Пояснительная записка Элективный курс «Химия вокруг нас» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных школ и рассчитан на 17 часов icon

Пояснительная записка Элективный курс «Химия вокруг нас» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных школ и рассчитан на 17 часов



НазваниеПояснительная записка Элективный курс «Химия вокруг нас» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных школ и рассчитан на 17 часов
учитель химии
Дата17.10.2016
Размер
ТипПояснительная записка

Арский муниципальный район Республики Татарстан


Авторская программа элективного курса по химии для 9 классов


Тема: «Химия вокруг нас»


Составитель: учитель химии

I квалификационной категории

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Утар-Атынская основная

общеобразовательная школа»

Арского муниципального района

Муратова Фарида Мислахутдиновна


2012 год

Пояснительная записка

Элективный курс «Химия вокруг нас» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных школ и рассчитан на 17 часов.

Содержание данного курса не представлено в базовом курсе химии, а точнее, термины «химия и человек», «химия окружающей среды» вскользь упоминаются в таких темах, как «Кислород», «Металлургия», «Химические элементы и их соединения» и т.д.

Учебный и вспомогательный материалы – лекции учителя, справочная литература, дидактический материал, фонд кабинета химии, Интернет-ресурсы, сборники задач, химическое оборудование.

Наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки, учитывая интересы, склонности и способности учащихся, возможно через систему занятий в форме лекций, семинаров, практикумов, лабораторных работ и экскурсий. Эти формы работы призваны помочь учащимся сориентироваться в выборе профиля, дать возможность проявить себя, добиться успеха в выборе будущей сферы деятельности.

Большую часть курса учащиеся работают самостоятельно. Возможность проявления инициативы состоит в выборе тем для исследовательской деятельности, создании проектов и написании реферативных работ.

Критериями, позволяющими учителю и ученику оценить успехи в изучении данного курса, являются различные тесты, носящие контролирующий характер, степень активности на занятиях - участие в семинарах, а также накопительная система оценивания знаний.

Динамика интереса к изучаемому курсу будет фиксироваться преподавателем методом анкетирования и тестирования.

Изучение элективного курса завершается для учащихся зачетом. Итоговая форма отчетности – реферативная работа или проект по выбору учащихся.

^ Общая характеристика курса

Программа

Теоретическая часть. Сущность и направления охраны окружающей среды. Атмосфера. Химия тропосферы. Наземная среда. Океаны. Водные ресурсы и качество воды. Химия природных вод. Глобальные изменения и их последствия. Человек и природа. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу и его последствия. Глобальные проблемы человечества. Человек и химия. Экологические проблемы.

^ Экспериментальная часть. Техника безопасности при работе в лаборатории. Очистка грязной воды. Отделение воды от масла. Фильтрование через песок, на древесном угле. Анализ воды. Обнаружение катионов калия, свинца, кальция, железа. Обнаружение в воде хлорид-ионов, сульфат-ионов, нитрат-ионов, фосфат-ионов. Определение временной и общей жесткости воды. Устранение жесткости воды. Определение перманганатной окисляемости и растворенного в воде кислорода. Химический анализ снеговой воды. . Определение содержания тяжелых металлов в снеге и почве с помощью метода тонкослойной хроматографии.

^ Решение расчетных задач с экологическим содержанием.

Защита проектов или рефератов.

Темы рефератов для учащихся:

1.Влияние кислотных дождей на природу окружающей среды.

2.Загрязнение водных ресурсов: проблемы и их разрешения.

3.Причины и последствия истощения озонового слоя.

4.Проблема ХХI века – глобальное потепление климата.

5.Проблема металлизации атмосферы.

6.Здоровье воды – здоровье человека.

7.Природоохранная деятельность предприятий (на местном материале).

В качестве проектов учащимся предлагается:

1.Съемки сюжетов об экологии своего села.

2.Изготовление моделей природоохранных объектов.

3.Компьютерное моделирование и презентация личных предложений о защите окружающей среды.

Аналитическая часть (анализ деятельности, профессиональное анкетирование и тестирование).

Анкеты: «Проверь свой образ жизни», «Лекарственные препараты первой необходимости», «Ваша будущая профессия».


^ Цели элективного курса:

1)через активные формы организации деятельности учащихся вызвать интерес к изменениям природы и социума в результате воздействия «химии» окружающей среде;

2)выявить возможность посильного участия учащихся в охране природы; способствовать формированию активной жизненной позиции в природоохранных вопросах;

3)на основе личного опыта учащихся помочь сформулировать представление о характере профессионального труда (химик-лаборант широкого профиля).

^ Задачи элективного курса:

1)выявление интересов и склонностей учащихся, формирование практического опыта, способствование сознательному выбору трудового пути и созданию основы последующей профессиональной подготовки;

2)осуществление развития определенного образа мышления на основе решения задач с производственным содержанием;

3)оказание посильной помощи в принятии адекватного решения о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии;

4)формирование практических умений и навыков работы с лабораторным оборудованием и реактивами.

^ Предпочтительные виды деятельности учащихся:

1)самостоятельная исследовательская работа;

2)создание проектов защиты окружающей среды;

3)реферативные работы;

4)анкетирование;

5)тестирование.

Структура курса:

1.Теоретическая часть (лекции, семинары) – 6 часов.

2.Экспериментальная часть (лабораторный практикум) – 7 часов.

3.Блок решения расчетных задач с экологическим и производственным содержанием – 2 часа.

4.Защита проектов и рефератов – 1 час.

5.Аналитическая часть (анализ деятельности, профессиональное анкетирование и тестирование) – 1 час.



п/п

Тема занятия

Количество часов



1.

2.

3.

4.

5.

6.


7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14,15.

16.

17.


Теоретическая часть

Сущность и направления охраны окружающей среды.

Атмосфера. Химия тропосферы.

Наземная среда.

Океаны. Водные ресурсы и качество воды.

Химия природных вод.

Глобальные изменения и их последствия.

^ Экспериментальная часть

Техника безопасности при работе в лаборатории.

Очистка грязной воды.

Анализ воды из природных источников.

Химический анализ снеговой воды.

Определение временной и общей жесткости воды.

Определение перманганатной окисляемости и растворенного в воде кислорода.

Определение содержания тяжелых металлов в снеге и почве.

Примеры задач с экологическим содержанием.

Защита проектов или рефератов.

Аналитическая часть (анализ деятельности, профессиональное анкетирование и тестирование)



1

1

1

1

1

1


1

1

1

1

1

1


1

2

1

1
^ Распределение учебных часов

Требования к уровню подготовки

По окончании курса учащиеся должны уметь:

- вести наблюдения в природе и находить в ней изменения;

- определить немаловажную роль химии в изменениях природы;

- определить причины негативных явлений;

- беречь родную природу и оказать посильную помощь;

- формировать активную жизненную позицию;

- вести здоровый образ жизни;

- представлять о возможностях выбора дальнейшего направления образования, путях получения профессии.

Литература для учащихся:

1.Абрамов С.И. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. М.,1987.

2.Артеменко А.И. Справочное руководство по химии. М., «Высшая школа», 2003.

3.Величковский Б.Т. Здоровье человека и окружающая среда. М.,1997.

4.Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М., «Высшая школа»,1992.

5.Макаров К.А. Химия и медицина. М., «Просвещение»,1981.

6.Николаев Д.А.Металлы в живых организмах. М., «Просвещение»,1986.

7.Очкин А.В.,Фадеев Г.Н. Химия защищает природу. М.,1984.

8.Сидоренко Г.И. Никель. М., «Медицина»,1980.

9.Романенко В.Н. Книга для начинающего иследователя-химика. Л., «Химия»,1987.

Литература для учителя:

1.Барбье М. Введение в химическую экологию М., «Мир»,1978.

2.Израэль Ю.А. Проблемы охраны природной среды и пути их решения. Л., «Гидрометеоиздат»,1984.

3.Лисичкин Г.В. Химики изобретают. М.,1990.

4.Ершов Ю.А. Общая химия. М., «Высшая школа»,2003.

5.Пекшева Н.П. Химия металлов. Уч. пособие. Красноярск, 1987.

6.Ртуть: экологические аспекты применения. М., «Медицина»,1992.

7.Химия платиновых и тяжелых металлов. М., «Наука»,1975.


Апробация. В мае 2010 года проводился контроль результатов реализации данной программы по химии. По итогам годовых оценок наблюдалось повышение уровня качества образования:

Учебный год

2010г.

2011г.

Качество знаний обучающихся по итогам контрольных срезов, в %

96,6

97,1



Хочется обратить внимание и на то, что выросло количество участников в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по химии: в 2010 году-1 учащийся, в 2012 году-3 учащиеся. Наблюдается положительная динамика роста призовых мест на олимпиадах: в 2009 году призовых мест не было, в 2010 году-1, в 2011 году-1.

В 2011-2012 учебном году учащиеся сдавали ГИА по химии и показали следующие результаты:

Школьный результат (баллы)

По РТ

32

23,56



Похожие:

Пояснительная записка Элективный курс «Химия вокруг нас» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных школ и рассчитан на 17 часов iconЭлективный курс для учащихся 8-9 классов общеобразовательных школ, гимназий «История кадетства в России»
Данный элективный курс следующих ключевых компетенций
Пояснительная записка Элективный курс «Химия вокруг нас» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных школ и рассчитан на 17 часов iconЭлективный курс Химия элементов 9 класс Пояснительная записка. Данный элективный курс предназначается для учащихся 9 классов естественно-научного направления, а также для желающих углубить свои знания по химии
Способствование более осознанному выбору естественно-научного профиля для дальнейшего обучения
Пояснительная записка Элективный курс «Химия вокруг нас» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных школ и рассчитан на 17 часов iconУчебная практика, проекты, исследовательская деятельность в процессе обучения Пояснительная записка
Элективный курс предназначен для учащихся 8-11 классов и является вариантом курса по выбору учащихся гуманитарной специализации
Пояснительная записка Элективный курс «Химия вокруг нас» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных школ и рассчитан на 17 часов iconПояснительная записка Предлагаемый элективный курс рассчитан на учащихся 10-11 классов, которые сделали выбор соответствующего направления в обучении и проявляют определенный интерес к химии
Цель курса: расширение знаний, формирование умений и навыков у учащихся по решению расчетных задач и упражнений по химии, развитие...
Пояснительная записка Элективный курс «Химия вокруг нас» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных школ и рассчитан на 17 часов iconПояснительная записка Предлагаемый элективный курс рассчитан на учащихся 10-11 классов, которые сделали выбор соответствующего направления в обучении и проявляют определенный интерес к химии
Цель курса: расширение знаний, формирование умений и навыков у учащихся по решению расчетных задач и упражнений по химии, развитие...
Пояснительная записка Элективный курс «Химия вокруг нас» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных школ и рассчитан на 17 часов iconЛисун Н. М. Актуальные вопросы органической химии Пояснительная записка Элективный курс
Элективный курс является курсом профильной подготовки, предметно-ориентированным, сопровождает учебный предмет «химия» в общем образовании...
Пояснительная записка Элективный курс «Химия вокруг нас» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных школ и рассчитан на 17 часов iconПояснительная записка Предметный кружок «Подготовка к гиа»
Предметный кружок «Подготовка к гиа» предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 70 часов. Он отвечает важным целям: знакомит...
Пояснительная записка Элективный курс «Химия вокруг нас» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных школ и рассчитан на 17 часов iconС. Крым Пояснительная записка
Курс «Введение в бизнес. Школьная компания (предпринимательский всеобуч)» рассчитан на учащихся 9-ых классов
Пояснительная записка Элективный курс «Химия вокруг нас» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных школ и рассчитан на 17 часов iconТема: «решение задач по химии» Повышенного уровня сложности ( элективный курс) для обучающихся 9 класса 2009-2010г. Пояснительная записка школьный курс «Решение задач по химии повышенного уровня сложности»
Школьный курс «Решение задач по химии повышенного уровня сложности» предназначен для обучающихся 9 класса. Он рассчитан на 34 часа...
Пояснительная записка Элективный курс «Химия вокруг нас» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных школ и рассчитан на 17 часов iconПояснительная записка Курс рассчитан на учащихся 10-11 классов профиль­ной школы и предполагает совершенствование подготов­ки школьников по освоению основных разделов физики
Курс рассчитан на учащихся 10—11 классов профиль­ной школы и предполагает совершенствование подготов­ки школьников по освоению основных...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты