

30

ЙА - ЙУ

Я

Ю

1

30

Закрепление навыков чтения.

Составление сложноподчиненных предложений(по образцу, данному логопедом)с союзом «если»



Похожие:

Пояснительная записка. «Рабочая программа» iconПояснительная записка Рабочая программа
Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне в 10 классе
Пояснительная записка. «Рабочая программа» iconПояснительная записка Рабочая программа
Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне в 11 классе в 2012 – 2013 году и составлена на основе
Пояснительная записка. «Рабочая программа» iconПояснительная записка школьное математическое образование ставит следующие цели обучения
Рабочая программа учебного предмета «Математика – 6» (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых...
Пояснительная записка. «Рабочая программа» iconПояснительная записка школьное математическое образование ставит следующие цели обучения
Рабочая программа учебного предмета «Математика – 6» (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых...
Пояснительная записка. «Рабочая программа» iconПояснительная записка. Настоящая рабочая программа предназначена для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Она является междисциплинарной, интегративной
Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций Качкиной Т. Б., Качкина А. В
Пояснительная записка. «Рабочая программа» iconРабочая программа по математике 3 класс умк "Школа 2100" Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального...
Пояснительная записка. «Рабочая программа» iconI. Пояснительная записка
Рабочая программа по математике в 1 классе (далее Рабочая программа) построена в соответствии с требованиями Федерального государственного...
Пояснительная записка. «Рабочая программа» iconЛ. Я. Желтовская Пояснительная записка Рабочая программа
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, «Программы...
Пояснительная записка. «Рабочая программа» iconРабочая программа по математике для 1-4 классов Разработчик: Финиковская В. Е., учитель начальных классов 2011-2012 уч г. Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Пояснительная записка. «Рабочая программа» iconПрограмма по литературному чтению 2 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты