Тема исследовательской работы icon

Тема исследовательской работы



НазваниеТема исследовательской работы
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество


Конференция юных исследователей «Мой первый доклад»


Тема исследовательской работы:


«Происхождение и значение фамилий моих одноклассников»


Автор работы: Салиндер Олеся Евгеньевна ученица 4 «В» класса МКОУ Гыданская школа-интернат среднего (полного) общего образования

Руководитель: Яр Татьяна Павловна,

педагог дополнительного образования


Гыда, 2012

Оглавление

Введение

§ 1 Значение слова «фамилия»

§ 2 Группы фамилии

§ 2.1 Анализ происхождения фамилий одноклассников

§ 2.2 Классификация фамилий моих одноклассников

§2.3 Склонение фамилий мужского рода, оканчивающиеся на согласный (Адер, Няч, Яр и др.)

Заключение

Список литературы

Приложения

^ Тема моей исследовательской работы «Происхождение и значение фамилий моих одноклассников». Актуальность моей темы очевидна, так как сейчас стало модным интересоваться своими предками, составлять фамильное (генеалогическое) дерево. Я решила узнать историю происхождения фамилий моих одноклассников и своей. Цель моей работы: проанализировать фамилии моих одноклассников. Я поставила перед собой следующие задачи: узнать значение слова «фамилия»; исследовать происхождение фамилий моих одноклассников; составить таблицу классификации этих фамилий; рассказать о склонении фамилий мужского рода.

Также я выдвинула гипотезу: Я думаю, что история фамилий тесно связана с историей народа и его языка. И предполагаю, что большинство фамилий моих одноклассников образовано от имён собственных. Также фамилии мужского рода (Яр, Няч, Адер и др.) не должны склоняться. Объект исследования: антропонимика: ненецкие фамилии, литература, посвященная фамилиям, данные интернета. Предмет исследования: фамилии учащихся 4 «В» класса школы- интерната c. Гыда, значение и происхождение фамилий.

^ Методы исследования: поисковый и исследовательский.

Интересна история самого слова «фамилия». По происхождению своему, оно латинское, и в русский язык попало в составе заимствованных из языков Западной Европы. Но в России слово фамилия поначалу употреблялось значении «семья». Фамилия – очень ценный материал для исследования в разных областях знаний.

Ненцев, проживающих на территории Тазовского района, можно объединить общим названием «гыданские», так как большая часть района расположена на территории Гыданского полуострова. Ненецкие роды делятся на две фратрии — Харючи и Вануйто. На Гыдане проживают представители обеих фратрий. (пр.№ 1) Материалом для моего собственного исследования стали фамилии моих одноклассников. Я решила выяснить: от каких слов произошли их фамилии, и на какие группы можно разбить эти фамилии. Всего у меня был список из 16 фамилий. О фамилиях моих одноклассников, я узнала следующее: (пр.№2)

В классе я провела анкетирование. Вопросы были такие: 1.Твоя фамилия; 2. Напиши значение твоей фамилии; 3. Напиши происхождение фамилии.

Проанализировав анкеты, я сделала следующие выводы:

Знают значение своей фамилии - 50 % . Не знают - 50%

Знают происхождение своей фамилии - 25%. Не знают - 75%

И это, конечно, печально. Поэтому данная тема исследования для меня была очень интересна и увлекательна.

Родовым именем называется общее имя у всех членов рода. Сегодня такие имена часто становятся фамилиями. Адер очень древняя фамилия. Род приехал в Гыду с Красноярского края. В нашем классе одна девочка с фамилией Адер. В классе у нас два человека имеют фамилию Оковай, что означает много чего-то (от слова нока – много). Сэротэтто получили такое имя потому, что их прародитель владел стадом белых оленей. В классе у нас один Сэротэтто Александр. Тэсида (Тэсьда) - «обездоленный». Этот род основал бедняк, не имевший оленей. Среди моих одноклассников имеют три человека эту фамилию. Е.Н.Пушкарёва отмечает, что возможно фамилии Сэродэта (Сэроттэто) – хозяин белых оленей и Саляндер (Салиндер) - житель высокого мыса, возможно, могли появиться благодаря женщине, когда она ласкала оленей или наблюдала за веселыми играми счастливых детей стойбища на высоком, сухом яру. Ведь, несмотря на значимость мужчины, в принятии важнейших решений он всегда советуется с женой, женщиной. В нашем классе имеют три человека эту фамилию. Среди ненцев известно разделение фамилий на более мелкие группы. Например, Салиндеры (жители мыса) (пр.№3) Возможно, эта моя фамилия пришла со стороны Салехарда. Я считаю себя, жителем мыса (харв хаби).

Есть родовые названия так или иначе связанные с названиями зверей, птиц и рыб: Нохо (песец), Худя (грудная кость), Ябтонгэ ( гусиная нога).

Фамилия Ябтонгэ (Яптунай, Яптунгэ) делится на 4 группы: (пр.№4)

В нашем классе фамилия Яптунай Василисы относится подгруппе сыногк (гусь- гуменник). Род Яндо является одним из самых древних. Все роды в гыданской тундре произошли от женщин этого рода. В классе один Яндо. Самая распространенная фамилия в Гыданской тундре - это Яр. Фамилия Яр делится на 4 группы (пр.5).

Хотелось бы написать о склонении ненецких фамилий мужского рода, оканчивающихся на согласный. Если бы я была учёной, то ненецкие фамилии мужского рода, оканчивающихся на согласный относила бы к фамилиям- исключениям. Например, такие как Адер, Няч, Салиндер, Лаптандер, Яр, Яптунай. Почему? Когда учителя раздают тетради очень больно слышать, даже режет ухо, когда называют, например, тетрадь Яра Яна, Няча Яна. Такое впечатление, что тетрадь относится к девочке, а не мальчику. А это очень оскорбительно для ненецкого рода.

Вернёмся к гипотезе моей работы, каждая фамилия - это загадка, разгадать которую можно, если быть очень внимательным к слову; уникальное и неповторимое явление нашей культуры, живая история. Я предполагала, что большинство фамилий образуются от личных имён, но в результате исследования я пришла к выводу, что из исследуемых мною фамилий большинство образовалось от прозвищ, а также от родовых фамилий, связанные с название птиц, зверей. Моя гипотеза, к сожалению, не подтвердилась. Также очень хотелось бы, чтобы ненецкие фамилии, мужского рода оканчивающихся на согласный не склонялись, а относились к правилам исключениям. Исследовательская работа убедила меня в том, что фамилии могут быть интереснейшим источником для исследований, так как в них отражаются время и человек - его общественное положение и духовный мир.

Список использованной литературы:


  1. Пушкарёва Е.Т. Историческая типология и этническая специфика ненецких мифов-сказок. - М.: Мысль, 2003.

  2. Пушкарёва Е.Т. Ненецкие песни-хынабцы - М.: Издательство «Восточная литература» РАН, 2000.

  3. Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса. - Томск: Издательство Томского университета, 2001.

  4. http://www.andein.ru/articles/inm_nency.html

  5. http://www.ipdn.ru/rics/doc0/DC/3-kva.htm




Похожие:

Тема исследовательской работы iconТема: Требования к оформлению материалов исследовательской работы
Наиболее часто учащиеся используют следующие виды исследовательской деятельности
Тема исследовательской работы iconОсновные понятия исследовательской деятельности школьников
Как правило, под организацией исследовательской работы школьников понимается, прежде всего, использование педагогами определенных...
Тема исследовательской работы iconОрганизация учебно-исследовательской деятельности. ( Рекомендации к написанию учебно-исследовательской работы)
Целью общего образования является формирование здравомыслящего человека, и соответственно, требует формирования и развития исследовательской...
Тема исследовательской работы iconТребования к исследовательской работе учащихся Общие требования
В ходе исследовательской работы составитель должен ответить на вопросы: зачем (исследовательская проблема), что (область исследования),...
Тема исследовательской работы iconТема исследовательской работы
Чем опасна муха?
Тема исследовательской работы iconОрганизация исследовательской работы в начальной школе
Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской...
Тема исследовательской работы iconПрограмма спецкурса «Формирование навыков работы с историческими источниками как средство развития исследовательской культуры учащихся»
Данный спецкурс рассчитан на учащихся 7 9 класса и посвящён вопросам формирования навыков работы учащихся с разнообразными историческими...
Тема исследовательской работы iconАвтор работы: Филиппова Ирина Александровна Саранск 2013 Вступительное слово: Уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Научно – исследовательская работа школьников»
Всем нам доводилось или доведётся принимать участие в организации исследовательской работы
Тема исследовательской работы iconТема исследовательской работы
«Использование двоичной системы счисления при составлении генеалогического дерева»
Тема исследовательской работы iconТема исследовательской работы
Экспериментальные исследования путей воспитания ответственности у младших школьников
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты