Рабочая программа по математике для 1-4 классов Разработчик: Финиковская В. Е., учитель начальных классов 2011-2012 уч г. Пояснительная записка icon

Рабочая программа по математике для 1-4 классов Разработчик: Финиковская В. Е., учитель начальных классов 2011-2012 уч г. Пояснительная записка



НазваниеРабочая программа по математике для 1-4 классов Разработчик: Финиковская В. Е., учитель начальных классов 2011-2012 уч г. Пояснительная записка
Дата17.10.2016
Размер
ТипРабочая программа

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22» г. Оленегорска Мурманской области


Рабочая программа по математике для 1-4 классов


Разработчик: Финиковская В. Е., учитель начальных классов


2011-2012 уч.г.


Пояснительная записка


Рабочая программа по математике составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

  2. Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).

Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. В программе заложен механизм формирования у детей сознательных и прочных навыков устных и письменных вычислений, доведения до автоматизма знания табличных случаев действий. Этому способствует хорошо распределенная во времени, оптимально насыщенная система упражнений, а также ограничение действий над числами пределами миллиона, отказ от изучения ряда относительно сложных для детей этого возраста вопросов, не имеющих принципиального значения для продолжения математического образования.

^ Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы


Предлагаемый начальный курс математики имеет цель не только ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающих весь материал обязательного минимума начального математического образования, но и дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т.п., а также предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности.

Рабочая программа реализует следующие задачи обучения:

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;

  • создание благоприятный условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка, соответствующих его возрастным особенностям и возможностям;

  • формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных отношений, творческой деятельности;

  • воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни и для решения новых конкретных учебных задач;

  • формирование основ общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдения, измерения, моделирования),

  • формирование способов организации учебной деятельности (планирование, самоконтроль, самооценка и др.).


^ Отличительная особенность.

Рабочая программа рассчитана на 675 часов (5 часов в неделю в каждом классе, 1 час добавлен за счёт компонента образовательного учреждения)

Используются различные формы, методы, технологии обучения: урок повторения изученного материала, урок контроля знаний, комбинированный урок, урок закрепления полученных знаний. Формы обучения : поисковая беседа, дискуссия, деловая игра , аукцион идей. В данной образовательной системе успешно реализуется технология проблемно - деятельностного обучения.

Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по математике:

  • текущий устный опрос;

  • устный счет;

  • текущая самостоятельная работа;

  • арифметический диктант;

  • итоговый контроль;

  • контрольная работа;

  • работа по карточкам;

  • фронтальный опрос;

  • индивидуальные задания;

  • тематический контроль.



Основное содержание (675 час)

Числа и вычисления

Целые неотрицательные числа. Счет предметов (реальных объектов, их изображений, моделей геометрических фигур и т.д.). Названия, последовательность и запись цифрами натуральных чисел от 0 до 1 000 000 в десятичной системе счисления. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете. Число 0. Его получение и обозначение. Числа однозначные, двузначные, трехзначные и т.д. Классы и разряды: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов; I, II, III разряды в классе единиц и в классе тысяч. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.


Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, их запись с помощью знаков «=» (равно), « >» (больше), «<» (меньше). Сравнение чисел с опорой на порядок следования чисел при счете, с помощью вычитания, с помощью деления; сравнение многозначных чисел.

Арифметические действия с числами. Сложение и вычитание. Конкретный смысл и названия действий. Знаки «+» (плюс), «-» (минус). Названия компонентов и результата сложения и вычитания. Приемы вычислений: прибавление (вычитание) числа по частям, вычитание на основе знания соответствующего случая сложения. Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приемов вычислений. Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания. Отношения «больше на …», «меньше на …». Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.


Умножение и деление. Конкретный смысл и названия действий. Знаки «» (умножение) и «:» (деление). Названия компонентов и результата умножения и деления. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Умножение и деление
на 1. Отношения «больше в …», «меньше в …». Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного. Деление с остатком. Проверка деления с остатком.

Арифметические действия с нулем. Сложение и вычитание с числом 0. Умножение на нуль, умножение и деление нуля (невозможность деления на нуль).

Числовые выражения, содержащие 1-4 действия. Использование скобок для записи выражений. Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях. Нахождение значений числовых выражений со скобками и без них.

Переместительное свойство сложения и умножения. Сочетательное свойство сложения и умножения. Группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении. Распределительное свойство умножения относительно сложения. Умножение суммы на число и числа на сумму. Деление суммы на число. Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений.

Устные вычисления с натуральными числами. Устные вычисления в пределах 100: сложение двузначного числа с однозначным, вычитание из двузначного числа однозначного, сложение и вычитание двузначных чисел, умножение двузначного числа на однозначное (12  6, 30  3, и др.), деление двузначного числа на двузначное и однозначное (36 : 12, 63 : 3 и др.). Устные вычисления с числами большими 100, в случаях сводимых к известным детям устным вычислениям в пределах ста (300 + 56, 140 – 15, 700  3, 1200 : 300 и др.) Умножение и деление на 10, 100, 1000.

Письменные вычисления с натуральными числами. Алгоритмы сложения и вычитания чисел в пределах миллиона. Умножение двух-четырехзначного числа на однозначное, двузначное число; деление трех-шестизначного числа на однозначное, двузначное число.

Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания, умножения, деления). Нахождение неизвестного компонента арифметических действий. Способы проверки правильности вычислений.

Величины. Сравнение предметов по разным признакам: длине, массе, вместимости. Длина. Единицы длины: миллиметр (мм), сантиметр (см), дециметр (дм), метр (м), километр (км). Соотношения между ними. Масса. Единицы массы: грамм (г), килограмм (кг), центнер ), тонна (т). Соотношения между ними. Вместимость. Единица вместимости литр (л). Время. Единицы времени: секунда (с), минута (мин), час (ч), сутки (сут.), неделя, месяц (мес.), год, век. Соотношения между ними.

Зависимости между величинами, характеризующими процессы: движения, работы, «купли-продажи» и др. Скорость, время, пройденный путь при равномерном прямолинейном движении; объем всей работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость; и др. Построение простейших логических выражений типа «… и…», «…или …», «если…, то…», «не только…, но и…» и т.д.

Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели).

^ Практические работы: Измерение длин сторон предметов, имеющих форму прямоугольников (параллелепипедов) с использованием линейки, рулетки, сантиметровой ленты. Взвешивание предметов. Сравнение вместимостей двух сосудов с использованием данной мерки. Определение времени по часам с точностью до часа; с точностью до минуты.

^
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Измерение геометрических величин

Пространственные отношения. Установление пространственных отношений с помощью сравнения: выше - ниже, слева - справа, сверху - снизу, ближе - дальше, спереди - сзади, перед, после, между и др. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости. Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.

Сравнение предметов по размерам (больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче и др.) и форме. Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, «больше на …», «меньше на…».

Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин. Распознавание и изображение геометрических фигур: точки, прямой, отрезка, угла (прямого угла), многоугольников – треугольника, прямоугольника (квадрата). Распознавание геометрических фигур: окружности и круга, куба и шара.


Сравнение длин отрезков на глаз, наложением, при помощи линейки с делениями. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины.

Многоугольник. Вершины, стороны и углы многоугольника. Вычисление периметра многоугольника.

Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр (см2), квадратный дециметр (дм2), квадратный метр (м2). Вычисление площади прямоугольника (квадрата).

Практические работы: Получение модели прямого угла. Построение прямого угла и прямоугольника на клетчатой бумаге. Нахождение прямого угла среди данных углов с помощью модели прямого угла. Нахождение прямоугольника среди данных четырехугольников с помощью модели прямого угла. Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки.

^ ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

к уровню знаний, умений и навыков у обучающихся


1 класс

Обучающиеся должны:

  • уметь в простейших случаях продолжить заданную закономерность, найти нарушение закономерности;

  • уметь объединять совокупности предметов в одно целое, выделять часть совокупности, сравнивать совокупности с помощью пар;

  • знать последовательность чисел от 1 до 100, уметь читать, записывать и сравнивать эти числа;

  • знать таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания (на уровне автоматизированного навыка);

  • уметь выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд;

  • уметь практически измерять величины длину, массу, объём различными мерками (шаг, локоть, стакан), знать общепринятые единицы измерения этих величин: сантиметр, дециметр, килограмм, литр;

  • уметь решать уравнения вида a+x=b a-x=b x-a=b на уровне навыка;

  • уметь решать простые задачи на сложение и вычитание;

  • уметь распознавать простые геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, шар, куб;



2 класс

Обучающиеся должны:

  • знать последовательность чисел от 1 до 1000, уметь читать, записывать и сравнивать эти числа, строить их графические модели;

  • уметь выполнять письменно сложение и вычитание чисел в пределах 1000;

  • Знать таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления (на уровне автоматизированного навыка);

  • уметь правильно выполнять устно все четыре арифметических действия с числами в пределах 100 и с числами в пределах 1000 в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;

  • уметь выполнять деление с остатком чисел в пределах 100;

  • уметь применять правила порядка действий в выражениях, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них);

  • уметь решать уравнения вида а • х=б, а:х = б, х: а = б (на уровне навыка) с комментированием по компонентам действий;

  • уметь анализировать и решать составные текстовые задачи в 2-3 действия;

  • знать единицы измерения длины: метр, дециметр, сантиметр, миллиметр, километр;

  • уметь чертить отрезок заданной длины, измерять длину отрезка;

  • уметь находить периметр многоугольника по заданным длинам его сторон и с помощью измерений;

  • уметь строить на клетчатой бумаге квадрат и прямоугольник, строить окружность при помощи циркуля;

  • уметь вычислять площадь прямоугольника по заданным! длинам его сторон и наоборот, находить одну из сторон прямоугольника по площади и длине другой стороны;

  • знать единицы измерения площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр.


3 класс


Обучающиеся должны знать:

    • понятия: «множество», «равные множества», «пустое множество», «подмножество», «пересечение множеств», «объединение множеств», «переменная», «значение переменной», «выражение», «высказывание», «равенство», «неравенство», «уравнение», «корень уравнения», «разряд», «класс», «формула», «преобразование», «симметрия»;

    • названия компонентов четырех арифметических действий;

    • формулу пути s=v∙t, формулу стоимости С=а∙п, формулу работы А= v∙t и их аналоги;

    • знать формулы площади и периметра прямоугольника S = a∙b, Р = (a + b) ∙2,

    • знать формулу объема прямоугольного параллелепипеда V= a∙b∙c;

    • знать единицы измерения массы: килограмм, грамм, центнер, тонна и единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век;

    • соотношение между единицами длины, массы, времени;

    • названия месяцев и дней недели.


Обучающиеся должны уметь:

  • задавать множество перечислением или общим свойством его элементов;

  • уметь устанавливать принадлежность множеству его элементов, обозначать элементы множеств на диаграмме Венна, находить объединение и пересечение множеств;

  • разбивать множество на части, указывая признак разбиения;

  • уметь читать числовые и буквенные выражения, содержащие 1—2 действия, с использованием терминов: сумма, разность, произведение, частное;

  • уметь решать уравнения основных видов a+x=b, а- х=b, x- a=b, a∙x=b, a:x=b, х:а=b с комментированием по компонентам действий;

  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиарда;

  • выполнять письменное сложение и вычитание многозначных чисел;

  • выполнять умножение и деление многозначного числа на однозначное;

  • правильно выполнять устные вычисления с многозначными числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;

  • использовать изученные формулы пути, стоимости, работы, площади и периметра прямоугольника для решения текстовых задач;

  • уметь решать задачи в 2—3 действия на все арифметические действия.

  • уметь определять время по часам;

  • переходить от одной единицы измерения к другой.


4 класс

Обучающиеся должны знать:

    • понятия: «неравенство», «решение неравенства», «двойное неравенство», «доля», «дробь», «процент», «координата», «диаграмма», «график», «правильная дробь», «неправильная дробь», «смешанное число», «шкала», «скорость сближения», «координатный угол», «прямоугольный треугольник», «развернутый угол», «смежный угол», «вертикальный угол»;

    • правила нахождения доли числа и числа по его доле;

    • правила сравнения дробей с одинаковыми знаменателями и с одинаковыми числителями;

    • правила нахождения процента от числа и числа по его проценту;

    • правила сложения и вычитания дробей с одинаковым знаменателем;

    • формулу одновременного движения s = ис6лtвстр.

    • названия компонентов четырех арифметических действий;

    • формулу пути s=v∙t, формулу стоимости С=а∙п, формулу работы А= v∙t и их аналоги;

    • знать формулы площади и периметра прямоугольника S = a∙b, Р = (a + b) ∙2,

    • знать формулу объема прямоугольного параллелепипеда V= a∙b∙c;

    • знать единицы измерения массы (килограмм, грамм, центнер, тонна), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век), площади (мм², см², дм², м², а, га), объема (мм³, см³, дм³ - л, м³);

    • соотношение между единицами длины, площади, массы, объема, времени.


Обучающиеся должны уметь:

  • уметь выполнять прикидку действий с многозначными числами и письменные вычисления в пределах триллиона;

  • уметь вычислять значения числовых выражений, содержащих 4—5 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий;

  • уметь находить числовые значения простейшего буквенного выражения при данных числовых значениях входящих в него букв;

  • уметь находить координаты точек числового луча и строить точки по их координатам, вычислять расстояние между двумя точками числового луча;

  • уметь читать и записывать дроби, наглядно изображать дроби с помощью геометрических фигур и точками числового луча;

  • уметь сравнивать, складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями;

  • уметь находить часть от числа, выраженную дробью, и число по его части, выраженной дробью;

  • уметь выделять целую часть, переводить смешанное число в неправильную дробь;

  • складывать и вычитать смешанные числа;

  • уметь решать задачи в 3—4 действия на все арифметические действия;

  • уметь решать простейшие задачи в 1—2 действия на все случаи одновременного движения двух тел;

  • уметь использовать соотношения между изученными единицами длины, площади, объема, массы, времени в вычислениях;

  • измерять углы при помощи транспортира;

  • чертить углы с заданной градусной мерой;

  • уметь сравнивать значения величин с помощью таблиц, круговых и столбчатых диаграмм.


Список рекомендуемой учебно-методической литературы ( 1-4 кл.)

Л. Г. Петерсон «Математика». Учебник 1 класса,(1,2,3 часть)

Л. Г. Петерсон «Математика». Учебник 2 класса, (1,2,3 часть)

Л. Г. Петерсон «Математика». Учебник 3 класса, (1,2,3 часть)

Л. Г. Петерсон «Математика». Учебник 4 класса, (1,2,3 часть)

Л. Г. Петерсон, Э. Р. Барзунова, А. А. Невретдинова» Самостоятельные и контрольные работы» для 1 класса.

Л. Г. Петерсон, Э. Р. Барзунова, А. А. Невретдинова» Самостоятельные и контрольные работы» для 2 класса.

Л. Г. Петерсон, Э. Р. Барзунова, А. А. Невретдинова» Самостоятельные и контрольные работы» для 3 класса.

Л. Г. Петерсон, Э. Р. Барзунова, А. А. Невретдинова» Самостоятельные и контрольные работы» для 4 класса.

Л. Г. Петерсон « Методические рекомендации» 1 класса.

Л. Г. Петерсон « Методические рекомендации» 2 класса.

Л. Г. Петерсон « Методические рекомендации» 3 класса.

Л. Г. Петерсон « Методические рекомендации» 4 класса.


^ Интернет ресурсы:

Презентации:

 

 

http://www.school.edu.ru

^ Российский общеобразовательный портал

где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно -популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней

http://www.viki.rdf.ru

Детские  электронные книги и презентации

http://school-collection.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.solnet.ee

Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и 

образованию детей, дидактический и                                                                 сценарный материал для учителя начальных

http://www.prazdnik.by

Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.

http://www.it-n.ru/

Сайт творческих учителей. Разные сообщества.

http://mail.redu.ru

Исследовательская работа школьников

http://festival.1september.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://kid. nashcat.ru

Все для детей. Детский портал, детские сайты.


^ Оценивание письменных работ по математике


В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.



Похожие:

Рабочая программа по математике для 1-4 классов Разработчик: Финиковская В. Е., учитель начальных классов 2011-2012 уч г. Пояснительная записка iconПрограмма по музыке 1 класс Автор: Разина Наталья Викторовна, учитель начальных классов. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом моу сош с. Калининское на 2011-2012 учебный год
Рабочая программа по математике для 1-4 классов Разработчик: Финиковская В. Е., учитель начальных классов 2011-2012 уч г. Пояснительная записка iconПрограмма по математике (1-4 классы) Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для 1 – 4 классов разработана в соответствии с примерной программой начального...
Рабочая программа по математике для 1-4 классов Разработчик: Финиковская В. Е., учитель начальных классов 2011-2012 уч г. Пояснительная записка iconРабочая программа по литературному чтению на 2011-2012 учебный год для 3 а класса
Рассмотрено на заседании шмо учителей начальных классов, протокол № от 2011 г
Рабочая программа по математике для 1-4 классов Разработчик: Финиковская В. Е., учитель начальных классов 2011-2012 уч г. Пояснительная записка iconАнализ работы мо учителей начальных классов мбоу сош №11 в 2011/2012 учебном год
Основная научно-методическая тема, над которой работал коллектив учителей начальных классов «Развитие ведущих учебных умений, как...
Рабочая программа по математике для 1-4 классов Разработчик: Финиковская В. Е., учитель начальных классов 2011-2012 уч г. Пояснительная записка iconРабочая программа по математике 3 класс умк "Школа 2100" Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального...
Рабочая программа по математике для 1-4 классов Разработчик: Финиковская В. Е., учитель начальных классов 2011-2012 уч г. Пояснительная записка iconАнализ работы мо учителей начальных классов мбоу «сош №21» г. Энгельса за 2011 2012 учебный год
В 2011 -2012 учебном году мо учителей начальных классов работало по проблеме «Формирование ключевых компетенций учащихся начальной...
Рабочая программа по математике для 1-4 классов Разработчик: Финиковская В. Е., учитель начальных классов 2011-2012 уч г. Пояснительная записка iconВыступление на совещании учителей начальных классов рмо мулюкина Наталья Валентиновна, учитель начальных классов
Особенно важная роль в обеспечении качества школьной жизни ребенка принадлежит учителю начальных классов. От того, каким окажется...
Рабочая программа по математике для 1-4 классов Разработчик: Финиковская В. Е., учитель начальных классов 2011-2012 уч г. Пояснительная записка iconПрограмма по математике для 3 класса (умк «Начальная школа 21 века»)
Составитель: Плех Наталья Вадимовна, учитель начальных классов маоу сош №2 уиия г. Ноябрьск
Рабочая программа по математике для 1-4 классов Разработчик: Финиковская В. Е., учитель начальных классов 2011-2012 уч г. Пояснительная записка iconПояснительная записка к рабочей программе по информатике и икт в 6 классе на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы курса Информатика и икт для 5-7 классов Босовой Л. Л
Рабочая программа по математике для 1-4 классов Разработчик: Финиковская В. Е., учитель начальных классов 2011-2012 уч г. Пояснительная записка iconI. Пояснительная записка
Рабочая программа по математике в 1 классе (далее Рабочая программа) построена в соответствии с требованиями Федерального государственного...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты