Внеклассное мероприятие «Жизнь леса и судьбы людей» icon

Внеклассное мероприятие «Жизнь леса и судьбы людей»



НазваниеВнеклассное мероприятие «Жизнь леса и судьбы людей»
Дата17.10.2016
Размер
ТипВнеклассное мероприятие

Внеклассное мероприятие


«Жизнь леса и судьбы людей».


Подготовила

учащаяся 6 «б» класса

СОШ № 6 г. Сарани

Ковтунович Юлия (13 лет).


Руководитель

исторической секции

НОУ «Умит» СОШ№6

Надёжкина Марина

Юрьевна.


2012 год.


Внеклассное мероприятие «Жизнь леса и судьбы людей».


Цели мероприятия:


Воспитательные:

Научить детей бережному отношению к лесу.

Продолжать формирование умения учащихся видеть красоту родной природы.

Развивающие:

Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы, логическое мышление, умения обобщать и сравнивать.

Предметные:

Раскрыть и объяснить связь между человеком и лесным сообществом и познакомить с профессиями лесника и лесничего.

Оборудование: карта РК, карта Карагандинской области, иллюстрации о лесе, маркеры, ватманы.

Форма работы: групповая.

План.


  1. Вступительное слово. 2. Разминка. 3. Работа в группах. 4. Рефлексия.


Ход мероприятия.


Вступительное слово ведущего: Лес играет в жизни человека и человечества тройную роль. С одной стороны, лес, являясь одной из главных составляющих частей окружающей среды человека, в большой степени влияет на климат, наличие чистой воды, чистого воздуха, защищает сельскохозяйственные земли, обеспечивает места для комфортного проживания и отдыха людей, сохраняет разнообразие живой природы (средообразующая, или экологическая роль леса). С другой стороны, лес - источник множества материальных ресурсов, без которых человечество пока не может обойтись и вряд ли сможет обойтись в обозримом будущем - древесины для строительства, производства бумаги и мебели, дров, пищевых и лекарственных растений и других (экономическая, или ресурсная роль леса). С третьей стороны, лес - часть той культурно-исторической среды, под воздействием которой формируются культура и обычаи целых народов, источник работы, независимости и материального благополучия значительной части населения, особенно тех, кто живет в лесных деревнях и поселках (социальная роль леса).

Для человечества в целом одинаково важны все три роли леса - экологическая, экономическая и социальная, но для каждого конкретного человека, в зависимости от того, где он живет и чем он занимается, та или иная роль леса может играть большее или меньшее значение. Как правило, чем меньше леса в той или иной местности - тем заметней его средообразующая роль, тем выше ценится роль леса в сохранении рек и ручьев, защите прилегающих сельскохозяйственных земель от иссушения и эрозии, благотворном влиянии на воздух, обеспечении мест для отдыха. Чем больше леса в той или иной местности - тем, наоборот, меньше замечается его средообразующая роль, но тем большее значение имеет лес как источник работы, экономического благополучия, строительных материалов, дров, грибов, ягод и других материальных ресурсов. Однако, для каждого человека, где бы он ни жил и чем бы он ни занимался, в той или иной степени важны и средообразующая, и ресурсная, и социальная роли леса.


Разминка (отгадайте загадки):


Живёт в дупле, живёт - в гнезде,

Лесной орех, грибы таскает.

И на немалой высоте

Пушистый хвост, как луч, мелькает.

(Белка)


Игольник он напоминает,

В лесу тропу любую знает.

Спугнёшь – на мяч уже похож!

Хитрец! Гурман! Обычный …(Ёж)


Уши длинные, несмелый.

То он серый, то он белый.

То бежит, а то уж скачет,

Куцый хвост от волка прячет.

(Заяц)


Из малых кошек, из пятнистых,

А на ушах, представьте, кисти!

Короткий хвост. Не скажешь «брысь»,

Она ведь хищник грозный… (Рысь)

Рыжая, изящная,

Есть и черно-бурая.

Пышный хвост. Нестрашная,

С хищной всё ж натурою.

(Лиса)


Бурый он и косолапый,

Ловит рыбу мощной лапой.

А ещё он любит мёд!

Кто сластёну назовёт?

(Медведь)


Предок всех собак, поверь,

Этот серый хищный зверь.

Знает в овцах, козах толк

Страшный, хитрый, лютый… (Волк)


Родственник домашней хрюшке,

Хоть стоячие есть ушки.

С пятачком. Большой. Всеядный!

А ещё он дикий, стадный.

(Дикий кабан)


Оленям брат. Рога – лопаты.

Сам очень крупный. Нос горбатый.

Хоть вид суровый, но не хмурый.

Окрас же шерсти - тёмно-бурый.

(Лось)


Хвост веслом! Пловец отменный!

Да и мех имеет ценный,

Строит «хатки» и плотины

Из ветвей, камней и тины.

(Бобр)


Как ветви у него рога!

Он благородный. Он пятнистый.

Обходит сочные луга,

В жару идёт же в лес тенистый.

(Олень)

Враг полёвок, птиц и белок,

Не упустит всех, кто мелок.

Цвет каштановый, лоснится.

Это шустрая… (Куница)


Ценный мех, пушной зверёк,

На хвосте его колечки.

Из еды, что приберёг,

Всё полощет хищник в речке.

(Енот)


У рек, ручьёв и у болот

Та пучеглазая живёт.

За лакомство – комар и мушка.

А земноводное - (Лягушка)


Красно-бурый, серо-бурый,

Полосы вдоль спинки.

Любит хлебные культуры,

Тишь лесной глубинки.

(Бурундук)


Мелкий олень, но похож на козу.

Любит селиться в хорошем лесу.

Рыжий окрас. Не страшны ей снега.

А у самцов - будто лира рога.

(Косуля).


Класс делится на 4 группы по 5-6 человек.


Ведущий: 1 задание для групп роль леса в жизни людей и животных. Каждая из групп должна составить схему-кластер по теме и объяснить схему.

Леса играют большую роль в развитии экономики, улучшении окружающей среды, повышении благосостояния народа. Сами деревья – мощнейшие создатели биомассы; это поставщики топлива, а главное – древесины для строек и поделок, технического сырья, дубильных, лекарственных, красящих и многих других полезных веществ. Без дубильного экстракта, получаемого из коры лесных деревьев, не обходится, например, кожевенная промышленность. Из древесины изготавливают более 20 тысяч видов изделий и продуктов. Без нее не может обойтись ни одна отрасль народного хозяйства. Из древесины получают пластмассу, удобрения, взрывчатые вещества. Из древесных опилок получают спирт, сахар, синтетический каучук. Древесина идет на изготовление шпал, тары, фанеры, она используется в целлюлозно-бумажной и мебельной промышленности.

Лес – это среда обитания для большинства видов животных, он являются кормильцем животных и человека, дарящий им орехи, ягоды, грибы, съедобные побеги, травы и лишайники. Измельченные, сдобренные специальными добавками лесосечные отходы находят применение в животноводстве. При рубке леса заготавливают веточный корм для скота.


Ведущий: 2 задание. Рассказать и показать врагов леса.

1 группа. Огонь – самый страшный враг леса. В борьбе с пожарами большую роль играет пожарная профилактика. Она включает комплекс мероприятий, направленных на предотвращение возникновения лесных пожаров, ограничение их распространения и своевременное обнаружение очагов огня. И взрослым, и детям необходимо соблюдать исключительную осторожность с огнём в лесу, с ним шутить нельзя. Каждая зажжённая в лесу спичка или сигарета должна быть тщательно потушена. Посетителям леса в целях предупреждения пожаров надо соблюдать правила пожарной безопасности в лесах.

Согласно правилам, в пожароопасный сезон запрещается разводить костры в хвойных молодняках, старых горельниках, на участках повреждённого леса (ветровал, бурелом и т.д.), торфяниках, лесосеках с остатками заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев.

Обнаружив начавшийся пожар, постарайтесь немедленно его потушить, а при невозможности справиться своими силами, сообщите о нём в ближайшее лесничество.

Потушить лесной пожар в начале его возникновения – дело нетрудное. Самый доступный и простой способ остановки огня – захлёстывание кромки его зелёными ветками и молодыми деревьями, лучше хвойных пород. Для этого бьют по горящей кромке резкими скользящими ударами, сбивают пламя и сметают угли на выгоревшую площадь. Этот способ эффективен при тушении слабых низовых пожаров.

Если есть под рукой лопата, огонь можно потушить, закидав кромку пожаров грунтом. Таким способом тушат пожары средней силы на лёгких песчаных почвах. Небольшой огонь можно затоптать ногами. Действенное средство то огня – вода. ( нарисовать или изобразить самим).


2 группа. Огромный ущерб лесу наносят грибы-вредители. Они живут много лет и достигают очень больших размеров. Если на стволе растет плодовое тело гриба – дерево больное. На сосне лиственнице встречается гриб, похожий на небольшое копыто - это сосновая губка. Она разрушает древесину. Деревья заражаются в возрасте 40–50 лет, и чем старше и толще древостой, тем больше больных деревьев. Гриб поражает нижнюю часть ствола. А заражение начинается с пустяка. Идут по лесу ребята или взрослые, сломают ветку или нанесут рану ножом, иногда животные обгрызут кору. В такую рану попадают споры гриба, имеющиеся в воздухе. Для развития гриба из споры нужны вода, питательные вещества и воздух. Воду и пищу даёт дерево, воздух поступает через рану. Развиваясь, гриб начинает разрушать дерево изнутри. Сначала образуется твёрдая гниль, потом ситовая (срез дерева похож на сито), а позже – дупло.

На многих лиственных породах развиваются трутовики. Гриб вызывает сердцевинную белую гниль с чёрными полосами.

На ели, сосне, реже на лиственных породах встречается корневая губка. Гриб растёт на корневой шейке и на обнажённых корнях живых деревьев, на пнях и мёртвых деревьях. Хвоя у больных деревьев становится бледно-зелёной.

Гриб боится света и чаще встречается в густых лесах, преимущественно спелых и перестойных. (нарисовать или изобразить самим).


3 группа. Захламление лесов. Большой вред лесным экосистемам наносит захламление лесов древесными остатками при заготовке древесины или бытовым мусором. Кучи сучьев, коры, тонких стволиков, высокие пни становятся местами размножения лесных вредителей. Бытовой мусор, оставленный в пригород – ном лесу отдыхающими, туристами или сваленный из автомашин, ухудшает эстетический вид леса, а при сильном захламлении способствует смене лесных трав растениями мусорных местообитаний – рудералами (в первую очередь – крапивой и чистотелом). Для предотвращения захламления надо строго контролировать исполнение правил заготовки древесины, все древесные остатки использовать для приготовления древесностружечных плит или отправлять на химическую переработку. Ветки хвойных деревьев – ценный корм, из них готовят витаминные концентраты. Для предотвращения захламления бытовым мусором лесопарков устанавливают контейнеры для его сбора, проводят очистку замусоренных лесов. (нарисовать или изобразить самим).


4 группа. Обеднение видового состава лесов при использовании химических препаратов. В современном лесоводстве применяют химические средства борьбы с насекомыми-вредителями. В год использования пестициды подавляют вредителей, но вместе с ними уничтожают много «врагов наших врагов» – хищных насекомых (ос, муравьёв) и птиц. На следующий год более массовые популяции вредителей могут вновь быстро восстановиться, а контролирующие их плотность менее многочисленные виды вообще исчезнуть. Экологическое равновесие будет нарушено, и пестициды придётся применять каждый год, всё больше ухудшая экологическую ситуацию в лесу и уменьшая разнообразие обитающих в нём животных. При соблюдении правил лесозаготовок и обеспечении охраны муравейников нет необходимости применять в лесу пестициды. Плотность насекомых-фитофагов регулируется механизмами экологического равновесия.


Ведущий: следующее задание посвящено работникам лесного хозяйства. Ответы на вопросы:


1) Кто такой лесничий?

Лесничий - специалист лесного хозяйства, непосредственно руководящий всем комплексом работ по рациональному использованию, воспроизводству, охране и защите леса в лесничестве.

2) Кто такой лесник?

Лесник - работник государственной лесной охраны в лесничестве.

3) Что такое обход?

За лесником закрепляется участок леса (обход).

4) Какие обязанности лесника вы знаете?

Лесник обязан: проверять документы на право рубки леса, пастьбы скота, сенокошения, др. виды пользования и охоты в лесу; составлять акты о самовольных порубках леса и других лесонарушениях, нарушениях правил пожарной безопасности, правил охоты; задерживать лиц, виновных в возникновении лесных пожаров.

5) За чем должен следить лесник?

Следить за сохранностью мостов, пожарных вышек, телефонной и электрической сети и др.; сообщать в лесничество об обнаружении на своём участке насекомых-вредителей и болезней древесных пород.

6) Какие работы проводит лесник?

Проводит работы по лесосеменному делу, переработке древесины и утилизации древесных отходов, отводу лесосечного фонда и отпуску леса на корню;

7) Главная задача лесников и лесничего?

Охрана леса.

8) Когда в РК появилась лесная охрана?

Постановление о государственной лесной охране РК принято было 21 апреля 1994 года.


Ведущий: Природа - это одно из наших богатств, и к ней нужно относиться бережно и с любовью. Поход в лес за грибами, ягодами, просто на пикник или прогулку - занятие, безусловно, приятное, но не всегда люди понимают, как правильно себя вести. Правила поведения в лесу разъясняются нам еще на школьных уроках, и теоретически мы даже можем их воспроизвести вслух. Но, как показывает практика, на деле они практически никогда не выполняются. Существуют даже специальные памятки для родителей, которым они должны обучить детей, то есть рассказать им о такой вещи, как безопасное поведение в лесу. Так вот, для того чтобы это сделать, нелишним будет взрослым самим еще раз поинтересоваться, как необходимо вести себя на прогулке в лес.

Каждая из групп должна выработать правила поведения и зачитать их.


Каждая группа по очереди записывает и комментирует одно правило.


Правила поведения в лесу:


  • Не ломай ветки деревьев и кустарников.

  • Не повреждай кору деревьев.

  • Не собирай берёзовый сок.

  • Не рви на лугу, в лесу цветов.

  • Не сбивай грибы, даже несъедобные.

  • Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.

  • Не лови бабочек, шмелей и других насекомых.

  • Не разоряй муравейник.

  • Береги лягушек, жаб, головастиков.

  • Не убивай змей даже ядовитых.

  • Не лови диких животных и не уноси их домой.

  • Не подходи близко к гнёздам птиц.

  • Не шуми в лесу.

  • Не оставляй в лесу, в парке, на лугу, у реки мусор.


Ведущий: В первую очередь, нужно помнить о том, чего нельзя делать в пожароопасный сезон и каким должно быть поведение в лесу в этот период. Разумеется, вы не должны бросать окурки и горящие спички на землю, оставлять пропитанные бензином или промасленные тряпки в лесу, оставлять осколки стекла или бутылки. Запрещено также разводить костры там, где сухая трава. А если вы уж обнаружите очаг небольшого пожара срочно необходимо попробовать его затушить при помощи земли, одежды, мешковины или зеленых веток. Если пожар разгорелся, и вы не можете с ним бороться, немедленно покиньте зону опасности, предупреждая при этом всех встречных людей. Специалисты утверждают, что от низового пожара еще можно убежать, так как его скорость значительно ниже, чем ваша, а вот верховой пожар таковой возможности практически никогда не оставляет. Когда вам удастся покинуть зону пожара, обязательно обратитесь в местное лесничество, городскую администрацию или хотя бы в пожарную службу.

Правила поведения в лесу относительно мусора гласят, что остатки продуктов можно оставлять, так как если их не найдут звери, то они просто естественным образом разложатся. Если их слишком много, то лучше всего выкопать яму и складывать их туда, после чего засыпать ее землей. Непищевой мусор необходимо обязательно вывозить в ближайшие мусорные контейнеры. Не вздумайте жечь его в костре, особенно пластиковые бутылки, резину, полиэтилен, стекло и железные банки. Всегда помните о том, что в лесу нет дворников, поэтому мусор за собой можете убрать только вы и никто кроме вас.

Многие едут на природу исключительно с целью развести костер и пожарить шашлыки. Поэтому таким людям не лишним было бы предварительно поинтересоваться такой вещью, как правила поведения в лесу, касающимися разведения костра. Место для этого необходимо выбирать вдалеке от деревьев, оглядитесь вокруг, вдруг где-то уже есть готовые кострища. На дрова можно пилить мертвые и сухие деревья, а определить их реально по наличию сухих листьев и ломких веток. Костер необходимо всегда тщательно заливать водой.

Правила поведения в лесу также сообщают нам о том, что не стоит, как это было модно раньше, вырезать на деревьях сообщения для потомков. Такие вот художества могут реально привести к заселению деревьев паразитами или к их усыханию. Кроме того, все мы должны помнить о том, что количество людей и лесных ресурсов вряд ли совпадает. Не нужно рвать красивые растения, только для того, чтобы поставить их дома в вазу, а потом выбросить.

Если же случилось так, что вы заблудились, помните, что паника - худшее решение в сложившейся ситуации. Успокойтесь, прислушайтесь, возможно, вы услышите какие-то звуки, например, автомобильные гудки, голоса людей или гудок поезда. Если же вам не удалось услышать ничего такого, придется решить идти дальше или ждать подмогу на месте. В любом случае, знающие люди всегда проконсультируют вас перед походом в лес, как можно ориентироваться по звездам, течению воды, растениям, мху, деревьям или квартальным столбам. Уважайте природу, и она будет уважать вас.


Ведущий: Мы сегодня говорили и рассуждали о лесе, о профессиях связанных с лесом, о правилах поведения в лесу. Поэтому с помощью пятистишия пусть каждый из вас выразит своё отношение к лесу или его проблемам. Слова для пятистишия – лес, лесник, забота.


Заключительное слово ведущего:


Лес


Вот и лес. Прохлада и покой.

Тишина, как в монастырской келье.

Папоротник лапой вырезной

Мне кивает под корявой елью.


По холмам ворчит лениво гром.

Реет ястреб плавными кругами.

Ни души. И остро пахнет мхом,

Свежестью смолистой и грибами.


Так бы никогда и не ушел

Из лесного ласкового плена,

До того легко и хорошо

Пред черникой преклонять колена.


Елизавета Росс-Базилевская.



Похожие:

Внеклассное мероприятие «Жизнь леса и судьбы людей» iconВнеклассное мероприятие Тема: "Без леса нет жизни"
Познакомить и расширить знания детей о природе, красоте леса, его богатствах и целебных растениях
Внеклассное мероприятие «Жизнь леса и судьбы людей» iconВнеклассное мероприятие в 3 классе гкс(к)оу «Котовская С(к)оши»
Познакомить с историческими фактами времён Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время, с трудом людей, выращивающих...
Внеклассное мероприятие «Жизнь леса и судьбы людей» iconВнеклассное мероприятие «Азбука общения Провела: Деревцова В. В. Байцуры 2012 Открытое внеклассное мероприятие Тема: «Азбука общения»
Цели: формировать у детей коммуникативные навыки, навыки позитивного общения, умения понимать себя и других
Внеклассное мероприятие «Жизнь леса и судьбы людей» icon23. 03. 2011. Внеклассное мероприятие: «Биология, химия, география три кита естествознания». Эпиграф «И в час досуга можно расти, если разумно его провести»
Внеклассное мероприятие: «Биология, химия, география три кита естествознания»
Внеклассное мероприятие «Жизнь леса и судьбы людей» iconВнеклассное мероприятие «Человек отражается в своих поступках» предназначено для учащихся старших классов
Мероприятие проводится в форме практикума с применением ситуационно-ролевых игр
Внеклассное мероприятие «Жизнь леса и судьбы людей» iconВнеклассное мероприятие по литературе
Цель: познакомить с творчеством кубанского поэта; воспитать у учащихся чувство патриотизма, любви к родному краю, гордость за людей-тружеников,...
Внеклассное мероприятие «Жизнь леса и судьбы людей» iconВнеклассное мероприятие для первых классов. Праздник «До свидания, Первый класс»
У вас появились новые друзья, любимые учителя, многие нашли для себя увлечения: спортом, танцами, музыкой. Вы научились читать книги,...
Внеклассное мероприятие «Жизнь леса и судьбы людей» iconВнеклассное мероприятие по теме: «Природа наш дом родной»
Дорогие ребята, уважаемые гости, я приглашаю вас на экскурсию в лес. Тихо в лесу и сумрачно. Но остановись и прислушайся, присмотрись:...
Внеклассное мероприятие «Жизнь леса и судьбы людей» iconВнеклассное мероприятие «День Матери» Тема: «Восславим женщину Мать…»
Цель: заставить задуматься о добром отношении к жизни, о желании творить добро, помочь учащимся и их родителям найти путь к сердцу...
Внеклассное мероприятие «Жизнь леса и судьбы людей» iconВнеклассное мероприятие по математике, проведённое во 2-б и во 2-г кл. Тема: «Приключения в царстве математики»
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас мероприятие, посвящённое математике царице всех наук. Математика очень важная наука, которая...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты