3 Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта icon

3 Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта



Название3 Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

3.3.Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта


3.1. Нормативно правовое обеспечение программы

Содержание основной образовательной программы начального общего образования определяется:

  • Конвенцией ООН о правах ребенка (издательство ЮНЕСКО, при­нята 20.11.89г.).

  • Законом Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями от 20.04.2008г.).

  • Национальной доктриной образования в Российской Федерации (утверждена Постановлением Правительства РФ 14.10.2000г. № 751).

  • Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»;

  • Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.99г. № 120-ФЗ).

  • Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.98г. № 124-ФЗ).

  • Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» (от 01.12. 2007г. № 309-ФЗ)

  • Приказом Министерства образования и науки «Об утверждении и введении в действие ФГОС» (от 06.10.2009 г. № 373)

  • СанПиНом 2.4.2.1178 – 02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»


^ 3.2. Кадровое обеспечение реализации программы

Кадры начальной школы имеют базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, способны к инновационной профессиональной деятельности, обладают необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни.

Основными нормативными документами, содержащими критериальную базу, соответствующую Требованиям федерального государственного образовательного стандарта, и определяющими Требования к кадровым ресурсам учреждения общего образования, являются:

  • Положение «О государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций» (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 522);

  • Положение «О лицензировании образовательной деятельности» (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации
    от 18 октября 2000 г. № 796, (в ред. Постановлений Правительства РФ
    от 03.10.2002 № 731, от 26.01.2007 № 50);

  • Положение «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (утверждено приказом Минобрнауки Российской Федерации № 209 от 24 марта 2010 г.).



^ Компетентности учителя начальной школы, обусловленные Требованиями к структуре основных образовательных программ:

  • осуществлять личностно-деятельностный подход к организации обучения;

  • выстраивать индивидуальные траектории развития ученика на основе планируемых результатов освоения образовательных программ (ПРООП);

  • разрабатывать и эффективно применять образовательные технологии, позволяющие достигать ПРООП.

^ Компетентности учителя начальной школы, обусловленные Требованиями к результатам освоения основных образовательных программ:

  • иметь соответствующие концепции ФГОС, представления о планируемых результатах освоения основных образовательных программ, уметь осуществлять их декомпозицию в соответствии с технологией достижения промежуточных результатов;

  • иметь современные представления об ученике как о субъекте образовательной деятельности и уметь проектировать соответствующую модель его деятельности в зависимости от возрастных особенностей и специфики учебного предмета;

  • иметь научно обоснованные знания и умения, позволяющие проектировать социальный портрет ученика (ценности, мотивационные, операционные, коммуникативные, когнитивные ресурсы) и осуществлять соответствующую диагностику сформированности социально востребованных качеств личности.

^ Компетентности учителя начальной школы, обусловленные Требованиями к условиям реализации основных образовательных программ:

  • эффективно использовать имеющиеся в школе условия и ресурсы, собственный методический потенциал для реализации задач нового содержания образования, а именно:

*достижения планируемых результатов освоения образовательных программ;

*реализации программ воспитания и социализации учащихся;

*эффективного использования здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС;

*индивидуальной оценки образовательных достижений и затруднений каждого обучаемого, диагностики сформированности универсальных учебных действий;

*собственного профессионально-личностного развития и саморазвития;

*эффективно применять свои умения в процессе модернизации инфраструктуры учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения.

Компетентности педагога-психолога начальной школы включают представление о планируемых результатах образования в начальной школе, знание Программы формирования универсальных учебных действий для начального общего образования, умение проектировать зону ближайшего развития, умение психологически обеспечивать учебную деятельность младших школьников, профессиональную деятельность учителей начальных классов, руководителей начального общего образования, создавать психологически безопасную, комфортную образовательную среду.

^ Педагог, реализующий Основную образовательную программу начального общего образования, должен:

  • в общеобразовательной подготовке:

а) знать основы современных концепций природы, общества и техносферы;

б)иметь навыки продвинутого пользователя информационными и коммуникационными технологиями;

  • в профессиональной подготовке:

а) обладать ключевыми профессиональными компетентностями, такими, как профессиональная коммуникация, умение решать профессиональные проблемы, информационная компетентность;

б) знать:

*философию образования, философские и культурологические концепции, лежащие в основе образовательных парадигм;

* возрастную и педагогическую психологию, основы психологии девиантного поведения, историю педагогики, педагогику, современное состояние и тенденции развития систем образования в России и за рубежом, основные направления региональной образовательной политики;

* способы оценки показателей интеллектуального, нравственного и волевого развития ребенка;

*методы оценки степени социальной напряженности в отношениях ребенка с окружающей средой;

* показатели формирования гражданской зрелости человека;

* принципы организации образовательной среды, в том числе воспитательной и информационно-образовательной;

* сущность современных педагогических технологий и методик, таких, как развивающее, проблемное, дифференцированное обучение, метод проектов, модульная педагогическая технология, здоровьесберегающие технологии, технология портфолио, а также педагогических технологий и методик, признанных приоритетными для системы образования субъекта Российской Федерации на среднесрочную перспективу (5 – 7 лет);

* правовые нормы отношений участников образовательного процесса;

в) уметь:

* оценивать текущее состояние, ресурс и потенциал развития обучающегося и предлагать научно обоснованные методы повышения их эффективности; учитывать индивидуальные особенности обучающихся в образовательном процессе;

* выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям, в том числе обеспечивающим интенсивность и индивидуализацию образовательного процесса;

* применять дидактические методы и приемы организации самостоятельной работы обучающихся в информационно-образовательной среде;

* организовывать взаимодействие с детьми и подростками, совместную и индивидуальную деятельность детей;

* реализовывать в своей деятельности функции управления, такие, как разработка модулей образовательных программ, в том числе реализуемых во внеурочной деятельности, а также формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;

* использовать данные профессионального мониторинга (психологического, социального, медицинского) для планирования и реализации педагогической деятельности;

* использовать современные способы оценочной деятельности, корректно применять разнообразные оценочные шкалы и процедуры, формировать оценочную самостоятельность обучающихся;

* использовать для обеспечения образовательного процесса современные ресурсы на различных видах носителей информации;

* осуществлять профессиональную рефлексию;

* вести документацию;

г) владеть:

* конкретными методиками психолого-педагогической диагностики;

* средствами оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении;

* современными технологиями проектирования образовательной среды, в том числе способами сопровождения, поддержки, компенсации, создания образовательных и тренинговых программ, проектов деловых и интерактивных игр, активных приемов обучения;

* методами организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации;

  • в предметной подготовке:

а) знать:

*содержание отраслей научного знания, которые положены в основу преподаваемых предметов, и области их применения в различных сферах человеческой деятельности;

* частные методики, позволяющие реализовать содержание начального общего образования;

* состав и особенности учебно-методических комплексов и дидактических материалов, в том числе на электронных носителях;

б) уметь:

* использовать частные методики;

* анализировать программы, учебно-методические комплексы и отдельные дидактические материалы;

* разрабатывать программы внеурочной деятельности;

* разрабатывать дидактические материалы.

^ 3.3. Психолого-педагогические условия.

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать:

  • преемственность содержания и форм организации образовательного процесса,

  • учёт специфики возрастного психофизического развития обучающихся

  • формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей обучающихся

  • вариативность направлений психолого – педагогического сопровождения участников образовательного процесса,

  • диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения,

  • вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса

^ План работы педагога – психолога УСОШ№ 1 на 2011-2012 учебный год.

Цель: Комплексное психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса с учетом их индивидуальных, возрастных и других особенностей.

Задачи:

  1. Содействовать укреплению психологического здоровья учащихся.

  2. Поддерживать связь с родителями учащихся, налаживать совместную работу по психолого–педагогическим проблемам, возникающим в ходе учебно-воспитательного процесса.

  3. Оказывать комплексную психолого-педагогическую помощь учащимся, испытывающим трудности в обучении и развитии.

  4. диагностировать и проводить коррекцию познавательных процессов и межличностных отношений учащихся с ограниченными интеллектуальными особенностями, определять уровень ближайшего развития ребенка.

^ Основные направления деятельности педагога – психолога:

- Диагностика;

- Коррекционно - развивающая работа;

- Консультирование;

- Просветительская работа;

- Организационно-методическая работа.

Перспективный годовой план работы.




Виды

деятельности

Планируемые мероприятия

Сроки

Примечания

1

Диагностика

Диагностика адаптации учащихся 1 классов

Сентябрь

Стартовая диагностика готовности детей к школе

Диагностика личностных качеств учащихся, стоящих на внутришкольном учете и в ИДН: проведение бесед, наблюдение во время внеурочное время.

Октябрь

«Диагностика школьной тревожности»

А. М. Прихожан.

«Опросник оценки школьной мотивации»

Т.А Ратанова

Исследование самооценки ребенка с помощью методики

«Лесенка»

Диагностика адаптации учащихся 5–х классов к среднему звену

Октябрь

Анкета «Оценка школьной мотивации», «Экспресс методика выявление школьной тревожности у пятиклассников»

Опросник С.В Левченко

«Чувства в школе»



Социометрия – диагностика межличностных отношений учащихся в классном коллективе.

Сентябрь –

март

«Изучение межличностных отношений в группе методом социометрии»

Диагностика эмоционально волевой сферы учащиеся 3-4 классов

Сентябрь –

март


Настольная книга психолога 1-4 классы.



Виды

деятельности

Планируемые мероприятия

Сроки

Примечания

2

Развивающая и

коррекционная работа

Программа занятий в 1 – м классе «Путешествие в мир эмоций»

Сентябрь

-

апрель

Настольная книга психолога 1-4 классы.

«Учись учиться»: Развивающая программа для начальной школы.

Январь –

апрель

Журнал школьный психолог № 4

Интегрированные групповые развивающие занятия.

Сентябрь

-

апрель

Журнал школьный психолог № 13

«Стойкий оловянный солдатик»: программа работы с гиперактивными детьми.

Сентябрь

-

апрель

Журнал школьный психолог № 24

Коррекция общения учащихся. Игровые психологические практикумы.

1 -4 классы.

Сентябрь

-

апрель

Настольная книга психолога 1-4 классы.

Первый раз в пятый класс: программа адаптации детей к средней школе.

Сентябрь

-

апрель

Журнал школьный психолог № 15

Индивидуальные занятия по коррекции отклонений в поведении учащихся.

Сентябрь

-

апрель

Настольная книга психолога 1-4 классы.

Журнал школьный психолог



Виды

деятельности

Планируемые мероприятия

Сроки

Примечания


3

Консультирование

Проведение консультаций учащихся, учителей, родителей по вопросам развития, обучения и воспитания.

В течение

года

Метод. литература.







Участие в работе совета профилактики школы, заседаниях при директоре школы с обсуждением учащихся, склонных к правонарушениям.

В течение

года






Виды

деятельности

Планируемые мероприятия

Сроки

Примечания

4

Просветительская работа

Выступление на классных часах, пед. советах и родительских собраниях согласно тематическому плану.

В течение

года

Метод. литература.



Виды

деятельности

Планируемые мероприятия

Сроки

Примечания

5


Организационно-методическая

работа

Планирование работы на учебный год.

Август




Согласование годового плана с администрацией школы.

Сентябрь




Планирование работы на текущий месяц.

каждый месяц




Составление плана проведения родительских собраний.

Сентябрь




Планирование диагностических и развивающих мероприятий.

Весь год




Подведение итогов за текущий месяц.

каждый месяц




Подведение итогов проведенной работы за первое, второе полугодие.

Декабрь

май




Участие в РМО Психологов

Весь год




Подведение итогов о проделанной работе за учебный год.

май





^

3.4. Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы.


Информация о реализуемых образовательных программах и учебниках

МБОУ Уренской средней общеобразовательной школы №1

на 2011-2012 учебный год.


Образова

тельная

область

Учебные

предметы

Класс

Название программы, автор, место и год издания

Название учебника, автор, место и год издания


Филология


Русский язык

1

Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова /Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. - Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011

Т.М.Андрианова, А.В.Остроумова, и Л.Андрианова. Прописи в 4 ч. : Издательский дом «Фёдоров», 2011

Полякова А. В. Русский язык. 1 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / – М.: Просвещение, 2011

Сборник рабочих программ «Школа России». А.А.Плешаков. 1-4 кл., М. Просвещение, 2011

Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи в 4 частях. М.: Просвещение, 2011г.


Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык: программа 1-4 классы / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. - Смоленск : Ассоциация XXIвек, 2011

Кузьменко Н.С. Пропись 1,2,3,4: Хочу хорошо писать: к букварю «Мой первый учебник» для 1кл.общеобр.учреждений / Н.С.Кузьменко, Н.М.Бетенькова; под ред.М.С.Соловейчик.- Смоленск: Ассоциация XXI век,2011 Соловейчик М.С. Русский язык: к тайнам нашего языка: Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. - Смоленск: Ассоциация XXI век,2011


Литературное чтение

1

Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова /Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова.-Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011


Нечаева Н. В., Белорусец К. С. Азбука: Учебник по обучению грамоте для 1 класса.- Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом, Фёдоров 2011.

Свиридова В. Ю. Литературное чтение: Учебник для 1 класса.- Самара: Корпорация «Федоров», издательство «Учебная литература», 2011

Сборник рабочих программ «Школа России». А.А.Плешаков. 1-4 кл., М. Просвещение, 2011

Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Виноградская Л.А. и др. Азбука: учеб.для 1 кл. /-М.: Просвещение, 2011

Климанова Л. Ф.,Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 1класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2ч. - М.: Просвещение, 2011

Программа общеобразовательных учреждений. Литературное чтение: программа 1-4 классы / О.В.Кубасова.- Смоленск : Ассоциация XXIвек, 2011

Бетенькова Н. М. , Соловейчик.Букварь: Мой первый учебник. В 2ч. Прописи. 1 класс. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011

Кубасова О. В. Литературное чтение: любимые страницы: учебник для 1 кл. общеобразоват. учреждений/ - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011


Математика


Математика

1

Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова /Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова.-Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011

Аргинская И. И., Бененсон Е. П., Итина Л. С. Математика: Учебник для 1 класса: В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011

Сборник рабочих программ «Школа России». А.А.Плешаков. 1-4 кл., М. Просвещение, 2011

Моро М. И. Математика. 1класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. - М.: Просвещение, 2011

Программа общеобразовательных учреждений. Математика: программа 1-4 классы / Н.Б.Истомина.- Смоленск : Ассоциация XXIвек, 2011

Истомина Н.Б. Математика. 1 класс. Учебник в 2 частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011


Естествознание


Окружающий мир

1

Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова /Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова.-Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011

Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Окружающий мир: Учебник для 1класса: В 2частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: «Издательский дом «Фёдоров», 2011

Сборник рабочих программ «Школа России». А.А.Плешаков. 1-4 кл., М. Просвещение, 2011

Плешаков А. А. Окружающий мир. 1класс: Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2ч. - М.: Просвещение, 2010.

Программа общеобразовательных учреждений. Окружающий мир: программа 1-4 классы / О.Т.Поглазова.- Смоленск : Ассоциация XXIвек, 2011

Поглазова О. Т. Окружающий мир: учебник для 1класса общеобразоват. учреждений. В 2ч. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009


Искусство


Музыка

1

Алеев. В.В. Музыка. 1-4кл. Программа для общеобразовательных учреждений / В.В.Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.Кичак.-М.:Дрофа, 2010

Алеев В.В. Музыка.1 кл. В 2 ч.: учебник/В.В.Алеев, Т.Н.Кичак.-М.: Дрофа, 2011


Изобразительное искусство

1

Изобразительное искусство. Рабочие программы: 1-4 классы. Неменский Б.М. и др. М., Просвещение, 2011г.

Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2011


Физическая культура

Физическая культура

1

Физическая культура. Рабочие программы: 1-4 классы. А.П.Матвеев

М., Пр., 2011г.

Матвеев А.П. Физическая культура. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. П. Матвеев ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2011

Технология


Технология

1

Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова /Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова.-Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011

Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Умные руки: Учебник для 1класса. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2011

Программы образовательных учреждений. Технология: программа 1-4 классы. Н.М.Конышева. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011

Конышева Н.М. Технология: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений /Н.М.Конышева. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011

Сборник рабочих программ «Школа России». А.А.Плешаков. 1-4 кл., М. Просвещение, 2011

Роговцева Н.И. Технология. Учебник для 1 кл.,М. Просвещение, 2011



^ Учебно-методические и информационные ресурсы реализации Основной образовательной программы начального общего образования обеспечивают:

  • управленческую деятельность администраторов начального общего образования, базисного учебного плана, примерных учебных планов по предметам, образовательных программ образовательного учреждения, программ развития универсальных учебных действий, модели аттестации учащихся, рекомендаций по проектированию учебного процесса и т.д.;

  • образовательную (учебную и внеучебную) деятельность обучающихся (печатные и электронные носители образовательной информации, мультимедийные, аудио- и видеоматериалы, цифровые образовательные ресурсы и т.д.);

  • образовательную деятельность обучающих (учителей начальной школы, психологов, диагностов и т.д.).

Учебно-методические и информационные ресурсы включают: печатные и электронные носители научно-методической, учебно-методической, психолого-педагогической информации, программно-методические, инструктивно-методические материалы, цифровые образовательные ресурсы и т.д.

Условиями формирования и наращивания, необходимых и достаточных учебно-методических и информационных ресурсов начального общего образования являются системные действия заместителя директора по начальному общему образованию, органов управления образованием по выполнению настоящих Требований, объективной оценке (мониторингу динамики) этих ресурсов и осуществлению в соответствующих случаях коррекционных мероприятий.

Основными нормативными документами, определяющими требования к учебно-методическим и информационным ресурсам образовательного учреждения начального общего образования, являются:

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе;

  • коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Данные документы базируются на принципах сочетания универсального и особенного, инвариантного и вариативного. Универсальное определяет то общее, что присуще любым учебно-методическим и информационным ресурсам независимо от сферы его применения (использования), от содержания того или иного учебного предмета.

Вместе с тем реализация содержания предмета (учебного плана по тому или иному (определенному) учебному предмету) с неизбежностью требует привлечения дополнительных или особенных компонентов учебной литературы, которые рассматриваются как учебно-методический комплекс или дополнительные компоненты ЦОР. Каждый конкретный вид ресурса должен быть необходимым и достаточным для эффективного решения учебно-воспитательных задач, представлять собой ресурсный комплекс.

  • В разделе «Информационно-техническое оснащение образовательного процесса» показатель «Степень обеспечения информационных ресурсов по сопровождению образовательного процесса» дополняется критериями «Обеспеченность цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) и методическое сопровождение используемых ЦОР» (не менее 50% от перечня рекомендуемых ЦОР и 100% наличие методического сопровождения ЦОР, используемого в конкретном образовательном учреждении).


^ Ресурсы обеспечения образовательной деятельности обучающих

(учителей начальной школы):

  • базисный учебный план, примерные (базисные) учебные программы по предметам учебного плана;

  • положение о класси­фикаторе передовых технологий формиро­вания универсальных учебных действий. Положение о создании банка моде­лей деятельности учителей по формированию универ­сальных учебных действий;

  • методика оценки эффективности деятельности учителя по формированию универсальных учебных действий. Инструктивно-методическое письмо, определяющее состав подлежащих формированию универсальных учебных действий и соответствующие педагогические технологии;

  • методические рекомендации по внедрению в учеб­ный процесс технологий деятельностного обучения. Методические рекомендации по использованию современных методик и технологий управления учебной деятельностью ученика. Типовые инструкции, технологические карты для организации различных видов деятельности ученика;

  • методические рекомендации по достижению планируемых результатов образования в начальной школе и по использованию инструментария их оценки. Пакет диагностических ма­териалов по кон­трольно-оценочной деятельности;

  • положение о персонифицированной базе данных, отражающих динамику личностного развития обучающихся на этапе начальной школы. Положение о системе мониторинга процесса достижения пла­нируемых результатов образования в начальной школе;

  • задачи и мероприятия Федеральной целевой программы развития образования по созданию и обновлению научно-методических, учебно-методических и иных пособий для педагогических и управленческих кадров начального общего образования;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе;

  • каталог цифровых образовательных ресурсов и образовательных ресурсов Интернета для педагогических и управленческих кадров начального общего образования. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в начальной школе.


^ Ресурсы обеспечения учебной деятельности обучающихся

(учащихся начальных классов):


  • типовые правила выполнения практических и лабора­торных работ в условиях образовательного учреждения начального общего образования;

  • инструктивно-методическое письмо о типах и видах занятий и перерывов между заня­тиями в образователь­ном учреждении начального общего образования;

  • нормативы обеспеченности образовательных учреждений начального общего образования учебной литературой, дополнительной учебной, познавательной, художественной литературой, ЦОР.

  • положение об оснащении предметных кабинетов начальной школы;

  • утверждаемый ежегодно Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе;

  • каталог ЦОР и образовательных ресурсов Интернета для обучающихся на начальной ступени общего образования;

  • задачи и мероприятия Федеральной целевой программы развития образования по созданию и обновлению фонда учебной, дополнительной учебной, познавательной, художественной литературы для обучающихся на начальной ступени общего образования, созданию и обновлению для них ЦОР и образовательных ресурсов Интернета, информационно-методическому обеспечению предметных кабинетов образовательных учреждений начального общего образования Российской Федерации.



^ Методическое обеспечение

образовательной деятельности и ее дальнейшее развитие.


Формы и методы образовательной деятельности (основной и дополнительной):

Урочная

Внеурочная

Внеклассная 

( внешкольная)

^ Достижение обязательного минимума:

- общего уровня образования;

- раннее изучение иностранного языка;

- использование здоровьесберегающих технологий.

- расширение знаний по разным предметам;

- повышение уровня интеллектуальной деятельности;

- усиление художественно-эстетических направленности обучения

- использование здоровьесберегающих технологий


Развитие, повышение эрудиции, расширение кругозора, спортивного, художественно-эстетического направления деятельности.


^ Все виды учебных занятий:

- урок;

-общественный смотр знаний;

- учебная экскурсия и т.д.

Олимпиады.

Интеллектуальный марафон.

Школьные компоненты.

Развивающая деятельность в ГПД.

Индивидуальные консультации.

Индивидуальная работа с неуспевающими учащимися.

Уроки-экскурсии.

Кружки.


Спектакли.

Концерты.

Праздники.

Викторины.

Клубные часы.

Выпуск стенгазет и т.д.


Участие в межшкольных программах.

Посещение выставок, театров, музеев и т.п.





^ 3.5 Материально – техническое обеспечение реализации программы

Материально-техническое обеспечение – одно из важнейших условий реализации Основной образовательной программы начального общего образования. Материально-технические условия реализации Основной образовательной программы начального общего образования включают учебное и учебно-наглядное оборудование, оснащение учебных кабинетов и административных помещений

Соответствующая учебная и предметно-деятельностная среда призвана обусловить достижение планируемых результатов освоения Основной образовательной программы, способствуя:

  • переходу от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работ, переносу акцента на аналитический компонент учебной деятельности;

  • формированию умений работы с различными видами информации и ее источниками;

  • формированию коммуникативной культуры учащихся.

Оосновными компонентами учебного оборудования являются:

  • книгопечатная продукция;

  • печатные пособия;

  • экранно-звуковые пособия, в том числе в цифровом виде, интерактивные доски;

  • технические средства обучения (средства информационно-коммуникационных технологий);

  • игры и игрушки;

  • учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;

  • натуральные объекты.

В соответствии с Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования комплекты учебного и учебно-наглядного оборудования включают три модуля:


^ Модули учебного и учебно-наглядного оборудования:

*обеспечивающий оптимальную реализацию Основной образовательной программы

*обеспечивающий достижение планируемых результатов образования ступени начальной школы

*обеспечивающий достижение планируемых результатов применительно к конкретному учебному предмету, входящему в состав Основной образовательной программы (базисного учебного плана)


Во внимание принимаются средний расчет наполняемости класса (25 учащихся), а также является ли данный объект демонстрационным (не менее одного экземпляра на класс), необходим ли полный комплект (один объект на одного учащегося исходя из реальной наполняемости класса), необходим ли комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учащихся), необходим ли комплект для практической работы в группах (6 – 7 экземпляров на кабинет.

Допускается использование объектов, изготовленных самодеятельным способом учителями, учащимися и их родителями. К таким объектам могут быть отнесены иллюстративные материалы, видеоматериалы, фотоальбомы, макеты и т. п.

Ресурсное обеспечение основных образовательных программ предполагает новую систему статистического наблюдения. Так, с учетом реального наполнения компонентов учебного оборудования в подраздел 13 «Сведения о школьных помещениях и технических средствах обучения» формы № ОШ-1 «Сведения о дневном общеобразовательном учреждении» должны быть введены следующие дополнительные показатели по начальной школе:

  • наличие (отсутствие) модулей, включающих типовые комплекты учебного и учебно-наглядного оборудования, обеспечивающих реализацию ПРООП;

  • количество интерактивных досок;

  • оснащение кабинета начальной школы в соответствии с требованиями основных образовательных программ.

^ Основные требования к кабинету и его оснащение

Обучение в начальной школе обычно проходит в одном помещении, которое закрепляется за одним учителем и за одним классом. Занятия музыкой проходят в кабинете музыки, оборудованном в соответствии с требованиями к процессу музыкального развития детей, занятия физкультурой – в спортивном зале школы.

Тенденция к увеличению в начальной школе количества предметных кабинетов предполагает, что строка «Количество классных комнат (включая учебные кабинеты и лаборатории)» подраздела 13 «Сведения о школьных помещениях и технических средствах обучения» формы № ОШ-1 «Сведения о дневном общеобразовательном учреждении» должна предусматривать две части, отдельно выделяя показатель «Учебные (предметные) кабинеты», согласно перечню предметов в базисном учебном (образовательном) плане в начальной школе и показатель «Оснащение учебных (предметных) кабинетов».

^ Требования к оснащению административных помещений образовательного учреждения начального общего образования

Оснащение административных помещений – часть инфраструктуры управления образовательным процессом в начальной школе, а также инфраструктуры управления педагогическим коллективом. Административное помещение – площадка для обсуждения, принятия управленческих решений, вынесения оценочных суждений, средоточие педагогической, психологической, другой сопутствующей информации.


^ Оснащение административного помещения образовательного учреждения начального общего образования


№ п/п

Компоненты оснащения административного помещения начальной школы

Единицы

I

^ Нормативные документы, программно-методическое обеспечение, локальные акты







ФГОСы ОО по предметам базисного учебного плана (БУПа).

Образовательные программы по предметам БУПа.

Учебные программы по предметам БУПа.

Планируемые результаты обучения по предметам БУПа.

Авторские учебные программы.

План работы школы на квартал, полугодие, учебный год.

Расписание учебных занятий по обязательной программе.

Расписание работы факультативов.

Расписание занятий по программам дополнительного образования.

Расписание индивидуальных занятий.

Комплекс материалов для диагностики качества обучения.

Материалы текущей, промежуточной итоговой аттестации учащихся по классам, в том числе в электронном виде.

Материалы, отражающие динамику личностного развития учащихся по годам обучения.

Материалы, отражающие динамику профессионально-личностного развития педагогов школы.






II


^ Учебно-методические материалы







УМК (аннотированные перечни УМК) по предметам БУПа.

Аннотированные перечни цифровых образовательных ресурсов по предметам БУПа, внеклассному чтению.

Аннотированные перечни аудиозаписей, слайдов (диапозитивов), видеофильмов по содержанию предметов БУПа.

Аннотированные перечни развивающих, обучающих, контролирующих игр.

База данных о лучших педагогических практиках в области начального общего образования.

База данных о лучших управленческих практиках в области начального общего образования.




III

^ Технические средства







Компьютер с программным обеспечением, модемом, подключением к Интернету, находящийся в локальной управленческой сети, с ЖК-монитором.

Принтер. Сканер. Телевизор. Видеомагнитофон.




IV

^ Оборудование (мебель)







Комплект офисной мебели.

Накопители информации на бумажных носителях.

Накопители информации на электронных носителях





^ 3.6 Финансовое обеспечение реализации программы

Финансовое обеспечение – важнейший компонент Требований к условиям реализации Основной общеобразовательной программы. Его назначение состоит в том, чтобы обеспечить финансовыми ресурсами реализацию требований к информационно-методическим, кадровым, учебно-материальным и иным ресурсам. Финансовый механизм является интегрирующим фактором эффективности условий реализации Основной образовательной программы и направлен на обеспечение деятельности основного субъекта образовательного процесса – учителя необходимыми и достаточными для эффективной реализации планируемых результатов ресурсами.

Требования к финансовому обеспечению реализации Основной образовательной программы начального общего образования формулируются с учетом общего (целевого) назначения финансовых ресурсов в системе общего среднего образования. Они отражают особенности начальной школы, выступающей базовым, исходным звеном данной системы, что вызывает необходимость дополнительного финансирования учебно-материального, кадрового, информационно-методического обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Финансовое обеспечение гарантирует возможность:

  • кадрового обеспечения школы специалистами, имеющими базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, способными к инновационной профессиональной деятельности, обладающими необходимым уровнем методологической культуры и сформи­рованной готовностью к непрерывному процессу образования в течение всей жизни;

  • повышения квалификации педагогических кадров, обеспечения их готовности к введению ФГОС, в том числе формированию у учащихся универсальных учебных действий, достижению планируемых результатов на основе системно-деятельностного подхода;

  • обеспечения образовательного процесса необходимым и достаточным набором средств обучения и воспитания (наглядные пособия, оборудование, печатные материалы, мультимедийные средства и др.), позволяющих в полном объеме реализовать Требования к результатам освоения основных образовательных программ;

  • формирования необходимого и достаточного набора образовательных, информационно-методических ресурсов, обеспечивающих реализацию Основной образовательной программы;

  • создания санитарно-гигиенических условий организации образовательного процесса, своевременного и качественного выполнения ремонтных работ;

  • установления стимулирующих выплат педагогическим работникам за достижение высоких планируемых результатов.


^ Программно-методическое обеспечение учебного плана


№п/п

Наименование дисциплин, входящих в заявленную образовательную программу

Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной литературы, вид и характеристика иных информационных ресурсов











^ План реализации основных блоков программы


Направления

Задачи

Результаты

Сроки

Ответст-

венный

Целеполагающие

^ Решение социальных задач, конкретных потребностей родителей и детей.

Следование основополагающим принципам образования:

- научить жить;

- научить жить вместе;

- научиться учиться;

- научиться работать



Постоянный мониторинг состояния педагогической науки и практики.

2 раза в г од

Заместители директора по УВР, М.О.


Аналитическое

Анализ состояния деятельности  школы, основных ее компонентов:

-содержательный;

-методический;

- предметный;

-организационно-управленческий;

Анализ результативности:

-в основном и дополнительном образовании;

- в системе непрерывного образования;

- с точки зрения поставленных целей.



Мониторинг состояния названных компонентов, оформление результатов в виде отчетов, справок.

1 раз в четверть

Заместители директора по УВР

Диагностическое

Проведение сопоставления действительного и желаемого состояния образовательной деятельности, основных компонентов ее образовательной среды.

Определение глубины изменений в направлении поставленных целей:

- локальные;

- модульные;

- системные.

Анкетирование и тестирование всех участников образовательной. деятельности. Анализ анкетирования и тестирования.

1 раз в год

Заместители директора по УВР, педагог-психолог

Прогностическое

Определение прогноза развития, создание системы обучения и воспитания, выявление и развитие способностей ученика, формирование духовно богатой, физически здоровой, творчески мыслящей личности.


Программы экспериментальной деятельности, комплексно целевых программ воспитательной работы.

По мере этапов развития школы

Заместители директора по УВР, М.О.

 

Программно-ресурсный



Усиление художественно-эстетического аспекта основного и дополнительного образования.

Внедрение информационных технологий в обучение.

Формирование здоровьесберегающей среды.

Использование современных педагогических технологий в том числе новых информационных технологий.

Создание комфортных условий для учителей и учащихся в школе, культуры школьного быта.

Усиление культуры управления.

Совершенствование системы управления, медико-психолого-педагогической службы.

Внедрение  программ художественного цикла в дополнительное образование.

Изучение информационных технологий.

Внедрение программ по профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата

Изучение передового педагогического опыта, посещение уроков взаимопосещение, организация семинаров, открытых уроков.

Усиление работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися.

Совершенствование кабинетов. Текущий ремонт школы

Разработка функциональных обязанностей управленческих единиц.

Планирование работы всех единиц и структур. Повышение роли:

- педсоветов;

-попечительского совета;

- методического объединения.

Планирование их работы, контроль за выполнением решений.

Постоянно. По плану.

Заместители директора по УВР, АХЧ, руководитель М.О.









Мовал 7овал 6овал 8оделирование управленческой деятельности:


Результатом проводимой управленческой деятельности по управлению процессом

выполнения Основной образовательной программой начального общего образования является выпускник, у которого будут заложена основа формирования учебной деятельности — система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат; сформируются универсальные учебные действия, развитие познавательной мотивации и интересов, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения, определяющие отношения личности с обществом и окружающими людьми.


блок-схема: перфолента 3блок-схема: перфолента 4блок-схема: перфолента 5


прямая со стрелкой 2


прямая со стрелкой 1


Обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения


С целью учета приоритетов основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения необходимо обеспечить

1) курсовую переподготовку по ФГОС всех педагогов начальных классов;

2) наладить регулярное информирование родителей и общественности о процессе реализации ООП НОО;

3)вести мониторинг развития обучающихся в соответствии с основными приоритетами программы;

4)укреплять материальную базу школы.

Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий


Основным механизмом достижения целевых ориентиров в системе условий является чёткое взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Контроль за состоянием системы условий


 Контроль за состоянием системы условий осуществляется директором образовательного учреждения.



Похожие:

3 Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта icon3 Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта. Кадровые условия: Начальная школа моу «Шастовская сош»
Организационный раздел: Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта
3 Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта iconСистема условий реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта
В соответствии с требованиями Стандарта раздел основной образовательной программы образовательного учреждения, характеризующий систему...
3 Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта icon3 Система условий реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта
В соответствии с требованиями Стандарта раздел основной образовательной программы образовательного учреждения, характеризующий систему...
3 Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта iconСистема условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта 3 Нормативно правовое обеспечение программы
Содержание основной образовательной программы начального общего образования определяется
3 Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта icon4 Система условий реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
Фгос (далее система условий) разрабатывается на основе соответствующих требований Стандарта и обеспечивает достижение планируемых...
3 Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта iconСистема условий реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями стандарта
Условия реализации основной общеобразовательной программы начального общего образования. Условия, необходимые для реализации основной...
3 Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта icon3. Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта
Новной образовательной программы образовательного учреждения должно быть создание и поддержание развивающей образовательной среды,...
3 Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта icon3. Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта
Новной образовательной программы образовательного учреждения должно быть создание и поддержание развивающей образовательной среды,...
3 Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта iconПриложение Система условий реализации ооп ноо моу «Новомичуринская сош №1» Пронского района Рязанской области
Система условий реализации основной образовательной программы начального общего образования разработана на основе соответствующих...
3 Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта iconСистема условий реализации ооп пос. Медвежий в соответствии с требованиями стандарта
МОин РФ приказом №373 от 06 октября 2009 года, зарегистрированного Минюстом России 22. 12. 09 регистрация №17785, на основе Примерной...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты