Программа по литературному чтению пояснительная записка icon

Программа по литературному чтению пояснительная записка



НазваниеПрограмма по литературному чтению пояснительная записка
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрограмма

ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Пояснительная записка

Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе.

^ Общая характеристика учебного предмета. Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

 изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);

 в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;

 дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к

самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:

 сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;

 работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова, с учетом специфики его структуры и жанровых особенностей;

 одновременная работа над языком произведения и речью детей;

 сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;

 различение художественных и научно-популярных произведений;

 формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;

 освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

^ Основная цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текс т произведения,

слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато,

творчески с изменением ситуации.

^ Задачи курса «Литературное чтение»:

 обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

 научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

 систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);

 включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

 формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

 расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство в нашей

программе формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).

^ Место литературного чтения в учебном плане. На изучение литературного чтения с 1 по 4 класс отводится по 4 часа еженедельно. Изучение литературного чтения в 1 классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте», продолжительность которого зависит от уровня

готовности класса, темпа обучения, профессиональной подготовки учителя и средств обучения, соответствующих программе. В этот период объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению, всего 9 часов в неделю. На обучение грамоте отводится 4 часа, на письмо — 4 часа и 1 час на литературное слушание. После периода обучения грамоте идет

раздельное изучение литературного чтения и русского языка, которые входят в образовательную область «Филология».

^ Ценностные ориентиры содержания. Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-

нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.).

^ Результаты освоения курса. Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных

результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:

^ Личностные результаты освоения основной образовательной

программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

^ Метапредметные результаты освоения основной образовательной

программы начального общего образования должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать

учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

^ Предметные результаты освоения основной образовательной

программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «филология», включающей в себя предмет «литературное чтение» должны отражать:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку

поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации».


^ Содержание курса

На начальном этапе (в 1 и 2 классах) используются тематический и жанрово-тематический принципы систематизации материала, информация об изучаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах. На основном этапе (3–4 классы) произведения группируются по жанровому и авторскому принципу. В учебники включены произведения, вошедшие в «золотой фонд» классической детской литературы, а также

произведения народного творчества, современных детских отечественных и зарубежных писателей. Использование жанрового и авторского принципов позволяет сравнить произведения одного жанра, но разных авторов; произведения разных жанров одного автора. Например, разделы, посвященные творчеству Л.Н. Толстого помогут детям увидеть, насколько богата палитра писателя: художественные сюжетные рассказы, рассказы-описания природы, рассказы

о животных, сказки, былины, басни, научно-популярные произведения, а жанровый раздел «Басни» поможет понять особенности басен разных авторов, в том числе со схожим сюжетом.

В программе заложены принципы эмоционально-эстетического восприятия произведения и духовно-нравственного воспитания. Они реализуются в том, что произведение (книга) воздействует на эмоционально- чувственную сферу начинающего читателя, развивает у него эмоциональную отзывчивость на литературное произведение (переживания, эмоции и чувства), формирует представления о нравственности. Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности. Как осуществляется процесс обучения литературному чтению в 1–4

классах? В первом полугодии 1 класса на уроках обучения грамоте дети учатся читать, на уроках литературного слушания — слушать и воспринимать художественные произведения. Во втором полугодии проводятся уроки литературного чтения и слушания. Первоклассники знакомятся с детскими книгами, получают начальные представления о литературоведческих понятиях (жанр, тема, фамилия автора, заголовок, сказка, рассказ, стихотворение, произведение).

1 класс

В период обучения грамоте 1 ч в неделю приводится урок литературного слушания, после обучения грамоте — 4 ч в неделю уроки литературного чтения, включающие в себя уроки слушания и работы с детскими книгами.

^ Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие литературного

произведения. Умение слушать и понимать фольклорные и литературные произведения. Обоснование суждений «нравится – не нравится». Элементарная оценка эмоционального состояния героев (весел, печален, удивлен и пр.), сравнение действий и поступков героев. Умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого

фольклора).

Чтение. Плавное чтение вслух по слогам и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся. Выразительное чтение, с интонациями, соответс твующими знакам препинания. Чтение наизусть небольших стихотворений, прозаических

отрывков (2–3 предложения).

^ Работа с текстом. Практическое отличие текс та от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий. Озаглавливание текста (подбор заголовков).

Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

^ Круг чтения Произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов. Стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов – классиков XX века, произведения детских поэтов и писателей, раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы. Юмористические произведения. Примерная тематика. Произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим

людям, к животным, к природе; о дружбе, правде, добре и зле. ^ Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки.

Литературоведческая пропедевтика Ориентировка в литературоведческих понятиях: произведение, фольклор, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение,

комикс, автор, заглавие, тема, литературный герой, абзац.

^ Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинении небольших сказок и историй. Разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх. Сочинение историй с литературными героями.

Рассказывание небольших сказок и историй от лица героев.

^ Чтение: работа с информацией Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и

иллюстративный материал. Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение под

руководством учителя несложных таблиц информацией о произведении и книге.

^ Межпредметные связи:

 с уроками письма (русского языка): запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

 с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге;

 с уроками труда: изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).


^ Планируемые результаты обучения

1 класс

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

 осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);

 читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;

 правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);

 моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).

^ Ученик получит возможность научиться:

 понимать нравственное содержание прочитанного произведения;

 высказывать суждения о произведении и поступках героев;

 узнавать изученные произведения по отрывкам из них;

 оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.

^ Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

 определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;

 использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);

 различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;

 сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.

^ Ученик получит возможность научиться:

 сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;

 находить в тексте произведения сравнения, обращения;

 находить в тексте и читать диалоги героев;

 определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.

^ Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

 читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;

 моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;

 придумывать истории с героями изученных произведений;

 пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.

^ Ученик получит возможность научиться:

 иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;

 инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;

 создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

 получать информацию о героях, произведении или книге;

 работать с несложными таблицами, схемами, моделями;

 дополнять таблицы, схемы, модели;

 сравнивать произведения по таблице.

Ученик получит возможность научиться:

 находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);

 дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;

 находить в тексте информацию о героях произведений.



Похожие:

Программа по литературному чтению пояснительная записка iconПрограмма по литературному чтению дл 4 класса пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы по литературному чтению умк «Гармония»
Программа по литературному чтению пояснительная записка iconПрограмма по литературному чтению Система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова Пояснительная записка
Программа по литературному чтению ориентирована на достижение целей, задач современного образования, определенных Федеральными государственными...
Программа по литературному чтению пояснительная записка iconПрограмма по литературному чтению (1 4 классы) Система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова Пояснительная записка
Программа по литературному чтению ориентирована на достижение целей, задач современного образования, определенных Федеральными государственными...
Программа по литературному чтению пояснительная записка iconПрограмма по предмету «Литературное чтение» (фгос ноо 1 4 класс) пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 1-4 классов разработана в соответствии с примерной программой начального общего образования...
Программа по литературному чтению пояснительная записка iconПрограмма по литературному чтению 2 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Программа по литературному чтению пояснительная записка iconПрограмма по литературному чтению 2 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Программа по литературному чтению пояснительная записка iconПрограмма по литературному чтению пояснительная записка
Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного...
Программа по литературному чтению пояснительная записка iconПрограмма по литературному чтению пояснительная записка
Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного...
Программа по литературному чтению пояснительная записка iconРабочая программа по литературному чтению составлена на основе: федерального образовательного стандарта для начального общего образования по литературному чтению в образовательных учреждениях
Автор –составитель: Ауташева Жемес Булатовна, учитель начальных классов 1 квалификационной категории
Программа по литературному чтению пояснительная записка iconРабочая программа курса «Литературное чтение»
«Литературное чтение» разработана на основе авторской программы для 2 класса Л. А. Ефросининой – М.: Вентана-Граф, 2009г. Программа...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты