Информация об опыте 3 Технология опыта 6 icon

Информация об опыте 3 Технология опыта 6



НазваниеИнформация об опыте 3 Технология опыта 6
Дата17.10.2016
Размер
ТипИнформация


Назаренко Светлана Ивановна Назаренко Светлана Ивановна






Содержание


Информация об опыте 3

Технология опыта 6

Результативность опыта 16

Библиографический список 18

Приложение к опыту 19


Тема: «Развитие познавательной самостоятельности младших школьников через использование творческих заданий на уроке и во внеурочное время»

Условия возникновения и становления опыта

Назаренко Светлана Ивановна работает в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 34 с углубленным изучением отдельных предметов» города Старый Оскол учителем начальных классов с 1997 года. Школа расположена в северо-восточной части города. Большинство учащихся школы проживают в микрорайонах Королева, Восточный, Дубрава. Специфика заселения данных микрорайонов определила состав учащихся, которые представлены детьми из семей, переселившихся из ближнего зарубежья, северных и южных районов страны. Тот фактор, что школа расположена в районе новостроек и многие учащиеся пришли из школ других районов округа, также оказал влияние на формирование класса. Часть детей (15%) пришли в класс, «из дома», другие посещали детский сад (80%), третьи (5%) занимались на специализированных подготовительных курсах. Предварительная диагностика учащихся по заявленной теме была проведена педагогом по методике П.И. Третьякова «Диагностика определения уровня обученности», цель которой выявить уровень владения умениями выполнять самостоятельную работу разного уровня сложности, так: 20% учащихся находились на уровне различения, 46% - на уровне воспроизведения, 25% - на уровне понимания, 7% - на уровне умений и только 2% - на уровне переноса, т.е. на уровне творческих умений, использования знаний в нестандартных учебных ситуациях. В таких условиях педагог приступил к работе по заявленной теме.

^ Актуальность опыта

На современном этапе развития образования в стране и в мире на первый план выходит повышение качества обучения школьников и главное из его условий – формирование способности к познавательной самостоятельности. В век высоких информационных технологий увеличивается и объем знаний, необходимых современному человеку. Но далеко не все и не в достаточной мере владеют приемами получения, сохранения, применения и развития этих знаний. Однако если в младшем школьном возрасте школьники не научатся самостоятельно, своими силами вести целенаправленную познавательно-поисковую деятельность, то сделать это в старших классах будет очень трудно. В массовой школьной практике существуют противоречия:

  • между внешними воздействиями и личностной готовностью школьников реализовать их;

  • между необходимостью открыть в учениках возможность познавать самостоятельно и традиционным способом подачи знаний;

  • между программами, предлагающими в основном «условно творческие» задания, и потребностью современности в заданиях, разрешающих противоречия.

Описанные противоречия и решает в своем опыте Назаренко С.И. через применение на практике творческих заданий, стимулирующих познавательную самостоятельность, осуществляя переход от репродуктивного способа обучения к продуктивному.

^ Ведущая педагогическая идея опыта заключается в целенаправленном использовании творческих заданий на уроках «Окружающего мира» и во внеурочное время как эффективного средства познавательной самостоятельности в учебно-познавательной деятельности младших школьников.

^ Длительность работы над опытом

Работа в выбранном педагогом направлении была начата в 2005 году и продолжалась в течение четырех лет. В мае 2009 года были подведены итоги, а затем обобщен и оформлен опыт. Подготовительный этап, а именно, наблюдение за состоянием познавательной самостоятельности учащихся класса и определение основного направления деятельности по данной проблеме, длился с сентября 2005 года по декабрь 2005 года. На следующем этапе, с января2006 года по апрель 2006 года, педагог, определив цели и задачи работы, исследовала состояние проблемы в массовой практике, изучала специальную литературу, проводила поиск методов и приемов решения поставленных задач. Далее, с апреля 2006 года по май 2009 года была организована систематическая работа по внедрению разнообразных творческих заданий на уроках «Окружающего мира» и во внеурочной деятельности с целью развития познавательной самостоятельности младших школьников. На заключительном этапе, с мая по декабрь 2009 года проведена диагностика результативности работы, анализ степени решенности поставленных задач.

^ Диапазон опыта представлен системой «урок - внеклассная работа».


Теоретическая база опыта

Опыт педагога основан на базе научных исследований отечественных педагогов.

Понятие познавательной самостоятельности как интегративного качества личности, которое проявляется в стремлении к активной познавательной деятельности, в умении ставить цель и планировать свою деятельность, осуществлять самооценку ее результатов, рассмотренное педагогами Т.Н. Шамовой, Г.И. Щукиной, было взято автором в качестве исходного, на основании и в связи с которым и разрабатывались творческие задания.

Способы активизации восприятия и мышления учащихся в процессе обучения, обусловленной потребностями школы и логикой развития педагогической теории, исследованные М.Н. Скаткиным, И.Ф. Харламовым, легли в основу творческих заданий, предложенных автором опыта.

^ Теория развивающего обучения В.В. Давыдова и Д,Б. Эльконина реализуется педагогом в заданиях для самостоятельной творческой работы на уроках.

«Уроки творчества» Г.В.Тереховой, позволили автору опыта, использовавшему данную разработку, обучать младших школьников пользоваться в творческом процессе основными инструментами ТРИЗ (теория разрешения изобретательских задач). Памятуя о том, что эффективность развития познавательной самостоятельности во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание, Назаренко С.И. применяет методику, изобретенную и разработанную педагогом Г.В. Тереховой, которая разделяет содержание творческих заданий на четыре тематические группы: «Познание», «Создание», «Преобразование», «Использование в новом качестве»

Творческую деятельность на уроке и во внеурочное время Назаренко С.И. рассматривает, опираясь на определение творческих заданий, данное И.Э. Унт, а именно, «…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое».

Свою работу педагог построил с учетом требований, предъявляемых к творческим заданиям педагогами Г.С. Альтшуллером, А.М. Матюшкиным, а это:

  • открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);

  • соответствие условия выбранным методам творчества;

  • возможность разных способов решения;

  • учет актуального уровня развития;

  • учет возрастных особенностей учащихся.

Новизна опыта заключается:

  • в комбинировании методов развития познавательной самостоятельности на уроках и во внеурочной деятельности, с применением наглядно-действенной, наглядно-образной и абстрактной форм познания;

  • в усовершенствовании методов и приемов преподавания «Окружающего мира» со смещением акцента на природо- и культуроведение родного края;

  • в активном вовлечении в творческую работу во внеурочное время родителей учащихся.


^ Технология опыта

Целью: педагогической деятельности являются обеспечение положительной динамики познавательной самостоятельности младших школьников в учебно-познавательной деятельности на уроках окружающего мира и во внеурочное время посредством творческих заданий.

Задачи:

  • диагностировать уровень развития познавательной самостоятельности учащихся класса;

  • разработать и внедрить дифференцированные творческие задания на уроках и внеклассных занятиях по «Окружающему миру»;

  • используя разнообразные творческие задания, способствовать развитию познавательной самостоятельности, личностных качеств и жизненного опыта младших школьников.

Для решения поставленных задач использован комплекс методов: наблюдение, сравнительный анализ, изучение продуктов творческой деятельности учащихся, педагогический эксперимент, моделирование, создание проблемных ситуаций.

Назаренко С. И. работает по УМК «Школа России» («Окружающий мир», автор А.А.Плешаков). В связи с тем, что «Окружающий мир» – курс интегрированный, обеспечивающий целостное восприятие природы, общества и человека и влияющий положительно на психическое и социальное развитие ребенка, особое внимание автор опыта уделил формированию у ученика умения учиться: понимать учебную задачу, моделировать учебную ситуацию, высказывать предположения, проводить самоконтроль хода и результата учебных действий. Чтобы учить «не принуждая» учиться и при этом развивать познавательную самостоятельность, педагог выбрал творческие задания в качестве основных приемов обучения, как на уроке, так и во внеурочное время.

На уроках «Окружающего мира» автор использует творческие задания трех уровней сложности:

^ Задания III (начального) уровня сложности предъявляются учащимся первого и второго класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.

^ Задания II уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества. Цель заданий данного типа - развитие основ системного мышления учащихся.

^ Задания I (высшего) уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего и четвертого года обучения. Они направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества. По опыту педагога, данный уровень в начальной школе доступен еще не всем детям, а творчески одаренным, и в старших классах достижение его возможно при специальной организации деятельности учителя и учеников.

Указанные уровни зависят от подготовки к творческой деятельности и от объема и характера изучаемого нового материала. Их деление в какой-то мере условно. Свою задачу в воспитании и развитии самостоятельности личности в обучении автор опыта видит в управлении процессом перерастания воспроизводящей самостоятельности в творческую. Одно из средств управления – создание психолого-педагогических условий: специально моделируемая деятельность педагога с заданным вариативным содержанием, предусматривающая учет уровня развития младшего школьника и свободный выбор видов деятельности на основе педагогической поддержки. К примеру, при изучении раздела «Наши подземные богатства» в 4 классе, учащиеся получают задания на выбор: написать заметку о подземных богатствах Старооскольской земли, провести интервью с родителями, работающими на добывающих предприятиях, составить словарь-каталог полезных ископаемых края, найти сказки с упоминанием полезных ископаемых. Также учащиеся сами выбирали форму проведения занятия: встреча за «круглым» столом, ток-шоу (Приложение№1). Такие задания интересны своими большими познавательными возможностями, в виду специфики нашего края.

Самостоятельно применяя ранее усвоенные знания, школьник одновременно приобретает новые. Единство применения знаний и их приобретения – характерная черта процесса выполнения учащимися самостоятельных работ у автора опыта. Приобретая новые знания, учащийся одновременно овладевает методикой и техникой наблюдения и эксперимента, которые помогают ему успешно реализовать знания на практике, знакомиться с некоторыми доступными элементами научного исследования. Сознательно овладев в школе таким умением, учащиеся готовятся к современному творческому труду. Если говорить конкретно о предмете «Окружающий мир», то очень интересны в этом плане «Дневники наблюдений», в прошлом от случая к случаю применявшиеся в практике массовой школы, они теперь вновь обретают популярность. Наблюдения – это первый маленький научный опыт, эксперимент, наблюдение индивидуально, а результаты его объективны, они дают ребенку почувствовать себя естествоиспытателем, который уже кое-что смыслит в этом огромном таинственном мире. «Дневники», предложенные для наблюдений автором опыта, можно назвать «самиздатовскими», в них нет изначально заданного количества страниц, но есть продуманные целенаправленные задания для развития познавательной самостоятельности. Каждый ребенок сам выбрал формат своего «Дневника», сам сделал обложку, несущую смысловую нагрузку, странички в «Дневнике» появляются после очередного творческого дифференцированного, а иногда и индивидуального задания. Каждый «Дневник» уникален, выполнен в индивидуальной стилистике, отражает индивидуальные предпочтения детей, их познавательные интересы. Опыт педагога показывает: чем больше учтены познавательные интересы ребенка, тем выше его познавательная самостоятельность.

«Дневник наблюдений» состоит из нескольких самостоятельных (а у некоторых ребят пересекающихся) частей:



^ Разделы дневника

Цели

Методы и приемы

Примечания

1.«Свет мой, зеркальце, скажи!»

Наблюдение за самим собой: как я расту, как изменяюсь, как изменяется мой характер, какие появляются интересы.

наблюдение, самоанализ, практическая работа




2. «СемьЯ»

Лучше узнать своих близких, чем они живут, как строят взаимоотношения, чем увлекаются.

беседа, встречи с родителями в школе, семейные конкурсы

2-я часть не является обязательной и проверяемой, сведения этой, а также первой части конфиденциальны и озвучиваются по желанию ученика.

3.«Встал, умылся, приведи в порядок свою планету».

Пробуждение гражданской сознательности, воспитание бережного отношения к окружающему миру.

создание проблемных ситуаций, побуждающих к созидательному труду, дни чистоты, субботники




4.«Какая она, моя планета?»

Активизировать познавательные интересы учащихся в отношении своей «маленькой планеты»: своего дома, подъезда, двора, микрорайона, города. Кто живет, какая живая и неживая природа окружает?

Моделирование, экскурсии, составление карты двора и микрорайона, «экспедиции» по дворам микрорайона




5.«У природы нет плохой погоды»

Привитие первичных навыков наблюдения, развитие внимания, наблюдательности.

практическая работа: измерение t, влажности воздуха за окном и в помещении, наблюдение за направлением ветра, осадками




Творческие задания на уроках «Окружающего мира», предлагаемые автором опыта, помогают интегрировать урочную и внеурочную формы работы. Вот, например, уже в четвертом классе дети высаживали цветы на школьной клумбе, такое задание им вполне по плечу. Опираясь на знания, полученные на занятиях «Окружающим миром», дети получили самостоятельное творческое задание: определить какие цветы, когда, в какой последовательности, на каком расстоянии друг от друга сажать, как организовать полив, уход за растениями. Здесь пришли на помощь родители, их знания и жизненный опыт.

Специфична и организация учителем творческой познавательной самостоятельности учащихся и при обобщающем повторении. Важное место здесь педагог отвел творческим заданиям, непосредственно направленным на обобщение и систематизацию знаний. Особенности повторительно-обобщающих уроков, такие как отсутствие новизны в содержании учебного материала и охват материала, значительного по объему, позволили учителю обеспечить необходимые условия как для осознания учащимися учебно-познавательного процесса в целом, так и для глубокого понимания значения работы, проводимой на уроках данного типа. Здесь наибольший эффект дали приемы, универсальные для любого предмета. Это различные интеллектуальные «малые ученые советы», марафоны, эстафеты, ринги, различные конкурсные творческие задания, уроки-исследования, уроки-путешествия (Приложение №2).

В организации творческой деятельности на уроке ведущей является коллективная деятельность. Она определяет направленность индивидуальных самостоятельных работ (Приложение №3). Назаренко С.И. создала атмосферу коллективной творческой деятельности, при которой применение индивидуальных самостоятельных работ творческого характера дало желаемые результаты. Недостатки индивидуализации компенсируются тем, что учащиеся самостоятельно работают на уровне своих возможностей, то есть при выполнении только фронтальных заданий достигают высокого уровня творческой деятельности. Атмосферу творчества педагог создал путем, включающим:

^ Выполнение закона гуманности: воспринимать не только себя, но и другого человека как личность.

На первом же уроке «Окружающего мира» в первом классе учитель организовал беседу о нормах общения, которая была начата с постановки проблемы, в ходе разрешения которой учащиеся пришли к выводу, что, в первую очередь, окружающий мир – это окружающие люди, ближние и дальние.

Работа была продолжена во втором и третьем классе с помощью решения творческих заданий на понимание друг друга «с полуслова», разработки правил невербального общения и составления памятки «Нормы общения». А в четвертом классе в разделе «Качества творческой личности» предлагаются задания, содержащие противоречия в поступках человека, и затем анализируется их влияние на взаимоотношения между людьми.

^ Выполнение закона саморазвития: стремиться к постоянному самосовершенствованию.

Например, в 3 классе при изучении раздела «Как устроен мир» перед учащимися педагог поставил проблемную ситуацию: на «машине времени» класс попадает в далекое прошлое человечества, века гонений на ученых, когда за самосовершенствование могли сжечь на костре. Задается вопрос, что было бы с человечеством, если бы тогда удалось заглушить голоса ученых? Ребята начали моделировать ситуацию, продумывать варианты последствий.

^ Создание ситуации успеха.

Всякий раз педагог на уроках подчеркивал и подчеркивает, что творческие решения не могут быть «правильными» или «неправильными», каждое решение значимо. При знакомстве с противоречиями учитель отметил, что даже неудачный ответ может принести пользу. Автор опыта учитывает взаимодополняемость таких противоположных оценок в суждениях, как хорошо и плохо, правильно и неправильно, полезно и вредно и др.

Одним из аспектов руководства творческой познавательной деятельностью учащихся, по мнению автора опыта, является опора на их жизненный познавательный опыт. На уроках «Окружающего мира» и на внеурочных занятиях учитель корректирует познавательный жизненный опыт учащихся, моделируя ситуации, в основу которых положено расхождение между этим опытом и проблемами, которые заложены в новом материале. Также педагог учитывает, что кроме учителя при выполнении самостоятельных творческих работ учащиеся испытывают влияние родителей, братьев, сестер, товарищей по классу, других учителей, а также учебника и дополнительной литературы. У каждого ребенка свои увлечения и интересы, и каждый получает задание, учитывающие их. Например, при изучении раздела «Мы и наше здоровье» в 3 классе есть тема «Опора тела и движение». Здесь автор опыта предлагает индивидуальные творческие задания для тех, кто занимается танцами и плаванием: рассказать о том, какие мышцы, как участвуют в танцевальных или плавательных движениях. А при изучении темы «Дыхание» свое индивидуальное творческое задание получают «спортсмены», которые демонстрируют элементы дыхательной гимнастики.

Педагог согласовывает свое руководство с самоконтролем, который осуществляют учащиеся, управляя своей познавательной деятельностью. Светлана Ивановна выделяет такой принцип, как делегирование полномочий контроля за собственной деятельностью (в ряде случаев за деятельностью одноклассника). Также реализован принцип фиксированной ответственности учащихся (учитель остается ответственным в совместной творческой деятельности со школьниками, но школьники при этом также получают обязанности отвечать за выполняемую с учителем работу). Учащиеся младших классов, начиная с третьего класса (а некоторые дети и со второго), писали отчеты о прочитанном, самостоятельно составляли вопросы учениками, а также участвовали во взаимном исправлении и самоисправлении ошибок. Это уменьшило внутреннее сопротивление учащихся руководству учителя как внешнему воздействию, одновременно усиливая их причастность к процессу коллективного учебного творчества. Самоконтроль ученики младших классов чаще всего связывают со сличением выполняемых действий с известным верным ответом или образцом, который задается извне. Однако при творческом выполнении деятельности, как это предлагает автор опыта, с одной стороны, образец не всегда бывает известен, с другой, самоконтроль конечного результата деятельности в случае неверного ее исполнения, не несет содержательной информации о месте и характере допущенной ошибки. Поэтому особое значение приобретает самоконтроль как осознание выполняемой деятельности в процессе ее осуществления. Например, при изучении в 4 классе раздела «Страницы истории» педагог предложил составить вопросы для проведения опроса на следующем уроке, учитывая, что задания были даны по группам. В группе самими учащимися был выбран «дежурный учитель», который и составил вопросы для своей группы.

Большое внимание Назаренко С.И. уделила интеграции урочной и внеурочной форм творческой работы. Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся. Вместе с тем, данные занятия имеют все же ограниченные возможности для вариативной творческой организации обучения, воспитания и развития личности школьника, создания оптимальных условий для самостоятельной деятельности учителя и учащихся, для развития дружеских партнерских взаимоотношений взрослых и детей в совместной деятельности. Вышеперечисленные позиции автор опыта успешно реализует во внеурочной деятельности, которая ориентирует школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение. Например, в четвертом классе ученики получили задание высокой сложности – составить карту микрорайона, в котором находится школа, учащиеся поняли, что карта эта будет особенной, и принести в класс полиграфический продукт, выпущенный взрослыми «тетями и дядями», - попросту не интересно. Тогда и были разработаны свои условные знаки, свои «методы» картографии. Так, карта составлялась из «паззлов», отдельных частей, разработанных группами учащихся, причем группы образовывались по месту жительства учащихся.

В ходе работы Назаренко С.И. выявила, что вариативность неформальной совместной жизнедеятельности, простор для индивидуального, группового и коллективного творчества и самодеятельности, широта, глубина и многообразие видов общения ученика со взрослыми и сверстниками, огромное познавательное пространство и большие возможности в расширении материально-технической базы – лишь некоторые позитивные стороны самой внеурочной деятельности и ее взаимосвязи с урочной. Они обеспечивают реальные условия для развития личности учащегося как в школе, так и во внешкольной среде. Особое внимание Светлана Ивановна уделила общей морально-психологической атмосфере урочно-внеурочной деятельности, стимулируя развитие у учеников интереса к совместной творческой жизнедеятельности и потребности в сотворчестве. Например, при изучении во втором классе раздела «Общение», учитель предложил детям написать сценарий празднования дня рождения класса, это было не состязание, кто лучше придумает, а коллективный продукт. Одна группа придумывала торжественную часть, другая отвечала за развлекательную, третья – за поощрительную, четвертая разрабатывала пригласительные билеты для родителей и других гостей праздника. Все действо держалось на одной сквозной нити – понятии этикета, к которому и пришли в результате всей деятельности учащиеся (Приложение№4).

Опираясь на описанный в теоретической части метод, Светлана Ивановна разделила содержание творческих заданий на четыре группы задач, направленные на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, явлений, ситуаций. Рассмотрим, как к одному и тому же тематическому разделу «Наша безопасность» в третьем классе Назаренко С.И. предлагает творческие задания из разных групп:

^ 1 группа – «Познание».

Задание. «Знаки-1». Работа проводится в группах.

Перед вами знаки дорожного движения, рассортируйте их на разрешающие, запрещающие и предупреждающие. По каким признакам это определили? Найдите похожие знаки, в чем их отличие? Что произойдет, если поменять знаки местами?

^ Цель задания: накопление творческого опыта познания действительности.

Приобретаемые умения:

- изучать объекты, ситуации, явления на основе выделенных признаков - цвета, формы, размера, материала, назначения, времени, расположения, части-целого;

- моделировать явления, учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития.

^ 2 группа – «Создание».

Задание. «Знаки-2». Придумайте свои знаки дорожного движения к каждой группе разрешающих, запрещающих и предупреждающих знаков. Дайте им название, где их можно разместить.

^ Цель: накопление учащимися творческого опыта создания объектов.

Приобретаемые умения:


- получение качественно новой идеи субъекта творческой деятельности;

- ориентирование на идеальный конечный результат;

- переоткрытие уже существующих объектов и явлений с помощью элементов диалектической логики.

^ 3 группа – «Преобразование».

Задание. «Знаки-3». Попробуем изменить знаки, придав им либо новую форму, либо изменив цвет, размер. К чему это приведет?

^ Цель: приобретение творческого опыта в преобразовании объектов.

Приобретаемые умения:

- моделировать фантастические (реальные) изменения (формы, цвета, материала, расположения частей и др.);

- учитывать при изменениях ресурсы, диалектическую природу объектов

^ 4-я группа – «Использование в новом качестве».

Задание. «Знаки-4». Работа индивидуальная, домашняя (как вариант). Взглянем под другим углом на дорожные знаки. На несколько минут забудем их истинное предназначение, словно видим в первый раз, и подумаем, для чего еще их можно использовать.

^ Цель: накопление учащимися опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений.

Приобретаемые умения:

- рассматривать объекты ситуации с различных точек зрения;

- находить фантастическое применение реально существующим объектам;

- осуществлять перенос функций в различные области применения.

Что касается привлечения родителей к выполнению учащимися творческих заданий в урочное и внеурочное время, то здесь автор опыта строит работу так, чтобы к участию родителей приглашал не учитель, а сами дети. Участие родителей заключается не в выполнении задания за ребенка, а в помощи, например, в организационном плане: пройти вместе с детьми по микрорайону при составлении карты, посоветовать, на что обратить внимание; помочь в выборе растений для посадки, вскопать землю под клумбы. Учащиеся Светланы Ивановны полюбили прием интервью, когда приглашенный родитель отвечает на вопросы по темам разделов. Также во внеурочное время проводятся конкурсы для родителей, где уже родители получают творческое задание, а учащиеся выступают в роли экспертов.

Еще одна интересная находка автора опыта – творческое домашнее задание, в котором назначенный учителем «дежурный» к следующему уроку готовит «приветствие-закличку», подводку к началу урока. В роли «дежурного» каждый ученик выступает несколько раз в течение года. Он придумывает «Приветствие новому дню», с которого начинается урок. В приветствии ученик выражает свое отношение к новому дню или выступает с приветствием от имени всего класса.

Каждое творческое задание, предложенное автором опыта, - не стихийно, а имеет строгую педагогическую цель – развитие познавательной самостоятельности ученика на каждом уроке, на каждом внеклассном занятии.

Результативность

Опыт Назаренко С.И. показал, что систематическое введение учебных творческих заданий, разрешаемых учащимися в совместной форме, во все виды учебной деятельности при создании положительного мотивационного и эмоционального фона ведут к интенсивному развитию познавательной самостоятельности учащихся.

Мониторинг мотивации к творческой деятельности при изучении «Окружающего мира» педагогом проводился 1 раз в два года в течение 4 лет с использованием анкеты Т.И. Шамовой «Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам».

^ Обработка результатов производится по следующей схеме:

Высокий уровень мотивации к творческой деятельности при изучении литературы и русского языка

4

Обучающийся проявляет повышенный познавательный интерес к изучению литературы (ему интересны не только знания, но и способы их добывания, он испытывает интерес к самообразованию)

Средний уровень мотивации к творческой деятельности при изучении литературы и русского языка

3

Обучающийся интересуется предметом (он получает интеллектуальное удовольствие от решения творческих задач, проявляет интерес к обобщениям выводам)

Низкий уровень мотивации к творческой деятельности при изучении литературы и русского языка

1-2

Обучающийся проявляет ситуативный интерес к изучению предмета или учит материал по необходимости

^ Сводные данные по степени проявления показателя «Мотивация творческой деятельности»:

^ Учебный год

Класс

Степень проявления мотивации к творческой деятельности

Высокая

Средняя

Низкая

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

2006-2007

2

7

28

14

56

4

16

2008-2009

4

8

32

14

56

3

12

Также было проведено три контрольных среза, целью которых было выявить изменения в уровне развития познавательной самостоятельности. Сводная таблица уровней развития познавательной самостоятельности (в %)



^ Уровень развития

2 класс,

% учащихся

3 класс,

% учащихся

4 класс,

% учащихся

низкий

25

20

17

средний

53

43

32

высокий

22

37

51

Данные замеры проводились посредством критериально-ориентированной анкеты для учащихся, а также посредством тестовых заданий по выявлению познавательных умений младших школьников («Анаграммы» А. З. Зака, «Диктант для робота» Г. А. Цукерман, Е. А. Бугрименко, «Ряд колец» А. Б. Воронцова, «Найди фигуру» Л. И. Аршавиной) и методик диагностики индивидуальных познавательных особенностей (Дж. Каган, Г. Уиткин, М. А. Холодная), и, кроме того, – путем наблюдения за познавательной деятельностью учащихся и анализом ее продуктов.

Если сравнить показатели диагностики владения умением выполнять самостоятельную работу разного уровня сложности по П.И. Третьякову на начало опыта и к его завершению, то наблюдается следующая динамика: к моменту подведения итогов уровень различения 0%, произошел рост в сторону уровня воспроизведения, который составил 25% (46% на начало работы); уровень понимания составил 30% (25 % на начало), за счет снижения уровня воспроизведения в пользу уровня понимания; значительно вырос процент уровня умений, с 7% до 35%, уровень переноса вырос с 2 % до 10%. Самые важные здесь показатели – уровень умения и переноса, где и произошел качественный рост.

Исходя из результатов, можно сделать вывод, что система учебных творческих заданий является не только важнейшим условием, но и одним из наиболее эффективных средств развития познавательной самостоятельности младших школьников. Систематическое введение учебных творческих заданий во все виды учебной деятельности ведет к интенсивному развитию познавательной самостоятельности, неизбежно создает положительный мотивационный фон и способствует развитию познавательного интереса младшего школьника.


Библиографический список

  1. Азарова, Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа. – 1998, – №4.-с.80-81.

  2. Альтшуллер, Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. - 2-е изд., доп. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1991. - 225 с.

  3. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. — М., 1982.

  4. Гузеев, В.В. Познавательная самостоятельность учащихся. и развитие образовательной технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2004.

  5. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986

  6. Капитонова, Т. А. Система учебных творческих заданий, направленных на развитие самостоятельности младших школьников // Пути активизации творческой самостоятельной деятельности учащихся в школе и студентов в вузе. Учебное пособие. Саратов / СГПИ, 1996.

  7. Кирсанов, А.А., Зайцева Ж.А. «Развитие творческой активности учащихся в педагогическом процессе». – Казань, 1995

  8. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972. - 168 с.

  9. Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения/ М.Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 1971. - 206с. 

  10. Стаценко, Е.Р. Познавательная самостоятельность младших школьников как социально значимое качество личности (статья). // Проблемы образования и воспитания: педагогический опыт, идеи, творчество; Сборник статей. – Мурманск, МГПИ, 1996.

  11. Терехова, Г.В. Методические рекомендации к программе «Уроки творчества. Челябинск, 2002.

  12. Харламов, И.Ф. Педагогика в вопросах и ответах. М.: Гардарики, 2001. – 256 с.

  13. Шадриков, В.Д. Развитие способностей.// Начальная школа. – 2004 г. - № 5. – с. 6-12.

  14. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников. / Шамова Т.И. – М.: Педагогика. – 1982. – 201 с.

  15. Эльконин, Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. – М., 2001



Приложение № 1

Фрагмент ток-шоу по теме «Наши подземные богатства» в 4 классе (внеклассное занятие)

УМК «Школа России»

^ Тема: Наши подземные богатства.

Цель и задачи: - развитие познавательной самостоятельности;

- привитие интереса к природе родного края;

-создать условия для комфортного диалога учащихся с родителями;

- развитие речи, умения общаться;

- развитие умения работать с дополнительной литературой, коллекционным материалом, умения сравнивать, делать выводы.

Оборудование: карта Белгородской области, «Дневники наблюдения», коллекция полезных ископаемых края, выставка книг о подземных богатствах страны.

^ Ход занятия (фрагмент):

1. Реализация творческого домашнего задания.

Учитель: - На прошлом уроке вы, разделившись на группы, получили творческие задания. Все ли у вас получилось? Что вызвало затруднения? Давайте первой предоставим слово группе «Пресса».

^ Ответ 1-го эксперта группы: Нашу заметку о подземных богатствах Старого Оскола мы хотим начать с небольшой справки: «В Белгородской области сосредоточено более 40 процентов разведанных запасов железных руд страны. Месторождения приурочены к Курской магнитной аномалии. Среди них Коробковское, Лебединское, Стойленское и перспективное Приоскольское в Старооскольском районе, Большетроицкое в Шебекинском районе, а также Яковлевское и Погремецкое месторождения. Выявлены и в разной степени разведаны крупные месторождения бокситов, апатитов, минеральных подземных вод (радоновых и лечебно-столовых), многочисленные месторождения строительных материалов (мела, песка, глин и т. д.). Известны проявления золота, графита и редких металлов. Имеются географические предпосылки для выявления платины, углеводородного сырья и других полезных ископаемых».

^ 2-й эксперт: «Я расскажу вам о таком полезном ископаемом, как мел. Наиболее крупные месторождения качественного мела находятся в Белгородской области. Разведано свыше 29 месторождений мела с утвержденными запасами 1,0 млрд.т. Прогнозные запасы мела практически не ограничены. К наиболее крупным разведанным месторождениям мела относятся Лебединское и Стойленское, где мел добывается как вскрышная порода. 5,0 млн.т. ежегодно потребляется Оскольским цементным заводом, а остальная часть вывозится в отвалы и теряется безвозвратно.

^ 3-й эксперт: « А я расскажу о железной руде. Прогнозные ресурсы месторождений железных руд района составляют 67,5 млрд. т при среднем содержании железа 60-61%. На территории Белгородской области сосредоточено 80% запасов богатых железных руд Курской магнитной аномалии (КМА) и 40% всех разведанных запасов этих руд в России. Руда признана одной из лучших в мире по качеству. Железные руды представлены двумя промышленными типами:

- богатые железные руды, пригодные для металлургического передела без предварительного обогащения;

- железистые кварциты;

- рядовые (бедные) руды, из которых способом обогащения производится высококачественное металлургическое сырье;

- магнетитовый концентрат. Богатая железная руда добывается только в Старооскольском железорудном районе на Стойленском месторождении».

^ 4-й эксперт: «В качестве цементного сырья используются мел, мергель, выветрелые сланцы, четвертичные глины и суглинки. По состоянию на 01.01.2006 г. сырьевой базой цементной промышленности области (двух цемзаводов) являются Белгородское месторождение (участки: «Полигон» — мел, глины и суглинки и «Черная Поляна» — глины и суглинки — сырьевая база АО «Белцемент») и вскрышные породы Стойленского железорудного месторождения (мел, выветренные сланцы, глины и суглинки — сырьевая база АО «Оскол-цемент», ОАО «Стойленский ГОК»). 

^ 5-й эксперт: «А еще есть у нас такое богатство как строительные камни. На территории области есть 4 месторождения: Лебединское, Стойло-Лебединское, Стойленское и Приоскольское. В качестве строительного камня для производства щебня используются породы скальной вскрыши железорудных месторождений — гранито-гнейсы, кварцито-песчаники, кристаллические сланцы, мигматиты, амфиболиты, кварцевые порфиры.

Учитель: - Есть ли у вас вопросы к участникам первой группы?

Вопрос: В ваших сообщения много раз прозвучало слово вскрыша, вскрышные. Что это такое?

Учитель: Да, слово для нас новое, но, может, в ответе на этот вопрос нам поможет вторая группа? Вторая группа пригласила сегодня в гости своих родителей, тех кто работает на ОЭМК, Стойленском и Лебединском ГОКах. Ребята для своего задания выбрали форму интервью. Давайте пригласим в нашу студию …….., интервью проводит…….

….: Меня зовут………….. Я работаю на Стойленском ГОКе. Вскрыша, ребята, это горные породы, пласты, удаляемые при открытой разработке полезного ископаемого.

^ Вопрос ученика: А какие это породы?

Ответ: На нашем комбинате это мел, выветренные сланцы, глины и суглинки.

Сланцы — горные породы с параллельным (слоистым) расположением минералов, входящих в их состав. Сланцы характеризуются сланцеватостью, способностью легко расщепляться на отдельные пластины. Вот, посмотрите, у меня в руках сланец, сейчас я вам его передам и вы сможете рассмотреть его структуру.

^ Вопрос: А где можно использовать сланец?

Ответ: Сланец - отличный облицовочный материал, им можно отделать, например, фонтан ил вашу школьную клумбу.

Учитель: А третья группа подготовила отрывок из сказки Бажова.

^ 2. Самостоятельная творческая работа.

Задание №1: - Перед вами на столах коллекции полезных ископаемых. Ваша задача – на основе услышанного и увиденного сегодня, выбрать из коллекции те экземпляры, которые имеют отношение к нашему краю.

Задание№2: - А теперь составим на доске и в «Дневниках наблюдения» словарь-каталог полезных ископаемых, о которых вы узнали. Также я попрошу вас написать отзыв о сегодняшнем занятии.

Отзыв ……(запись в «Дневнике наблюдений»): «Сегодня я участвовала в ток-шоу «Наши подземные богатства». Мне было интересно узнать, что под землей, по которой мы ходим, столько всего: руда, мел, минеральная вода. Такие богатства надо беречь, чтобы в будущем люди могли ими пользоваться тоже».


Приложение № 2

^ Урок-путешествие по предмету «Окружающий мир» 2 класс

«Из села в город и обратно»

Тема: Город и село.

Цели:

  • Развивать познавательную самостоятельность через творческие задания на основе знакомства с местом проживания людей в городской или сельской местности;

  • Выявить особенности жизни города и села;

  • Развивать умение сравнивать, выделять главные признаки;

  • Воспитывать бережное отношение к своему дому.

Оборудование:

  • учебник «Окружающий мир» 2 класс (1 часть);

  • картинки, фотографии городов и сел.

  • кроссворд, листы с тестом.

^ ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

– Здравствуйте, ребята. Сегодня вы начинаете изучение нового раздела, который мы проведем в форме путешествия. О его теме вы можете догадаться по полученным вами опережающим заданиям. Так как вы думаете, звучит тема нашего урока? Кто даст самое оригинальное название?

^ Ответы детей:

- Городская и сельская жизнь.

- Село и город.

- Сельчане и горожане.

- Путешествие из села в город. И... обратно.

Комментарий-послесловие учителя: прозвучавшие варианты довольно точно показывают уровни развития творческих способностей учащихся, которые их придумали, но в целом все варианты отражают тему.

^ II. Постановка проблемы. Работа по теме урока.

Учитель: Итак, мы отправляемся в путешествие. Но у меня маленькая проблема. Не помню, куда ехать. Может, вы предложите маршрут?

^ Ответы учеников:

- Поехали к нам, в русскую деревню, в Старооскольский район.

- Нет, к нам, в Старый Оскол.

- Поедем лучше сразу в Англо-Немцево.

- А давайте к нам, в Евробург.

^ Комментарий-послесловие учителя: дети предлагали маршрут по тем населенным пунктам, «защиту» которых они подготовили в группах. Так, первая группа «селяне русские» «защищает» тему «Русское село». Вторая группа – «горожане Старооскольские» - тему «Город», третья группа «иностранные селяне» - тему «Европейские села», четвертая «горожане иностранцы» - тему «Европейский город».

Учитель: Выберем маршрут по жребию.

Работа по теме урока.

^ 1. Сравнительный анализ города и села.

Примечание. Работа ведется в группах, у каждого ребенка по одной картинке или фотографии. Эти картинки ребята сами принесли из дома и обменялись с ребятами из своих групп.

^ Учитель: Ну что же. Слово вам, экскурсоводы.

Экскурсовод по русскому селу: Приглашаем вас в село. А вы знаете, что это такое? Сейчас я расскажу вам, что об этом пишут ученые в энциклопедии. Село - один из видов небольших населенных пунктов в России, к которым также относятся деревни, поселки, станицы, хутора, аулы, кордоны, железнодорожные станции, полустанки, разъезды и другие. В среднем село вмещает в себя около 1000—2000 жителей. Как и деревня, располагается такой населенный пункт, как правило, довольно далеко от города. Село до 1917 года чётко отличалось от деревни: в селе обязательно была церковь — село таким образом являлось центром сельского прихода, объединяющего несколько близлежащих деревень. Оно часто было аналогом центральной усадьбы в советских колхозах. Именно в селе чаще всего размещались предприятия по промышленной переработке продуктов крестьянского труда: мельницы, лесопилки, крупорушки, известковые ямы и пр. Сельские жители часто заводили заимки, где трудились большую часть лета на удалённых от основного поселения пашнях и покосах. В советский период и в настоящее время официальных отличий села от деревни не существует.

^ Учитель: Ребята из других групп, вы можете задать «селянам вопросы?

Вопрос ученика: А какие села есть в Старооскольском районе?

Ответ: Не села, а теперь называется сельская территория:

  • Архангельская

  • Владимировская

  • Городищенская

  • Дмитриевская

  • Долгополянская

  • Знаменская

  • Котовская

  • Крутовская

  • Казачанская

  • Лапыгинская

  • Незнамовская

  • Обуховская

  • Озерская

  • Песчанская

  • Потуданская

  • Роговатовская

  • Солдатская

  • Сорокинская

  • Федосеевская

  • Шаталовская

Вопрос: А что есть интересного в этих селах? Как там живут люди?

Ответ: Жизнь в современном селе и трудная и полезная. Здесь, в селе воздух чище, вокруг лес, живность вся своя. Конечно, за ней нужен постоянный уход, это отнимает почти все время и силы. Но зато свежее мясо, яйца, молоко, масло. А овощи и фрукты, все прямо с грядки.

^ Вопрос: А какие дома?

Ответ: Дома все частные, очень много старых, ветхих, но и немало больших, красивых и комфортных. Нет, конечно, центральной канализации, водопровода, но есть колодцы с хорошей водой, есть водокачки.

^ Учитель: А вы, горожане, куда нас пригласите?

Ответ экскурсовода: Мы приглашаем вас в город Старый Оскол. Современный, комфортный, очень красивый и чистый. Конечно, чистый он не потому что люди таки здесь аккуратные, а потому что службы работают хорошо.

^ Вопрос: А что есть интересного в вашем городе?

Ответ: Есть дворцы спорта, бассейны, есть детские организации, там можно научиться петь и танцевать. Есть много красивых магазинов, кафе. Дома в городе высокие, многоквартирные, с центральным отоплением, водоснабжением, канализацией. Есть и частные дома, но не в центре города, а по окраине.

Примечание. Свои рассказы дети сопровождали показом картинок и фотографий.

^ Учитель: А теперь отправимся за границу. Нас приглашает европейская деревня Англо-немцово.

Ответ экскурсовода: В нашей деревне очень красиво и весело. Дороги у нас хорошие, животноводческие хозяйства чистые, теплые, коровы у нас толстые, молока очень много. Поля у нас большие и ухоженные. Все как в России, только заработки у сельчан побольше, от этого и настроение получше и пьют алкоголь поменьше.

^ Вопрос: Что же у вас все только хорошо? А трудности какие, неудобства?

Ответ: Трудности те же, что и в России, чтобы хозяйство давало хорошие результаты, надо трудиться день и ночь.

^ Учитель: И наконец, мы попадаем в город Евробург.

Ответ экскурсовода: Добро пожаловать в Евробург, современный европейский город. Здесь очень много красивых машин, улиц, очень высокие дома. Ночью светло, как днем, везде фонари, цветные витрины. Много детских развлекательных центров, больниц, спортивных комплексов. В магазинах чего только нет!

^ Вопрос: А что вам в вашем городе не нравится?

Ответ: У нас очень шумно, и воздух плохой, загазованно очень.

Учитель: Всем большое спасибо. А теперь давайте обменяемся фотографиями по группам и придумаем подписи к ним.

Учитель: Слово независимым путешественникам. Как вы считаете, где же все-таки лучше жить: в городе или в селе?

Эксперт 1: Хорошо в селе: вес свое, воздух хороший, утром выйдешь во двор, подышишь.

Эксперт 2: Хорошо в городе: много комфорта, в кино можно пойти, во дворец спорта.

Эксперт 3: За границей лучше, чисто, зарплаты большие.

Эксперт 4: Хорошо везде, хорошо там, где твой дом. Дома хорошо. И чисто и богато можно жить везде, только надо не бояться работать и учиться.

^ Комментарий-послесловие учителя: Получая творческие задания, ребята были изначально настроены рассказывать не только о достоинствах, но и о недостатках. Группа наблюдателей делала выводы из услышанного.

2. Физкультминутка

На лошадке ехали, До угла доехали. Налили бензину, Сели на машину. На машине ехали, До реки доехали. Трр! Стоп! Разворот. На реке – пароход. Пароходом ехали, До горы доехали. Пароход не везёт, Надо сесть на самолёт. Самолёт летит, В нём мотор гудит.

3. Беседа «Городские и сельские профессии»

– Какие городские профессии вы знаете? – Какие профессии сельские вам знакомы? – Назовите общие профессии для города и села

^ Игра: 1хлопок – только городская профессия, 2 хлопка – только сельская профессия, тишина – общие профессии: «Менеджер, учитель, животновод, доярка, продавец, агроном, водитель, ветеринар, преподаватель института, пастух, артист театра».

^ 4. Продолжение работы по теме урока. Домашнее задание.

Учитель: После трудового или учебного дня нужен отдых. Дома вы можете посидеть у телевизора, сходить в гости. А если выходим на улицу, то там можем встретить много интересного. Всё, что создают люди для отдыха и красоты, все произведения, которыми мы восхищаемся, называется культурными ценностями или КУЛЬТУРОЙ. Сравним культурные ценности в городе и селе.

^ Город: У нас много памятников, музеев, кинотеатров, театров.

Село: Роспись посуды, игрушек, изделия из соломы, шали, кружева.

Учитель: Ребята, важно запомнить: если в селе нет памятников, фонтанов, кинотеатров, люди, живущие там, не являются бескультурными по сравнению с городскими жителями. Наоборот, считается, что в сёлах живут душевные, добрые люди. А как называется наука, которая учит нас бережному отношению к природе? ЭКОЛОГИЯ. Вот задания к следующему уроку, выбирайте, что вам больше по душе и снова объединяйтесь в группы. Задания: рассказать, что такое экология, какие есть организации экологические, что могут сделать школьники для экологии. Придумайте памятку юного эколога. Предложите свою экологическую программу.

^ V. Закрепление.

1. Минуты народной славы.

Ребята из каждой группы исполнили частушки, станцевали, спели куплет из немецкой народной песни, читали реп.

2. Кроссворд.



– Проверим ваши знания, полученные на уроке – вам нужно разгадать кроссворд. Для этого вы должны ответить на вопросы, выбрав из предложенных вариантов правильный.

1. Как называется крупный населённый пункт?

ГОРОД

СЕЛО

2. Чего не может быть в деревне?

ИЗБА

НЕБОСКРЁБ

МАГАЗИН

3. Жители какого населённого пункта дышат более чистым воздухом?

ГОРОД

СЕЛО

4. Чего не бывает обычно в деревенском доме?

ПОГРЕБ

БАЛКОН

5. Какой профессии не может быть у городского жителя?

ВРАЧ

ДОЯРКА

УЧИТЕЛЬ

6. Чего не может быть в городской квартире?

БАНЯ

ВАННА

III. Итоги урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какие отличительные черты города и села мы выделили?

– Жить одинаково хорошо как в городе, так и в селе. Везде есть свои плюсы и минусы. Из села люди стремятся попасть в город, чтобы найти работу на крупных предприятиях. А жители города приобретают жильё в сёлах, чтобы дышать свежим воздухом и отдыхать от суеты больших городов, чтобы вырастить на грядке здоровые и безопасные овощи и фрукты. Каждый выбирает, что ему ближе и лучше. Когда вы повзрослеете, то будете делать свой выбор, а для этого нужно лучше узнать самого себя.

^ Комментарий-послесловие учителя: домашнее задание ученики снова получили по группам, но не в конце урока, а по ходу.


Приложение №3

Таблица. Сочетание форм организации при выполнении творческого задания

^ Этапы выполнения задания

Формы организации

Возможности форм организации при выполнении творческих заданий

1

2

3

1. Постановка задачи

Индивидуальная

Позволяет активизировать личный опыт учащегося, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для решения.

Групповая

Представляет совместный взгляд членов группы на поставленную ситуацию. Развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей. Развивает умение выслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы направления поиска.

Коллективная

Позволяет обмениваться опытом определения направления поиска. Расширяет возможности учащихся анализировать сложившуюся ситуацию. Представляет различные точки зрения на уровень представленной ситуации.

2. Сбор необходимой информации

Индивидуальная

Развивает исследовательские умения учащихся по организации поиска необходимой информации (классификационные умения, умение сужать поле поиска, выделять существенные признаки)

Групповая

Развивает умения распределять функции и роли между участниками группы, планировать деятельность, определять меру ответственности участников группы.

Коллективная

Расширяет индивидуальный опыт по рассматриваемой проблеме через обмен необходимой информацией между учащимися. Развивает умение совместной организации поисковой деятельности учащихся. Выявляет собственные организационные возможности учеников.




3. Решение

Индивидуальная

Позволяет самостоятельно использовать освоенные методы, реализовать опыт творческой деятельности, предложить собственную версию решения задачи.

Групповая

Позволяет освоить способ выполнения задания в совместной деятельности. Развивает умения планировать решение задачи в соответствии с выбранным методом, распределять функции между участниками группы, совместно обсуждать ход решения задачи, отстаивать личную позицию.

Коллективная

Позволяет обмениваться опытом применения методов творчества при выполнении задания. Расширяет возможности учащихся в выборе оптимального из множества предложенных способов решения задачи.

4. Анализ творческого продукта

Индивидуальная

Вырабатывает умение самоанализа. Позволяет демонстрировать и защищать полученный творческий продукт.

Групповая

Позволяет демонстрировать совместный продукт, полученный группой. Развивает умения оценивать уровень выполнения творческого задания, сопоставлять собственные результаты с результатами работы других групп.

Коллективная

Позволяет сопоставить субъективные результаты выполнения задания учащимися и определить объективный уровень полученного результата (на фоне класса).



Приложение № 4

^ Внеклассное мероприятие на тему «Общение»: День рождения класса.

2 класс

Цель: развитие познавательной самостоятельности через творческие задания.

^ Торжественная часть

Ведущий: Дорогие друзья, сегодня в нашем классе день рождения, день рождения… нашего класса! Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей аплодисментами!

День рождения у Лены ? - Нет!

День рождения у Вити ? - Нет!

День рождения у Васи!

День рожденья в нашем классе!

Именинник - целый класс!

Поздравляйте, гости, нас !

Все рассаживаются по местам.

^ Ведущий: Слово нашей учительнице, Светлане Ивановне!

Учитель: Дорогие ребята и гости! Сегодня у нас не просто праздник, это и своеобразный урок, урок общения друг с другом. Все, что мы сегодня с вами буде здесь делать должно основывать обязательно на понятии ЭТИКЕТА. А что такое этикет, вы помните?

^ Ответы учеников:

- этикет – это правила поведение;

- этикет – это хорошие манеры;

- этикет – это такой порядок, вежливость.

Учитель: Так будем взаимно вежливы сегодня и всегда.

Ведущий: Слово для поздравления класса нашим родителям.

^ Выступление родителей.

Ведущий: А сейчас каждому «имениннику» мы вручим поздравительные открытки, которые мы выполнили своими руками.

Комментарий учителя: открытки дети сделали сами и подписали как смогли всем-всем ученикам класса, также заранее родителям были вручены самодельные приглашения на праздник.

^ Развлекательная часть.

Ведущий: А сейчас приглашаем всех принять участие в конкурсах и играх. И первое задание составить портрет нашего класса. Сейчас вы получите карточки с именами наших одноклассников и учительницы и вы нарисуете их портреты, но не забывайте об этикете, никого не обижайте!

^ Комментарий учителя: портреты получились забавные, но никто не обиделся, все портреты разместили на доске.

Ведущий: А теперь игра.

Игра 1.: показать с помощью мимики то, что написано на бумаге.

Сегодня уроков не будет.

У меня сломался сотовый телефон.

Завтра будет дождь.

Я забыл дома вторую обувь.

Мне купили новый велосипед.

Игра «Испорченный телефон»: Дети выбирают ведущего. Все остальные игроки садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий очень тихо (на ухо) говорит тому, кто сидит первым в ряду, какое-нибудь слово, а тот передает его следующему и так до последнего игрока. Переспрашивать не разрешается. У последнего игрока ведущий спрашивает: «Какое слово ты услышал?». Если ребенок скажет слово, предложенное ведущим, значит «телефон исправный». Если же слово не то, ведущий спрашивает всех по очереди (начиная с конца), какое они услышали слово. Так находят того, кто «испортил телефон». Кто не правильно передал слово, занимает место ведущего.

Игра «Одень друга»: дети делятся по 4 человека. По сигналу ведущего 3-е детей, положив одну руку за спину, другой должны одеть четвертого. Побеждает та четверка, которая справится с заданием первой.

Игра «Кто больше придумает»: игроки придумывают предложения со словами, которые называет ведущий. Не повторять того, что уже сказали товарищи. Слова для игры: ^ ЭТИКЕТ, ОБЩЕНИЕ, ДРУЖБА, ПОВЕДЕНИЕ, КРАСОТА, КУЛЬТУРА.

Комментарий учителя: цель каждой из игр была направлена на формирования умения работать в группе, общаться. Слова для последней игры были подобраны в тему занятия.

^ Подведение итогов, вручение подарков.

Учитель: Молодцы! А теперь пусть от каждой группы кто-нибудь прокомментирует все, что сегодня происходило.

^ Ответы детей:

- Сегодня был праздник, мы играли и учились вести себя культурно.

- Все получили открытки и рисовали друг друга, это было очень смешно.

- Мы узнали как себя вести на празднике, как общаться.

Ведущий: Какой же праздник без угощения и подарков. Подарки мы готовили друг другу сами, своими руками, мы их не покупали. А вот угощения помогли организовать родители. Приглашаем всех к столу!

Комментарий учителя: занятие достигло своей цели, творческие задания были выполнены в полной мере, насколько позволили возможности детей.


^ ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

1.Ф.И.О.автора Назаренко Светлана Ивановна

2.Город (район) г. Старый Оскол, Старооскольский район

3.Образование учреждение МОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 34 с углубленным изучением отдельных предметов»

4.Занимаемая должность: учитель начальных классов

5.Тема педагогического опыта: «Развитие познавательной самостоятельности младших школьников через творческие задания на уроках и во внеурочное время».

6.^ Уровень опыта по степени новизны: Назаренко С.И. в своей работе предлагает использовать творческие задания в качестве основных приемов формирования познавательной самостоятельности с применением наглядно-действенной, наглядно-образной форм познания; определить уровни развития познавательной самостоятельности младших школьников; разработать разнообразные творческие задания, соответствующие степени развития и интересам учащихся.

7.^ Цель педагогического опыта: дать каждому ребёнку младшего школьного возраста тот положительный опыт сотрудничества с русским языком, который позволит сформировать позитивное отношение к самому языку, даст возможность овладеть основами научных знаний о языке и основами языковой и речевой грамотности; развить умение анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать языковой материал, находить главное; выработать осмысленное отношение к употреблению в речи основных единиц языка – слова, предложения.

8.^ Краткое описание опыта: Светлана Ивановна исследует сущность познавательной самостоятельности младших школьников; анализирует проблемы познавательной самостоятельности младших школьников на практике класса. В опыте выделены три основных условия эффективной работы по развитию познавательной самостоятельности учащихся: использование творческих заданий в качестве основных приемов формирования познавательной самостоятельности с применением наглядно-действенной, наглядно-образной и абстрактной форм познания; определение уровня развития познавательной самостоятельности младших школьников; разработка разнообразных творческих заданий, соответствующих степени развития и интересам учащихся. Всё это позволяет педагогу обеспечить преемственность в обучении при переходе из начальной школы в среднюю.. Назаренко Светлана Ивановна выбирает такие формы работы, которые опираются на совместную или самостоятельную познавательную деятельность учащихся, использует современные методы её активизации. Это даёт положительные результаты на уроках и во внеурочное время.

9.^ Кто и когда изучал опыт, обобщен на уровне: Опыт Назаренко С. И. обобщался на уровне школьного методического объединения и был заслушан на заседании педагогического коллектива школы.

10.^ Экспертное заключение: по характеру опыт учителя является репродуктивным – педагог опирается на следующие идеи: Б.П.Есипова, Н.А. Половниковой, М.Н. Скаткина (проблема формирования самостоятельной деятельности); Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова (учет возрастных особенностей в обучении и развитии); И.Я.Лернер, Т.Н.Шамовой (способы активизации познавательной деятельности), учитель работает на уровне педагогических усовершенствований.

11.Последователи: опыт работы используют учителя начальных классов: Светлана Ивановна постоянно выступает на школьных семинарах, на и школьных методических объединениях, даёт открытые уроки. Опыт доступен в освоении.

12.^ Эффективность опыта: подтверждается стабильными положительными результатами в развитии познавательной самостоятельности у детей.

13.Выводы:

А) система работы Назаренко С.И. позволяет в доступной, наглядной форме вызвать интерес у учащихся к процессу обучения, наблюдать положительный результат на уроках на уроках и во внеурочное время.

Б) позволяет учителю творчески решать развивающие задачи обучения в условиях конкретной школы.

Рекомендации:

Педагогический коллектив школы рекомендует данный опыт учителя начальных классов Назаренко С. И. к обобщению на муниципальном уровне.


^ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРТА ПЕДАГОГА



Белгородская область, г. Старый Оскол Назаренко Светлана Ивановна

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34 с углубленным изучением отдельных предметов», учитель начальных классов, работает с 1997 года

^ Дата рождения: 20.06.1978г.

Место рождения: г. Старый Оскол Белгородской области

Базовое образование: высшее, окончила Белгородский государственный университет в 2004г. по специальности педагогика и методика начального обучения, присвоена квалификация учителя начальных классов.

^ Послужной список: с 1997 года работает учителем начальных классов МОУ «СОШ №34»

Педагогический стаж и квалификационная категория:12лет, категория – вторая

Звания, награды, премии, научные степени: нет

^ Участие в научных педагогических конференциях конкурсах: в городском празднике «Великое русское слово» - 2005г., научно-практической конференции «Комплексный подход к развитию речи младших школьников» - 2006г; «Обучение технологии реализации образовательных, воспитательных и развивающих задач современного нетрадиционного урока» - 2006 год.

^ Обобщался ли ранее опыт, по какой проблеме (теме): нет

Дата внесения опыта в районную (городскую) базу данных: нет

Имеются ли публикации (выходные данные): участие в конкурсе «Педагогический Олимп» (ноябрь 2009 года), статья «Творческие задания на уроках «Окружающего мира» сборник БелГУ (январь 2010г.), участие в конкурсе «Моя новая школа».

^ Дополнительные сведения. Факты, достойные упоминания: нет

Рабочий адрес: г. Старый Оскол, Королёва,16

Домашний адрес: г. Старый Оскол, м-н Северный, д 4, кв. 137.

Рабочий телефон: 33 – 74 – 44 Домашний телефон: 48-51-28.

Факс: нет Электронная почта: st-sweta@mail.ru


^ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

  1. Наименование: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №34 с углубленным изучением отдельных предметов»;

  2. Полный адрес с указанием индекса и телефона: 309 530, Королева, 16 тел. 33-74-33;

  3. Год создания: Ф.И.О. руководителя: 1998 г., директор школы Телицын В.П.;

  4. Номер лицензии, сроки получения, кем выдан документ: серия А № 207683 20 ноября 2006 УО образования и науки Белгородской области;

  5. Номер и дата государственной аккредитации, кем выдан документ: серия АА № 155499 27 декабря 2006 , УО образования и науки Белгородской области;

  6. Форма обучения (дневная, вечерняя, сменная): дневная;

  7. Продолжительность обучения по ступеням: начальная школа 1-4кл, средняя 5-9кл, старшая 10-11 класс;

  8. Количество классов-комплектов: 39;

  9. Количество учащихся: 1007;

  10. Средняя наполняемость классов: 25 человек;

  11. Сменность занятий (1,2 смены): 2 смены;

  12. Численность учащихся на одного педагога: 15 человек;

  13. Наличие профессиональных классов (указать профиль): 3 профиля - физико-математический, филологический, социально-экономический;

  14. Наличие классов с углубленным изучением предметов (указать предмет): 15 кл. физика

-1 кл.; английский язык - 6 кл; математика - 3 кл.; литература - 1 кл.; география - 1кл.; экономика - 1 кл.

  1. Коррекционные классы: нет;

  2. Группы продленного дня: 4;

  3. Количество педагогов 80, из них пенсионеров 5;

  4. Заслуженные учителя: нет;

  5. Почетный работник общего образования (отличник народного просвещения) (количество): 9 человек;

  6. Другие награды: участие в конкурсе «Лучший учитель России» в рамках национального приоритетного проекта «Образование» - победитель Телицына Г.В.;

  7. Образование педагогов (количество): высшее - 72 человек, среднее профессиональное - 5;

  8. Курсы повышения квалификации (количество человек за последние 5 лет): 77 человек;

  9. Квалификационная категория (количество человек): высшая -23, первая- 28, вторая -19

  10. Количество педагогов, имеющих ученую степень (отметить постоянных, совместителей): 1 /Телицына Г.В./









2

41

3

40

4

39

5

38

6

37

7

36


8

35


9

34

10

33

11

32

12

31

13

30

14

29

15

28

16

27

17

26

18

25

19

24

20

23

21

22



Похожие:

Информация об опыте 3 Технология опыта 6 iconСодержание Информация об опыте стр. 2 Технология опыта стр. 6 Результативность опыта стр. 15 Библиографический список стр. 17 Приложения стр.
Опыт работы Манохиной Ольги Ивановны «Пути повышения речевой активности детей дошкольного возраста на основе организации игровой...
Информация об опыте 3 Технология опыта 6 icon1. информация об опыте работы. Тема опыта работы
...
Информация об опыте 3 Технология опыта 6 iconИнформация об опыте Условия возникновения, становления опыта
Формирование у учащихся мотивации к обучению посредством выполнения исследовательских работ
Информация об опыте 3 Технология опыта 6 iconИнформация об опыте
Тема опыта «Развитие речевых умений младших школьников на основе деятельностного подхода на уроках литературного чтения»
Информация об опыте 3 Технология опыта 6 iconИнформация об опыте
Тема опыта: «Формирование коммуникативной культуры общения младшего школьника посредством коллективной деятельности в образовательном...
Информация об опыте 3 Технология опыта 6 iconИнформация об опыте. Тема опыта. «Использование мультимедиа-технологий при конструировании уроков математики как средство повышения эффективности обучения»
Сведения об авторе опыта. Никуленко Татьяна Николаевна, учитель математики моу «чсош №1 с углубленным изучением отдельных предметов»,...
Информация об опыте 3 Технология опыта 6 iconИнформация об опыте Условия возникновения опыта
Охватывает период с сентября 2004г по май 2007 г. Работа по разрешению вышеобозначенных противоречий была разделена на три этапа
Информация об опыте 3 Технология опыта 6 iconI. информация об опыте тема опыта работы
Опыт работы криворученко Веры Михайловна, старшей вожатой моу «Бессоновская сош»
Информация об опыте 3 Технология опыта 6 iconИнформация об опыте
Тема опыта: «Развитие личностно-мотивационных и познавательных компонентов учебной деятельности на уроках математики в классах кро...
Информация об опыте 3 Технология опыта 6 iconИнформация об опыте 1Тема опыта: «Развитие социальных отношений у дошкольников на игровой основе»
Умение общаться, устанавливать дружеские взаимоотношения, учитывать состояние другого- навыки, необходимые не только взрослому человеку,...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты