Рабочая программа по литературному чтению на 2011-2012 учебный год для 3 а класса icon

Рабочая программа по литературному чтению на 2011-2012 учебный год для 3 а класса



НазваниеРабочая программа по литературному чтению на 2011-2012 учебный год для 3 а класса
Дата17.10.2016
Размер
ТипРабочая программа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 33


Согласовано Утверждаю

Зам.директора по УВР Директор МОУ-СОШ № 33

___________________ ________________________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

на 2011-2012 учебный год

для 3 А класса


Годовое количество часов: 102

Количество часов в неделю: 3


Учитель: Простакова Наталья Александровна


Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов, протокол № _______ от ________________2011 г.


Председатель ШМО ________________________


^ Вводная часть

Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеским ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения. Поскольку речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, литературное чтение является одним из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующим общему развитию, воспитанию и социализации ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы.

Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей.

^ Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);

потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;

читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения, различными видами чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;

готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности

на основе читаемого.

Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению.

В связи с этим концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые по-

зиции курса «Литературное чтение»:

• обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством

чтения);

• внимание к личности писателя;

• бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания

и придании ему той или иной формы;

• наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной

информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).


^ Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:


  • Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности).

  • Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая основа процесса чтения).

  • Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано).

  • Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.

  • Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и другие. (Общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию).

  • Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития).

  • Овладение детьми умением пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и другие), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.


^ Приоритетной задачей предмета «Литературное чтение» является духовно-нравственное воспитание обучающихся, для чего в Программу включены художественные произведения, обладающие мощным нравственным и духовным потенциалом: от небольших поучительных басен Эзопа до философской сказочной повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Сформировать у детей духовно-нравственные ориентиры помогает не только целенаправленный подбор литературных произведений, но и методический аппарат учебников.

2. С целью реализации принципа преемственности данный курс по литературному чтению для начальной школы дополняют пособия для дошкольников и учебники по литературе для 5, 6 и 7 классов основной школы.

3. Учебный материал, реализующий данную Программу, подобран в соответствии с рекомендациями ФГОС и отвечает критериям художественной и познавательной ценности, сочетания классики и современности, доступности, тематического и видо-жанрового разнообразия. Он отличается следующими особенностями:

• широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений;

• соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущим задачам каждого года обучения. В 3 классе, поскольку в это время ещё большее, чем прежде, внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию детей, в учебнике доминируют разделы с произведениями нравственной тематики.

Таким образом и учебный материал, и структура учебников направлены на создание благоприятных методических условий формирования приоритетных для каждой ступени обучения компетенций и личностных качеств.)

4. В основе методического аппарата учебников лежит современная практико- и личностноориентированная педагогическая технология: методический аппарат программирует процесс обучения, «ведёт» за собой, учит мыслить, включая детей в логику осмысления произведений разных литературных родов и жанров. В большинстве случаев учебники не дают готовых решений, а подводят к нахождению правильных ответов, а значит к правильному осмыслению прочитанного.

Особую группу составляют задания, формирующие универсальные учебные действия учащихся. Методический аппарат содержит материалы для формирования всех видов УУД: личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) с приоритетом (из-за специфики предмета) развития личностных (прежде всего ценно-смысловых), познавательных и коммуникативных.

Значительное место в курсе «Литературное чтение» занимают задания творческого характера. Особое место среди них отводится заданиям, организующим обучение словесному творчеству: созданию сочинений, отзывов, аннотаций, стилизаций (небылица, считалка, загадка, сказка) и др.

Наиболее существенными особенностями методического аппарата являются:

• охват всех этапов урока (вопросы, задания и упражнения сопровождают литературное произведение: перед текстом с их помощью осуществляется подготовка к чтению; далее в том случае, если текст имеет значительный объём, в нём содержатся методические вставки (вопросы и задания, помогающие осмыслить читаемое и прогнозировать дальнейшее развитие сюжета); основной блок вопросов и заданий расположен после текста) – таким образом методический аппарат окаймляет произведение, направляя восприятие и вырабатывая привычку к чтению-диалогу, чтению-размышлению, чтению-изучению, то есть формируя правильный тип читательской деятельности);

• обеспечение методической поддержкой трёх основных направлений в обучении чтению: совершенствование техники чтения, обучение работе с текстами разной специфики и формирование

умения ориентироваться в мире книг;

• систематичность в формировании читательских компетенций, то есть постепенное нарастание сложности заданий и увеличение самостоятельности детей при их выполнении;

• сопровождение наиболее трудных и новых заданий вспомогательными методическими материалами, помогающими их выполнить: пояснениями, советами, памятками (например, учебники

содержат памятки с алгоритмами для составления выборочного и краткого пересказов, проведения

драматизации, составления диафильма, осуществления виртуальной экранизации прочитанного, составления аннотации, создания читательского отзыва, сочинения рассказа по картине, подготовки

и проведения презентации).

Реализовать перечисленные выше задачи учителю поможет специально созданные для этого комплект учебников по чтению «Любимые страницы» и сборники методических рекомендаций.


Образовательные технологии:

Проблемное обучение

Исследовательская деятельность

Личностно-ориентированный подход

Игровые технологии

Развивающее обучение

Модельный метод обучения.

Групповые технологии.
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения


^ Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана.


Класс

Количество часов

в неделю согласно

учебному плану школы



Реквизиты программы

УМК

обучающихся

УМК учителя




Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент










3 А

2

1




О.В. Кубасова Программа к курсу «Литературное чтение» для 1-4 классов общеобразоватлеьных учреждений. Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2007.

О.В. Кубасова Литературное чтение. Тетрадь к учебнику «Любимые страницы» для 3 класса общеобразовательных учреждений. 7-е издание,Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2010.
















Примерные программы начального общего образования. Стандарты второго поколения. Часть 1. Москва, Просвещение, 2008.

О.В. Кубасова Литературное чтение. Учебник «Любимые страницы» для 3 класса общеобразовательных учреждений. В четырех частях. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2010.



















О.В. Кубасова Литературное чтение. Тестовые задания. 3 класс, 2-е издание. Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2010.





^ Учебно-методический комплекс




Авторы

Название пособия

Издательство

Год

1

О.В. Кубасова

Литературное чтение. Любимые страницы учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. В четырех частях. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. 7-е издание.

Смоленск «АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК»

2010

2

М.И. Кузнецова

Литературное чтение. Зачётные работы. Контроль знаний. 3 класс (по Новому образовательному стандарту (второго поколения)).

Москва «Экзамен»

2011

3

О.Н. Крылова

Чтение и работа с текстом (по новому образовательному стандарту (второго поколения)).

Москва «Экзамен»

2011

4

О.В. Кубасова

Литературное чтение. Тесты. 3 класс

Москва «АСТ»

2008

5

О.В. Кубасова

Литературное чтение. Тестовые задания. 3 класс.

Смоленск «АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК»

2010

6

О.В. Кубасова

Литературное чтение: метод. рекомендации к тестовым заданиям к учеб. "Любимые страницы" для 1-4 кл.

Смоленск «АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК»

2010

7

М.И. Оморова

Чтение в начальных классах 1-4.

Москва АСТ Астрель

2003

8

Л.И. Тикунова, Т.В. Игнатьева, Л.Е. Тарасова

Справочник для учителей и родителей. Литературное чтение 1-4.

Москва, АСТ Астрель

2003

9

Т.В. Игнатьева

Контрольные тексты для проверки техники чтения 1-4 классы.

Тула «Родничок»

2002

10

О.В. Кубасова

Как помочь ребенку стать читателем.

Москва,

АСТ Астрель

2004

11

Л.А. Павлова

Как формировать навык чтения у младших школьников

Москва, Аркти

2007

12

Кубасова О.В.

^

2 класс "Любимые страницы". Методические рекомендации (21век.)





Смоленск «АССОЦИАЦИЯ

XXI ВЕК»

2010

13




Интернет







14




Газета «Первое сентября»







15




Журнал «Начальная школа»







16




Журнал «начальная школа + до и после»









Основные знания, умения и навыки:


Читательские умения:


^ НАВЫК ЧТЕНИЯ

Чтение осмысленное, правильное, выразительное, со скоростью 70-80 слов в минуту.


РАБОТА С ТЕКСТОМ И КНИГОЙ:

Обучающиеся должны уметь:

  • понимать содержание текста и подтекст произведений более сложных, чем прежде, по художественному и смысловому уровню;

  • выявлять отношение автора тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;

  • работать с толковым словарем;

  • использовать при чтении средства интонационной выразительности (логическое ударение, силу и эмоциональную окраску голоса, темпоритм, логические и психологические паузы, мелодику);

  • давать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;

  • определять тему и главную мысль произведения;

  • соотносить содержание произведения с теми языковыми средствами, при помощи которых оно выражено автором;

  • озаглавливать иллюстрации и тексты;

  • составлять простой план произведения;

  • пересказывать текст подробно, частично, выборочно, творчески (от другого лица и по измененному плану);

  • выделять главное и второстепенное в более насыщенных информацией текстах, чем в предыдущем учебном году (логическая переработка текста);

  • развивать способность к прогнозированию жанра и содержания произведений перед чтением и в процессе его;

  • ставить вопросы к прочитанному;

  • самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему.


^ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА

Обучающиеся должны уметь:

  • выделять такие языковые средства, как сравнение, эпитет, олицетворение, повтор, звукопись, и определять их функции в художественной речи;

  • выделять художественные особенности сказок, их структуру (зачин, троекратный повтор, концовка) и лексику, отличать сказку от рассказа;

  • использовать в речи элементарные понятия (эпизод, олицетворение, сравнение);

  • накопить разнообразные видо-жанровые представления об эпосе и лирике (сказки и рассказы в прозе и стихах, басни, песни, легенда, лирика, эпические и лирические стихотворения).


^ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Обучающиеся должны:

  • уметь подготовить графическую, музыкальную или словесную иллюстрацию, овладеть приемом словесного рисования сюжетного и пейзажного фрагментов текста;

  • освоить формы драматизации: чтение по ролям, живые картины (индивидуальные и групповые), произнесение реплики героя с использованием мимики, развернутую драматизацию;

  • уметь подготовить творческий пересказ;

  • уметь составить диафильм (комикс) к небольшому тексту (устно и графически);

  • принимать участие в конкурсах чтецов;

  • составлять собственные высказывания на основе прочитанного.



Виды речевой деятельности


Аудирование (слушание)


Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения; осознание цели и определение последовательности построения речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному научно-познавательному и художественному произведению.


Чтение


Чтение вслух

Осмысленное, правильное, беглое, выразительное чтение с соблюдением орфоэпических и интонационных норм.


Чтение про себя

Осознание при чтении про себя смысла доступных по объёму и жанру произведений. Выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное, творческое, изучающее). Умение находить в тексте необходимую информацию.


Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текстов: художественных, учебных, научно-познавательных и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста. Прогнозирование содержания книги перед чтением и в процессе чтения. Определение темы текста, главной мысли. Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Составление вербального плана. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.

Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.


Работа с текстом художественного произведения

Понимание заглавия произведения. Понимание содержания текста и его подтекста; выявление отношения автора к тому, о чём идет речь, и осознание собственного отношения к тому, что и как написано. Подробная характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств из прочитанного текста. Выявление причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою. Характеристика исторического героя – защитника Родины. Осознание понятия «Родина». Проявление характера в поступках: преодоление собственных недостатков, воспитание нравственных принципов. Соотношение содержания произведения с теми языковыми и композиционными средствами, при помощи которых оно выражено автором. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (синтаксическое построение предложений, единство или контрастность описаний), жанр, структура (композиция).

Составление плана (цитатного, вопросного, в виде самостоятельно сформулированных повествовательных предложений).

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики, пересказ (подробный, частичный, выборочный, творческий – от другого лица и по изменённому плану), рассказ по иллюстрациям и по репродукциям картин.

Описание портрета персонажа и места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).

Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.


Работа с учебными и научно-познавательными текстами


Понимание заглавия произведения. Осознание особенностей научно-познавательного текста, связанных с передачей информации. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые (опорные) слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, план, схему. Отбор главного в содержании текста. Подробный и выборочный пересказ текста.


Библиографическая культура

Книга: учебная, художественная, справочная. Книга как особый вид искусства и как источник знаний. Элементы книги. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Составление каталожной карточки. Выбор книг на основе рекомендательного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Самостоятельный поиск книг на заданную учителем тему.


Говорение (культура речевого общения)

Освоение диалога как вида речи. Осознание особенностей диалогического общения: необходимости понимать, отвечать и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному). Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так и внеучебного общения. Освоение монолога как формы речевого высказывания: отбор и использование изобразительно-выразительных средств языка для создания собственного устного высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача впечатлений из повседневной жизни, литературного и живописного произведения в виде описания, рассуждения, повествования. Построение плана собственного высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, рассказ по иллюстрациям и репродукциям картин, на заданную тему, по аналогии с прочитанным.


Письмо (культура письменной речи)

Практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение. Создание собственных письменных высказываний: эссе, рассказ по картине, отзыв, аннотация.

Соблюдение норм письменной речи. Соответствие содержания заголовку, последовательность изложения, использование в письменной речи выразительных средств языка.


Круг чтения

В третьем классе на первый план выходят задачи: приобщение детей к основам литературы как искусства слова и создание при этом условий для постижения ребёнком окружающего мира и самого себя. В силу этого круг чтения третьеклассников весьма широк: фольклорные и литературные художественные произведения разных жанров, традиционно входящие в чтение учащихся младшего школьного возраста и познавательные тексты (очерки), систематизированные по темам. Учащимся предлагаются литературные произведения разных стран и народов, большую часть которых составляют произведения русской литературы.


^ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



урока

Дата

Тема урока

Примечание







^ Труд человека кормит,

а лень портит (10 ч).




1.




Урок-путешествие «Школа и школьная жизнь». Знакомство с учебником. Р. Сеф «Лопата», Е. Карганова «Лекарство без рецепта».




2.




Знакомство с творчеством К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла». ^ Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Понимания заглавия произведения.




3.




Поучение через осуждение поступка. ^ Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет. Е. Благинина «В ненастные деньки», «Не мешайте мне трудиться». С. Баруздин «Бревно».




4.




^ Жанровое разнообразие: авторская и народная сказки. Их отличительные особенности. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы. Русская народная сказка «Кому горшок мыть». С. Маршак «Старуха, дверь закрой!».




5.




^ Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение мотивов поведения героя. Беседа по вопросам. Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».




6.




Продолжение чтения произведения Е. Шварц «Сказка о потерянном времени». ^ Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Нахождение главной мысли, сформулированной в тексте.




7.




Знакомство с творчеством И. Крылова. ^ Жанровое разнообразие: басня. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. «Стрекоза и муравей».




8.




^ Определение главной мысли в произведении Дж. Р. Киплинга «Отчего у Верблюда горб». Чтение по ролям. Характеристика героя произведения.




9.




^ Жанровое разнообразие: африканская сказка «Лентяйка». Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.




10.




^ Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств языка данного текста. Сравнение произведений. Грузинская сказка «Голубой ковер». Р. Сеф «Странное дело».











^ Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца (7 ч).





1 (11).




^ Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Итальянская сказка «Новая юбка», С. Маршак «Не так». Выявление авторского отношения к персонажам. Работа с толковым словарем.




2 (12).




Русская народная сказка «Как мужик гусей делил». Деформированный план и его корректировка. ^ Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Прогнозирование содержания читаемого.




3 (13).




Русская народная сказка «Дочь-семилетка». ^ Определение главной мысли. Словесное рисование. Характеристика персонажей по их поступкам. Выявление смыслового и эмоционального подтекста.




4 (14).




^ Жанровое разнообразие: русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая». Ответы на вопросы по содержанию словами текста. Работа с заголовком.




5 (15).




Продолжение работы над русской народной сказкой «Морской царь и Василиса Премудрая». ^ Деление текста на части. Составление простого плана произведения.




6 (16).




^ Жанровое разнообразие: сказки народов мира. Армянская сказка «Золотое яблоко». Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие.





7 (17).




^ Жанровое разнообразие: литературная сказка. Языковое оформление текста. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик».











^ Много хватать – свое потерять (3 ч).





1 (18).




^ Сравнение народной и литературной сказки. Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке». Характеристика героя произведения. Нахождение главной мысли, сформированной в тексте. Обучение ориентировке в содержании (оглавлении) книги.




2 (19).




Добро и зло произведениях Я. Аким «Жадина», В. Зотов «Бабушкин халат». ^ Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы. Сравнение произведений на основе их содержательно-тематических особенностей.




3 (20).




Знакомство с творчеством Д. Родари «Солнце и туча». Определение мотивов поведения героя. Беседа по вопросам. ^ Нахождение главной мысли, сформулированной в тексте.











^ Тайное всегда становиться явным

(5 ч).





1 (21).




^ Жанровое разнообразие: рассказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств языка данного текста. Прогнозирование содержания читаемого. В. Драгунский «Тайное становится явным».




2 (22).




Диалог как особый прием, позволяющий сохранить юмористический тон. Н. Носов «Огурцы». ^ Выявление авторского отношения к персонажам. Определение главной мысли. Деление текста на части.




3 (23).




^ Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Выделение в тексте слов и выражений, значение которых непонятно. В. Осеева «Почему?»




4 (24).




Шведская сказка «Принцесса-лгунья». Чтение по ролям. ^ Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.




5 (25).




Предисловие книги. Л. Пантелеев «Честное слово». ^ Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Беседа по вопросам и по содержанию словами текста.











^ Унылая пора! Очей очарованье! (4 ч).





1 (26).




^ Эмоциональный тон произведения. Образность и выразительность в произведениях. К. Бальмонт «Осень», И. Соколов-Микитов «Листопадничек». Средства художественной выразительности.




2 (27).




Осень в произведениях Ф. Тютчев «Листья», А. Фета «Ласточки пропали». ^ Средства художественной выразительности – звукопись. Чтение незнакомого текста с соблюдением литературного произношения.




3 (28).




^ Жанровое разнообразие: рассказ. Языковое оформление текста. Поступки и действия как основное средство изображения персонажей. Деление текста на части. Определение микротем. К. Паустовский «Барсучий нос».




4 (29).




Стихотворения русских поэтов об осени. А. Пушкин «Осень» (отрывок), М. Лермонтов «Осень», А. Майков «Осень».^ Средства художественной выразительности. Выделение их в тексте, определение их значения в художественной речи.











^ Ежели вы вежливы… (2 ч).





1 (30).




Мультимедийный урок. С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоваров «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк». ^ Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет.




2 (31).




Определение мотивов поведения героя. В произведении В. Осеевой «Волшебное слово». ^ Беседа по вопросам. Нахождение главной мысли, сформулированной в тексте. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения.











^ Каждый свое получил (14 ч).

2 часть




1 (32).




^ Жанровое разнообразие: сказка. Эстонская сказка «Каждый свое получил», латышская сказка «Два брата». Нахождение главной мысли, сформулированной в тексте. Персонажи, прием противопоставления. Понимание содержания литературного произведения.




2 (33).




Ю. Ярмыш «Добрый клён», «Озеро», Узбекская сказка «Черепаха и скорпион». Чтение по ролям. ^ Анализ причины поступка персонажа. Сравнение произведений на основе их содержательно-тематических особенностей.




3 (34).




Мультимедийный урок. Жанровое разнообразие: басня. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Сопоставление поступков героев по аналогии и по контрасту. И. Крылов «Чиж и Голубь». Л. Толстой «Белка и волк», «Комар и лев».




4 (35).




Индийская сказка «Мак». Деформированный план и его корректировка. ^ Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Прогнозирование содержания читаемого.




5 (36).




Г. Ладонщиков «В старой сказке», русская народная сказка «Баба-Яга». Сравнение произведений. ^ Составление плана в виде назывных предложений из текста.




6 (37).




Русская народная сказка «Падчерица и мачехина дочка». ^ Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Понимания заглавия произведения. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения.




7 (38).




^ Жанровое разнообразие: литературная сказка. Осознание диалога как вида речи Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы. Б. Заходер «Серая звездочка».




8 (39).




Б. Заходер «Серая звездочка» (продолжение). ^ Нахождение главной мысли, сформулированной в тексте. Деление текста на части, определение главной мысли каждой части, озаглавливание. Чтение по ролям.




9 (40).




Английская сказка «Хромая Молли». ^ Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Беседа по вопросам.




10 (41).




Чешская сказка «Златовласка». Персонажи, прием противопоставления. ^ Определение главной мысли текста. Понимание содержания литературного произведения. Составление картинного плана.




11 (42).




Чешская сказка «Златовласка» (продолжение). ^ Определение мотива поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложенных. Деление текста на части. Составление простого плана произведения. Озаглавливание.




12 (43).




Итальянская сказка «Дары феи Кренского озера». ^ Смысловой и эмоциональный подтекст. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы. Понимания заглавия произведения. Работа со школьным толковым словарем.




13 (44).




Итальянская сказка «Дары феи Кренского озера» (продолжение). ^ Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Определение главной мысли текста. Чтение по ролям.




14 (45).




^ Понимания содержания литературного произведения. Характеристика героя произведения. Подробный пересказ текста. Л. Чарская «Живая перчатка», Ю. Мориц «Песенка про сказку».











^ Жизнь дана на добрые дела (5 ч)




1 (46).




^ Жанровое разнообразие: стихотворение. Ю. Мориц «Разговаривали вещи». Средства художественной выразительности. Выделение их в тексте, определение их значения в художественной речи.




2 (47).




^ Жанровое разнообразие: литературная сказка. Х.К. Андерсен «Пятеро из одного стручка». Выборочное чтение. Выявление авторского отношения к герою на основе имени. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения.




3 (48).




Х.К. Андерсен «Ель». ^ Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Определение главной мысли текста. Беседа по вопросам.




4 (49).




Е. Пермяк «Некрасивая ёлка», Е. Клюев «Сказки простого карандаша». Сравнение произведений.^ Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Прогнозирование содержания читаемого.




5 (50).




^ Проверка техники чтения по линии администрации за 1 полугодие











^ Снег летает и сверкает… (9 ч).





1 (51).




^ Конкурс чтецов. Настроение в произведениях С. Есенина «Берёза», М. Пришвина «Деревья в лесу». Понимание заглавия произведения. Передача эмоционального тона произведения. Выделение средств художественной выразительности.




2 (52).




^ Жанровое разнообразие: стихотворение. И. Никитин «Весело сияет», А.С. Пушкин «Зимний вечер». Эмоциональный тон произведения. Образность и выразительность в произведениях.




3 (53).




Жанровое разнообразие: литературная сказка. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Определение главной мысли текста. Беседа по вопросам. Деление текста на части. Х.К. Андерсен «Девочка со спичками».




4 (54).




Зимняя тематика произведений в творчестве И. Сурикова «Детство». А. Блока «Ветхая избушка».^ Понимание заглавия произведения. Передача эмоционального тона произведения. Выделение средств художественной выразительности.




5 (55).




З. Александрова «Снежок», Саша Чёрный «На коньках».^ Смысловой и эмоциональный подтекст. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы. Понимания заглавия произведения. Работа со школьным толковым словарем.




6 (56).




В. Драгунский «Кот в сапогах». Персонажи, прием противопоставления. ^ Определение главной мысли текста. Понимание содержания литературного произведения. Составление картинного плана. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения.




7 (57).




Соответствие названия рассказа и содержания. Н. Носов «Бенгальские огни». ^ Поступки и действия как основное средство изображения персонажей. Чтение по ролям.




8 (58).




Н. Носов «Бенгальские огни» (продолжение). ^ Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств языка данного текста. Нахождение главной мысли, сформулированной в тексте. Составление плана.




9 (59).




^ Эмоциональный тон произведения. Образность и выразительность в произведениях. С. Дрожжин «Снег летает и сверкает», К. Бальмонт «Снежинка», С. Есенин «Пороша».











^ За доброе дело стой смело (5 ч).

3 часть




1 (60).




Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»^ . Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживани. Беседа по вопросам и по содержанию словами текста.




2 (61).




Н. Артюхова «Трусиха», Э. Киселева «Мальчик-огонек». Сравнение произведений. ^ Выявление авторского отношения к персонажам. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения. Определение главной мысли.




3 (62).




Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина». ^ Анализ причины поступка персонажа. Характеристика исторического героя – защитника Отечества.




4 (63).




^ Конкурс чтецов. В. Высоцкий «Он не вернулся из боя», С. Баруздин «Страшный клад». Сравнение произведений. Характеристика героя произведения. Деление текста на части и составление плана. Беседа по вопросам.




5 (64).




Творчество С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». ^ Средства художественной выразительности. Характеристика персонажей, собственное отношение к их поступкам.











^ Кто родителей почитает, тот вовек не погибает (14 ч).





1 (65).




^ Жанровое разнообразие: рассказ. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Беседа по вопросам и по содержанию словами текста. Сравнение произведений. В. Осеева «Печенье», «Лекарство».




2 (66).




Б. Емельянов «Мамины руки». Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Определение главной мысли текста. Беседа по вопросам. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения.




3 (67).




^ Жанровое разнообразие: стихотворение. Стихи о семье. Прогнозирование содержания по заголовку. Л. Яковлев «Альбом фотографий», Л. Квитко «Бабушкины руки», О. Дриз «Книга».




4 (68).




Г. Фаллада «История про мамину сказку»^ . Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения. Подробный пересказ текста, деление на части, озаглавливани.




5 (69).




^ Жанровое разнообразие: рассказ. Читаем по ролям. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств языка данного текста. В. Драгунский «…Бы»




6 (70).




^ Жанровое разнообразие: рассказ. Прогнозирование содержание читаемого. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Н. Артюхова «Трудный вечер».




7 (71).




^ Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет. Определение эмоционального характера текста. М. Зощенко «Золотые слова».




8 (72).




^ Жанровое разнообразие: сказки народов мира. Черногорская сказка «Милош находит мать». Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Беседа по вопросам и по содержанию словами текста.




9 (73).




Адыгейская сказка «Девочка-птичка». Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Определение главной мысли текста. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения.




10 (74).




^ Жанровое разнообразие: сказка. Языковое оформление текста. Поступки и действия как основное средство изображения персонажей. Испанская сказка «Птица-правда».




11 (75).




Испанская сказка «Птица-правда» (продолжение). ^ Определение главной мысли. Деление текста на части. Составление плана в виде вопросов. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.




12 (76).




^ Жанровое разнообразие: легенда. А. Платонов «Разноцветная бабочка». Построение небольшого монологического высказывания о своих впечатлениях о произведении. Определение характера текста по заглавию. Авторское и собственное отношение к персонажам.




13 (77).




Определение главной мысли, сформулированной в тексте. Л. Петрушенская «Сказка о часах»^ Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения. Иллюстрация к книге и ее роль в понимании произведения. Поучительный смысл сказки.




14 (78).




Русская народная сказка «Подземные царства», Г. Виеру «Мамин день». ^ Сравнение произведений. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Беседа по вопросам и по содержанию словами текста.











^ Весна идет, весне дорогу!.. (7 ч)





1 (79).




Настроение в произведениях Ф. Тютчева «Зима недаром злиться», М. Пришвина «Капля и камень». ^ Понимание заглавия произведения. Передача эмоционального тона произведения. Выделение средств художественной выразительности.




2 (80).




В. Железников «Три ветки мимозы». ^ Определение мотивов поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложенных. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения.




3 (81).




Произведения о весне. И. Северянин «Отчего?», В. Берестов «Мать-и-мачеха», Г. Новицкая «Подснежник». ^ Эмоциональный тон произведения. Выделение средств художественной выразительности. Выбор темпа чтения в зависимости от смысла читаемого




4 (82).




^ Определение особенностей художественного текста. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Н. Гоголь «Весна». А. Плещеев «Весна». Сравнение произведений. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы.




5 (83).




К. Паустовский «Стальное колечко». Анализ причины поступка персонажа. ^ Умение находить в тексте необходимую информацию. Творческий пересказ в форме дополнения текста.




6 (84).




А. Майков «Ласточка примчалась», А. Фет «Я пришел к тебе с приветом», А. Чехов «Весной». ^ Словесное рисование. Средства художественной выразительности. Чтение незнакомого текста с соблюдением литературного произношения.




7 (85).




^ Проверка техники чтения по линии администрации за год











^ Любовь волшебная страна (9 ч).

4 часть





1 (86).




^ Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник». Работа над передачей основного эмоционального фона произведения.




2 (87).




^ Жанровое разнообразие: литературная сказка. Языковое оформление текста. Поступки и действия как основное средство изображения персонажей. Н. Вагнер «Сказка». Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения.




3 (88).




Братья Гримм «Рапунцель». ^ Понимания заглавия текста. Характеристика персонажа, собственное отношение к их поступкам. Составление словесного описания сюжетного фрагмента из эпического произведения.




4 (89).





Изложение события от имени героя текста. Французская сказка «Красавица и чудовище».^ Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.




5 (90).




Х.К. Андерсен «Ромашка». ^ Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Определение главной мысли текста. Беседа по вопросам.




6 (91).




Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево».^ Характеристика героя произведения. Нахождение главной мысли, сформированной в тексте. Обучение ориентировке в содержании (оглавлении) книги.




7 (92).




Русская народная сказка «Пёрышко финиста-ясна сокола».^ Определение главной мысл. Словесное рисование. Характеристика персонажей по их поступкам. Выявление смыслового и эмоционального подтекста. Деление текста на части.




8 (93).




Польская сказка «Каменный принц и прекрасная померанца».^ Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения.




9 (94).




А.А Фет «Облаком волнистым», Я. Полонский «Песня», И.С. Тургенев «Воробей». Сравнение произведений. Нахождение главной мысли произведения. Средства речевой выразительности. Творческая интерпретация читаемого посредством интонационной выразительности.











^ Чудесное - рядом (8 ч).





1 (95).




Р. Сеф «Чудо», А. Прокофьев «Люблю берёзу русскую». ^ Словесное рисование. Средства художественной выразительности. Чтение незнакомого текста с соблюдением литературного произношения.




2 (96).




^ Жанровое разнообразие: рассказ. Читаем по ролям. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств языка данного текста. К. Паустовский «Заботливый цветок».




3 (97).




В. Жуковский «Родного неба милый свет…», С. Маршак «О том, как хороша природа». ^ Средства речевой выразительности. Определение особенностей художественного текста.




4 (98).




Н. Абрамцева «Радуга» Ю. Могутин «Берег бродячих камешков», М. Пришвин «Дятел».^ Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Сравнение произведений.




5 (99).




В. Астафьев «Стрижонок скрип». ^ Деление теста на части, составление плана, пересказ по плану. Определение мотивов поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложенных.




6 (100).




О. Дриз «Счастье», Б. Заходер «Что красивей всего?», В. Бианки «Музыкант».^ Смысловой и эмоциональный подтекст. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы. Понимания заглавия произведения. Работа со школьным толковым словарем.




7 (101).




Белорусская сказка «Музыка-чародейник». Определение главной мысли. Словесное рисование. Характеристика персонажей по их поступкам. Выявление смыслового и эмоционального подтекста.




8 (102).




И.Пивоварова «Волшебная палочка», итальянская сказка «Тайна Флорио». Прогнозирование содержание читаемого. Беседа по вопросам.






Похожие:

Рабочая программа по литературному чтению на 2011-2012 учебный год для 3 а класса iconПрограмма по литературному чтению дл 4 класса пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы по литературному чтению умк «Гармония»
Рабочая программа по литературному чтению на 2011-2012 учебный год для 3 а класса iconРабочая программа курса «Литературное чтение»
«Литературное чтение» разработана на основе авторской программы для 2 класса Л. А. Ефросининой – М.: Вентана-Граф, 2009г. Программа...
Рабочая программа по литературному чтению на 2011-2012 учебный год для 3 а класса iconРабочая программа по литературному чтению 3 класса составлена на основе образовательной программы по литературному чтению моу сош п.
У сош п. Пашково, в которой учтен учебный план моу сош п. Пашково, опирающийся на Федеральный базисный учебный план от 19. 03. 2004г....
Рабочая программа по литературному чтению на 2011-2012 учебный год для 3 а класса iconПрограмма по предмету «Литературное чтение» (фгос ноо 1 4 класс) пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 1-4 классов разработана в соответствии с примерной программой начального общего образования...
Рабочая программа по литературному чтению на 2011-2012 учебный год для 3 а класса iconРабочая программа по литературному чтению для 2 класса
России, планируемых результатов начального общего образования, а также авторской программы В. Ю. Свиридовой, которая обеспечена учебником...
Рабочая программа по литературному чтению на 2011-2012 учебный год для 3 а класса iconРабочая программа по литературному чтению для 1 класса
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и примерной...
Рабочая программа по литературному чтению на 2011-2012 учебный год для 3 а класса iconТематическое планирование по литературному чтению в 3 классе рассчитано на 4 часа в неделю (учебный план моу ксош№2), что составляет 136 часов в год
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса составлено на основе требований Федерального компонента...
Рабочая программа по литературному чтению на 2011-2012 учебный год для 3 а класса iconРабочая программа по литературному чтению составлена на основе: федерального образовательного стандарта для начального общего образования по литературному чтению в образовательных учреждениях
Автор –составитель: Ауташева Жемес Булатовна, учитель начальных классов 1 квалификационной категории
Рабочая программа по литературному чтению на 2011-2012 учебный год для 3 а класса iconРабочая программа по литературному чтению в 1 классе «А» 2012 -2013 учебный год Количество часов по учебному плану 36ч
Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования и авторской программы Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой,...
Рабочая программа по литературному чтению на 2011-2012 учебный год для 3 а класса iconПрограмма по литературному чтению 3 класс на 2010-2011 учебный год
Программа разработана на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего образования
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты