Протокол педсовета №3 от «10» июня 2013г icon

Протокол педсовета №3 от «10» июня 2013г



НазваниеПротокол педсовета №3 от «10» июня 2013г
Дата17.10.2016
Размер
ТипПротокол

«Утверждаю»

на заседании педагогического совета

МАОУ СОШ № 31

протокол педсовета № 3

от «10 » июня 2013г.

Положение о системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

1.1 Общие положения


Система оценки достижения планируемых результатов ООП представляет собой один из механизмов управления реализацией основной образовательной программы основного общего образования и выступает, как неотъемлемая часть обеспечения качества образования.

Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся (с целью итоговой оценки) и оценка результатов деятельности образовательных учреждений и педагогических кадров (соответственно с целями аккредитации и аттестации).

В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки результатов образования на ступени основного общего образования, ее содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися ООП - личностные, метапредметные и предметные.

^

1.2. Особенности оценки личностных результатов



Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий.

Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

1) сформированность основ гражданской идентичности личности;

2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;

3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований на основе централизованно разработанного инструментария. К их проведению должны быть привлечены специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении и обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте.

Результаты мониторинговых исследований являются основанием для принятия различных управленческих решений.

В текущем образовательном процессе возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:

1) соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;

2) участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;

3) прилежании и ответственности за результаты обучения;

4) готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования;

5) ценностно-смысловых установках обучающихся.

Данные о достижении этих результатов являются составляющими системы внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся, однако любое их использование (в том числе в целях аккредитации образовательного учреждения) возможно только в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных». В текущем учебном процессе в соответствии с требованиями Стандарта оценка этих достижений должна проводиться в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся.

Портфолио индивидуальных образовательных достижений учащихся в разделе «Карта краткосрочных и долгосрочных планов образования и карьеры «Дорожная карта» отражает личностные компетенции учащихся, учит реалистично ставить цели, планировать мероприятия по их достижению, самостоятельно давать оценку полученным результатам. При этом классный руководитель и родители являются для ребенка добрым советчиком, понимающим собеседником, другом, что укрепляет семейные ценности, развивает коммуникативные навыки, укрепляет ученика в осознании индивидуальности и веры в свои силы.


Накопительная часть портфолио: Показательное портфолио (портфолио достижений) и Рабочее портфолио (портфолио процесса и развития) формирует у учащегося чувство собственного достоинства и признания своих достижений. Учет содержимого накопительной части портфолио формирует накопительный рейтинговый балл учащегося.

Что должно повысить уровень мотивации учащихся к различным областям образовательного процесса: урочной, внеурочной деятельности, а так же к сфере дополнительного образования.

Два раза в год учащиеся совместно с родителями (по желанию учащегося) объективно оценивают и корректируют «Дорожную карту».

Классный руководитель отслеживает наличие проблем в сфере целеполагания и эффективной динамики достижений запланированных результатов один раз в полугодие через анализ «Дорожных карт» учащихся. Результатом деятельности классных руководителей совместно с психологом школы является формирование групп для проведения личностных тренинговых занятий, направленных на формирование у учащихся объективной самооценки, и ликвидацию проблем в области реалистичного целеполагания.

На основе мониторинга «Дорожных карт» учащихся рассматривается система оценивания эффективности психолого – педагогического сопровождения ребенка. Показателем является доля учащихся, реализовавших на 80% и более свою дорожную карту по отношению к общему количеству учащихся. Мониторинг проводится один раз в год, результатом является управленческое решение об эффективности разработанной системы психолого –педагогического сопровождения ребенка и целесообразности ее дальнейшего использования или корректировки.

В ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований на основе централизованно разработанного инструментария, неперсонифицированного мониторинга «дорожных карт» учащихся предполагается выявить положительную динамику данного показателя.

Система школьного самоуправления (совет старшеклассников, пресс-центр, школьная газета, школьная телестудия, валонтерское движение, научное общество учащихся), внеурочная деятельность, система дополнительного образования, сетевое взаимодействие с различными организациями города на договорной основе) позволяет соответствовать различным интересам учащихся, но необходимо провести мониторинг интересов и уровня мотивации учащихся (два раза в год), что позволит выявить конкретные проблемные зоны в планировании данной деятельности, внести корректировки и привести их в соответствие с требованиями ФГОС.
^

1.3. Особенности оценки метапредметных результатов



Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные УУД», «Коммуникативные УУД», «Познавательные УУД» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.

Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.

Основным объектом оценки метапредметных результатов является:

- регулятивные УУД:

  • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

- познавательные УУД:

  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

  • умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

  • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

- коммуникативные УУД:

  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий, уважение к старшим, умение слушать и слышать, умение публично выступать.

Работа по формированию метапредметных компетенций учащихся осуществляется в рамках

- учебных предметов (в формате проектной и исследовательской деятельности)

- учебных модулей – краткосрочных курсов по выбору учащихся (в формате проектной и исследовательской деятельности)

-спецкурсов, элективных курсов (в формате проектной и исследовательской деятельности)

- внеурочной деятельности (проектной и исследовательской деятельности)

- организации метапредметных дней.

Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального или группового проекта, исследовательской работы.

Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам.

В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы, например уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации.

Оценка достижения метапредметных результатов ведётся также в рамках системы промежуточной аттестации. Для оценки динамики формирования и уровня сформированности метапредметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений все вышеперечисленные данные (способность к сотрудничеству и коммуникации, решению проблем и др.) наиболее целесообразно фиксировать и анализировать в соответствии с разработанными МАОУ СОШ № 31:

а) программой формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ;

б) системой промежуточной аттестации (внутришкольным мониторингом образовательных достижений) обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности;

в) системой итогового оценивания по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся;

г) инструментарием для оценки достижения планируемых результатов в рамках текущего и тематического контроля, промежуточной аттестации (внутришкольного мониторинга образовательных достижений), итоговой аттестации по предметам, не выносимым на государственную итоговую аттестацию.

При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:

• стартовой диагностики;

• текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;

• промежуточных и итоговых комплексных работ на метапредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;

• текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;

• защиты итогового индивидуального или группового проекта.

Особенности оценки индивидуального / группового не более 3 человек) проекта

Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.

В соответствии с целями подготовки проекта для каждого обучающегося разрабатываются план, программа подготовки проекта, которые, как минимум, должны включать требования по следующим рубрикам:

• организация проектной деятельности;

• содержание и направленность проекта;

• защита проекта;

• критерии оценки проектной деятельности.

^ Требования к организации проектной деятельности должны включать положения о том, что обучающиеся сами выбирают как тему проекта, так и руководителя проекта1; тема проекта должна быть утверждена (уровень утверждения определяет образовательное учреждение; план реализации проекта разрабатывается учащимся совместно с руководителем проекта).

В разделе о требованиях к содержанию и направленности проекта обязательным является указание на то, что результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. В этом разделе описываются также:

а) возможные типы работ и формы их представления

б) состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершении проекта для его защиты.

Так, например, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:

1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм;

2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников.

Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов от реализации проекта;

3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.

Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.

В разделе о требованиях к защите проекта указывается, что защита осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии на школьной научно-практической конференции и конференциях другого уровня (городской, региональной, всероссийской, международной), конкурсах социальных проектов, а так же в виде конкурсного отбора для опубликования в печатных изданиях выше школьного уровня, кроме этого возможна и иная форма защиты проектов в виде «Ярмарки проектов» с привлечением общественности (для учащихся основной школы). Такие формы предпочтительнее, так как имеется возможность публично представить результаты работы над проектами и продемонстрировать уровень овладения обучающимся отдельными элементами проектной деятельности.

Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией - представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.

^ Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования. Индивидуальный/групповой проект целесообразно оценивать по следующим критериям:

1.^  Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2.^  Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3.^  Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4.^  Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.

Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.

При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх названных выше критериев.

При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.

Ниже приводится примерное содержательное описание каждого из вышеназванных критериев.

^ Содержательное описание каждого критерия


Критерий

Уровни сформированности навыков проектной деятельности

Базовый

Повышенный

Самосто-ятельное приобре-тение знаний и решение проблем

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

^ Знание предмета

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки

Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют.

^ Регуля-тивные действия

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.

Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося

Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.

Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно.

Комму-никация

Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы.

Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа/ сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы.


При необходимости осуществления отбора при поступлении в предпрофильные и профильные классы может использоваться аналитический подход к описанию результатов, согласно которому по каждому из предложенных критериев вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности. При этом, как показывает теория и практика педагогических измерений, максимальная оценка по каждому критерию не превышает 3 баллов.

При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7—9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10—12 первичных баллов (отметка «отлично») – выдающийся проект лил исследовательская работа.

Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что: 1)  оценка выставлена комиссией от 4-6 баллов, при условии, что по каждому из предъявляемых четырех критериев не менее чем по 1 баллу; 2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершённый продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта; 3) даны ответы на вопросы.

Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что: 1)  оценка выставлена комиссией 7-9 баллов, при условии, что не менее чем по трём предъявляемым критериям, характеризующим сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий), набрано не менее 2 баллов, при этом сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне; 2) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не даёт оснований для иного решения.

В случае выдающихся проектов с оцениванием 10-12 баллов комиссия может подготовить особое заключение о достоинствах проекта, которое может быть предъявлено при поступлении в профильные классы (учебные группы).

Таким образом, качество выполненного проекта и предлагаемый подход к описанию его результатов позволяют в целом оценить способность учащихся производить значимый для себя и/или для других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в школе.

Аналогичный подход, сопровождающийся более детальным описанием критериев или введением специальных критериев, отражающих отдельные аспекты проектной деятельности (например, сформированность умений решать проблемы, или умений работать с информацией, или отдельных коммуникативных компетенций), может использоваться в текущем учебном процессе при обучении навыкам осуществления проектной деятельности. При использовании детализированных или специальных критериев по каждому из выделенных критериев разрабатываются отдельные шкалы, и приводится их критериальное описание.

В соответствии с возрастными особенностями обучающихся, включенностью в различные области учебной деятельности, содержанием и целями проекта или исследования можно разграничить их по срокам, длительности, форме отчетности и оцениванию.

^ ТАБЛИЦА № 1




Формы проявления метапредметных компетенций обучающихся

проекты и исследовательские работы

в рамках

иные формы

Графы

1

2

3

4

5




изучения учебного предмета или интеграции предметных областей (30% часов , отводимых на изучение предмета)

учебных модулей (обязательный продукт)

внеурочная деятельность в рамках предметных областей

Тематические метапредметные дни

Внешние метапредметные мониторинги

Продукт

проект или исследование

работа учащегося по данной тематике (устная, письменная, творческая)

выполнение мониторинговой работы учащимся

Форма отчетности

защита

защита по завершению модуля.

Лучшие работы представляются на школьнойНПК или ярмарке проектов

защита

на школьной

НПК или ярмарке проектов.

отчет, публикация по открытому школьному мероприятию

мониторинговая работа

Периодичность

1 раз в четверть

1 раз в полугодие

1 раз в год

1 раз в четверть

1-2 раза в год

Ответственные

учитель -предметник

кураторы учебных модулей

педагоги данного направления

учителя-предметники, классные руководители, зам.зиректора по УВР и ВР, и информатизации

внешние структуры

Оценивание

оценка в рамках предмета (от 3-5 баллов)

балльная

От 1 до 12 баллов

оценка в рамках предмета (от 3-5 баллов).

Балльная

От 1 до 12 баллов.


оценка в рамках предмета (от 3-5 баллов).

Балльная

От 1 до 12 баллов.


по шкале разработчиков мониторинговой работы

Где учитывается оценивание

в классном журнале на странице предмета (текущая оцнка), после четвертной оценки в графе «Дополнительно», с учетом этих баллов (3-5) выставляется «Итог четверти»

В классном журнале на странице предмета после четвертной оценки в графе «Дополнительно», с учетом этих баллов (1-12) выставляется «Итог четверти»,в портфолио обучающегося , при формировании рейтинга учащегося

В классном журнале на странице предмета после четвертной оценки в графе «Дополнительно», с учетом этих баллов (1-12) выставляется «Итог четверти» в портфолио обучающегося, учитывается при формировании личного рейтинга учащегося

в классном журнале на странице предмета (текущая оценка), после четвертной оценки в графе «Дополнительно», с учетом этих баллов (3-5) выставляется «Итог четверти»

В портфолио обучающегося, учитывается при формировании личного рейтинга учащегося.

на уровне учреждения и системы ОУ города, региона делаются выводы о системе работы ОУ по деятельности направленной на сформированность метапредметных результатов.



^

1.4. Особенности оценки предметных результатов



Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.

Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.

Оценка предметных результатов.

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются, в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов основного общего образования, необходимых для продолжения образования.

Основным инструментом итоговой оценки являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по школьным предметам.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. 

Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений, как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.

Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.

Практика показывает, что для описания достижений обучающихся целесообразно установить следующие пять уровней.

^ Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:

• повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);

• высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).

Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.

Индивидуальные траектории обучения обучающихся, демонстрирующих повышенный и высокий уровни достижений, целесообразно формировать с учётом интересов этих обучающихся и их планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному предмету и основательной подготовки по нему такие обучающиеся могут быть вовлечены в проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в старших классах по данному профилю.

Для описания подготовки учащихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:

• пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);

• низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).

Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.

Как правило, пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Данная группа обучающихся (в среднем в ходе обучения составляющая около 10%) требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня.

^ Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Обучающимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся.

Уровни оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Уровни оценки и сопоставление уровней

Уровни сформированности

Повышенный, высокий


Знает и может получить возможность научиться личностным, регулятивным, познавательным и коммуникативным универсальным учебным действиям в новой творческой ситуации.

Базовый

Знает и может получить возможность научиться личностным, регулятивным, познавательным и коммуникативным универсальным учебным действиям в знакомой  ситуации.

Пониженный, низкий

Знает и может получить возможность научиться личностным, регулятивным, познавательным и коммуникативным универсальным учебным действиям.

 Описанный выше подход целесообразно применять в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.

Для формирования норм оценки в соответствии с выделенными уровнями необходимо описать достижения обучающегося базового уровня (в терминах знаний и умений, которые он должен продемонстрировать), за которые обучающийся обоснованно получает оценку «удовлетворительно». После этого определяются и содержательно описываются более высокие или низкие уровни достижений. Важно акцентировать внимание не на ошибках, которые сделал обучающийся, а на учебных достижениях, которые обеспечивают продвижение вперёд в освоении содержания образования.

Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений целесообразно фиксировать и анализировать данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:

• первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;

• выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;

• выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами.

При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:

• стартовой диагностики;

• тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;

•  творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.

Решение о достижении или не достижении планируемых результатов или об освоении или не освоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.

Таким образом, формирование оценки обучающегося в рамках предмета с учетом предметных и метапредметных результатов обучения представлено следующим образом по четвертям /полугодиям:

Компонент

Ответственный

^ Формирование оценки

Текущее и промежуточное оценивание

Учитель - предметник

В рамках освоения учебной программы и в соответствии с оцениванием предметных и метапредметных результатов обучения по предмету

Отметки за мониторинговые работы

Администрация школы, внешние структуры, учитель -предметник

Тематический контроль

Учитель-предметник

Отметка за четверть /полугодие

Учитель-предметник

Отметка по экзамену профильной направленности (в соответствии с годовым графиком)

Администрация школы, учитель -предметник

Дополнительные баллы учащегося (выставляются в соответствии с графами 1,2,3,4 таблицы № 1) в графе «Дополнительно»

Учитель –предметник, классный руководитель

В рамках мероприятий и направлений по формированию метапредметных компетенций учащегося. Оценивание в соответствии с системой оценивания метапредметных результатов.


Процедура выставления отметки в графе «Дополнительно»:

  1. Находится максимальное количество баллов, которое учащийся может получить по результатам оценивания метапредметных результатов обучения по предмету или в области данного предмета за определенный период (четверть/ полугодие) (Таблица №1).

МБ- максимальный балл

  1. Находится количество баллов, которое учащийся получил по результатам оценивания метапредметных результатов обучения по предмету или в области данного предмета за определенный период (четверть/ полугодие).

ПБ –полученный балл

  1. Находится отношение полученных учащимся баллов к максимально возможным и умножается на 100%

^ МР= ПБ/МБ* 100%

МР- метапредметный результат (%)

  1. Переводится метапредметный результат из процентов в отметку

в соответствии со следующей шкалой:

60% - 80% отметка «4»

80% - 100% отметка «5»

Отметка в графе «Дополнительно» выставляется по пятибалльной системе оценивания. В данную графу выставляются только отметки «4» или «5», которые соответствуют метпредметному результату, отметки от «1» до «3» не выставляются.

Отметка в классном журнале в графе «Итог четверти» выставляется после графы «Дополнительно» при удовлетворительном и более высоком результате усвоения учащимся обязательной части учебного курса/предмета при разнице с четвертной оценкой в 1 балл и более, как среднее арифметическое этих отметок в соответствии с математическим правилом округления чисел.

Пример формирования четвертной /полугодовой отметки

Графы

1

2

3

4

5




изучения учебного предмета или интеграции предметных областей (30% часов , отводимых на изучение предмета)

учебных модулей (обязательный продукт)

внеурочная деятельность в рамках предметных областей

Тематические метапредметные дни

Внешние метапредметные мониторинги

Баллы

От 3 до 5

От 1 до 12

От 1 до 12

От 3 до 5

-

Получены обучающимся

4

9

10

5




МБ=34

ПБ= 28

МР= 28/34* 100%=82% соответствует отметке «5»

1 четверть

Дополнительно

Итог 1 четверти

4 (хорошо)

5 (отлично)

5 (отлично)

3 (удовл)

5 (отлично)

4 (хорошо)


1.5. Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и портфель достижений, как инструменты динамики образовательных достижений


Показатель динамики образовательных достижений — один из основных показателей в оценке образовательных достижений. Положительная динамика образовательных достижений — важнейшее основание для принятия решения об эффективности учебного процесса, работы учителя или школы, системы образования в целом.

Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений (личностных, метапредметных и предметных), основными составляющими которой являются материалы стартовой диагностики и материалы, фиксирующие текущие и промежуточные учебные и личностные достижения, позволяет достаточно полно и всесторонне оценивать как динамику формирования отдельных личностных качеств, так и динамику овладения метапредметными действиями и предметным содержанием.

Внутришкольный мониторинг образовательных достижений ведётся каждым учителем-предметником и фиксируется с помощью оценочных листов, классных журналов, дневников учащихся на бумажных или электронных носителях.

Отдельные элементы из системы внутришкольного мониторинга включены в портфель достижений ученика. Основными целями такого включения служат:

  • педагогические показания, связанные с необходимостью стимулировать и/или поддерживать учебную мотивацию обучающихся, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности, способствовать становлению избирательности познавательных интересов, повышать статус ученика (например, в детском коллективе, в семье);

  • соображения, связанные с возможным использованием учащимися портфеля достижений при выборе направления профильного образования.

Портфель достижений допускает такое использование, поскольку, как показывает опыт, он может быть отнесён к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации собственной учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия и т. д.).

Рабочее Портфолио ученика (портфолио процесса и развития): коллекция работ, которая демонстрирует прогресс (продвижение) учащегося в какой-либо сфере

  • является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;

  • реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;

  • позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся, а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;

  • предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и реалистичного прогнозирования.

Рабочий Портфолио представляет собой

 аудио-, видеозаписи;

 фотографии;

 электронные версии работ;

 результаты практической деятельности;

 результаты экзаменов, тестирования;

 информация об общественно-полезной деятельности (на всех уровнях);

 оформленные листы-бланки:
a) «Творческие, исследовательские, проектные и другие работы»;
б) «Зачетный лист посещенных элективных курсов»;
в) «Посещение кружков, секций, студий и других объединений системы дополнительного образования»;

 сведения о награждении и поощрении;

 список изученных литературных текстов (художественных произведений);

 индивидуальный учебный план.

Еще один раздел портфолио индивидуальных образовательных достижений учащихся: ^ Показательное портфолио (портфолио достижений)

  • оформленный бланк «Перечень моих достижений»;

  • лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения учеником и педагогом; исследовательские проекты, статьи, творческие работы и др.;

  • грамоты, дипломы, демонстрирующие высокую результативность в той или иной области деятельности;

  • характеристика;

  • информация, подтверждающая личную учебную инициативу: курсы, тренинги, трудовой опыт; самостоятельность работы;

  • карта краткосрочных и долгосрочных планов образования и карьеры.

Портфолио, как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для «встречи» школьника, учителя и родителя. 

Преимущества рабочего Портфолио, как метода оценивания достижений учащихся, в том, что происходит фокусировка на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);

В состав портфеля достижений могут включаться результаты, достигнутые обучающимся не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей, как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами, в том числе результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, различные творческие работы, поделки и др.

Учитывая основные педагогические задачи основного общего образования и основную область использования портфеля достижений подростков, в его состав целесообразно включать работы, демонстрирующие динамику:

  • становления устойчивых познавательных интересов обучающихся, в том числе сопровождающего успехами в различных учебных предметах;

  • формирования способности к целеполаганию, самостоятельной постановке новых учебных задач и проектированию собственной учебной деятельности.

Школа использует портфолио индивидуальных образовательных достижений учащихся в рамках системы внутренней оценки. Отбор работ для портфеля достижений ведётся самим обучающимся совместно с классным руководителем и при участии семьи. Включение каких-либо материалов в портфель достижений без согласия обучающегося не допускается.

^

1.6. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от основного к среднему (полному) общему образованию



На итоговую оценку на ступени основного общего образования выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов основного общего образования.

Итоговая оценка выпускника формируется на основе:

  • результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированных в оценочных листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе;

  • оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам;

  • оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта;

  • оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (далее — ГИА).

При этом результаты внутришкольного мониторинга характеризуют выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы, индивидуальный проект и работы, выносимые на ГИА, характеризуют уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по изучаемым предметам, а также уровень овладения метапредметными действиями.

На основании этих оценок делаются выводы о достижении планируемых результатов (на базовом или повышенном уровне) по каждому учебному предмету, а также об овладении обучающимся основными познавательными, регулятивными и коммуникативными действиями и приобретении способности к проектированию и осуществлению целесообразной и результативной деятельности.

Педагогический совет школы на основе выводов, сделанных классными руководителями и учителями отдельных предметов по каждому выпускнику, рассматривает вопрос об успешном освоении данным обучающимся основной образовательной программы основного общего образования и выдачи документа государственного образца об уровне образования — аттестата об основном общем образовании.

В случае если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о выдаче документа государственного образца об уровне образования – аттестата об основном общем образовании принимается педагогическим советом с учётом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.

Решение о выдаче документа государственного образца об уровне образования — аттестата об основном общем образовании принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики обучающегося, с учётом которой осуществляется приём в профильные классы старшей школы. В характеристике обучающегося:

  • отмечаются образовательные достижения и положительные качества обучающегося;

  • даются педагогические рекомендации к выбору направлений профильного образования с учётом выбора, сделанного выпускником, а также с учётом успехов и проблем обучающегося.

Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами мониторинга образовательных достижений и другими объективными показателями.

^

1.7. Оценка результатов деятельности МАОУ СОШ № 31



Оценка результатов деятельности МАОУ СОШ № 31 осуществляется в ходе его аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических кадров. Она проводится на основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО с учётом:

• результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального, муниципального);

• условий реализации ООП ООО;

• особенностей контингента обучающихся.

Предметом оценки в ходе данных процедур является также текущая оценочная деятельность образовательных учреждений и педагогов и, в частности, отслеживание динамики образовательных достижений выпускников основной школы.



1 Руководителем проекта может быть, как педагог данного образовательного учреждения, так и сотрудник иной организации или иного образовательного учреждения, в том числе высшего.



Похожие:

Протокол педсовета №3 от «10» июня 2013г iconРешение педсовета протокол №1 от 30. 08. 2010 года Председатель педсовета А. Г. Ботвиновская
Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Образовательная система «Начальная школа 21 века»,Москва, издательство «Вентана-Граф»,...
Протокол педсовета №3 от «10» июня 2013г iconПротокол от «30» августа 2013г. №1 от 30. 08. 2013г. №281
Нормативным основанием для составления учебного плана Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная...
Протокол педсовета №3 от «10» июня 2013г iconПротокол №1 от 29. 08. 2013г. Л. Л. Устинова Приказ от 30. 08. 2013г. №146
Н. В. Кузьмина г. Сердобска, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса...
Протокол педсовета №3 от «10» июня 2013г iconО. П. Гнида Согласована на заседании Управляющего Совета школы. Протокол
«Рассмотрена и принята на заседании педсовета школы» (Протокол №18 от 19. 08. 2011 г.)
Протокол педсовета №3 от «10» июня 2013г iconПлан педсовета 25 марта 2013 г. Форма проведения педсовета
Тема: «Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов»
Протокол педсовета №3 от «10» июня 2013г iconПрограмма «Хочу всё знать»
Нмс №2 от 11. 09. 2008 г.), школьной Концепции организации профилактической работы в школе (протокол нмс №1 от 01. 11. 2007 г.),...
Протокол педсовета №3 от «10» июня 2013г iconПротокол №11 Тихонова Г. А. от 17 июня 2013 года приказ №44 от 26 июня 2013 года
При составлении учебного плана общеобразовательное учреждение руководствовалось следующими нормативными документами
Протокол педсовета №3 от «10» июня 2013г iconРешение педсовета протокол №4 от 30. 04. 2012года
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №23
Протокол педсовета №3 от «10» июня 2013г iconПротокол педсовета №42 от 21. 07. 2011г
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №1 города Кувандыка Кувандыкского района Оренбургской области»
Протокол педсовета №3 от «10» июня 2013г iconПротокол от № Крылова В. В. Положение о внутришкольном контроле
Система вшк представляет собой единство целей, принципов, видов, форм, методов и организационных процедур педсовета
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты