Проектное задание тема: «развивающие занятия по развитию творческой одаренности детей младшего школьного возраста» icon

Проектное задание тема: «развивающие занятия по развитию творческой одаренности детей младшего школьного возраста»



НазваниеПроектное задание тема: «развивающие занятия по развитию творческой одаренности детей младшего школьного возраста»
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

ГОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»

Факультет начального школьного образования

Кафедра педагогики и психологии


ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ

ТЕМА:


«РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»


КПК: ПРОЕКТИРОВАНИЕ СРЕДЫ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ


Выполнил: ЧУБОВА ВАЛЕНТИНА МИХАЙЛОВНА

УЧИТЕЛЬ МОБУ «ГОСТИНОПОЛЬСКАЯ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА»


Руководитель: ^ ИННА ВИКТОРОВНА ВАСЮТЕНКОВА,

ДОЦЕНТ,

КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК.


Санкт-Петербург

2012 год.


СОДЕРЖАНИЕ:


1. Творческая одаренность

2. Эмоциональный интеллект

3. Осознание чувств

4. Основные условия развития творческой одаренности школьников.

  • Самодостаточное проявление

  • Гуманистические принципы

  • Проблемность, диалогичность, индивидуализация

5. Правила для учителя при проведении занятий

6. Адресная направленность. 


1. Творческая одаренность

Одаренность часто понимается как интеллектуальная одаренность, то есть способность к выдающимся интеллектуальным достижениям. Однако существуют и другие виды одаренности.
Современными научными исследованиями доказано существование особого вида одаренности — творческой, то есть способности к творческой самореализации в различных областях жизнедеятельности. Творческая одаренность не связана однозначно с интеллектом. Как указывает известный авторитет в области одаренности Э. Торранс, если бы мы выявляли одаренных детей на основе тестов на интеллект, то мы бы отсеяли 70% наиболее творческих из них.
Интеллектуальной одаренностью обладает небольшое число людей; она может быть относительно легко выявлена с помощью психологических тестов. В основе творческой одаренности лежит творческий потенциал — нереализованные возможности, имеющиеся у каждого человека. Проблема заключается не столько в том, чтобы выявлять и отбирать детей, обладающих этим видом одаренности, сколько в том, чтобы развивать ее у всех учащихся без исключения.
В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость.
Таким образом, развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современного образования. Для этого необходима специальная образовательная технология, которая бы позволяла развивать уникальный творческий потенциал каждого ученика, сохраняя при этом массовость образования. Творческость проявляется в создании некоторого продукта (материального или мыслительного — например, решение задачи), если этот продукт является новым, оригинальным, то есть творческим. Творческость — это реализация человеком собственной индивидуальности; при этом вовсе не обязательно создание какого-то продукта.
В самом понятии «индивидуальность» заключено несколько смыслов.
Во-первых, индивидуальность указывает на факт существования индивида; индивидуальность — это некоторая живая целостность. Именно так она понимается в биологических науках.
Во-вторых, понятие индивидуальности указывает на то, что один индивид не похож на другого; эти различия между индивидами изучаются в психологии как индивидуальные.
В-третьих, понятие индивидуальности указывает на то, что каждый человек уникален и неповторим.
Таким образом, индивидуальность уникальна и неповторима, ее осознание человеком и предъявление другим людям уже является творческим актом.

2.Эмоциональный интеллект

Неповторимая индивидуальность человека проявляется в его собственном, индивидуальном отношении к тому, что происходит вокруг него и в нем самом: к фактам, к событиям, к своим мыслям и поступкам. Самому человеку это отношение дано в эмоциях.
Эмоции тесно связаны с потребностями человека. Они помогают ему адаптироваться к окружению, побуждают к действию.
Эмоции показывают человеку, насколько его собственное поведение и испытываемые им воздействия соответствуют его основным потребностям, интересам и ценностям. Эмоции выражают целостное отношение человека к миру.
Известно, что эмоциональность намного важнее для жизненного успеха, чем интеллект. Интеллект обеспечивается за счет так называемого эмоционального интеллекта, в который входят способность распознавать собственные эмоции, способность владеть ими, способность распознавать эмоции других людей, способность выражать свои эмоции в общении с другими людьми и способность мотивировать себя. Все больше и больше внимания уделяется эмоциональной грамотности — то есть целенаправленному развитию способностей, входящих в эмоциональный интеллект.
Эмоциональная реакция безошибочно указывает на то, как человек на самом деле относится к тому, что происходит с ним и вокруг него. Внутренняя жизнь человека — это прежде всего эмоциональная жизнь. Эмоциональные реакции и состояния человека являются основными формами осознания им своей индивидуальности.

3.Осознание чувств

Человек может не осознавать своих истинных чувств и не уметь их выражать — то есть в той или иной мере не иметь контакта со своей индивидуальностью. Причины этого заключаются в том, что в нашей культуре чувствам уделяется намного меньше внимания, чем знаниям.
Ребенка оценивают на основании «правильности» его знаний и поступков, не интересуясь при этом его чувствами.
Кроме того, есть чувства, которые поощряются (которые испытывать «хорошо» и «принято»), и есть чувства, которые отвергаются (которые испытывать «плохо» и «не принято»).
Наконец, взрослый своим поведением может либо помогать ребенку осознать и проявить свои чувства, либо препятствовать ему в этом.
Так, когда взрослый правильно называет переживаемые ребенком чувства, он способствует их осознанию (а тем самым способствует развитию индивидуальности). Когда же он называет их неправильно, то препятствует осознанию ребенком своих переживаний и блокирует развитие его индивидуальности.
Если взрослый принимает эмоциональные реакции и состояния ребенка, то он тем самым признает за ним право испытывать эти чувства, способствует их осознанию и тем самым — развитию индивидуальности ребенка.
Помимо принятия или непринятия эмоциональных реакций и состояний ребенка, важна также поддержка или отвержение их со стороны взрослого. Когда взрослый принимает эмоциональную реакцию ребенка, он тем самым не только признает за ним право на данную реакцию, но и показывает, что в данной ситуации эта реакция адекватна. Если же взрослый отвергает эмоциональную реакцию ребенка, то он, даже признавая за ним право на такую реакцию, не считает ее в данной ситуации адекватной.

4. Основные условия развития творческой одаренности школьников:

  • Самодостаточное проявление

Систематическое обращение к эмоциональной сфере является основным условием развития творческой одаренности школьников. Для того чтобы способствовать реализации творческого потенциала ребенка и развитию его одаренности, взрослый должен способствовать его эмоциональному самовыражению.
Для этого необходимо создавать такие условия, в которых ребенок проживает, осознает и выражает различные эмоциональные состояния. Эмоции должны не анализироваться, а проживаться.
Основным принципом развития творческого потенциала является принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное.
Этот принцип означает, что для развития творческой одаренности детей необходимо систематически обращать их к собственным эмоциональным переживаниям.
Интеллектуальная и эмоциональная проблемы существенно различаются между собой. Интеллектуальная проблема подразумевает ответ на вопрос: «как это сделать?» Решение интеллектуальной проблемы может быть правильным или неправильным — его правильность можно объективно проверить. Эмоциональная проблема подразумевает ответ на вопрос: «как я к этому отношусь?» У эмоциональной проблемы не может быть неправильного решения — как бы человек ни относился к тому, что происходит, это его собственное, индивидуальное отношение.
Решение заключается в том, чтобы помочь ребенку обнаружить и проявить эмоциональное отношение. Ни о какой объективной проверке в этом случае не может быть и речи. Эмоциональное отношение человека принимается как самодостаточное проявление его индивидуальности.

  • Гуманистические принципы

Еще одним необходимым условием развития творческой одаренности школьников является соблюдение принципов гуманистической психологии — безоценочности, принятия, безопасности, поддержки. Эти принципы должны соблюдаться во взаимодействии между детьми и взрослыми.
Практически это означает, что позитивно подкрепляются и одобряются все ответы ученика. В отличие от обычного обучения, при котором ошибки исправляются, при развитии творческой одаренности ребенку предоставляется «право на ошибку». Это фактически означает, что ошибок нет вообще. Какое бы эмоциональное отношение ребенок ни высказал, оно не может быть ошибочным, потому что это его собственное эмоциональное отношение, демонстрирующее его индивидуальную реакцию на происходящее.
Соблюдение указанных принципов означает, что между взрослыми и детьми должна быть создана атмосфера взаимного доверия. Детям также должна быть обеспечена как независимость в осуществлении выбора, в принятии решений, так и возможность контролировать собственное продвижение.

  • Проблемность, диалогичность, индивидуализация

Третьим необходимым условием развития творческой одаренности школьников является соблюдение принципов развивающего обучения — проблемности, диалогичности и индивидуализации, выдвинутых А.М. Матюшкиным. Применительно к эмоциональной сфере эти принципы трактуются следующим образом.
Проблемность относится к трудности распознавания и выражения своих эмоций. Например, при выполнении какого-либо задания ребенку бывает трудно выразить то, что он чувствует. Взрослый помогает ему в этом, задавая вопрос о том, что он чувствует. Ситуация становится для ребенка проблемной, и для ее разрешения ему необходимо осознать и выразить свои эмоции.
Диалогичность заключается в том, что взрослый помогает ребенку осознать и выразить свою эмоциональную реакцию. Важно отметить, что он не делает это вместо ребенка; он делает это вместе с ним, уточняя, перечисляя возможные варианты, задавая вопросы.
Индивидуализация по отношению к эмоциональным проявлениям заключается в том, что принимаются все эмоциональные реакции ребенка, какими бы они ни были и в какой бы форме они ни выражались. Эмоции ни в коем случае не критикуются и не оцениваются — они просто принимаются взрослым как безусловное проявление собственной индивидуальности ребенка. Это непривычно для взрослых, и им этот навык необходимо специально отрабатывать.


5. Правила для учителя при проведении занятий

При проведении занятий учителю необходимо соблюдать определенные правила.
Так, если дети не могут или не хотят делать то, что им предлагается, учитель должен оставить их в покое.
Иногда — особенно с младшими детьми — бывает необходимо оказать им физическую поддержку (обнять, погладить, прижать).
Если ответы детей повторяются, учителю надо обязательно выслушать их, сколько бы раз ни повторялся один и тот же ответ. Ребенок, повторяя чужой ответ, все равно высказывает свое, индивидуальное отношение к происходящему.
Абсолютно исключена при проведении этих занятий какая бы то ни было критика детей, их действий или их личности.
Учитель должен сам описывать свои чувства; хваля и поддерживая детей, называть те конкретные факты или детали, которые ему понравились. Ему необходимо вслух выражать удивление и восхищение всем, что дети делают на этих занятиях.
В своей речи ведущий не должен употреблять «негативные» слова (плохо, неправильно, ошибка, неудачно, неверно), нужно использовать как можно больше «позитивных» (хорошо, блестяще, прекрасно, молодец, умница, замечательно, успех, удача).
В каждом занятии нужно находить что-то позитивное и называть это вслух.
Если что-то раздражает учителя, следует апеллировать не к личности и поступкам учеников, а к правилам проведения занятий (например: «На наших уроках можно разговаривать, а кричать нельзя, чтобы не мешать остальным в школе», «На наших уроках можно ходить по классу, а топать и прыгать нельзя, потому что потолок обвалится»).
^

6.Адресная направленность. 


Занятия составлены с учетом возрастных особенностей младших школьников и их основных психологических новообразований.
Для младших школьников — это развитие произвольности, самоконтроля, чувства компетентности, творческого мышления и учебных навыков. В результате занятий у школьников повышаются уровень творческого развития, уровень интеллектуального развития и самооценка. Отмечаются позитивные личностные изменения: дети становятся более доброжелательными, лучше себя ведут, меньше спорят с учителями, быстрее находят выход из конфликтных ситуаций.

^

Развивающие занятия по развитию творческой одаренности детей младшего школьного возраста




Занятие 1.

Тема занятия «Это я»

Цель
Создание каждым учеником автопортрета.

Материал
Большие листы бумаги, примерно в рост ребенка (можно использовать обратную сторону обоев, старые газеты, но на них придется рисовать яркими фломастерами), карандаши, краски, фломастеры, цветные картинки из старых журналов и книг, цветные куски бумаги, клей.

^ Ход занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Сегодня мы будем рисовать автопортреты в полный рост. Кто знает, что такое автопортрет?

Правильно, молодцы! Портрет — это изображение человека; автопортрет означает, что человек — сам автор своего портрета, он сам себя рисует»

Ответы детей: это когда не кто-то тебя рисует, а когда ты сам себя рисуешь, это когда ты сам автор своего портрета.

Может быть, кто-нибудь знает способ, как можно быстро нарисовать портрет в полный рост?

Ответы детей: стать настоящим художником, позвать художника, позвать учителя по рисованию.

Да, они смогли бы нарисовать очень хорошие портреты. Но это был бы автопортрет или просто портрет?

Ответы детей: это был бы просто портрет.

А мы будем рисовать автопортрет. Но мы с вами не художники. Как бы мы могли попробовать нарисовать автопортрет?

Дети называют свои способы.

Если дети не смогут ответить, то нужно предложить правильный ответ:

Первый способ: лист бумаги прикрепляется к стене, человек прислоняется к нему, и кто-то обводит его контур карандашом или фломастером.
Второй способ: человек ложится на лист бумаги, и кто-нибудь обводит его контур.
Третий способ: осветить человека и обвести на бумаге его тень.

Дети сами выбирают такой способ, который им нравится больше всего.
Рисуя контуры, дети работают в группах по четыре человека (двое держат лист у стены, один прислоняется, один обводит);

по два (один лежит, другой обводит)

или по три (один лежит, двое обводят).

После того как контур каждого ребенка нарисован, учитель предлагает раскрасить его так, как хотят учащиеся.

Учитель должен быть заинтересован тем, что делают дети, должен проявлять удивление и восхищение.

Каждый ребенок рисует себе одежду — самую красивую, самую модную, может быть, старинную.

Ребенок получает возможность погрузиться в себя, остаться наедине с самим собой, сделать собственный выбор. Он может нарисовать себя либо серьезно, либо шутливо. Он может нарисовать такую одежду, которой у него еще никогда в жизни не было, или ту, которую он хотел бы носить, а ему не разрешают. Важно то, что ребенок пытается сделать, что ему хочется, и он является единственным экспертом своего творения.

Учитель предлагает детям посмотреть в зеркало и нарисовать свое лицо — таким, каким бы они хотели его видеть. «Конечно, мы не художники, и лицо может получиться непохожим. Это неважно. Может быть, будет похож цвет глаз, или ресницы, или улыбка, или, наоборот, не будет улыбки. Это не важно. Рисуйте так, как вам хочется».

Дети создают портреты, прикрепляют на стене в классе.

Учитель осуществляет безусловную поддержку и принятие рассказов детей, отмечает то, что получилось хорошо: удачный цвет или хорошо выраженное настроение.

Дети рассказывают о себе: как зовут, кто родители, где живут, какой дом, что любят и т.д.



Занятие 2.

Тема занятия «Спутанные сказки»


^ Цель

Научить детей изменять свое мнение при оценке событий.

Ход занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ребята, есть ли среди ваших знакомых такие люди, которые вам не нравятся?

Ответы детей: да, у нас плохой сосед, я его боюсь; а мне не нравятся некоторые девочки из нашего класса, они слишком воображают и др.

Учитель объясняет, что нам кажется, что кто-то совсем плохой, и с этим нельзя ничего поделать. Но на все можно посмотреть другими глазами — глазами другого человека.
Давайте мы с вами посмотрим другими глазами на героев хорошо известной вам сказки. Вы все знаете сказку «Три медведя», в которой говорится о том, как Машенька пошла в лес с подружками, заблудилась и попала в дом к медведям. И медведи ее чуть не съели.
Но почему мы считаем, что медведи были несправедливы к Машеньке? Разве не она ворвалась к ним в дом и съела их обед? Разве не она разломала стульчик и с грязными ногами забралась по очереди на все постели? Давайте расскажем историю о Машеньке и трех медведях с точки зрения разных медведей.

Дети работают в группах по четыре человека (Маша и три медведя) и рассказывают сказку по очереди с четырех точек зрения.

Учитель обсуждает с детьми в группах, что может чувствовать мама, если она увидит разбитую посуду, сломанную мебель, смятую и испачканную постель. И о том, что может чувствовать папа, который, придя с работы домой, вместо того чтобы поесть и отдохнуть, вынужден чинить мебель. И о том, что может чувствовать ребенок, у которого съели еду и разбили любимую миску.


Дети работают в группах, затем каждая группа по очереди рассказывает свой вариант всему классу.

Учитель принимает все эмоциональные проявления участников и дает развернутые комментарии к выступлениям детей.

Учитель помогает детям первой группы сделать вывод, что возможно, медведи правы, что рассердились на Машу. Ведь она без разрешения забралась в их дом, без разрешения съела их еду и помяла их постели. Поэтому чувства медведей совершенно справедливы.

Учитель говорит, что оказывается, из любой ситуации можно найти выход и нет необходимости долго расстраиваться из-за неприятностей.


1) Первая группа показывает отрицательные переживания всех медведей: мама злится, папа в ярости, Мишутка плачет. Да, оказывается, медведи были расстроены. Вместо того чтобы отдохнуть, придя из леса, они вынуждены еще и дома работать. Конечно, Маша очень жестоко с ними поступила.


2) Дети второй группы показывают сценку, в которой медведи терпимо относятся к тому, что произошло. Мама сначала расстроилась, что надо заново готовить еду, но потом сказала, что она быстренько сделает всем бутерброды и медведи попьют чай. И папа сначала расстроился и рассердился, потому что он был голодный, а папы всегда любят сначала поесть, а потом отдохнуть. Но потом он сказал, что починит стул, пока мама делает бутерброды. А Мишутка сначала расстроился, а когда увидел девочку, то обрадовался, что ему есть с кем поиграть.

Занятие 3.

^ ТЕМА ЗАНЯТИЯ "СМЫСЛОВОЕ ЗАПОМИНАНИЕ"

Цель: обучить созданию мнемических опор.

Материал

Рассказ «Заячьи лапы» К.Г.Паустовский

^ Ход занятия

Учитель. Ребята, сейчас мы с вами будем учиться запоминать текст. Сначала нужно прочитать рассказ, а потом выделить главные мысли этого рассказа. Для этого нужно несколько раз ответить на два вопроса: «О ком (или о чем) говорится в начале текста?» и «Что об этом говорится?»
Учитель читает вслух рассказ «Заячьи лапы».

^ ЗАЯЧЬИ ЛАПЫ

Летом дед пошел на охоту в лес. Ему попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него из ружья, но промахнулся. Заяц удрал.
Дед пошел дальше. Но вдруг испугался: с одной стороны сильно тянуло дымом. Поднялся ветер. Дым густел, его уже несло по лесу. Дым покрывал кусты. Стало трудно дышать. Дед понял, что начался лесной пожар и огонь быстро идет прямо на него. По словам деда, и поезд не мог бы уйти от такого огня.
Дед побежал по кочкам, дым выедал ему глаза. Огонь почти хватал его за плечи.
Вдруг из под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.
Дед обрадовался зайцу, как родному. Дед знал, что звери лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Они гибнут тогда, когда огонь их окружает.
Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так шибко!». Заяц вывел деда из огня.
Заяц и дед выбежали из леса к озеру. Оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и принес домой. У зайца обгорели задние ноги и живот. Заяц страдал. Дед вылечил его и оставил у себя.
Это был тот самый зайчонок с рваным левым ухом, в которого дед стрелял на охоте.



После прочтения рассказа учитель задает детям вопросы.


^ Деятельность учителя

Деятельность учащихся

О ком говорится в начале рассказа?

О дедушке.

Что говорится о дедушке?

Что он пошел на охоту (и не попал в зайчонка).

О ком говорится дальше?

О дедушке.

Что о нем говорится?

Дедушка попал в лесной пожар.

Потом о ком говорится?

О дедушке.

Что о нем говорится?

Дедушку спас от пожара зайчонок.

О ком говорится в конце рассказа?

О дедушке.

Что о нем говорится?

Дедушка вылечил обгоревшего зайца.

При составлении мнемических опор соблюдаются следующие общие правила.
- Текст предварительно не разбивается на части.
- Части формируются сами собой вокруг главных мыслей.
- Главные мысли текста должны иметь единую смысловую связь — «ручеек».
- Если основные мысли выделены правильно, то должен получиться короткий рассказ.
- Если какое-то записанное предложение не соответствует остальным, значит, выделено не главное и нужно вернуться к этому месту в тексте.
- Мнемические опорные пункты (главные мысли) должны представлять собой развернутые, самостоятельно составленные или взятые из текста предложения.



Похожие:

Проектное задание тема: «развивающие занятия по развитию творческой одаренности детей младшего школьного возраста» iconТема: «Развитие социальной и коммуникативной одаренности у детей младшего школьного возраста»

Проектное задание тема: «развивающие занятия по развитию творческой одаренности детей младшего школьного возраста» iconКонкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми младшего школьного возраста в контексте требований фгос второго поколения
Тема : «Формирование у детей младшего школьного возраста толерантного отношения к другим народностям, их истории и культуре»
Проектное задание тема: «развивающие занятия по развитию творческой одаренности детей младшего школьного возраста» iconI. Теоретические аспекты изучения проблемы общения умственно отсталых детей младшего школьного возраста 8
Особенности формирования навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста 8
Проектное задание тема: «развивающие занятия по развитию творческой одаренности детей младшего школьного возраста» iconМбоу для детей дошкольного и младшего школьного возраста Матвеевская начальная школа-детский сад. Экологический проект
Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников
Проектное задание тема: «развивающие занятия по развитию творческой одаренности детей младшего школьного возраста» iconПрограмма Цикл занятий по развитию самопознания и уверенности в себе по артпсихопедагогике для детей 7-8 лет
Рудненного психического развития детей младшего школьного возраста, обусловленного социально-психологическими и педагогическими причинами,...
Проектное задание тема: «развивающие занятия по развитию творческой одаренности детей младшего школьного возраста» icon«специальный курс по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста «музыка и я»
...
Проектное задание тема: «развивающие занятия по развитию творческой одаренности детей младшего школьного возраста» iconТема: «Знакомство»
Цикл занятий «Я и другие» по развитию адекватной самооценки детей младшего дошкольного возраста с зпр, зрр
Проектное задание тема: «развивающие занятия по развитию творческой одаренности детей младшего школьного возраста» icon«Музыкальный слух» «Музыкальный слух и его формирование у детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Музыкальный слух одна из главных составляющих в системе музыкальных способностей., недостаточная развитость которой делает невозможными...
Проектное задание тема: «развивающие занятия по развитию творческой одаренности детей младшего школьного возраста» iconАвтор опыта: Рочева Людмила Александровна, воспитатель муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Заполярного района»
Тема опыта: «Использование метода проектирования для развития художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности...
Проектное задание тема: «развивающие занятия по развитию творческой одаренности детей младшего школьного возраста» iconИсследовательская работа на тему: «Влияние самостоятельных занятий физической культурой на формирование физических качеств у детей младшего школьного возраста и контроль за из выполнением»
«Влияние самостоятельных занятий физической культурой на формирование физических качеств у детей младшего школьного возраста и контроль...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты