Программа по курсу «Окружающий мир» класс Пояснительная записка icon

Программа по курсу «Окружающий мир» класс Пояснительная записка



НазваниеПрограмма по курсу «Окружающий мир» класс Пояснительная записка
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрограмма



Рабочая программа по курсу « Окружающий мир» класс

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе программы « Окружающий мир» УМК « Гармония».

Цель изучения курса «Окружающий мир» - формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.

^ Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются: социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять); воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.


Общая характеристика учебного предмета

Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе.

Интегративный подход даёт возможность ученику воспринять окружающий мир, как единое целое, в котором все компоненты связаны, осознать богатство и сложность этого мира, узнать разные способы взаимодействия с ним. Между тем, при отборе содержания соблюдается и разумная дезинтеграция, выделение крупных самостоятельных содержательных блоков, материал которых предоставляет ученику возможность глубже и конкретнее изучить закономерности и качественное своеобразие различных его структур (природы, человека, общества, истории государства), что способствует подготовке учащихся к изучению в основной школе дифференцированных курсов. Таким блоком, например, является раздел «Путешествие в прошлое России», где учащиеся погружаются в изучение истории своего Отечества, знакомятся с её важнейшими событиями.

Интегрированный курс «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира, учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  • Мир многогранен, интересен и всё время изменяется – необходимо наблюдать и познавать его. Наука, искусство, религия, как способы познания человеком самого себя, природы и общества.

  • Природа жизненно необходима и ранима – нужно знать об этом и беречь её красоту и гармонию. Природа планеты - общее достояние человечества, её сохранение - важнейшая задача всех народов Земли.

  • В мире и в России живут разные народы – надо уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии. Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни – следует изучать и уважать его.

  • Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, - основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия российского общества.


Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному плану на изучение предмета «Окружающий мир» в 4 классе начальной школе выделяется 68 часов, из расчёта два часа в неделю.


Результаты изучения учебного предмета

В процессе изучения окружающего мира, учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.

^ Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир»

У выпускника будут сформированы:

  • положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

  • готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

  • осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

  • понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;

  • осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;

  • умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

  • навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;

  • осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;

  • понимание важности здорового образа жизни.


У выпускника могут быть сформированы:

  • стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;

  • зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;

  • стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;

  • эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;

  • осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.

Предметные результаты

Выпускник начальной школы в результате изучения курса «Окружающий мир» (блок «Человек и природа») научится:

  • различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звёзда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы);

  • приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);

  • описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей местности);

  • сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям;

  • различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, реки;

  • различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья;

  • различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши (горы, равнины) виды водоёмов (реки, озёра, моря), залежи разных полезных ископаемых;

  • характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;

  • определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы;

  • использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, полезных ископаемых, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра);

  • находить и показывать на карте и глобусе материки и океаны Земли; горы и равнины, крупные реки и озёра России;

  • объяснять связь движения Земли вокруг своей оси со сменой дня и ночи, обращения Земли вокруг Солнца со сменой времён года;

  • объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;

  • выявлять связи живых организмов в природных зонах и сообществах;

  • находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);

  • вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;

  • выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;

  • использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки-схемы, муляжи, рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.;

  • исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);

  • измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека;

  • выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).

Выпускник получит возможность научиться:

  • рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте, о климатических условиях, растительном и животном мире природных зон, о труде и быте людей в природных зонах;

  • вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;

  • объяснять отличия человека от животных; круговорот веществ и воды в природе; причины разных климатических условий на Земле, приспособляемость растений и животных к разным природным условиям;

  • готовить сообщения о небесных телах, о Солнечной системе, о необычных явлениях природы; о способах сохранения чистоты водоёмов, суши, защиты растений и животных и др.;

  • пользоваться масштабом при чтении карт;

  • обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);

  • ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);

  • моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору, реку, круговорот воды в природе и др.);

  • участвовать в проектной деятельности (предложенной автором учебника и собственных вариантов), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы.


В результате изучения историко-обществоведческого материала (блок «Человек и общество») курса «Окружающий мир» выпускник научится:

  • воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы, человека и общества; в единстве народов, культур, религий;

  • ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;

  • рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.;

  • использовать элементарные обществоведческие и исторические понятия для решения учебно-познавательных задач;

  • узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира;

  • находить на карте Российскую Федерацию, её столицу город Москву, свой регион и его административный центр; показывать на отдельных исторических картах места изученных исторических событий;

  • понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;

  • анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин; описывать (пересказывать) изученные события из истории России;

  • готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт-Петербурга, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры;

  • рассказывать об исторических деятелях; приводить примеры открытий, фактов и событий культуры, истории общества, оценивая их значимость в жизни людей и государства;

  • объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России, называть права детей;

  • различать прошлое и настоящее; соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; определять последовательность важнейших событий в истории России;

  • рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра).

Выпускник получит возможность научиться:

  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;

  • соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;

  • различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;

  • составлять родословную своей семьи;

  • объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона;

  • рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной избы, старинного города, о предметах быта, одежды, о военных действиях известных полководцев (по материалам учебника и экскурсиям в краеведческий, исторический музеи, на местном материале);

  • рассуждать о пошлом, настоящем и будущем Родины и родного края; отражать важнейшие события в истории Отечества на «ленте времени»;

  • находить и показывать на глобусе, карте полушарий, политической карте мира изученные страны мира, пути великих путешественников, открывателей новых земель; рассказывать о достопримечательностях изученных стран, особенностях народов, проживающих в них;

  • находить дополнительную информацию об исторических деятелях, князьях, царях, императорах, полководцах, учёных, изобретателях и других выдающихся деятелях России; оценивать их вклад в сохранение независимости нашего государства, в развитие культуры и благосостояния народов, населяющих её;

  • использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о религиозных и светских праздниках народов, населяющих родной край, для создания собственных устных и письменных сообщений;

  • изображать предметы с осевой, центральной, переносной симметрией;

  • моделировать (по желанию) из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинные городища, старинную одежду, предметы быта, военные доспехи дружинников и др.


В результате изучения правил безопасной жизни выпускник научится:

  • осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;

  • оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;

  • соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;

  • соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;

  • объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;

  • составлять и выполнять режим дня.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;

  • следовать правилам здорового образа жизни;

  • соблюдать правила противопожарной безопасности;

  • оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).



Учебники и тетради с печатной основой для учащихся - К

(Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век)

  • Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир. 4 класс. Учебник, Части 1 и 2, 2010 г.

  • Поглазова О.Т. Окружающий мир. 4 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2, 2010г.

  • Поглазова О.Т. Окружающий мир. 4 класс. Тестовые задания. 2010г.

  • Поглазова О.Т., Ворожейкина Н.И., Шилин В.Д. Окружающий мир. 4 класс. Учебник, части №1и №2, 2013г.

  • Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир. 4 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2. 2013г.

Для учителя:

  • Поглазова О.Т Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 4 класса, 2014г.


^ Печатные и другие пособия

Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в классе научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественнонаучного, обществоведческого, исторического содержания (по возможности), видеофильмы, звукозаписи.

В соответствии с содержанием желательно иметь:

- таблицы (строение растения, организм человека, стадии развития животных и др.);

- плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга, ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни, растений и животных материков, репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.);

- портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей и др.);

- географические (физическую карту полушарий, карту России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);

- рельефные модели равнины, холма, оврага;

- модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;

- модель торса человека с внутренними органами;

- муляжи грибов, фруктов и овощей;

- макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);

- разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;

- коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв;

- гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;

- предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);

- живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).

Оборудование для уголка живой природы: аквариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными.

Оборудование для экскурсий в природу: фотографии, открытки растений, животных, минералов и др., лупы, бинокли, компасы, рулетки, садовые совки, пакеты для сбора природного материала, пакеты для мусора и приспособления для его сбора, фотоаппарат и видеокамера (по возможности).

^ Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Условные обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс);

К – полный комплект для индивидуальной работы в классе (на каждого ученика);

Ф – комплект для фронтальной работы (на двух учеников);

П – комплект для работы в группах (на 5-6 учеников).

Микроскоп – Д (по возможности)

Глобус – Д (П - по возможности).

Лупа – П (Ф - по возможности)

Компас – П (Ф - по возможности).

Флюгер - Д

Барометр – Д

Бинокль - Д

Весы с набором разновесов - Д. (П - по возможности).

Термометры (спиртовой, биметаллический, медицинский) для измерения температуры воздуха, воды, тела – Д, (П спиртовые по возможности).

Большинство уроков окружающего мира являются предметными. На них учащиеся действуют с различными предметами - рассматривают, определяют признаки и свойства, сравнивают и группируют их. Для организации такой работы желательно иметь раздаточный материал на пару или группу учащихся (по возможности на каждого ученика). Наряду с предметами различных коллекций, гербарными листами, можно использовать природный материал, собранный на экскурсиях.

^ Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин, (гипс), глину, песок, цветную бумагу клей и ножницы с тупыми концами.

Лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов и демонстраций: посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.), измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты; песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть, семена растений (подсолнечника, пшеницы, гороха, огурца и др.).


^ Поурочное планирование

1. Путешествия – источник знаний

(Как человек познаёт мир, о чём можно узнать, путешествуя по земной поверхности и её недрам, что изучают наука геогра фия и археология)


^ 2. Природные явления и счёт времени

(причина смены дня и ночи – вращение Земли вокруг оси, смены сезонов – обращение Земли вокруг Солнца, смены видимой формы Луны – обращение Луны вокруг Земли; как человек, наблюдая природные явления, научился считать время)

^ 3. Устройства, изобретённые для счёта времени

(солнечные, огневые, водные, песочные и современные часы, чем неудобны старинные часы)


4. Историческое время

(как считают время историки; век, тысячелетие, эра – меры счёта лет в истории, лента времени)

^ 5. Ориентирование на местности

(необходимость умения ориентироваться; горизонт и стороны горизонта; ориентирование по Солнцу, звёздам)


6. Компас

(устройство компаса, определение сторон горизонта по компасу, ориентирование по местным природным признакам)

^ 7. Практическая работа

(определение сторон горизонта по Солнцу, по местным признакам, по компасу)

8. Изображение предметов

(рисунок, чертёж и план предмета; разрез, что можно узнать с его помощью)


^ 9. Масштаб и его использование

(для чего необходим масштаб; разновидности записи масштабов: числовой, линейный, именованный)


10. План местности

(старинные планы местности, изображение местности на плане; условные знаки плана)


^ 11. Географические и исторические карты

(отличие карты от плана, условные знаки карт, что изображают на географических и исторических картах)

12. Представления о Земле древних народов

(как менялись представления о форме Земли с древности до наших дней)

13. Глобус – модель Земли

(глобус – модель земного шара, условные линии и точки глобуса: параллели, меридианы, экватор, полюсы)


^ 14. Карта полушарий

(чем карта полушарий отличается от глобуса; что можно увидеть на глобусе и карте полушарий: материки и океаны Земли, рельеф и водоёмы Земли)


^ 15. Обобщающий урок

(повторение и обобщение знаний по теме; проверочная работа)

16. Земля – планета Солнечной системы

(планеты Солнечной системы, положение Земли, чем замечательна планета Земля)


^ 17. Освоение человеком космического пространства

(первые спутники Земли, межпланетные станции, астронавты на Луне, вид Земли из космоса, какую службу несут спутники Земли)


^ 18. Солнце и звёзды

(Солнце – ближайшая к Земле звезда, чем отличаются от Солнца другие звёзды, почему звёзды светят разным цветом)


19. Россия на географической карте

(равнины, горы, крупные реки и озёра, расположенные на территории России, моря, омывающие Россию; работа с контурной картой)


^ 20. Первые карты России

(чем отличаются старинные карты от современной карты, какой была первая карта России)


21. Горные породы

(разнообразие горных пород, окаменелости)


^ 22. Минералы и их свойства

(разнообразие минералов и их свойств, практическая работа; образование пещер)

23. Полезные ископаемые

(рудные и нерудные полезные ископаемые, способы разведки и добычи полезных ископаемых; использование полезных ископаемых в строительстве)

^ 24. Использование металлов и горючих полезных

ископаемых

(металлические руды, разнообразие металлов, использование их в народном хозяйстве и в быту)


^ 25. Практическая работа

(исследование свойств некоторых минералов и полезных ископаемых)


26. Обобщающий урок.

Проверочная работа

(чем богата Россия; бесконечны ли запасы полезных ископаемых, как человечество будет решать проблемы их нехватки в будущем; необходимость экономного расходования кладовых Земли)


^ 27. Природная зона. Суровая Арктика

(понятие «природная зона», климатические условия, растительный и животный мир зоны арктических пустынь, занятия людей, экологические проблемы, обусловленные деятельностью

людей)

^ 28. Ранимая тундра

(погодные условия, растительный и животный мир зоны тундры, занятия людей, экологические проблемы, обусловленные деятельностью людей)


^ 29. Россия – страна лесов

(погодные условия, растительный и животный мир тайги,

смешанного и широколиственного леса; занятия людей в лес ной зоне, экологические проблемы, обусловленные деятельностью людей)


^ 30. Степные просторы

(погодные условия, растительный и животный мир зоны

степей; степи – житница России, занятия людей, экологические проблемы, обусловленные деятельностью людей)


^ 31. Жаркие пустыни

(погодные условия, растительный и животный мир зоны пустынь, песчаная и глинистая пустыня, занятия людей, экологические проблемы)

^ 33. Горные районы

(погодные условия, растительный и животный мир гор, возможность увидеть в горах все зоны, занятия людей, экологические проблемы горных районов)


^ 34. Обобщающий урок. Проверочная работа

35. Природное сообщество. Жизнь в море

(понятия «природное сообщество», «пищевая цепь», растения и животные моря, взаимосвязи между ними; использование моря человеком)

36. Болото

(важность болот для рек, растения, животные болота и взаимосвязи между ними; богатства болот и использование их человеком, чем опасны болота для человека)

37. Озеро. Пруд

(разнообразие болот, растения, животные озёр и взаимосвязи между ними; богатства озёр и использование озёр человеком, экологические проблемы)


^ 38. Луга. Значение лугов для человека

(растения и животные луга, взаимосвязи между ними; чем хороши луга и использование их человеком, экологические проблемы)


^ 39. Контрольная работа


40. Откуда пошла Русь (древние славянские племена, как возникло Древнерусское государство)


41. Киевская Русь. Крещение Руси

(смена языческой веры на христианскую, развитие культуры)


42. Как распалась Киевская Русь

(расширение Киевской Руси, разделение правления между княжествами)


^ 43. Власть Золотой Орды

(нашествие монголотатар, подчинение Руси Золотой Орде)


44. Борьба с немецкими и шведскими захватчиками.

Александр Невский (независимость Новгорода, битвы на Неве и Чудском озере)


^ 45. Расширение Московского княжества

(объединение Руси вокруг Московского княжества, Куликов

ская битва, создание Московского государства)


^ 46. Иван Грозный. Ослабление Московского государства

(изменение границ государства, взятие Казани, покорение Сибири)


47. Смутное время. Борьба за независимость России

(борьба с поляками, каким стало Московское государство к концу 17 века)


^ 48. Пётр Великий. Российская империя

(как изменилась Россия во времена Петра 1)


49. Екатерина Великая. Расцвет науки и искусства

(развитие Российской империи после Петра, правление Екатерины 11)


^ 50. Нашествие Наполеона

(борьба с французскими захватчиками, партизанская война, М. Кутузов – организатор освобождения России)


51. Контрольная работа

(как менялась Русь от Новгородской Руси до Российской империи)


^ 52. Октябрьская революция. Конец Российской империи

(причины революции в России, В.И. Ленин – организатор свержения власти императора, Гражданская война)


^ 53. Образование СССР

(развитие Советской России, объединение республик в Советский Союз, И. Сталин – руководитель объединённого государства)


54, 55. Великая Отечественная война

(развитие СССР, гитлеровское нашествие, блокада Ленинграда, первая победа под Москвой, освобождение, Г. Жуков – организатор освобождения СССР)


^ 56. Послевоенные годы в Советской России

(послевоенное строительство, успехи в военной промышленности и освоении космоса, отставание сельского хозяйства от развитых стран)


^ 57. Начало перестройки. Современная Россия

(почему в СССР началась перестройка, М. Горбачёв – организатор перестройки, Б. Ельцин – первый президент России, В. Путин – нынешний президент России)


^ 58. Обобщающий урок. Кем и чем гордится Россия


59. Россия на карте мира. Открытие Азии

(кто из россиян открывал восточные окраины России)


60. Материк Евразия

(народы, населяющие Евразию, растительный и животный мир Евразии)


61. Африка

(как открывали Африку, природа Африки)


62. Америка

(Северная и Южная Америки, кто открывал Америку, природа Америки)


63. Австралия

(кто открывал Австралию и Океанию, природа Австралии)


64. Антарктида

(кто открыл шестой материк, природа Антарктиды)


65. Обобщающий урок. Материки Земли


66. Контрольная работа

Резерв 2 ч



Похожие:

Программа по курсу «Окружающий мир» класс Пояснительная записка iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе авторской программы Поглазова О. Т. «Окружающий мир»...
Программа по курсу «Окружающий мир» класс Пояснительная записка iconКалендарно-тематическое планирование по курсу «Окружающий мир»,2 класс
Учебник: «Окружающий мир», 2 класс, в 2-х ч Самара: Издательский дом «Федоров»,2012г. Авторы: Н. Я. Дмитриева,А. Н. Казаков
Программа по курсу «Окружающий мир» класс Пояснительная записка iconТематическое планирование по предмету: «окружающий мир» 2 класс (1-4). (система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова) Учитель: Румянцева О. А. Пояснительная записка
...
Программа по курсу «Окружающий мир» класс Пояснительная записка iconПояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Программа по курсу «Окружающий мир» класс Пояснительная записка iconПрограмма по окружающему миру 1 класс Пояснительная записка
Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А. А. Плешакова «Мир...
Программа по курсу «Окружающий мир» класс Пояснительная записка iconПрограмма по предмету «окружающий мир» во 2 классе пояснительная записка
«Окружающий мир» на основе авторской программы О. Т. Поглазовой (учебно-методический комплект «Гармония»; издательство «Ассоциация...
Программа по курсу «Окружающий мир» класс Пояснительная записка iconПояснительная записка преподавание предмета «Окружающий мир»
Преподавание предмета «Окружающий мир» во 2 классе ведётся по авторской программе «Начальная школа 21 века»
Программа по курсу «Окружающий мир» класс Пояснительная записка iconПрограмма: Образовательная система «Школа 2100» Учебный комплекс для учащихся: Вахрушев А. А., Данилов Д. Д., Бурский О. В.,Раутиан А. С. Окружающий мир. «Я и мир вокруг» 1 класс. Учебник в 2ч
Вахрушев А. А., Данилов Д. Д., Бурский О. В.,Раутиан А. С. Окружающий мир. «Я и мир вокруг» 1 класс. Учебник в 2ч М.: Издательство:...
Программа по курсу «Окружающий мир» класс Пояснительная записка iconПрограмма по окружающему миру 2 класс пояснительная записка
Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» (2011г.),...
Программа по курсу «Окружающий мир» класс Пояснительная записка iconОкружающий мир пояснительная записка
Рос­сии, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», приведенной...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты