Уроки чтения в начальных классах icon

Уроки чтения в начальных классах



НазваниеУроки чтения в начальных классах
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Уроки чтения в начальных классах.


Система работы учителя начальных классов по совершенствованию техники чтения.


Нельзя быть счастливым, не умея читать. Дети, читающие ниже нормы, уходя в среднее звено, не в силах освоить программу. Они тратят много времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют, не могут решать задачи. Формируется своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, в следующих классах у него снижается эмоциональная отзывчивость, возникают частые конфликты с учителем.


Поэтому, нужно научить учащихся начальной школы быстро и правильно читать. Для того, чтобы повысить технику чтения и сознательность чтения, пользуюсь нетрадиционными методами обучения чтению. Изучила опыт работы учителей Белгородской области, методики оптимального чтения Г.С. Швайко и И.Т. Федоренко И.Г. Пальченко, В.Н. Зайцева.


Эту работу начала с начала учебного года. Единственное условие - работать каждый день. Что мешает быстрому чтению?

1. Регрессия - возвратные движения глаз, особенно в 1 классе.

2. Малое поле зрения, т.е. ясное поле видения в строке без передвижения зрачков.

3. Неумение найти главное в тексте.

4. Недостаточное использование явления антиципации (смысловой догадки).

5. Артикуляция. (слова при медленном чтении мысленно проговариваются. В процессе чтения участвуют слуховой аппарат).


Работу начала с развития зрительной памяти, внимания. Этому способствует так называемое "фотографирование" различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся за 1 секунду должны запомнить все, что изображено на картинке - "сфотографировать". (Сказать "21").


Даю такие задания:

1. Найди лишнюю букву: а, о, в, у, и.

2. Найди лишний слог: бо, но, ро, мы, со, ко.

3. Найди лишнее слово:

А) река Б) слон В) мала

речка лев моль

ручей мак мела

ручка тигр мила

ручеек

4. Раздели слова на две группы:

А) корова Б) заяц В) ленивый

соловей горох смелый

коза ежик честный

ворона медведь жадный

овца капуста добрый

сорока волк трусливый

огурец

5. Из какого произведения слова? Кто автор?

" "Братец мой, - отвечает месяц ясный, - не видал я девы красной."

" Замяукали котята: "Надоело нам мяукать…!"

" "Тихонько к ней подкрался щенок, прыг - и ухватил за хвост".


Постепенно задание усложняется. Очень хорошо развивают поле зрения таблицы Шульте. Работа выполняется за 10 секунд, но при тренировке многие ребята считывают их за 5 секунд. Таблицы изготовили на уроках труда и с помощью родителей. Они есть у всех детей. Пока работаем с числовыми таблицами. Во 2 классе начнем работать с буквенными (алфавит).


Со 2 полугодия при работе с текстами на уроках чтения использую такие упражнения:


1. Чтение - спринт. Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав губы и зубы, а после прочтения отвечают на сформулированные учителем вопросы по тексту. Во время чтения - поторапливаю.


2. Чтение - разведка. Учащиеся на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на поставленные вопросы. Дети учатся не только не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное.


3. Упражнение "Финиш". Методика такая же , как и в спринте, только читаем до указанного слова.


Одновременно с работой по динамическому чтению работаю над развитием памяти, воображения учащихся, используя следующие упражнения:


1. Пересказ ранее изученных текстов без предупреждения. Упражнение хорошо развивает долговременную память.


2. Игра "Синонимы" ("Антонимы") хорошо развивает как память, так и воображение: пр. грустить - горевать, печалиться - огорчаться, расстраиваться, тужить, кручиниться, а также антонимы: веселый - грустный.


3. Со 2 класса будем проводить игру "Буду поэтом". Предлагается сочинить стихотворение по данной рифме:

… не обижаю

… приглашаю

… угощаю

… играю. или закончить стихотворение : "В зоопарке бегемот проглотил ежа и вот …"


Совершенствование техники чтения про себя - лучший фундамент совершенствования техники чтения вслух. Этому уделяю много внимания. Помогают в этом методики И.Т. Федоренко и В.Н. Зайцева. На каждом уроке использую такие приемы и методы как:

1. Чтение за учителем (за лидером).

2. Чтение в парах, групповое чтение.

3. Чтение с отрывом взгляда от текста.

4. Чтение с убыстрением темпа.

5. Чтение с переходом на незнакомый текст.

6. Жужжащее чтение.

7. Чтение в темпе скороговорки.

8. Зрительные диктанты. (по Федоренко).


Очень часто на уроках заучиваем четверостишия, провожу с начала четверти замер скорости чтения.


Изучила опыт работы учителя Н.И. Семяшкиной из г. Сургута по развитию фонематического слуха и использую следующие упражнения:

1. Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам - пушистая, рыжая, хитрая.

2. Обобщение понятия: какое слово лишнее и почему? (лето, неделя, осень).

3. Добавление нужного слова. (пальто, шапка, шарф - …)

4. исключение лишнего слова: гусь, гусенок, гусеница, гусыня, гусак.

5. Подбор к данному слову родственных слов: снег - снежок. Снежный, снежинка, снегозадержание, снегоход, снеговик.

6. Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: пора, кора., нора, гора.

7. Игра "Кто быстрее, кто больше?" Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик - оса, слон, лось, ива, иволга, корова.

8. Игра "Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы?"

9. Игра " Сложи словечко". Какие два слова спрятались в одном? ( самолет, листопад, пылесос).


Таким образом, использование в учебном процессе игр, упражнений, разных заданий, создание игровых ситуаций приводят к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки.



Похожие:

Уроки чтения в начальных классах iconСветличная Наталия Ивановна Информация об опыте тема опыта формирование патриотизма, понимание народных традиций в начальных классах через внеклассную работу и урок
Формирование патриотизма, понимание народных традиций в начальных классах через внеклассную работу и уроки чтения
Уроки чтения в начальных классах iconТематическое распределение часов
На уроках чтения в 5 9 классах продолжается формирование техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания...
Уроки чтения в начальных классах iconТема: «Нестандартные формы уроков в начальной школе»
Это, в частности, уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, путешествия, уроки – соревнования, интегрированные уроки, занятия-конференции,...
Уроки чтения в начальных классах iconРаботы учителя начальных классов по совершенствованию техники чтения
Формируется своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, в следующих классах...
Уроки чтения в начальных классах iconЛитературное чтение
Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах – помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира...
Уроки чтения в начальных классах iconСистема работы учителя-логопеда
«Система работы учителя-логопеда по выявлению и преодолению предрасположенности к дислексии (специфическому нарушению чтения) в начальных...
Уроки чтения в начальных классах iconФормирование навыка чтения и пути совершенствования качества чтения работу учитель начальных классов моу адоевшинской начальной общеобразовательной школы карпова анна александровна
Пока он не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс, будет доставлять ему, мало радости...
Уроки чтения в начальных классах iconРабочая программа по чтению и развитию речи для 6 класса составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, изданной в Московском гуманитарном издательском центре «владос», 2011 г.
На уроках чтения в 5 9 классах продолжается формирование техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания...
Уроки чтения в начальных классах iconАнкета для родителей Нравится ли вашему ребенку читать книги?
Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения...
Уроки чтения в начальных классах iconК. Д. Ушинский Формирование функционально грамотных людей одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным вид
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты