|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10 с. Солдато-Александровского Советского района» Ставропольского края. Тема: Изучение экологического состояния водных источников села Солдато-Александровского Сведения об авторе: Халанская Дарья Михайловна МОУ СОШ №10, 11 класс, Ставропольский край Советский район, с. Солдато-Александровское, ул. Ленина 139, Сведения о руководителе: руководитель кружка по экологии Наумова Л. М. 2009-2010 уч. год Содержание: Введение…………………………………………………….3 Актуальность и обоснование и направления исследования. Краткая характеристика вводных источников с. Солдато-Александровское. Их современное экологическое состояние Цели и задачи Исследование……………………………………………….7 Химический анализ воды. Температурный анализ воды. Органолептический анализ воды. Исследование видового разнообразия флоры и фауны источников. Заключение…………………………………………………11 Литература…………………………………………………13 Введение Вода – важнейший природный ресурс на Земле, который нельзя заменить никаким другим веществом. Водные ресурсы нашей планеты очень велики, но основную часть водных запасов, около 97%, составляет солёная вода морей, океанов и некоторых озёр. Однако солёную воду человек использует мало. Всего лишь 3% составляют запасы пресной воды. Примечательно, что основная часть этой воды малодоступна, потому что она находится в ледниках, полярных шапках и грунтовых водах. Ресурсы чистой пресной воды с каждым годом становятся всё бедней. Только для питья одному человеку в сутки требуется в среднем не менее 2,5 литров воды, хотя в 19 веке суточный расход на одного человека составлял всего лишь 30 – 45 литров. Но сегодня на одного человека расходуется 350 литров воды в сутки. Также много пресной воды просто теряется из-за неисправных кранов или их отсутствия, например: артезианские скважины. Из-за неисправности водопроводных колонок и водонапорных башен. В наше время проблема сохранения пресной воды стала острой проблемой, волнующей всех.
Наблюдая в 2010 году за состоянием реки Кумы, я отметила, что нельзя рассматривать водные источники отдельно друг от друга. Они составляют единую систему и неразрывно связаны друг с другом. Изучая материалы местной печати (газета Панорама нашей жизни), анализируя сообщения местного радио и свои наблюдения, я пришла к выводу о необходимости исследования экологического состояния отдельных водных источников с. Солдато-Александровского. Объектами исследования для работы стали следующие водные источники:
Их современное экологическое состояние. К водным источникам с. Солдато-Александровского относятся: р. Кума, артезианские скважины, родники ,а также источники близлежащих хуторов(х.Колесников). На сегодняшний день грунтовые воды села значительно истощены, так как:
Сейчас почти в каждом домовладении есть артезианские скважины, глубина которых колеблется от 8 метров до 120 метров. 8 – 12 метров – это вода с привкусом, с большим содержанием солей, в основном эту воду используют для полива огородов и садов. Если 15 лет назад вода самостоятельно поднималась из скважин глубиной 50-60 метров, то в последние 5 лет без специальных насосов вода не поднимается на поверхность, особенно в летний период наблюдается падение уровня воды. Сегодня достаточным количеством воды обеспечивают население скважины глубиной 80-120 метров. Каждый год СПК колхоз «Русь» составляет план водопользования. Он включает в себя забор воды для орошения полей и сброс отработанной воды. В 2001 году из 12 млн. куб. м. воды 3% воды шло на сброс в реку, но сбрасываемая вода уже имеет значительное загрязнение. Анализ сбрасываемой воды проводится лабораторией Будённовского территориального комитета охраны природы. Материалами данного анализа я не располагаю. Но теоретически могу предположить вещества – загрязнители в сбрасываемой воде. Это могут быть продукты распада азотных, фосфорных, калийных удобрений, применяемых на полях СПК колхоза «Русь». Загрязнение воды отрицательно влияет на биогеоценозы реки и водохранилища: сокращается видовое разнообразие растений и животных, снизилось количество водорослей, рыб, моллюсков. ^ Экологическое состояние водоёмов я изучала на примере двух водных источников. Я поставила перед собой следующие цели и задачи:
Первый источник – скважина – арезиана, находится в селе по улице Ленина, вода из него течёт в реку Куму, по словам местных жителей, хорошо знающих местность, он существует уже около 15 лет. Сегодняшнее его состояние заметно ухудшилось из-за выпаса скота, растительность вокруг источника почти вся уничтожена, он значительно обмелел Второй источник - лесной, располагается также на территории села по улице Ленина. Первые упоминания об этом источнике находятся в церковной книге села. В последние годы состояние и вкус его воды заметно ухудшились. ^ 1 этап - теоретический. Подбор литературы по темам 2 этап – практический. Практическое исследование 3 этап – обработка результатов. Подведение итогов. ^ 1. Исследование Исследование I. Химический анализ воды Ход работы:. В результате обследования были взяты пробы воды из двух источников и проведён химический анализ воды. Сравнивая результаты химического анализа воды трёх источников, можно сделать следующие выводы. Вода прозрачная, имеет незначительную мутность (0,35 – 0,45 мг, л.), без привкуса, без запаха, слабокислой реакции среды. Источники 2 имеют рН воды, равную 6,0. Наиболее близкую к нейтральной рН имеет вода источника 1. Общая жёсткость (5,1 – 5,4 мг. экв/л) на превышает ПДК (не более 7 мг. экв/л). Плотный остаток колеблется от 419,6 мг/л до 432,2 мг/л (ПДК – 1000 мг/л). Ионы нитратов не обнаружены, ионы нитритов присутствуют в воде в количестве от 0,01 до 0,015 мг/л (ПДК – 1,0 мг/л). Есть ионы хлорида (23,5 – 27,0 мг/л), что соответствует нормам и не превышает ПДК (350 мг/л). Присутствуют ионы сульфатов (138,4 – 176,5 мг/л), меди (0,01 – 0,02 мг/л). Железо не обнаружено. Химический анализ воды. Таблица №1
В целом, по всем исследуемым показателям вода 1, 2 источников соответствует гигиеническим требованиям хозяйственного и культурно-бытового назначения. 2. Температурный анализ воды. Ход работы: Температурный анализ проводился в течение трёх месяцев (апрель, май, июнь), еженедельно (см. таблицу №2 и приложение рис. №4). Температурные измерения. Таблица №2
Анализируя данные измерения температуры, можно сделать следующие выводы: температура всех двух источников незначительно изменялась, но среднемесячная температура практически была постоянной. Температура источника 2 на 1°С выше температуры источника 1. t ![]() ![]() ![]() 16 14 12 10 8 6 4 2 дата измерений 0 6 10 14 8 22 26 30 4 8 12 16 20 24 28 2 6 10 14 18 22 Рис. №4 Изменения температуры воды в 2010 году. 3.Органолептический анализ воды. Органолептический анализ проводился дважды: в апреле и в мае. В нём принимало участие 10 человек, которые дегустировали пробы воды из 2 источников. В результате первой и второй дегустации 1 и 2 источники имели такие показатели:
4.Исследование видового разнообразия флоры и фауны источников. В результате обследования 10 метров берега второго источника было обнаружено 12 клопов – водомерок. Животный мир представлен следующими видами: зелёная жаба, озёрная лягушка, болотная черепаха, уж обыкновенный, личинки комара – пискуна и малярийного. Было подсчитано количество растений душицы обыкновенной, в итоге на один кв. м. приходится 25 растений. Растительный мир родника представлен: камышом озёрным, щавелем конским, подорожником большим, лопухом паутинистым, лютиком ползучим. Из деревьев и кустарников присутствуют: ясень, тополь белый, тёрн, бузина чёрная. Около первого родника обнаружен только пырей ползучий.Водных растений не обнаружено.Были проведены исследования объёма вытекающей воды за единицу времени, замеры проводились три раза. (см. таблицу №3) Таблица №3. Результаты замеров.
Т. е. с повышением температуры воздуха, с наступлением устойчивой засушливой погоды количество и скорость вытекания воды в источниках 2 и 1 уменьшается. Заключение В результате изучения и обследования водных источников было выяснено:
I источник - 11°С, II источник - 12°С, Температура не опускается ниже 10°С и не поднимается выше 13°С, что благоприятно для флоры и фауны этих источников.
прозрачная, без запаха, без примесей, то есть пригодна для хозяйственного и культурно-бытового назначения.
Вода – это величайшее природное богатство, которое мы должны ценить и охранять. Решить экологические проблемы водоёмов я предлагаю следующими способами: 1 источник.
2 источник.
Список литературы.
измерений и описаний рек» Ставрополь, 1999г.
исследовательской работы по экологии», Ставрополь, 1998г. |
![]() | Наумова Людмила Михайловна учитель экологии моу сош №10 2009 2010 уч год Содержание: Введение исследование «Средняя общеобразовательная школа №10 с. Солдато Александровского Советского района» Ставропольского края | ![]() | «Черное озеро села Сюкеево» Александра Дылевская Охрана и рациональное использование водных ресурсов имеют огромное значение для народного хозяйства нашей Республики и являются объектом... |
![]() | Тема работы: «Исследование экологического состояния леса в окрестностях села» Лес – это сложное сочетание деревьев и множество других растений, которые сильно различаются размерами, строением, размножением,... | ![]() | Экономика природопользования Ндшафтоведения, природопользования, экологического мониторинга, нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, техногенных... |
![]() | Автоматизированная система управления и мониторинга водных ресурсов. Цель проекта Содействие процессам для улучшения показателей в управлении водных ресурсов, в частности: в вопросах обеспечения прозрачности процессов... | ![]() | Ермакова Н. А. Сущность экологического воспитания Под экологическим воспитанием понимаем единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического... |
![]() | Мониторинг и управление процессом эвтрофирования 1 Под мониторингом природного объекта понимается система наблюдений, оценки и прогноза его состояния. В отношении водных объектов такая... | ![]() | Экологический паспорт кабинета биологии Наиболее интересным аспектом деятельности в этом направлении является участие в работе по изучению и оценке экологического состояния... |
![]() | Моу «Гимназия №3 г. Белгорода» Пипия М. А. Взаимосвязь экологического и нравственного воспитания младших школьников Экологическое воспитание это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического... | ![]() | Пояснительная записка. Данная программа составлена на основе: Федерального базисного учебного плана 1998 года; Обязательного минимума В 9 классе учащиеся продолжают изучение синтаксиса и пунктуации; закрепляются знания о стилях и типах речи. В течение всего года... |