Программа по предмету «окружающий мир» во 2 классе пояснительная записка icon

Программа по предмету «окружающий мир» во 2 классе пояснительная записка



НазваниеПрограмма по предмету «окружающий мир» во 2 классе пояснительная записка
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрограмма


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

ВО 2 КЛАССЕ

Пояснительная записка

Рабочая программа создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта на­чального общего образования второго поколения по предметным областям «Естествознание» и «Обществознание», реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир» на основе авторской программы О. Т. Поглазовой (учебно-методический комплект «Гармония»; издательство «Ассоциация XXI век»), в соответствии с Основной образовательной программой Муниципального образовательного учреждения Пижемская средняя общеобразовательная школа.


Основными целями изучения курса «Окружающий мир» являются:

- создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, на­чатого в семье и в дошкольном учреждении;

-последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира;

-создание содержательной пропедевтической базы для дальнейшего успешного изу­чения в основной школе естественно-научных и гуманитарных курсов;

- формирование предметных умений, универсальных учебных действий и информаци­онной культуры;

-выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим
миром;

-создание условий для самопознания и саморазвития младших школьников.


При этом решаются следующие задачи:

-развивающие: развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире;


  • образовательные: ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества, усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимо­связях окружающего мира, освоение общенаучных и специфических методов познания ок­ружающего мира и разных видов учебной деятельности, формирование умений добывать информацию из различных источников и представлять её в разных формах;




  • воспитательные: воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного от­ношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоро­вью других людей, уважения к прошлому своих предков; формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в об­ществе.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандар­том начального общего образования второго поколения и представлены в примерной про­грамме содержательными блоками: «Человек и природа» и «Человек и общество», которые делятся на соответствующие разделы: «Человек и природа», «Красота и разнообразие не­живой природы», «Человек и общество», «Наша Родина - Россия», «Человек - творец»,

В содержании курса «Окружающий мир» интегрируются естественно-научные, гумани-
тарные и практические знания о природе, человеке и обществе. Каждая из этих областей
объединяет знания нескольких наук, что предоставляет широкие возможности межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.

В процессе освоения содержания данного предмета учащиеся приобретают общеучебные умения и навыки: наблюдать и сопоставлять, спрашивать и доказывать, выявлять взаимозависимости, причины и следствия, отражать полученную информацию в виде рисунка,
схемы, таблицы, проводить несложные опыты, пользоваться приборами, ориентироваться
на местности, приобщаться к творческому труду. При этом знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сфер учащихся, их
творческих способностей, которое осуществляется через активизацию сенсорного восприятия окружающего мира во время экскурсий и прогулок, использования литературных и художественных образов объектов и явлений природы.

Учащиеся осваивают различные виды учебной деятельности: получают знания об ок­ружающем мире из различных источников, используя разные способы познания; начинают осмысливать окружающий мир, ориентироваться в нём, понимать место и роль человека в мире; осознают, что мир красив, многообразен, един, изменчив. Приобретают желание ос­ваивать новые способы деятельности, познавать глубже окружающий мир, активно действо­вать в нём.

Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных дей­ствий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (за­пись, обобщение, структурирование, презентацию в вербальной и наглядной формах); пла­нируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов.


При реализации интегрированного курса «Окружающий мир» применяются различные формы организации учебного процесса: дидактические игры, уроки в музеях, на пришколь­ном участке, в парке, на улицах города или поселка и др.; уроки исследования и эксперт ментальной проверки каких-то гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции.


В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Окружающий мир» во 2 классе отводится ^ 68 часов в год, 2 часа в неделю.


Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

  1. Окружающий мир: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. I. О. Т. Поглазова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012

  2. Окружающий мир: Тестовые задания для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений / ОТ. Поглазова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013



учебно-тематический план






^ Содержание программного материала

Количество часов

1

Человек и его здоровье

10 ч

2

Человек и общество

8 ч

3

Природные тела и явления

29ч

4

Наша Родина - Россия

10 ч

5

Человек - творец

11ч

6

Резерв

4 ч




ИТОГО

68 часов



^ Содержание программы (68 часов)


Тема

Содержание программного материала


Универсальные учебные действия

^ Наблюдения, практические и творческие работы. Экскурсии

Человек и природа

Живая и неживая природа. Человек как часть живой природы. Отличия человека от животных (разумное существо, преоб­разователь природы). Человек - строитель. Старинные и современные жилища народов России: Человек - изобретатель транспортных средств. Виды транспорт­ных средств: наземные, водные, воздуш­ные, космические. Разнообразие профессий (профессии, связанные с природой и людьми). Важность и необходимость профессии эколога в современном мире. Здоровье человека. Роль природы в со­хранении и укреплении здоровья. Значе­ние режима дня, закаливания, физиче­ских упражнений. Спорт и здоровье. Зна­чение органов чувств, важность их сохранения. Чистота - залог здоровья. Оказа­ние первой помощи при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог, обморожение). Азбука безопасности. Правила безопас­ного поведения (в городе, среди людей, на природе). Правила безопасного поль­зования бытовыми электрическими при­борами, противопожарная безопасность. Куда обращаться за помощью в экстрен­ных случаях (болезнь, пожар, злоумышленник, утечка газа и др.).


Принимать и ре­шать познаватель­ные и учебные за­дачи, выбирать нужную информа­цию из текста, ил­люстрации, схемы. ^ Читать схемы и работать с ними;давать, аргументи­рованный ответ на поставленный во­прос.Собирать инфор­мацию из иллюст­раций, собственных наблюдений, учеб­ного текста, рассуж­дать и проверять свои выводы.


Наблюдения при­родных явлений.


Проверка остроты зрения и слуха.


Гимнастика для глаз.


Определение свойств тел ося­занием.


Оказание первой помощи.

Разыгрывание сценок безопасно­го поведения.


^ Природные тела и явления

Кто и как изучает окружающий мир. Какие
учёные изучают природу. Природные тела и явления, происходящие в живой инеживой природе. Объекты и явления
неживой природы, наблюдаемые на дневном небе (Солнце, облака). Облака,как они образуются. Разнообразие фор-
умы облаков (перистые, кучевые, слоистые, грозовые). Осадки: дождь, снег.град. Экологические проблемы, связанные с облаками. Гроза, способы защитыот неё. Правила безопасного поведенияво время грозы. Солнце - ближайшая к Земле звезда, источник света и тепла.. Опасность солнеч­ного ожога и теплового удара. Правила безопасного поведения под солнечными лучами. Значение Солнца для растений, животных, человека. Почитание Солнца древними. Образ Солнца в произведени-. ях народного творчества, Звёзды и планеты. Планета Земля, её форма и размеры. Представления древ­них о Земле. Первый космонавт мира Ю.А. Гагарин. Движение Земли: враще­ние вокруг оси, обращение вокруг Солн­ца.Глобус - модель Земли. Космические объекты и явления, наблюдаемые на ночном небе. Луна - спутник Земли. Из­менения вида Луны (фазы Луны). Косми­ческие путешествия на Луну. Звёзды и созвездия. Планеты, кометы, метеоры, метеориты. Красота ночного неба. Что изучает наука география. Океаны и мате­рики Земли, их число, названия, распо­ложение на глобусе и карте полушарий. Формы земной поверхности; горы и рав­нины, их разнообразие, условное обозна­чение на карте. Холм, части холма (вер­шина, склон, подошва). Овраги, их обра­зование и борьба с ними. Горы и люди (геологи, использование горных пород, дороги в горах, горные санатории и др.).

Опасность путешествия в горах, правила безопасного поведения. Вулканы, опас­ность их извержения. Изменение и за­грязнение суши людьми: карьеры и отва­лы, свалки из пустых пород. Важность сохранения красоты и чистоты земли. Вода на Земле. Группы природных водо­ёмов: естественные и искусственные; пресные и солёные. Естественные водо­ёмы: океан, море, озеро, река; Части ре­ки: исток, притоки, устье. Болото, его зна­чение для рек. Искусственные водоёмы: водохранилище, пруд, канал. Значение воды для человека, растений, животных. Важность сохранения чистоты источников питьевой воды и необходимость эконом­ного её расходования в быту. Проблема загрязнения водоёмов промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми от­ходами. Правила безопасного поведения на берегах водоёмов. Виды земной по­верхности и водоёмов родного края. Кра­сота природных пейзажей в произведе­ниях поэтов, писателей, художников, композиторов.


^ Читать и состав­лять простые схе­мы,извлекать ин­формацию из карты. Моделировать предметы окру­жающего мира, вы­сказывать и аргу­ментировать свои предположения, ра­ботать в паре, да­вать оценку выска­зываниям одноклассников. Анализировать ри­сунки, уметь обоб­щать информацию. Работать с допол­нительной литера­турой и готовить сообщение. Ставить познава­тельную задачу, соотносить ин-формацию из раз­ных источников. Представлять ре­зультаты наблюде­ний в разной форме.

Наблюдение дневного и ночно­го неба.

Наблюдение раз­ных форм обла­чков.

Изготовление ап­пликаций «Ночное небо»,

Моделирование разных форм об­лаков (из бумаги, из ваты).

Проектная работа «Космическое пу­тешествие».

Наблюдение форм земной по­верхности.

Проектная работа «Горьки люди».

Моделирование разных форм су­ши (из пластили­на, из песка и гли­ны, гипса).

Наблюдение во­доёмов.

Изготовление ап­пликаций «На мо­ре», «Озеро», «Болото».

Проектная работа «Реки и люди».

Экскурсияпо ок­рестностям города (посёлка).

Экскурсияна ме­стный водоём.


^ Человек и общество

Что объединяет людей, их взаимоотно­шения. Культура и формы общения с взрослыми людьми и сверстниками. Эмо­циональное состояние человека, прояв­ление чувств. Некрасивое поведение че­ловека (грубость, неряшливость, жад­ность, нечестность, леность, недоброже­лательность, жестокость). Уроки вежли­вости. Друзья, взаимоотношения с ними. Кого называют настоящим другом. Ду­ховная красота человека (щедрость, ис­кренность, честность, доброта, умение дружить). Талант и трудолюбие. Творче­ство и мастерство человека. Семья -ячейка общества, его основа. Члены се­мьи, поколения. Имя, отчество, фамилия, их происхождение. Родословная (предки, ближайшие родственники). Родовые и семейные традиции. Семейные реликвии: Труд, отдых, семейные праздники. Взаи­моотношения в семье (распределение обязанностей, забота о младших, стари­ках, больных, помощь взрослым).

Моделироватьси­туации общения; Оцениватьформы поведения во взаи­моотношениях с од­ноклассниками, друзьями, взрослыми. Оценивать своё со­стояние и окружаю­щих людей, давать оценку поступкам одноклассников. Работатьсо схемами,выделятьглавную мысль в тексте.

Выполнятьпроект­ную работу ипрезентовать её.

Наблюдение взаимоотношений людей разного возраста


Составление карточки-определителя «Какой я».


Составление сво­ей родословной.


Ролевая игра

«Уроки , вежливости».


Проекты (по вы­бору); «Мой луч­ший друг», «Моя семья», «Семей­ный альбом», «Памятная реликвия».

^ Наша Родина-Россия

Родина, соотечественники. Россия-мно­гонациональное, крупнейшее по террито­рии государство мира. Сухопутные и мор­ские границы, расположение на карте. Государственные символы: флаг, герб, гимн России. Конституция,- основной За­кон государства. Обязанности и права гражданина России. Права и обязанности ребёнка. Государственные праздники.. Главное богатство Родины - её народ, защитник и созидатель. Народы, насе­ляющие Российскую Федерацию, их на­циональные традиции. Москва – столицаРоссии, её достопримечательности. Санкт-Петербург - столица России впрошлом. Российские города: города-миллионеры, города-герои, древние города. Родной край, родные места семьи. Род­ной город (поселок); Достопримечатель­ности и исторические памятники родного города-(посёлка). Расположение родного края, его центра, родного города на карте.

Выполнятьпроект­ную работу, тесто­вые задания разных типов, работать с блок-схемами алго­ритмов.

Выделять нужную информацию из тек­ста (учебного, худо­жественного), из иллюстрации, уме­ние работать со словарём. Проводить наблю­дения, анализиро­вать их.Выдвигать про­блемы и решать их. Классифицировать предметы окру­жающего мира.


Наблюдение ис­торических и при­родных памятни­ков родного края.

Изготовление ап­пликации «Нацио­нальные одежды Народов России».

Ролевая игра или проект «Я - экс­курсовод» (по родному городу, по Москве и др.).


Человек-творец


Человек - строитель. Профессия архи­тектор. Старинный и современный облик города. Улица, проспект, бульвар. Пло­щадь, парк, сквер. Объекты городского хозяйства: почта, магазины, поликлиника, аптека. Культурные центры города: биб­лиотеки, музеи, театры, стадионы. Проблемы современного города. Что де­лать с отходами городского хозяйства, промышленности, бытовыми отходами. Опасность пребывания на свалках. Пере­работка отходов, их использование - ре­шение этой экологической проблемы. Общественный транспорт, пассажирский, грузовой, специальный. Проблема за­грязнения окружающей среды наземным, водным и воздушным транспортом. Про­блема создания экологически чистых транспортных средств. Важность озеле­нения городов.

Для чего люди создают музеи. Экспонаты разных музеев. Профессия археолога, краеведческий и исторический музеи. Коллекции старинных предметов быта: одежды, обуви, домашней утвари, све­тильников и др. История письменности и книги. Бережное отношение к книге. Ста­ринные средства счёта и современные вычислительные устройства. Старинные и современные средства связи. Мир ис­кусства. Виды художественного творчест­ва: литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино. Художественные музеи - хранилища старинных и совре­менных произведений искусства. Красота природная и рукотворная. Сим­метричные и несимметричные объекты окружающего мира, Симметрия в объек­тах живой природы: в строении растений, животных, теле человека. Виды симмет­рии: осевая (зеркальная), центральная (поворотная), орнаментальная (переносная). Использование разных видов сим­метрии в творениях человека: в архитек­турных сооружениях, парковых ансамб­лях, мостах, украшениях одежды, пред­метов быта и др.


Наблюдать, описы­вать свои наблюде­ния.

Анализировать ри­сунки, текст и извлекать из них нуж­ную информацию. Оценивать произ­ведения искусства, своё поведение и других людей. Выполнять и пре­зентовать проектное исследование. Применять знания в практической дея­тельности.


Выявление источ­ников загрязнения двора, улицы, города (посёлка). Составление про­екта озеленений двора или улицы. Наблюдение сим­метричных узоров на предметах до­машнего обихода, в городских со­оружениях. Проверка симметричности плоских фигур и опреде­ление оси сим­метрии

Проекты (по вы­бору): «Город бу­дущего», «Транс-порт будущего». Ролевая игра «Я -эколог».

Экскурсии (по вы­бору):

  • по городу,

-в парк,

  • в музей архитек­туры,

  • в старинную усадьбу,

-в исторический или краеведческий музей,

-в музей истории техники или архи­тектуры,

-в художествен­ный музей



Похожие:

Программа по предмету «окружающий мир» во 2 классе пояснительная записка iconРабочая программа по предмету: окружающий мир во 2 б классе Ганиева Айслу Салаватовна Уфа-2012 пояснительная записка
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №6 Октябрьского района городского округа город Уфа
Программа по предмету «окружающий мир» во 2 классе пояснительная записка iconПрограмма по курсу «Окружающий мир» класс Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы «Окружающий мир» умк «Гармония»
Программа по предмету «окружающий мир» во 2 классе пояснительная записка iconТематическое планирование по предмету: «окружающий мир» 2 класс (1-4). (система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова) Учитель: Румянцева О. А. Пояснительная записка
...
Программа по предмету «окружающий мир» во 2 классе пояснительная записка iconПояснительная записка преподавание предмета «Окружающий мир»
Преподавание предмета «Окружающий мир» во 2 классе ведётся по авторской программе «Начальная школа 21 века»
Программа по предмету «окружающий мир» во 2 классе пояснительная записка iconПрограмма по окружающему миру 1 класс Пояснительная записка
Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А. А. Плешакова «Мир...
Программа по предмету «окружающий мир» во 2 классе пояснительная записка iconПояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Программа по предмету «окружающий мир» во 2 классе пояснительная записка iconОкружающий мир пояснительная записка
Рос­сии, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», приведенной...
Программа по предмету «окружающий мир» во 2 классе пояснительная записка iconОкружающий мир пояснительная записка
Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования,...
Программа по предмету «окружающий мир» во 2 классе пояснительная записка iconНаучная работа проходила в 2008-2009 году в 3 этапа: 1) диагностический (сентябрь-октябрь); 2) формирующий (ноябрь март); 3) контрольный (апрель). Задачи диагностического этапа: Выявить отношение учащихся к предмету «Окружающий мир»
...
Программа по предмету «окружающий мир» во 2 классе пояснительная записка iconРабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе авторской программы Поглазова О. Т. «Окружающий мир»...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты