Муниципальное дошкольное образовательное учреждение мдоу №71 д/с «Кристаллик» Творческий отчёт «Работа с родителями по экологическому просвещению в детском саду» icon

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение мдоу №71 д/с «Кристаллик» Творческий отчёт «Работа с родителями по экологическому просвещению в детском саду»



НазваниеМуниципальное дошкольное образовательное учреждение мдоу №71 д/с «Кристаллик» Творческий отчёт «Работа с родителями по экологическому просвещению в детском саду»
Дата17.10.2016
Размер
ТипРеферат


муниципальное дошкольное образовательное учреждение

МДОУ №71 д/с «Кристаллик»


Творческий отчёт


«Работа с родителями

по экологическому просвещению

в детском саду»


воспитатель д/с «Кристаллик»

Сокур О.В.


Смоленск, 2010

Содержание

Введение 3

§1. Просвещение родителей 5

в системе экологического образования дошкольников 5

§2. Особенность родителей 10

как объекта экологического образования 10

§3. Основные направления работы с родителями 13

Заключение 19

Приложение 1 20

Литература 23

Введение



Интерес к экологической проблематике обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Однако технократическое мышление настолько сильно, что экологический кризис представляется как нечто внешнее по отношению к человеку, а не как то, что заключено в нём самом. Поэтому формирование экологического сознания, экологической культуры и мировоззрения личности в целом должно стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания.

В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.

При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

В «Концепции дошкольного воспитания» указывается о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям.

Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение, мнение, а также понять и принять позицию другого. Примерно на 4-5 году жизни более отчётливо начинают выявляться элементы экологического сознания ребёнка: интерес к природе, к определённым видам деятельности, эмоциональные реакции, более глубокие оценки поведения в природе. С шестого года жизни формируется способность к мотивированной оценке поведения в природе.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Экологическое образование дошкольников тесно связано с процессом непрерывного экологического просвещения родителей, направленным на формирование экологической культуры всех членов семьи. Это крайне важный и, в то же время, один из наиболее сложных с позиции реализации, компонент системы экологического образования в дошкольном учреждении. Работа с родителями – постепенный и непрерывный процесс. Необходимо, чтобы родители стали добровольными помощниками в дошкольном образовательном учреждении на постоянной основе.
^

§1. Просвещение родителей

в системе экологического образования дошкольников



Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Так, Я.А.Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д.Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства – системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся.

В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

^ Экологическое образование это:

  • непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей (Проект ФЗ «Об экологической культуре»),

  • формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний (Модельный закон).

^ Экологическое воспитание – это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде (Проект ФЗ «Об экологической культуре»).

^ Экологическая культура – совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе.

Термин «экология» оказался очень удачным, так как его можно трактовать расширительно. Он произошел из двух греческих слов: oikos (ойкос) – дом или жилище, logos (логос) – изучение или наука. Термин оказался удачным лингвистически, им стали обозначать вообще качество жизни в отношении состояния окружающей среды (экологически благоприятный район, экологическое благополучие).

В то же время, человек – тоже живой организм, часть биосферы. Он находится во взаимоотношении с окружающей средой и влияет на ее состояние, причем за последние столетия это влияние стало определяющим. Поэтому человеку свойственно рассматривать экологию как «обслуживающую» его благополучие дисциплину. Экология должна, с этой точки зрения, дать ответы, как сохранить окружающую среду в максимально ненарушенном, естественном состоянии.

Среди множества проблем, связанных с таким расширительным пониманием экологии, одна из важнейших – экологическое воспитание и экологическое образование.

Так как современную экологию можно определить как науку о взаимодействиях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы, то экологические связи, следовательно, отражают самую сущность экологии. Без их раскрытия невозможно полноценное экологическое воспитание детей.

Чтобы такое воспитание осуществлять, нужно решить три задачи:

  1. доказать детям, что в природе все взаимосвязано;

  2. помочь понять им для чего нужны природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечет за собой плохие последствия (и для природы, и для человека), зная же эти связи можно использовать природу разумно и бережно;

  3. помочь детям научиться строить свое поведение в природе. На основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (здесь мы выходим на правила поведения в природе).

Экологическое образование предполагает, прежде всего, формирование у ребенка эмоционального, бережного отношения к природе, способность видеть ее красоту, а не детальное знание особенностей каждого вида животного или растения.

Экологическое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания личности. Задача нравственного воспитания заключается не просто в достижении знаний нравственных норм, а, главное, в формировании убеждений, мотивов и поступков. Защита жизни на Земле от экологической катастрофы становится самой важной проблемой современности, и осознанию этой проблемы следует уделять внимание с раннего детства.

Образование в области окружающей среды утверждает представление о целостности окружающей среды, используя междисциплинарный подход и обучение в режиме решения проблем.

Дошкольное воспитание по своей природе открыто для решения задач образования в области окружающей среды, так как на этом уровне дети еще инстинктивно обладают целостным взглядом на свое окружение, они еще не «вышколены» дробить знания на отдельные дисциплины, как это происходит позже в средней и высшей школе. При этом на уровне дошкольного воспитания в особенности необходимо, чтобы учащиеся действительно приобрели способность обнаруживать проблемы своего окружения и решать их, как в ходе учебы, так и позже, став взрослыми гражданами и, возможно, приобретя тот социальный статус, при котором принимаются особенно важные решения.

У ребенка до 5 лет закладываются основы мировоззрения. Закладываются эти основы на базе того, что малыш видит вокруг себя, слышит вокруг себя, в чем принимает участие, как относятся к этому взрослые.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из первостепенных задач – привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе. Дошкольный возраст ребенка – период, когда многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического образования.

Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим, также закладывается в семье и именно в период раннего детства. В то же время между целями коллектива детского сада и целями, которые ставят перед собой родители, зачастую возникают противоречия.
^

§2. Особенность родителей

как объекта экологического образования



Особенность родителей как объекта экологического образования заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Кроме того, современный интерес родителей в основном сконцентрирован в области обучения, а не развития ребенка.

Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лично значимой для них. Во многих дошкольных учреждениях существуют стенды с подробной информацией о глобальных экологических проблемах. Эти же факты часто приводятся и на родительских собраниях. Но практика показала, что такой подход не привлекает внимания пап и мам, катастрофизм, зачастую пронизывающий информацию, вызывает ее неприятие. Подобное воздействие на родителей оказывает и прямая агитация в виде плакатов, призывов. С другой стороны, оригинально, красочно оформленная опосредованная информация вполне может изменить точку зрения родителей или хотя бы заставит задуматься.

Экологическую информацию взрослые получают на родительских собраниях, в совместных походах с детьми, при знакомстве с «Экологическим паспортом детского сада», в процессе посещения экологических комплексов, живого уголка, территории детского сада. Работа с семьями ведется практически во всех дошкольных учреждениях страны.

Большое значение имеет выработка единых подходов к экологическому воспитанию в семье и учреждении образования. Формирование нравственно-эстетических и ценностных ориентаций ребенка происходит, в большей степени, на основе положительного примера в повседневной жизни. Родители и воспитатели должны в связи с этим сами понимать суть экологических проблем и причин их порождающих, вовлекать детей в совместную природо-созидательную деятельность.

Особое внимание к проблемам экологического образования юных граждан можно объяснить двумя основными причинами: необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода обучения и актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой.

Воспитание у дошкольников экологической культуры не может быть целостным и всеобъемлющим без участия семьи, представителей старшего поколения, являющихся живой энциклопедией природы родного края. Им есть, что рассказать своим детям, внукам, порой вызвать удивление и сожаление.

Нравственные нормы экологической культуры закладываются, прежде всего в семье: культура поведения родителей во многом определяет культуру ребенка. Правда, социологические исследования свидетельствуют, что сегодня степень озабоченности населения, его информированность и активность по поводу экологических проблем находятся на низком уровне и не зависят от возраста. Это делает проблематичным высокую эффективность экологического воспитания и образования в семье и обуславливает необходимость непрерывного процесса экологического просвещения родителей.

В целом работа с родителями может быть представлена следующим образом:

  • экологическое просвещение – предоставление экологической информации, ее анализ; приоритетные темы: экологически грамотное поведение в природе и в быту, связь экологических проблем со здоровьем, экология жилища, правильное (сбалансированное) питание в семье, выращивание экологически безопасного урожая и т. п.;

  • совместная деятельность с детьми: участие в походах, экскурсиях, эколого-оздоровительных праздниках; выполнение домашних заданий, совместный уход за животными, растениями; сбор коллекций природных и других материалов; выставки работ, выполненных детьми совместно с родителями; помощь в создании развивающей среды; участие в природоохранных акциях, проведение педагогических мастерских; изготовление наглядных пособий, игрушек; сочинение экологических сказок и оформление книг; обследование собственного дома и дачи; проектно-исследовательская деятельность.

Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.
^

§3. Основные направления работы с родителями



Родители дошкольника наиболее восприимчивы к советам педагогов, многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с воспитателями, что очень важно для экологического образования. Уже в начальной школе это сотрудничество становится непостоянным, а в старших классах практически отсутствует.

Вместе с тем, многие воспитатели отмечают пренебрежительное отношение родителей к требованиям, которые они предъявляют к детям в дошкольном учреждении. В результате, ребенок начинает возражать воспитателям на занятиях, мотивируя это тем, что «так считает мама (папа)».

Разрыв между требованиями, предъявляемому к ребенку в дошкольном учреждении, и требованиями родителей делает экологическое образование крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию детских поступков, создает ситуацию психологического дискомфорта.

Экспериментальная работа в дошкольных учреждениях доказала, что формирование личности ребенка в семье – это двусторонний процесс: не только взрослые влияют на поведение детей, мотивацию их поступков, но и сами дошкольники оказывают не меньшее влияние на пап и мам. Зачастую интерес родителей к экологическим занятиям возникает в результате эмоциональных рассказов детей о проведении исследований, о животных, растениях сада. Так многие родители просят показать экологическую комнату, живой уголок и т.д. Экологи отмечают, что взрослые благодаря детям, хорошо осведомлены о занятиях по программе «Юный эколог» и проявляют большой интерес к ним.

В экологическом просвещении родителей, как и в экологическом образовании в целом, выделяют ряд компонентов содержания, что отражено в таблице.


Таблица 1

^ Компоненты содержания

экологического просвещения родителей


Познавательный

Ценностный

Нормативный

Деятельностный


Окружающая среда и здоровье ребенка.

Состояние окружающей среды в собственном микрорайоне, в городе, стране, мире. Пути решения этих проблем.

Развитие ребенка через знакомство с окружающим миром.

Методики ознакомления ребенка с окружающим миром.



Природа как универсальная ценность для человека.

Значение природы в жизни человека.

Здоровье ребенка и природа, окружающая среда.

Человек – часть природы.

Формирование разумных потребностей.


Знание правил поведения во время отдыха на природе, правил экологической безопасности и норм поведения в экстремальных ситуациях.

Выбор экологически безопасных участков для прогулок с детьми, занятий спортом, огородов, дач.

Экологическая безопасность жилища, экологически чистая продукция.

Знание психологических особенностей ребенка и соответствующих его возрасту возможностей, потребностей, в том числе в общении с природой.


Участие в природоохранных акциях своего микрорайона или на территории детского сада совместно с детьми (озеленение, уборка мусора, сооружение и размещение кормушек).

Участие в экологических праздниках, экскурсиях, походах, выращивании растений, уход за животными.

Сбор природных коллекций во время отпуска, сбор экспонатов для музеев природы в детском саду.

Выполнение домашних заданий с детьми.

Совместное чтение литературы.


Реализация указанных в таблице компонентов проходит по нескольким направлениям:

  1. ^ Экологическая информация.

Опыт работы показал, что наиболее значимыми для взрослых сведениями являются следующие:

  1. данные об экологической ситуации в их городе, микрорайоне детского сада, жилого массива, парка, где они отдыхают, дачного участка;

  2. информация о зависимости состояния здоровья ребенка от качества окружающей среды;

  3. правила поведения в экстремальных условиях (неблагоприятные экологические ситуации, катастрофы);

  4. экология жилища;

  5. выращивание экологически безопасного урожая;

  6. комнатные, лекарственные, пищевые растения;

  7. выбор экологически безопасных мест для прогулок с детьми, отдыха на природе;

  8. домашние животные, их содержание в доме и значение для ребенка;

  9. развитие ребенка как личности в процессе экологического образования;

  10. информация самого ребенка о занятиях в детском саду.

Экологическую информацию взрослые получают на родительских собраниях, в совместных походах с детьми, в процессе посещения экологической комнаты, живого уголка, территории детского сада. Так, родители многих детских садов проявляют большой интерес к данным их «Экологических паспортов», особенно к разделу «Экологическая ситуация». Проблема «здоровье ребенка – окружающая среда» тесно связана с проблемой экологической безопасности.


Вопросы экологического образования могут быть включены и в программу консультаций родителей, ожидающих ребенка, и в программы работы консультационных пунктов, помогающих родителям подготовить ребенка к поступлению в детский сад, и групп кратковременного пребывания.

2. ^ Совместная деятельность с детьми:

  1. Во время совместных походов, экскурсий сама обстановка заставляет родителей интересоваться различными вопросами естествознания и экологии, тем более что дети постоянно задают вопросы;

  2. участие в экологических праздниках и в подготовке к ним;

  3. совместный уход за животными, растениями: активное привлечение детей к уходу за домашними животными и воспитание ответственности за их жизнь и здоровье. Детскому саду необходимо показать роль животных, комнатных растений в воспитании ребенка, порекомендовать родителям приобрести, по возможности, живое существо. Еще одно направление — привлечение взрослых в уголок природы. Иногда родители отдают свое домашнее животное на время в детский сад, берут обитателей уголка к себе домой на лето, помогают приобретать животных, создавать для них условия;

  4. сбор коллекций природных материалов, марок, открыток, календарей, значков для экологической комнаты, экспонатов для музея природы. Для ребенка очень важно, чтобы папа и мама поддержали его интересы.

  5. выставки совместных рисунков, макетов, поделок из бросового материала, фотографий (например, по темам «Моя семья на реке», «Моя семья на даче», «Я и природа», «Наши домашние питомцы»);

  6. помощь в оборудовании экологической комнаты, уголка природы, лаборатории, библиотеки;

  7. природоохранные акции (уборка территории детского сада, парка, дома, посадка деревьев, оформление кормушек).


Работа с родителями по экологическому образованию дошкольников является одной из составных частей работы в нашей группе детского сада.

В нашей группе работа с родителями по повышению экологической культуры ведется по следующим направлениям:

  1. Экологическое просвещение родителей:

  • консультации,

  • беседы,

  • дискуссии,

  • дни открытых дверей и другие.

  1. Совместная деятельность с детьми:

  • участие в экскурсиях,

  • участие в экологических праздниках,

  • выставки рисунков на экологическую и природоохранную темы,

  • выставки поделок выполненных детьми совместно с родителями.

Многие современные родители акцентируют внимание не на развитии личности ребенка, а на подготовке его к школе (умении писать, считать и т.д.). Однако опыт показывает, что объяснение значимости экологического образования для общего развития ребенка (его речи, памяти, наблюдательности, мышления, эмоциональной сферы и т.п.) и связи его с состоянием здоровья меняют отношения родителей.

Таким образом, экологическое образование родителей – важное и сложное направление педагогического процесса в дошкольных учреждениях, которое во многом определяет образование ребенка, и требует систематической и целенаправленной работы с учетом всех компонентов содержания.


Заключение



Дошкольный возраст отличается от других возрастов особенностями условий жизни требований, которые представляются на данном этапе его развития, особенностями его отношений с окружающим миром, уровнем развития психической структуры личности ребёнка, его знаний и мышление, совокупностью определённых физиологических особенностей.

Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью в системе экологического образования личности.

Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.

Приучить детей соблюдать правила экологической безопасности можно только в содружестве с родителями. Если ребенок пытается вести себя так, как его научили в детском саду, а родители поступают противоположным образом, желаемых результатов добиться трудно.

Многие родители слышали о проблемах загрязнения окружающей среды, но считают, что лично их эти проблемы не затрагивают и поэтому никак не отражаются на их поведении. Поэтому необходимо привлекать внимание родителей к проблемам загрязнения, подчеркивая тесную связь состояния нашего здоровья и безответственного, неграмотного поведения в повседневной жизни.

Приложение 1


Родительское собрание

«Зачем маленьким детям

нужно знать, что такое экология»

Время на стыке тысячелетий можно, без сомнения, назвать временем переосмысления человечеством своего места и своей роли в мире природы. Последнее десятилетие XX века вплоть до наших дней мы являемся свидетелями развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысления человечеством. И если современное взрослое поколение начинало понимать исключительную важность бережного отношения к окружающему миру уже в сознательном возрасте, то нашим детям просто жизненно необходимо заложить экологическое восприятие мира в основу сознания.

Так что же это за наука такая – «экология»? Чем занимается? Что изучает? Уровень «парниковых газов» в атмосфере? Степень загрязненности водоемов? Вред от нефтяных пятен в океане? Зачем это маленьким детям, спросите вы.

Да, все это наука экология изучает, но здесь речь уже идет о «диагностике» и «лечении» огромного организма – планеты, которое необходимо применить, чтобы ликвидировать результаты недальновидного и безответственного поведения Человека в своем Доме – Окружающем его мире. А если не брать во внимание природные катаклизмы – что же изучает экология? Вот, как раз, его – окружающий мир – и изучает! Ведь в переводе с греческого «экос» (или, вернее «ойкос») означает «дом, жилище», вторая часть «логос» – «учение». Так значит, экология – наука о доме, о месте обитания. А где мы все обитаем, если в корень посмотреть? Разумеется, в мире природы и ее ресурсов: она дает нам и пищу, и одежду, и дом – в общем, все необходимое для нашего существования. Но ведь у нас есть еще и соседи – другие живые организмы, которые нас окружают, и с которыми желательно не портить отношения. А есть еще и неживая природа, способная радикально изменить наши условия проживания. И все это нужно учитывать, обо всем помнить и ВСЕ ЛЮБИТЬ как данность. И дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. От того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. И основы восприятия человеком мира закладываются через совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях и в семье.

Экологическое воспитание является одним из основных направлений деятельности нашего детского сада. У нас реализуется программа С.Н.Николаевой «Юный эколог». В начале и конце года проводится диагностика уровня развития по данной дисциплине.

Занятия проводятся во всех группах, материал и форма его подачи адаптированы по возрасту. Для наиболее эффективного усвоения полученных знаний о природе тематика занятий по экологии часто отражена и на других групповых занятиях по лепке, аппликации, рисованию, чтению художественной литературы, а также в ролевых играх, которые проводятся и на экологических занятиях тоже.

В процессе занятий проводятся элементарные опыты и наблюдения за живой и неживой природой, ребята осваивают основные принципы ухода за домашними растениями и животными. Весной совместно с нашими воспитанниками выращивается рассада для засаживания цветников на территории детского сада – так мы стараемся приобщать детей к доброте и заботе о живом.

Приобщение ребят к труду в природе происходит и на нашем огороде, где они совместно с воспитателем выращивают свой урожай: оказывают посильную помощь в подготовке почвы (работают грабельками), сеют, поливают, следят за сорняками.

Для закрепления пройденного материала проводятся тематические игры и викторины (наподобие «Что? Где? Когда?», «Поле Чудес» и др.), а также досуги, где дети имеют дополнительную возможность в игровой форме проверить (и пополнить) свои знания.

Во время прогулок также проводятся наблюдения за погодными условиями, сменой времен года, живой и неживой природой. Во время наших занятий мы стараемся обращать внимание детей на то, как красиво и мудро устроен мир вокруг нас, учить сострадать живым существам, не нарушать без нужды спокойствия окружающих нас растений и животных, а также прививаем основы культурного поведения: учим не ломать, не сорить, не обижать живого, помогать живому.

Литература





  1. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2002, N 9. – С. 52 - 58.

  2. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002. N 5. С. 80-82.

  3. Булыгина И.В. Экологическое воспитание в семье. – http://irvic25.ucoz.ru/publ/roditelskie_sobranija/ehkologicheskoe_vospitanie_v_seme/

  4. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). – Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.

  5. Григорьева Н., Козлова Л. Как мы работаем с родителями. // Дошкольное воспитание. 1998, N 9. – С. 23 - 31.

  6. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. // Дошкольное воспитание. 2000, N 1. – С. 41 - 49.

  7. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. – М., 2001. – С. 25 - 26.

  8. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М., 2003.

  9. Зачем маленьким детям нужно знать, что такое экология. // Мир природы. – http://detsad61.ru/mir_prirody

  10. Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. // Дошкольное воспитание. 2000, N 7. – С.58-63.

  11. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию. // Дошкольное воспитание. N 7. – С. 10-12.

  12. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. – М., 2004.

  13. Копцова Г.А. Организация работы с родителями в современном ДОУ. // Всё для детского сада. – http://www.moi-detsad.ru/

  14. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.

  15. Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста. // Дошкольное воспитание. 2002, N8. – С. 8 - 13.

  16. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М., 2001.

  17. Трусова Е.С. Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта. // Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье. – http://www.doshvozrast.ru/

  18. Тюлина Л.М. Воспитание положительного отношения к природе. // Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье. – http://www.doshvozrast.ru/





Похожие:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение мдоу №71 д/с «Кристаллик» Творческий отчёт «Работа с родителями по экологическому просвещению в детском саду» iconВизитная карточка проекта Автор проекта: Филипчак Оксана Анатольевна, заведующая мдоу «Ташлинский детский сад»
Данный проект разработан для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в детском саду, где большое...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение мдоу №71 д/с «Кристаллик» Творческий отчёт «Работа с родителями по экологическому просвещению в детском саду» iconПубличный отчёт мбдоу: црр – д/с №1 за 2011 12 учебный год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение: «Центр развития ребёнка»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение: «Центр развития ребёнка» – детский сад №1 расположено в здании, построенном...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение мдоу №71 д/с «Кристаллик» Творческий отчёт «Работа с родителями по экологическому просвещению в детском саду» iconХарактеристика мдоу
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3р п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение мдоу №71 д/с «Кристаллик» Творческий отчёт «Работа с родителями по экологическому просвещению в детском саду» iconАнализ работы мдоу «Солнышко» за 2010- 2011 учебный год
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Старомазинский детский сад «Солнышко»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение мдоу №71 д/с «Кристаллик» Творческий отчёт «Работа с родителями по экологическому просвещению в детском саду» iconОтчет о деятельности муниципальной инновационной площадки в мдоу детский сад №1 комбинированного вида п. Вейделевка в сфере образования Белгородской области в 2010 2011 учебном году
Полное наименование оу муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 комбинированного вида п. Вейделевка
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение мдоу №71 д/с «Кристаллик» Творческий отчёт «Работа с родителями по экологическому просвещению в детском саду» iconГ о. Краснознаменск Консультационный материал для родителей на тему: «легко ли быть родителями?»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №3 «Белочка»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение мдоу №71 д/с «Кристаллик» Творческий отчёт «Работа с родителями по экологическому просвещению в детском саду» iconГород: Краснодар Образовательное учреждение
...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение мдоу №71 д/с «Кристаллик» Творческий отчёт «Работа с родителями по экологическому просвещению в детском саду» iconПроект программы модуля Современные подходы в организации работы с родителями детей дошкольного возраста» Образовательное учреждение: мдоу «Центр развития ребенка – детский сад «Аленушка»
Образовательное учреждение: мдоу «Центр развития ребенка – детский сад «Аленушка»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение мдоу №71 д/с «Кристаллик» Творческий отчёт «Работа с родителями по экологическому просвещению в детском саду» iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Киселёвского городского округа Детский сад №8 Формирование социальной компетентности у детей дошкольного возраста через сотрудничество доу с семьей
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Киселёвского городского округа
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение мдоу №71 д/с «Кристаллик» Творческий отчёт «Работа с родителями по экологическому просвещению в детском саду» iconМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №32 «Лесная сказка» г. Пролетарска
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №32 «Лесная сказка» г. Пролетарска «Формирование...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты