Рабочая программа по курсу литература 3 курс (11 класс) пояснительная записка icon

Рабочая программа по курсу литература 3 курс (11 класс) пояснительная записка



НазваниеРабочая программа по курсу литература 3 курс (11 класс) пояснительная записка
Дата17.10.2016
Размер
ТипРабочая программа

УТВЕРЖДАЮ

Начальник ФГКОУ С-П СВУ МВД РФ

полковник внутренней службы

Г.Н.Федяев.

« » 2012 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ЛИТЕРАТУРЕ

3 курс (11 класс)


Цикл гуманитарных и математических дисциплин.

Преподаватель: Мелентьева Е.А.


Санкт-Петербург

-2012-

Рабочая программа по курсу

ЛИТЕРАТУРА

3 курс (11 класс)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа для суворовцев 3 курса разработана на основе примерной программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией Т.Ф.Курдюмовой (10-11классы) (базовый уровень) (авторы: Т.Ф.Курдюмова, Е.Н.Колокольцев, /С.А.Леонов и друние.-М.:Дрофа,2008), рекомендованной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования 2004 г. и учебным планом образовательного учреждения.

Рабочая программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю).

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:

  • учебник для учащихся в 2-х частях под редакцией Т.Ф.Курдюмовой.- М.: Дрофа, 2008.

Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Это позволяет реализовать цели изучения литературы в старших классах, определённые Примерной учебной программой по литературе:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Авторы УМК видят цель изучения литературы в школе в следующем: способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Данная цель может быть достигнута при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Именно поэтому объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

Изучение литературы в 11 классе строится на историко-литературной основе («Русская литература XX века»). Авторы программы избегают жёсткой регламентации в выборе произведений для чтения и изучения, обсуждения, поэтому выбор, какие произведения читать и изучать, а какие читать и обсуждать сделан на основе читательских пристрастий учащихся, индивидуальных особенностей каждого класса. Количество часов, отводимых на изучение той или иной темы, тоже определяется не требованиями УМК, а уровнем сформированности общеучебных умений и навыков детей в каждом конкретном учебном коллективе, а также интересом, проявленным при изучении произведения.

Чтение и изучение произведений зарубежной литературы программой рекомендовано осуществлять в разные периоды учебного года, хотя целесообразным это делать в конце года, потому что большинство тем в этом разделе изучаются обзорно, и при необходимости корректировки рабочей программы по причине актированных дней данный материал выводится на самостоятельное изучение в период летнего самостоятельного чтения.

Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося (что наполняет работу личностным смыслом для школьника), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам урока, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.


^
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Литература XX века

Введение

Русская литература ХХ в.в. контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.

^

Литература первой половины XX века

Обзор русской литературы первой половины XX века


Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.
^

И. А. Бунин


Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

^ Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», цикл «Темные аллеи».Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.
^

А. И. Куприн


Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Гранатовый браслет».Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.
^

М. Горький


Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Старуха Изергиль».Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.

^ Пьеса «На дне».Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.
^

Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.


Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений.

Символизм

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).

^ В. Я. Брюсов

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

^ К. Д. Бальмонт

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

А. Белый

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.
^

А. А. Блок


Жизнь и творчество(обзор)

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.

Акмеизм

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

^ Н. С. Гумилев

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны».

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).

^ И. Северянин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава».

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

^ В. В. Хлебников

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…».

Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.
^

В. В. Маяковский


Жизнь и творчество(обзор)

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.

«Облако в штанах».

Черты избранничества лирического героя. Материализация метафоры в строках его стиха. Роль гиперболы и гротеска. Драматургия поэта («Клоп», «Баня»). Сатирические произведения. Любовная лирика и поэмы. Тема поэта и поэзии. Новаторство поэта.

^ Крестьянская поэзия

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.
Н. А. Клюев.
Жизнь и творчество (обзор).

^ Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...».

Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.
^

С. А. Есенин


Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».

Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

«Анна Снегина» — поэма о судьбе человека и Родины. Биографические мотивы. Образ лирического героя.

Русская литература 20-40-х годов(обзор)

Общая характеристика развития страны после Октябрьской революции. Сложность периодизации русской литературы послереволюционных лет. "Серапионовы братья". Советская литература и социалистический реализм (I съезд советских писателей, создание теории социалистического реализма).

А.Н.Толстой.

Жизнь и творчество(обзор)

"Петр Первый".

Советский исторический роман. Судьбы русского исторического романа в XX в. (А.Толстой, М.Алданов). Картины Руси XVII в. в романе "Петр Первый". Образ Петра (становление личности в эпохе). Изображение народа. Художественное своеобразие романа (особенности композиции и стиля).

А.А.Фадеев.

Жизнь и творчество(обзор)

"Разгром".

Тема Гражданской войны в литературе. Нравственные проблемы в романе. Одностороннее освещение темы интеллигенции в революции. Современная полемика о романе.

М.И.Цветаева.

Жизнь и творчество(обзор)

"Моим стихам, написанным так рано...", "Стихи к Блоку" ( «Имя твое - птица в руке..."), "Кто создан из камня...», «Тоска по родине! Давно...», «Москве», «Мне нравится, что вы больны не мной...» и др. (по выбору учителя и учащихся).

Трагедийная тональность творчества. Испытания и беды годов «великого перелома» в России. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лирического героя. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Сжатость мысли и энергия чувства. Мощь поэтического дарования и независимость позиции. Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки.

О.Э.Мандельштам.

Жизнь и творчество(обзор)

«Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город...» и др. (по выбору учителя и учащихся). Яркость поэтической палитры поэта.

Острое ощущение связи времен. Философичность лирики. Исторические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

А.А.Ахматова.

Жизнь и творчество (обзор)

«Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (по выбору учителя и учащихся).

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний, ее психологизм. Патриотизм и гражданственность поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Новаторство формы.

«Реквием».

Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Роль детали в создании поэтического образа.

Б.Л.Пастернак.

Жизнь и творчество (обзор).

«Про эти стихи», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Любить иных — тяжелый крест...», «Никого не будет в доме...», «Сосны», «Иней», «Снег идет», «Гамлет», «3имняя ночь» (по выбору учителя и учащихся).

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Проникновенный лиризм и одухотворенность поэзии Пастернака. Стремление "поймать живое". Пристальное внимание к живым просторам, восторг перед миром природы. Размышления о жизни, любви, природе искусства. Живописность и музыкальность поэзии, динамичность и порывистость стиха, раскованность синтаксиса. Яркость формы и философская насыщенность лирики. Человек и природа. Поэт и поэзия. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

"Доктор Живаго" (обзор).

Жанровое своеобразие романа. Соединение эпического и лирического начала. Образ Юрия Живаго. Цикл стихотворений героя. Его связь с проблематикой романа.

М.А.Булгаков.

Жизнь и творчество(обзор).

"Белая гвардия", "Мастер и Маргарита" (по выбору учителя и учащихся).

"Белая гвардия". Судьба произведения. Гражданская война и ее события в романе. "Дни Турбиных" - пьеса по роману "Белая гвардия". Проза и драматургия в творчестве писателя. Новаторство Булгакова-драматурга.

"Мастер и Маргарита". Необычность композиции романа: сочетание фантастического сюжета с философско-библейскими мотивами. Москва и Ершалаим. Человеческое и божественное в облике Иешуа Га-Ноцри. Образ Понтия Пилата и его роль в романе. Тема совести. Мастер и его Маргарита. Образы Воланда и его свиты. Булгаковская "дьяволиада" в свете мировой культурной традиции (Гёте, Гофман, Гоголь). Масштаб изображения главных героев романа. Мастерство Булгакова-сатирика. Проблема нравственного выбора в романе. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

А.П.Платонов.

Жизнь и творчество(обзор).

"Котлован", "Сокровенный человек", "Шарманка", "Впрок" и др. (по выбору учителя и учащихся).

Трудная судьба писателя. "Непростые" простые герои Платонова. Необычность стилистики писателя. Пафос и сатира в его произведениях. Связь творчества Платонова с традициями русской сатиры (Салтыков-Щедрин). Особенности композиции произведений Платонова.

М.А.Шолохов.

Жизнь и творчество писателя(обзор).

"Тихий Дон" - роман-эпопея о всенародной трагедии.

Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость характеров и жизненных коллизий в романе. «Вечные темы» в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Специфика художественного строя романа. Роль картин природы в изображении жизни героев. Полемика вокруг авторства. Традиции Л. Толстого в изображении масштабных событий в жизни народа.

Русская литература за рубежом. 1917—1941 годы

И.С.Шмелев.

«Солнце мертвых».

Творческий путь в России и в эмиграции. «Лето Господне», «Куликово поле», «Солнце мертвых». Лиризм и глубина нравственного чувства произведений писателя. Тонкость и точность описаний природы. Острое чувство родины.

М.А.Алданов.

«Чертов мост».

Исторические романы и повести, портреты и очерки. Стремление охватить историю Европы за 200 лет. Первый роман «Святая Елена, маленький остров». Великие события и их герои в исторических повествованиях. Суворов и его походы в романе «Чертов мост».

В.В.Набоков.

«Другие берега», «Дар», «Защита Лужина», «Машенька» (по выбору учителя и учащихся).

Раннее признание таланта Набокова, его изобразительной силы, зоркости взгляда, остроты сюжета, сочности и красочности описаний, обилия формально-стилистических и психологических находок.

Набоков как русский писатель. Рассказы («Гроза»; "Сказка" и др.) Яркость и мужество оценок мира вокруг. Богатство ассоциаций. Насыщенность реминисценциями. Романы "Машенька", "Король, дама, валет", "Защита Лужина", "Дар" и другие произведения. Романы на английском языке ("Лолита", "Пнин", "Бледный огонь", "Другие берега" и др.).

"Другие берега" - автобиографический роман. Ностальгическая тема в романе. Герой и его окружение. Мир детства и отрочества героя.

"Дар" - последний роман Набокова на русском языке. Роман об ответственности человека за то, как он использует тот дар, который ему дала судьба. Творческий путь героя - писателя Годунова-Чердынцева. Необычность композиции романа. Мастерство Набокова-стилиста.

"Защита Лужина" как роман о трагической судьбе талантливого человека.

Необычность и мастерство автора и переводчика: Набоков как переводчик своих романов на русский язык.

Великая Отечественная война в литературе

Обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся.

Война и духовная жизнь общества. Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет (Н.Тихонов, М.Исаковский, А.Сурков, К.Симонов, 0.Берггольц и др.)- Человек на войне и правда о нем. Романтика и реализм в прозе о войне. Рассказы Л.Соболева, К.Паустовского, "Непокоренные" Б.Горбатова, "Молодая гвардия" А.Фадеева, "Звезда" Э.Казакевича, "Волоколамское шоссе" А.Бека и др.

Драматургия: "Нашествие" Л.Леонова, "Дракон" Е.Шварца и др.


Русская литература 50- 90-х годов XX века

обзор с изучением произведений по выбору учителя и учащихся

Литература 50-х - начала 60-х гг. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев.

А.Т.Твардовский.

«Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «К обидам горьким собственной персоны...» и др.

Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. Утверждение нравственных ценностей. Восприятие мира в его многообразных внутренних связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судьбы любой»).

«За далью — даль» — поэтическое и философское осмысление трагических событий прошлого. Пафос труда в поэме. Немногословность, емкость поэтической речи. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

Твардовский — редактор журнала «Новый мир».

И.А.Бродский.

Стихотворения из сборников«Конец прекрасной эпохи», «Части речи» (по выбору учителя и учащихся).

Трагическая судьба поэта. Нобелевская премия (1987). Творческие поиски и мастерство поэта.

А.И.Солженицын.

«Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» (главы),"Как нам обустроить Россию"и др. (по выбору учителя и учащихся).

Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа, а также его руководителей за настоящее и будущее страны. Особенности художественных решений в произведениях писателя. Роль публицистики в его творчестве.

В. Т. Шаламов

Жизнь и творчество (обзор).
^

Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия».


История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.

В.П.Астафьев.

"Последний поклон","Печальный детектив"и др. (по выбору учителя и учащихся). Обзор.

"Последний поклон" - многоплановое произведение писателя, Мотивы трагического бессилия и оценка писателем "событий бытия". Природа и человек.

Потеря нравственных ориентиров во всех слоях общества, понижение уровня интеллигентности городского населения, стремление главного героя помочь этому обществу ("Печальный детектив").

^ В.Г. Распутин.

"Последний срок", "Прощание с Матёрой", "Живи и помни" (по выбору учителя и учащихся).

Трагическое решение проблемы отцов и детей ("Последний срок").

Уважение к прошлому, историческая память народа в романе "Прощание с Матёрой".

Тема гражданской ответственности в романе "Живи и помни". Трагедия человека, отторгнувшего себя от общества.

В. М. Шукшин

Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

А. В. Вампилов

Пьеса «Утиная охота».

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
^

Зарубежная XX века


Общий обзор европейской литературы первой половины XX в. Основные направления. Проблемы самопознания, нравственного выбора в творчестве прогрессивных писателей. Реализм и модернизм.


^ Э. Хемингуэй

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Старик и море».

Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.


^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


Знать/понимать:

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

• основные теоретико-литературные понятия;

Уметь:

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

• определять род и жанр произведения;

• сопоставлять литературные произведения;

• выявлять авторскую позицию;

• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

^ Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

• участия в диалоге или дискуссии;

• самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

• определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.


^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


1. Курдюмова Т.Ф. Литература. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы/Т.Ф.Курдюмова и др. – М.:Дрофа, 2009.

2. Курдюмова Т.Ф. Литература. 11 класс: учебник-хрестоматия: в 2 ч./Т.Ф.Курдюмова. - М.:Дрофа, 2009.

3. Курдюмова Т.Ф. Литература. 11 класс: методические рекомендации /Т.Ф.Курдюмова. - М.:Дрофа, 2009.


Дополнительная литература:

1. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 11 класс. В 2 частях.- М.: ВАКО, 2006

2. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Айрис-Пресс,2009

3. Т.Ю.Алиева, Т.В.Торкунова .Тесты по литературе.-М.:Айрис-пресс,2004

4. И.В.Щербинина. Тесты на уроках литературы.10-11 кл.-М.:Дрофа, 2008

5. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11кл.-М.:Астрель, 2004


Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса используются следующие программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера:

1. Электронное пособие «Серебряный век русской литературы».

2. Электронный репетитор по литературе Кирилла и Мефодия.


^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 КУРС (11 КЛАСС)

ЛИТЕРАТУРА




Разделы и темы

Количество учебных часов

По разделам

По темам

Контроль

1

Особенности литературного процесса рубежа веков.

1







1.1

Введение. Судьба России в 20 веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20 века.

Характеристика литературного процесса начала 20 века. Многообразие литературных направлений, стилей и школ, групп. Направления философской мысли начала столетия.




1




2

Реализм

17







2.1

Творчество И.А.Бунина

4







2.1.1

Бунин.

Жизнь и творчество.

Лирика Бунина. Её философичность, лаконизм, изысканность. «Вечер», «Не устану воспевать вас, звёзды...», «Последний шмель». Чтение и анализ стихотворений.




1




2.1.2

Бунин. «Господин из Сан-Франциско».

Изображение мирового зла в рассказе.Символика бунинской прозы.





1




2.1.3

Тема любви в прозе Бунина Цикл «Тёмные аллеи». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя.




1




2.1.4

Развитие речи.

Анализ рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник».







1

2.2

Творчество А.И.Куприна

4







2.2.1

Куприн.

Жизнь и творчество. Основные темы и проблемы.




1




2.2.2

Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет».




2




2.2.3

Повесть А.И.Куприна «Олеся»




1




2.3

Творчество В.Г.Короленко

2







2.3.1

В.Г.Короленко «Река играет», «Без языка». Письма к луначарскому.




2




2.4

Жизнь и творчество М.Горького

8







2.4.1

Горький.

Жизнь и творчество.




1




2.4.2

Ранние романтические рассказы писателя. «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа. Романтический герой в ранних романтических рассказах Горького.




1




2.4.3

Пьеса «На дне» как социально-философская драма. Сценическая судьба пьесы. Особенности жанра и конфликта пьесы.

Обитатели «дна» в пьесе «На дне». Смысл названия произведения.




1




2.4.4

Роль Луки в пьесе.




1




2.4.5

Спор о правде в драме Горького «На дне».




2




2.4.6

Развитие речи.

Сочинение по творчеству М.Горького.







2

3

Символизм

10







3.1

Русский символизм и его истоки.





1




3.2

В.Брюсов.

Жизнь и творчество.

Брюсов как основоположник символизма в России. Проблематика и особенности стиля поэта.




1




3.3

^ К. Бальмонт.

Основные темы и мотивы лирики.




1




3.4

А. Белый.

Тема Родины в творчестве поэта




1




3.5

Жизнь и творчество А.Блока

6







3.5.1

А.Блок.

Жизнь и творчество. Блок и символисты.




1




3.5.2

Темы и образы ранней лирики. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме».





1




3.5.3

Тема страшного мира в лирике Блока. Чтение и анализ стихотворений. Развитие понятия об образе – символе.




1




3.5.4

Практикум. Тема Родины в лирике Блока. Чтение и анализ стихотворений.




1




3.5.5

Поэма Блока «Двенадцать» и сложность её художественного мира. Идейное содержание произведения.




2




4

Футуризм

8







4.1

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы.




1




4.2

И.Северянин. Жизнь и творчество. «Увертюра», «Стансы».




1




4.3

Биография и особенности творческого пути В.Хлебникова. Анализ лирики («Зверинец», «Заклятие смехом», «Когда умирают кони…»)




1




4.4

Жизнь и творчество В.В.Маяковского

5







4.4.1

В.Маяковский.

Жизнь и творчество




1




4.4.2

Художественный мир ранней лирики поэта. Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос стихов. Чтение и анализ стихотворений




1




4.4.3

Своеобразие любовной лирики Маяковского. Чтение и анализ произведений.




1




4.4.4

Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Чтение и анализ стихотворений».




1




4.4.5

В.Маяковский-драматург. Сатирическое изображение современности.




1




5

Новокрестьянская поэзия

6







5.1

Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии Н.Клюева. Страницы жизни и творчества (обзор).




1




5.2

Жизнь и творчество С.Есенина

5







5.2.1

С.Есенин.

Жизнь и творчество.





1




5.2.2

Тема России в лирике Есенина. Чтение и анализ стихотворений.




1




5.2.3

Любовная тема в лирике Есенина. Чтение и анализ стихотворений.




1




5.2.4

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни. Чтение и анализ стихотворений.




1




5.2.5

«Анна Снегина»- поэма о судьбе человека и Родины.




1




6

Акмеизм

5







6.1

Акмеизм как национальная форма неоромантизма




1




6.2

Н.Гумилёв.

Слово о поэте. Проблематика и поэтика его лирики.




1




6.3

Биография и особенности творческого пути Ахматовой

3







6.3.1

А.Ахматова.

Жизнь и творчество.





1




6.3.2

Художественное своеобразие и поэтическое мастерство лирики поэта. Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой. Чтение и анализ стихотворений





1




6.3.3

Поэма Ахматовой «Реквием». Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции.




1




7

Русская литература 20-40 годов

31







7.1

Общая характеристика русской литературы послереволюционных лет




1




7.2

А.Толстой.

«Петр Первый» - первый советский исторический роман.




1




7.3

А.Фадеев. Обзор жизни и творчества писателя. Знакомство с романом «Разгром».




1




7.3.1

Тема гражданской войны в романе «Разгром». Роль интеллигенции в революции.




1




7.4

М.Цветаева.

Жизнь и творчество.

Тема творчества, поэта и поэзии в лирике поэтессы. Тема Родины. Чтение и анализ стихотворений.

Своеобразие поэтического стиля.




2




7.5

О.Мандельштам.

Жизнь и творчество. Трагический конфликт поэта и эпохи. Чтение и анализ стихотворений.





1




7.6

Жизнь и творчества Б.Пастернака

4







7.6.1

Б.Пастернак.

Страницы жизни и творчества. Философский характер лирики поэта. Основные темы и мотивы его поэзии. Чтение и анализ стихотворений.





1




7.6.2

Пастернак. Роман «Доктор Живаго».

Человек, история и природа в произведении.




1




7.6.3

Христианские мотивы в романе «Доктор Живаго».




1




7.6.4

Стихотворения Юрия Живаго. Связь стихов с проблематикой романа.




1




7.7

Жизнь и творчество М.А.Булгакова

8







7.7.1

М.Булгаков.

Жизнь и творчество.




1




7.7.2

История создания романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Жанр и композиция произведения.






1




7.7.3

Три мира в романе «Мастер и Маргарита»




2




7.7.4

Образ Мастера и тема творчества в романе «Мастер и Маргарита».




1




7.7.5

Образ Маргариты и тема любви в романе «Мастер и Маргарита».




1




7.7.6

Развитие речи.

Сочинение по роману Булгакова «Мастер и Маргарита».







2

7.8

Жизнь и творчество А.Платонова

2







7.8.1

А.Платонов.

Жизнь и творчество.





1




7.8.2

Повесть Платонова «Котлован»: обзор содержания, сюжет, композиция, идейный смысл.





1




7.9

Жизнь и творчество М.Шолохова

9







7.9.1

М.Шолохов.

Жизнь и творчество.





1




7.9.2

История создания романа «Тихий Дон». Споры вокруг произведения.




1




7.9.3

Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон».




2




7.9.4

«Чудовищная нелепица» Гражданской войны в изображении Шолохова.




2




7.9.5

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон».




1




7.9.6

Женские судьбы в романе «Тихий Дон».




1




7.9.7

Контрольная работа по роману Шолохова «Тихий Дон».







1

8

Русская литература за рубежом 1917-1941 годы

2







8.1

Русская литература в изгнании. Проза и поэзия русской эмиграции (обзор)




1




8.2

И.С.Шмелев.

Творческий путь в России и эмиграции. «Солнце мертвых».




1




9

Великая Отечественная война в литературе

2







9.1

Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет(Сурков, Симонов, Исаковский и др.)




2




10

Русская литература 50-90 годов 20 века

17







10.1

Русская литература 50-90 годов 20 века(обзор). Тематическое и жанровое разнообразие литературы.




1




10.2

Жизнь и творчество А.Твардовского

3







10.2.1

А.Твардовский.

Страницы жизни и творчества.





1




10.2.2

Лирика Твардовского. Размышление о настоящем и будущем России. Осмысление темы войны. Чтение и анализ стихотворений




1




10.2.3

Пафос труда в поэме Твардовского «За далью-даль»




1




10.3

И.Бродский.

Слово о поэте.

Проблемно-тематический диапазон его лирики. Чтение и анализ стихотворений.




1




10.4

Жизнь и творчество А.Солженицына.

3







10.4.1

А.Солженицын.

Жизнь и творчество.





1




10.4.2

Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Анализ повести «Один день Ивана Денисовича».




2




10.5

В.Шаламов.

Жизнь и творчество.

Проблематика и поэтика «Колымских рассказов».




1




10.6

Ф.А.Абрамов.

Проблема ответственности человека за судьбы мира в произведении «Дом».




1




10.7

В.Астафьев

Природа и человек в произведениях Астафьева(обзор)





1




10.8

В.Распутин.

Нравственная проблематика повестей писателя




2




10.9

В.Шукшин.

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Особенности повествовательной манеры Шукшина.





2




10.10

А.Вампилов.

Слово о писателе. «Утиная охота». Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы.




1




10.11

Развитие речи.

Сочинение –рецензия на произведение русской литературы второй половины ХХ века.







2

11

Зарубежная литература 20 века

2







11.1

Э.Хемингуэй.

Слово о писателе. Обзор его творчества. Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море».




2




Итого

102




8



Похожие:

Рабочая программа по курсу литература 3 курс (11 класс) пояснительная записка iconПрограмма по курсу «Окружающий мир» класс Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы «Окружающий мир» умк «Гармония»
Рабочая программа по курсу литература 3 курс (11 класс) пояснительная записка iconПрограмма по литературе 7 класс Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы под редакцией В. Я. Коровиной Литература. Программы общеобразовательных...
Рабочая программа по курсу литература 3 курс (11 класс) пояснительная записка iconПояснительная записка. Данная рабочая программа по учебному курсу «Математика и конструирование»
«Математика и конструирование» для 3 класса авторов С. И. Волковой, О. Л. Пчёлкиной. –М.; Просвещение,2010г. Курс «Математика и конструирование»...
Рабочая программа по курсу литература 3 курс (11 класс) пояснительная записка iconПояснительная записка к рабочей программе Данная рабочая программа курса «Литература»
Данная рабочая программа курса «Литература» составлена для изучения курса в течение 60 часов (из расчёта 2 часа в неделю). Программа...
Рабочая программа по курсу литература 3 курс (11 класс) пояснительная записка iconРабочая программа по математике 3 класс умк "Школа 2100" Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального...
Рабочая программа по курсу литература 3 курс (11 класс) пояснительная записка iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д. Б. «Музыка»
Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Шмагина Т. С. «Музыка» 6 класс; Алеев В. В., Науменко Т. И., Кичак Т. Н. «Музыка» 6 класс) и вспомогательная...
Рабочая программа по курсу литература 3 курс (11 класс) пояснительная записка icon1. пояснительная записка рабочая программа по русскому языку 4 класс разработана на основе программы четырехлетней начальной школы «Перспективная начальная школа»
Рабочая программа по русскому языку 4 класс разработана на основе программы четырехлетней начальной школы «Перспективная начальная...
Рабочая программа по курсу литература 3 курс (11 класс) пояснительная записка iconПрограмма по литературному чтению 2 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Рабочая программа по курсу литература 3 курс (11 класс) пояснительная записка iconПрограмма по литературному чтению 2 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Рабочая программа по курсу литература 3 курс (11 класс) пояснительная записка iconПрограмма по технологии 7 класс пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе «Технология. 5–7 классы (вариант для мальчиков)»
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты