Рабочая программа по русскому языку составлена на основании следующих документов icon

Рабочая программа по русскому языку составлена на основании следующих документов



НазваниеРабочая программа по русскому языку составлена на основании следующих документов
Дата17.10.2016
Размер
ТипРабочая программа

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена на основании следующих документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования) по русскому языку, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г. № 1089.

  2. Примерной программы (начального общего образования) по русскому языку, 2004

  3. Авторской программы (начального общего образования) по русскому языку

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Образовательная система «Школа 2100» М.: Баласс, 2009

  1. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2009-2010 учебный год (Приказ МОиН РФ № 379 от 09.12.2008).

  2. Инструктивно-методического письма МОиН Челябинской области от 31.07.2009 №103-3404 «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях»

  3. Инструктивно-методического письма «Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учрежде6ниях Челябинской области в 2009 – 2010 учебном году» (Приложение №1 к письму МОиН Челябинской области от 3 августа 2009 года №103/3431

  4. Учебного плана МОУ « СОШ № 58» на 2009-2010 учебный год.

  5. Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, элективных курсов и индивидуально-групповых занятий



^ Цели, задачи и содержание курса русского языка в начальной школе.

Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык».

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у детей чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.


Обоснование выбора программы

  • Выбор программы обусловлен анализом образовательных потребностей;

  • наличием сформированного УМК;

  • материально- техническим, информационным и кадровым обеспечением образовательного процесса.


Обоснование разбивки содержания на отдельные темы программы

  • Разбивка содержания программы по русскому языку выполнена в соответствии с авторской программой.

  • На изучение курса по русскому языку по программе отводится 160 часов, а по ШУП - 170 часов (по 5 часов в неделю).



Количество часов по примерной программе

Количество часов по авторской программе по годам обучения

По авторской программе

Резервное время

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс




675


115+35

160

160

160

635

45

Количество часов по ШУП

ШУП




115+50

170

170

170

675

-




Название раздела авторской программы

Кол-во часов по авторской программе

Название разделов и общее кол-во часов по примерной программе

Кол-во часов по школьному учебному плану плану

Обоснование увеличения количества часов

Слово

5

Виды речевой деятельности

Система языка (практическое усвоение)

Фонетика и графика

Состав слова

Морфология

Синтаксис и пунктуация


6

За счет резервного времени

Предложение

11

12

Текст

12

13

Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?

6

7

Слова, которые отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?

10

10

Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделал?

5

5

Связь слов в предложении

7

7

Слова, к которым нельзя задать вопрос

8

8

Части слова. Корень

3

4

Суффикс

4

5

Приставка

7

8

Алфавит.

Написание большой буквы в словах

13

13

Правописание буквосочетаний

Жи-ши, ча-ща, чу-щу

14

14




Правописание букв ъ и ь

15

16

Безударные гласные в корнях слов

12

14

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

12

12

Повторение

15

15

Всего

160

675

170

10



Обоснование тематики содержания учебной программы в части реализации национально-регионального компонента

  • Национально - региональный компонент по русскому языку осуществляется по полипредметной (базовой) модели обучения и интегрируется в содержание учебных предметов, предусмотренных инвариантной частью ОБУП, на основании инструктивно-методического письма «Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2009 – 2010 учебном году».

  • Национально - региональный компонент выполняется по русскому языку в объеме -10 %, что составляет 17 часов.

  • Работа проводится по рабочей тетради М.В. Стрекаловой «Русский язык» (1-2 кл.). Челябинск: «Взгляд», 2003.



№ п/п

№ урока

тема урока

Тема НРК

Источник информации



6

Опасные места в словах русского языка. Обощение по разделу

М.В. Стрекалова

Упр.4, с.12

Стрекалова М.В. Русский язык: рабочая тетрадь для 1 -2 кл. – Челябинск: Взгляд, 2007



12


Развитие умения правильно списывать и соотносить их со схемой

М.В. Стрекалова

Упр.2,

с. 56



18

Что мы знаем о предложении? (Обобщение)

М.В. Стрекалова

Упр.5(а), с.65



19

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

М.В. Стрекалова

Упр.3, с.56



27

Конструирование текстов, предложений

М.В. Стрекалова

Упр.1, с. 55



34

Слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы

М.В. Стрекалова

Упр.1, с.45



42

Как связаны между собой слова-названия и слова-признаки

М.В. Стрекалова

Упр.4, с.49



53

Развитие умения находить в предложениях пары слов, отвечающих на вопросы КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?

М.В. Стрекалова

Упр. 5, с.50



57

Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении, устанавливать действующее лицо или предмет

М.В. Стрекалова

Упр.7, с.52



64

Употребление в речи предлогов. Раздельное написание предлогов с другими словами

М.В. Стрекалова

Упр.6, с.84



71

Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов

М.В. Стрекалова

Упр. 1, с.67



77

Разбор слова по составу.

М.В. Стрекалова

Упр.2, с. 72



82

Значение приставок. Слитное написание приставок

М.В. Стрекалова

Упр.3(а), с. 80



90

Развитие умения писать большую букву в отчествах людей

М.В. Стрекалова

Упр.2, с.31



92

Развитие умения писать большую букву в названиях городов, сел, деревень

М.В. Стрекалова

Упр.1, с.31



94

Написание слов типа орел и Орел

М.В. Стрекалова

Упр.5, с.34



103

Упражнения в написании буквы и после ж, ш. Обозначение орфограммы.

М.В. Стрекалова

Упр.1, с.37




Программа

Учебник

^ Учебные пособия для учащихся

Методические пособия для учителя

Инструментарий для отслеживания достижений учащихся

ЦОР

«Русский язык»,

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Образовательная система «Школа 2100» М.: Баласс, 2009

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
Русский язык. Учебник для 2-го класса (1-4). - М.: «Баласс», 2009 -

Яковлева М.А.
Тетрадь по чистописанию. 2-й класс. (К учебнику «Русский язык», 2-й класс.) Под ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. - М.: «Баласс», 2008

Комиссарова Л.Ю.
Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2-го класса (1-4) Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. Пособие для учащихся. - М.: «Баласс», 2009.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Фролова Л.А.
Орфографическая тетрадь. 2-й класс. - М.: «Баласс», 2009. - 64 с.

Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Яковлева М.А.
Русский язык. 1-2-й классы (1-4). Методические рекомендации для учителя. - М.: «Баласс», 2008.


Комплект наглядных пособий. 2-й класс Русский язык. В 2-х частях. / Составители: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева - М.: «Баласс», 2004. - Ч. 1 – 40 с., илл.; ч. 2 – 40 с., илл.

Бунеева Е.В.
Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2-й класс. Вар. 1 и 2. - М.: «Баласс», 2007.

Бунеев. Русский язык. 2 класс.

УМК. Русский язык. 1-4 классы. 2 класс.
^ Учебно – методический комплекс образовательной программы «Школа 2100», обеспечивающий реализацию рабочей программы


Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших программу


Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.

Ученики должны знать:

– признаки гласных и согласных звуков, согласные глухие и звонкие, твердые и мягкие;

– пары согласных по глухости-звонкости и твердости-мягкости;

– обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;

– названия, порядок букв русского алфавита;

– правила переноса слов;

– названия частей слова (кроме окончания);

– признаки предложения и текста;

– изученные орфограммы.


Ученики должны уметь:

– правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

– делить слова на части для переноса;

– производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;

– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

– писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

– видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

– писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; безударные гласные, проверяемые ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые согласные на конце слов; сочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определенные программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;

– находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

– находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова; обращать внимание на особенности употребления слов;

– ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чем говорится в предложении и что говорится; составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

– предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;

– составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему и записывать его с помощью учителя.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • адекватного восприятия звучащей речи (высказываний взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);

  • работы со словарем;

  • соблюдения орфоэпических норм.


Для удобства проведения контроля и оценивания учебных достижений детей по русскому языку ниже приводится сводная таблица требований по предмету.

Таблица требований

к умениям учащихся по русскому языку (программный минимум)

(2-й класс)


^ Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»


– овладение функциональной грамотностью;

– развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи;

– развитие умений и навыков понимания и анализа текстов

– приобретение и систематизация знаний о языке;

– развитие чувства языка

– овладение орфографией и пунктуацией


^ Речевые умения

Учебно-языковые умения

Правописные умения

• правильно списывать слова, предложения, тексты; проверять написанное;

• составлять предложения на заданную тему;

• составлять небольшой текст (4–5 предложений) на заданную тему, по картинке и записывать его с помощью учителя

• выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове;

• находить корень в группе однокоренных слов;

• подбирать однокоренные слова;

• находить суффиксы и приставки в доступных словах;

• ставить вопросы к словам в предложении (кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает?)

• делить слова на части для переноса;

• видеть в словах «опасные» места, изученные орфограммы;• писать большую букву в словах (изученные случаи);

• писать безударные гласные, проверяемые ударением, в корнях двусложных слов;

• писать изученные слова с непроверяемой безударной гласной в корне;

• писать проверяемые согласные буквы на конце слова;

• употреблять ь для обозначения мягкости согласных звуков на конце и в середине слова;

• не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, нч и пр.;

• писать ъ и ь разделительные;

• графически объяснять выбор написаний;

• находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила



^ Характеристика контрольно-измерительных материалов

1. Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Яковлева М.А.
Русский язык. 1-2-й классы (1-4). Методические рекомендации для учителя. - М.: «Баласс», 2008.

2. Бунеева Е.В.
Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 2-й класс. Вар. 1 и 2. - М.: «Баласс», 2008.


Количество контрольных мероприятий в рамках текущего, тематического и итогового контроля.


Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

^ Текущий контроль

Проверочный диктант

-

-

-

-

4

4

1

1

5

5

Проверочное списывание

1

1

1

1

-

-

-

-

2

2

^ Тематический контроль

Проверочная работа

2

2

3

3

2

2

-

-

7

7

Итоговый контроль

Контрольное списывание

-

-

-

-

-

-

1

1

1

1

Контрольный диктант

-

-

-

-

-

-

1

1

1

1

Контрольная работа (административный)

1

1

1


1

1

1

1

1

4

4


Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, сочинений, тестовых заданий.

Диктант

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Слова на не изученные к данному моменту правила заранее выписываются на доске или проговариваются орфографически. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

Тексты контрольных диктантов должны включать орфограммы, определенные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта: правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корнях слов; правописание безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных, безударных личных окончаний глаголов; правописание не с глаголами; правописание сочетаний жи-ши. ча-ща, чу-щу, чк-чн употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных, употребление разделительных ь и ъ, ь после шипящих на конце имен существительных и глаголов.

Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов указано в таблице

Класс

I-е полугодие

II-е полугодие

2 класс

25-30 слов

35-45 слов


Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • нарушения правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;

  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием); - отсутствие изученных знаков препинания в тексте; наличие ошибок на изученные правила орфографии.

Недочеты:

  • отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;

  • отсутствие красной строки;

  • неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.

Примечание.

Аккуратные исправления, сделанные ребенком в процессе работы, за ошибку не считаются.

^ Грамматическое задание

Грамматическое задание средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Характеристика цифровой отметки (оценки); «5» («отлично») – выполнено без ошибок. «4» («хорошо») – правильно выполнено не менее 3/4 заданий. «3» («удовлетворительно») – правильно выполнено не менее 1/2 заданий. «2» («плохо») – правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Словарный диктант

Примерное количество слов для словарных диктантов:

2 класс – 8-10 слов;

Характеристика цифровой отметки: «5» («отлично») – без ошибок. «4» («хорошо») – 1-2 ошибки. «3» («удовлетворительно») – 2-4 ошибки. «2» («плохо») – 5 и более ошибок.

^ Контрольное списывание.

Контрольное списывание – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Для контрольных списываний предлагаются тексты с пропущенными знаками препинания. Количество слов в текстах списываний и диктантов одинаково.

Характеристика цифровой отметки: «5» («отлично») – работа выполнена без ошибок; «4» («хорошо») – 1 ошибка; «3» («удовлетворительно») – 2-3 ошибки; «2» («плохо») – 4 ошибки и более.

Изложение

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Количество слов в текстах на 15-20 больше, чем в диктанте.

При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

Классификация ошибок, влияющих на снижение оценки

  1. Фактические: существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл высказывания (Ф).

  1. Логические: пропуск необходимых слов, отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте, нарушение последовательности высказывания, нелепые, парадоксальные суждения (Л).

  2. Речевые: употребление слов в несвойственном ему значении, повторение одних и тех же слов, нарушение лексической сочетаемости слов, употребление слов без учета их эмоционально-экспрессивной окраски, употребление диалектных, просторечных слов, неправильное словоизменение или словообразование, ошибки в построении словосочетаний и предложений (Р).

Недочеты:

    • отсутствие красной строки;

    • незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

На начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили все свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении, при этом орфографический навык еще не автоматизировался и учащийся не может контролировать одновременно создание текста и орфографию. Поэтому во 2-3 классе рекомендуется ставить одну отметку – за содержание. При этом орфографические и пунктуационные ошибки исправляются, но не влияют на отметку.

Характеристика цифровой отметки (оценки):

«5» («отлично») – правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста; нет фактических ошибок; правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одного речевого недочета).

«4» («хорошо») – содержание передано правильно и достаточно точно; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков; имеются отдельные фактические и речевые недочета (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).

«3» («удовлетворительно») – допущено существенное отклонение от авторского текста; допущены нарушения в последовательности изложения мыслей; есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).

«2» («плохо») – допущено существенное искажение, авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть); много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения -мыслей; имеет место употребление слов в не свойственном им значении; допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

Сочинение

«5» («отлично») – логически последовательно раскрыта тема, правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одною речевого недочета), нет фактических ошибок.

«4» («хорошо») – последовательно раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков, имеются отдельные фактические и речевые недочета (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).

«3» («удовлетворительно») – имеются существенные отступления от темы, есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).

Создание небольшого текста (сочинения) не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, поэтому отрицательные отметка за сочинение не выставляется.


^ Пояснительная записка

Рабочая программа по математике составлена на основании следующих документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования) по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г. № 1089.

  2. Примерной программы (начального общего образования) по математике, 2004

  3. Авторской программы (начального общего образования) по математике «Математика» Л.Г. Петерсон

Образовательная система «Школа 2100» М.: Баласс, 2008

  1. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2009-2010 учебный год (Приказ МОиН РФ № 379 от 09.12.2008).

  2. Инструктивно-методического письма МОиН Челябинской области от 31.07.2009 №103-3404 «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях»

  3. Инструктивно-методического письма «Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учрежде6ниях Челябинской области в 2009 – 2010 учебном году» (Приложение №1 к письму МОиН Челябинской области от 3 августа 2009 года №103/3431

  4. Учебного плана МОУ « СОШ № 58» на 2009-2010 учебный год.

  5. Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, элективных курсов и индивидуально-групповых занятий


^ Цели, задачи и содержание курса математика в начальной школе.

Начальный курс математики - курс интегрированный: в нем объединен арифметический, геометрический, алгебраический материал. Курс основывается на понимании детьми математических понятий в системе наук. Курс предполагает формирование у детей пространственных представлений, ознакомление уч-ся с различными геометрическими фигурами и величинами, и их свойствами. Программа составлена с учетом возрастных особенностей уч-ся, сочетания обучения и воспитания, усвоения знаний и развитие познавательных способностей.

^ Основные задачи обучения математики:


– обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
– обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
– сформировать умение учиться;
– сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
– сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
– сформировать устойчивый интерес к математике;
– выявить и развить математические и творческие способности.


Обоснование выбора программы

  • Выбор программы обусловлен анализом образовательных потребностей;

  • наличием сформированного УМК;

  • материально- техническим, информационным и кадровым обеспечением образовательного процесса.



Обоснование разбивки содержания на отдельные темы программы

  • Разбивка содержания программы по математике выполнена в соответствии с авторской программой.

  • На изучение курса по математике по программе отводится 136 часов, а по ШУП - 136 часов (по 4 часов в неделю).




Количество часов по примерной программе

Количество часов по авторской программе по годам обучения

Общее количество часов по авторской программе

Резервное время

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

540

132

136

136

136

540




Количество часов по ШУП

ШУП




132

136

170

1 ч из школьного компонента

170

1 ч из школьного компонента

608

из школьного компонента




Название раздела авторской программы

Кол-во часов по авторской программе

Название разделов и общее кол-во часов по примерной программе

Кол-во часов по школьному учебному плану плану

Обоснование увеличения количества часов

Общие понятия




Числа и вычисления.


Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Измерение геометрических фигур.







Числа и операции над ними

Геометрические фигуры и величины

Всего

136

540

136

-




Программа

Учебник

^ Учебные пособия для учащихся

Методические пособия для учителя

Инструментарий

для отслеживания достижений учащихся

ЦОР

«Математика» Л.Г. Петерсон

Образовательная система «Школа 2100» М.: Баласс, 2008

Л.Г. Петерсон

Учебник – тетрадь 3 части

М.: Баласс, 2008

Л.Г. Петерсон

Учебник – тетрадь 3 части

М.: Баласс, 2008,

. Л.Г. Петерсон

Методические рекомендации к учебнику по математике М.: Ювента, 2008

Л.Г. Петерсон

Самостоятельные и контрольные работы

2 варианта

М.: Баласс, 2008

Уроки математики. 2 класс

^ Учебно – методический комплекс образовательной программы «Школа 2100», обеспечивающий реализацию рабочей программы


Основные требования к знаниям умениям и навыкам учащихся к концу 2-го года обучения.

Знать:

  • Последовательность чисел от 1 до 1000, уметь читать, записывать и сравнивать эти числа.

  • Таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления (на уровне автоматизированного навыка).

  • Единицы измерения длины: метр, дециметр, сантиметр, миллиметр, километр.

  • Единицы измерения площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр.

Уметь:


  • Правильно выполнять устно все четыре арифметических действия с числами в пределах 100 и с числами в пределах 1000 в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Выполнять письменно сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

  • Применять правила порядка действий в выражениях, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них)

  • Решать уравнения вида a  х = b, a : x = b, x : a = b (на уровне навыка).

  • Решать задачи в 1-2 действия (по действиям и составлением выражения)

  • Чертить отрезок данной длины, измерять длину данного отрезка.

  • Находить периметр многоугольников по заданным длинам его сторон и с помощью измерений.

  • Строить на клетчатой бумаге квадрат и прямоугольник.

  • Вычислять площадь прямоугольника по заданным длинам его сторон и, наоборот, находить одну из сторон прямоугольника по площади и длине другой стороны.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.)

  • сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе;

  • решения расчетных задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);

  • оценки размеров предметов «на глаз»;

  • самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур).



^ Характеристика контрольно-измерительных материалов

Л.Г. Петерсон Самостоятельные и контрольные работы 2 варианта М.: Баласс, 2008


Количество контрольных мероприятий в рамках текущего, тематического и итогового контроля.



Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

^ Текущий контроль

Самостоятельная работа

13

13

8

8

12

12

7

7

40

40

Тематический контроль

Контрольная работа

2

2

2

2

2

2

2

2

8

8

Итоговый контроль

Контрольная работа

1

1

1


1

1

1

1

1

4

4


^ Особенности организации контроля по математике


В основе оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.

Текущий контроль по математике можно осуществлять как в устной, так и в письменной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работа для текущего контроля состояла из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).

Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются условные вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др. За такую работу выставляется отметка:

"5" - работа выполнена без ошибок;

"4" - одна ошибка и 1-2 недочета; 2 ошибки или 4 недочета;

"3" - 2 -3 ошибки и 1 -2 недочета;3 - 5 ошибок или 8 недочетов;

"2" - 5 и более ошибок.

Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся выбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока. Ученику выставляется отметка:

"5" - работа выполнена без ошибок;

"4" - 1 -2 ошибки;

"3" - 3 -4 ошибки.

Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания по геометрии и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий по геометрии, а затем выводится итоговая отметка за всю работу:

"5" - работа выполнена без ошибок;

"4" - 1 ошибка или 1 -3 недочета, при этом ошибок не должно быть в задаче;

"3" - 2-3 ошибки или 3 -4 недочета, при этом ход решения задачи должен быть верным;

"2" - 5 и более ошибок.

При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.


^ Оценивание устных ответов

В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.

Ошибки:

-неправильный ответ на поставленный вопрос;

-неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;

-при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.

Недочеты:

-неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;

-при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;

-неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;

-медленный темп выполнения задания, не являющейся индивидуальной особенностью школьника;

-неправильное произношение математических терминов.

^ Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки (отметки)

Ошибки:

-незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания и используемых в ходе его выполнения;

-неправильный выбор действий, операций;

-неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;

-пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;

-несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;

-несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.

Недочеты:

-неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначения величин);

-ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;

-неверные вычисления в случае, когда цель задания - не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;

-наличие записи действий;

-отсутствие ответа к заданию или ошибки к записи ответа


^ Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основании следующих документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования) по литературному чтению, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г. № 1089.

  2. Примерной программы (начального общего образования) по литературному чтению, 2004

  3. Авторской программы (начального общего образования) по литературному чтению.«Чтение и начальное литературное образование» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Образовательная система «Школа 2100» М.: Баласс, 2009

  4. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2009-2010 учебный год (Приказ МОиН РФ № 379 от 09.12.2008).

  5. Инструктивно-методического письма МОиН Челябинской области от 31.07.2009 №103-3404 «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях»

  6. Инструктивно-методического письма «Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учрежде6ниях Челябинской области в 2009 – 2010 учебном году» (Приложение №1 к письму МОиН Челябинской области от 3 августа 2009 года №103/3431

  7. Учебного плана МОУ « СОШ № 58» на 2009-2010 учебный год.

  8. Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, элективных курсов и индивидуально-групповых занятий


Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;

3) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;

4) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

• овладение функциональной грамотностью;

• овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;

• овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:

• определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

• приобщение к литературе как искусству слова;

• приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Во 2-м классе мир, который открывают для себя дети, расширяется. Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, второклассники как бы выходят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един. Для этого в учебник специально включены, например, сказки разных народов, имеющие сходные названия, сюжет, главную мысль.

Программа по литературному чтению для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

1. Тематика чтения.

2. Техника чтения.

3. Формирование приемов понимания прочитанного.

4. Элементы литературоведческого анализа текста. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного.

5. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями.

6. Развитие устной и письменной речи.


Обоснование выбора рабочей программы

  • Выбор программы обусловлен анализом образовательных потребностей;

  • наличием сформированного УМК;

  • материально- техническим, информационным и кадровым обеспечением образовательного процесса.



Обоснование разбивки содержания на отдельные темы программы

  • Разбивка содержания программы по литературному чтению выполнена в соответствии с авторской программой.

  • На изучение курса по литературному чтению по программе отводится 136 часов, а по ШУП - 136 часов (по 4 часа в неделю).




Количество часов по примерной программе

Количество часов по авторской программе по годам обучения

Общее количество часов по авторской программе

Резервное время

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

472

93+32

136

102

102

536







Количество часов по ШУП

ШУП







92+40

136

136


136


540

из школьного компонента




Название раздела авторской программы

Кол-во часов по авторской программе

Название разделов и общее кол-во часов по примерной программе

Кол-во часов по школьному учебному плану

Обоснование увеличения количества часов

«Там, на неведомых дорожках…»

21

Виды речевой деятельности

чтение

говорение

письмо

21

-

Сказочные человечки.

27

27

-

Сказочные богатыри.

13

13

-

«Сказка мудростью богата…»

20

20

-

«Сказка - ложь, да в ней намек…»

21

21

-

«Самое обыкновенное чудо»

24

24

-




136

472

136

-



Обоснование тематики содержания учебной программы в части реализации национально-регионального компонента



  • Национально - региональный компонент по литературному чтению осуществляется по полипредметной (базовой) модели обучения и интегрируется в содержание учебных предметов, предусмотренных инвариантной частью ОБУП, на основании инструктивно-методического письма «Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2009 – 2010 учебном году».

  • Национально - региональный компонент выполняется по литературному чтению в объеме -10 %, что составляет 17 часов. Что способствует более глубокому ознакомлению школьников с уральскими писателями, их творчеством; традициями, обычаями народов родного края.

  • Работа проводится по книге А.Б.Горской «Хрестоматия по литературе родного края». -Челябинск: ИЦ «Взгляд», 2007




№ п/п

№ урока

тема урока

Тема НРК

Источник информации

1

2

Внеклассное чтение. Книги прочитанные летом

Л. Рахлис «Однажды летом».

Хрестоматия по ли­тературе родного края (1-4).

Составители: А.В.Горская и др. Челябинск, «Взгляд», 2007г.

2

6

Как сказки рассказываются

Л.Преображенская «Добрая волшебница»

3

16

Как сказки сказываются. П.П. Бажов. «Серебряное копытце»

П. Бажов «Таюткино зеркальце»

4

24

Введение в раздел. В стране Вообразилии (голландская народная песенка «Морская прогулка»)

Л. Преображенская «Тяп-Ляп».

5

49

Сочинение – рассказ о сказочном человечке.

С. Гершуни «Куцый»

6

61

Повторение по теме «Былины и богатырские сказки»

Ю. Подкорытов «Секреты каслинской шкатулки»

7

63

Внекласное чтение. Преданья старины глубокой

Ю. Подкорытов «Дед Куделька и огонь великан»

8

64

Введение в раздел. Стихотворение Л.Эрадзе «Что мне всего дороже?»

Ю. Подкорытов «Про воробья Чивика»

9

67

Киргизская сказка о мудрых людях. («Мудрая девушка»)

М. Гроссман «Веселый человек»

10

79

Мудростью богаты. Русские народные загадки.

Л. Рахлис «Загадки»

11

93

Любимые герои сказок.

Г. Трейлиб «Загадки»

12

99

Авторские считалки

Ася Горская «Сосчитай-ка»

13

105

Введение в раздел. Г.Горбовский «Розовый слон»

Е. Ховив «Слон в тапочках»

14

107

Знакомство с маленьким принцем. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (2 часть)

А. Горская «Разноцветный ветер»

15

121

Внеклассное чтение. Сказки – миниатюры

Л. Татьяничева «Ветер»

16

128

Обобщение по разделу «Самое обыкновенное чудо».

Е.Ховив «Несчастливая Примета»

17

134

Внеклассное чтение. Веселые стихи поэтов Южного Урала.

О. Юлдашев «Ручеек». Г.Трейлиб «Доверие – вещь

хрупкая»,



^ Учебно – методический комплекс образовательной программы «Школа 2100», обеспечивающий реализацию рабочей программы


Программа

Учебник

^ Учебные пособия для учащихся

Методические пособия для учителя

Инструментарий для отслеживания достижений учащихся

ЦОР

«Чтение и начальное литературное образование» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Образовательная система «Школа 2100» М.: Баласс, 2009

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.
Литературное чтение. («Маленькая дверь в большой мир»). Учебник для 2-го класса. В 2-х ч. - М.: «Баласс», 2009

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.
Тетрадь по литературному чтению, 2-й класс. - М.: «Баласс», 2009.

Шестакова Н.А., Кулюкина Т.В.
Толковый словарик к учебнику «Литературное чтение» («Маленькая дверь в большой мир»), 2-й класс. - М.: «Баласс», 2008.

Бунеева Е.В., Яковлева М.А.
Уроки литературного чтения во 2 класс «Литературное чтение» («Маленькая дверь в большой мир»), 2-й класс.

Методические рекомендации для учителя. Изд. 2-е, переработанное. - М.: «Баласс», 2008

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.
Тетрадь по литературному чтению, 2-й класс. - М.: «Баласс», 2008.

Бунеев. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс.



Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу


  • В результате изучения литературного чтения ученик должен знать/понимать:

  • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

  • элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

уметь:

  • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

  • определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);

  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;

  • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

  • создавать небольшой устный текст на заданную тему;

  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

  • приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;

  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).


Характеристика контрольно-измерительных материалов


Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.
Тетрадь по литературному чтению, 2-й класс. - М.: «Баласс», 2008.


^ Количество контрольных мероприятий в рамках текущего, тематического и итогового контроля.



Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

^ Тематический контроль

Проверочная работа

1

1

2

2

2

2

1

1

6

6

Итоговый контроль

Поверка техники чтения







1

1







1

1

2

2



Техника чтения


В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:

1) способ чтения – чтение целыми словами;

2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

4) установка на постепенное увеличение скорости чтения.

О чтении вслух говорится в разделе «Общеучебные умения и навыки»: формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.

В «Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу» указано, что выпускник начальной школы должен уметь читать осознанно текст про себя без учета скорости.

2-й класс

Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя.

Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.

Формирование приемов понимания прочитанного


Развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью. Обучение пониманию скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия.

Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.

Развитие умения находить ключевые слова в тексте.

Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль. Обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением.

Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Развитие умений делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части.

Развитие умения формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.

4. Элементы литературоведческого анализа, эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного


Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и т.д., материал для характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, описания его жилища; речь героя, как она помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему.

Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, размышления по поводу того, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами.

Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений (что почувствовали, о чем захотелось подумать).

Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.

Высказывание своего отношения к прочитанному.


5. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями


На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:

Устное народное творчество. Сказка, былина, загадка, песенка, скороговорка, пословица и поговорка как жанры устного народного творчества. «Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты.

Литературная (авторская) сказка; повесть-сказка.

Стихотворение (мысли и чувства автора, настроение, интонация, особенности употребления слов).

Тема и основная мысль произведения.

Герои народных и литературных сказок. Поступки героев, их причины. Собственная оценка поступков героев. Характер героя; как писатель создает (рисует) характер героя: портрет героя, его речь (что и как говорит герой), поведение, мысли героя, отношение автора. Сказочные герои, придуманные авторами (хоббиты, муми-тролли и др.).

Язык народных сказок. Язык авторских сказок и стихотворений (какие картины нарисованы, какие слова использует автор).

6. Развитие устной и письменной речи

Обучение:

– подробному пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения;

– выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое;

– устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста;

– составлению устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану.

Развитие умения писать работы по итогам чтения – сочинения-миниатюры о сказочных героях.

Заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших отрывков прозы (3–7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста.

Творческие работы: сочинение сказок, загадок, считалок.

Для удобства проведения контроля и оценивания учебных достижений детей по чтению и начальному литературному образованию ниже приводится сводная таблица требований по предмету.

Таблица требований

к умениям учащихся по чтению (программный минимум)

(2 класс)

Линии развития учащихся средствами предмета «Чтение и начальное литературное образование»:

– овладение функциональной грамотностью;

– овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текста;

– овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи

– определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение

– приобщение к литературе как к искусству слова;

– приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях

• осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами;

• понимание смысла заглавия произведения; выбор наиболее подходящего заглавия из данных; самостоятельное озаглавливание текста;

• умение делить текст на части, озаглавливать части;

• умение выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

• подробный и выборочный пересказ текста;

• составление устного рассказа о герое прочитанного произведения по плану

• размышления о характере и поступках героя;

• высказывание своего отношения к прочитанному (что почувствовал, о чем захотелось подумать), своего понимания авторского замысла (о чем думал, что чувствовал автор)

• умение относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

• умение находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и др. сказочные приметы;

• умение относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

• соотнесение авторов, названий и героев прочитанных произведений



В Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта) определяет подходы к оцениванию навыка чтения младшего школьника:

  • Способ чтения: чтение целыми словами.

  • Правильность чтения чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

  • Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения.

  • Выразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

В требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу указано, что в результате изучения литературного чтения ученик должен уметь читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости). Следовательно, при проверке техники чтения производится оценивание четырех качеств навыка, и ведущим является осознанность. Выставление цифровой отметки по технике чтения не рекомендуется.

Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). При проверке учащиеся читают вслух не менее 2-х мин, чтобы получить результат чтения за минуту число слов необходимо разделить на затраченное время.

Примечание. Более высокая степень точности диагностики темпа чтения достигается при подсчете знаков (букв и пробелов): подсчитывается количество знаков и результат делится на длину среднего слова - 6,4 знака.


Оценивание навыка чтения вслух во 2-4-х классах

Класс

Общая оценка

Ответы по содержанию текста

Чтение без ошибок

Выразительность чтения

Темп чтения, при котором осознает основную мысль текста

2

«Справился»

Осознание общего смысла прочитанного текста

Наличие не более 4-5 ошибок

(искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений)

Умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев

Не менее 45 сл/мин

«Не справился»

Непонимание общего смысла прочитанного теста

Более 4 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений)

Монотонность чтения, отсутствие средств выразительности

Менее 45 сл/мин


Примечания. Оценка «не справился» выставляется в том случае, если не сформировано более двух качеств навыка чтения.

Проверка выразительности чтения в 3 классе производится на подготовленном тексте.


Для проверки навыка чтения про себя подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты, а также вопросы и задания к ним.

Итоговые отметки по литературному чтению выставляются по отметкам текущего контроля, в ходе которого проверяется:

  • Выразительное чтение текста;

  • Пересказ содержания произведения (полно, выборочно, кратко);

  • Выразительное чтение наизусть;

  • Составление простого плана;

  • Создание небольших устных (письменных) текстов на заданную тему;

  • Работа с детской книгой и т.д.

В ходе фронтального опроса, также проверяются умения определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора, различать жанры художественной литературы, определенные программой; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; работать с различными источниками информации.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

  • неправильная постановка ударений (более двух);

  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;

  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

  • неточности при формулировке основной мысли произведения;

  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.



Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании следующих документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования) по окружающему миру, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г. № 1089.

  2. Примерной программы (начального общего образования) по окружающему миру, 2004

  3. Авторской программы (начального общего образования) по окружающему миру

«Мир и человек»А.А. Вахрушев, А.С. Раутин Образовательная система «Школа 2100» М.: Баласс, 2009

  1. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2009-2010 учебный год (Приказ МОиН РФ № 379 от 09.12.2008).

  2. Инструктивно-методического письма МОиН Челябинской области от 31.07.2009 №103-3404 «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях»

  3. Инструктивно-методического письма «Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учрежде6ниях Челябинской области в 2009 – 2010 учебном году» (Приложение №1 к письму МОиН Челябинской области от 3 августа 2009 года №103/3431

  4. Учебного плана МОУ « СОШ № 58» на 2009-2010 учебный год.

  5. Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, элективных курсов и индивидуально-групповых занятий



Цели:

1. Уметь объяснять мир. Систематизация опыта детей – картина мира

2. Уметь объяснять свое отношение к миру. Осмысление детьми своих эмоциональных оценок.

Основная задача курса заключается в том, чтобы найти возможность предвидеть будущий опыт и в соответствии с этим регулировать наши действия в настоящем. Понимать окружающий мир - это значить:

1. понимать, что и почему происходит в мире;

2. предполагать, что с ним может произойти;

3. решать, как себя вести в нем.


Обоснование выбора программы

  • Выбор программы обусловлен анализом образовательных потребностей;

  • наличием сформированного УМК;

  • материально- техническим, информационным и кадровым обеспечением образовательного процесса.



Обоснование разбивки содержания на отдельные темы программы

  • Разбивка содержания программы по окружающему миру выполнена в соответствии с авторской программой.

  • На предмет «Я и мир вокруг» в учебной программе дано 68 часа из расчета 2 часа в неделю, по ОБУП и ШУП дано 2 часа в неделю, из расчета 34 учебных недели, что составляет 68 часов. Количество часов по учебному плану соответствует количеству часов по программе.




Количество часов по примерной программе

Количество часов по авторской программе по годам обучения

Общее количество часов по авторской программе

Резервное время

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

270

66

68

68

68

270

-




Количество часов по ШУП

ШУП







66

68

68

68

270







Название раздела авторской программы

Кол-во часов по авторской программе

Название разделов и общее кол-во часов по примерной программе

Кол-во часов по школьному учебному плану

Обоснование увеличения количества часов

Введение

4

Что такое окружающий мир

Младший школьник

Природа

Человек и природа

Общество

Родной край-малая Родина

Земля-планета жизни

Повторение

4




Земля и солнце

16

16




Что изображают на глобусе и карте.

Глобус и карта



8

8




Формы земной поверхности.

7

7




Земля – наш общий дом

11

11




Части света

10

10




Наша маленькая планета Земля.

3

3




Повторение

4

4




Часы по усмотрению учителя

5

5







68

270

68






Обоснование тематики содержания учебной программы в части реализации национально-регионального компонента

  • Национально - региональный компонент по русскому языку осуществляется по полипредметной (базовой) модели обучения и интегрируется в содержание учебных предметов, предусмотренных инвариантной частью ОБУП, на основании инструктивно-методического письма «Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2009 – 2010 учебном году».




  • Национально - региональный компонент выполняется по окружающему миру в объеме -10 %, что составляет 10 часов. Работа проводится по книге «Природа Южного Урала». Учебное пособие для учащихся. Е.В. Григорьева Челябинск: «Южн.-Урал. кн. изд-во», 2002.

  • Проведение экскурсий включается в реализацию содержания национально -регионального компонента. За год проводится 4 экскурсии: 3 сезонных и 1 - по ОБЖ.






№ п/п

№ урока

тема урока

Тема НРК

Источник информации

1

18

Погода и климат

Климат на Урале

Экскурсия

«Природа Южного Урала». Учебное пособие для

учащихся. Е.В. Григорьева Челябинск: «Южн.-Урал. кн. изд-во», 2002.


2

21

План и карта

Наш край на карте с. 5 -9

3

28

Повторение и проверочная работа

Географические названия. Откуда они?

4

30

Реки и озера

Реки Челябинской области. Экскурсия

5

31

Равнины и горы

Горы Южного Урала. С.25 - 27

6

41

Леса умеренного пояса

Разнообразие природы Челябинской области. С. 7-8

7

45

Повторение и проверочная работа

Краеведческий музей. Экскурсия

8

47

Люди, города и страны. Проверочная работа

Города Челябинской области. С. 11 -16

9

61

Наша маленькая планета Земля

Охрана водоемов. С.56


10

63

Урок повторения

Зачем охранять поверхность? С.27



^ Практическая часть по окружающему миру

№ п/п

№ урока

тема урока

Тема экскурсии

Практическая работа

Экскурсия

По программе

Факти-чески

По программе

Фактически

1

6

Природные часы, календарь и компас.

1

1







2

18

Погода и климат










1

3

30

Реки и озера










1

5

57

Формы земной поверхности. Знакомство с природой своей природной зоны.







1

1

6

58

Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия.







1

1

Итого

1

1

2

4



Учебно – методический комплекс образовательной программы «Школа 2100», обеспечивающий реализацию рабочей программы


Програм

ма

Учебник

Учебные пособия для учащихся

Методические пособия для учителя

^ Инструментарий для отслеживания достижений учащихся

ЦОР

«Мир и человек»

А.А. Вахрушев, А.С. Раутин

Образовательная система «Школа 2100» М.: Баласс, 2009

А.А. Вахрушев , О.В. Бурский, А.С. Раутин

Учебник «Окружающий мир»

2 части

М.: Баласс, 2008

Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Наша планета Земля») для 2-го класса. - М.: «Баласс», 2008.

«Природа Южного Урала». Учебное пособие для учащихся. Е.В. Григорьева

Челябинск: «Южн.-Урал.кн. изд-во», 2002

А.А. Вахрушев , А.С. Раутин

Методические рекомендации для учителя

М.: Баласс, 2008

Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А.
Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Наша планета Земля») для 2-го класса. - М.: «Баласс», 2008

Животный мир России. Справочник- определитель.

Живая география 2.0 (Школьная геоинформационная система). 2диска.

Шедевры русской живописи.

Энциклопедия животных. КИМ. 2006г.

Природа Южного Урала

Электронный справочник «Погода»


Человек, Природа, Общество


Природа России. Межвузовская лаборатория интенсивных методов обучения


Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2005


Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2007


Живая планета. Игра- энциклопедия.




^ Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу

К концу 2-го класса учащиеся должны знать:
– элементарные сведения о трех состояниях вещества;
– что Земля имеет форму шара;
– что горизонт – воображаемая линия;
– основные стороны света;
– элементарные сведения по астрономии (космос, небесные тела: планеты, звезды);
– закон всемирного тяготения;
– связь смены дня и ночи и времен года с вращением Земли и ее обращением вокруг Солнца;
– как себя вести при грозе;
– основные этапы круговорота воды в природе;
– элементарные сведения о погоде;
– что глобус – модель Земли;
– условные обозначения глобуса и карты;
– части света, материки и океаны;
– характерные особенности равнин, гор, рек, озер, островов, полуостровов, морей, океанов;
– основные природные зоны;
– географические закономерности размещения хозяйства людей;
– политическую карту, крупнейшие страны и города;
– части света и их основные особенности;
– о возрастающем нарушении нашей планеты человеком и способах ее спасения.


Учащиеся должны уметь:
– использовать законы и правила для осмысления своего опыта;
– пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;
– различать утро, день, вечер и ночь;
– различать времена года по основным признакам;
– уметь пользоваться календарем и часами;
– показывать линию горизонта;
– определять стороны горизонта при помощи компаса;
– описывать погоду, вести и анализировать дневник наблюдений за погодой;
– определять температуру с помощью термометра;
– владеть элементарными приемами чтения карты (определение суши и воды, высоты и глубины, форм земной поверхности, условных обозначений);
– показывать на карте части света, материки и океаны;
– уметь находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, моря, океаны;
– показывать основные географические объекты на физической карте в разных частях света;
– распознавать ландшафты основных природных зон;
– перечислять порядок их расположения на планете;
– находить и показывать на карте природных зон основные природные зоны;
– находить и показывать на политической карте важнейшие страны и города;
– беречь богатства природы в повседневной жизни;
– уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

  • ориентирования на местности с помощью компаса;

  • определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

  • ухода за растениями (животными);

  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

  • оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

^ Характеристика контрольно-измерительных материалов

Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А.
Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Наша планета Земля») для 2-го класса. - М.: «Баласс», 2008

^ Количество контрольных мероприятий в рамках текущего, тематического и итогового контроля.


Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

^ Тематический контроль

Проверочные работы

3

3

4

4

3

3

3

3

13

13

Итоговый контроль

Контрольные работы

1

1

1

1

2

2

1

1

5

5
Проверочные работы предназначены для проведения тематического контроля. Их цель- получить информацию об уровне развития умений, которая нужна для корректировки результатов и подготовки к итоговому контролю. Выполняется на любом комбинированном уроке в течение 10 – 15 минут.

Контрольные работы – одна из форм итогового контроля, проверяющего качество усвоения учебного материала после изучения нескольких тем курса.

Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения учащихся классифицировать, сравнивать объекты окружающей действительности, делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительной литературы.





Похожие:

Рабочая программа по русскому языку составлена на основании следующих документов iconПояснительная записка школьное математическое образование ставит следующие цели обучения
Рабочая программа учебного предмета «Математика – 6» (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых...
Рабочая программа по русскому языку составлена на основании следующих документов iconПояснительная записка школьное математическое образование ставит следующие цели обучения
Рабочая программа учебного предмета «Математика – 6» (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых...
Рабочая программа по русскому языку составлена на основании следующих документов iconПрограмма по литературному чтению 2 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Рабочая программа по русскому языку составлена на основании следующих документов iconПрограмма по литературному чтению 2 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Рабочая программа по русскому языку составлена на основании следующих документов iconРабочая программа по русскому языку умк «система л. В. Занкова»
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом...
Рабочая программа по русскому языку составлена на основании следующих документов iconПрограмма по русскому языку отражает обеспечение реализации личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подхода к русскому языку, что позволяет достичь следующих
Программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа по русскому языку составлена на основании следующих документов iconРабочая программа по математике для 1-4 классов Разработчик: Финиковская В. Е., учитель начальных классов 2011-2012 уч г. Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Рабочая программа по русскому языку составлена на основании следующих документов iconПрограмма по русскому языку Рабочая программа по русскому языку составлена на основе
Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной, соответствующей федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования...
Рабочая программа по русскому языку составлена на основании следующих документов iconПояснительная записка рабочая программа по русскому языку в 7б классе составлена на основефедерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по русскому языку
Рабочая программа по русскому языку в 7б классе составлена на основефедерального компонента государственного стандарта основного...
Рабочая программа по русскому языку составлена на основании следующих документов iconУчебника (учебно методического комплекса)
Рабочая программа по русскому языку составлена на основании примерной основной образовательной программы фгос и авторской Е. В. Бунеевой,...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты