Тема «Живая и неживая природа» icon

Тема «Живая и неживая природа»



НазваниеТема «Живая и неживая природа»
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКЕ МИР ВОКРУГ НАС


Тема «Живая и неживая природа»

Проблемные вопросы

1.Можно ли сказать, что живая и неживая природа и окружающий
нас мир одно и то же?

2.Горшок с цветком - это объекты природы или предметы окружаю­
щего нас мира?

3.Может ли природа быть учителем? (Знакомит с разнообразием
растительного и животного мира; учит наблюдательности и не может быть
лентяем; заботится о детях; раскрывает секреты роста и развития расте­
ний и животных; подсказывает, как сконструировать зонтик и парашют,
построить вертолет и самолет и т. п.).

4.Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты, если исчез­
нет солнце?

5.Какой объект живой природы может стать для природы лучшим
другом или врагом?

6.Верно ли, что вьюнок, цепляющийся усиками за забор,- это рас­
тение, а паутина паучка - растение?


Проблемные задания


1.. Докажи, что кактус, за которым не ухаживали 5 месяцев, - живой организм?

2.Определи: что общего у бабочки с камнем и чем они отличаются?

3.Перед тобой два пластмассовых стаканчика: с водой и землей,
блюдце и вата, семена пшеницы, репчатый лук, морковь. Какие объекты
живой природы можно соединить с объектами неживой природы, чтобы
через 5-7 дней убедиться в том, что растение - живой организм? (После
проверки заложить опыт).


Проблемные задачи


1.Когда старое дерево сгниет, образуется удобрение, а когда камень
разрушится, образуется песок.

2.Какой вывод можно сделать об объектах
живой и неживой природы?

3.Известно: почва, солнце, осадки - объекты неживой природы.
4.Цветок, пчела и человек - объекты живой природы. Какие из указанных
объектов зависят друг от друга?


Тема: «Термометр»


Проблемные вопросы:


1.. Почему термометр иногда называют термоизмеритель или гра­дусник?

2.Можно ли уличным термометром измерить температуру челове­ческого тела?

3.Чем опасен медицинский термометр?

4.Верно ли, что без термометра некоторые люди могут стать плохи­
ми специалистами?

5.В каком случае исправный водный термометр покажет неверную
температуру? (Если вынуть его из воды и поднести поближе к глазам,
чтобы снять показания).

6.Есть ли разница между температурами, если один висит в столо­вой, а другой - в сталеварном цеху?

7.Когда может произойти такое, что два одноклассника, посмотрев
на один и тот же термометр в одно и то же время, увидят разные показа­
ния температуры? (Разный рост учеников).


^ Проблемные задачи


1. Осенью по радио метеорологи сообщили, что температура воздуха + 5 °С. Нина решила проверить это сообщение. Она взяла комнатный тер­мометр и вышла на улицу. Подержав в руке термометр 5 минут, она заме­тила, что конец столбика, подкрашенный жидкостью, показал + 20 °С.

Почему термометр показал температуру намного выше, чем было на самом деле? (Взяла, комнатный термометр, измерила на солнце или дер­жалась рукой за ртутный шарик).

2. Лена очень любила свой красочный термометр. Он ей во многом помогал. Коту Ваське тоже нравился забавный прибор. Однажды, про­снувшись утром, Леночка заметила, что всезнающий розовый ручеек ис­чез из термометра.

Подумай, что случилось с термометром и чем он помогал девочке? (Вась­ка прокусил трубочку: как одеваться и когда проветривать помещение).


Тема «Части растений»


Проблемные вопросы


1.Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий
василек(цикорий)травой?

2.Если у кустарника ежедневно срезать все стебельки, кроме одно­
го, станет ли он деревом?

3.Зачем нужно знать из чего состоят растения? (Быть грамотным,
использовать ценные свойства, знать, чем и как помогать растениям, по­нять роль растений в жизни человека и животных и т. д.).

4.Может ли быть на одной веточке цветок и плод?

5.Почему на лугу, где паслись козы, никогда не цвели цветы?

6.Можно ли сказать, что люди, часами сидящие перед цветущими
растениями, работают? (Да: биологи, художники, поэты, писатели, ком­
позиторы и др.)


Проблемные задания


1.Сравни стебель и корень. Что у них общего и в чем различия?

2.Рассмотри клубень картофеля. Найди части растения. Чем клу­бень картофеля отличается от свеклы?

3.Рассмотри на рисунках капусту и лук в разрезе. Найди сходство и
различия.

4.Рассмотри проросшие семена пшеницы и проросший репчатый
лук. Найди корень и листья. Почему листья зеленые, а корешки белые?
5.Почему корешки растут вниз, а листочки вверх? (Посадить проросшие
семена и лук в горшочки с землей).

6.Наблюдай за ростом растений. Проводи наблюдения через три дня,
замеряя высоту растений линейкой (записывай дату наблюдения). Объяс­ни, почему у растений, посаженных в одно и то же время, разная быстрота роста? Сделай предположение о том, какими будут растения через 10 дней. Записывай в тетрадь дату появления новых листьев, побегов. Рас­смотри листья пшеницы, лука, моркови. Определи их размер, цвет, фор­му, поверхность (на ощупь). Сделай рисунки растений. Подумай, что об­щего у этих растений и в чем отличие?


^ Проблемные задачи


1.В корзине лежат редис и лук, яблоки и персик, смородина и мали­на. Верно ли, что это растения, а не овощи? Кто, кроме биологов, мог
вырастить эти растения?

2.Плод и цветок хвастались друг перед другом своими особенностя­ми. Угадай, какими? Чем не может похвастаться цветок перед плодом, а
плод перед цветком? (Красотой, привлечением насекомых, пользой лю­дям, птицам, зверям; запахом, нектаром и соком и др.; наличием семян и
способностью спать, складывая свои части, и др.).


Тема «Осень»


Проблемные вопросы


1.Что приблизит наступление осени: затяжные летние дожди или
изменения положения солнца на небосклоне?

2.Почему осенью полевые насекомые «обижаются» на добросовес­тных работников сельского хозяйства? (Вспаханная почва с насекомыми
быстро промерзает).

3.По каким признакам птичка-незнакомка, пролетая над полем и
огородом, приняла осень за весну? (Посев озимых, моркови, петрушки,
укропа, свеклы; посадка молодых деревьев и т. п.).

4.Почему у двух растущих рядом берез разная окраска листьев, а у
отдельно стоящих кленов одинаковая?

5.Можно ли сказать, что зеленолиственные сосна и ольха не гото­вятся к зимним холодам?

6.Верно ли такое утверждение: если осеннее похолодание не изме­няет цвет зеленых и узких листьев ивы - значит, она хвойное растение?
(Нет. В листьях присутствует хролофил).

7.Почему поздней осенью кудрявая календула загрустила, а строй­ный одуванчик был спокоен? И стоило ли ей грустить? (Однолетник и
многолетник; подарила жизнь многим деткам-семенам).

8.Почему за выращенное тобой растение, которое цветет и плодо­носит, люди называют тебя биологом, а не цветоводом?

9. Почему озеленители в городском сквере посадили вместе с роза­
ми и пионами пирамидальный дуб, ведь у него нет красивых цветов? (Очи­ститель воздуха, декоративные качества: крона, листья, плоды).

10.Почему птицы не прячутся от холодов в снегу, ведь там тепло,
даже листья у трав зеленые?

11.Можно ли задержать перелетных птиц, если развесить везде утеп­ленные птичьи домики?

12. Как вести себя, если ты попал под осенний дождь, а домой добираться еще далеко? (Не стоять на месте, ускорить шаг, подпрыгивать, бе­жать).

^ Проблемные задания

13.Рассмотри плоды: клюкву (малину, ежевику), огурец, яблоко и лес­
ной орех. Обрати внимание на размер, цвет, форму; потрогай - твердые
они или мягкие, постучи каждым плодом легонько по столу и установи,
чей звук сильнее.

14.Рассмотри семена плодов: цвет, размер, количество.
Подумай, почему маленькая лесная клюквочка приняла за своих родствен­ников огромный огурец и яблоко, а не лесной орешек? (Сочные и сухие,
односемянные и многосеменные плоды).

15.Рассмотри плоды клена и березы. Сравни их размеры, найди се­
мена и крылышки, с помощью которых семена летают. Подумай, почему
ранней весной на данной территории было больше всходов клена, а не
березы, хотя семян у нее намного больше, чем у клена?

16.Перед тобой два хвойных растения: лиственница и ель. Листья-хво­инки у них очень узкие по сравнению с листопадными растениями. Потро­гай хвоинки, определи их твердость на ощупь; рассмотри их сверху, снизу
(цвет одинаков?); найди отличия. Ответь, почему у лиственницы хвоя изме­няет окраску и опадает, а у ели нет? (Менее жесткая, тоньше восковой слой).

17.Рассмотри и потрогай листья березы, клена, ольхи. Подумай, листья, какого дерева лучше согревают растения зимой? Быстрее перегниют
и обогатят почву? Дольше сохранят влагу?

18.Рассмотри внимательно плоды клена, березы и лопуха. Подумай,
какие осенние изменения в природе радуют эти растения, а какие печа­лят? (Солнце, ветер, увеличение шерстного покрова у животных, появле­ние ягодников, путешественников, грибников; длительные холодные дож­ди, ранние заморозки и т. д.).

19.Рассмотри осенние листья клена и дуба: окраску, форму; исследуй
на мягкость, упругость, приложи верхней и нижней стороной к щеке. Закрой глаза и пройдись по опавшим листьям клена. Прислушайся к звуку: листья шуршат, трещат, скрипят, «пищат», шелестят. То же самое проде­лай под кроной дуба. Подумай, почему одинаково окрашенные листья издают разный звук?

20. Собери старые пожелтевшие листья клена и березы (или зеленые -ольхи и ивы). Возьми в одну руку лист клена, в другую - березы, сожми пальцы в кулак, легонько потри листья; закрыв глаза, медленно вдохни сначала запах листьев клена, потом березы. Ответь, что общего в их запа­хах и в чем отличие?



Похожие:

Тема «Живая и неживая природа» iconТематическое планирование в 3 а классе
Уметь оперировать понятиями: неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп. Знать классификацию...
Тема «Живая и неживая природа» iconТематическое планирование по
Природа живая и неживая. Явления природы. Человек – часть природы. Влияние человека на природу. Необходимость изучения природы и...
Тема «Живая и неживая природа» iconТема «Неживая природа осенью»
Общество хочет видеть будущего школьника полноценным, всесторонне развитым. Настоящая программа разработана на основе обязательного...
Тема «Живая и неживая природа» iconСекция «Естественнонаучная. Неживая природа»»
Список участников муниципального отборочного этапа Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников...
Тема «Живая и неживая природа» iconДопущенных к стендовой защите 22 января 2011 года на базе моу сош №49 Секция «Естественнонаучная. Живая природа»
Список участников муниципального отборочного этапа Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников...
Тема «Живая и неживая природа» iconТема: Природа – это наши корни, начало нашей жизни. Цель
Оборудование: книжная выставка, листочки с кроссвордами, плакаты с изречениями, стенгазета «Эта хрупкая природа»
Тема «Живая и неживая природа» iconТема: Природа нуждается в нашей защите
...
Тема «Живая и неживая природа» iconТема «Как мы понимаем друг друга» 9 часов
Осень природа готовится к зиме. (1) Как мы узнаем, что наступила осень? Экскурсия в парк «Осенняя природа».— 1час
Тема «Живая и неживая природа» iconТема: Н. Носов «живая шляпа». Умк «планета знаний»
На данном этапе мы возвращаемся в конец предыдущего урока т к эти вопросы остались без ответа
Тема «Живая и неживая природа» iconТема: «Живая зыбь. Образ водной стихии в искусстве. И. Айвазовский» Цели
Развитие визуально – пространственного мышления обучающихся, как формы эмоционально-ценностного освоения мира
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты