Рассмотрено согласовано утверждаю icon

Рассмотрено согласовано утверждаю



НазваниеРассмотрено согласовано утверждаю
Дата17.10.2016
Размер
ТипПротокол

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 городского округа

город Волгореченск Костромской области


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

На заседании МО Зам директора по ВР Директор МОУ СОШ №2

Протокол №____ _______________ г.Волгореченск

«___» _______2011г. «___» _________2011г. _____Н.В.Балакирева

«___» _______2011г


ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ЭКОНОМИКА

8 КЛАСС


Составил учитель истории:

Соколова Ю.В.


2011г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.

Изучение экономики и применение её принципов помогают разобраться в том, какие мотивы и стимулы определяют поведение миллионов людей, участвующих в рыночной экономике в качестве потребителей, владельцев бизнеса, менеджеров, наемных работников, инвесторов и государственных служащих, и понять, какие последствия имеют ежеминутно и повсеместно совершаемые ими экономические решения.

Многие школьные предметы вносят вклад в экономическое образование учащихся: география, обществознание, информатика и др., раскрывая его различные аспекты. Однако специальной дисциплины, формирующей экономические знания о рыночной экономике, в школе нет. Таким образом, актуальность введения элективного курса по экономике объясняется следующими причинами:

1. переходом России на рыночные отношения и необходимостью повышения экономических знаний у учащихся;

2. отсутствием специального предмета в школе;

3. недостаточными знаниями учащихся школы в экономических вопросах и заинтересованностью школьников в данной проблеме.

^ Общая характеристика учебного курса

Содержание представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:

•человек и фирма;

•человек и государство;

•экономика домашнего хозяйства.

Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.

Программа ориентирована на изучение школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществоведения, с курсами математики, истории, географии, и др.

^ Цель программы:

состоит в формировании у школьников систематического представления об основах организации хозяйственной деятельности и истории возникновения различных институтов рыночной экономики.

Исходя из цели программы, можно выстроить систему задач:

Образовательные:

• формирование основ экономических знаний о народном хозяйстве, потребностях человека и общества, путях их удовлетворения, закономерностях производства продуктов и услуг, товарообменных процессах;

• формирование знаний прикладного характера, т.е. знания простейших основ хозяйственной жизни; знакомство с принципами ведения семейного бюджета;

• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач.

Развивающие:

• овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

• подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;

• освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;

• развитие экономического образа мышления; способности к личному самоопределению и самореализации.

Воспитательные:

• формирование коммуникативных навыков.

• воспитание ответственности за экономические решения;

• потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин;

• воспитание уважения к труду и предпринимательской деятельности.

Валеологические:

• обеспечение комфорта учащихся;

• сохранение здоровья школьников.


^ Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного курса «Экономика» являются:

- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

- владение элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению учениками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

^ Соответствие программы возрастным особенностям

Программа рассчитана на учащихся 8 класса, это начало юношеского возраста 15-16 лет. Юность – завершающий этап социализации. Деятельность и ролевая структура личности на этом этапе уже приобретают ряд новых, взрослых качеств.

Главная социальная задача этого возраста – выбор профессии. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути девушек и юношей, со всеми вытекающими отсюда социально-психологическими последствиями. Расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.

Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и некоторые особенности его психики. Юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового этапа, - собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т.д. Но социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.

Предполагаются следующие принципы, формы и методы совместной деятельности:

^ Принципы обучения:

Доступность обучения (природосообразность).

Принцип научности обучения.

Принцип воспитывающего обучения (единства обучения и воспитания)

Систематичность и последователь¬ность в обучении.

Оптимальное сочетание наглядных, словесных и практических методов обучения.

Сознательность, активность и са¬мостоятельность учащихся в обуче¬нии.

Типы и формы обучения – комбинированные занятия, ситуативно-ролевые игры и упражнения, беседы, дискуссии, практические упражнения.

^ Основные методы обучения:

Монологический - применяется в основном при изучении теоретического материала, где учитель дает новые сведения, советы, рекомендации.

Диалогический – осуществляется в основном по принципу вопрос-ответ, ученики могут получить уточняющие сведения, консультации, советы при возникших в процессе обучения проблемах, вопросах.

Показательный – где учитель наглядно демонстрирует изученный в теоретической части материал интегрируя его в практические навыки.

Проблемно-поисковый – где учащимся предлагается самим найти решение той или иной проблемы возникшей в процессе обучения в ходе группового обсуждения или практических тренингах с целью интенсификации обучения и актуализации знаний.

^ Методическая база:

- подбор методической литературы;

- разработка и проведение занятий;

- посещение интернет-сайтов посвященных данной тематике и поиска необходимой информации;

- создание наглядного материала.

Программа курса рассчитана на 20 учебных часов.

^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (20 час)

1. Экономика и экономическая наука

Что изучает экономическая наука. Потребности. Ограниченность ресурсов. Свободные и экономические блага. Выбор и альтернативная стоимость. Факторы производства и факторные доходы.

^ 2-3. Экономические системы

Главные вопросы экономики. Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем. Собственность. Конкуренция. Экономическая свобода.

^ 4-5. Семейная экономика

Рациональный потребитель. Реклама. Защита прав потребителя. Семейный бюджет. Источники доходов. Расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Неравенство доходов и его причины. Меры социальной поддержки. Сбережения. Страхование.

6-7. Рынок

Рынок одного товара. Спрос. Кривая спроса. Факторы спроса и сдвиги кривых спроса. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы предложения и сдвиги кривых и предложения. Рыночное равновесие Основные рыночные структуры.

8-9. Фирма

Роль и цели фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Менеджмент. Маркетинг.

^ 10-11. Роль государства в экономике

Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные доходы и расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы фискальной политики государства.

^ 12. ВВП, его структура и динамика

Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.

13-14. Рынок труда и безработица

Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.

Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.

^ 15-16. Деньги, банки, инфляция

Деньги и их функции. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Процент. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.

Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.

^ 17. Элементы международной экономики

Экономические причины международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы.

^ 18. Основные проблемы экономики России

Эволюция экономических систем. Становление современной рыночной экономики России. Основные проблемы экономики России и экономическое развитие регионов. Экономическая политика России. Россия в мировой экономике.

Резерв учебного времени 2 часа

Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися

Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

•критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

•освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (в школе, общественных местах и т.п.);

•применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;

•аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях о современных социальных проблемах;

•написание творческих работ по экономическим вопросам.

^ Требования к уровню подготовки

Требования направлены на реализацию деятельностного и экономически оправданного подхода к решению жизненных задач; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в экономической среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

В результате изучения курса «экономика» ученик должен

Знать/понимать (включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися)

•функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.

Уметь (включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.)

•приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

•описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

•объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для (требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Эти требования связанные с реализацией целей воспитания и развития личности учащихся, могут быть определены как прогнозируемые):

•получения и оценки экономической информации;

•составления семейного бюджета;

•оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

^ Учебно-тематический план



Тема

Количество часов

всего

теоретическая

практическая

1

Экономика и экономическая наука

1

1




2

Экономические системы

2

1

1

3

Семейная экономика

2

1

1

4

Рынок

2

1

1

5

Фирма

2

1

1

6

Роль государства в экономике

2

1

1

7

ВВП, его структура и динамика

2

1

1

8

Рынок труда и безработица

2

1

1

9

Деньги, банки, инфляция

2

1

1

10

Элементы международной экономики

2

1

1

11

Основные проблемы экономики России

2

1

1

12

Основы экономики

2




2



^ Литература для учителя и учеников

Автономов В.С. Введение в экономику. – М.: Вита-Пресс, 1998.

Российская экономика. – М.: Просвещение, 1998.

Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: Учебник для 7-8 классов общеобразоват. учрежд. – М.: Вита-Пресс,2000.

Липсиц И.В. Экономика: Книга 1. Учебник для 9 кл. общеобразоват. учрежд. – М.: Вита-Пресс,2003.

Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности: Учебник для 7-8 кл. общеобразоват. учрежд. – М.: Вита-Пресс,2002.

Интернет-ресурсы

www.hse.ru/inter/cher.zip - Черкасова В.А. Книга для чтения по экономике для преподавателей экономики.

www.exin.ru/test/doc.html - аналитические доклады по экономическим проблемам России на сайте Экспертного института.

http://referats-tv.stars.ru/link/ - перечень информационных ресурсов Интернет в помощь учащимся.



Похожие:

Рассмотрено согласовано утверждаю icon«Утверждаю» Согласовано: Рассмотрено
...
Рассмотрено согласовано утверждаю iconРассмотрено: Согласовано: Утверждаю
Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является неотъемлемой частью системы обучения в начальной школе
Рассмотрено согласовано утверждаю iconС. Гофицкое Петровского района Ставропольского края «Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»
В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов
Рассмотрено согласовано утверждаю iconРассмотрено Согласовано «Утверждаю»
В основу рабочей программы по технологии для 1 класса моау «сош №6 г. Орска» положена авторская программа, разработанная Н. А. Цирулик,...
Рассмотрено согласовано утверждаю iconРассмотрено Согласовано «Утверждаю»
В основу рабочей программы по обучению грамоте для 1 класса моау «сош №6 г. Орска» положена авторская программа, разработанная И....
Рассмотрено согласовано утверждаю iconРассмотрено Согласовано «Утверждаю»
Н. В. Нечаевой, которая обеспечена учебником «Русский язык» ( Н. В. Нечаева). Издательский дом «Фёдоров», 2011); методическими рекомендациями...
Рассмотрено согласовано утверждаю iconРассмотрено Согласовано «Утверждаю»
Программы начального общего образования, система Л. В. Занкова, авторской программы Н. В. Нечаевой «Русский язык», утверждёнными...
Рассмотрено согласовано утверждаю iconСогласовано: Согласовано: Утверждаю: Председатель профсоюзной Начальник отдела Директор школы
Настоящее Положение разработано в целях усиления материальной заинтересованности работников школы в повышении качества и добросовестного...
Рассмотрено согласовано утверждаю iconПриложение V рассмотрено Утверждаю
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа№7 имени В. Н. Пушкарева» мо «Островский район»
Рассмотрено согласовано утверждаю icon«согласовано» Председатель Тюменской областной Думы «согласовано» Начальник угибдд умвд россии по Тюменской области «утверждаю»
«Безопасность на дорогах ради безопасности жизни» (в дальнейшем – Конкурса) являются департамент образования и науки Тюменской области,...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты