Изучение экологического состояния водных источников села Солдато-Александровского Сведения об icon

Изучение экологического состояния водных источников села Солдато-Александровского Сведения об



НазваниеИзучение экологического состояния водных источников села Солдато-Александровского Сведения об
Дата17.10.2016
Размер
ТипИсследование



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10 с. Солдато-Александровского Советского района» Ставропольского края.


Тема: Изучение экологического состояния водных источников села Солдато-Александровского


Сведения об авторе:

Халанская Дарья Михайловна

МОУ СОШ №10, 11 класс,

Ставропольский край

Советский район,

с. Солдато-Александровское,

ул. Ленина 139,

Сведения о руководителе:

руководитель кружка по экологии

Наумова Л. М.


2009-2010 уч. год


Содержание:

Введение…………………………………………………….3

Актуальность и обоснование и направления исследования.


Краткая характеристика вводных источников с. Солдато-Александровское. Их современное экологическое состояние


Цели и задачи

Исследование……………………………………………….7

Химический анализ воды.


Температурный анализ воды.


Органолептический анализ воды.


Исследование видового разнообразия флоры и фауны источников.

Заключение…………………………………………………11

Литература…………………………………………………13


Введение

Вода – важнейший природный ресурс на Земле, который нельзя заменить никаким другим веществом. Водные ресурсы нашей планеты очень велики, но основную часть водных запасов, около 97%, составляет солёная вода морей, океанов и некоторых озёр. Однако солёную воду человек использует мало. Всего лишь 3% составляют запасы пресной воды. Примечательно, что основная часть этой воды малодоступна, потому что она находится в ледниках, полярных шапках и грунтовых водах.

Ресурсы чистой пресной воды с каждым годом становятся всё бедней. Только для питья одному человеку в сутки требуется в среднем не менее 2,5 литров воды, хотя в 19 веке суточный расход на одного человека составлял всего лишь 30 – 45 литров. Но сегодня на одного человека расходуется 350 литров воды в сутки. Также много пресной воды просто теряется из-за неисправных кранов или их отсутствия, например: артезианские скважины. Из-за неисправности водопроводных колонок и водонапорных башен.

В наше время проблема сохранения пресной воды стала острой проблемой, волнующей всех.



  1. ^ Актуальность и обоснование направления исследований.


Наблюдая в 2010 году за состоянием реки Кумы, я отметила, что нельзя рассматривать водные источники отдельно друг от друга. Они составляют единую систему и неразрывно связаны друг с другом.

Изучая материалы местной печати (газета Панорама нашей жизни), анализируя сообщения местного радио и свои наблюдения, я пришла к выводу о необходимости исследования экологического состояния отдельных водных источников с. Солдато-Александровского.

Объектами исследования для работы стали следующие водные источники:


  1. скважина – Артезиана (по ул. Ленина).

  2. лесной источник (по ул. Комсомольская)




  1. Краткая характеристика водных источников с. Солдато-Александровского.

Их современное экологическое состояние.


К водным источникам с. Солдато-Александровского относятся: р. Кума, артезианские скважины, родники ,а также источники близлежащих хуторов(х.Колесников).

На сегодняшний день грунтовые воды села значительно истощены, так как:


  1. Артезианские скважины – это единственный источник воды.

  2. Бесконтрольное использование воды.


Сейчас почти в каждом домовладении есть артезианские скважины,

глубина которых колеблется от 8 метров до 120 метров. 8 – 12 метров – это вода с привкусом, с большим содержанием солей, в основном эту воду используют для полива огородов и садов. Если 15 лет назад вода самостоятельно поднималась из скважин глубиной 50-60 метров, то в последние 5 лет без специальных насосов вода не поднимается на поверхность, особенно в летний период наблюдается падение уровня воды. Сегодня достаточным количеством воды обеспечивают население скважины глубиной 80-120 метров.

Каждый год СПК колхоз «Русь» составляет план водопользования. Он включает в себя забор воды для орошения полей и сброс отработанной воды. В 2001 году из 12 млн. куб. м. воды 3% воды шло на сброс в реку, но сбрасываемая вода уже имеет значительное загрязнение. Анализ сбрасываемой воды проводится лабораторией Будённовского территориального комитета охраны природы. Материалами данного анализа я не располагаю. Но теоретически могу предположить вещества – загрязнители в сбрасываемой воде. Это могут быть продукты распада азотных, фосфорных, калийных удобрений, применяемых на полях СПК колхоза «Русь». Загрязнение воды отрицательно влияет на биогеоценозы реки и водохранилища: сокращается видовое разнообразие растений и животных, снизилось количество водорослей, рыб, моллюсков.


^ 3. Цели и задачи.


Экологическое состояние водоёмов я изучала на примере двух водных источников. Я поставила перед собой следующие цели и задачи:



  1. Собрать исторические сведения о возникновении этих источников.




  1. Провести химический, температурный, органолептический анализы.




  1. Показать, насколько велико влияние человека на состояние этих источников.


Первый источник – скважина – арезиана, находится в селе по улице Ленина, вода из него течёт в реку Куму, по словам

местных жителей, хорошо знающих местность, он существует уже около 15 лет. Сегодняшнее его состояние заметно ухудшилось из-за выпаса скота, растительность вокруг источника почти вся уничтожена, он значительно обмелел

Второй источник - лесной, располагается также на территории села по улице Ленина. Первые упоминания об этом источнике находятся в церковной книге села. В последние годы состояние и вкус его воды заметно ухудшились.


^ Этапы работы над проектом.


1 этап - теоретический. Подбор литературы по темам


2 этап – практический. Практическое исследование


3 этап – обработка результатов. Подведение итогов.

^ Методы работы над проектом:

1. Исследование


Исследование


I. Химический анализ воды

Ход работы:.

В результате обследования были взяты пробы воды из двух источников и

проведён химический анализ воды.


Сравнивая результаты химического анализа воды трёх источников, можно сделать следующие выводы. Вода прозрачная, имеет незначительную мутность (0,35 – 0,45 мг, л.), без привкуса, без запаха, слабокислой реакции среды. Источники 2 имеют рН воды, равную 6,0. Наиболее близкую к нейтральной рН имеет вода источника 1. Общая жёсткость (5,1 – 5,4 мг. экв/л) на превышает ПДК (не более 7 мг. экв/л). Плотный остаток колеблется от 419,6 мг/л до 432,2 мг/л (ПДК – 1000 мг/л). Ионы нитратов не обнаружены, ионы нитритов присутствуют в воде в количестве от 0,01 до 0,015 мг/л (ПДК – 1,0 мг/л). Есть ионы хлорида (23,5 – 27,0 мг/л), что соответствует нормам и не превышает ПДК (350 мг/л). Присутствуют ионы сульфатов (138,4 – 176,5 мг/л), меди (0,01 – 0,02 мг/л). Железо не обнаружено.


Химический анализ воды.


Таблица №1


Вещество

ПДК




№1

№2

ПДК

1. Цвет

прозрачный

прозрачный

-

2. Мутность, мг/л

0,4

0,35

-

3. Привкус

нет

нет

-

4. Запах

0

0

-

5. Реакция рН

6.0

6,5

-

6. Общая жёсткость мг экв/л

5,2

5,4

7,0

7. Плотный остаток мг/л

423,0

419,6

1000

8. Ионы нитритов мг/л

0,01

0,015

1,0

9. Ионы нитратов мг/л

нет

нет

10

10. Ионы сульфатов мг/л

138,4

142,8

500

11. Железо мг/л

нет

нет

0,3

12. Медь мг/л

следы

0,01

1,0

В целом, по всем исследуемым показателям вода 1, 2 источников соответствует гигиеническим требованиям хозяйственного и культурно-бытового назначения.


2. Температурный анализ воды.


Ход работы:


Температурный анализ проводился в течение трёх месяцев (апрель, май, июнь),

еженедельно (см. таблицу №2 и приложение рис. №4).


Температурные измерения.


Таблица №2



Дата измерений

Температура (t°C)




I

II

III

I

II

07.04.2001г.

10°С

11°С

10°С

11°С

12°С

14.04.2001г.

10°С

12°С

11°С

21.04.2001г.

12°С

12°С

11°С

28.04.2001г.

12°С

13°С

12°С

05.05.2001г

12°С

13°С

11°С

12°С

12°С

12.05.2001г.

13°С

12°С

12°С







19.05.2001г.

12°С

13°С

11°С







29.05.2001г.

12°С

12°С

11°С







02.06.2001г.

12°С

12°С

12°С







09.06.2001г.

13°С

11°С

11°С

11°С

12°С

16.06.2001г.

12°С

11°С

11°С

23.06.2001г.

12°С

11°С

11°С



Анализируя данные измерения температуры, можно сделать следующие выводы:

температура всех двух источников незначительно изменялась, но среднемесячная температура практически была постоянной. Температура источника 2 на 1°С выше температуры источника 1.


t°C


16


14


12


10


8


6


4


2

дата измерений


0 6 10 14 8 22 26 30 4 8 12 16 20 24 28 2 6 10 14 18 22


Рис. №4 Изменения температуры воды в 2010 году.


3.Органолептический анализ воды.

Органолептический анализ проводился дважды: в апреле и в мае. В нём принимало участие 10 человек, которые дегустировали пробы воды из 2 источников. В результате первой и второй дегустации 1 и 2 источники имели такие показатели:


  1. Пресная вода – 10 человек (100%)

  2. Без запаха – 10 человек (100%)

  3. Прозрачная – 10 человек (100%0

  4. Без примесей –10 человек (100%)


4.Исследование видового разнообразия флоры и фауны источников.


В результате обследования 10 метров берега второго источника было обнаружено 12 клопов – водомерок. Животный мир представлен следующими видами: зелёная жаба, озёрная лягушка, болотная черепаха, уж обыкновенный, личинки комара – пискуна и малярийного. Было подсчитано количество растений душицы обыкновенной, в итоге на один кв. м. приходится 25 растений.

Растительный мир родника представлен: камышом озёрным, щавелем конским, подорожником большим, лопухом паутинистым, лютиком ползучим.

Из деревьев и кустарников присутствуют: ясень, тополь белый, тёрн, бузина чёрная.

Около первого родника обнаружен только пырей ползучий.Водных растений не обнаружено.Были проведены исследования объёма вытекающей воды за единицу времени, замеры проводились три раза. (см. таблицу №3)


Таблица №3. Результаты замеров.








Апрель

Май

Июнь

II источник

1 л. воды

35 сек.

45 сек.

60 сек.

I источник

1 л. воды

3 сек.

6 сек.

6 сек.



Т. е. с повышением температуры воздуха, с наступлением устойчивой засушливой погоды количество и скорость вытекания воды в источниках 2 и 1 уменьшается.


Заключение

В результате изучения и обследования водных источников было выяснено:


  1. Вода в трёх источниках по химическому составу соответствует государственному стандарту, концентрация веществ не превышает ПДК.

  2. С помощью температурного исследования была выяснена средняя температура:

I источник - 11°С,

II источник - 12°С,


Температура не опускается ниже 10°С и не поднимается выше 13°С, что благоприятно для флоры и фауны этих источников.


  1. Органолептический анализ показал, что вода из трёх источников

прозрачная, без запаха, без примесей, то есть пригодна для хозяйственного и культурно-бытового назначения.


  1. В результате подробного исследования источников были найдены и определены растения и животные, обитающие в водоёмах и на берегах.

  2. Были собраны и проанализированы сведения о водных объектах.



Вода – это величайшее природное богатство, которое мы должны ценить и

охранять.


Решить экологические проблемы водоёмов я предлагаю следующими способами:


1 источник.


  1. Запретить выпас крупного и мелкого рогатого скота вблизи источника.




  1. Организовать его очистку и восстановление.


2 источник.


  1. Организовать очистку самого источника и приближённой к нему территории.




  1. Провести разъяснительную работу среди населения о правилах поведения во время отдыха у источника.




  1. Организовать благоустроенное место отдыха у источника.


Список литературы.


  1. В.Ф. Протасов «Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России» учебное и справочное пособие. М.: Финансы и статистика, 1999г.




  1. А.С. Боголюбов «Методы гидрологических исследований: проведение

измерений и описаний рек» Ставрополь, 1999г.


  1. О.А. Магазов, Л.Н. Магазова «Правила оформления результатов

исследовательской работы по экологии», Ставрополь,

1998г.




Похожие:

Изучение экологического состояния водных источников села Солдато-Александровского Сведения об iconНаумова Людмила Михайловна учитель экологии моу сош №10 2009 2010 уч год Содержание: Введение исследование
«Средняя общеобразовательная школа №10 с. Солдато Александровского Советского района» Ставропольского края
Изучение экологического состояния водных источников села Солдато-Александровского Сведения об icon«Черное озеро села Сюкеево» Александра Дылевская
Охрана и рациональное использование водных ресурсов имеют огромное значение для народного хозяйства нашей Республики и являются объектом...
Изучение экологического состояния водных источников села Солдато-Александровского Сведения об iconТема работы: «Исследование экологического состояния леса в окрестностях села»
Лес – это сложное сочетание деревьев и множество других растений, которые сильно различаются размерами, строением, размножением,...
Изучение экологического состояния водных источников села Солдато-Александровского Сведения об iconЭкономика природопользования
Ндшафтоведения, природопользования, экологического мониторинга, нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, техногенных...
Изучение экологического состояния водных источников села Солдато-Александровского Сведения об iconАвтоматизированная система управления и мониторинга водных ресурсов. Цель проекта
Содействие процессам для улучшения показателей в управлении водных ресурсов, в частности: в вопросах обеспечения прозрачности процессов...
Изучение экологического состояния водных источников села Солдато-Александровского Сведения об iconЕрмакова Н. А. Сущность экологического воспитания
Под экологическим воспитанием понимаем единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического...
Изучение экологического состояния водных источников села Солдато-Александровского Сведения об iconМониторинг и управление процессом эвтрофирования 1
Под мониторингом природного объекта понимается система наблюдений, оценки и прогноза его состояния. В отношении водных объектов такая...
Изучение экологического состояния водных источников села Солдато-Александровского Сведения об iconЭкологический паспорт кабинета биологии
Наиболее интересным аспектом деятельности в этом направлении является участие в работе по изучению и оценке экологического состояния...
Изучение экологического состояния водных источников села Солдато-Александровского Сведения об iconМоу «Гимназия №3 г. Белгорода» Пипия М. А. Взаимосвязь экологического и нравственного воспитания младших школьников
Экологическое воспитание это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического...
Изучение экологического состояния водных источников села Солдато-Александровского Сведения об iconПояснительная записка. Данная программа составлена на основе: Федерального базисного учебного плана 1998 года; Обязательного минимума
В 9 классе учащиеся продолжают изучение синтаксиса и пунктуации; закрепляются знания о стилях и типах речи. В течение всего года...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты