Пояснительная записка icon

Пояснительная записка



НазваниеПояснительная записка
А.А.Плешакова
Дата17.10.2016
Размер
ТипПояснительная записка



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской  программы  «Окружающий мир» А.А.Плешакова, 2009 г, учебника «Окружающий мир» А.А.Плешакова 2009г.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


На изучение предмета «Окружающий мир» отводится 2 ч в неделю. Курс рассчитан на 68 ч (34 учебные недели).




.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции

естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое

внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется

положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, со временной социальной жизни, которые присутствуют в про грамме каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового от ношения к окружающему, основанного на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-

образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения за дач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите ли учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим




^ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.

4 КЛАСС (68 ч)

Земля и человечество (10 ч)

Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звездное небо – Великая книга Природы. Мир глазами географа. Мир глазами историка. Когда и где? Мир глазами эколога. Сокровища Земли под охраной человечества.

П/Р: знакомство с картой звёздного неба, поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте.

^ Природа России (10 ч)

Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Леса России. Лес и человек. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.

П/Р: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов, рассматривание гербариев растений различных природных зон.

^ Родной край – часть большой страны (14 ч)

Наш край. Поверхность нашего края. Водные богатства нашего края. Наши подземные богатства. Земля – кормилица. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь в пресных водах. Растениеводство в нашем крае. Животноводство в нашем крае.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание с помощью атласа – определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание с помощью атласа – определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание с помощью атласа – определителя.

П/Р: знакомство с картой края, рассматривание образцов полезных ископаемых родного края; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание; знакомство с культурными растениями края.

^ Страницы всемирной истории (5 ч)

Начало истории человечества. Мир древности: далекий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты России. Петр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Страницы истории 19 века. Россия вступает в 20 век. Страницы истории 1920 – 1930-х годов. Великая война и великая Победа. Страна, открывшая путь в космос.

^ Страницы истории Отечества (20 ч)

Кто такие славяне. Природные условия их жизни, быт, нравы.

Века древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Киев – столица древней Руси. Культура, быт, нравы древней Руси.

Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого русского государства.

Наше Отечество в XVI – XVII вв. Утверждение новой царской династии Романовых.

Россия в XVIII в. Пётр Первый – царь- преобразователь. Новая столица России – Петербург.

Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812г. Царь- освободитель Александр Второй.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Революция 1917г. Гражданская война. Образование СССР. Великая Отечественная война 1941 -1945гг.

Наша страна в 1945 – 1991 гг. Полёт в космос Ю.А.Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразование России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края

П/Р: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия (9 ч)

Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России.







Список литературы



Стандарт начального общего образования


Программа «Окружающий мир» А.А. Плешакова, 2009г..

УЧЕБНИК

Плешаков А.А. « Мир вокруг нас» 4 класс. М. Просвещение; 2009 г.


^ РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Плешаков А.А. Окружающий мир 4 класс. М. Просвещение; 200 г.


МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

Плешаков А.А Окружающий мир: поурочные разработки: 4 класс. М.2009г

Плешаков А.А., От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие  для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 20

«Технологические карты» (На сайте издательства «Просвещение».)




. Таблицы по окружающему миру. 4класс.

Компьютер.

Мультимедийный проектор.

Видеофильмы по предмету




Натуральные живые пособия - комнатные растения.


Гербарий культурных и дикорастущих растений


Коллекция полезных ископаемых.


Географические и исторические карты.



Похожие:

Пояснительная записка icon1. Пояснительная записка Пояснительная записка
Учебный план
Пояснительная записка iconСодержание пояснительная записка Содержание программы Тематическое планирование Поурочное планирование Учебно-методическое и информационное обеспечение Пояснительная записка
Тем более в курсе начальной школы данная тема не изучается. В начальном звене нашей школы информатика преподается по программе Горячева...
Пояснительная записка iconПояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине «экспертные системы» на тему : «Экспертная система на базе vp-expert»
Пояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине «экспертные системы» на тему
Пояснительная записка iconПрограмма по технологии Образовательная система «Начальная школа 21 века» 1 класс Пояснительная записка
Образовательная система «Начальная школа 21 века» 1 класс Пояснительная записка
Пояснительная записка iconПояснительная записка образовательная система

Пояснительная записка iconПояснительная записка образовательная система

Пояснительная записка iconПояснительная записка Цели обучения

Пояснительная записка iconПрограмма формирования универсальных учебных действий
Пояснительная записка стр
Пояснительная записка iconПояснительная записка к основной образовательной программе начального общего образования

Пояснительная записка iconI. пояснительная записка
Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др., составитель Т. А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008
Пояснительная записка iconК. Д. Ушинский Пояснительная записка
Аксаковская основная общеобразовательная школа муниципального района Шенталинский
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты