Рабочая программа учебного курса «Русский язык» icon

Рабочая программа учебного курса «Русский язык»



НазваниеРабочая программа учебного курса «Русский язык»
Нечаевой Н.В
Дата17.10.2016
Размер
ТипРабочая программа

Пояснительная записка


Рабочая программа учебного курса «Русский язык» для 1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку (2010г.) и авторской программы курса Нечаевой Н.В. «Русский язык», утверждённой МО РФ (Самара: Корпорация «Фёдоров» 2008)

Целями обучения русскому языку являются:

  • познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

  • социокультурная цель – изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а так же навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

  • овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

  • воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь

^ Цели периода обучения грамоте:


  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.


^ Задачи периода обучения грамоте:


  • активизировать внутреннюю и внешнюю речь, представить речь и её средства объектом осознания учениками

  • научить детей читать и писать, дать им первоначальные сведения о речи, языке и литературе;

  • расширить кругозор детей на основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека;

  • развить интеллектуальную и в целом познавательную активность, вызвать у ребёнка положительное отношение к учёбе;

  • развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму и в целом русскому языку.


Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Для реализации программы используется учебно – методический комплекс:

  1. Нечаева Н.В. «Тетрадь по письму» для 1 класса: В 4 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров» - 2010.

  2. Нечаева Н.В. «Русский язык» учебник для 1 класса: – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров» - 2010.

  3. Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С.Ковалевой, О.П.Логиновой – Москва «Просвещение»,2010г.

  4. Примерные программы по учебным предметам. – Москва «Просвещение», 2010г.

  5. Сборник программ для начальной школы (Система Л.В. Занкова) - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фе­доров», 2008г.

  6. Стандарт. Начальная школа. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения) – Москва «Просвещение», 2010г.

  7. ^ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Москва «Просвещение», 2010г.

Программа рассчитана на 165 часов в год (5 часов в неделю)

115часов – обучение грамоте

50 часов – русский язык

Особенностью контроля учебных достижений первоклассников является итоговая контрольная работа 1 раз в год (не позднее 25 апреля)


^ Требования к уровню подготовки обучающихся

к концу периода обучения грамоте

Ученик получит возможность научиться устанавливать следующие связи:

  • между целью, адресатом, местом общения и формой обще­ния;

  • между целью устной речи и речевыми средствами (несловес­ными и словесными);

  • между целью письменной речи и правильностью ее выраже­ния (оформление предложения, буквенный состав слов);

  • о многообразии малых жанров литературных произведений, о зависимости смысла предложения от интонации, порядка и форм слов;

  • о родственных словах и корне слова;

- группировать языковой материал по заданным основаниям;

- подводить языковой факт под понятия разного уровня обоб­щения (например: звук - гласный, согласный, гласный - ударный, безударный);

  • соблюдать правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми;

  • адекватно реагировать на обращение учителей, одноклассни­ков;

  • слушать и отвечать на заданный вопрос;

  • пользоваться учебными книгами;

научится:

  • определять признаки предложения (смысловая и интонационная закон­ченность);

  • оформлять предложение: первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится один из знаков: . ?/;

  • различать звуки и буквы русского алфавита (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);

  • определять признаки гласных и согласных звуков;

  • признаки согласных звуков мягких и твердых, глухих и звон­ких;

  • знать последовательность букв в русском алфавите;

  • писать гласные а, и, у после согласных ж, ш,ч,щ;

  • голосом показывать различия в цели высказывания (правиль­но интонировать несложные предложения);

  • читать осознанно и правильно вслух небольшой текст до 90 слов целыми словами, растягивая по слогам трудные по смыс­лу и структуре слова; ориентировочный темп чтения 20-25 слов в минуту; за правильное считается чтение незнакомого текста, сос­тоящего из знакомых слов, без ошибок и с 1 ошибкой на 30 слов;

  • отвечать на прямые простые вопросы по содержанию прочи­танного;

- разграничивать реальные предметы окружающего мира
и слова, их обозначающие;

- различать на слух границы слов и предложений;

- списывать слова и предложения с печатного и рукописного текстов; правильно писать строчные и заглавные буквы и их сое­динения, различать сходные по начертанию буквы;

  • писать правильно под диктовку текст (до 20 слов), включаю­щий слова, написание которых не расходится с произношением, и слова с изученными орфограммами, и пунктограммы (оформление предложения, сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу, обозначение мягкости согласных звуков гласными и мягким знаком, слова с й, большая буква в именах собственных);

  • соотносить схему слова с названием предмета, записывать буквенные схемы диктуемых слов, записывать схемы диктуемых предложений простого состава, придумывать несколько предложе­ний, соответствующих одной схеме;

  • различать на слух звуки речи;

  • различать гласные и согласные звуки, согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие;

  • определять место ударения в двусложных словах;

  • делить слова на слоги;

  • находить в ряду слов родственные слова;

  • применять правило написания слов с гласными и, а, у после согласных ж, ш, щ, ч, переносить слова по слогам, писать с боль­шой буквы имена собственные, находить границы предложения, на­чинать предложение с большой буквы, заканчивать знаками (.?!)




^ Требования к уровню подготовки обучающихся

к концу первого класса

Обучающиеся научатся:

  • группировать языковой материал по заданным основаниям;

  • подводить языковой факт под понятия разного уровня обоб­щения (например: звук - гласный, согласный - согласный мягкий, твердый; звонкий, глухой и т.д.);

  • использовать правила вежливости в зависимости от ситуации и собеседника: дома с родными, на уроке с учителем и одноклас­сниками, на перемене, на прогулке;

  • адекватно реагировать на обращение учителей, одноклассни­ком;

  • слушать и отвечать на заданный вопрос;

  • ориентироваться в учебнике;

- списывать и писать под диктовку небольшой текст;

- определять признаки предложения (смысловая законченность, оформле­ние: первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится нуж­ный знак (.?!));

- различать звуки и буквы русского алфавита, их основные различия;

гласные и согласные звуки;

  • согласные звуки мягкие и твердые парные и непарные, глу­хие и звонкие парные и непарные;

  • знать алфавит, пользоваться им;

  • отличать текст от предложения, предложение от слова;

  • находить границы предложения;

  • подбирать однокоренные слова из ряда данных слов;

  • различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и бе­зударные, согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие;

  • определять место ударения в слове;

  • делить слова на слоги;

  • обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами и, е, ё, ю, я, ь\

  • обозначать на письме звук [и'];

  • применять правила: написание слов с гласными и, а, у после согласных ж, ш, щ, ч, отсутствие ъ в сочетаниях чище другими согласными, кроме л, перенос слова по слогам, оформление пред­ложения;

  • списывать текст с доски и учебника, писать диктанты, прого­вариваемые орфографически и орфоэпически;


получат возможность научиться:

  • определять грамматические признаки групп слов: знаменательных (самостоя­тельных), обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета, словах - указателях и служебных словах;

  • различать предложения по цели высказывания: повествова­тельное, вопросительное, побудительное; по интонации: восклица­тельное и невосклицательное;

  • определять признаки текста и оформлять его.



^ Содержание программы

(1 класс)

Виды речевой деятельности

Слушание

Осознание целей и ситуаций устного общения, адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации

Говорение

Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения: сообщение, беседа, обращение, вопрос, просьба и пр. Речевые средства, тембр, темп, мимика и др. Орфоэпические нормы речи.

Чтение

Понимание учебного текста при самостоятельном чтении вслух и его прослушивании. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.

Письмо

Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым , аккуратным письмом. Списывание, письмо под диктовку

Графика

Различение звука и буквы. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Знакомство с русским алфавитом.

^ Слово и предложение

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография

Раздельное написание слов. Обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши). Прописная буква в начале предложения, в именах собственных. Перенос слов по слогам без стечения согласных. Знаки препинания в конце предложения.

^ Развитие речи

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по наблюдениям.


Формы и средства контроля

Для контроля за освоением программного материала используются в основном диагностические и итоговые вариативные работы « Мои достижения»

Диагностические работы проводятся после окончания крупных тем программы. По результатам контроля выявляется степень усвоения только что изученного материала и производится коррекция дальнейшего процесса обучения.

Итоговые контрольные работы проводятся за истекший период работы (год). Их цель – проверка выполнения требований программы. В содержание итоговых контрольных работ входят задания, знакомые детям по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые хорошо отработаны. Итоговые контрольные работы проводятся 1 раза в год (не позднее 25 апреля)

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку производится в форме письменных работ:

комплексная работа -1

контрольных списываний-1


Для определения содержания контрольных работ используются следующие сборники:

  1. Яковлева С.Г. «Контрольные работы по системе Занкова». Издательство « Учебная литература», 2007г

  2. Яковлева С.Г « Мои достижения» - метапредметные вариативные контрольные работы
^




Учебно – методические средства




Основная литература

Полякова А.В. «Русский язык» 1 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010г.

^ Нечаева Н.В. , Булычёва Н.К.Тетради по письму для 1 класса: В 4 ч. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010г.

Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С.Ковалевой, О.П.Логиновой – Москва «Просвещение»,2010г.

^ Примерные программы по учебным предметам. – Москва «Просвещение», 2010г.

Сборник программ для начальной школы (Система Л.В. Занкова) -Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фе­доров», 2008г.

^ Стандарт. Начальная школа. (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения) – Москва «Просвещение», 2010г.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Москва «Просвещение», 2010г.

Дополнительная литература

^ Нечаева Н.В. Обучение грамоте. Методические пояснения к Азбуке, рабочим тетрадям по чтению и тетрадям по письму. - Сама­ра: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фе­доров», 2009г.,

^ Нечаева Н.В. Методические рекомендации к учебнику русского языка. - Сама­ра: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фе­доров», 2009г.

Оборудование и приборы

  1. Алфавит

  2. Безударные гласные в корне

  3. Знаки препинания в конце предложения

  4. Касса букв

  5. Наборное полотно

  6. Образцы написания букв

  7. Парные согласные

  8. Перенос слова

  9. Правописание жи – ши; ча – ща; чу – щу

  10. Слова, обозначающие действие

  11. Слова, обозначающие предмет

  12. Слова, обозначающие признак

  13. Фонетический разбор слова

  14. Члены предложения



Похожие:

Рабочая программа учебного курса «Русский язык» iconРабочая программа учебного курса «Русский язык»
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык», Сборник рабочих программ...
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» iconПояснительная записка к рабочей программе Данная рабочая программа курса «Русский язык»
Данная рабочая программа курса «Русский язык» составлена для изучения курса в течение174 часов (из расчёта 6 часов в неделю). Программа...
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» iconРабочая программа курса «русский язык» 1 класс
Программы курса «русский язык» М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская, Т. А. Байкова, Н. М. Лаврова
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» iconРабочая программа учебного предмета «Русский язык»
«Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего...
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» iconРабочая программа по русскому языку разработана на основе программы курса «Русский язык»
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе программы курса «Русский язык», автор Иванов С. В., 2009 года издания....
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» iconРабочая программа факультативного курса
Русский язык – язык русского народа. Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно- практическую направленность,...
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» iconРабочая программа учебного предмета «Русский язык»
Канакиной В. П., Горецкого В. Г., Дементьевой М. Н., Стефаненко Н. А, Бойкиной М. В. «Русский язык» Сборник рабочих программ под...
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» iconРабочая программа курса «Русский язык»
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования...
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» iconПрограмма по предмету «Русский язык» разработана с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся 2 класса
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного...
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» iconПояснительная записка. 1 Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»
«Русский язык», разработанной авторами В. П. Канакиной, В. Г. Горецким. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации,...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты