Господство административного класса в России как препятствие к формированию политического дискурса icon

Господство административного класса в России как препятствие к формированию политического дискурса



НазваниеГосподство административного класса в России как препятствие к формированию политического дискурса
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Господство административного класса в России как препятствие к формированию политического дискурса

(Domination of the administrative class in Russia as an obstacle to the political discourse formation)


Тема исследования

В ходе полевых исследований региональных политических режимов, проведенных Лабораторией политических исследований ГУ-ВШЭ и Университетом Эмори (США, Атланта) летом-осенью 2010г., была выявлена принципиальная проблема в формировании политической коммуникации между региональными властями и общественными группами. Инициативы региональных властей искажают социальную структуру и зачастую достигают результатов, противоположных ожиданиям. С другой стороны, со всех регионах инициативы социальных объединений и ассоциаций становятся заметными в большей степени, если они попадают на федеральный уровень: арбитрами в спорах региональной власти и бизнеса становятся федеральные надзорные органы, словно региональная власть является еще одной бизнес-организацией. Осознание стратегической важности политических решений также скорее проявляется у общества, чем у чиновников региональной власти.

В связи с этим имеет смысл поставить вопрос о наличии реального политического дискурса в изучаемых регионах. Важно понять, насколько принимаемые властью политические решения являются в полном смысле политическими – ­т.е. насколько они следуют из региональных дискуссий между группами влияния и в какой мере принимающие их чиновники осознают и признают свою ответственность за эти решения. Вторая, еще более важная задача – объяснение причин затруднения политической коммуникации на региональном уровне и осмысление феномена назначаемости, а не избираемости губернаторов и основных политических по своему функционалу фигур.


^ Степень разработанности проблемы

Рассмотрение конфликта политического и административного обычно проводится с двух парадигмальных позиций. С одной стороны, это политико-социологический анализ, позволяющий обосновать условия политического господства административного класса в современной России [Ледяев, 2007] и осмыслить, почему политические решения принимаются бюрократией без реального публичного обсуждения. С другой стороны, это дискурс-анализ, рассматривающий доступ (или отсутствие) к политической коммуникационной сети в качестве важнейшего критерия обладания властью [Русакова, Максимов, 2006] и позволяющий оценить влияние политического дискурса на качество принимаемых административных решений [Соловьев, 2004].

Новизна исследования заключается, во-первых, в постановке вопроса о наличии такого дискурса в регионах и рассмотрении ключевых оснований для его складывания. Во-вторых, до нашего исследования региональный политический дискурс в России не изучался на основании неформально экспертных интервью.

Концептуальные основы используемой в исследовании теоретической модели были заложены в ключевых работах Ханны Арендт [Арендт Х. СПб.: 2000], Мишеля Фуко [Фуко М.: Праксис, 2002; СПб: 2005], Юргена Хабермаса [Хабермас Ю., СПб: 2000, М.: 2005]. Намеченные ими парадигмальные рамки позволили нам адаптировать к изучению поставленной проблемы социологические и лингвистические исследования политического и административного дискурсов [Chilton, Schaffner 2002; Dijk 2002; Герасимов, Ильин 2002; Шейгал 2000, 2004; Русакова 2004].


^ Характеристики исследования

Исследование представляет собой анализ эмпирического материала с целью установления взаимосвязи политического и административного дискурса в современной России. Исследовательский вопрос: как возможно существование политического дискурса в условиях отсутствия его системных носителей?

Сбор первичной информации осуществлялся с помощью экспертных интервью, проводившихся в две волны. С 05 по 12 июля 2010г. одновременно проводилось полевое исследование в Кировской области (г.Киров) и Пермском крае (г.Пермь). С 23 по 29 августа 2010г. проводились опросы респондентов в Красноярском крае (г.Красноярск). С 27 сентября по 01 октября 2010г. опрашивались респонденты в Воронежской области (г. Воронеж).

Респонденты анонимно отвечали на вопросы об особенностях выработки региональной экономической и социальной политики.

Распределение респондентов по категориям в общей выборке таково.

Представители политической элиты – 20,

в том числе:

15 – работники различных органов исполнительной власти регионов

(главы правительств и заместители главы правительства – 5; министры или главы департаментов - 6; руководители специализированных региональных центров поддержки предпринимательства - 4);

3 – представители региональной законодательной власти (депутаты от партий «Единая Россия» и «ЛДПР»);

2 – представители муниципальных органов (отделы поддержки предпринимательства).

Представители бизнес-ассоциаций - 23,

в том числе:

13 - члены российских бизнес-ассоциаций («Торгово-промышленная палата», «Опора России», «Деловая Россия», «Ассоциация молодых предпринимателей»), причем 6 из них – главы региональных отделений;

10 – представители региональныхе бизнес-сообществ («Сибирь без границ», «Лига предпринимателей», «Деловая Вятка», «Ассоциация операторов наружной рекламы Воронежской области», «Гильдия пекарей и кондитеров Воронежской Области», специальные издания для предпринимателей);.

Независимые эксперты - 15 (преподаватели университетов, члены Общественной палаты, социологи из центров изучения общественного мнения и гражданские активисты).


^ Основные результаты исследования

  1. Отмена региональных выборов и сокращение публичного пространства поддерживают господство административного класса в регионах. Анализ проведенных интервью показал, что принимаемые властью административные решения не подчинены единой логике, у регионов нет осознанной и обсуждаемой стратегии развития, поскольку она вырабатывается без публичного обсуждения со всеми политическими игроками (от федеральной власти до НГО и НКО). Не понимая этой стратегии, общество не способно оценить предлагаемые меры региональной политики и, соответственно, не принимает предлагаемых властью правил игры. В результате легитимность региональной власти постоянно оспаривается, и имеет смысл говорить о легитимных решениях, а не легитимности власти в целом.

  2. Внутри иерархии чиновников также возникает противоречие, поскольку назначенные региональные бюрократы имеют административное право принуждения по отношению к руководителям муниципалитетов, несмотря на то, что база их легитимности принципиально отличается (местное сообщество у первых и федеральная власть у вторых).

  3. Указанное выше противоречие позволяет говорить о возможности формирования политического дискурса не вне административной системы, а внутри ее, поскольку все общественные группы стремятся к реализации своего представительства в обсуждении политических решений даже в условиях сжимания политического пространства.



Похожие:

Господство административного класса в России как препятствие к формированию политического дискурса iconСоциальные стереотипы в структуре рекламного дискурса
Необходимо установить точки предела, которые позволили бы говорить о формировании социальных стереотипов, о месте социальных стереотипов...
Господство административного класса в России как препятствие к формированию политического дискурса iconТема: Мотивационные факторы, влияющие на выбор политического лидера
Ii. Результаты социологического исследования мотивов выбора гражданами политического лидера 9
Господство административного класса в России как препятствие к формированию политического дискурса iconТема: Особенности социально-экономического и политического развития России в XVIII веке

Господство административного класса в России как препятствие к формированию политического дискурса iconПлан административного контроля за учебным процессом
Выявление уровня активизации приемов и методов обучения, способствующих формированию
Господство административного класса в России как препятствие к формированию политического дискурса iconСоциальная политика и ее влияние на формирование среднего класса в Украине
Государственная политика содействия формированию среднего класса в Украине: обоснование новых подходов
Господство административного класса в России как препятствие к формированию политического дискурса iconТема Понятие, предмет и источники административного процесса
Понятие и сущность административного процесса. Особенности возникновения и развития. Характерные черты административного процесса,...
Господство административного класса в России как препятствие к формированию политического дискурса iconМастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школы» Цель мастер-класса
...
Господство административного класса в России как препятствие к формированию политического дискурса iconПриказ Минфина России от 18. 01. 2008 №9н Об утверждении Административного регламент
Государственная система оказания бесплатной юридической помощи в Ненецком автономном округе
Господство административного класса в России как препятствие к формированию политического дискурса iconПриказ Минфина России от 18. 01. 2008 №9н Об утверждении Административного регламент
Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Господство административного класса в России как препятствие к формированию политического дискурса iconПрограмма специализированной подготовки магистров Финно-угорский мир в историко-культурном и социально политическом измерении
Программа направлена на формирование у магистрантов комплексных знаний по вопросам социального, политического, экономического, культурного,...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты