Тема опыта: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом в урочной и внеурочной деятельности» icon

Тема опыта: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом в урочной и внеурочной деятельности»



НазваниеТема опыта: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом в урочной и внеурочной деятельности»
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Курловская средняя школа №1

Гусь- Хрустального района Владимирской области


Тема опыта:


«Формирование коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом в урочной и внеурочной деятельности»


Автор опыта:

Учитель русского языка и литературы МОУ Курловская средняя школа №1

Гусь - Хрустального района

Владимирской области

Потапова Татьяна Борисовна


Гусь – Хрустальный район , 2011г.


Содержание


I. Информация об опыте…………………………………………………3


1.1. Тема опыта…………………………………………………………......3

1.2. Сведения об авторе опыта…………………………………………….3

1.3. Условия возникновения и становления опыта………………………3

1.4. Актуальность опыта………………………………………………......4

1.5. Ведущая педагогическая идея опыта………………………………...5

1.6. Длительность работы над опытом……………………………………6

1.7. Диапазон опыта………………………………………………………..7

1.8.Адресная направленность………………………………………… 7

1.9. Степень новизны опыта……………………………………………….8


II. Теоретическая база опыта……………………………………………8


III. Технология опыта…………………………………………………9


IV. Результативность опыта………………………………………….19


V. Библиография……………………………………………………….20


VI. Приложения………………………………………………………...23


I. Информация об опыте


1.1. Наименование опыта


«Формирование коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом в урочной и внеурочной деятельности»


^ 1.2. Сведения об авторе опыта


Потапова Татьяна Борисовна, учитель русского языка и литературы МОУ Курловская средняя общеобразовательная школа №1 Гусь – Хрустального района Владимирской области. Стаж работы – 12 лет, первая квалификационная категория.


^ 1.3. Условия возникновения и становления опыта


Возникновение опыта связано с проведением государственной итоговой аттестации выпускников в форме ЕГЭ, одним из заданий которого является написание сочинения-рассуждения по заданному тексту. Такое задание предполагает, что обучающийся владеет приёмами работы с текстом, может сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором.

В результате проведенных мною исследований выяснилось, что более 60% одиннадцатиклассников затрудняются извлечь смысл из текста, лишь 40% высказывают свое мнение по прочитанному, у 70% старшеклассников нет полноценного понимания смысла художественного и публицистического текста. (Исследование в течение ряда лет проводилось в ученическом коллективе со средним уровнем усвоения программного материала и подготовленности обучающихся.) (Смотреть приложение № 6 ) Следовательно, в данных условиях является необходимым создание адаптивной среды, позволяющей создать комфортные условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика в классе. Таким условием является внедрение в учебный процесс технологии личностно – ориентированного обучения, на котором основан опыт работы по теме «Формирование коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом в урочной и внеурочной деятельности».

Тема опыта соотносится с проблемой современной школы - создание образовательной среды, обеспечивающей реализацию развития коммуникативной компетенции обучающихся. Результаты работы по теме опыта обсуждались на заседаниях методического объединения учителей гуманитарного цикла .

В условиях смещения образовательных акцентов на личностную сферу учащихся объективно возникает требование совершенствования технологии обучения, соответствующей данному направлению, а именно: формированию коммуникативной компетенции обучаемых.


^ 1.4. Актуальность опыта


Основной задачей современного филологического образования в школе является формирование и развитие языковой личности. Для обучения языку недостаточно понятие только языка . Имея в виду соотношение язык- речь, ученый – методист Н. А. Пленкин сделал такой вывод: « Учитель обучает детей языку во имя того, чтобы научить их речи, т.е.умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для приёма и передачи информации».

По убеждению профессора М.Р.Львова, изучение языка как информационного средства не влияет на развитие языкового чутья и, следовательно, не способствует формированию личности. «Путь очеловечивания» возможен лишь при изучении выразительной, духовной силы языка литературных образцов.

Задача учителя русского языка и литературы - создание такой организации процесса обучения, которая способствует развитию коммуникативной, языковой, лингвистической компетенции учащихся.

Анализ исследования коммуникативных компетенций обучающихся в старших классах МОУ «Курловская средняя школа №1» свидетельствует о недостаточном умении работать с текстом и правильно выражать свои мысли, редактировать высказывания.

Можно выделить главное противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся и требованием общества - развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты этой деятельности на практике.

Содержание опыта работы «Формирование коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом в урочной и внеурочной деятельности» помогает преодолеть вышеназванное противоречие.

Поэтому текст в условиях классно-урочной и внеклассной системы, с одной стороны, должен стать стимулом для обсуждения различных проблем, с другой стороны, должен предоставить необходимые факты и языковой материал для создания собственного речевого высказывания.


^ 1.5. Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта - это использование текста как основы создания на уроках и внеклассных занятиях развивающей речевой среды, обеспечивающей формирование коммуникативных способностей обучающихся, реализацию практической направленности обучения.

Все это происходит в диалоге «учитель-ученик» на основе принципов сотрудничества и взаимного уважения и доверия, а также учения без принуждения, основанного на достижении успеха.

Задачей своей работы я считаю определение путей повышения эффективности процесса развития коммуникативной компетенции обучающихся путем реализации текстологического подхода, интегрирования теоретических разделов русского языка (стилистика, культура речи), использования методики проблемного обучения, усовершенствования многоаспектной работы с текстами, способствующей развитию общекультурной эрудиции обучающихся средней и старшей ступени .

Процесс обучения, направленный на формирование творческого мышления, коммуникативных компетенций школьников можно отобразить в такой цепочке: актуализация, создание ситуации, проблема, идея, творческий процесс, творческий продукт, рефлексия, самокоррекция, новый творческий продукт.

^ 1.6. Длительность работы над опытом


Длительность работы над опытом в контексте заявленной формулировки темы охватывает период работы в классах средней и старшей ступени с 2007 года, когда было обнаружено противоречие между желаемым состоянием процесса обучения и существующим уровнем обученности, и до момента выявления результативности.

Значительно раньше (с 2001 года) я вводила в свои уроки элементы лингвистического анализа текста, «самодиктанты» по заученным текстам, практиковала тематические речевые уроки, для развития коммуникативных умений и навыков включала ситуативные упражнения и игры по культуре речи.

Замечено, что работа с текстом позволяет не только улучшить правописные умения и навыки обучаемых, но и повысить их речевую компетентность.

Необходимо было продолжить работу над развитием речи, уделив внимание работе с текстом как средству речевого развития учащихся.

Практике текстоориентированного подхода в обучении русскому языку способствовали учебно- методические комплексы под редакцией С.И.Львовой, М.М.Разумовской и П.А.Леканта в средних классах, А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой, А.Д.Дейкиной и Т.М.Пахновой в старших классах.

Работа над опытом была разделена на несколько этапов:

1 этап - начальный (констатирующий) - 2007- 2008 года;

2 этап - основной (формирующий) – 2008- 2010 года;

3 этап - заключительный (диагностический) - 2010 – 2011 года.

Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированности коммуникативной компетентности обучающихся.

На формирующем этапе был проведён перевод от традиционного обучения к личностно -ориентированному, который требует становления

педагога как профессионала, легко ориентирующегося в инновациях, психологических процессах, владеющего разными технологиями преподавания своего предмета.

Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной проблемы.

^ 1.7. Диапазон опыта

Представленный опыт охватывает единую систему урок – внеклассная работа с 5 по 11 класс. Диапазон опыта достаточно широк и вариативно разнообразен. Он применим на уроках русского языка в средних и старших классах, а также в системе дополнительных занятий с целью подготовки к ЕГЭ. Данный подход в работе с текстом также уместен и эффективен во внеклассной и внешкольной работе.

Работа над темой проводится систематически на уроках. Опытом своей работы делюсь с коллегами школы, района.

^ 1.8. Адресная направленность опыта


Данный педагогический опыт может быть использован учителями русского языка и литературы, предметов гуманитарного цикла для развития творческих способностей учащихся.

Опыт, по своей сути, является универсальным, так как адаптирован и соответствует требованиям государственного стандарта. Он перспективен и эффективен, так как учитель опирается на возможности личности ребенка, использует и развивает его познавательные стратегии и, обращаясь к творческим и лидерским способностям, формирует его активную жизненную позицию.


^ 1.9. Степень новизны опыта


Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития обучающихся, использовании педагогических инноваций в процессе обучения русскому языку, творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учётом педагогической дидактики, возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов обучающихся.

^ II. Теоретическая база опыта

Теоретическая база опыта основывается на положениях учёных-лингвистов, методистов-исследователей, учителей-практиков.

Так через все труды Ф.И.Буслаева проходит мысль о тесной связи языка и жизни народа, его духовной культуры.

И.И.Срезневский считал, что «цель изучения родного языка - не счастливые ответы на каком-нибудь экзамене, а овладение им (языком) в должной мере для жизни внутренней и вместе с тем внешней, без которой и сама внутренняя жизнь- вообще говоря -невозможна».

Научные идеи Л.П.Федоренко посвящены изучению роли речевой среды и способов её формирования на уроках русского языка, именно ей принадлежит мысль об использовании текста как основы создания на уроках речевой среды.

Продолжение работы по данному направлению можно найти у А.Д.Дейкиной и Т.М.Тихоновой. Автор опирается на мнение А.Д.Дейкиной, что «новые аспекты преподавания во многом определяются тем, как

используется русский язык в современном социуме» и что «родной язык формирует духовно-ориентированное мышление, способствующее творческой реализации личности».


^ II. Технология опыта

Определение цели обучения

Целью педагогической деятельности по данной технологии является речевое развитие обучающихся, формирование навыков общения, повышение качества знаний обучающихся на основе работы с текстом. Путь этой цели - практическое пользование языком.

Постановка задач, сопутствующих достижению данной цели

Формирование речевых умений и навыков составляют основу следующих видов компетенций:

- лингвистическую компетенцию, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

- языковую компетенцию, т.е. практическое владение родным языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм;

- интеллектуальную компетентность, т.е. умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.

Изучение состояния преподавания русского языка в массовой школе, результатов выполнения ЕГЭ за курс средней школы и экзамена в новой форме за курс основной школы говорит о недостаточности уровня сформированности ряда речевых умений и навыков, лежащих в основе интеллектуальной компетенции учащихся.

Задачи педагогической деятельности:

Внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи обучающихся (Приложение № 2 ).

Подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.

Вовлечение во внеклассную работу обучающихся с целью развития их творческих способностей, выявления одаренных в лингвистическом отношении детей.

Решение этих задач осуществляется в процессе формирования коммуникативной компетенции обучающихся.

^ Описание средств достижения цели (методов и форм организации работы)

Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы на уроке с текстом:

комплексная работа с текстом (Приложение №1);

лингвистический анализ текста (Приложение №5);

тематические (речевые) уроки;

«самодиктанты»;

лексические разминки;

сочинения-рассуждения, мини-изложения и мини-сочинения;

редактирование текста;

различные виды диктантов;

интеллектуально-лингвистические упражнения;

работа с текстами-миниатюрами;

сравнения двух текстов (Приложение №5);

коммуникативные и игровые ситуации.

Также активируют интеллектуальную и речевую деятельность учащихся нестандартные формы проведения учебных занятий, например:

лингвистическая лаборатория;

урок-практикум (Приложение №4);

урок-исследование (Приложение № 7 );

урок- творческая мастерская;

урок-тест;

урок-конкурс (Приложение № 8 );

урок – литературная гостиная (Приложение № 9 );

урок – праздник (Приложение № 10 );

урок-игра (Приложение № 8 );

Развитию речеведческих способностей личности способствует использование элементов современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, технологии интегрированного обучения, технологии разноуровневого обучения, групповых технологий, игровых технологий, информационных технологий. Их применение определяет уровень преподавания и повышает эффективность урока. На формирование коммуникативной компетенции учащихся огромное влияние оказывает внеклассная работа по русскому языку и литературе, например:

- театральная постановка, инсценирование (Приложение № 11 );

- поисково – исследовательский проект (Приложение № 12 );

- творческий конкус (Приложение № 13 ).


^ Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами


Цели обучения русскому языку определяются и через формирование коммуникативной компетенции, это:

понимать читаемый текст;

определять тему и основную мысль текста;

формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль;

аргументировать свою точку зрения;

строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения;

отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;

соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.

Большую роль в создании речевой среды на уроке играет подбор дидактического материала. Обращение к тексту позволяет не только улучшить орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся, но и воспитать чувство национального достоинства у носителей русской речи. Главное в работе с текстом – сосредоточить внимание учащихся не только на орфографии и пунктуации, но и на содержании текста как коммуникативно-познавательной единицы.

Примерный план анализа текста любого типа речи:

  • Выразительное чтение текста

  • Словарная работа

  • Тема текста

  • Идея текста

  • Тип текста

  • Стиль текста

  • Выразительные средства речи и их роль.

Продолжая тему, следует обратить внимание на такой вид исследовательской деятельности, как комплексная работа с текстом. Тексты должны быть интересны с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов.

Я часто обращаюсь в своей практике к текстам из книги «Заветное» Д.С. Лихачева, которые заслуживают вдумчивого и глубокого прочтения. Они интересны для обсуждения, познавательны и полезны, и наконец, они доступны и кратки. Сочинения Д.С. Лихачева можно сравнить со стихотворениями в прозе И.С. Тургенева. Философия «стихотворений» разнообразна и многогранна. Работа с текстами Д.С. Лихачева – это повод к разговору и размышлениям о личностно значимых и важных для каждого ученика проблемах, что помогает ребенку понять, осознать и почувствовать лучшие стороны своего собственного «Я» (Приложение №5).


^ Принципы организации работы с текстом

Медленное, вдумчивое прочтение текстов, с опорой на личный опыт и внутренние ассоциации ребенка. Методика пошагового чтения, чтения с остановками в режиме «чтение-прогноз» или «чтение-рефлексия».

Усиление эмоционального принятия и «проживания» текста путем включения, активизации всех возможных каналов получения информации, с учетом особенностей аудиального, визуального и кинестетического восприятия. Важно, чтобы ребенок видел, слышал и чувствовал текст.

Поиск путей возможной интеграции эстетического воспитания, общекультурного, нравственного и интеллектуального развития.

Расширение познавательного потенциала ученика через раскрытие и объяснение непонятных мест, неизвестных имен, устаревших слов, выражений с переносным смыслом.

Отношение к текстам известных писателей, знаменитых публицистов не только как историографическому, мемуарному материалу, но как образцам прекрасного литературного слога, образного высокохудожественного стиля.

Обогащение внутреннего эмоционального мира ребенка через вербализацию, проговаривание им собственных чувств, эмоций, впечатлений и ощущений от прочитанного.

Доверие к нравственной чуткости детей в обсуждении сложных, проблемных вопросов. Готовность учителя к тому, что не все «очевидные истины» воспринимаются однозначно.

Умение уйти от назидательной агрессивности и постараться увидеть проблему с разных точек зрения.

Увидеть не только узкопредметный, но и широкий потенциал текстов. Расширить, дополнить, обогатить предметное содержание возможностью осмысления предложенных фактов, событий, явлений культурной и общественной жизни.

Учебники по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леконта, А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой имеют богатейший дидактический материал для совершенствования языковой, лингвистической и культурологической компетенции обучающихся.

При организации работы с текстом можно использовать графический способ. Тему текста необходимо «окружить» ключевыми словами и сочетаниями, постепенно возникающими по ходу повествования, линиями попытаться соединить слова, установив логические связи. Такой способ позволяет наглядно увидеть смысловую структуру текста, легче запомнить содержание.

Анализ текста предполагает опору не только на знания, но и на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования культуры речи. Именно через текст реализуется все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная.

Наконец, в тексте отражаются факты и особенности национальной культуры. Через текст ученик усваивает знания и ценности, духовную культуру своего народа, уточняет нравственные и этические позиции. Ребята должны непроизвольно запоминать образцовые тексты, уметь легко их воспроизводить, а затем использовать для проведения самодиктантов. Тексты для самодиктантов – это отрывки из произведений наших классиков, которые читаются на уроках литературы, кроме того, это тексты упражнений учебника или «мудрые мысли».

Еще более стимулируют коммуникативно-познавательную деятельность учащихся диктанты с изменением текста (творческие, свободные, восстановительные, диктанты по аналогии, диктанты с продолжением). Применение диктантов развивает логическое мышление обучающихся и учит мысленной переработке материала. Вот образец текста, который может быть использован для написания свободного диктанта: он обладает соответствующей композиционной формой, членится на части, смысл легко передать в сжатой форме:

  • Прослушайте текст, определите его жанр и стиль.

  • На какой основной вопрос дается ответ в содержании текста?

  • Озаглавьте текст.

  • Постарайтесь коротко дать ответ на вопрос, содержащийся в тексте.

Язык – это продукт общественной деятельности, это отличительная особенность общества. А зачем нужен язык? Для чего человеку нужна членораздельная речь?

Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения. Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закрепить и сохранить коллективный опыт человечества, достижения общественной практики.

^ Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.

Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, переживания. Например, в стихах человек передает самые сокровенные мысли и чувства. И это все благодаря языку.

(А.А. Леонтьев)

После предварительной работы проводится запись текста свободного диктанта по традиционной методике: текст читается по частям, прочитанная часть воспроизводится учащимися по памяти.

Приемы работы с текстами-миниатюрами, а также сравнение двух текстов (Приложение №5) – это путь восприятия текста, понятия текста (через его анализ) и созданию собственного высказывания, сочинения, что важно для развития памяти, внимания, мышления и речи учащихся.

Интеллектуально-речевое развитие обеспечивается такими методическими средствами, как антиципация (предвосхищение, предвидение, предугадывание событий), системой интеллектуально-лингвистических упражнений, способствующих формированию и развитию логического мышления в сочетании с повышенной речевой активностью школьников. Получаем возможность улучшить коммуникативные навыки, орфографическую грамотность, интенсивно развивать его устную речь, существенно повышать общий интеллектуальный уровень.

Урок должен начинаться с мобилизующего этапа, например, словарной работы, затем дети решают логико-лингвистическую задачу (формулируют тему и цель урока) и оформляют его в виде небольшого текста-умозаключения.

На доске запись:

Цель урока: 1) познакомиться с …

2) научиться …

Во время изучения нового материала эффективность работы подкрепляется за счет широкого использования исследовательских методов. Учитель готовит учебный материал, предусматривает последовательность мыслительных операций, а на уроке направляет ход учебных действий. Например, рассуждение-поиск с помощью вопросов учителя.

Закрепление изученного можно построить на комплексных интеллектуально-лингвистических упражнениях нового типа. Комплексность упражнений такого рода выражается в том, что с их помощью одновременно стимулируется и интеллектуальное, и лингвистическое развитие учащихся. Что касается интеллекта школьника, то предлагаемые упражнения интенсифицируют процесс развития целого ряда его качеств (речь, внимание, память, мышление). В свою очередь лингвистические знания, умения, навыки приобретаются в процессе активной речемыслительной деятельности. При этом во время выполнения каждого учебного задания школьник совершает несколько умственных операций, например: сравнение, группировку, обобщение и включает различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую.

Так на уроке русского языка во время комплексного анализа текста на этапе завершения изучения языкового явления (например, неполных предложений) уместно такое задание.

Текст

Природа, как и жизнь, не поддается логическому определению, и спросите любого, что он понимает в слове природа. Никто не даст всеохватывающего определения: одному это дрова и стройматериалы, другому – цветы и пенье птиц, третьему – небо, четвертому – воздух, и так без конца. В то же время каждый из этих потребителей знает, что это не все.

^ Недавно это большее, чем свой личный интерес, мы почувствовали к природе во время войны, и как мы это почувствовали, общий интерес: это родина, дом наш.

Природа явилась нам как родина, и родина-мать обратилась в отечество.

(М. Пришвин)

Задание

Определите тему, основную мысль текста. Объясните деление на абзацы и определите тип речи.

Найдите в тексте антонимы (в том числе контекстуальные (одному – другому – третьему – четвертому; каждый их этих потребителей – мы; свой личный интерес – общий интерес)).

Найдите в тексте слова-синонимы (природа – родина; родина – отечество; родина – дом наш).

Объясните постановку тире во втором предложении текста.

Найдите речевую модель противопоставления (в то же время).

В учебной деятельности имеет большое значение общение ученика и учителя, речевая активность на каждом уроке. В контакте с учениками учитель сообщает новую информацию, ученики, общаясь с учителем и друг с другом, усваивают ее, овладевая речевой деятельностью.

Средством создания речевых возможностей на уроке признается система ситуативных упражнений. Учитель моделирует ситуативные задания самостоятельно, а также использует и те задания, которые предполагаются в стабильных учебниках по русскому языку. Например:

Вы экскурсоводы, ведете экскурсию для младших классов по художественному музею. Старайтесь описать картину ярко, образно и доступно. Объясните, что и почему вам особенно нравится в ней. Подумайте, чем вы хотите вызвать заинтересованный отклик у зрителей. Кто лучше справится с этой задачей? Конкурс на лучший рассказ экскурсовода.

Вы учитель русского языка. Ваш ученик, к сожалению, допускает речевые ошибки. Исправьте их:

Мы спрашивали дорогу у местных аборигенов.

Впереди лидирует команда наших спортсменов.

На площади он увидел огромную массу народа.

Художник подарил музею свой автопортрет.

Подобные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить свое высказывание с адресатом, готовит к эффективному речевому общению.

Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке. Например:

«Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.

«Редактор». Исправьте речевые ошибки.

«Переводчик». Замени иноязычное слово русским.

«Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.

«Лингвист». Исследуйте текст.

Тематические уроки – это неиссякаемый источник обогащения речи учащихся. Учебная и речевая тема составляют единое целое. Такую форму работы можно организовать на повторительно-обобщающих уроках после изучения учебной темы.

Повторение на тематическом уроке проходит на уровне систематизации и применения их на практике. Развитие речи учащихся, закрепление речеведческих навыков происходит путем анализа текстов, исследования их с точки зрения лингвистики.

Уроки по лингвистическому анализу текста помогают осмыслить идею и сюжет произведения, показать художественные средства, использованные автором для достижения своей цели, обратить внимание на использование языка конкретного писателя (Приложение №2). При подведении итогов урока ребята говорят, что они отрабатывали навык лингвистического анализа текста и определяли, чему учит данный текст.


^ III. Результативность опыта


Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года

Многоаспектная работа с текстом позволила достичь определенных результатов:

  • у большинства обучающихся сформировалась положительная мотивация изучения русского языка и литературы;

  • более активно происходит развитие коммуникативных умений и навыков обучающихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;

  • обогащается культурный баланс, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах.



Результаты успеваемости обучающихся за последние три года


Учебный год

Количество обучающихся

Классы, в которых работает учитель

Успеваемость по предмету

Количество и % обучающихся на «4» и «5»

2008-2009

57

6б, 9а, 10б

Русский язык-100%

65- 68%










Литература-100%

71- 74%

2009-2010

54

7б,10а,11б

Русский язык-100%

70-74%










Литература-100%

75-79%

2010-2011

48

5 а, 8б,11а

Русский язык-100%

71-76%










Литература-100%

75-81%



Межпредметная интеграция по росту успеваемости и качеству знаний на примере 11а класса

Год

Предмет

Класс

Количество человек

На «4» и «5»

Успеваемость

Качество знаний

2009-2010

Русский язык

10а

15

7

100%

56,6%




Литература

10а

15

8

100%

65,2%

2010-2011

Русский язык

11а

13

8

100%

75%




Литература

11а

13

9

100%

75%



Данная технология задает творческую ориентацию школьников на углубление изученного материала. Такое обучение формирует коммуникативную компетенцию, развивает интеллектуальные способности и творческое мышление обучаемых, готовит их не только к предметным олимпиадам, конкурсам, но и к поступлению в высшие учебные заведения.

Для оценки результативности опыта был определен уровень познавательной активности, учебной мотивации, интеллектуального развития и речеведческой компетенции 8 б класса.




Познават. актив. на уроках

Уровень учебной мотивации

Уровень интеллект. разв.

6 кл.

2008-2009 уч.г.

высокая – 49 %

средняя – 33 %

низкая – 18 %

высокая – 33 %

средняя – 39 %

низкая – 28 %

высокий – 40 %

средний – 35 %

низкий – 25 %

7 кл.

2009-2010 уч.г.


высокая – 50 %

средняя – 37 %

низкая – 13 %

высокая – 38 %

средняя – 38 %

низкая – 24 %

высокий – 42 %

средний – 36 %

низкий – 22 %

8 кл.

2010-2011 уч.г.

высокая – 52 %

средняя – 40 %

низкая - 8 %

высокая – 40 %

средняя – 38 %

низкая – 22 %

высокий – 44 %

средний – 36 %

низкий – 20 %


Об эффективности использования методики свидетельствуют и призовые места на городских и районных предметных олимпиадах (приложение № ), конкурсах творческих работ учеников (приложение № ).


V. Библиография


  1. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках// Эстетика словесного творчества.- М., 1979.

  2. Буслаев Ф.И. «О преподавании отечественного языка». М.,1941г.

  3. Величко Л.И. Работа с текстом на уроках русского языка.- М., 1983.

  4. Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка.// Русский язык в школе- 2003, №3,с.105

  5. Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты.- М., 1981.

  6. Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе.- М., 1992.

  7. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. 5-7 классы.- М., 1991.

  8. Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи.- М., 1982.

  9. Лосева Л.Н. Как строится текст.- М., 1980.

  10. Львов М.Р.Основы теории речи. Учебное пособие для ВУЗов., М., 1989.

  11. Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 8-9 классов.- М.: Просвещение, 1995.

  12. Образовательные технологии в практике современной школы как фактор развития личности: Материалы городской научно-практической конференции:- Старый Оскол: ООО «ТНТ», 2006

  13. Пленкин Н.А. Обучение школьников правилам построения текстов// Русский язык в школе.- 1977.- № 4.

  14. Пленкин Н.А. Умение создавать текст// Русский язык в школе.- 1981.- № 5.

  15. Пленкин Н.А. Повторное обращение к тексту// Русский язык в школе.- 1984.

  16. Пленкин Н.А. Игра "Кубики" как пособие при изучении текста// Русский язык в школе.- 1989.- № 4.

  17. Пленкин Н.А. Обучение школьников структуре текста// Актуальные проблемы развития речи учащихся/ Под ред. А.П.Еремеевой.- М., 1980.

  18. Пересветова Е.В. Сопоставительный анализ художественных текстов на уроках русского языка. М.: Чистые пруды.2007

  19. Развитие дара слова. Факультативный курс "Теория и практика сочинений разных жанров (YII - YIII классы)/ Сост.Т.А.Ладыженская и Т.С.Зепалова.- 3-е изд.- М., 1986.

  20. Солганик Г.Я. От слова к тексту.- М.: Просвещение, 1993

  21. Тихонова Т.М. Система педагогической оценки как элемент управления учебно-воспитательным процессом. М., 1986

  22. Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. М., 1984

  23. Федорченко П.Ю. Готовимся к сдаче Единого государственного экзамена по русскому языку. Пособие для учителя и учащихся.- Белгород: Издательский центр ООО «Логия», 2004



Приложения


Приложение №1

План комплексного анализа текста

  1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста (отрывка). (Определите, где нужны логические ударения, паузы- короткие и более продолжительные. Выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание, стиль текста, его языковые особенности).

  2. Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста.

  3. Озаглавьте текст. (Объясните смысл названия). На что указывает название: на тему или на основную мысль текста? (Предложите свои варианты названия) Как проявляется взаимодействие названия и текста?

  4. Определите стиль текста. Докажите своё мнение. (Как доказать, что этот текст художественного (публицистического) стиля?) Какие средства художественной изобразительности используются автором? (Если анализируется художественный текст).

  5. Докажите, что это текст. Какова роль первого (последнего) предложения?

  6. Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является данный текст? Докажите.

  7. Какие средства связи между предложениями используются в тексте (одном абзаце)? Какой способ связи между предложениями в этом тексте (цепная, параллельная связь, их сочетание)?

  8. Объясните, пользуясь словарём, значение выделенных слов.

  9. Подберите к выделенным словам синонимы (антонимы). Чем отличаются слова, входящие в ряд? Почему из ряда синонимов используется именно данное слово?

  10. Найдите в тексте 2-3 многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Докажите, что эти слова многозначные.

  11. Найдите в тексте (если есть) синонимы, антонимы, слова, употреблённые в переносном значении; слова, стилистически окрашенные (высок., книжн., разг., прост., офиц.). Какова их роль в тексте?

  12. Найдите в тексте заимствованные слова (диалектизмы, профессионализмы, архаизмы, фразеологизмы). Объясните их значение.

  13. Составьте план текста, подготовьтесь к его пересказу (устному или письменному; напишите изложение подробное, или выборочное, или сжатое).

  14. Произведите на материале текста разные виды разбора.

  15. Проанализируйте орфографию и пунктуацию текста. Сгруппируйте орфограммы и пунктограммы, объясните их.

Примерные вопросы

  1. Запишите текст (абзац). Подчеркните грамматические основы предложений.

  2. Какова роль в этом тексте односоставных предложений (сложных)? Как их использование связано с содержанием текста?



Приложение №2

Тема урока в 11 классе «Жанры публицистического стиля: эссе»

1. Анализ текста. Прочитайте текст, определите стиль и жанр его. Обоснуйте свой ответ. Найдите и отметьте в нём языковые средства, характерные для жанра эссе (метафоры, сравнения, эпитеты). Отметьте использование полемически заострённых утверждений, субъективность изложения, эмоциональность речи, смешение разнородных пластов лексики. Есть ли в тексте какие-либо стилистические фигуры (анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, риторические обращения, умолчания и т.д.)? Какие мысли и чувства вызывает у вас это стихотворение в прозе?

^ Голуби

Я стоял на вершине пологого холма; передо мною – то золотым, то посеребрённым морем – раскинулась и пестрела спелая рожь.

Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух; назревала гроза великая.

Около меня солнце ещё светило – горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона. Всё притаилось… всё изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей. Не слыхать, не видать ни одной птицы; попрятались даже воробьи.

^ Как сильно пахнет полынь на межах! Я глядел на синюю громаду… и смутно было на душе. Ну скорей же, скорей! – думалось мне.

Но туча не двигалась. Она по-прежнему давила безмолвную землю…

^ И вот по одноцветной её синеве замелькало что-то; ни дать ни взять белый платочек или снежный комок. То летел со стороны деревни белый голубь.

Летел, летел – всё прямо… И потонул за лесом.

^ Прошло несколько мгновений… Но глядь! Уже два платка мелькают, два комочка несутся назад: то летят домой ровным полётом два белых голубя.

И вот наконец сорвалась буря – и пошла потеха!

^ Я едва домой добежал. Визжит ветер, мечется, как бешеный. Всё закрутилось, смешалось, закачался отвесными столбами рьяный ливень…

Но под навесом крыши, на самом краюшке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя – и тот, кто летал за товарищем, и тот, кого он привёл и, может быть, спас.

^ Нахохлились оба – и чувствует каждый своими крыльями крыло соседа…

Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них… Хоть я и один… один, как всегда.

(по И.С.Тургеневу)

2. Анализ текста. Прочитайте текст, определите стиль и жанр его. Обоснуйте свой ответ. Найдите и отметьте в нём языковые средства, характерные для жанра эссе.

^ Потерянная грусть

Мне вспоминается сентябрь далёкого года. Какие глубины синевы открывались тогда над лесами! Сколько шороха, мимолётного, чуткого, ожидало ветер под каждым кустом! Какие осторожные листья сыпались в жёсткие травы!

Ветер делал с листвой, что хотел, и с каждой минутой из лесов уходил полумрак. На смену зелени, птичьему говору незаметно приходил тихий пронзительный свет. То ли это светили сугробы листвы, то ли солнце свободней сияло сквозь поредевшие ветви.

Люди с утра уходили из деревни в поля и возвращались уже на ощупь, в темноте. Вскоре стало казаться, будто леса не опадают в пустые равнины, а, словно облака, поднимаются в небо.

^ И тут пришло письмо, я должен уезжать.

И я уехал.

С тех пор уже третья осень. И всякий раз я прихожу в эти леса. Но сентябрь как будто не тот. Не вижу я больше той несостоявшейся счастливой грусти. И каждую осень ищу я за деревней это потерянное ощущение, словно оно где-то стоит на пригорке. Молчит под рябиной и вот-вот аукнется издали.

(Ю.Куранов)

^ 3. Домашнее задание. Попытайтесь в жанре эссе ответить на вопрос: «Какие мысли и чувства возникли у вас при чтении текста Ю.Куранова?»


Приложение № 3


Урок развития речи. Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения в 9 классе

Цель:

отработать навык воспроизведения текста;

развивать умение обучающихся составлять собственный текст в художественном стиле;

развивать у обучающихся восприимчивость к выразительности речи, научить выражать своё эмоциональное состояние, способность оценить окружающую действительность средством родного языка;

развивать умение отбирать образные средства в соответствии с целью высказывания;

совершенствовать культурологическую компетенцию обучающихся: приобщать к миру изобразительного искусства, воспитывать умение и желание внимательно всмотреться в произведение живописи, вызвать интерес к этому виду искусства.

Оборудование:

репродукции картин И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», высказывание Ф.Тютчева;

памятка «Учимся писать сочинение», контрольный листок по орфографии и пунктуации (всем обучающимся);

материал по изобразительным средствам языка (всем обучающимся);

текст изложения (всем обучающимся).

^ Ход урока

Организационный этап

Подготовка учащихся к активному усвоению нового материала, к написанию изложения с элементами сочинения. Сообщение темы и цели урока.

^ Вступительное слово учителя

Сегодня у нас урок несколько необычный. Мы познакомимся с удивительным человеком - И.И. Шишкиным, попытаемся проникнуть в мир его души: его искусства, его картин.

Повторение

Теоретическая разминка по терминам и определения, которые были изучены ранее на уроке по развитию речи

  • Какие различают формы речи?

  • Что такое диалог? Монолог?

  • Что такое текст? Какие виды связи предложений в тексте вам известны?

  • Что такое тема текста?

  • На какие группы стилей делится наша речь?

  • Что такое идея текста?

  • Когда, где, при каких обстоятельствах мы используем разговорный стиль?

  • Назовите книжные стили и суть их употребления?

  • Как различают типы речи?

Подготовка к написанию изложения

  1. Чтение текста изложения учителем.

Певец русской природы

На берегу Камы, в окружении хвойных лесов стоит небольшой город Елабуга. Здесь в семье небогатого купца в 1832 году родился Иван Иванович Шишкин – будущий выдающийся русский пейзажист. Суровая и мощная природа Приуралья, величественная красота сосновых боров и рощ покорили юного Шишкина. Эта любовь к родной природе, стремление научиться запечатлевать её на полотне привели двадцатилетнего юношу сначала в Московское училище живописи, а затем - Петербургскую академию художеств. Вскоре он стал одним из лучших русских пейзажистов.

Сила его полотен не в том, что они почти с фотографической точностью воспроизводят знакомые картины природы. Искусство художника глубже и содержательнее. В картине «Рожь» волнующееся под свежим ветром море колосьев полевая дорога, уводящая вдаль, сосны – великаны порождают мысль о русском приволье, о бескрайних просторах полей, создают образ России. Былинным величием веет от лесных пейзажей Шишкина, ведь художник любит изображать могучие вековые дубы и стройные, золотые от солнца сосны.

Не обходил Шишкин и потайные уголки леса. Один из них мы видим на картине…

Выяснение значений непонятных слов.

Пейзажист, пейзаж –

Запечатлевать –

Воспроизводить


2. Работа с учащимися на выяснение степени восприимчивости.

  • О ком говорится в тексте?

  • Что вы узнали об этом человеке?

  • Почему, по-вашему, художник И.И. Шишкин избрал для написания картин именно жанр пейзажа? Что повлияло на юного Шишкина в его выборе?

  • Где обучался юный художник?

  • В чем сила его искусства? Только ли в том, чтобы почти с фотографической точностью изображать уголки родной природы?

3. Слово учителя (вывод)

Искусство великого живописца гораздо глубже и содержательнее. Попробуем разобраться, в чем же его сила как художника с большой буквы?

4. Сформулируем тему и основную мысль текста, который мы должны воспроизвести.

Тема: рассказ о И.И.Шишкине.

Идея: сила искусства художника – создание обобщенного образа России.

5. Разделим текст на композиционные и смысловые части и составим план.

  1. И.И.Шишкин родился в городе Елабуга

  2. Любовь к природе повлияла на выбор будущего художника.

  3. В чем сила искусства Шишкина:

  1. картина «Рожь»;

б) былинное величие лесных пейзажей;

в) обобщенный образ матушки – России.

6. Пересказ текста по частям плана. Запись ключевых слов.

  1. На берегу Камы, в окружении сосновых лесов, семья небогатого купца, выдающийся русский пейзажист;

  2. Суровая мощная природа Приуралья; величественная красота сосновых боров и рощ; Московское училище живописи; Петербургская академия художеств.

  3. Искусство глубже и содержательнее;

а) волнующие море колосьев; дорога, уходящая вдаль; сосны-великаны; порождают мысль; создают образ России;

б) былинное величие лесных пейзажей, дубы и сосны.

7.^ Орфографическая разминка

И (с,сс)ку(с,сс)тво, и(с,сс)кусный, (не)большой город, (с,з)десь, (не)б…гатый купец, п...йзаж…ст, пр..рода, пр…ура…е, в…личестве(н,нн)ая кр…сота, зап…ч…тлевать, пр…вели, юн…ша, (с)нач…л…, п…л…тно, к…ртина, ф…т…гр…фическая точ…ность, во(с,з)пр…изводить, зн…комые, с…д…ржат…льный, к…лос…я, (под)свеж…м ветром, ув…дить (в)даль, в…личие, из…бр…жать, ве…т ветер, пот…йные уголки, вид…м на картин…, оз…рить, выр…сти, выр…сли, р...сток.

8. ^ Пунктуационная разминка

1) Я иду берегом и сквозь ветки и корни елей появляется передо мной ручей.

2) Водная дрожь от солнца бросает тень на ствол ёлки на травы и в дрожи этой возникает звук журчит вода.

3) Весь проход ручья через лес это путь длительной борьбы.

^ 4) На мелком месте на пути ручья образуются преграды но вода собирается в струйки будто сжимает мускулы в неизбежной борьбе.

5) Ручей выбежал из глухого леса на полянку и в теплых лучах солнца разлился широким лесом. Многое можно увидеть и услышать в лесу.

^ Подготовка к написанию сочинения

  1. Портрет дерева (сообщение учащегося)

  2. План сочинения.

1) Какое время года и дня изображено художником?

2) Прослушивание музыкальной композиции и воспроизведение картины природы («Утро» Э.Грига). Ученица на фоне музыки читает текст.

Раннее летнее утро. Я нахожусь на поляне. Вокруг спящий лес. Окружающая природа замерла в ожидании чуда. Вот первые лучики восходящего солнца позолотили верхушки стройных сосен.

Прослушайте композицию Э.Грига «Утро» и продолжите описание пробуждающегося леса.

  1. Составление плана к сочинению по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу»

  1. Раннее летнее утро.

  2. Вековые сосны и молодая поросль.

  3. Сломанная бурей сосна.

  4. Забавные медвежата.

  5. Заботливая строгая мать – медведица.

  6. Моё отношение к картине.

  1. Работа над изобразительными средствами языка:

  • Своё сочинение-описание вы будете писать в художественном стиле. Какую цель вы поставите перед собой?

  • Какие художественно-выразительные средства вы будете использовать?

Эпитеты – художественные определения.

Родничок – веселый, молодой, быстрый.

Лес – могучий, темный, задумчивый, светлый, добрый.

Олицетворения: - сосны задумались, замерли.

- родничок бормочет, булькает, залепетал, смеется.

- солнце выглянуло из-за туч, улыбнулось, засмеялось, согрело кустики.

- дождик лопочет, смеется, трогает своей мягкой лапкой листочки.

^ Прослушивание текста изложения. Пересказ текста.

Написание изложения с элементами сочинения.

Пишем сочинение

1. Какое время года и дня изображено художником?

2. Представим себе, что мы «вошли» в картину художника. Что увидели, услышали, почувствовали бы мы, находясь в лесу?

3. Какое настроение вызывает вас картина природы? Какие эпитеты можно использовать в сочинение?

4. Какие метафоры и олицетворения можно использовать в сочинении?

5.Чем вы предполагаете закончить эту работу?

Лес (темный, могучий, задумчивый)

Деревья (нахмурились, зашептали)

Родничок (заговорил, залепетал, забормотал)

Солнце (выглянуло из-за тучи, засмеялось, улыбнулось, коснулось лучами верхушек деревьев, согрело кустики, и они распрямились)

^ Итог урока.


Приложение №4 (урок – практикум)


Урок-практикум в 8 классе «Подлежащее и способы его выражения»

Цель урока: обобщить и систематизировать сведения о подлежащем, ранее изученные учащимися в 5-7 классах; дать понятие о грамматическом выражении подлежащего и его семантике; формировать умения:

  1. Выделять главные члены предложения и среди них подлежащее; определять способы его выражения;

  2. Правильно согласовывать подлежащее со сказуемым; развивать речь учащихся.

^ Тип урока: урок освоения новых знаний

Оборудование: эпиграф (высказывание Н.В.Гоголя о русском языке), рабочая тетрадь учащихся Т.Угроватовой «Подсказки на каждый день»; таблица «Грамматическое выражение подлежащего и его семантика»; теоретические тетради учащихся; контрольные листы.

^ Ход урока

Организационный момент

Подготовка учащихся к активной и сознательной работе по усвоению нового материала, обобщение ранее изученного. Сообщение темы, цели урока.

^ Вступительное слово учителя

Начать сегодняшний урок мне хотелось бы с известных слов Н.В.Гоголя, которые послужат эпиграфом к нашей работе:

«Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные знаки его»

В этих словах великого писателя мне хочется подчеркнуть четыре слова: «наслаждение», «погрузиться», «чудные законы», потому что, только научившись погружаться в чудные законы русского языка, вы придете к пониманию его правил и его системы, и вот тогда вы получите незабываемое наслаждение от общения с нашим «великим и могучим» русским языком.

Сегодня на уроке мы поговорим о ядре предложения – его грамматической основе, о главном члене предложения – подлежащем.

^ Проверка домашнего задания:

  1. Синтаксический разбор предложения:

  1. Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле.

Проглянет лес как будто поневоле

И скроется за край окружных гор.

  1. Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой.

  1. Последний луч, и желтый, и тяжелый,

Застыл в букете ярких георгин.

  1. Морфемная разминка

Читатель, багряный, проглянет, последний.

  1. Орфографическая разминка

Задание: вставить пропущенную орфограмму, устно и графически объяснить выбор.

Поз..ней, ос…н…, бр…нят, ч…тат..ль, д..р…гой, р…ня…т, г..оргин, ж…лтый, т…ж…лый, луч…

^ Усвоение нового материала. Обобщение ранее изученного

  1. Беседа

- назовите главные члены предложения

- что такое грамматическая основа предложения?

- Как вы думаете почему подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения?

(они выполняют главную функцию в предложении, подлежащее для введения предмета речи, то есть того, о чем говорится в предложении; а сказуемое несет информацию о этом предмете: что он делал? Каков он? Что с ним происходит?; в подлежащем и сказуемом заключена главная, основная информация речи).

- Почему сочетание подлежащего является предложением ,а не словосочетанием?

2. Блиц-опрос (тетрадь «Подсказки на каждый день», стр.104)

3. Открытие темы. Чтение грамматической сказки «Подчиняется ли кому-нибудь подлежащее?»

Задание: перевести сказку на язык науки.

Подлежащее и сказуемое – грамматическая основа предложения. Тип связи между подлежащим и сказуемым – согласование или координация.

  1. Этап повторения известного о подлежащем.

Заря разгоралась все больше, краски на камышах и воде постоянно менялись, туман завитками плыл вместе с рекой, ивовые листья блестели, как лакированные. (Ю.Казаков)

Задание: вставьте пропущенные орфограммы. Графически объясните их выбор. Расставьте знаки препинания.

- Охарактеризуйте это предложение.

- Назовите грамматическую основу.

- Дайте определение подлежащего.

- Чем выражено в этом предложении подлежащее?

5. Заполнение таблицы в теоретической тетради. (запись в тетради, кроме примеров, делаем сокращенно)

^ Грамматическое выражение подлежащего и его семантика

Чем выражено

Пример

Пример учащегося

  1. Номинативные подлежащие (nominative – им.падеж)

  1. Сущ. в Им.п.




  1. Местоим. в Им.п.




  1. Прилаг. в роли сущ.




  1. Прич. в роли сущ.




  1. Числит. в роли сущ.

Октябрь уж наступил.


Я помню чудное мгновенье. (А.С.Пушкин)

Там кто-то стучит у порога. (С.Есенин)

Что-то затрещало в огне. (Л.Толстой)


Вошел высокий военный, косая сажень в плечах. (К.Симонов)


Днем к Семену приходили отдыхающие.


Двое уже обогнали меня, и вдруг подошел третий.




^ Неизменяемые слова

  1. Наречие




  1. Междомет.

Завтра будет лучше, чем вчера.

Слабенькое гав-гав собачонки никого не напугало.





^ Инфинитивные подлежащие.

Инфинитив

Разгадывать смысл географических названий – занятие увлекательное.




^ Цельное словосочетание.




Два бойца сидят в дозоре над холодною водой.





- Какой вывод можно сделать после окончания заполнения таблицы? (Подлежащее может быть выражено любой частью речи).

6. Подлежащее в придаточном предложении, выражено относительным местоимением (примеры без знаков препинания записаны на доске).

  1. Расставить знаки препинания.

  2. Схематически обозначить границы главного и придаточного предложения.

  3. Определить, чем выражено подлежащее в придаточном предложении.

  1. Вот дом, который построил Джек.

  2. Кто хочет, тот добьется.

  3. Был тот особенный вечер, который бывает на Кавказе.

Закрепление изученного.

Самостоятельная работа учащихся. (задания на контрольных листках)

(задание разноуровневое, с учетом индивидуальных способностей учащихся – прилагается к конспекту урока)

^ Итог урока, домашнее задание.

§137-140 повторить

(устно) упр. 4 с. 18; упр. 5 с.19 по вариантам


Урок-практикум

по теме «Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения»

Цель:

Осуществить контроль за усвоением знаний, умений и навыков по данной теме;

Развивать навыки комплексной работы с текстом;

Воспитывать потребность в самостоятельном поиске правильного ответа.

Ход урока:

^ 1. Орг. момент.

2. Комментарий учителя к письменной работе.

3. Задание к текстам:

Прочитать текст, озаглавить;

Расставить недостающие знаки препинания;

Графически объяснить изученные орфограммы;

^ Выделить грамматические основы предложений;

Указать тип предложений, определить виды придаточных и группу сложносочиненных предложений;

Найти предложение с несколькими придаточными, определить вид подчинения, построить его схему.

Тексты (1 и 2 вариант)

Я люблю жизнь потому что еще очень молод. Но если для Родины которую я люблю нужно пожертвовать жизнью я сделаю это. Пусть знают враги что невозможно покорить наш народ. Пусть я умру но в памяти моего народа патриоты бессмертны.(1вариант)

Павлуня с тревогой наблюдал как отец осторожно поворачивает жердь так чтобы скворечник стал крыльцом в южную сторону. Потом отец прикрутил жердь проволокой а Павлуня смотрел на него раскрыв рот. Скворечник покачивался в синем небе потому что весело по его крыше барабанил дождь. Вдруг у Павлуши закружилась голова которая все это время подрагивала. (2вариант)

^ 4. Дома: пользуясь художественной литературой, приготовить карточку с текстом, охарактеризовать предложения.


Приложение №5

Сравнительный анализ художественных текстов

Примерный план сопоставительного анализа содержит в себе все элементы комплексной работы с текстом:

  1. вопросы и задания, направленные на осмысление содержания текста;

  2. задания речеведческого характера, включающие такие понятия, как «тема», «основная мысль», «способы, средства связи между предложениями»;

  3. задания языкового характера, отражающие изучение системы языка;

  4. вопросы по орфографии и пунктуации, разные виды разбора.

К схеме, предложенной Т.М.Пахновой, добавляем:

  1. вопросы, направленные на понимание «диалогичности» анализируемых текстов;

  2. творческое задание, связанное с составлением собственного текста-сопоставления об анализируемых текстах.

  3. Для успешного выполнения творческого задания предлагаются памятки речевых моделей.

Речевые модели сопоставления и противопоставления

Слова и словосочетания, которые помогают выразить

противопоставление

  • наоборот; напротив

  • однако; а; но

  • противоположна(о), противопоставлена(о), различна(о)

  • с одной стороны… с другой

  • если в тексте…речь идет о…, то в поэтических строчках…- о…

  • но бывает и по-другому

  • и в то же время

  • в отличие от…

  • как не похоже на картину…в стихотворении…

  • нетрудно заметить, как по-разному звучат

  • написанные на близкие темы, тексты…поражают своим несходством; различие между… сказывается

сопоставление

  • как и у…, в стихотворении…тоже есть…

  • и в том и в другом тексте встречается…

  • в синтаксическом (морфологическом, лексическом) строе двух текстов мы также можем увидеть и сходство, и различие

  • достаточно сравнить, например…

  • объединяет поэзию…и…

  • родство поэзии…и поэзии…может уловить любой читатель

  • эти строки непосредственно связаны с…

  • …является откликом на…



Сопоставительный анализ стихотворения в прозе «Истина и правда» И.С.Тургенева и этюда М.М.Пришвина «Все и каждый» (10 класс)

Истина и правда

— Почему вы так дорожите бессмертием души? — спросил я.

— Почему? Потому что я буду тогда обладать Истиной вечной, несомненной... А в этом, по моему понятию, и состоит высочайшее блаженство!

— В обладании Истиной?

— Конечно.

— Позвольте; в состоянье ли вы представить себе следующую сцену? Собралось несколько молодых людей, толкуют между собою... И вдруг вбегает один их товарищ: глаза его блестят необычайным блеском, он задыхается от восторга, едва может говорить. «Что такое? Что такое?» — «Друзья мои, послушайте, что я узнал, какую истину! Угол падения равен углу отражения! Или вот еще: между двумя точками самый краткий путь — прямая линия!» — «Неужели! о, какое блаженство!» — кричат все молодые люди, с умилением бросаются друг другу в объятия! Вы не в состоянии себе представить подобную сцену? Вы смеетесь... В том-то и дело: Истина не может доставить блаженства... Вот Правда может. Это человеческое, наше земное дело... Правда и Справедливость! За Правду и умереть согласен. На знании Истины вся жизнь построена; но как это «обладать ею»? Да еще находить в этом блаженство?

Июнь, 1882 (И.С.Тургенев)


^ Все и каждый

Есть книги для всех, и есть книги для каждого. Для всех- учебники, хрестоматии; для каждого книга- это зеркало, в которое он смотрится, и сам себя узнает, и познает в истине.

Книга для всех учит нас, как нам надо за правду стоять. Книга для каждого освещает наше личное движение к истине.

Правда требует стойкости: за правду надо стоять или висеть на кресте, к истине человек движется.

Правды надо держаться- истину надо искать.

(М.М.Пришвин)

Задание

  1. Прочитайте стихотворение в прозе И.Тургенева. Определите композицию. Составьте план. На основании наблюдений определите тип речи данного текста.

  2. Прочитайте текст М.Пришвина. Объясните деление этого текста на абзацы. Определите тип речи.

  3. Сделайте вывод о композиционных особенностях текстов. (У Пришвина каждый следующий абзац конкретизирует предыдущий, всё сужая тему размышлений.)

  4. Какие слова являются ключевыми в текстах? Какую роль играют слова книга и блаженство в этих текстах?

  5. Выпишите в две колонки словосочетания, предложения, в которых употребляются слова правда, истина. Сделайте вывод о сфере употребления каждого слова.

  6. Опираясь на результаты проведенной работы, составьте сравнительную характеристику слов истина и правда, подчеркивая различия между этими словами.



^ Приложение № 7 (Урок – исследование)


Урок литературы в 11 классе по теме: «Главный герой романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Кто он?»


Данная разработка урока со всеми выступлениями учеников была написана после проведения дебатов. На самом уроке в печатном тексте было слово учителя и тезисы учеников.

Основной материал, прозвучавший в выступлениях, - результат работы учащихся только с текстом романа. Вариантов урока с такой проблемой ни в методической литературе, ни в Интернете мы не нашли.

Проблема показалась интересной в связи с тем, дает возможность охватить факты текста, идейный план романа, и, проанализировав текст, получить неоднозначный вывод.


^ Цели урока:

  • всесторонне обсудить тему, проведя глубокий анализ художественного текста и творчески осмыслив произведение,

  • развивать навыки анализа, систематизации фактического материала, аргументации выводов,

  • формировать умения оценивать проблему с разных сторон, понимать и принимать другую точку зрения,

  • воспитывать культуру общения.


Форма урока:

обсуждение проблемного вопроса в форме учебных дебатов.


Оформление урока:

  • наглядность (видеоролик, тезисы оппонентов в PowerPoint, иллюстрации к роману),

  • судейские протоколы с критериями оценивания выступлений участников.


Справка:

Дебаты – (в переводе с анг.) прения, дискуссия, спор, обсуждение вопроса.

Ход урока:

^ 1. Слово учителя.

Сегодня предметом нашего обсуждения является роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» - одно из самых неоднозначных произведений в русской литературе.

О нем спорят со дня издания романа, открытая дискуссия прошла на телевизионных каналах после показа многосерийного фильма, самые разные оценки произведению даются в статьях преподавателей, писателей, литературных критиков, служителей церкви.

Точки зрения на проблематику романа, оценки идейного содержания, образной системы различны, иногда прямо противоположны.

Мы завершаем изучение романа, и у нас тоже появилась своя точка зрения, появились свои аргументы и свои ответы на вопрос:

Что хотел сказать своим романом величайший из писателей-философов 20 века?

Кто главный герой романа М.А.Булгакова?

Кто главный герой? Мастер, создавший роман-откровение о Пилате Понтийском, прокураторе Иудеи, судившем Иисуса и утвердившем смертный приговор, вынесенный Синедрионом. Мастер, угадавший свом романом, что величайшие из всех преступлений на земле – это трусость и предательство...

Маргарита, его возлюбленная, ради любви отрекшаяся от семьи, благополучия...

Воланд – Князь тьмы, зло, которое явилось в мир, отказавшийся от веры и любви, чтобы напомнить людям о добре, милосердии и боге…


В процессе подготовки к уроку вы определились с собственным выводом. И в классе сформировались две точки зрения.

Точка зрения №1: главный герой – Воланд.

Точка зрения №2: главные герои – Мастер и Маргарита;

Вы получили задание проанализировать текст на уровне композиции, в плане содержания и с точки зрения идеи произведения.

Ваши выводы должны быть аргументированы текстом.


На уроке судьи будут вести протоколы выступлений, оценивать понимание темы, проблемы, владение материалом, аргументы, их разнообразие, доказательность, логичность ответов, культуру общения (корректность, умение слушать)


2. Дискуссия.

2.1. Место героя в композиции романа (формальные доказательства).

Группа №1 приводит как доказательства названия первых редакций романа: в 1929 году - «Черный маг», «Гастроль Воланда», «Сын В…», «Копыто инженера». В 1932 году жанр романа определяется автором как фантастический и предлагается несколько названий романа - «Великий Канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Шляпа с пером», «Черный богослов», «Он появился», в 1937 году роман еще называется «Князь тьмы».

Изменение названия на «Мастер и Маргарита» связано с желанием опубликовать роман.

Команда подсчитывает, что Воланд и его свита присутствует в 27 главах из 32 (в 22 Воланд – действующее лицо, в 5 он представлен опосредовано).


Тезисы команды:

Первые названия

  • 1929г. (1 редакция): «Черный маг», «Гастроль Воланда», «Сын В…»

  • 1929 г. (2 редакция): «Копыто Инженера»

  • 1932 г. «Великий Канцлер», «Сатана», «Вот и я»,

  • «Шляпа с пером», «Черный богослов», «Он появился…»

  • 1937 г. «Князь Тьмы»


Группа №2 считает, что название «Воланд» существовало до тех пор, пока главной темой романа была тема возмездия. Как только в 4 редакции романа появляется тема творчества и судьбы художника в тоталитарном государстве, появляется слово мастер. Изменение названия романа - это доказательство новой идейной направленности романа: в центре романа не наказание, а судьба художника в мире, где правит страх перед властью и коньюнктурные интересы.

Роман перестает быть просто фантастическим, это еще и сатирический роман.

Название главы, в которой впервые появляется мастер, называется «Явление героя».

А если говорить о главах, где главным содержанием является творчество и любовь, то Мастер и Маргарита присутствуют в 13 главах.

Тезисы команды:

  • Название романа (доказательство новой идейной направленности)

  • Название главы, в которой появляется Мастер («Явление героя»)

  • Мастер и Маргарита присутствуют в 13 главах.


^ 2.2. Место героя в плане содержания

Группа №1 считает, что Воланд является центром, связующим звеном романа. Он в центре как в московских главах, так и в потустороннем мире, где он хозяин. Повествование об арестанте Иешуа Га-Ноцри, т.е. ершалаимские главы, во всех редакциях начинал Воланд.

Он первопричина всех московских событий. После встречи с ним перерождается пролетарский поэт Иван Бездомный. С него начинается цепь разоблачений и наказаний бездарных поэтов, критиков, взяточников, лгунов…

Благодаря встрече с ним вновь встречаются любовники Мастер и Маргарита, и их счастье становится возможным.

Тезисы команды:

  • Воланд – связующее звено между мирами произведения: ершалаимским, московским, вечным потусторонним

  • Воланд – первопричина всех московских событий

  • Благодаря Воланду воссоединяются любовники – Мастер и Маргарита


Группа №2 считает: хотя Мастер и Маргарита появляются не сразу, их появление предопределено всем содержанием романа

В противовес всем литераторам, показанным в первых главах, должен был появиться главный герой – мастер, художник, истинный творец. Рядом с продажной любовью должна была появиться истинная любовь. Маргарита стала хранительницей и оберегом Мастера, который не может существовать в мире стяжательства и конъюнктурных интересов.


Тезисы команды:

  • Появление Мастера и Маргариты предопределенно содержанием.

  • Мастер и Маргарита как противопоставление Берлиозам, Латунским…

  • Появление любви возможно лишь рядом с истинным творчеством.

  • Мастер - воплощение творчества, беспомощен, не способен на подлость, интриги, не способен существовать в материальном мире. Параллель с Иешуа: Мастер – праведник.

  • Маргарита - муза мастера, его хранительница, оберег. Не праведница. Способна жить в дегуманизированном обществе.


(Вопросы команд оппонентам).


^ 2.3. Идейная нагрузка образов.

Группа №1 . Несмотря на новую идейную направленность, связанную с появлением Мастера, автор остается верен первоначальной идее: Воланд носитель зла, но зла, которое несет справедливое наказание.

Воланд активизирует события, показывает мир, который погряз во лжи и предательстве.

Именно Воланд своим появлением напоминает этому миру о боге.

То, что Воланд несет справедливое возмездие, доказывает и эпиграф романа, взятый из «Фауста» Гетте: «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает добро».

Мы считаем, что этого достаточно, чтобы доказать, что Воланд является носителем авторской идеи, что он не абсолютное зло, а зло, которое не только наказывает, но и награждает.

Воланд является носителем и философской идеи в романе. Он наказывает Берлиоза небытием, А Иван Бездомный, который пылко и страстно доказывает Воланду, что нет бога и дьявола, попадает в дом скорби, где происходит его перерождение.

В чем причина?

Бездомный малообразован, наивен, принимает на веру мнения авторитетов. У него еще есть шанс измениться. Он не верит в бога по незнанию.

Берлиозу воздается по его вере, так как тот сознательно отрекся от истины, как того требовала идеология государства. Берлиоз предал свои знания и свою веру ради благополучия.

Итак, Воланд несет идею не просто наказания, а наказания за трусость и предательство.

Тезисы команды:

  • Воланд несёт основную идейную нагрузку.

  • Воланд – миссия, который воздаст каждому по заслугам.

  • Зло (Воланд и его свита) не абсолютно, справедливо.


Группа №2 считает, что основную идейную нагрузку несут образы Мастера и Маргариты.

На момент встречи интересы Воланда и Маргариты совпадают. Маргарита полна ярости и мести и готова на любое преступление по отношению к себе ради любви. Ее можно назвать греховной и порочной, так как она изменяет своему мужу и потом бросает его. Она готова продать свою душу дьяволу и становится ведьмой. Поэтому Воланд предлагает ей быть хозяйкой Великого бала.

Но именно с ее образом в романе связан мотив милосердия (просит за Фриду, Варенуху, не хочет смерти Латунского…) Она остается милосердной после всех испытаний.

Можно провести параллель - Маргарита и Иешуа. Он смог простить людям зло, и Маргарита смогла полюбить грешников на балу и простить им все самые страшные их преступления.

Сильная женщина доказала, что она сильнее дьявола. Ее любовь возродила дьявола.

Тезисы команды:

  • На момент встречи сатаны и женщины их интересы совпадают.

  • Маргарита не праведница.

  • Без женской составляющей мироздание невозможно.

  • Пройдя через шабаш ведьм, через бал сатаны, Маргарита сохраняет свою чистоту, не переступает черты милосердия.

  • Параллель:

Иешуа говорил, что все люди добрые, и Маргарита смогла полюбить всех грешников.

  • Любящая женщина оказалась сильнее Воланда.

(Вопросы команд оппонентам)


^ 3. Вопросы команд.

В ответах на вопросы у группы 2 звучат высказывания, что именно Маргарита направляет всю справедливую силу Воланда, что любовь в романе сильнее творчество, она способна на борьбу. Группа 1 доказывает, что милосердием Маргариты управляет сам Воланд. Это он испытывает ее, а не она управляет им.


^ 4. Итоги урока.

Итоги обсуждения подводят судьи.

Итоги урока подводит учитель.


Судейский протокол.

Судья _____________________


Имена выступающих




















Критерии (до 3 баллов)


В - У1

В – У2

В – У3

М –У1

М – У2

М –У3

1.Понимание темы, проблемы, владение материалом



















2. Аргументы (отношение к теме, их разнообразие, доказательность)



















3. Соблюдение регламента



















4. Культура общения (корректность, умение слушать)



















5. Итого




















^ Особое мнение:


Приложение № 6 Уровень полноценного понимания смысла художественного и публицистического текста.





^ Приложение № Результаты успеваемости обучающихся

за последние три года


Учебный год

Количество обучающихся

Классы, в которых работает учитель

Успеваемость по предмету

Количество и % обучающихся на «4» и «5»

2008-2009

57

6б, 9а, 10б

Русский язык-100%

65- 68%










Литература-100%

71- 74%

2009-2010

54

7б,10а,11б

Русский язык-100%

70-74%










Литература-100%

75-79%

2010-2011

48

5 а, 8б,11а

Русский язык-100%

71-76%










Литература-100%

75-81%





Похожие:

Тема опыта: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом в урочной и внеурочной деятельности» iconЗакон Российской Федерации «Об охране окружающей среды»
Формирование экологических знаний в урочной и внеурочной деятельности школьников через исследовательскую работу
Тема опыта: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом в урочной и внеурочной деятельности» iconОписание опыта работы Обучение написанию сочинений как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся основной школы
Ученые, психолингвисты рассматривают речь как процесс порождения и восприятия высказывания, как вид специфический человеческой деятельности,...
Тема опыта: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом в урочной и внеурочной деятельности» iconОбобщение педагогического опыта по теме: «Развитие физических качеств учащихся в урочной и внеурочной деятельности через спортивную игру «Волейбол»
Так что можно сказать, что тема: «Развитие физических качеств» волнует ученых, медиков, педагогов уже более ста лет
Тема опыта: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом в урочной и внеурочной деятельности» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»
Обобщение опыта по теме: «Формирование ключевых компетентностей через организацию внеурочной деятельности (через работу правового...
Тема опыта: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом в урочной и внеурочной деятельности» iconМетодическое пособие Проект «Формирование коммуникативной компетенции младших школьников»
Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников через разнообразие форм и методов на уроках в начальных классах
Тема опыта: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом в урочной и внеурочной деятельности» iconОрганизация научно-исследовательской деятельности учащихся через работу школьного научного общества Из опыта работы мбоу «Средняя общеобразовательная школа №7 имени В. Н. Пушкарева»
Это и работа факультативов, предметных кружков, конференций, проведение познавательных и интеллектуальных игр (приложение I). Накоплен...
Тема опыта: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом в урочной и внеурочной деятельности» iconОбозначение проблемы и обоснование выбора темы
Аналитическая записка: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной работе...
Тема опыта: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом в урочной и внеурочной деятельности» iconКрупнова Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы гбоу сош №1386 ювао г. Москвы Формирование языковой и речевой компетенции на уроках и во внеурочной деятельности
Формирование языковой и речевой компетенции на уроках и во внеурочной деятельности
Тема опыта: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом в урочной и внеурочной деятельности» iconВнеурочная деятельность младших школьников
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в учреждении,...
Тема опыта: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом в урочной и внеурочной деятельности» iconТема: «Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами школьных сми, при обучении на уроках и во внеурочной деятельности русскому языку и литературе»
Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты