Тема: «Развитие социальной и коммуникативной одаренности у детей младшего школьного возраста» icon

Тема: «Развитие социальной и коммуникативной одаренности у детей младшего школьного возраста»



НазваниеТема: «Развитие социальной и коммуникативной одаренности у детей младшего школьного возраста»
Щербакова О.В
Дата17.10.2016
Размер
ТипРеферат

ГОУ ДПО РО ИПК и ПРО

кафедра психологии


Проект по работе с одаренными детьми


Тема: «Развитие социальной и коммуникативной одаренности у детей младшего школьного возраста»


Выполнила: педагог-психолог

МОУ СОШ №77

Щербакова О.В.


Содержание


  1. Введение

Актуальность проблемы

Цель и задачи 3 стр.

  1. Глава I «Социальная одаренность и её проявлении у детей» 4-6 стр.

1.1. Одаренный ребенок: Какой Он?

1.2.О социальной одаренности и коммуникативных способностях.

1.3. Факторы социально одаренного ребенка


3. Глава II «Методы выявления социальных способностей 7-11стр.

и признаков одаренности в сфере общения»


4.Глава III «Развитие социальной одаренности и формирование 12-16 стр. коммуникативных способностей в условиях ОУ»


5. Приложение 17-28 стр.


6. Литература 29 стр.


^

Введение

1. Актуальность проблемы


Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?

  • Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.

  • В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.

  • В школе должны быть свои традиции.

  • Школа должна давать современное образование.

  • В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Одаренность – понятие поэтическое «Священный дар»

Какие бы определения ни давали мы способностям, таланту, гению, в основе всегда – одаренность. Задатки, одаренность – от природы, уровень и формы – от культуры, воспитания, от исторического заказа. В обществе появилась необходимость обратить внимание на развитие социальной одаренности. Мы говорим об одаренности, которая проявляется в сфере межличностного общения и личностных отношений. Если одаренность личности может проявляться в разных видах деятельности, то личностная одаренность прежде всего – в общении. От личностной одаренности во многом зависит развитие любых других способностей человека.

Цель: дать первоначальное представление о современном уровне исследования в этой области; способствовать выявлению и развитию признаков социальной одаренности; помогать таланту, раскрыться не только в сфере его основных увлечений, но и в отношениях с окружающими.

Задачи:

1. Воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.

2. Расширение единого образовательного пространства школы для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.

3. Сохранить и укрепить психологическое здоровье ребенка и взрослого.


Глава I

О социальной одаренности и её проявлении у детей


    1. Одаренный ребенок: Какой Он?

«Одаренный», «способный», «талантливый» - эти слова часто произносятся нами – педагогами, психологами и родителями. И это естественно, закономерно, поскольку отражает характерную для сегодняшнего дня тенденцию – гуманизацию. Ведь развитие личности, её достижения в жизни, самореализация тесным образом связаны с её способностями, одаренностью.

Под способностями понимают, как правило, такие особенности человека, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют его пригодность к конкретному виду занятий.

Одаренность чаще всего трактуется как качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное осуществление деятельности. Эту индивидуально-психологическую особенность ученые характеризуют как системное, развивающее в течение жизни качество психики, позволяющее достичь человеку высоких результатов.

«Ребёнок с признаками одаренности»

У ребенка уже впервые годы жизни проявляются признаки одаренности:

- опережение в развитии речи и мышлении своих сверстников;

- раннее проявление улыбки и раннее узнавание лиц, ухаживающих за ребенком;

- обладание значительной памятью;

- способность к длительной сосредоточенности; повышенный объем внимания;

- высокий уровень активности;

- проявление любопытства и любознательности;

- проявление ранней увлеченности, постоянство в своих любимых занятиях, высокий интерес к содержанию решаемой задачи;

- самостоятельный выбор занятия, а не пассивное его принятие;

- креативность, яркое воображение, восприимчивость ко всему новому, необычному;

- перфекционизм (стремление доводить продукты своей деятельности до соответствия их высоким требованиям);

- высокий уровень обучаемости и явное получение удовольствия от этого процесса;

- чувство юмора;

- широта интересов;

- повышенная чувствительность, ранимость и сострадательность;

- самостоятельность, независимость, уверенность в себе;

- чувство справедливости.

Как отмечал известный психолог С.Л.Рубинштейн, развитие способностей совершается по спирали. Очень важно пробудить имеющиеся задатки, заметить их проявление, не дать «засохнуть», «заглохнуть» дарованию, обеспечить своевременное успешное прохождение первых этапов развития способностей и одаренности в период дошкольного детства. И, конечно же правильно отнестись к детям, обладающим признаками одаренности, принять их. К сожалению удается это не каждому. Появление ребенка с признаками одаренности в одних семьях вызывают у родителей чувства радости, восхищения, стремление активно содействовать его дальнейшему развитию, расти самим, в других – растерянность, дискомфорт.

    1. ^ О социальной одаренности и коммуникативных способностях.

Как показывают современные исследования, в своей жизни добиваются многого (профессионального успеха, хорошего материального положения, известности и т.д.) не всегда те, у кого высоко развиты умственные способности (коэффициент интеллекта IQ выше 120 баллов), а, как правило, люди, обладающие способностью легко вступать в общение, устанавливать благоприятные межличностные отношения, имеющие выраженные лидерские качества и организаторские способности, а также умеющие правильно выбрать сферу своей деятельности и двигаться к своей цели.

Общение – это сложный и многоплановый процесс, который выступает как средство передачи форм культуры, общественного опыта, языка, речи.

Основой успешности в общении выступает социальная (лидерская) одаренность, под которой понимается совокупность всех качеств человека, от которой зависит продуктивность общения.

Социальный интеллект – это глубина понимания и дальновидность в межличностных отношениях. Социальное мышление связывают со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции поведения человека. Социальный интеллект не только «обслуживает» общение человека с другими людьми, но и позволяет ему оценить собственные достоинства и недостатки, понять свое поведение. Он проявляется во внимании человека, его восприятии, памяти, мышлении, других познавательных процессах, функционирующих как единая целостная система, когда объектом выступают люди или сам «владелец» этого интеллекта.

^ Функции социального интеллекта разнообразны. Значимы не только познавательно-оценочная и рефлексивная, но также коммуникативно-ценностная и коррекционная функции.

Коммуникативно-ценностная функция проявляется, в частности, в создании идеально содержательного плана, связанного с определением ситуации социального действия. Человек не просто воспринимает, констатирует информацию, он преобразует её, выявляет проблемы, ставит задачи, связанные с социальными отношениями. Кроме того, данная функция проявляется в акте «обнаружения» себя в другом человеке, в способности понимать личностные и социально-психологические позиции других людей.

Рефлексивно-коррекционная функция социального интеллекта обеспечивает на основе самопознания внесение изменений в процесс взаимодействия, с тем чтобы уменьшить, «смягчить» внутренний конфликт человека, позволяет в определенной степени контролировать его эмоции и потребности, участвует в сдерживании негативных эмоций, помогает человеку выйти из состояния стресса, воспользоваться механизмом психологической защиты.

В структуру социальной одаренности входят такие качества, как психологическая и социально-психологическая наблюдательность (способность к адекватному отражению взаимоотношений в группе); децентрация(способность человека поставить себя на место другого участника общения и «следить», «смотреть» на происходящее и на самого себя его глазами; интуиция.

^ С социальной одаренностью связывают и эмоциональное мышление (EQ).

Оно включает в себя тесно связанные компоненты:

- восприятие, оценка и выражение эмоций;

- эмоциональная поддержка размышлениям;

- понимание и анализ эмоций, применение эмоционального знания (предполагает знание о причинах эмоций, их последствиях и изменении во времени);

- рефлексивное регулирование эмоций с целью эмоционального и интеллектуального развития.

Развитый эмоциональный интеллект социально одаренной личности – лидера – содействует в успешной реализации ею важных функций (в воздействии на людей, зарождении и поддержании в них энтузиазма, чувства уверенности, создании атмосферы взаимного доверия).

В структуру личности социально одаренного человека входят и особенности его мотивационной сферы. У человека особый дар привлекать к себе людей.

К числу отличительных характеристик социально одаренной личности относят также креативность (социальную), ответственность поведения, психическое и психологическое здоровье.

^ 1.3.Факторы социально одаренного ребенка.

Главным фактором развития социальной одаренности является семья.

Мать влияет на становление у ребенка социального интереса. Материнская любовь и забота, нежность к мужу, другим детям, к людям в целом выступают для ребенка ролевой моделью реализации социального интереса, которое распространяется на более широкое социальное окружение ребенка.

Второй по значимости фактор развития социального интереса у ребенка – отец.

Его идеальная ролевая модель предполагает позитивную установку по отношению к жене и детям, работе, обществу, а также активное, наряду с матерью, участие в воспитании, демократическое и уважительное отношение к детям.

Третьим фактором выступает атмосфера в семье. Взаимная дружеская любовь и уважение образует оптимальную среду для развития социального интереса ребёнка.

Наблюдения и специальные исследования показывают, что в тех семьях, где дети обнаруживают склонность к лидерству, родители не бывают агрессивными по отношению к ним и вместе с тем никогда не проявляют сверхопеку, предоставляют им возможность самостоятельность действий и решений.

Социальная одаренность формируется у детей в семьях, где основными характеристиками стиля общения являются устойчивость, согласие, влияние. Это значит, что такие дети воспитываются в условиях искренней дружелюбной микросреды, в которой ценится личностное общение, всегда защищены от неприятностей; их родителям свойственны демократический стиль общения друг с другом и с детьми, умение организовать интересный детский досуг. Такая социальная микросреда достаточно надежна, в ней не бывает неожиданных изменений, детям уделяется должное внимание, существует определенный контроль за их действиями.

В разговоре о социальной одаренности младшего школьника представляется необходимым обратить внимание на развитые коммуникативно – речевые способности, позволяющие ему с достаточной индивидуальной выразительностью, полнотой и точностью проявлять свое отношение к партнерам по общению.

Для высокого уровня способностей коммуникативно одаренных детей характерны устойчивая сформированность мотивов общения со взрослыми и сверстниками, частота контактов, инициативность, активность взаимодействия с окружающими людьми, выраженная в формах эмоционально-личностного, ситуативно- делового, внеситуативного общения; понимание и использование богатого спектра невербальных средств, знание вежливых форм контактов и владение контактоустанавливающими действиями речевого и невербального характера; развитость и разнообразие построений речевых высказываний в диалоге и монологе, их адекватность пространственно-временному и партнерскому окружению, связность, логичность текстов, наличие творческих рассказов.

Итак, социальная одаренность детей младшего школьного возраста имеет сложную структуру.

«Таланты будущих поколений могут быть охраняемы только путем развития и воспитания юных талантов; для этого же необходимо их раннее узнавание», - считал известный исследователь Г.Ревеш.


Глава 2

Методы выявления социальных способностей и признаков одаренности в сфере общения

^ Можно сказать без всякого преувеличения,

Что решительно все практиченские меро-

Приятия по охране развития ребенка, по его воспитанию и обучению…необходимо нуждаются в диагностике развития.

Л.С. Выготский

Для чего проводят диагностику? Чаще всего:

- для удовлетворения интереса со стороны взрослых, в отдельных случаях – родительского и педагогического тщеславия;

- для снятия тревожности, страха за ребенка («не такой, как все – это болезнь, ненормально»);

- для определения форм психологической помощи неординарному ребенку;

- для создания условий развития дарования, в частности – выбора развивающих заданий, программ обучения и воспитания.

Изучение способностей и одаренности в области общения предполагает опору на такие принципы, как:

- комплексный подход к оцениванию разных сторон поведения и деятельности;

- развернутое во времени наблюдение за поведением в разных ситуациях;

- анализ деятельности ребенка в тех сферах, которые наиболее соответствуют его интересам;

- охват более широкого спектра социальных способностей.

Очень важно изучить, насколько развиты отдельные компоненты данного вида одаренности – социальное и эмоциональное мышление, социально-психологическая наблюдательность, коммуникативные и организаторские способности ребенка, его личностные качества (развитость нравственных чувств, интерес к людям, эмпатия и др.) Лидерство предполагает самоуважение, позитивные Я-концепцию и самооценку, креативность, творческие способности ребенка. Успехи ребенка младшего школьного возраста в социальной сфере, в системе межличностного взаимодействия, - главный показатель социальной и коммуникативной одаренности.


^ 2.1.Диагностика межличностного взаимодействия

Межличностное взаимодействие включает в себя как общение, так и взаимоотношения.

Под взаимоотношениями мы понимаем личностно значимое образное, эмоциональное и интеллектуальное отражение людьми друг друга, которое представляет собой их внутреннее состояние.

Общение - это тот наблюдаемый процесс, в котором данное состояние актуализируется и проявляется; это такое поведение людей, в процессе которого развиваются, проявляются и формируются их межличностные отношения. Для этого социально-психологическое исследование класса целесообразно строить в несколько последовательных этапов, каждый из которых обеспечивается собственным методическим инструментарием.

На I этапе, когда дети поступили в первый класс предлагается наблюдение за поведением. Программа наблюдения нацелена на следующие аспекты: проявляет ребенок потребность в социальных контактах или избегает их; каковы уровень развития коммуникативных, организаторских умений, характер и степень выраженности личностной направленности (альтруистическая, эгоистическая).

На II этапе осуществляется социометрическое исследование.

На III этапе по результатам полученных диагностических показателей составляется социально-психологическая характеристика класса и каждого ребенка в системе межличностного взаимодействия. Исходя из этого, планируют и осуществляют воспитательные и коррекционные воздействия на оптимизацию межличностного общения, на полноценное развитие личности каждого ребенка, его способностей, отношений.

В процессе наблюдения на уроке, на перемене, во время игр в оздоровительном лагере «Крепыш» можно использовать схему наблюдения за общением разработанную Бейлзом.


1. Проявляет солидарность, поднимает статус других, оказывает помощь, поощряет, воздает должное.

2. проявляет ослабление напряжения, шутит, смеется, высказывает удовлетворение.

3. Соглашается, пассивно принимает предложения , понимает

Социально-эмоциональная область:

положительная

4. Высказывает предложения, задает тон, направление, оставляет право на самостоятельность для других.

5. Высказывает мнение, оценку, анализирует, выражает чувства, пожелания.

6. Дает ориентацию, информацию, повторяет, выясняет, подтверждает.

7. Просит ориентации, информации, повторения, подтверждения.

8. Спрашивает мнение, просит дать оценку, анализ, выражает чувства.

9. Просит предложений, направления, возможных путей действия



Социально-эмоциональная

Область: нейтральная

10. Не соглашается, проявляет пассивное отрицание, воздерживается от помощи.

11. Выражает напряжение, просит помощи, отступает «с поля боя».

12. Выражает антагонизм, подрывает статус другого, защищает или утверждает себя


Социально-эмоциональная область:

негативная


Оценка степени выраженности у младших школьников коммуникативных качеств и умений, проявляемых в ходе игры, позволяет расширить и углубить представления и знания педагога – психолога о коммуникативной компетентности своих воспитанников, развитости их социальных способностей. В числе таких качеств и умений:

- умение предложить игру, пригласить сверстника;

- умение выслушать сверстника;

- умение вежливо ответить;

- вежливо отклонить предложение;

- стремление и умение подбодрить партнера по игре в случае неудачи.


^ Диагностика межличностных отношений младших школьников

«Игра в почтальона», «Секрет» - дает возможность выявить существенные признаки детских отношений в классе. По количеству полученных картинок, открыток можно судить о положении его в классе. Следует обратить особое внимание на детей, не получивших подарков. Затем провести качественный анализ мотивации детей при осуществлении выбора или в проективной ситуации.

Важную информацию о взаимоотношениях в «детском обществе», о младших школьниках, к которым тянутся сверстники, можно получить с помощью анализа детских рисунков на такие темы, как «Мой друг», «Подарок для друга»

^ Социометрические исследования не могут быть одноразовой акцией, их рекомендуют проводить 2 раза в год.

При этом анализируется устойчивость отношений:

- количество сохранившихся выборов;

- число детей, у которых сохранился хотя бы один сделанный выбор;

- устойчивость социометрического статуса;

- количество и категория выборов детей, которые отсутствовали в этом эксперименте.

Дети, обладающие признаками социальной одаренности, как правило, устойчивое, благоприятное место в системе межличностных отношений в «детском обществе».


^ 2.2. Изучение личности

В процессе выявления детей с признаками социальной одаренности и изучения лидерских способностей важно исследовать мотивацию поведения детей, их социальные эмоции, складывающиеся нравственные ценности, ориентацию, самооценку, творчество, воображение.

Поскольку младший школьник отличается своей непосредственностью, открыт в выражении своих переживаний, для изучения его социальных эмоций важно воспользоваться наблюдением за проявлениями его формирующейся личности, чувств к окружающим в процессе разных видов деятельности.

^ Методика «Цветик – семицветик». Методика «Если бы поймал золотую рыбку».

После прочтения сказки В.Катаева «Цветик – семицветик», сказки А.С.Пушкина у каждого ребенка в индивидуальной беседе можно спросить: « А как бы ты распорядился, если бы у тебя был волшебный цветок или ты поймал золотую рыбку?»

Для изучения ценностной ориентации младших школьников, индивидуального стиля межличностного поведения по шкалам «эгоцентризм – альтруизм» можно воспользоваться и экспериментальными играми «За рулем», «Железная дорога».

Детям во время игры предоставляется полная свобода действий в игре.

Для изучения творчества ребенка можно прибегнуть к тестам на креативность Дж. Гидфорда, П.Торренса)

Сами исследователи креативности в число существенных критерий для её оценки включают такие, как способность самостоятельно увидеть, обнаружить проблему; умение быстро рассмотреть в проблеме как можно больше возможных сторон и связей; гибкость, оригинальность.

^ Методика Липкиной А.И. «Три оценки»

Методика позволяет изучить процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности. Ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Психолог вместе с учителем оценивает работу ученика тремя оценками: адекватной, завышенной и заниженной. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверили ваши работы. У каждой сложилось разное мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведи кружком ту оценку, с которой ты не согласен». Далее проводится беседа по вопросам. Оценивается уровень самооценки, уровень притязаний, выявляется оценочная позиция ученика.

^ Тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки.

Экспериментальный материал – 14 рисунков, которые представляют некоторую типичную для жизни школьника ситуацию. На рисунках не прорисованы лица, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам, точно соответствующим контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо, на другом – печальное. Ребёнку предлагают подобрать подходящее лицо на каждой из 14 картинок. Данным тестом определяется уровень тревожности.

^ Методика школьной тревожности Филипса.

Исследует уровень и характер тревожности, связанной со школой у детей младшего возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться в письменном виде.

^ Многофакторный личностный опросник Р.Б. Кеттелом.

Содержит 12 шкал для измерения степени выраженности черт личности, функционально независимая природа которых установлена в ряде факторно-аналитических исследований.

^ Методика «Дом, дерево, человек»

Выявляется наличие наиболее ярких аффективно окрашенных переживаний по отношению к внутрисемейной ситуации, к взаимодействию с окружающим миром, личностные качества. Ребенку предлагается лист бумаги и карандаш. Задание: нарисовать, как можно лучше, дом, дерево и человека. После выполнения задания проводится короткая беседа об изображенном. По специальной схеме изображение обрабатывается, выявляются как количественные, так и качественные показатели изображения.

^ Методика «Несуществующее животное»

Используется для изучения личностных качеств.

Методика «Рене Жиля»

Данная проективная методика используется для исследования межличностных отношений ребенка, его социальной приспособленности и взаимоотношений с окружающими, некоторых поведенческих характеристик и черт личности.

^ Цветовой тест отношений – модификация теста Люшера.

Используется для изучения эмоциональных компонентов отношений ребёнка к значимым для него людям, в том числе к самому себе и отражающим как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни этих отношений. Ребенку предлагается подобрать цветную карточку, подходящую для описания характера того или иного человека


Глава 3

Развитие социальной одаренности и формирование коммуникативных способностей в условиях ОУ

^ Образование должно помогать людям

становиться помощниками самим себе.

И.Г.Песталоции

В настоящее время внимание к проблеме одаренных детей и их образования усиливается не только за рубежом, но и в нашей стране. Этому в значительной степени способствует и Государственная программа «Одаренные дети».

Создание благоприятных условий для проявления природных задатков воспитанников ОУ, развития и саморазвития личности, способной к оптимальной творческой самореализации, - определяет основную цель образования младших школьников с признаками одаренности.

Выделяют ряд значимых принципов в работе по развитию способностей и одаренности школьников:

- принцип системности и целостности;

- принцип природосообразности и амплификации развития;

- принцип развития детского творчества, воображения на всех этапах обучения и воспитания младших школьников;

- принцип субъективности;

- принцип гармонического сочетания развития ребенка и саморазвития с созданием соответствующих психолого-педагогических и организационных условий для них;

- принцип культуросообразности;

- принцип оптимального педагогического взаимодействия, сотрудничества с родителями воспитанников.

Оказание поддержки в развитии социальной одаренности и коммуникативных способностей младших школьников – важная задача личностного ориентированного педагога.

Рассмотрим основные направления работы педагога-психолога, которые значимы для её решения:

- укрепление и поддержание психологического здоровья детей;

- развитие школьной мотивации;

- повышение уровня самовосприятия, формирование у них позитивной Я – концепции;

- развивать интерес к самопознанию, углублять интерес к человеку, его внутреннему миру, формирование гуманистической направленности поведения, формирование основ духовности;

- развитие и формирование коммуникативно-речевых способностей, невербальных средств общения;

- развитие социального и эмоционального мышления младших школьников;

- развитие творчества и креативности в общении;

- формирование эмоционально-волевой сферы, развитие произвольности в общении;

- развитие организаторских способностей и одаренности;

- приобщение к психологической культуре.

Развивая социальные и коммуникативные способности младших школьников, необходимо научить детей рассуждать, доказывать, проявлять гибкость в поиске адекватных средств общения, контролировать собственную речь.

В настоящее время экспериментально доказана ярко выраженная взаимосвязь между уровнями коммуникативного и эмоционального развития личности младших школьников.


Уровневая модель коммуникативного развития ребенка


Уровень

Внешние проявления

Усвоение норм,

правил поведения

Взаимодействие, сотрудничество со взрослыми и сверстниками

Отношение к окружающим

IV – высокий

Живой интерес, выдержка, спокойствие, богатство эмоций

Творчество, самостоятельность, разумная исполнительность

Активность, сотворчество, доверие, понимание, согласие, взаимоконтроль

Гуманное; чуткость, великодушие, преданность, любовь, уважение

III – выше среднего

Интерес, активность, положительные эмоции, спокойствие

Сдержанность, вежливость, исполнительность, самоконтроль

Сотрудничество, стремление помочь, активность, способность считаться с чужим мнением

Терпимость, заботливость, уважительность, внимательность

II - средний

Равнодушие, пассивность, безучастность, слабость, вялость эмоций, фамильярность

Исполнительность (формально под контролем), знание, но невыполнение; бескомпромиссность,

Авторитарность

Пассивность, выполнение поручений по требованию, нейтральность по отношению к другим, автоматизм, безынициативность

Отсутствие интереса, невнимательность, равнодушие, скрытность; формализм

I – низкий

Грубость, неуважительность, отрицательные эмоции, импульсивность, кривляние, бурные реакции, чрезмерная активность (пассивность), крикливость

Недостаток знаний; неспособность к соблюдению правил и норм поведения; вызов, бесконтрольность

Эгоизм, неспособность считаться с чужим мнением, конфликтность (драчливость)

Открытый – скрытый негативизм, обман, подозрительность, заискивание и ложная стыдливость



^ Примерное тематическое планирование занятий по развитию социальной и коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста




п/п

Содержание

Цель


1 класс

1

Тема: «Я – школьник» 10 часов

  1. Знакомство. Введение в мир психологии.

  2. Как зовут ребят моего класса.

  3. Зачем мне нужно ходить в школу.

  4. Мой класс.

  5. Какие ребята в моем классе.

  6. Мои друзья в классе.

  7. Мои друзья в классе (продолжение).

  8. Мои друзья в классе (продолжение).

  9. Мои успехи в школе.

  10. Моя «учебная сила».

Содействовать осознанию позиции школьника; способствовать формированию дружеских отношений в классе;

развивать уверенность в себе и своих учебных возможностях.

2

Тема: «Мои чувства» 15 часов

  1. Радость. Что такое мимика?

  2. Радость. Как её доставить другому человеку.

  3. Жесты.

  4. Радость можно передать прикосновением.

  5. Радость можно подарить взглядом.

  6. Грусть.

  7. Страх.

  8. Страх, его относительность.

  9. Как справиться со страхом.

  10. Страх и как его преодолеть.

  11. Гнев. С какими чувствами он дружит?

  12. Может ли гнев принести пользу?

  13. Обида.

  14. Разные чувства.

  15. Итоговое. Игра-конкурс КВН «Шаг в психологию»

Рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, страха, гнева; обучать распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей; помочь детям осознать относительность оценки чувств; способствовать снижению уровня страхов.

2 класс

1

Тема: «Вспоминаем чувства» 4 часа

  1. Мы рады встрече.

  2. Понимаем чувства другого.

  3. Мы испытываем разные чувства.

  4. Мы испытываем разные чувства (продолжение)

Актуализировать у детей знания об эмоциональной сфере человека

2

Тема: «Чем люди отличаются друг от друга?» 12 часов

  1. Люди отличаются друг от друга своими качествами.

  2. Хорошие качества людей.

  3. Самое важное хорошее качество.

  4. Кто такой сердечный человек?

  5. Кто такой доброжелательный человек?

  6. Трудно ли быть доброжелательным человеком?

  7. «Я желаю добра ребятам в классе».

  8. Очищаем своё сердце.

  9. Какие качества нам нравятся в друг друге.

  10. Какими качествами мы похожи и чем отличаемся.

  11. Люди отличаются друг от друга своими качествами.

  12. В каждом человеке есть светлые и темные качества.




Ознакомить детей с понятием «качества людей»;

помочь детям исследовать свои качества, изучить свои особенности.

3

Тема: «Какой Я – Какой Ты?» 9 часов

  1. Какой Я?

  2. Какой ты?

  3. Какой ты? (продолжение)

  4. Трудности второклассника в школе, дома, на улице.

  5. Школьные трудности.

  6. Школьные трудности (продолжение)

  7. Домашние трудности.

  8. Домашние трудности (продолжение)

9. Итоговое. Фестиваль игр.

Помочь детям осознать наличие у них разнообразных положительных качеств; учить детей находить положительные качества во всех людях.

3 класс

1

Тема:« Я – фантазер» 7 часов

  1. Я – третьеклассник.

  2. Кого можно назвать фантазером?

  3. Я умею фантазировать!

  4. Мои сны.

  5. Я умею сочинять!

  6. Мои мечты.

  7. Фантазия и ложь.

Помочь детям осознать ценность умения фантазировать; развивать креативные способности детей.

2

Тема: « Я и моя школа» 5 человек

  1. Я и моя школа.

  2. Что такое лень?

  3. Я и мой учитель.

  4. Я и мой учитель (продолжение).

  5. Как справляться с «Немогучками».

Помочь осознать особенности позиции ученика;

Принять учителя таким, какой он есть.

3

Тема: «Я и мои родители» 3 часа

  1. Я и мои родители.

  2. Я умею просить прощения.

  3. Почему родители наказывают детей?

Помочь осознать требования родителей, сопоставить их со своими возможностями и желаниями; обучить детей способам разрешения конфликтов с родителями.

4

Тема: «Я и мои друзья» 5 часов

  1. Я и мои друзья.

  2. Настоящий друг.

  3. Умею ли я дружить?

  4. Трудности в отношениях с друзьями.

  5. Ссора и драка.

Помочь детям осознать качества настоящего друга; подвести к осознанию собственного умения дружить.

5

Тема: «Что такое сотрудничество? 6 часов

  1. Что такое сотрудничество?

  2. Я умею понимать другого.

  3. Я умею договариваться с людьми.

  4. Мы умеем действовать сообща.

  5. Что такое коллективная работа?

  6. Итоговое. Праздник «Алло, мы ищем таланты!»

Дать детям представление о понятии «сотрудничество»

4 класс

1

Тема: «Какой я? Мои силы, мои возможности 8 часов

  1. Моё лето.

  2. Кто я?

  3. Какой я – большой или маленький?

  4. Мои способности.

  5. Мой выбор, мой путь.

  6. Мой внутренний мир.

  7. Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира.

  8. Кого я могу впустить в свой внутренний мир?

  9. Что значит верить?

Помочь каждому ребенку осознать свою уникальность и неповторимость

2

Тема: «Я расту, я изменяюсь» 4часа

  1. Моё детство.

  2. Моё детство (продолжение)

  3. Я изменяюсь.

  4. «Я и моя семья»

Научить осознавать происходящие в них перемены, планировать цели и пути самоизменения; помочь осознать важность таких черт, как уважительность, терпимость, ответственность.

3

Тема: « Моё будущее. Каким бы я хотел стать?» 3 часа

  1. Моё будущее.

  2. Моё будущее (продолжение)

  3. Хочу вырасти здоровым человеком!

Дать детям возможность задуматься о будущем, помочь понять, что будущее начинается с настоящего.

4

Тема: «Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно? 3 часа

  1. Кто такой интеллигентный человек?

  2. Хочу вырасти интеллигентным человеком.

  3. Что такое идеальное «Я»?

Помочь детям осознать понятие «интеллигентный человек»

5

Тема: «Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно? 7 часов

  1. Кто такой свободный человек?

  2. Права и обязанности школьника.

  3. Что такое «право на уважение»?

  4. Права и обязанности.

  5. Нарушение прав других людей может привести к конфликтам.

  6. Как разрешать конфликты мирным путем?

  7. Итоговое. Игра «Ключи от Форта Байярд»

Помочь осознать личную свободу и свободу другого; помочь понять, что свобода связана с обязанностями, что необходимо признавать и уважать права других людей.



ПРИЛОЖЕНИЕ


Психологический час в 4 классе «Я и моя семья»

Цель: развивать качества, необходимые для гармонического сосуществования с родными и близкими людьми; формировать умение отстаивать свою личную позицию; помочь осознать важность таких черт, как уважительность, терпимость, ответственность.


^ I Ритуал приветствия.

Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые взрослые! Сегодня я рада приветствовать не только вас в нашей дружной, школьной семье, но и нашего гостя настоятеля храма Архангела Михаила отца Сергия.

Сегодня на занятии мы поделимся друг с другом хорошим настроением.

Вы готовы? Делай как я! (приветствие по японски)

Итак, друзья, мы зарядились друг от друга положительной энергетикой для того, чтобы поговорить на тему: «Я и моя семья».

Каждый из вас уже в таком возрасте, когда задумывается о жизненных ценностях, которые отражают отношение к себе, к окружающему миру.

Каждый из вас к жизни относится по-разному.

Интересно, что для вас самое главное, что вы ставите на первое, второе, третье место?

Перед вами перечень 14-и жизненных ценностей.

Ваша задача определить наиболее важные из них.

Кто за то, что здоровье самая главная человеческая ценность?

-здоровье - любовь

- мудрость - природа

- интересная работа - материальное благополучие

-учеба - познание

- счастливая семья - творчество

- развлечения - свобода

- друзья - счастье других

А теперь давайте расставим приоритеты.

^ II Основная часть.

  1. Мотивационный блок.

Ассоциации на выражение «Мой дом».

Всем известно выражение «Мой дом – моя крепость».

А что для вас ваш дом, в котором живут ваши близкие и родные вам люди? Крепость, колодец, парусник, корабль или что-то другое?

Представьте себе, что вам задают вопрос и вы даете интервью.

(передать микрофон)

  1. Информационный блок

Однажды Еве сказал Адам.

Сейчас я тебе 7 вопросов задам.

- Кто деток родит мне – голуба моя? И Ева ответила – Я!

- Кто будет стирать, гладить белье, варить, убирать, украшать жилье, меня приласкает – родная моя?

^ И Ева тихонько сказала: Я,Я,Я,Я,Я,Я,


Так появились знаменитых семь «Я» и образовалась слово СЕМЬЯ.

Семья – это колыбель духовного рождения человека.


Наш дом – это наша защита, наш очаг, в котором должен всегда гореть огонек взаимопонимания, доброты, участия.

Школа это тоже наш дом. Давайте и мы зажжем наш очаг. Как светоч дружбы, доброты зажгли огонь надежды и мечты.

Так пусть этот свет, как свет Христов, оберегает мир и наши души.

Но иногда пламя в очаге может быть беспощадным и от былого тепла и понимания остается один пепел. Это происходит в том случае, если недоразумения и непонимание между детьми и родителями перерастают в ненависть и даже вражду.


Как этого избежать, как сделать так, чтобы пламя в очаге твоего дома горело ровно и освещало своим светом всю твою жизнь? Какие человеческие качества вам помогут стать счастливыми и сохранить душевное тепло? (нарисовать солнце на листе и над лучами написать)

Перед вами солнце – символ тепла и света.

Ваша задача над каждым лучом надписать качества, которые помогут добиться вам успеха и счастья в жизни.

- доброта -ответственность - справедливость

- отзывчивость - чувство юмора - сила воли

- сердечность - аккуратность - дисциплинированность

-общительность - непримиримость к злу и равнодушию

-уметь помочь и утешить в трудную минуту

- уверенность - чуткость

- жизнерадостность - независимость

-умение здраво мыслить - самоконтроль

-терпимость - твердость воли

- воспитанность - трудолюбие

- креативность - широта взглядов

Почему происходят конфликты между родителями и детьми?

Как правило конфликты между родными и близкими возникают из-за взаимонепонимания друг друга. Вы знаете, внутри каждого из нас есть три позиции внутреннего «Я».

«Внутренний РЕБЕНОК» - нежный, импульсивный, чувственный, бесконтрольный, любопытный, непослушный, умеющий приспосабливаться, погруженный в мир своих фантазий.

«Внутренний РОДИТЕЛЬ» - заботливый, доброжелательный, верный, нежный, искренний, ласковый, контролирующий.

«Внутренний ВЗРОСЛЫЙ» - грустный, доброжелательный, обиженный, искренний, разозленный, жизнерадостный, истинный и мнимый.

Часто конфликты возникают тогда, когда ребенок и взрослый человек занимают разную внутреннюю позицию. Но об этом подробно мы поговорим на следующем занятии.

  1. ^ Игровое задание («Психогимнастика в тренинге»)

Выбрать желающих из 5 человек. (передать мяч)

А)«Надо – не стоит» закончить предложение, кто не сможет, выбывает из игры

- «Создавать семью надо, потому, что…..»

- «Создавать семью не стоит, потому что…..»

^ Б) «Блок самоанализа и самооценки»

Обсуждение своего поведения в предложенных ситуациях.

- Ваша бабушка беспомощна и требует к себе внимания и ухода. Она живет отдельно.

- Наступает годовщина свадьбы родителей.

- Вы испекли торт, приготовили родителям сюрприз, но они остались недовольны беспорядком в квартире.

- Родители требуют только отличных учебных результатов.

- Вечером придут ваши друзья, а отец просит помочь ему на даче.

(Просмотр флештренинга)

4. Обсуждение

Что нужно сделать для того, чтобы улучшить взаимоотношения с родителями, стать для них лучшим сыном или дочерью?

Вывод сравнить с тем, что на доске.

«Способы улучшения своих взаимоотношений с родителями»

- проявлять послушание

- быть их сторонниками

- не огорчать их

- ободрять их в период трудностей

- проявлять человечность и участие ко всем членам семьи

- оказывать необходимую помощь по дому

- поддерживать их во всех начинаниях

- выражать признательность и благодарность

- проявлять понимание в принятии родителями определенных решений

- обсуждать с ними свои проблемы и радости, планы и цели

- ставить их в известность о том, где вы и с кем

^ 5. Блок творчества

Учащиеся заполняют анкету «Мои отец и мать»

6.Выступление отца Сергия

А сейчас я представляю слово отцу Сергию.

Какие вопросы вызвали наибольшую трудность?

7. Ритуал прощания

Вы хорошие слова говорить старайтесь чаще,

И тогда жить долго вам в радости, любви и счастье.
^

Тест Торренса «Завершения картинок» (Адаптация А.Н. Воронина)


Тест креативности. Полный вариант методики Э. Торренса представляет собой 12 субтестов, сгруппированных в три батареи. Первая предназначена для диагностики словесного творческого мышления, вторая – невербального творческого мышления (изобразительное творческое мышление) и третья – для словесно-звукового творческого мышления. Невербальная часть данного теста, известная как «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса» (Figural forms), была адаптирована в НИИ общей и педагогической психологии АПН в 1990 году на выборке школьников.

А.Н. Ворониным была предпринята попытка адаптации одного из субтестов полного теста Торренса – субтеста «Завершение картинок» (Complete Figures) – на выборке менеджеров в возрасте от 23 до 35 лет. Тест адаптирован в 1993-1994 годах в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии Российской академии наук. При адаптации особый акцент ставился на выявление невербальной креативности как некоторой способности к «порождению» нового, оригинального продукта в условиях минимальной вербализации. Другими словами - вербализация материала, с которым работает испытуемый, и средств «порождения» нового продукта не обязательна и вторична. Обозначение испытуемым нарисованного некоторыми словами не является при интерпретации результатов существенным и используется лишь для более полного понимания рисунка.

Прелагаемый вариант теста Торренса представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, выбранных из 10 оригинальных. По мнению А.Н. Воронина, данные картинки не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.

Диагностические возможности адаптированного варианта методики позволяют оценивать такие 2 показателя креативности как:

  1. оригинальность,

  2. уникальность.

Показатели «беглости» выполнения, «гибкости», «сложности» изображения, имеющиеся в полной версии теста «Завершения картинок» Торренса, в данной модификации не используются.

В ходе адаптации данной методики были составлены нормы и атлас типичных рисунков для выборки молодых менеджеров, позволяющие оценивать уровень развития креативности у данной категории лиц.

Тест может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом варианте.
^

Особенности проведения процедуры тестирования:


При проведении теста необходимо учитывать, что креативность проявляется в полной мере только в благоприятных условиях. Неблагоприятные функциональные состояния, сложные условия проведения, недостаточно доброжелательная атмосфера тестирований резко понижают результаты. Данное требование является общим при проведении тестирования любых форм креативности, поэтому перед тестированием креативности всегда пытаются создать благоприятную обстановку, минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, то есть не нужно сообщать о том, что тестируются творческие способности (особенно творческое мышление). Тест можно представить как методику на «оригинальность», возможность выразить себя в непривычном деле и т.д. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1-2 мин. При этом обходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.

Инструкция:


«Перед вами бланк с 6 недорисованными картинками. Вам необходимо дорисовать их. Дорисовывать можно что угодно и как угодно. После завершения рисунка необходимо дать ему название и подписать снизу в строке».
^

Стимульный материал:

Интерпретация:


В оригинальном тесте Торренса используется несколько показателей креативности. Наиболее значимый из них – оригинальность, непохожесть созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых. Другими словами, оригинальность понимается как статистическая редкость ответа. Следует, однако, помнить, что двух идентичных изображений не бывает, и, соответственно, говорить следует о статистической редкости типа (или класса) рисунков. В блоке интерпретации приведены различные типы рисунков и их условные названия, предложенные автором адаптации, которые отражают некоторую существенную характеристику изображения. При этом важно, что условные названия рисунков, как правило, не совпадают с названиями рисунков, данными самими испытуемыми. В этом, по мнению А.Н. Воронина, достаточно ярко проявляются различия между вербальной и невербальной креативностью. Поскольку тест используется для диагностики невербальной креативности, то названия картинок, даваемые самими испытуемыми, из последующего анализа исключаются и используются только в качестве вспомогательного средства для понимания сути рисунка.

Показатель «оригинальность» рисунка оценивается исходя из его массива данных и подсчитывается по следующей формуле:

,

где Or – оригинальность данного типа рисунка; x – количество рисунков иного типа; Xmax – максимальное количество рисунков в типе среди всех типов рисунков для данной выборки испытуемых.

Индекс оригинальности по Торренсу подсчитывался как средняя оригинальность по всем картинкам. Если оригинальность рисунка равнялась 1,00, то такой рисунок признавался уникальным. Дополнительно подсчитывался индекс уникальности, определяемый как количество картинок для данного испытуемого.

Наряду с показателем «оригинальность» в полном тесте Торренса используется показатель «беглости» выполнения, определяемый как количество рисунков за исключением повторяющихся (без существенных вариаций) и нерелевантных. Под нерелевантными понимаются рисунки, не включающие в себя линий стимульного материала или не являющиеся составной частью рисунка. При адаптации методики данный показатель оказался малоинформативным. При наличии нерелевантных рисунков, как правило, наблюдался процесс перехода от неоригинальных рисунков к оригинальным и уникальным, то есть имел место последовательно разворачиваемый во времени процесс перехода к творческим решениям. Гораздо реже (1-2 случая) имело место непонимание инструкции. В обоих этих случаях стандартная процедура подсчета тестового балла неприменима и для определения уровня креативности требуется повторное тестирование.

Такой показатель, как «гибкость», достаточно хорошо работает в субтесте «Параллельные линии», где требуется дорисовать до осмысленного изображения двенадцать пар параллельных линий. «Гибкость» в данном случае подразумевает наличие различных типов изображений для каждой пары линий и легкость перехода от одного типа изображения к другому. В случае с различным стимульным материалом, предлагаемым для дорисовки, такой показатель вряд ли осмыслен и при его определении как «количество различных категорий изображений» малоотличим от оригинальности. Показатель «сложности» изображения, понимаемый как «тщательность разработки рисунка, количество дополнений к основному рисунку и т.д.», характеризует скорее некоторый «изобразительный» опыт испытуемого и определенные личностные черты (например, эпилептоидность, демонстративность), чем характеристики креативности. В данном варианте теста показатели «беглость» выполнения, «гибкость», «сложность» изображения, не используются.

Интерпретация результатов тестирования по данному тесту достаточно сильно зависит от специфики выборки, поэтому адекватные и надежные выводы об отдельном человеке можно получить только в рамках данной выборки или схожей с ней. В данном случае представлены нормы и атлас типичных рисунков для выборки молодых менеджеров, и соответственно можно достаточно хорошо оценивать невербальную креативность людей такого или схожего контингента. Если выборка сильно отличается от предлагаемой, то необходимо анализировать результаты по всей новой выборке и только тогда давать заключения об отдельных людях.

Для оценки результатов тестирования людей, относящихся к контингенту менеджеров или схожему с ним, предлагается следующий алгоритм действий.

Необходимо сопоставить дорисованные с имеющимися в атласе и при нахождении схожего типа присвоить данному рисунку оригинальность, указанную в атласе. Если в атласе нет такого типа рисунков, то оригинальность данной дорисованной картинки считается 1,00. Индекс оригинальности подсчитывается как среднее арифметическое оригинальностей всех картинок.

Пусть первый рисунок схож с картинкой 1.5 атласа. Ее оригинальность – 0,74. Второй рисунок схож с картинкой 2.1. Ее оригинальность – 0,00. Третий рисунок ни на что не похож, но первоначально предлагаемые к дорисовке элементы в рисунок не включены. Такая ситуация интерпретируется как уход от задания и оригинальность данного рисунка оценивается 0,00. Четвертый рисунок отсутствует. Пятый рисунок признан уникальным (ни на что в атласе не похожим). Оригинальность – 1,00. Шестой рисунок оказался схожим с картинкой 6,3 и оригинальность 0,67. Таким образом, суммарный балл для данного протокола – 2,41 / 5 = 0,48.

При оценке оригинальности данного рисунка следует принимать во внимание, что иногда «типичные» рисунки появляются в ответ на нетипичные для них стимулы. Так, для картинки 1 наиболее типичен рисунок, названный нами условно «облако». Такого же типа рисунок может появиться в ответ на стимульный материал картинки 2 или 3. В атласе такие случаи дублирования не приводятся и оригинальность таких рисунков следует оценивать по имеющимся для других картинок изображениям. В нашем случае оригинальность рисунка «облако», появившегося на второй картинке, оценивается 0,00 баллами.

Индекс уникальности (количество уникальных картинок) данного протокола – 1. Используя процентильную шкалу, построенную для этих двух индексов, можно определить место данного человека относительно предлагаемой выборки и соответственно сделать выводы о степени развития у него невербальной креативности.

Результаты рассмотренного выше протокола показывают, что данный человек находится на границе 80%. Это означает, что примерно у 80% людей в данной выборке невербальная креативность (по индексу оригинальности) оказалась выше, чем у него. Однако индекс уникальности у него выше и только 20% имеют индекс более высокий. Для оценки креативности как таковой большее значение имеет индекс уникальности, показывающий, насколько действительно новое может создать человек, но дифференцирующая сила предлагаемого индекса мала и поэтому как вспомогательный используется индекс оригинальности.
^

Процентильная шкала


  1. – процент людей, результаты которых превышают указанный уровень

  2. – значение индекса оригинальности

  3. – значение индекса уникальности

1

0%

20%

40%

60%

80%

100%

2

0,95

0,76

0,67

0,58

0,48

0,00

3

4,00

2,00

1,00

1,00

0,00

0,00


Упражнения на развитие социальной уверенности

“Дрессировка”. Одного из участников отсылают из комнаты. Остальные выбирают “дрессировщика” и поведение, которое должно быть продемонстрировано человеком, вышедшим из комнаты, например, попрыгать, передвинуть вещи, взобраться на стул. Испытуемый приглашается обратно в комнату, и его просят двигаться по ней и производить любые движения. “Дрессировщик” свистком, хлопком или словами типа “хорошо” подкрепляет движения в направлении желаемого действия. Может быть правилом, что подопытный должен возвращаться к началу, если отклоняется и перестает получать подкрепления. В упражнении исключаются разговоры, смех, вздохи и другие проявления эмоций.

“Тренировка эмоциональной устойчивости”. Участники разбиваются по парам и садятся лицом друг к другу, как можно ближе. Упражнение выполняется в три этапа: Участники закрывают глаза. Им дается ограничение: запрещаются любые движения телом и даже лицом. Ведущий: “Настройтесь на тишину и покой в вашей душе и в вашем теле”. После того, как эмоциональная устойчивость на предыдущем этапе сформировалась, задание усложняется: “Теперь вы будете неподвижно сидеть, но с открытыми глазами. При этом вы смотрите на глаза своего партнера и стараетесь сохранять свое спокойствие”. После этих подготовительных упражнений в каждой паре один из участников выбирает себе роль тренера. Задача тренера – рассмешить или как-то еще поколебать эмоциональное равновесие. Если ему это удается, он замолкает и ждет, пока партнер не восстановит утраченное равновесие. Затем упражнение продолжается, при этом важно, чтобы тренер снова повторил то, что вывело его партнера из равновесия. Многократное повторение формирует устойчивость к этому раздражителю. Затем участники меняются ролями, и так – несколько раз.

Упражнения с элементами аутотренинга

“Краткий аутотренинг”. Каждый участник садится в удобной позе. Ведущий: “Дышите ровно! Расслабьтесь! Вы ощущаете приятную тяжесть в руках и ногах... Ваши веки становятся тяжелыми... Дышите ровно, глубоко. Вы ощущаете приятную тяжесть в руках и ногах. Ваши веки становятся еще тяжелее... Дышите ровно, глубоко...

Вы перестаете ощущать свои ноги и руки. Вы парите в воздухе. Перед вашими глазами всплывают самые приятные случаи из вашей жизни. Вы вспоминаете и видите перед собой самое приятное, самое хорошее, что случилось с вами за последнее время... Вы чувствуете себя полным бодрости и энергии. Сейчас я буду считать до трех. При слове “три”, вы открываете глаза и будете чувствовать себя свежим и бодрым. Раз, два, три...”

“Мысленное путешествие”. После предварительного расслабления участников и погружения ведущий говорит: “Вы стоите на лугу. Еще раннее утро, но уже греет солнце. Вы чувствуете его лучи на своем лице, а мягкий ветерок что-то шепчет вам. Вы идете через поле к небольшому холму, с которого видна вся окрестность... Вы стоите на холме и видите гигантскую птицу, приближающуюся к вам. Это огромная птица. Но вы не убегаете от нее – это добрая птица с мягкими крыльями. Она садится рядом с вами, и с нее сходит маленький человечек. Он говорит, что вы можете лететь на этой птице куда угодно (предлагается представить желанное для каждого место)... Вы возвращаетесь, маленький человечек садится на птицу и улетает.”

“Я – в группе”. Ведущий: “Закройте глаза... Пусть теперь каждый возьмет правой рукой руку соседа... Подержит его руку в своей... Постарайтесь, не открывая глаз, сосредоточиться на звуках вокруг вас, пусть каждый сосредоточит свое внимание на том, что слышит, что бы это ни было, пусть некоторое время послушает и постарается узнать звуки, которые до него долетают (1 минута)... А теперь, все еще не открывая глаз, сконцентрируйте свое внимание на ладонях соседей слева и справа, ладонях, которых вы касаетесь... Постарайтесь понять, какая ладонь теплее, какая – холоднее, и запомните была ли это ладонь соседа справа или слева (30 секунд)... А теперь, по-прежнему, с закрытыми глазами, разнимите руки и сосредоточьтесь на своем дыхании, почувствуйте, как воздух входит и выходит через ноздри и губы, как движется грудная клетка и живот при каждом вдохе выдохе (1 минута)... А теперь попробуйте посчитать каждый вдох и на пятом откройте глаза.”

“Полет белой птицы”. Ведущий: “Расположитесь максимально удобно, расслабленно, глаза закройте, руки и ноги скрестите, правая рука и правая нога – сверху.

Я лежу на теплом желтом песке, надо мной спокойное, чистое, синее небо.

В небе плавно летит белая птица. Я поднимаюсь и лечу рядом с ней, я сам эта белая птица.

Я лечу в спокойном синем небе, подо мной – спокойное синее море.

Вдали показался желтый песчаный берег, он приближается. Я подлетаю, опускаюсь на теплый желтый песок, снова превращаюсь в человека и ложусь на спину.

Я лежу на теплом желтом песке, надо мной спокойное синее небо, я расслаблен, отдыхаю.

Ступней моих ног коснулась приятная прохлада. Приятная прохлада заполнила мышцы ног. Мышцы – легкие и бодрые. Приятная прохлада заполнила живот, мышцы спины. Мышцы – легкие и бодрые. Приятная прохлада заполнила грудь, руки. Мне легче дышать. Приятная прохлада заполнила шею и голову. Голова – ясная и чистая. Мышцы – легкие и бодрые... Три глубоких вздоха, открываю глаза, встаю. Я отдохнул!”

Танцевально-песенные упражнения

“Голос нашего “Мы”. Ведущий: “Попробуем сейчас за несколько минут создать сплоченную общность нашей группы. Будем делать это постепенно, в несколько этапов. Первый этап: все встаем и располагаемся в один большой круг (если большое количество участников, то можно – круг в круге). Расположение кругом уже само по себе оказывает сплачивающее действие на нашу группу – все стоят плечом к плечу (располагает к объединению), хорошо нападать на кого-то в центре, в данном случае – на меня. Теперь поменяйтесь местами в кругу так, чтобы все стояли “через” – мальчик-девочка. Следующий шаг – сокращает дистанцию между нами до минимума. Встаньте как можно ближе друг к другу и попробуйте организовать взаимную дружескую поддержку – возьмитесь за руки, за плечи, за талию – кому как удобно.

Идем дальше – попробуем ощутить нашу общность. Давайте покачаемся немного, совместно подвигаемся... Что еще можно сделать нашим кругом? Я предлагаю попеть немного. Одно условие – чтобы слова знали все. Какие мы знаем песни? (Группа выбирает песню.) Итак, начали!”

Анализ: Как сейчас себя чувствуем? Стало ли вам “теплее”? Почувствовали ли мы хоть немного нашу общность? Что изменилось до того, как мы встали в круг и после проведения этого упражнения? Что чувствуем теперь?

“Эксперименты с песней”.

а) Ведущий: “Споем хором. По первому хлопку начинаем петь, по второму – замолкаем, по следующему – снова поем. Постарайтесь не сбиться и после молчания продолжить пение одновременно.”

Анализ: способность держать общий ритм своим внутренним слухом.

б) Ведущий: “По хлопку каждый начинает мысленно петь свою песню. По двум хлопкам – вслух. Будьте внимательны – не сбивайтесь.”

Анализ: способность держать свой внутренний мир, противодействие общему ритму.

“Танец руками”. Участники в парах стоят друг против друга, опершись ладонями рук. Они пытаются общаться таким образом, поддаваясь давлению и движению другого, вместе передвигаясь по помещению. Глаза могут быть как закрытыми, так и открытыми.

Упражнения на изменение психологической дистанции

“Внутреннее движение”. Это упражнение позволяет измерить персональное пространство каждого. В парах, на расстоянии 10 метров один участник стоит, другой начинает медленно приближаться к нему. Он должен приближаться до тех пор, пока не почувствует, что дальше приближаться тяжело. Тот, к кому приближаются, должен отметить про себя, когда ему захотелось сказать “стоп”.

Анализ: Кто как чувствует психологическую дистанцию? Кто пересек границу персонального поля, не почувствовав ее? Кто не дошел? Кто верно почувствовал? Кто кого и на какое расстояние подпустил к себе? Кто ближе, кто дальше, и почему?

“Семья”. Выбирается участник, которому задается игровая ситуация: Мы все – это семья. Задача выбранного участника – расставить остальных членов группы так, чтобы физическая дистанция примерно соответствовала степени эмоциональной близости с ними, как с членами семьи (могут быть “семейные сцены”).

“Групповая социометрия”.

а) Каждый участник в порядке свободной очередности, встает в центр, закрывает глаза, а все остальные располагаются от него на таком расстоянии, которое символизирует психологическую “дистанцию” по отношению к этому человеку. Каждый запоминает свое место, затем “построение” разрушается.

б) После этого участник открывает глаза и расставляет всех присутствующих так, как они, по его мнению, могли бы расположиться по отношению к нему.

в) Затем член группы занимает место, на которое он сам себя первоначально поставил.

Анализ: Процедура дает возможность каждому проверить точность, адекватность своего видения взаимоотношений в группе, в частности, собственного места в ней. Кого он поставил правильно, а с кем ошибся, и почему?

Возможно неоднократное применение этого упражнения.

Упражнения группы “психодрама”

“Монолог”. Ведущий предлагает участнику читать монолог, который выражает его внутреннее состояние, мыслить вслух. Возможно исполнение в стандартной позе, ситуации: на стуле, болтая ногами и т.д., т.е. сидеть свободно и непринужденно. Эффективное средство раскрытия мыслей и чувств.

“Игра в будущее”. Предлагается проигрывать конфликтные ситуации. Это способствует вооружению на будущее.

“Два круга”. Делается два круга. Ведущим ставится проблема. Внутренний круг – участники обсуждения, а внешний – за их спинами – “внутренний голос”. По ходу дискуссии, в паузах этот “внутренний голос” проявляет эмоциональное состояние “своего” участника. Можно к нему обратиться по поводу состояния “его” участника.

“Дубляж”. Дублирование ролей, когда одна роль проигрывается несколькими людьми и таким образом показывается, что репертуар ролей широк. Проигрывание одной роли несколькими людьми важно для того, чтобы освободиться от жесткой концепции поведения, сделать поведение человека более гибким, пластичным. Гибкое поведение помогает строить отношения между людьми.

“Ум, чувства, тело”. Участник выбирает из группы троих, кто будет его “умом”, кто – “чувствами”, кто – “телом”. Затем он придает каждому из них форму, выражающую типичное состояние данной части, а также составляет из них скульптурную группу, отражающую состояние этих частей. После того, как распределены роли между партнерами, и они стали “частями” участника, они должны поделиться с ним своими впечатлениями, рассказать, каково им быть его чувствами, телом и умом.

Упражнение позволяет увидеть разницу в степени осознания своих частей. В дальнейшем это может привести к их гармонизации.

Развлекательные упражнения

Эти упражнения не несут серьезной смысловой нагрузки. Они могут применяться в самых разных аудиториях без предварительной разминки. Возможно их применение для эмоциональной разрядки и снятия напряжения.

“Кто остался без стула?” По кругу расставлены стулья, на один стул меньше, чем количество участников игры. Все идут по кругу под музыку. По сигналу каждый должен занять ближайший стул.

Вариант: количество стульев и участников уменьшается до тех пор, пока не выявится победитель.

“Догонялки”. Ведущий предлагает догонялки с необычным заданием – например, поймать за ухо, за палец.

“Мигалки”. Пары располагаются по кругу таким образом, чтобы внутренний круг сидел на стульях, а внешний стоял за ними, лицом к центру. Один из участников стоит с пустым стулом. Осматривая сидящих, он старается незаметно подмигнуть кому-либо. Тот, кто получил этот сигнал должен сесть на его стул. Стоящие сзади препятствуют этому. В случае удачи водящим становится тот, кто остался с пустым стулом.


Литература

1.Абраменкова В.В. Социальная психология детства. Журнал прикладной психологии. 1999 №5. Москва

2.Богоявленская Д.Б. Одаренность и проблема её идентификации. Психологическая наука и образование 2000г. №4

3.Бодалев А.А. Личность и общение. Москва. 1983г.

4.Власова Е.И. Ключевые проблемы и перспективы исследования социальной одаренности. Одаренный ребенок 2002г. №4

5.Гильмеева Р. Одаренный ребенок в развитии, общении. Казань, 1997г.

6.Панько Е.А. Психология социальной одаренности. Москва, 2009г.

7.Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я» уроки психологии



- -



Похожие:

Тема: «Развитие социальной и коммуникативной одаренности у детей младшего школьного возраста» iconПроектное задание тема: «развивающие занятия по развитию творческой одаренности детей младшего школьного возраста»
«развивающие занятия по развитию творческой одаренности детей младшего школьного возраста»
Тема: «Развитие социальной и коммуникативной одаренности у детей младшего школьного возраста» iconТема: Развитие коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста посредством использования проблемно-диалогической технологии. Коммуникативная компетенция
Развитие языков и культур коренных народов Сибири в условиях изменяющейся России
Тема: «Развитие социальной и коммуникативной одаренности у детей младшего школьного возраста» iconКонкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми младшего школьного возраста в контексте требований фгос второго поколения
Тема : «Формирование у детей младшего школьного возраста толерантного отношения к другим народностям, их истории и культуре»
Тема: «Развитие социальной и коммуникативной одаренности у детей младшего школьного возраста» iconI. Теоретические аспекты изучения проблемы общения умственно отсталых детей младшего школьного возраста 8
Особенности формирования навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста 8
Тема: «Развитие социальной и коммуникативной одаренности у детей младшего школьного возраста» iconАнализ экспериментальной деятельности мбоу дод црт созвездие в 2011-2012 учебном год
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста методами триз на занятиях начальным техническим моделированием...
Тема: «Развитие социальной и коммуникативной одаренности у детей младшего школьного возраста» iconАнализ экспериментальной деятельности мбоу дод црт приокского района «Созвездие» в 2012-2013 учебном год
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста методами триз на занятиях начальным техническим моделированием...
Тема: «Развитие социальной и коммуникативной одаренности у детей младшего школьного возраста» iconАвтор опыта: Рочева Людмила Александровна, воспитатель муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Заполярного района»
Тема опыта: «Использование метода проектирования для развития художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности...
Тема: «Развитие социальной и коммуникативной одаренности у детей младшего школьного возраста» iconТема «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста». «Ум ребенка – в пальчиках»
Тема «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
Тема: «Развитие социальной и коммуникативной одаренности у детей младшего школьного возраста» iconИсследовательская работа на тему: «Влияние самостоятельных занятий физической культурой на формирование физических качеств у детей младшего школьного возраста и контроль за из выполнением»
«Влияние самостоятельных занятий физической культурой на формирование физических качеств у детей младшего школьного возраста и контроль...
Тема: «Развитие социальной и коммуникативной одаренности у детей младшего школьного возраста» iconКоррекционно-развивающая программа, направленная на снижение высокого уровня тревожности у детей младшего школьного возраста
Проблемы, которые анализировались детьми в ходе групповых занятий, являются достаточно типичными для данного возраста
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты