Коррекционно-развивающий проект «комплексная интегрированная система по психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» icon

Коррекционно-развивающий проект «комплексная интегрированная система по психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»



НазваниеКоррекционно-развивающий проект «комплексная интегрированная система по психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрограмма

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПРОЕКТ

«комплексная интегрированная система по психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 39 г. СТАВРОПОЛЯ







^ РЕАЛИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЕКТА

  1. Краткая справка-аннотация по проекту

    1. Актуальность, цели и задачи проекта

    2. Проектируемые результаты

    3. Механизмы выполнения проекта (наличие соисполнителей, взаимодействие с ними)

  2. Описание проекта

    1. Идеи, рабочая гипотеза, объект и предмет исследования

    2. Программа реализации проекта

    3. Инновационный потенциал проекта

  3. Научно-методическое обеспечение проекта

    1. Методологическая основа

    2. Необходимые условия проведения эксперимента

    3. Средства контроля и обеспечения достоверности результатов эксперимента

    4. Перечень учебно-методических разработок, обеспечивающих программу эксперимента

  1. Финансово-экономическое обеспечение проекта

  2. Формы представления результатов

  3. Авторы проекта

  4. Результативность внедряемого проекта




^ I. КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПО ПРОЕКТУ


1.1. АКТУАЛЬНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Развитие ребенка дошкольного возраста и его способность к обучению зависит от ряда простейших базовых психофизиологических и физиологических процессов и функций. В основе успешности или неуспешности решения множества задач, постоянно встающих перед индивидом в его учебной деятельности и практической жизни, лежат свойства и качества базовых компонентов психики, на основе которых формируются другие более сложные процессы и функции.

В нашем исследовании за такой базовый процесс принята психомоторика.

Психомоторика - основной вид объективизации психики в сенсомоторных, идеомоторных и эмоционально-моторных реакциях и актах. Психомоторные акты человека - это сложно организованные познавательно-регуляторные системы, в которых в единстве представлены как мотивационные, функциональные, так и операционные компоненты, при этом точность, интенсивность и эффективность управления движениями зависят и существенно определяются уровнем функционирования психических процессов.

Проблема психомоторного развития ребенка принадлежит к числу наиболее значимых в современной общей и специальной дошкольной педагогике, общей и специальной детской психологии. Это закономерно, поскольку на первых этапах онтогенеза характерной чертой развития является его синкретичность, когда психика и моторика находятся в неразрывном единстве, и обусловлено такими специфическими преимуществами двигательных задач в общем развитии детей, как непосредственность таких задач, их действенный характер и наглядность, тесная связь с эмоциональной сферой личности, доступность самоконтроля и саморегуляции движения. Установлено, что двигательная система оказывает значительное влияние на весь организм, но особенно велико влияние проприоцептивной афферентации на деятельность мозга, на его функциональное состояние. Выявлена роль двигательной активности в своевременном речевом и психофизическом развитии ребенка.

Именно старший дошкольный возраст является сензитивным для развития основных психомоторных качеств и произвольности познавательных психических процессов, обслуживающих сложные межуровневые связи. Выявлены достаточно высокие корреляции между результатами тестов на готовность к школе у дошкольников с перцептивно-двигательными показателями. Так, например, правильность узнавания фигуры находится в тесной зависимости от соответствия особенностям фигуры движений, которые производит рука или глаз ребенка в процессе предшествующего ознакомления с ней.

При отсутствии познавательной активности у детей двигательная сфера формируется недостаточно и, напротив, при отсутствии условий для двигательного развития у детей не формируется познавательная активность и познавательные процессы. Отмечены и взаимно негативные влияния: недостаточному уровню интеллектуального развития соответствует низкий уровень психомоторного развития. Ещё в 1930-х гг. отмечено, что «общая моторная отсталость наблюдается тем чаще, чем ниже интеллект» (М. Гуревич, Н.И. Озерецкий). Роль артикуляции, т.е. участия речедвигательного компонента, в грамотном письме, была показана в исследованиях Л.Н. Назаровой. Управление вниманием связано с умением управлять мускулатурой. «Кто не умеет управлять мускулатурой, не способен к вниманию» (Р.М. Грановская).

Отклонения в развитии моторной сферы создают определённые трудности в учебной деятельности, особенно проявляясь в таких целенаправленных действиях, как письмо, рисование, ручной труд. Установлено, что недостатки двигательной сферы могут оказывать неблагоприятное влияние на общее развитие ребёнка, его работоспособность и овладение учебной программой; физическая активность может влиять на умственную деятельность и дальнейшую школьную успеваемость ребенка.



В последнее время неуклонно растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблема современного дошкольного обучения и воспитания детей заключается в том, что достаточно многочисленную группу детей дошкольного возраста составляют дети, имеющие различные речевые нарушения, в том числе и общее недоразвитие речи.

Понятие «общее недоразвитие речи» отражает феноменологический подход к нарушению речевого развития и подразумевает различные сложные речевые расстройства, при которых у ребенка наблюдается недостаточность всех компонентов речевой системы относящихся как к звуковой, так и смысловой ее стороне.

Речевая патология у детей с общим недоразвитием речи в преобладающем большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения трудовыми навыками. Современные исследования категории детей, имеющих речевое недоразвитие, свидетельствуют о наличии у них особенностей состояния психомоторного развития. Это проявляется в недостаточном объеме произвольных движений, плохой переключаемости с одного движения на другое, неточности, моторной неловкости, отставания от темпа выполнения движений, нарушения пластичности и амплитуды в упражнениях по показу и по словесной инструкции. Затруднена последовательность выполнения движений, их точность, соразмерность и плавность, т.е. координация.

Наличие особенностей в психомоторике у большинства детей с речевой патологией доказывает взаимосвязь и взаимообусловленность развития речевой и двигательной сфер, тесное функциональное единство между речевой системой и двигательной системой организма в процессе их становления в онтогенезе ребенка.

На основе исследований закономерностей речевого развития детей с общим недоразвитием речи были разработаны пути преодоления речевой недостаточности, определено содержание коррекционного обучения и воспитания, заложены методы фронтального и индивидуального обучения и воспитания детей. Для преодоления нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста в Российской Федерации была создана система логопедической помощи, в структуру которой входят и комбинированные дошкольные учреждения с коррекционными группами.



Основной контингент коррекционных групп и составляют дети с общим недоразвитием речи. Ведущим специалистом в коррекционной группе для детей с речевыми нарушениями является учитель-логопед, который осуществляет коррекцию речевых нарушений у ребенка и совместно с воспитателями ведет подготовку к школе.

В специальной программе для детей с общим недоразвитием речи имеется обширный раздел по развитию базовых психических процессов интеллектуальной и мнестической деятельности. Это направление работы совместно с учителем-логопедом реализует педагог-психолог. Кроме того, эффективность коррекционно-образовательного процесса напрямую зависит и от других его участников: воспитателя по физической культуре, музыкального руководителя, осуществления медицинского сопровождения. Следовательно, одним из путей, позволяющих по-новому рассматривать проблемы психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, является комплексный подход к решению данной проблемы.

Таким образом, актуальность представленного коррекционно-развивающего проекта обусловлена следующим:

  • Наличием синкретичности в психическом, моторном и речевом развитии ребенка дошкольного возраста.

  • Существующим противоречием между потребностью и возможностью совершенствования психомоторных функций ребёнка старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием как предпосылки успешности коррекции речи и недостаточным уровнем использования этого потенциала на практике.

  • Недостаточной разработанностью в современной системе дошкольного образования системы работы для эффективного психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

  • Востребованностью поиска инновационных подходов к решению проблемы развития психомоторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Опираясь на вышеизложенное, нами определена цель проекта: разработка комплексной системы коррекционно-развивающей работы по психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Задачи проекта:

- провести теоретический анализ проблемы психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

- определить направления и содержание психомоторного развития детей с речевым недоразвитием в условиях коррекционной группы дошкольного образовательного учреждения;

- подобрать диагностический инструментарий для оценки уровня психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста;

- разработать модель взаимодействия всех участников коррекционно-педагогического процесса (учитель-логопед, воспитатель, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, музыкальный работник, медицинский персонал) по психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

- разработать и апробировать комплексную систему психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.










^ 1.2. ПРОЕКТИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Овладение участниками эксперимента (учителем-логопедом, воспитателями коррекционной группы, педагогом-психологом, воспитателем по физической культуре, музыкальным руководителем, медицинским персоналом) системой знаний об особенностях психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, основами инновационных технологий комплексной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием по их психомоторному развитию.

2. Разработка модели взаимодействия всех участников коррекционно-педагогического процесса по психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

3. Создание банка инновационных технологий по психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием.

4. Разработка и апробация комплексной системы психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

5. Проектирование каждым участником эксперимента стратегии взаимодействия с детьми с речевым недоразвитием, налаживание диалога и эффективного взаимодействия.

Более подробно проектируемые результаты реализации коррекционно-развивающего проекта «Комплексная интегрированная система по психомоторному развитию старших дошкольников с ОНР II-III уровня » представлены в п.2.2. (программа реализации проекта).


^ 1.3. МЕХАНИЗМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА

(НАЛИЧИЕ СОИСПОЛНИТЕЛЕЙ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С НИМИ)



1. Для достижения поставленных целей проект предусматривает целенаправленную и согласованную деятельность коллектива единомышленников.

Коррекционно-развивающий педагогический эксперимент реализуется на базе МДОУ д/с № 39 г. Ставрополя.

В коррекционной группе дошкольного образовательного учреждения работают высококвалифицированные специалисты, имеющие высшую квалификационную категорию, находящиеся в постоянном творческом поиске и готовые к решению сложных профессиональных задач. Им свойственно рефлексивно-аналитическое отношение к результатам своей деятельности.

  1. Руководитель МДОУ д/с № 39 – отличник народного просвещения, ветеран труда Пащенко А.Т.

  2. Научное сопровождение проекта осуществляет заведующий кафедрой специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института, кандидат педагогических наук Кабушко А.Ю.

  3. Педагогами МДОУ д/с № 39 г. Ставрополя осуществляется тесное сотрудничество с региональными научно-исследовательскими учреждениями; коллектив дошкольного учреждения активно участвует в разнообразных педагогических проектах.

  4. Благодаря высокому творческому потенциалу и инновационной деятельности педагогический коллектив учреждения достигает значительных результатов в решении проблем обучения, воспитания и развития своих воспитанников.

МДОУ д/с №39 г Ставрополя является победителем и лауреатом Международного конкурса детского рисунка «П.И. Чайковский - Гражданин Мира», 2006; краевого и городского конкурса «Детский сад года», 2006; Всероссийского конкурса «Патриот России», 2009; Всероссийского конкурса «Росточек: мир спасут дети», 2010 (копии дипломов прилагаются).

^ II. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

2.1. ИДЕИ, РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА, ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Число детей с речевой патологией увеличивается год от года, структура дефекта становится более сложной, что побуждает специалистов дошкольных учреждений, работающих с указанной категорией детей, искать новые пути эффективной и быстрой реабилитации, позволяющей ребенку преодолеть нарушения развития. При этом он должен справиться со своими трудностями в максимально короткие сроки, чтобы «догнать» в развитии сверстников, не имеющих отклонений в развитии.

Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только учитель-логопед и воспитатель, но и в равной степени все взрослые, окружающие его в повседневной жизни и влияющие на его развитие: педагог-психолог, воспитатель по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, медицинский персонал.



Поставленная проблема определила тему коррекционно-развивающего проекта: «Комплексная интегрированная система по психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», предполагающую интеграцию коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на психомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Объект исследования: психомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: комплексная система работы по развитию психомоторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Гипотеза: психомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет успешным, если:

  • будут учтены особенности психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, а также влияние низкого уровня психомоторного развития на речевое, психическое и умственное развитие ребенка дошкольного возраста;

  • будет создана модель взаимодействия всех участников коррекционно-развивающего процесса по психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

  • будет разработана и апробирована комплексная система коррекционно-развивающей работы по развитию психомоторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием инновационных технологий;

  • коррекционно-развивающая работа будет строиться с учётом индивидуальных особенностей ребенка с речевой патологией.




^ 2.2. ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

ЛОГИКА РАЗВИТИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

Через осознание, анализ и переосмысление педагогической ситуации в специальном дошкольном образовании в целом, и дошкольном учреждении, в частности, через пересмотр традиционных методов обучения, воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией

  • к коллективному анализу коррекционно-развивающего и коррекционно-образовательного процесса в дошкольном учреждении и определению общих целей психомоторного развития детей с общим недоразвитием речи;

  • к созданию комплексной интегрированной системы по развитию психомоторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, обеспечивающей тесное взаимодействие участников коррекционно-развивающего процесса (учителя-логопеда, воспитателей коррекционной группы, педагога-психолога, воспитателя по физической культур, музыкального работника, медицинского персонала);

  • к отбору инновационных технологий, обеспечивающих эффективность коррекционно-развивающего процесса по психомоторному развитию детей с общим недоразвитием речи.


^ Поэтапные шаги эксперимента




Этапы и их сроки

Содержание деятельности

^ Проектируемые результаты

1

Первый этап – констатирующий

(август-октябрь 2010 г.)

  • Изучение научной психолого-педагогической, дефектологической, методической литературы по теме исследования.

  • Разработка научно-методологического аппарата эксперимента, определение критериев, показателей и уровней психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста.

  • Отбор диагностического инструментария.

  • Проведение констатирующего эксперимента и выявление особенностей психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

  • Теоретический анализ научной литературы по проблеме эксперимента.

  • Создание Проекта эксперимента.

  • Разработка критериально-показательной системы оценки уровня психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

  • Разработка модели взаимодействия участников коррекционно-развивающего процесса по психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

  • Создание комплекса диагностических методик для оценки уровня психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

2

^ Второй этап – формирующий (ноябрь-апрель, 2010)

  • Разработка и апробация экспериментальной комплексной интегрированной системы работы по психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с применением нетрадиционных технологий.

  • Разработка и внедрение программы методических семинаров для педагогов дошкольного учреждения (учителя-логопеда, воспитателей коррекционной группы, педагога-психолога, воспитателя по физической культуре, музыкального работника, медицинского персонала) по овладению технологиями развития психомоторики у детей старшего дошкольного возраста.

  • Организация текущей и итоговой рефлексии участников коррекционно-развивающей деятельности.

  • Модель комплексной интегрированной системы работы по психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с применением нетрадиционных технологий.

  • Овладение участниками эксперимента педагогами дошкольного учреждения основами инновационных технологий по психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

  • Создание банка инновационных технологий по развитию психомоторики у детей с речевой патологией.

  • Проектирование каждым участником эксперимента собственного поля коррекционно-развивающей деятельности по психомоторному развитию ребенка с речевой патологией.

  • Сформированная коррекционно-развивающая среда, способствующая эффективному психомоторному развитию детей с общим недоразвитием речи.

3

Третий этап – заключительный

(май-июнь,2010)

  • Проведение контрольного этапа экспериментальной работы с применением комплекса диагностических методик.

  • Анализ и обобщение результатов проведенного исследования.

  • Корректировка апробированных технологий по психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

  • Проведение методических объединений для педагогов дошкольных учреждений города и края.

  • Подготовка статей в педагогические и журналы и сборники.




  • Высокий уровень психомоторного развития детей, имеющих речевое недоразвитие.

  • Высокий уровень теоретической, методической и практической готовности педагогов, работающих с детьми с речевыми нарушениями, и медицинского персонала дошкольного учреждения к осуществлению данного вида коррекционно-развивающей деятельности.

  • Обобщенные результаты реализации разработанной программы эксперимента.

  • Практические рекомендации по психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием.

  • Публикации в педагогических журналах.


^ Предполагаемые методы и способы решения проблемы эксперимента

Ведущими методами исследования являются изучение научно-теоретических основ проблемы, опыта работы различных образовательных учреждений и педагогов-практиков по психомоторному развитию детей с речевой патологией.

Для достижения цели исследования, решения намеченных задач и проверки гипотезы использовались также следующие методы:

  • анализ коррекционно-развивающих технологий, учебных коррекционных программ, учебно-методических пособий;

  • педагогическое наблюдение;

  • тестирование;

  • моделирование коррекционно-педагогической деятельности;

  • статистические методы обработки полученных результатов.





^ 2.3. ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭКСПЕРИМЕНТА




Критерии оценки уровня психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста

(критерии определены по методике Г.А. Волковой)

КРИТЕРИИ

психомоторного развития

УРОВНИ

высокий

средний

низкий

Двигательная память и самоконтроль

Движения выполняются качественно, правильно и последовательно.

Движения выполняются недостаточно качественно, допускает ошибки, но самостоятельно замечает и исправляет их, последовательность не нарушена.

Выполнение движений затруднено, ребенок допускает большое количество ошибок, наблюдаются гиперкинезы и синкенезии, последовательность движений нарушена.

Произвольное торможение движений

Движения плавные и точные

Движения недостаточно плавные и точные

Движения рывкообразные, точность движений нарушена

Статическая координация движений

Позы удерживаются свободно и устойчиво

Неустойчивость в удержании позы

Невозможность удержания позы, отказ выполнять пробу

Динамическая координация движений

Движения выполняет верно и уверенно, без напряжения с 1-го раза.

Движения выполняет верно, но со 2-го раза или наблюдается напряжение или раскачивание.

Движения выполняет неверно, с напряжением, балансируя руками и ногами, раскачиваясь, или требуется более 2-х попыток.

Внимание при выполнении движений

Заданные движения выполняет одновременно, точно и плавно.

Движения недостаточно плавные и точные.

Движения рывкообразные, точность и одновременность движений нарушена.

Координация движений

Сохранна.

Недоразвитие.

Нарушение.

Переключение движений

Сохранно.

Недоразвитие.

Нарушение.

Наличие или отсутствие того или иного предлагаемого движения

Наличие (отсутствие) движения выполнение с первого раза; невыполнение задания.

Допускаются ошибки, выполнение со второго раза.

Выполнение с третьего раза; невыполнение задания.

Пространственная организация движения

Полноценное, четкое выполнение движений: знание сторон тела; ведущей руки; уверенное выполнение.

Частичное, недостаточно четкое выполнение движений, ребенок допускает ошибки, но самостоятельно их исправляет.

Невыполненное или выполненное минимально: незнание сторон тела; ведущей руки; неуверенность выполнения.

Оральный праксис

Правильное выполнение; диапазон движений достаточный, отсутствие содружественных движений.

Частичное, недостаточно четкое выполнение движений; ограниченный диапазон движений; отсутствие содружественных движений; излишнее напряжение мышц.

Невыполненные или выполненные минимально движения; маленький диапазон движений невелик; наличие содружественных движений, чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений.

Произвольное формирование определенных мимических поз

Полноценное, четкое выполнение: мимическая картина четкая; мимика живая, спокойная.

Движение удается, мимическая картина нечеткая.

Мимическая картина нечеткая; движение не удается. Мимика вялая, напряженная.

Отсутствие мимики - амимия, гримасы.

Слуховое внимание

Слышит и дифференцирует различные звуки, соотносит их с предметами и действиями, поворачивается в направлении звука, понимает шепотную речь на расстоянии 2-3 метров.

Недостаточно четко дифференцирует различные звуки, допускает небольшое количество ошибок при соотнесении их с предметами и действиями при первом предъявлении, поворачивается в направлении звука, понимает шепотную речь на расстоянии 1-2 метров.

Не дифференцирует различные звуки, не соотносит их с предметами и действиями, не поворачивается в направлении звука, не реагирует и не понимает шепотную речь.

Музыкальный слух

Пение мелодий без сопровождения; подбор по слуху хорошо знакомой мелодии; различение звуков по высоте и силе; различение на слух звучания различных музыкальных инструментов и голосов людей.

Пение мелодий с сопровождением; допускает ошибки в подборе по слуху хорошо знакомой мелодии; допускает ошибки в различении звуков по высоте и силе, в различении на слух звучания различных музыкальных инструментов и голосов людей.

Невозможность в ведении (пении) мелодий даже с сопровождением; не подбирает по слуху хорошо знакомую мелодию; не различение звуков по высоте и силе; не различение на слух звучания различных инструментов и голосов людей.

Восприятие музыки

Сформированное ладовое чувство; интерес к слушанью музыки; внимание и двигательные проявления во время слушанья (двигательные, мимические и пантомимические); анализ музыки с контрастными частями; определение характера музыки; узнавание знакомой мелодии по фрагменту; различение устойчивых и неустойчивых звуков.

Недостаточно сформированное ладовое чувство; неустойчивый интерес к слушанью музыки; недостаточное внимание и ограниченный объем двигательных проявлений во время слушанья; затруднения в анализе музыки с контрастными частями, в определении характера музыки, в узнавании знакомой мелодии по фрагменту, в различении устойчивых и неустойчивых звуков.

Несформированное ладовое чувство; неустойчивый интерес к слушанью музыки; слабое внимание и отсутствие двигательных проявлений во время слушанья; не различение контрастных частей музыки, не определение характера музыки, не узнавание знакомой мелодии по фрагменту, не различение устойчивых звуков.

Ритмическое чувство

Воспроизведение в хлопках ритмического рисунка мелодий, соответствие ритма движений характеру музыки (с использованием смены ритма).

Допускает ошибки в воспроизведении в хлопках ритмического рисунка мелодий, ритм движений не всегда соответствует характеру музыки; допущенные ошибки замечает и справляет самостоятельно.

Не воспроизводит в хлопках ритмический рисунок мелодий, ритм движений не соответствует характеру музыки; допущенные ошибки не замечает.

Продолжительность и сила выдоха

Выдох свободный сильный, равномерный; на выдохе произносит 6-8 слов простой слоговой структуры

Выдох свободный недостаточно сильный; на выдохе произносит 4-6 слов простой слоговой структуры

Выдох слабый, неравномерный; при произнесении слов на одном выдохе постоянно берет доборы воздуха

Темп речи

Нормальный.

Отмечается непостоянное ускорение или замедление темпа речи, необусловленное эмоциональным состоянием ребенка.

Постоянно ускоренный или замедленный темп речи.



^ III. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА


3.1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА

Методологической основой экспериментального исследования являются:

  • принципы единства познавательного процесса и двигательного акта (И.М. Сеченов); единства сознания и деятельности (А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.);

  • роль двигательного анализатора в процессе развития высших психических функций (Н.А. Бернштейн, В.М. Бехтерев, А.В. Запорожец, М.М. Кольцова, А.Р. Лурия, И.П. Павлов и др.);

  • концепции психомоторной организации человека (Л.А. Головей, Е.П. Ильин, В.Л. Марищук, В.В. Никандров, В.П. Озеров, К.К. Платонов и др.);

  • психолого-педагогические исследования развития психомоторики у детей, доказывающие синкретичность двигательного, познавательного и эмоционального ее компонентов на первых этапах онтогенеза (Е.А. Аркин, П.Ф. Вэдэзи, А.В. Запорожец, М.М. Кольцова, Р.Р. Фьюэлл, Н.М. Щелованов, и др.);

  • концепции исследования психического и физического развития детей (В.В. Волков, Г.А. Волкова, В.А. Ильин, Г.А. Каданцева, Б.Б. Коссов и др.);

  • деятельностный подход к формированию новообразований определенного возрастного периода (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.);

  • положение о коррекционно-развивающей направленности педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с речевым недоразвитием (Г.В. Чиркина, Н.В. Чевелева, Т.Б. Филичева и др.).




^ 3.2. НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

  • Квалифицированное организационное и научно-методическое руководство.

  • Обеспечение эксперимента методиками для исследования и обработки текущих результатов исследования.

  • Достаточная экспериментальная база.

  • Профессионально и психологически подготовленный педагогический коллектив.

  • Творческая инициативная группа специалистов дошкольного учреждения.

  • Достаточное финансирование проекта.




^ 3.3. СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТОВЕРНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются:

  • совокупностью исходных методологических и теоретических положений;

  • изучением педагогического опыта и организации опытно-экспериментальной работы;

  • применением комплекса методов, адекватных объекту, цели, задаче и логике исследования и подтверждающих основные выводы эксперимента;

  • апробацией инновационных технологий в процессе формирующего коррекционно-развивающего эксперимента;

  • сопоставлением полученных результатов с данными передового педагогического опыта;

  • подтверждением гипотезы исследования полученными результатами;

  • воспроизводимостью полученных результатов в обычных условиях.




^ 3.4. ПЕРЕЧЕНЬ НАУЧНЫХ и УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИЮ ЭКСПЕРИМЕНТА

Проектом предусмотрено использование диагностических методик, предложенных в исследованиях Г.А. Волковой, В.П. Озерова.

Кроме того, использовались следующие литературные источники:

  1. Аханькова Е.В. Возможности применения психомоторных упражнений для речевого развития детей// Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: Тез. докл. Междунар. Конгр. - М., 2001. - Т. 2.

  2. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/д: Феникс, 2008. – С. 5-33.

  3. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001.

  4. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. - Спб., 2005.

  5. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2006. – С. 13-85.

  6. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. - СПб.: Эксмо-пресс, 2002.

  7. Бирюкова И.В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души// ИнформационныйбюллетеньАссоциацииТанцевально-двигательнойтерапии. 2000. № 4. С. 3-9.

  8. Блинов О.А. Процесс музыкальной психотерапии: Систематизация и описание основных форм работы // Психол. Журнал. – 1998. - №3.

  9. Буцинская Н.Н. Васюкова В.И. Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. - М, Просвещение, 1990.

  10. Введение в музыкотерапию / Под ред. Г.- Г. Декер-Фойгт. СПб.: Питер, 2003.

  11. Грегг М. Тайный мир рисунка. СПб.: Деметра, 2003.

  12. Дудьев В.П. Развитие тонкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи. //Сибирский учитель. - 2000. - №5 (9).

  13. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод. пособие. - М.: Соц.-полит, журн., 1994. - 96 с.

  14. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург, 1998. - 320 с.

  15. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Тихонова Е.А. проективная диагностика в сказкотерапии. СПб.: Речь, 2003.

  16. Каданцева Г.А. Взаимосвязь познавательной и двигательной активности детей шести лет // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 11-12. - С. 40-41.

  17. Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми.- СПб.: Речь, 2007.- С. 30-91.

  18. Козлов И.М. Проблемы физического воспитания дошкольников //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № - 2. - С. 11-12.

  19. Копытин А.И. Тренинг по фототерапии. СПб.: Речь, 2003.

  20. Майорова А.В., Хатуцкая С.А. Музыкотерапия в коррекции нарушений общения у детей // Тезисы I Международного конгресса «Музыкотерапия и восстановительная медицина в XXI веке». М., 2000.

  21. Михалкович В.И., Стигнеев В.Т. Поэтика фотографии. М.: Искусство, 1990.

  22. Овчинникова Т.С. Анализ психомоторного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи// Актуальные вопросы оториноларингологии и логопатологии. – СПб., 2002.

  23. Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

  24. Поваляева М.А., Чебанян Г.Г. Сказкотерапия в процессе интеграции личности// Под ред. М.А. Поваляевой, А.И. Кушнер. Ростов-н-Д: Изд-во РГПУ, 1999.

  25. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. - М., 2001.

  26. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 2000.

  27. Шарманова С.Б. Федоров А.И. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания // Теория и практика физического воспитания. - 1999. - № 4. С. 10-14.




^ IV. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

  1. Расходы на оплату труда - 481540 тыс. руб.

  2. Расходы на приобретение оборудования и предметов длительного пользования – 60 тыс. руб.

  3. Прочие расходы на выполнение работы (съёмки слайдов, фильмов и т.п.)

– 20-30 тыс. руб.

ИТОГО: около 600 тыс. руб.


^ V. ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

  1. Сборник научно-методических материалов по проблеме эксперимента (описание опыта, практические рекомендации, технологии).

  2. Публикации в педагогических журналах.

  3. Городские и краевые педагогические семинары, научно - практические конференции, методические объединения, городская ярмарка педагогических инноваций.



^ VI. АВТОРЫ ПРОЕКТА

Пащенко Александра Тарасовна – заведующий МДОУ д/с №39 г. Ставрополя

Контакт. телефон: (8652) 566570

Факс: (8652) 566570


Колодяжная Инна Владимировна – учитель-логопед

Князева Виктория Валерьевна – воспитатель по физической культуре

Кунь Наталья Андреевна – ст. медицинская сестра

Семашко Антонина Николаевна – воспитатель коррекционной группы

Харючи Ольга Витальевна – педагог-психолог

Чубанова Ольга Дмитриевна – врач-невролог

Шевкун Светлана Анатольевна – воспитатель коррекционной группы

Шелухина Наталья Павловна – музыкальный работник



^ VII. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ВНЕДРЯЕМОГО ПРОЕКТА





В экспериментальном исследовании были задействованы дети старшей коррекционной (логопедической) группы. Из 15 детей, 6 человек имели логопедическое заключение «ОНР III уровня», 4 ребенка - «Выраженная задержка психического развития. Системное недоразвитие речисредней-тяжёлой степени», 4 ребёнка – « Задержка психического развития. ОНР II – III уровня», 1 ребёнок – «Задержка психического развития. ОНР I – II уровня».

В соответствии с выделенными критериями психомоторного развития детей дошкольного возраста была проведена диагностика на начало экспериментальной работы и по ее окончании.

Так, входящая диагностика показала, что дети, имеющие речевое недоразвитие, в целом имеют низкий уровень психомоторного развития. Из 15 детей группы, только у 6 -детей диагностирован средний уровень психомоторного развития. По итогам диагностики все дети логопедической группы были распределены на 2 подгруппы: среднюю степень (60 - 80%) - 6 детей с речевым недоразвитием, низкую степень - 9 детей. Высокую степень развития психомоторных функций (80 – 100%) не показал никто из детей.

У детей, вошедших в первую подгруппу (средний уровень) были отмечены ошибки в организации общих движений, невозможность удержания поз, неуверенность выполнения, нечеткое выполнение мимических поз; недостаточный объем и дифференцированность движения мышц лба, щек. У них выявлены незначительные изменения объема, силы, точности артикуляционных движений, наличие единичных синкинезий. У детей отмечалось частичное, недостаточно четкое выполнение упражнений для пальцев рук, напряженность, скованность движений пальцев рук; единичное нарушение темпа выполнения движений. Выполнение движений пальцев рук минимальное, одновременное выполнение на обеих руках недоступно, чрезмерная напряженность движений, попытки помочь другой рукой при создании позы.

У данной группы детей мы отметили недостаточную сформированность как статической, так и динамической координации общих движений. Нарушения статической координации движений проявлялись в значительной трудности (а иногда и невозможности) сохранения равновесия, в появлении тремора конечностей. Мимическая картина нечеткая, мимика напряженная либо вялая, амимия, многие движения, такие как «сомнение», «удивление», «печаль» не доступны. Для них характерно отсутствие удержания некоторых артикуляционных поз; выраженные изменения, силы, точности объема; трудности переключения речевых движений, синкинезий; чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений.

Проявления общей моторной недостаточности у детей с речевым недоразвитием неоднородны. Наблюдается двигательная неловкость, малоподвижность, скованность, замедленность всех движений, иногда с ограничением объема движений одной половины тела, или явления двигательной гиперактивности, беспокойства, быстрый темп движений, большое количество лишних движений при выполнении произвольных и непроизвольных двигательных актов, ошибки в пространственной организации движений — незнание сторон тела; ведущей руки; неуверенность выполнения.

Моторная неловкость проявляется в быстро наступающем уставании во время выполнения заданий. Нарушения темпа чаще выражается в замедленности движения, нарушен и ритм движений. Наиболее ярко недостаточность психомоторики проявляется при выполнении сложных движений, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственной организации движений.


Распределение детей на подгруппы в зависимости от степени успешности выполнения заданий представлено на гистограмме.


Таким образом, у детей с речевым недоразвитием нами выявлены следующие особенности формирования психомоторики: замедленность движений при формировании позы либо излишняя суетливость; трудности удержания позы, нарушения статической координации; нарушения динамической координации и переключаемости; затруднения в пространственной организации движения; трудности выполнения словесной инструкции; недостатки при выполнении и удержании мимических поз, вялая либо напряженная мимика; некоторые мимические позы недоступны; снижение объема, точности, силы артикуляционных движений, чрезмерная истощаемость; некоторые артикуляционные позы недоступны; наличие синкинезий и гиперсаливации; трудности формирования артикуляционного уклада и нарушения переключаемости; девиации языка; напряженность, скованность движений пальцев рук; нарушения темпа выполнения движений, трудности формирования уклада из пальцев обеих рук.

Полученные в эксперименте данные согласуются с результатами теоретических исследований.

После реализации комплексной системы коррекционно-развивающей работы по психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи было проведено повторное обследование психомоторики с использованием тех же диагностических методик. Результаты итогового диагностирования показали значительную динамику в психомоторном развитии детей с речевым недоразвитием. Так, из 15 детей, участвующих в экспериментальной работе, на высокий уровень психомоторного развития поднялось 6 человек, имевших на начало экспериментальной работы средний уровень, 8 человек поднялись с низкого уровня на средний. Только 1 ребенок остался на прежнем – низком уровне психомоторного развития, что мы связываем со сложной структурой дефекта (Выраженная задержка психического развития. Системное недоразвитие речи тяжёлой степени. Спастико-паретический синдром. Эхолалия.), нарушением интеллекта, соматической ослабленностью (пропустил более 47% коррекционно-развивающих занятия по болезни).




Динамика психомоторного развития детей с общим недоразвитием речи в сравнении с начальным уровнем представлена на гистограмме.


Таким образом, разработанная нами комплексная система коррекционно-развивающей работы по психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи доказала свою эффективность и может быть рекомендована для практического применениями педагогам коррекционных групп.









Похожие:

Коррекционно-развивающий проект «комплексная интегрированная система по психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» iconСистема работы по формированию монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В программе коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи и методических указаниях к ней приводятся рекомендации...
Коррекционно-развивающий проект «комплексная интегрированная система по психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» iconКоррекция самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В связи с неблагоприятными условиями окружающей среды, низкими социально-бытовыми условиями жизни из года в год увеличивается число...
Коррекционно-развивающий проект «комплексная интегрированная система по психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» iconФормирование навыка употребления падежных форм существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования дидактических игр Автор опыта: Чуева Татьяна Николаевна
Формирование навыка употребления падежных форм существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством...
Коррекционно-развивающий проект «комплексная интегрированная система по психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» icon«развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через моделирование рассказывания» оглавление
Основные подходы к коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста с онр
Коррекционно-развивающий проект «комплексная интегрированная система по психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» iconКогнитивное развитие
Развитие когнитивных процесов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Коррекционно-развивающий проект «комплексная интегрированная система по психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» iconДидактический материал «логические блоки дьенеша», как способ развития восприятия, мышления и речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения
Тема, над которой я работаю, носит название «Развитие восприятия, мышления и речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста...
Коррекционно-развивающий проект «комплексная интегрированная система по психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» iconКалендарно-тематическое планирование образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий, фонетической стороны речи, развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности
Н. В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи...
Коррекционно-развивающий проект «комплексная интегрированная система по психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» iconОпыт работы старшего воспитателя Федотовой О. А. по теме
«Система коррекционной работы по формированию грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи в группе для детей с...
Коррекционно-развивающий проект «комплексная интегрированная система по психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» iconМастер класс для педагогов дошкольных учреждений Тема: Система работы по развитию лексико – грамматического строя и связной речи у детей в старшем дошкольном возрасте с общим недоразвитием речи разного уровня
Тема: Система работы по развитию лексико – грамматического строя и связной речи у детей в старшем дошкольном возрасте с общим недоразвитием...
Коррекционно-развивающий проект «комплексная интегрированная система по психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» iconТематический план коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий, фонетической стороны речи, развитию связной речи в средней специальной (коррекционной) группе V вида на 2011-2012 учебный год
Н. В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты