Программа курсов повышения квалификации по абазинскому языку и литературе. Актуальность icon

Программа курсов повышения квалификации по абазинскому языку и литературе. Актуальность



НазваниеПрограмма курсов повышения квалификации по абазинскому языку и литературе. Актуальность
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрограмма

Программа

курсов повышения квалификации по

абазинскому языку и литературе.

Актуальность программы обусловлена введением ФГОС начального и основного общего образования, как одного из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и ведущего инструмента модернизации общего образования.

Цель программы – обеспечить теоретическую и практическую готовность учителей черкесского языка и литературы к введению и реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального и общего образования.

Программа направлена на решение ряда задач, в том числе:

-формирование представлений об исторических предпосылках разработки федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;

-развитие теоретических представлений слушателей о концептуальных основах, сущности, назначении и функциях федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования в условиях преемственности ступеней общего образования.

-формирование умения самостоятельно проектировать свою профессиональную деятельность в соответствии с занимаемой должностью в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования.

^ Структура программы.

Программа содержит два основных модуля: базовая часть (учебный раздел Р.1), профильная часть (учебный раздел Р.2) и стажировку. Каждый модуль представляет собой самостоятельный компонент Программы, содержащий от 5 до 16 занятий, объединенных основными целями и задачами, а также направленностью преимущественных видов деятельности обучающихся. Вместе с тем, оба модуля тесно взаимосвязаны, имеют единые ценностно-целевые ориентиры, соответствующие основным целям и задачам Программы, а также общие концептуально-методологические основы. Содержательно-организационная целостность Программы обеспечивается также внутренним построением каждого занятия, коррелирующим с общей структурой программы.

^ Предметный модуль включает специальные знания по теории преподавания черкесского языка и литературы, новейшие достижения и перспективы развития этих базовых наук, а также методики преподавания как родного языка, так и родной литературы.

5 модуль – стажировка учителей.Тема (проблема) стажировки: «Новое качество и стратегия инновационного развития образования в рамках введения ФГОС»

Программа стажировки слушателей курсов повышения квалификации разработана в целях реализации мероприятий национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и Федеральной целевой программы развития образования на 2011 -2015годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 №61.

Повышение квалификации (стажировка) направлено на формирование и совершенствование профессиональных компетентностей слушателей (стажѐров) посредством включения их в практику учреждения - носителя актуального опыта. Данная форма создает условия для проектирования слушателями на

основе изученного инновационного опыта вариативных моделей собственной профессиональной деятельности.

Стажировка слушателя осуществляется во взаимодействии с муниципальными органами управления образованием, образовательными учреждениями, педагогическими, общественными и другими организациями по вопросам своей компетенции.

Формы организации стажировки: практические семинары, открытые уроки, круглые столы, конференции, практикумы, деловые игры, мастер-классы, стажировочные пробы, презентации опыта работы, индивидуальные мастерские.

^ Для организации продуктивной работы стажеров предполагаются действия:

аналитические (направленные на анализ представляемых программных мероприятий);

рефлексивные (направленные на выявление собственных проблем и достижений в ходе стажировки);

проектировочные (направленные на освоение новых способов и средств практической деятельности в виде групповых и индивидуальных работ);

презентационных (размещение создаваемых в процессе стажировки творческих образовательных продуктов в сети ИНТЕРНЕТ, на сайте стажировочной площадке, представление в режиме Публичной защиты в режиме Он-лайн).

^ Цель программных действий:

- повышение квалификации работников образования в форме практико-ориентированной стажировки;

- оказание методической поддержки учителю в адаптации к государственным стандартам нового поколения.

Задачи:

  1. Создать условия для включения стажёра в деятельностное сотрудничество по реализации программы стажировки.

  2. Сформировать эффективную модель приобщения стажёра к значимой и содержательной деятельности по повышению профессиональной компетентности в вопросах перехода начального, основного общего образования на стандарты нового поколения.

Содержание деятельности Стажерской площадки проектируется по следующим линиям:

  • формирование, развитие и совершенствование профессиональной компетентности (качество действий специалиста, обеспечивающих эффективное решение педагогических проблем и задач, возникающих в реальных ситуациях профессиональной деятельности), а именно, исследовательской, методологической, дидактической, методической, технологической компетенций;

  • формирование, развитие и совершенствование информационной компетентности (качество действий специалиста, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование и использование информации, полученной в ходе стажировки);

  • формирование, развитие и совершенствование коммуникативной компетентности (качество действий работника, обеспечивающих коммуникации и эффективное взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса);

  • формирование, развитие и совершенствование правовой компетентности (качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач).



2.Учебный план

^ Объем программы:156 часов.

Форма обучения: очная, очно-заочная.

№№ модулей,

занятий

^ Наименование модулей, тем занятий

Всего часов

В том числе часов, отведенных на изучение материала:

Теоретико-методологиче

ского содержания

Практико-ориентированного содержания

^ Контрольно-диагностического (в т.ч. итогового содержания)

Базовая часть





16

8

6




Р.1

Основы законодательства

Российской Федерации в области

образования













^ Вариативная составляющая


Место, роль, назначение и функции ФГОС как инструмента исполнения Конституции Российской Федерации, КЧР и реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Место, роль, назначение и функции ФГОС как инструмента исполнения Конституции Российской Федерации, КЧР и реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».















^ Вариативная составляющая

Предметно–методическая деятельность

90













^ Итоговая аттестация

6







6

Модуль 3

Стажировка учителей

30













Итого

156











3.Учебно-тематический план


№№ модулей,

занятий

^ Наименование модулей, тем занятий

Всего часов

В том числе часов, отведенных на изучение материала:




^ Теоретико-методологического содержания

Практико-ориентированного содержания

Контрольно-диагностического (в т.ч. итогового содержания)







^ Базовая часть




20

10

6

4

Занятие

1.1.

Основные нормативные механизмы введения и реализации ФГОС начального и основного общего образования.


Основы законодательства Российской Федерации в области образования




2







Занятие

1.2.

Законодательство в образовании. Изучение педагогическими работниками и руководителями образовательных учреждений, принятого государственной Думой РФ нового Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» и решение в этой связи задач по изменению и корректировке всех подзаконных актов.

4

2

2







Занятие

1.3

Законодательное обеспечение прав, свобод и интересов работников образования в условиях модернизации.

4

2

2







Вариативная

составляющая

Реализация в КЧР национально-образовательной инициативы «Наша новая школа».



















^ Предметно-методическая деятельность



















^ Вариативная составляющая

12













Занятие

2.1


Нейропсихологические закономерности развития современных детей.


4

4










Занятие

2.2

Психолого-педагогическая поддержка как одна из стратегий воспитания.

4

2

2







Занятие

2.3

Этноценностные ориентации как фактор развития личности в поликультурной образовательной среде.

4

2

2







Занятие

2.4

Девиантное поведение подростков. Профилактика девиантного поведения.

4

4













^ Профильная составляющая

94













Занятие 2.5

Развивающие педагогические технологии.

2

2










Занятие 2.6

Эффективность применения технологии коллективного взаимообучения.

2




2







Занятие 2.7

Методологические принципы построения обучения, обусловленные современными технологическими моделями.

2




2







Занятие 2.8

Проблемно-поисковые и коммуникативные технологии.

2




2







Занятие 2.9

Критерии выбора педагогических технологий.

2

2










Занятие 2.10

Особенности анализа лирических произведений на уроках абазинской литературы.

2

2










Занятие 2.11

Методика изучения малых жанров абазинского фольклора.

2




2







Занятие 2.12

Приемы анализа художественных произведений.

2

2










Занятие 2.13

Методика изучения художественно-изобразительных средств.

2

2










Занятие 2.14

Родной язык и литература как предметы в школьном образовании при введении и реализации ФГОС

2

2










Занятие 2.15

Учебный план по родному языку и литературе; распределение часов на язык и литературу.

2




2







Занятие 2.16

Изучение малых жанров в черкесской литературе.

2




2







Занятие 2.17

Использование внеурочных занятий для проектной и исследовательской работы учащихся.

2




2







Занятие

2.18

Использование тестовых материалов учебника по литературе на уроках языка.

2




2







Занятие

2.19

Объединение программного материала по литературе для изучения в 5 классе при нагрузке 1 час в неделю.

2




2







Занятие 2.20

Словарная работа на уроках абазинского языка и литературы. Словарь минимум и словарь максимум в активной и пассивной речи учащихся.

2

2










Занятие 2.21

Учебно-методическая терминология абазинского языка.

2




2







Занятие

2.22

Орфография абазинскогоязыка. Принципы, лежащие в основе абазинской орфографии.

2

2










Занятие 2.23

Северокавказское просветительство. Периоды развития.

2

2










Занятие 2.24

Абазинские просветители 19 века.

2

2










Занятие 2.25

Основные мотивы и образы лирики К.Мхце

2

2










Занятие 2.26

Народная педагогика абазин и современные проблемы воспитания.

2

2










Занятие 2.27

Язык произведений Ш.Физикова

2




2







Занятие 2.28

Поэзия К.Мхце. Философское осмысление мира и человека

2

2










Занятие 2.29

Творчество К.Джегутанова. Особенности исторической прозы К.Джегутанова.

2

2










Занятие 2.30

Значение творчества Х.Жирова в развитии абазинской прозы.

2

2










Занятие 2.31

Лирика М.Тлябичевой. Формирование лирической поэмы.

2

2










Занятие 2.32

Способы словообразования в абазинском языке.

2




2







Занятие 2.33

Развитие лексики абазинского языка. Основные фразеологические единицы и их стилистическое употребление.

2




2







Занятие 2.34

Общелингвистический и культурно-исторический интерес к абазинскому языку в работах зарубежных исследователей.

2

2










Занятие 2.35

Организация интеллектуальных состязаний для выявления одарённых детей.

2

2










Занятие 2.36

Лексикография. Виды словарей. Краткая характеристика имеющихся словарей.

2




2







Занятие 2.37

Превербы направления и превербы-основы.

2




2







Занятие 2.38

Аффиксы словоизменения и словообразования в абазинском языке.

2




2







Занятие 2.39

Звуковой состав абазинского языка. Простая система вокализма и сложная

4

2

2







Занятие 2.40

Слабая дифференцированность именных и глагольных основ абазинского языка.

2




2







Занятие 2.41

Постпозиция прилагательных в сочетании с существительным.

2

2










Занятие 2.42

Интерактивные методы обучения.

2

2










Занятие 2.43

Полиперсонализм абазинского глагола. Признаки переходности и непереходности.

2




2







Занятие 2.44

Инверсивные глаголы. Глаголы стабильной и лабильной основы.

2




2







Занятие

2.45

Финитные и инфинитные формы глагола.

4

2

2







Занятие

2.46

Категории каузатива, потенциалиса, версии, непроизвольности, союзности, обоюдности и т. д.

2




2







Занятие

2.47

Направительные и локальные превербы абазинского глагола.

2




2







Занятие

2.48

Вопросы синтаксиса в абазинском языке.

2

2










Занятие

2.49

Типы словосочетаний.

2

2












Учебно-тематический план стажировки учителей



Темы

Кол-во часов

Результат

Лекции

Семинары

Стажерские пробы

Постановка целей и задач стажировки, планируемых результатов.

Разработка индивидуальной карты маршрута стажировки с учетом рефлексивной самооценки стажером результативности участника.


1





1

Знакомство с формами организации стажировки.

Построение индивидуальных карт участия в стажировочных мероприятиях с учётом предложенных организаторами вариативных программных модулей

Модуль 1. Особенности Федерального государственного стандарта (ФГОС)

1

1



. Особенности ФГОС

    1. Разработка ООП НОО

0.5






Представление о содержании и структуре ООП.

    1. Требования к условиям реализации ООП

0.5

1




Опыт школы в создании условий обучения согласно требований ФГОС. Презентация опыта школы «Создание условий для реализации ФГОС »

Модуль 2.Организационно-методическое сопровождение обучения с учетом требований ФГОС




6




Методическая поддержка в рамках Стажерской площадки состоит из согласования совместных и индивидуальных целей деятельности, принципов и содержания совместно организованной работы, методов, форм, средств, педагогических и организационных условий.

    1. Конструирование предметных модулей

с учетом компетентностного подхода к планируемым результатам (предметным, метапредметным, личностным).




2




Моделирование образовательных модулей с учетом интеграции учебной и внеурочной деятельности.

2.2.Деятельностная основа построения учебных занятий.




2




Разработка вариантов проектных учебных задач на деятельностной основе их решения, стажировочные пробы по их реализации.

2.3.Развитие универсальных учебных действий, включающих формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности




2




Знакомство с опытом работы учителя

Модуль 3

Индивидуальная работа учителястажера (на базе основного места работы)

-

-

14

Применение на практике полученных знаний. Представление педагогическому коллективу полученных знаний во время курсовой подготовки и стажировки.

3.1. Работа по совершенствованию профессиональных умений работы с компьютерной техникой. Использование возможностей сетевых образовательных сообществ. Поиск и структурирование полученной информации







6

Развитие практических навыков работы с компьютером (создание презентаций, автоматизированных тестов, работа с интерактивной доской). Развитие ИКТ-компетентностей, знакомство с популярными сетевыми образовательными сообществами. Практикум самостоятельных действий в форме мастерских.

3.2.Работа по изучению инновационного опыта учителей КЧР, РФ.







4

Посещение открытых уроков, мастер-классов. Изучение методической литературы. Посещение сайтов учителей.

    1. Презентация стажера «Новое

качество и новое содержание образования в рамках введения ФГОС»

Стажерские пробы слушателей на детской аудитории: проектные задачи на деятельностной основе с учетом использования рефлексивной самооценки успешности детей.







4

Выступление стажера перед педагогическим коллективом (открытый урок, мастер-класс, доклад и т.д.). Применение полученных знаний.

Защита слушателями образовательных продуктов, созданных в процессе реализации программы стажировки..

-

6

-

Работа в группах. Итоговая рефлексия стажировки

Итого: 30 часов

2

13

15






I модуль содержательно-методический.

В модуле рассматриваются содержание и ключевые особенности ее разделов: целевого, содержательного и организационного. Ключевой акцент сделан, во-первых, на реализацию требований соответствующего стандарта, а, во-вторых, на преемственность ступеней общего образования.

^ 1.1. Примерная основная образовательная программа как ведущий механизм реализации ФГОС соответствующей ступени общего образования.

Примерные основные образовательные программы как основа для разработки соответствующих основных образовательных программ образовательного учреждения.

Структура примерной основной образовательной программы. Содержание и ключевые особенности целевого, содержательного и организационного разделов примерных основных образовательных программ начального и основного общего образования; их структурная и содержательная преемственность.

^ 1.2. Целевой раздел примерных основных образовательных программ: планируемые результаты освоения обучающимися основных образовательных программ.

Реализация требований к результатам освоения основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования, закрепленных в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, в примерной основной образовательной программе.

^ 1.3.Содержательный раздел примерных основных образовательных программ: программы формирования и развития универсальных учебных действий

Основные виды универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Познавательные универсальные учебные действия. Исследовательские и проектные действия.

Проектная деятельность учащихся как средство развития общения и сотрудничества.

^ 1.4. Содержательный раздел примерных основных образовательных программ: особенности проектирования рабочих программ отдельных учебных предметов, курсов..

Место рабочих программ отдельных учебных предметов, курсов в структуре основной образовательной программы. Требования к структуре рабочих программ отдельных учебных предметов, курсов на ступенях начального и основного общего образования.

Примерная программа учебного предмета как основа для разработки рабочей программы учебного предмета.

1.5. Организационный раздел примерных образовательных программ: базисный учебный план и учебные планы ОУ как ключевые механизмы реализации основных образовательных программ.

Базисный учебный план как один из механизмов реализации требований ФГОС и основа для разработки учебного плана образовательного учреждения, реализующего соответствующую основную образовательную программу общего образования.

Роль и значение обязательной части базисного учебного плана и части, формируемой участниками образовательного процесса. Самостоятельность образовательного учреждения в организации образовательного процесса.


Список литературы:

1.Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения//Педагогика.-2009.-№4.-С.18-22

2.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.-М.: Педагогика,1989.- 192 с.

3.Бухаркина М.Ю., Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие/ под ред. Е.С. Полат.-М.: Изд. Центр «Академия», 2010.-368 с.

4.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов (и др.); под ред. А.Г.Асмолова-2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.-152с.

5.Карабанова О.А. Программа развития универсальных учебных действий как развивающий потенциал стандартов общего образования второго поколения// Образовательная политика.- 2009.-№9.-С.9-11.

6.Кондаков А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования// Педагогика-2008.-№9.

7.Кондаков А.М. Стандарт: инновационность и преемственность// Педагогика.-2009.-№4.-С.14-18


II Модуль. Общекультурный.

Литература:

1.Защита прав, свобод и интересов работников образовательных учреждений. М-2010. Сборник статей

2.Е.Ю.Дорошенко «Школа молодого учителя». Волгоград. Издательство «Учитель»

3.К.С. Шадрина «Преодоление кризиса профессиональной компетентности педагога». М-2006

4.Школа и учитель в зеркале модернизации образования. Сборник научно-методических работ. Издательство «Международная педагогическая академия»

5.Актуальные проблемы педагогики и психологии. Межвузовский сборник научных трудов под ред. проф. К.Б. Семёнова. М: ИИДО-РАО.-2008

6. Проект «Закон об образовании». Профессиональное образование.

М.-№7, 2012


III Модуль. Психолого-педагогический.


^ 3.1 Нейропсихологические закономерности развития современных детей.

Индивидуальные различия в онтогенезе.

Психологическая дизадаптация детей, обучающихся в массовых школах, психолого-педагогический анализ имеющейся феноменологии.

^ Базовые понятия нейропсихологии.

Мозговая организация психических процессов, фактор, теория трех функциональных блоков мозга (III ФБМ) А.Р. Лурия, 1-й ФБМ – блок регуляции тонуса и бодрствования, непроизвольная саморегуляция, 2-й ФБМ – блок приема, переработки и хранения информации, операциональный уровень, 3-й ФБМ – блок программирования, регуляции и контроля, произвольная саморегуляция.


Литература


  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Под ред. Л.С. Цветковой. М., 2001.

  2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Т. 3. // Выготский Л.С. Полное собрание сочинений. М., 1986.

  3. Гольдберг Э. Управляющий мозг. М.,2003.

  4. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М., 1962, 2000.

  5. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973, 2002.

  6. Нейропсихология сегодня / Под ред. Е.Д. Хомской. М., 1995.

  7. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2000, 2002.

  8. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М., 2005.

  9. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 1987, 2003.

Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.,

3.2 «Психолого - педагогическая поддержка как одна из стратегий воспитания».

-психолого-педагогическая деятельность приемов и способов педагогической поддержки ребенка;

-систематизация и отбор методик.

Литература.

1.Никитина Н.И. М.Ф.Глухова. Методика и технология работы социального педагога. М.,ВЛАДОС.,2005г.

2.Попова С.И. Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководител.-М.,2005г.


^ 3.3 Этноценностные ориентации как фактор развития личности в поликультурной образовательной среде.


Этнокультурное наследие народа как фактор духовно нравственного воспитания подрастающего поколения.

Изучение культурных ценностей народов КЧР.

Ценностные ориентации: уважение старших, гостеприимство, глубокое уважение женщины – непреходящие общечеловеческие ценности.

Важнейшие моральные требования кодексов "Адыгэ Хабзэо", "Тау адеб", "Домострой", «Абаза ц1ас» и т.д.


Литература:

  1. Материалы научно - практической конференции "Развитие личности в поликультурной образовательной среде". Черкесск, 2010г.

  2. Накохова Р.Р. Психология ценностных ориентации этнофоров Северного Кавказа. М., Линкор, 2008г.

Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М. МГУ, 2007г.

^ 3.4 Девиантное поведение подростков. Профилактика девиантного поведения.

Понятие «девиантное поведение». Категории девиантного поведения. Классификация социального отклонения в девиантном поведении. Виды девиантного поведения. Причины и факторы девиантного поведения. Профилактика девмантного поведения. Диагностика девиантного поведения. Тренинги по профилактике девиантного поведения.

Литература:

Кон И.С. Психология старшеклассника". - М. 2009г Кудрявцев В.Н. Мотивация преступного поведения. -М. 2007г. Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростка. - М. 2008г


IV Модуль. Предметный.


Библиографический список.

1.Бокарев Е.А., Климов Г.А. Иберийско-кавказские языки. Сб. «Языки народов СССР», т.4.-М., 1964.

2.Генко А.Н. Абазинский язык.-М., 1955.

3.Генко А.Н. О языке убыхов. Известия АН СССР. Отделение гуманитарных наук. Серия VII.-М., 1927, №3.

4.Фонетические взаимоотношения абхазского и абазинского языков. Труды абхазского ИЯЛИ.-Сухуми, 1957.

5.Гецадзе И.А. Очерки по синтаксису абхазского языка.-Л., 1979.

6.Климов Г.А. Очерк общей теории эргативности.-М., 1973.

7.Клычев Р.Н., Табулова-Мальбахова Н.Т. Краткий грамматический очерк абазинского языка. Приложение к «Абазинско-русскому словарю».-М., 1967.

8.Клычев Р.Н. Словарь сочетаемости локальных превербов с суффиксоидами и глагольными корнями в абазинском языке.-Черкесск,1994.

9.Клычев Р.Н. Локально-превербное образование глаголов абазинского языка.-Черкесск,1994.

10.Ломтатидзе К. В. Ашхарский диалект и его место среди других абхазско-абазинских диалектов.-Тбилиси, 1954.

11.Ломтатидзе К.В. К вопросу об окаменелых экспонентах грамматических классов в именных основах абхазского языка.

12.Ломтатидзе К.В. К генезису одного ряда троечных спирантов в адыгских языках. Доклады и сообщения института языкознания, т.4.-М.,1951.

13.Ломтатидзе К.В. Историко-сравнительный анализ абхазского и абазинского языков.-Тбилиси, 1976.

14.Ломтатидзе К.В. Об одной фонетической закономерности в абхазско-абазинских диалектах. Сообщения АН Груз.ССР, т.3,№8.-Тбилиси, 1942.

15. Ломтатидзе К.В. Тапантский диалект абхазского языка.-Тбилиси, 1944.

16.Ломтатидзе К.В. Некоторые вопросы звуковых процессов и звуковых соответствий в иберийско-кавказских языках. Сообщения АН Груз. ССР, т.16, №10.-Тбилиси, 1955.

17.Марр Н.Я. О языке и истории абхазов.-М.,1938.

18.Пазов С.У. Фразеология абазинского языка.-Черкесск,1994.

19. Пазов С.У. Абазинский литературный язык. Очерки фразеологии и синтаксиса.-Карачаевск, 2000.


Абазинская литература.

1.Абазины. Историко-этнографический очерк.-Черкесск,1989.

2.Очерки истории Карачаево-Черкесии, т.2.-Черкесск,1972.

3.Карачаево-Черкесия за полвека.-Черкесск,1972.

4.Тугов Владимир. Абаза литература ащаквгылра.-Черкесск,1966.

5.Абхазская литература. (Краткий очерк)-Сухуми,1968.

6.История Советской многонациональной литературы. ТТ.2,4,5,6.-М., 1972-1974.

7.Тугов В.Б. Абазинский роман.

8.Тугов В.Б. Мудрость веков.-Черкесск, 2002.

9.Чекалов П.К. Айсра апхъала абаза литература.-Ставрополь-2008.

10.Чекалов П.К.Страницы истории абазинской литературы.-Черкесск,1995.

11.Тугов В.Б. Очерки истории абазинской литературы. Черкесск.-1970.

12. Тугов В.Б. Ахъвыцра агIамта.-Черкесск,1979.








Похожие:

Программа курсов повышения квалификации по абазинскому языку и литературе. Актуальность iconПрограмма курсов повышения квалификации по черкесскому языку и литературе. Актуальность
Актуальность программы обусловлена введением фгос начального и основного общего образования, как одного из основных направлений национальной...
Программа курсов повышения квалификации по абазинскому языку и литературе. Актуальность iconКвалификационная работа Слушателя курсов повышения квалификации Учителей школ по предмету пдд тгиппкпк тема: «Структура, организация, проведение уроков и контроль знаний учащихся по пдд»
Ташкентский Городской Институт Переподготовки и Повышения Квалификации и Педагогических Кадров
Программа курсов повышения квалификации по абазинскому языку и литературе. Актуальность iconМбоу «Ильинская сош» прохождение курсов повышения квалификации педработников
Повышение квалификации работников образования в сфере икт и формирование у них базовой икт
Программа курсов повышения квалификации по абазинскому языку и литературе. Актуальность iconПрограмма по русскому языку 5-9кл, 2008г. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А. Программа по русскому языку, 2010г
Наименование предмета (в т ч наименование интегрированных курсов, элективных курсов (при профильном обучении)
Программа курсов повышения квалификации по абазинскому языку и литературе. Актуальность iconТематический план проведения курсов повышения квалификации Межрегионального учебного центра Сибгути на ii-e полугодие 2012 года
Тематический план проведения курсов повышения квалификации Межрегионального учебного центра Сибгути
Программа курсов повышения квалификации по абазинскому языку и литературе. Актуальность iconПлан-проспект курсов повышения квалификации (образовательных модулей, семинаров) на 2013 год в оау дпо липецком институте развития образования

Программа курсов повышения квалификации по абазинскому языку и литературе. Актуальность iconПрограммы краткосрочного повышения квалификации «Немецкий язык для начинающих». Уровни 1 (А1) и 2 (А2)
Программа краткосрочного повышения квалификации «Немецкий язык для начинающих» (далее: Программа) составлена в соответствии с требованиями...
Программа курсов повышения квалификации по абазинскому языку и литературе. Актуальность iconОтчет о прохождении курсов повышения квалификации в 2013 году
Кпк «Системно-деятельностный подход к обучению математике в контексте фгос второго поколения»
Программа курсов повышения квалификации по абазинскому языку и литературе. Актуальность iconПрограмма по литературе для 5-9 классов среденй школы. Под ред члена- корреспондента рао, профессора В. Г. Маранцмана -спб, СпецЛит, 2000
Зачётная работа обучающейся на курсах повышения квалификации по программе «Интеграция отечественного и зарубежного опыта. Педагогическая...
Программа курсов повышения квалификации по абазинскому языку и литературе. Актуальность iconУчебно-методического центра по образованию и повышению квалификации работников культуры и искусства Челябинской области по проведению курсов повышения квалификации для работников культуры и искусства Челябинской области в 2013 году
«Современные технологии организации массовых праздников и театрализованных представлений»
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты