Обобщение опыта по теме icon

Обобщение опыта по теме



НазваниеОбобщение опыта по теме
Фоминская Екатерина Алексеевна
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество


Обобщение опыта по теме:

«Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся»


Автор: Фоминская Екатерина Алексеевна,

педагог-психолог МБОУ «Лицей №2»


Инновационный потенциал опыта: творческий подход,

компетентностный подход в обучении учащихся,

педагогов и родителей, работа детского и родительского клубов


Барнаул

2012

Эссе

В настоящее время в обществе очень много говорится о психологическом здоровье школьника, называются факторы ухудшения здоровья детей в период школьного обучения. При этом, наряду с отрицательным влиянием сниженной двигательной активности ,ученые прямо указывают на наличие у учащихся психо-эмоциональных расстройств, тревожности и неврозов, обусловленных спецификой обучения в школе. То есть образовательная среда в школе чаще всего не является психологически безопасной для участников образовательного процесса.

Объемы учебных нагрузок, скорость продвижения в учебной деятельности, стрессы от психотравмирующих воспитательных действий учителей, неуспехи выполнения контрольных заданий снижают мотивацию учения у детей. Как следствие, происходят нарушения дисциплины, случаются конфликты между учениками и учителями. В результате, по данным официальной статистики, практически здоровыми являются лишь 12% учащихся. Между тем, сохранение здоровья детей – задача национальной безопасности.

Возникает необходимость внести изменения в образовательную систему школы, чтобы учебный процесс стал привлекательным для учащихся.

В 2008 году лицей №2 был реорганизован путем присоединения МОУ «Средняя общеобразовательная школа №21». Достаточно тяжелый процесс адаптации осложнил работу всего педагогического коллектива. Социальная ситуация в микрорайоне очень сложная: район мало благоустроен, экономические и демографические проблемы населения, проблема проведения досуга для школьников решена в меньшей степени. Данные факторы сказались на уровне воспитанности учащихся; возрастает количество детей, совершающих противоправные действия; низкий контроль за детьми со стороны родителей. Принимая во внимание неоднородность состава детей по уровню социализации, знаний, стилевым особенностям поведения, целесообразно говорить не о разработке новым обучающих программ, а об обосновании стратегически приоритетных направлений здоровьесберегающего психолого-педагогического воздействия на учащихся, отвечающего требованиям экологии.

Психологическая служба совместно с администрацией лицея приняли решение о создании экологических условий обучения как помогающей, воспитывающей, развивающей и защищающей среды обитания детей. Только при наличии данной психологически комфортной среды возможно сотрудничество педагога и школьника, школьника и школьника, родителя и педагога. Центральная роль отводится взаимоотношениям учителей и учащихся, эмоциональному комфорту ребенка. Целью своей работы считаю создание экологически благоприятной по своей философской, гуманистической и психологической сути образовательной среды, способствующей интеллектуальному развитию учащихся, проявлению у них самостоятельности, доброжелательности по отношению к учителю и друг к другу.

Приоритетным направлением в работе психолога первоначально является просветительская работа с родителями и педагогами. Выросла необходимость в подборе нетрадиционных форм работы с родителями, только таким образом можно было привлечь внимание родителей, слабо участвующих в воспитании собственных детей.

В детстве закладывается основа личности человека и его судьбы. Исследования показывают, что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям. Многие родители в сегодняшней ситуации обескуражены и фрустрированы. По мнению ученых, в настоящее время все чаще наряду с детьми с уравновешенной психикой, гармоничным характером встречаются дети эмоционально неустойчивые. У детей нередко наблюдаются самые разные варианты личностной акцентуации: импульсивность, агрессивность, лживость,

криминальные наклонности, а также повышенная ранимость, избыточная эмоциональная чувствительность, застенчивость, замкнутость и т.д.

Многие родители хотят научиться лучше воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, они могут использовать и психотерапевтические методы на доступном для них уровне. Совсем необязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами, приемами, показать, каким образом можно повысить самооценку ребенку, дать ему возможность для личностного роста, научить лучше чувствовать и понимать своего ребенка, открыто и честно строить взаимодействие необходимо. Вышеназванные проблемы хорошо отслеживаются в лицее, анализируются и решаются посредством разработки и внедрения новых форм работы психологической службы ( отраженных в технологии опыта), позволяющих повысить психолого-педагогическую компетентность всех субъектов образовательного процесса.

Образовательные процессы повышения компетентности родителей в учебных заведениях идут. Социальный заказ на такую работу очевиден, однако задача образования родителей пока не признана обществом как фактор первостепенной важности.

Все мы только выигрываем оттого, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с учебным заведением.


Вашему вниманию представляю обобщение опыта по теме «Организация работы педагога-психолога с субъектами образовательного процесса, направленной на сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся». Представленный материал является результатом 10-летней работы психолога в общеобразовательной школе. При его разработке я стремилась показать один из возможных подходов к решению проблемы воспитания психически здоровых детей.


^ Технология опыта

Вся работа проводится в тесном взаимодействии специалистов, родителей, учащихся, педагогов.

Цель деятельности: развитие и внедрение в практику ОУ системы, позволяющей укреплять, сохранять и формировать здоровье учащихся.

Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:

- своевременное выявление проблемных зон;

- создание условий для решения выявленных проблем;

- разработка и реализация программ, методов, форм работы по решению проблем воспитания психически здоровых школьников;

- формирование системы мониторинга;

- компетентностный подход в обучении всех субъектов образовательного процесса.

Принципы сопровождения:

- Рекомендательный характер советов сопровождающего: ответственность за решение проблемы остается за ребенком, родителями, педагогами и близким окружением.

-Приоритет интересов ребенка.

- Непрерывность сопровождения на всех этапах в решении проблемы.

- Комплексный подход в сопровождении означает согласованную работу всех участников образовательного процесса.

Этапы сопровождения:

1.Сбор информации

-тестирование, анкетирование;

-наблюдение;

-изучение представленной родителями из компетентных учреждений медицинского или психолого-педагогического профиля документации;

- беседы;

- анализ продуктов разных видов деятельности ребенка.

2. Углубленная диагностика

- констатация определенного неблагополучия в психологическом здоровье школьника;

- выявление возможных причин;

- анализ данных;

-сбор дополнительной информации;

- рабочая гипотеза;

- проверка рабочей гипотезы путем анализа совокупных данных;

- корректировка.

3.Анализ и обобщение полученной информации

4. Совместная разработка рекомендаций для ребенка, педагогов, родителей, специалистов; составление программ.

Задачи данного этапа: всесторонний анализ и разработка единой стратегии сопровождения школьника.

5. Консультирование всех участников сопровождения по вопросу: пути и способы решения проблем ребенка.

6. Работа клубов с приглашением специалистов психологических центров.

7. Анализ динамической диагностики и выполненных рекомендаций всеми участниками ОП.

8. Дальнейший анализ развития системы сопровождения.

Работа с учащимися.

В лицее разработана программа психологического сопровождения дошкольников по теме : «Психология общения» Ведутся занятия с группой одаренных детей 8-10 лет. Все занятия позволяют обеспечить состояние внутреннего благополучия, комфорта, защищенности, что обусловлено как содержанием, так и принятыми в группе правилами взаимодействия и личностно-центрированным стилем общения педагога. Использование форм и методов работы с детьми определяется тем, что содержание обращено к компонентам психического здоровья учащихся. Поэтому наряду с формами и методами, принятыми в педагогике, нами были использованы адаптированные психологические методы и формы работы.



Деятельность клуба «Юный психолог»

Для подростков создан клуб «Юный психолог», работающий по программе «Самосовершенствование школьника. Это технология воспитания, а точнее самовоспитания.





Воспитательно-образовательный курс, выстроенный на основе психолого-педагогических знаний детей подросткового возраста. Эта технология может быть использована в разных вариантах: как отдельный психолого-педагогический курс, как образовательно-воспитательный документ, как пособие в помощь классному руководителю, воспитателю, социальному педагогу. Но все эти варианты будут способствовать одному – воспитанию нравственного человека, уверенно идущего по жизни, ибо, как утверждали древние, все победы в мире начинаются с победы над собой.

В современных школьных программах практически нет специальных занятий, посвященных развитию способностей к самопознанию внутренних психологических характеристик школьника. Предполагается, что «жизнь всему научит», и , хотя в этом есть определенная доля истины, я полагаю, что направленное обучение способам самопознания, навыкам разрешения жизненных ситуаций позволило бы избежать многих проблем.

Программа психологического сопровождения «Самосовершенствование школьника» основана на закономерностях половозрастного развития.

Данная технология стимулирует активность школьника, направленную на него самого, на его потребность совершенствовать себя, стать хозяином своих эмоций, поступков, характера, а стало быть, и судьбы. Технология поможет сделать ученика субъектом воспитания, а это современная гуманистическая педагогика

выдвигает на первый план в успешном развитии человека.

Психологу или педагогу, работающему по этой программе необходимо вступить в деловое общение с детьми, найти общие интересы и приобрести в их среде прочный авторитет и влияние. Тем самым такой педагог легко убедит учащихся в полезности таких занятий.

Влияние занятий будет наиболее эффективным, если соблюдаются следующие условия их проведения:

  1. Доверие и сотрудничество ( такие отношения не ущемляют чувства взрослости)

  2. Активность учащихся (многие установки должны исходить от самих учащихся)

  3. Диалогичность (это форма общения «на равных», с правом на собственную позицию, на свою систему ценностей)

  4. Самостоятельность подростка (выбор и постановка задач самовоспитания должны переживаться подростком, как его собственные желания и действия, что является гарантией того, что подросток будет им следовать)

  5. Эмоциональность ( возможно музыкальное сопровождение вовремя занятий)

Ни одна наука не дает ответы на вопросы о внутреннем мире человека, о мыслях и чувствах, мотивах поведения. Почему одни люди относятся к нам дружелюбно, а другие враждебно? Как избежать недоразумений, ссор с товарищами, родственниками? Как стать умным, сильным, смелым, привлекательным, чтобы все вас любили, уважали, признавали?

Почему одни школьники учатся хорошо, им все дается легко, а у других не получается?

Ответы на эти вопросы дети найдут в предлагаемых занятиях по программе «Самосовершенствование школьника». Школьник сам делает себя лучше – совершенствует, улучшает. И первое, что необходимо для этого – надо знать себя, постичь свое Я, чтобы потом что-то в себе совершенствовать, развивать, исправлять.

Программа рассчитана на учащихся 6-7 классов.

Учащиеся, посещающие клуб более двух лет, становятся равноправными помощниками психолога в проведении тренингов, развивающих занятий для младших школьников, выступают на научно- практических конференциях, самостоятельно проводят социальные опросы и занимаются обработкой данных, являются организаторами общешкольного

мероприятия «Неделя психологии», пробуют проводить в рамках занятий клуба консультации для учащихся, участвуют в работе «Почты доверия» и т.д. 15% выпускников клуба выбрали будущую специальность, связанную с психологией.

Работа с педагогическим коллективом

Цель работы: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в процессе психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Для работы с педагогическим коллективом разработан перечень тематических семинаров, тренингов, мастер – классов совместных мероприятий с учащимися и родителями, рекомендации. Педагоги нашего лицея являются постоянными участниками всех психологических игр, диспутов, тренингов.


Работа с родителями:

Что же можно сделать для того, чтобы как можно больше родителей стали настоящими партнерами школы в деле воспитания детей?

-Верить в важность и необходимость совместных действий, поднимать авторитет семьи;

- воспринимать ошибки в воспитании, как создание новых возможностей для развития;

-учитывать интересы родителей;

-опираться на жизненный опыт родителей;

-отказаться от модели «тушения пожара в семье », когда проблема носит явно выраженный или хуже того- хронический характер, ориентироваться на профилактическую работу;

- обращаться к ресурсам семьи, не концентрироваться на ее недостатках;

-верить, что любая семья имеет сильные стороны.

К наиболее важным предпосылкам организации работы с родителями, на мой взгляд, относятся:

- поддержка со стороны руководства

-сотрудничество с классными руководителями

-мотивация родителей

- умение вовлечь в работу родителей для достижения согласованных целей (через организацию обсуждения и планирования);

-хороший контакт и эффективное взаимодействие с родителями (через создание доверительной обстановки, устраняющей неопределенность и неуверенность в отношениях);

-инновационный климат в работе, который допускал бы свободу действий, инициативу, свободное высказывание идей, возможность экспериментирования и творчества.

Все перечисленные предпосылки, от которых зависит динамика взаимодействий с семьей, тесно связаны.

Основная функция психолога в работе с семьей – поддержка и помощь. Идеология обучения взрослых предполагает установление равноправных партнерских отношений, когда и та и другая стороны вместе исследуют проблему ребенка и каждое мнение имеет право на существование. Непосредственно видимые результаты действий повышают интерес к совместной работе.

Можно привести массу примеров, когда вмешательство психолога, проведенная беседа, консультация для родителей приносили безусловную пользу. Эффективная работа психологов с семьей становилась предпосылкой к формированию нового отношения родителей, способного улучшить какое-то качество личности или его свойство, облегчить адаптацию ребенка к учебному процессу или смягчить сложные семейные условия.

Чтобы укрепить сотрудничество школы и семьи, психологи разнообразят формы взаимодействия с семьей в вопросах воспитания здорового поколения: организуют встречи, проводят интервью, анкетирование, практикумы, тренинги, разрабатывают памятки, семинары родителей по обмену опытом воспитания, приобщают к чтению психологической литературы и т.д.

Хотелось бы поделиться одной из новых форм работы в нашем лицее: родительское собрание в форме диспута по теме «Отцы и дети», участниками которого были подростки и родители. Целью данного мероприятия было развитие чувства эмпатии и толерантности всех участников общеобразовательного процесса.

Удалось привлечь внимание большого количества взрослых и детей -57 человек. Дальнейшая рефлексия показала, что данное мероприятие очень понравилось родителям и появилось желание продолжить подобные встречи. Результатом собрания явились положительные эмоции детей, воодушевленно рассказывающих дома о встрече. Отмечается рост количества выступающих детей, грамотность речи, тактичное поведение, в сравнении с ранее проведенными тренинговыми занятиями. Ребята и взрослые смело высказывали свои суждения, отстаивали свое мнение, находили компромисс в споре с родителями и педагогами

Для обсуждения были предложены следующие темы:

1. Мода

2. Современные ритмы и мелодии.

З. Вечерние прогулки

4. Запреты

5. Вмешательство родителей в школьные конфликты детей.


Презентация статистических данных различных тематических опросов, как в рамках лицея, так и за его рамками, видеоинтервью придают нашим встречам еще больший интерес, создают необходимый для дискуссии эмоциональный настрой. Вся подготовительная работа лежала на плечах психолога и учащихся, входящих в клуб «Юный психолог», а это: интервью, социологический опрос прохожих и учащихся лицея, составление диаграмм и т.д. Именно эта работа была высоко оценена родителями и классными руководителями.

В заключительной части диспута ведущие обратили внимание участников на постепенное соединение детской и взрослой аудитории в «единое целое из двух половинок». Мы смогли не только вербально, но и визуально объединить родителей, детей, педагогов, дав тем самым понять, что выход из вечной проблемы «Отцов и детей» существует, это- взаимопонимание.

С родителями учащихся среднего звена очень эффективна работа в форме тренинга, участниками которого также являются родители, педагоги и дети.

Тематика встреч составляется по запросу родителей и классных руководителей.

Например, решая проблему отверженности в классных коллективах, был организован тренинг личностного роста «Белая ворона».

Дети, имеющие низкий социальный статус в классе и страдающие от своей несостоятельности выслушивали советы, истории из жизни взрослых и понимали, что они не одиноки. Данные тренинги учат родителей находить нужные подходы в общении, понимать внутреннее состояние подростка.

Организаторы часто наблюдают такое проявление эмоций, как слезы, причем как у взрослых, так и у детей. Именно на эмоциональном уровне приходит взаимопонимание, сострадание и соучастие между взрослыми и детьми.

Диагностика проблемных зон во взаимоотношениях взрослых и детей чаще проводится в нашем лицее через анкеты, вербальные и проективные тесты.

Родители с большим желанием рисуют идеальных детей и сравнивают их со своими чадами, при этом делают самостоятельные умозаключения, приводящие порой к тяжелым раздумьям. Приятно осознавать, что процесс повышения психологической компетентности родителей осуществляется не только благодаря непосредственному вмешательству психолога в процесс семейного воспитания, но и процессу самосовершенствования родителей. Именно это стремление выразили родители учащихся начальной школы.


Два года в нашем лицее работает родительский клуб «АБВГДейка». Участниками клуба по собственному желанию стали родители учащихся старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В качестве эксперимента осуществляется работа с родителями учащихся одного класса. Занятия организованы ежемесячно, продолжительность составляет 2 часа. Формы проведения занятий разнообразны: психологические игры, креативная терапия, лекции, консультации. Частыми гостями в нашем клубе являются заведующая коррекционным отделом ГППЦ Серова Татьяна Ивановна, представители различных тренинговых центров, оказывающие консультационную поддержку организаторам (педагог-психолог Фоминская Е.А., классный руководитель Хавкунова И.Ю.)) и участникам клуба. Главной целью создания родительского клуба является повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей, позволяющей сократить адаптационный период до минимума и сделать его безболезненным.

Результаты работы клуба уже видны: количество постоянных участников клуба заметно выросло от 9 до 19 человек, что составляет 83 процента. За время работы клуба мы не потеряли ни одного участника. В настоящее время в состав клуба входят 14 мам,3 папы и две бабушки.

Адаптационный период к школе у учащихся экспериментального класса сильно отличается от контрольных групп (параллельные классы). В ученическом коллективе отмечается бесконфликтное общение, умение находить компромиссы в спорах, толерантность и эмпатия. Именно развитию данных качеств посвящены практические занятия в родительском клубе.

На занятиях взрослые с огромным желанием играют, добросовестно записывают рекомендации, выполняют домашние задания и в последствии делятся опытом.



Знакомство с возрастными особенностями детей проходит через живые, доверительные беседы с классным руководителем, психологом.

Конфликтные ситуации в классном коллективе разыгрываются взрослыми, анализируются и делаются выводы. Занятия больше направлены на приобретение практического опыта в общении с детьми и применение его в семейном воспитании.

По данным опроса родителей учащихся 1 класса, 100% участников клуба удовлетворены такой формой работы. Главными причинами непосещения клуба у остальных родителей является нехватка времени, либо график работы.

Поступил запрос на организацию подобной формы работы с родителями от коллектива родителей параллельных классов, что непременно свидетельствует о нашей популярности и признании.

Мы очень рады, что выбранные нами формы работы с родительским коллективом приносят положительные результаты.

Просвещение родителей проводится посредством публикации статей в газете «Алтайская правда», обновляющихся стендовых материалов, создания буклетов, памяток и рекомендаций…

  1. Результативность:

Стратегия работы заключается в необходимости создания условий для оптимального развития психологически здоровой личности. Формы и приемы работы в рамках психологического сопровождения должны отличаться разнообразием. Широкое распространение должны получить групповые совместные формы работы с родителями, учащимися и педагогами.

Выбор методов работы зависит от понимания психологического здоровья и своей роли в ее формировании.

Эта работа не должна быть спонтанной. Она характеризуется систематичностью, целенаправленностью, целостностью.

Результат каждого вида деятельности педагога-психолога по сопровождению всех субъектов ОП описан выше в разделах «Работа с родителями», «Работа с педагогами», «Деятельность клуба «Юный психолог»»

Сохранение психологического здоровья учащихся является важной задачей современности.

Результатом при таком подходе является психологически здоровый ребенок, способный:

  1. Креативно мыслить

  2. Проявлять толерантность в общении и чувство эмпатии к окружающим.

  3. Аргументировано высказывать и защищать свою точку зрения

  4. Анализировать ситуацию и видеть перспективы развития.

Именно такой ребенок способен к дальнейшему личностному росту и успешности во взрослой жизни.



Похожие:

Обобщение опыта по теме iconОбобщение опыта работы по теме: «Как подготовить обучающихся к государственной итоговой аттестации» Учитель русского языка и литературы, 2 квалификационной категории Мироненко И. М. Гиа
Обобщение опыта работы по теме: «Как подготовить обучающихся к государственной итоговой аттестации»
Обобщение опыта по теме iconКонкурс малых форм обобщения опыта работы «я педагог»
Обобщение опыта по теме: «Формирование экологического сознания средствами художественно-эстетической деятельности»
Обобщение опыта по теме iconОбобщение опыта работы по теме
Формирование основ моральных качеств человека начинается ещё в дошкольном детстве
Обобщение опыта по теме iconОбобщение опыта работы библиотекаря мбоу сош №7 О. В. Панченко по теме «Развитие творческих способностей учащихся через использование информационно – коммуникационных технологий»

Обобщение опыта по теме iconУрок для учителей города по теме «Создание обучающе-контролирующих комплексов по различным предметам школьного курса»
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта учителем информатики моу лицея Н. В. Хоменко
Обобщение опыта по теме iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»
Обобщение опыта по теме: «Формирование ключевых компетентностей через организацию внеурочной деятельности (через работу правового...
Обобщение опыта по теме iconОбобщение опыта работы по теме: «Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов триз»
...
Обобщение опыта по теме iconОбобщение опыта работы учителей по теме: «Развивающее обучение по системе Л. В. Занкова»
Система общего развития Л. В. Занкова сложилась в результате психолого-педагогического исследования соотношения обучения и развития...
Обобщение опыта по теме icon«Обобщение экспериментального опыта работы по теме: «Внедрение и закрепление комплекса профилактических игр и упражнений по снятию страха и тревожности у учащихся в процессе обучения и воспитания»»
Экспериментальная работа была направлена не только на сохранение эмоционального здоровья, но и психофизического состояния младших...
Обобщение опыта по теме iconОбобщение опыта работы по теме «Особенности внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Методы и приёмы развития внимания учащихся с нарушением интеллекта»
Система развития внимания на уроках русского языка в среднем звене специальной (коррекционной) школы VIII вида
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты