Рабочая программа по курсу «Русский язык» Описание icon

Рабочая программа по курсу «Русский язык» Описание



НазваниеРабочая программа по курсу «Русский язык» Описание
Дата17.10.2016
Размер
ТипРабочая программа

РУССКИЙ ЯЗЫК

УМК: «Развивающая общеобразовательная система Л.В.Занкова»

Класс: 2 класс

Учитель: Нестеровская Ю.А.

Название материала: Рабочая программа по курсу «Русский язык»

Описание:

Рабочая программа курса «Русский язык» для 2 класса на 2011 – 2012 учебный год разработана на основе примерной программы, авторской программы Н.В.Нечаевой «Русский язык», утвержденной МО РФ (Самара: Корпорация «Федоров», 2009) в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования.


Согласно программе на изучение программного материала отводится 5 часов в неделю. Исходя из учебного плана школы, на изучение курса «Русский язык» отведено 5 часов в неделю (170часов – 135 часов обязательных, 35 часов вариативных).


^ Пояснительная записка

Программа состоит из двух взаимосвязанных разделов. Первый раздел – «Развитие речевой деятельности», в котором раскрываются линии работы по развитию связной устной и письменной речи, освоение правил поведения и вежливого общения. Второй раздел собственно система языка.

^ Развитие речевой деятельности. Данное направление работы поддерживается организацией всей жизнедеятельности ребенка, в том числе и другими учебными курсами, разработанными в рамках системы общего развития школьников.

Во 2 классе продолжается начатая в 1 классе работа по осознанию детьми средств устного общения, установлению общего и особенного в различных речевых ситуациях. Разнообразие отношений и ситуаций на уроках и вне уроков способствует возникновению у школьников опыта устной речи, речи разговорной и научной (в рамках учебных предметов), воспитывает ответственность за сказанное слово, умение доказывать свою точку зрения, выразить согласие и несогласие. Программа каждого следующего года обучения предусматривает расширение опыта детей в устном общении: умении участвовать в диалоге, дискуссии, строить содержательное, развернутое монологическое высказывание.

Продолжается и систематическая работа с письменным высказыванием. Через многообразные задания дети подводятся к осознанию признаков предложения и текста, умению их анализировать и сопоставлять самостоятельно тексты малых форм.

На протяжении всего начального обучения проводится лексическая работа. Учащиеся на практике знакомятся с многозначностью слов, омонимией, расширяется их словарь синонимов, антонимов. Лексическое значение слов сопоставляется с грамматическим значением.

Основной способ освоения устной и письменной речи – самостоятельная речевая деятельность ребенка в вариантных условиях и анализ соответствия речевых средств конкретной ситуации.

^ Система языка. Структурирование системы русского языка осуществляется с учетом объективно существующих связей между его разделами.

Понятия в курсе русского языка определяются или по их существенным признакам, или терминами, принятыми в науке. При отборе материала учитывались его актуальность, практическая значимость. Так, необязательным для начальных классов является изучение числительных, наречий, фразеологизмов, но программа представляет возможность познакомить с ними, учитывая их актуальность для речи учащихся.


^ В работе по данному курсу используется деятельностный метод, информационно-коммуникационные технологии, технология перспективно - опережающего обучения, иехнологии проблемного обучения. В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах, самостоятельно добытые знания более прочные.

Учебно-тематический план на 2 класс


1. Что нужно для общения (12 часов)

2. Речь начинается со звуков и букв (10 часов)

3. Звук - один, букв - две (5 часов)

4. Что такое родственные слова и формы слов (11 часов)

Корень. Окончание (5 часов)

Приставка. Суффикс (6 часов)

5. Разделительные Ъ и Ь (5 часов)

6. Проверяемые безударные гласные в корне (6 часов)

7. Правописание парных согласных в корне слов (6 часов)

8. Какие бывают в грамматике группы слов (23 часа)

Части речи (2 часа)

Самостоятельные части речи (21 час)

Имя существительное (8 часов)

Имя прилагательное (8 часов)

Глагол (5 часов)

9. Непроизносимые согласные (5 часов)

10. Как образуются предложения (16 часов)

Главные члены предложения (6 часов)

Служебное слово – предлог (10 часов)

11. Каждому слову свое место (13 часов)

Сочетания слов по смыслу (4 часа)

Многозначные слова (3 часа)

Синонимы. Антонимы (6 часов)

12. Как строится текст (8 часов)

13. Законы языка в практике речи (15 часов)


^ Распределение часов в течение учебного года


Период обучения

Количество часов

^ Диагностический и практический материал

1 четверть

45 часов

Диагностическая контрольная работа – 1;

Диктант – 1;

Словарный диктант – 1;

Проверочная работа – 1;

Тест – 1;

Списывание -1;

Творческих работ – 2.


2 четверть

35 часов

Контрольная работа – 1;

Словарный диктант – 1;

Проверочная работа – 1;

Списывание -1;

Творческих работ – 2;

Проверочная работа – 1;

Самостоятельная работа -1;

Обучающее изложение – 1;

Олимпиадные задания – 1.


3 четверть

50 часов

Контрольная работа – 1;

Словарный диктант – 1;

Проверочная работа – 1;

Творческих работ – 1;

Проверочная работа – 2;

Самостоятельная работа -1;

Обучающее изложение – 1;

Обучающее сочинение -1;

Тестовые задания – 2.

4 четверть

40 часов

Контрольная работа – 1;

Словарный диктант – 2;

Творческих работ – 2;

Самостоятельная работа -2;

Обучающее изложение – 1;

Списывание -1.

Итого:

170 часов (5 часов в неделю)

Диагностическая контрольная работа – 1;

Контрольная работа – 3;

Диктант – 1 ;

Словарный диктант – 5;

Проверочная работа – 3;

Списывание -3;

Творческих работ – 7;

Самостоятельная работа -4;

Обучающее изложение – 3;

Обучающее сочинение – 1;

Олимпиадные задания – 1.




^ Содержание программы


2 класс (170 часов)


I. Развитие речевой деятельности

Устная речь.


Сохраняются все направления работы, обозначенные в программе 1 класса. Продолжается уяснение взаимосвязи между содержанием и формой высказывания.

Значение средств устной речи для выражения мысли. Анализ чужой устной речи: записей, речи учителя и товарищей, просмотр видеофильмов. Осознание собственной устной речи.

Диалог, (спор, беседа). Выражение собственного мнения, противоположная точка зрения, высказывание, слушание. Ситуационные различия в произношении и интонации высказывания, в использовании мимики, жестов, культура разговора по телефону, поведение в общественных местах, в транспорте.

^ Монолог. Словесный отчет о выполненной работе. Связанное высказывание на определенную тему.

Соответствие речи орфоэпическим нормам. Чистота произношения.

^ Письменная речь.

Практическое ознакомление с признаками текста (целостность, связность, законченность). Средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения. служебные части речи, синонимы). Главное в тексте. Части текста: вступление, основная часть, заключение. Практическое ознакомление с текстами разговорного и книжного стиля (научного, делового, художественного). Выражение эмоционально-личностной позиции автора.

^ Составление текстов малых форм (письмо, записка, объявление, инструкция и пр.), заполнение бланков, анкет (в течении 2- 4 классов).

Соответствие структуры и стиля собственного высказывания его жанру и теме (в течение 2 – 4 классов).

^ Оформление диалога.

Восстановление деформированного текста (по сравнению с 1 классом увеличивается количество предложений или их распространенность).

^ Предложение. Составление предложений из слов, данных в начальной форме, с добавлением любых других слов. Восстановление деформированных предложений.

Слово. Наблюдение внутреннего единства слова – его значения. грамматических признаков и знаков.

^ Расширение представления об этимологии, омонимах, антонимах. синонимах, многозначности, расширение словаря учащихся.

Работа со словарями ,справочной литературой (в течении 2 – 4 классов).

^ II. Система языка

Предложения. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные, невосклицательные. Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое – основа предложения, второстепенные члены (без дифференциации). Предложения распространенные, нераспространенные.

^ Связи слов в предложении. На практическом уровне устанавливается роль форм слов, местоимений и служебных слов для связи слов в предложении.

Расширение наблюдений над смысловой зависимостью содержания высказывания от использованных языковых средств: форм слов, служебных слов, интонационных средств, порядка слов.

^ Части речи. Имя существительное: начальная форма, одушевленное, неодушевленное; единственное, множественное число; мужской, средний, женский род.

Имя прилагательное. Зависимость форм рода и числа прилагательного от форм имени существительного. Словосочетание: практическое ознакомление с подчинительной связью «согласование».

^ Глагол. Изменение глаголов по числам. Словосочетание: практическое ознакомление с подчинительной связью. «управление» (без введения понятия).

Практическое ознакомление с ролью в речи личных местоимений, числительных и служебных слов.

Состав слова. Словообразование, словоизменение. Родственные (однокоренные) слова. Части слова: окончание, корень, приставка, суффикс. Роль частей слова в образовании разных слов и разных форм одного и того же слова.

^ Различение предлогов и приставки.

Сильная и слабая позиция гласных. Правописание в корне слова буквы безударного гласного, проверяемого ударением. Слова с буквами непроверяемых безударных гласных в корне слова.

^ Сильная и слабая позиция парных согласных в корне слов. Их правописание.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Ознакомление с написанием ь в именах существительных женского рода после шипящих в конце слов и его отсутствием у имен существительных мужского рода.

Звуки-буквы. Повторение фонетического материала в соответствии с изученными правилами правописания.

^ Разделительные ь и ъ, их правописание.

Перенос слов.


3 класс (170 часов)

I. Развитие речевой деятельности

Устная речь

Продолжается работа по уяснению детьми взаимосвязи между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях. Выбор адекватных средств: слов, интонации, темпа речи, тембра и силы голоса, жестов, мимики. Монолог, диалог расширение опыта на новом содержании. Речевой этикет в ежедневных ситуациях общения. Соответствие речи орфоэпическим нормам, особое внимание к диалектизмам, просторечиям (без введения понятий).

^ Письменная речь

Представление о типах речи: повествование, описание, рассуждение. Представление о стилистических различиях языка в научном (научно-популярном), художественном и деловом текстах. Смысловые связи между частями текста. Микротемы, их логическая последовательность в тексте. План. Составление содержательного и стилистически точного продолжения к началу текста. Изменение стиля текста (об одном и том же по разному). Способы выражения позиции автора (в течение 3_4 классов). Необходимое и достаточное для выражения цели высказывания в соответствии с выбранной автором формой. Сравнение разных способов выражения одной цели высказывания или одной темы

высказывания. Реклама, афиша, различные виды объявлений. Сочинения (репродуктивные и творческие) в течение 3-4 классов. Предварительный отбор материала для сочинения. Использование специальной и справочной литературы, словарей, газет, журналов. Анализ учениками написанных работ. Редактирование сочинений. Использование детских сочинений в качестве содержания на различных учебных предметах. Составление альбомов. Выставки детских работ. Оформление диалога: реплики, слова автора.

Способы связи предложений в тексте. Способы связи слов в предложении.

Изменение смысла высказывания при распространении основы предложения и его сокращении до основы. Расширение представлений об этимологии, омонимах (без введения понятия), антонимах, синонимах, многозначности, фразеологизмах: анализ использования в тексте, употребление в собственной речи. Работа над словом обогащается иноязычной лексикой, устаревшими словами. Работа со словарями. Их выбор (по возможностям): орфографический, словообразовательный, морфемно-орфографический

(по алфавиту), обратный, толковый, иностранных слов, этимологический, эпитетов, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологический, фразеологических синонимов.

II. Система языка

Предложение. Предложения утвердительные и отрицательные. Грамматическая основа предложения. Подлежащее, выраженное именем существительным и местоимением. Сказуемое, выраженное глаголом. Предложения с однородными членами с союзами и (без перечислений), а, но и без союзов. Интонация при перечислении, запятые при однородных членах предложения. Смысловая зависимость содержания предложения от использованных грамматических средств. Части речи. Глагол. Употребление в речи. Практическое ознакомление с неопределенной формой глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по числам и по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Раздельное написание частицы не с глаголами. Имя существительное. Употребление в речи. Начальная форма. Изменение существительных по падежам (падежные вопросы) и числам. Различение первого, второго, третьего склонения имен существительных в форме единственного числа. Первичное освоение правописания безударных окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонения (кроме существительных на 4мя, 4ий, 4ья, 4ье, 4ия, 4ов, 4ин). Правописание о, е в падежных окончаниях после шипящих и

ц. Мягкий знак и его отсутствие после шипящих на конце имен существительных. Ознакомление с правилом написания и, ы после ц в разных частях слова. Правописание суффиксов 5ик, 5ек. Склонение существительных во множественном числе. Представление

о словосочетании типа управления. Имя прилагательное. Употребление в речи. Начальная форма. Наблюдение зависимости форм прилагательного от форм имени существительного: род, число, падеж. Ознакомление со склонением имен прилагательных, кроме прилагательных на 4ий, 4ья, 4ов, 4ин. Представление о словосочетании типа согласования.

Предлоги и союзы. Их роль в речи. Раздельное написание предлогов с именами существительными и местоимениями при сравнении с написанием приставок.

Слово. Анализ слов по их роли в предложении, по принадлежности к определенной части речи, по составу. Одно слово с разными окончаниями. Одно окончание у разных слов.

Родственные слова. Выделение и определение значимых частей слова: основы, корня, окончания, приставки, суффикса, постфикса 5ся(5сь). Образование слов способом сложения основ (сложные слова). Правописание соединительных гласных о, е в сложных словах. Разбор слова по составу. Однокоренные слова и различные формы одного и того же слова. Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок.

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с двойными согласными (в соответствии с изученным). Правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными в корне слова. Правописание гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках, в том числе в приставках с гласными о, а. Практическое ознакомление с приставками на з5 и с5.

Звуки, буквы. Актуализация фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные, согласные звонкие, глухие, шипящие, всегда твердые, всегда мягкие. Представление о позиционных и исторических чередованиях звуков.

Орфография. Слабая и сильная позиции гласных и согласных звуков. Орфограммы (обозначены выше). Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.


4 класс (170 часов)

I. Развитие речевой деятельности

Устная речь

Практика устного общения в повседневном общении и в специально создаваемых ситуациях. Соответствие средств устного общения речевой ситуации.

Ознакомление с особенностями освоения речи слепыми, глухими, немыми, слепоглухонемыми.

Речь - отражение культуры и развития человека. Голос, движения, мимика, жесты отражение индивидуальных особенностей человека.

Речевой этикет в ежедневных ситуациях общения. Соответствие речи орфоэпическим нормам.


^ Письменная речь

Типы текстов. Стили речи. Анализ научного (учебного) текста: тема, заголовок, структурные части (вступление, основная часть, заключение), смысловые связи между частями, научные слова (понятия), ключевые (опорные) слова, способы выражения авторской позиции

при сравнении с текстами художественного и делового стилей. Монолог. Диалог. Предложения с прямой речью. Реплики, слова автора. Опыт самостоятельного составления планов, аннотаций, отзывов с последующим сопоставлением разных вариантов. Составление

инструкций, словарных статей. Заполнение почтовых бланков (переводов, телеграмм, посылок), оформление конвертов, составление заявления (добавление к работе с другими малыми жанрами).

Репродуктивные и творческие сочинения, написанные без подготовки и с предварительной подготовкой материала, сочинения результат индивидуальной и групповой работы. Методика сбора материалов для сочинений (выводится учениками). Редактирование. Использование письменных ученических работ в качестве содержания на различных учебных предметах. Составление альбомов, выставки детских работ. Лексическая работа обогащается ознакомлением с иноязычными словами, а также со старославянизмами (без введения понятия) в связи с ознакомлением с полногласием и неполногласием.

Работа со словарями. Их выбор (по возможностям): орфографический, словообразовательный, морфемно-орфографический (по алфавиту), обратный, толковый, иностранных слов, этимологический, эпитетов, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологический, фразеологических синонимов. Работа со справочной литературой, журналами. Исследовательская работа: Выдающиеся люди (по выбору).

Творчество моего народа.

II. Система языка

Предложение. Обращение (ознакомление). Знаки при обращении (запятая, восклицательный знак). Сложное предложение (ознакомление), его отличие от простого предложения.

Обобщение сведений о видах предложений: простые, утвердительные, отрицательные, нераспространенные, распространенные, простые с однородными членами, простые с обращениями, сложные. Различение предложений по цели высказывания и интонации.

Оформление предложений с прямой речью (ознакомление). Синтаксический и морфологический анализ предложения. Словосочетание. Ознакомление с типами связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание.

^ Части речи. Местоимение. Личные местоимения 1, 2, 3_го лица единственного и множественного числа. Представление о склонении личных местоимений. Раздельное написание предлогов с местоимениями.

Глагол. Употребление в речи. Понятие о неопределенной форме глагола. Вид глагола. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение

глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Первичное освоение правописания безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжение). Правописание ь после шипящих в окончаниях глаголов 2_го лица единственного числа, в глаголах 3-го лица с возвратным значением (тся), в неопределенной форме глагола (ться).

Раздельное написание частицы не с глаголами. Наречие (ознакомление). Употребление в речи. Первичное освоение правописания о, е после шипящих на конце наречий; а, о на

конце наречий. Второстепенный член предложения _ обстоятельство (ознакомление).

Имя существительное. Употребление в речи. Склонение имен существительных в форме единственного и множественного числа.

Правописание безударных окончаний имен существительных (кроме существительных на 4мя, 4ий, 4ья, 4ье, 4ия, 4ов, 4ин). Правило написания и, ы после ц в разных частях слова. Словосочетания типа управления.

Имя прилагательное. Употребление в речи. Склонение имен прилагательных в единственном и множественном числе. Правописание безударных окончаний прилагательных, кроме прилагательных на 4ий, 4ья, 4ов, 4ин. Словосочетания типа согласования.

Предлоги и союзы. Их роль в речи. Раздельное написание предлогов с именами существительными и местоимениями при сравнении с написанием приставок.

^ Состав слова. Разбор слова по составу. Однокоренные слова и различные формы одного и того же слова. Образование новых слов с помощью суффиксов, приставок, сложения основ. Смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок. Непроверяемые гласные и согласные в корне. Правописание приставок на з5, с5.

Орфография. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.

^ Звуки, буквы. Повторение фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания. Расширение представлений об исторических чередованиях гласных и согласных в корне слов.

Полногласие, неполногласие (оро5ра, оло5ла, пере5пре).


^ Требования к уровню подготовки учащихся к концу

второго класса


Иметь представление:

- о связи между темой, назначением устного и письменного высказывания и его стилем;

- о главных членах предложения: подлежащее, сказуемое – грамматическая основа предложения; второстепенные члены;

- о составе слова: окончание, корень, приставка, суффикс; о словообразовании и словоизменении;

- о произношении и написании слов с непроизносимыми согласными.


Знать:

- предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные, невосклицательные;

- части речи:

- имя существительное, начальная форма, собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, число, род;

- имя прилагательное, число имени прилагательного, род, связь с существительным;

- глагол, число глагола, род (если есть);

- имена собственные; правило написания имен собственных;

- служебные части речи: предлог; правило раздельного написания предлогов;

- окончание, корень слова, родственные (однокоренные) слова;

- правила правописания букв проверяемого безударного гласного и парного согласного в корне;

- правило правописания разделительных ь и ъ знаков;

-правила переноса слов.


Уметь:

- использовать голос, темп речи, мимику, жесты, движения в соответствии с конкретной ситуацией общения;

- использовать словарь речевого этикета, помогающий вести диалог;

- восстанавливать последовательность предложений в деформированном тексте, последовательность слов в деформированном предложении;

- производить разбор предложений в пределах программного материала;

- распознавать части речи (самостоятельные – имена существительные, прилагательные, глаголы, служебные – предлоги), грамматические признаки самостоятельных частей речи в пределах программного материала;

- применять правила: написание имен собственных с большой буквы, гласных и, а, у после согласных ж, ш, ч, щ, отсутствие ь в сочетаниях ч и щ с другими согласными, кроме л, написание проверяемой безударной гласной в корне, парных согласных в корне, разделительных ь и ъ, применять правила переноса слов, раздельного написания предлогов и союзов, а также оформления предложения;

- списывать текст с доски и учебника, писать диктанты.


^ Кроме названного, школьникам, обучающимся по данной программе, представляется возможность:

- группировать, классифицировать языковой материал по заданным и самостоятельно выделенным основаниям;

- получить представление о смысловых частях текстов разных стилей;

- в ходе практики устной и письменной речи расширить представление о смысловой зависимости содержания высказывания от привлекаемых языковых средств: форм слов, служебных слов, интонационных средств, порядка слов;

- получить опыт собственных письменных высказываний (в течение 2-4 классов);

- получить опыт самоконтроля и взаимоконтроля.


^ Минимальный список слов с непроверяемыми написаниями, который следует запомнить во 2 классе:

Автобус, автомобиль, альбом, арбуз, берёза, быстро, вдруг, весело, ветер, вокруг, девочка, деревня, дорога, ещё, завтра, завтрак, заяц, идти (пойти), интерес, капуста, карандаш, картина, картофель, комар, коньки, корова, магазин, мало, мальчик, много, молоко, морковь, мороз, надо, нельзя, обед, овощи, огород, огурец, одежда, однажды, осина, ошибка, пальто, пенал, помидор, портфель, прекрасный, природа, работа, рабочий, ребята, решать, рисунок, сегодня, сейчас, скоро, собака, тетрадь, хорошо, человек, шел, яблоко, ягода, язык. (65 слов).


^ Требования к уровню подготовки обучающихся к концу третьего класса

Обучающиеся должны

иметь представление:

_ о типах и стилях текста;

_ о средствах связи частей текста, о плане текста, о средствах связи между предложениями в тексте;

_ об оформлении диалога;

_ об основных способах выражения подлежащего (имя существительное, личное местоимение) и сказуемого (глагол);

_ о сложных словах и их правописании;

_ о способах составления собственных письменных высказываний;

владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):

_ группировать, классифицировать языковой материал по заданным и самостоятельно выделенным основаниям (при указании и без указания количества групп);

_ подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (например: предложение _ члены предложения главные члены предложения, второстепенные члены подлежащее);

_ пользоваться речевым этикетом в ежедневных ситуациях общения;

_ использовать средства устного общения в соответствии с речевой ситуацией;

_ оценивать адекватность своей речи (устной и письменной) речевой ситуации (жизненной и учебной);

_ выделять в тексте главное, высказывать собственное мнение по поводу услышанного, увиденного, прочитанного;

_ пользоваться словарями, справочниками, учебной и дополнительной литературой.

знать/понимать:

_ главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), второстепенные члены предложения (без их дифференциации);

_ признаки однородных членов предложения;

_ изменение имен существительных по падежам (названия падежей и падежные вопросы), начальную форму существительных,

склонение имен существительных, падежные окончания;

_ правило правописания безударных окончаний у имен существительных в форме единственного числа;

42

_ правило правописания имен существительных мужского и женского рода с шипящими на конце (отсутствие мягкого знака и его написание);

_ правила правописания слов с непроизносимым согласным в корне;

_ части слова (основа, окончание, корень, приставка, суффикс, постфикс);

уметь:

_ распознавать предложения с однородными членами;

_ производить разбор предложения в пределах программного материала;

_ различать изученные части речи, производить их разбор в пределах программного материала;

_ изменять имена существительные по падежам;

_ производить разбор слова по составу;

_ писать слова с изученными орфограммами: правописание безударных окончаний имен существительных, правописание о, е в падежных окончаниях после шипящих и ц, мягкого знака после шипящих на конце имен существительных, соединительных гласных о, е в сложных словах, слов с непроизносимыми согласными в корне, приставок с гласными о, а; и, ы после ц; суффиксы 5ик, 5ек; раздельное написание предлогов с именами существительными и местоимениями, частицы не с глаголами; а также правописание

слов с непроверяемыми написаниями;

_ списывать текст с доски и учебника, писать диктанты.


^ Требования к уровню подготовки обучающихся

к концу четвертого класса

Обучающиеся должны

иметь представление:

_ о типах текстов: повествовании, описании, рассуждении; об их структуре;

_ о стилистических вариантах выражения мысли (разговорном, книжном: научном (научно_популярном), деловом, художественном);

_ о плане, аннотации, отзыве;

_ о признаках текста: целостности, связности, законченности;

_ о синонимах, антонимах, многозначности, фразеологизмах;

_ об обращении и знаках при обращении;

владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):

_ группировать, классифицировать языковой материал по заданным и самостоятельно выделенным основаниям (при указании и без указания количества групп);

_ подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (например: часть речи самостоятельная часть речи -глагол

_ глаголы 1-го и 2-го спряжения, единственного и множественного числа и т.д.);

_ восполнять в языковом материале недостающие данные, выявлять избыточные данные;

_ использовать речевой этикет в повседневном общении;

_ выбирать при устном общении (беседа, спор и др.) средства, адекватные ситуации, с учетом индивидуальных особенностей учеников (интонацию: мелодику речи, логическое ударение, паузу; силу, тембр голоса, темп речи; мимику, жесты, движения);

_ выделять в тексте главное, высказывать собственное мнение по поводу прочитанного, услышанного, увиденного, соблюдая правила построения связного монологического высказывания;

_ различать правила делового общения (во время урока, репетиции) и общения бытового;

_ получить опыт собственных письменных высказываний: текстов малых форм, сочинений репродуктивных и творческих, изложений; составления плана к собственному и чужому текстам;

_ пользоваться словарями, справочниками, учебной и дополнительной литературой;

_ оформлять результаты исследовательской работы;

знать/понимать:

_ сходство и различие между предложением, словосочетанием и словом;

_ различение в речи простых и сложных предложений;

_ правила правописания безударных окончаний имен существительных в форме множественного числа;

_ изменение имен прилагательных по падежам, начальную форму, склонение, правила правописания безударных падежных окончаний прилагательных;

_ изменение личных местоимений по лицам, числам, падежам;

_ неопределенную форму глагола, спряжение глагола в настоящем и будущем времени, изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам, правило правописания безударных окончаний, ь в неопределенной форме и в окончании глагола;

_ значимые части слова;

уметь:

_ производить разбор простого предложения (в пределах изученного);

_ устанавливать связи слов в предложении по вопросам;

_ различать словообразование и словоизменение;

_ производить разбор слова как самостоятельной части речи (в пределах изученного);

_ производить разбор слова по составу;

_ характеризовать звуки речи;

_ безошибочно списывать текст с доски и учебника объемом 70_90 слов;

_ писать диктанты с изученными в 4 классе орфограммами: безударные окончания глаголов; ь после шипящих в окончаниях глаголов 2_го лица единственного числа, в глаголах 3_го лица с возвратным значением (тся), в неопределенной форме глагола (ться); безударные окончания имен прилагательных; приставки на з5, с5; и, ы после ц в корне, ы в окончании; суффиксы _ик, 5ек; полногласные сочетания (оро, оло, пере), а также слова с непроверяемыми написаниями (текст 75_80 слов).


^ Перечень учебно-методического обеспечения.

Для реализации содержания курса русского языка используется следующий учебно-методический комплекс, в который входят:

^ Для учителя:

Нечаева Н. В. Русский язык. Методические пояснения для 2 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009.

«Контрольные работы по системе Л. В. Занкова» - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2007 год.

^ Для учеников:

Нечаева Н. В. Русский язык: Учебник для 2 класс Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008, 2009, 2010, 2011.

Яковлева С.Г. Рабочие тетради по русскому языку. 2 класс: В 4 ч. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011 год.

Моршнева Л. Г. Русский язык. 2 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей. 2009. – 64 с.


КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Тексты самостоятельных работ помещены на страницах тетради на печатной основе Моршневой Л. Г. Русский язык. 1 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей. 2009. – 64 с.

Текст проверочной итоговой работы помещён в сборнике «Контрольные работы по системе Л. В. Занкова» - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2007 год.

Комплексная итоговая работа прилагается отдельным документом, т. к. включает в себя задания по четырём учебным предметам.



Похожие:

Рабочая программа по курсу «Русский язык» Описание iconРабочая программа учебного курса «Русский язык»
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык», Сборник рабочих программ...
Рабочая программа по курсу «Русский язык» Описание iconРабочая программа учебного курса «Русский язык»
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» для 1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования...
Рабочая программа по курсу «Русский язык» Описание iconРабочая программа по курсу «Русский язык»
«Русский язык» предназначена для 6-7 классов общеобразовательной школы. Она составлена на основе Федерального государственного стандарта...
Рабочая программа по курсу «Русский язык» Описание iconРабочая программа учебного предмета «Русский язык»
«Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего...
Рабочая программа по курсу «Русский язык» Описание iconРабочая программа факультативного курса
Русский язык – язык русского народа. Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно- практическую направленность,...
Рабочая программа по курсу «Русский язык» Описание iconПояснительная записка к рабочей программе Данная рабочая программа курса «Русский язык»
Данная рабочая программа курса «Русский язык» составлена для изучения курса в течение174 часов (из расчёта 6 часов в неделю). Программа...
Рабочая программа по курсу «Русский язык» Описание iconРабочая программа учебного предмета «Русский язык»
Канакиной В. П., Горецкого В. Г., Дементьевой М. Н., Стефаненко Н. А, Бойкиной М. В. «Русский язык» Сборник рабочих программ под...
Рабочая программа по курсу «Русский язык» Описание iconРабочая программа по курсу «Русский язык» на 2013 2014 учебный год 1 класс Образовательная система
«Рус­ский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом опреде­ляют качество...
Рабочая программа по курсу «Русский язык» Описание iconРабочая программа курса «русский язык» 1 класс
Программы курса «русский язык» М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская, Т. А. Байкова, Н. М. Лаврова
Рабочая программа по курсу «Русский язык» Описание iconРабочая программа курса «Русский язык»
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты