Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю icon

Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю



НазваниеРассмотрено: Согласовано: Утверждаю
Дата17.10.2016
Размер
ТипПояснительная записка


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №55» г. Кирова


Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:

на заседании Зам. по УВР Директор МБОУ СОШ№55

МО Бурова Е.А. Кирилловых И.А.

Шут Н.В.

_________________ _________________ ____________


Рабочая программа «Внеклассное чтение»

( внеурочная деятельность)

духовно-нравственное направление

1-4 класс

на 2013-2014 учебный год


Автор-составитель: Головкина С.Г.


г. Киров 2013г.


Содержание:


  1. Пояснительная записка

  2. Содержание курса

  3. Планируемые результаты

  4. Формы контроля

  5. Тематическое планирование

  6. Учебно-методическое обеспечение

  7. Используемая методическая литература


          


1.Пояснительная записка

Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является неотъемлемой частью системы обучения в начальной школе.

Цель внеурочной деятельности на ступени начального общего образования: – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения .


Задачи внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования согласуются с задачами духовно-нравственного развития и  воспитания обучающихся:

• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух;

• формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

• формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

• обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

• обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

• работать с различными типами текстов;

• создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

 

Цель и задачи  внеурочной деятельности  сориентированы на становление личностных характеристик выпускника начальной школы («портрет выпускника начальной школы»), сформулированных в Стандарте. Это ученик:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Цели и задачи внеурочной деятельности определяют её основные функции в  начальной школе:

1)образовательная — обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получении им новых знаний;
2) воспитательная — обогащение и расширение культурно-нравственного  уровня учащихся;

3) креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

4)компенсационная — освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
5) рекреационная — организация содержательного досуга как сферы восстановления  психофизиологических сил ребёнка;

6) профориентационная — формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию;

7) интеграционная — создание единого образовательного пространства школы;
8) функция социализации — освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
9) функция самореализации — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе являются:

соответствие возрастным особенностям обучающихся;

преемственность с технологиями учебной деятельности;

опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

опора на ценности воспитательной системы школы;

свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности в школе:

реализация образовательных программ, разработанных педагогами школы;

включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы по пяти направлениям;

использование ресурсов учреждений дополнительного образования.

Нормативно-правовая база введения внеурочной деятельности:

Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009,  зарегистрирован в  Минюсте России 22 .12. 2009, регистрационный № 17785 );

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г.  № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г.).

Согласно требованиям Стандарта и сопутствующих  документов, к организации внеурочной деятельности первоклассников предъявляются  следующие требования, которые взяты за основу её организации в школе:

Внеурочная деятельность является обязательной для образовательного учреждения, но не включается в учебный план.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – на достижение личностных и метапредметных результатов, что  определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

^ Целью духовно-нравственного направления является освоение детьми духовных ценностей  мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.

2.Содержание курса

1 кдасс

1.Раздел «Рассказы о детях и животных» - В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей. Произведения сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.Н.Носов,К.Паустовский,М.Пришин,В.Бианки,Л.Толстой,Д.Харрис,Р.Киплинг,Г.Цыферов.

Учащиеся учатся внимательно слушать ,учатся пересказывать прочитанное , отвечать на поставленные вопросы. Новые книги пополняют знания у учащихся об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребенка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

2 класс

2. Раздел «Рассказы о школе и школьниках» - включает произведения русских писателей и поэтов: Н.Артюковой, В. Астафьев, Н. Носова, Е. Шварца, Распутин В. , А. Барто, С.Маршака, Б. Заходер, Ю.Нагибина

Раздел направлен на формирование и обогащение речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведется целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приемами выразительного чтения и пересказывания.

Грамотно формулируют свои ответы на заданные вопросы по данному тексту .Учащиеся постепенно овладевают рациональными приемами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее)

и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.


3 класс

^ 3.Раздел «Рассказы о Вятском крае» - включает в себя произведения писателей поэтов Кировской области как: А.Лиханов , В.Крупин, Н.Русинова, Н.Мирихин, А.Гребнев, Н.Заболоцкий и т.д.

Учащихся ждут на занятиях волшебные сказки о чудесных приключениях маленьких волшебников, о таинственных местах старого города; увлекательные рассказы об историческом прошлом города Кирова, о людях, которые в нем жили, о событиях, о домах и улицах, о деревнях и ее окрестностях о дивной природе.

Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица ,считалка, прибаутка).

Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный

образ (без термина),(отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актеров, режиссеров и художников.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида

информации и формирование библиографических умений.


4 класс

^ 4.Раздел «Рассказы о детях -героях» - раздел включает произведения русских авторов: В.Катаева , А.Гайдара ,В.Богомолова, А.Приставкина, Н.К. Чуковского, Ю.А.Левина.

На занятиях данного раздела у учащихся совершенствуются умения воспринимать на слух чтение рассказов. Учащиеся учатся задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению и высказывать свою точку зрения.

Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения.

Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас.

Совершенствуются умения давать характеристику героям с использованием художественно-выразительных средств данного текста.

Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события.

Сравнительный анализ характеров героев. Способы выражения авторской оценки в рассказе: портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя.

3.Планируемые результаты  воспитательной деятельности

Образовательные результаты внеучебной деятельности школьников могут быть трех уровней.

^ Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

^ Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

^ Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему, молодой человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) деятелем, гражданином, свободным человеком.

(В случае младшего школьника выход в пространство социального действия должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены для ученика начальной школы).

 Приведем лаконичную формулировку трех уровней результатов внеучебной деятельности школьников:

1-й уровень – школьник  знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Достижение всех трех уровней результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной.

В результате реализации программы учащиеся 1 -2класса должны уметь:

  • Узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, прибаутка.

  • Сочинять собственные загадки, считалки. Коллективно придумывать различные концовки к известным сказкам.

  • Отвечать на вопросы по содержанию текста.

  • Воспроизводить содержания текста по вопросам или картинному плану.

  • Подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом.

  • Раскрывать содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих им.

  • Уметь сопоставлять слова, близких по значению; понимать их значения в контексте: различение простейших случаев многозначности слов,

  • Отыскивать в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин.

  • Рисовать иллюстрации к произведениям, составлять рассказ по собственному рисунку.

Сравнивать предметы загадки и отгадки, находить в них общее, ценить образность в изображении предмета загадки.


^ В результате реализации программы учащиеся должны:

знать/понимать

• названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

уметь

• читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения;

• пересказывать текст;

• делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

• составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

• читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

• создавать небольшой устный текст на заданную тему;

• приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

• различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

• различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

• самостоятельного чтения книг;

• высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

• самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).


В результате реализации программы учащиеся 3 класса должны уметь:


  • Самостоятельно делить текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного, определять с помощью учителя темы произведения и его смысла в целом.

  • Составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя.

  • Словесно рисовать картины к художественным текстам.

  • Составлять рассказ о своих наблюдениях из жизни школы, своего класса.

  • Самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий.

  • Сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков (с помощью учителя).

  • Понимать образные выражения, используемые в книге.

  • Ориентироваться в книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в книге произведений, близких по тематике, самостоятельное составление заданий к тексту.

  • Коллективная драматизация художественных произведений.

  • Введение игровых ситуаций, которые помогут детям выступить в роли поэта, писателя, исполнителя и зрителя;

Коллективное обсуждение творческих работ, воспитание доброжелательного отношения детей к результатам творческих поисков одноклассников.

В результате реализации программы учащиеся 4 класса должны:

  • Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста,

  • Определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа;

  • Придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

  • Составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);

  • Вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

  • Выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

  • Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

  • Уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

  • Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.



4.Формы контроля:

1 класс:


1. Викторина.

2.Творческая мастерская : «Мы рисуем и сочиняем»

Задание: устно сочинить рассказ или сказку по теме «Мое любимое животное», нарисовать иллюстрации.


2 класс:

1.Викторина.

2.Творческая мастерская:

Задание: нарисовать иллюстрацию к рассказу Юрия Нагибина «Зимний дуб».


3 класс:

Творческая мастерская:

1.Конкурс чтецов. Тема: «Вятская поэзия»

2.Конкурс рисунков по произведениям кировской писательницы Н.Русиновой.


4 класс:


Читательская конференция.


К концу обучения в начальной школе, в результате освоения содержания программы литературного кружка «Внеклассное чтение» у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, готовность обучающихся к дальнейшему образованию.


^ Результаты изучения курса:


Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы

следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

^ Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, ее историю, российский народ,

становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир

в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре

других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной

деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе

представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными

поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ

жизни.


^ Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации, определять

наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках,

словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, по-

строения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки

зрения и право каждого иметь и излагать своего мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов

сторон и сотрудничества.


^ Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства

сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений

о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской

компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приемами анализа художественных, познавательных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных

текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать

причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на

части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности,

пересказывать произведение;

7) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный

текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по ил-

люстрациям, на основе личного опыта.


Ожидаемые результаты (ключевые и общепредметные компетенции).

^ Ученик должен «уметь»:

искать:

опрашивать окружение;

консультироваться у учителя;

получать информацию;

думать:

устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;

критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;

уметь противостоять неуверенности и сложности;

занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение;

оценивать произведения искусства и литературы;

сотрудничать:

уметь работать в группе;

принимать решения;

улаживать разногласия и конфликты;

договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

приниматься за дело:

включаться в группу или коллектив и внести свой вклад;

доказать солидарность; организовать свою работу;

адаптироваться:

использовать новые технологии информации и коммуникации;

стойко противостоять трудностям; находить новые решения.

Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания, использовать практический опыт взрослых, проявить способность доказывать (обосновывать свою точку зрения), суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.


Учет возрастных и психологических особенностей детей.


Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.

Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.


5.Тематическое планирование


1 класс


Раздел: «Рассказы о детях и животных»





Дата проведения

Тема: Рассказы о животных.

Основное содержание работы

1

28.01.2014

^ К. Паустовский. « Золотой линь», « Кот- ворюга», « Барсучий нос», «Подарок».

Литературное слушание, знакомство с автором; рассматривание книги, выделение понятий: автор, обложка, страница, иллюстрация, заглавие.

2




К. Паустовский. «Собрание чудес», «Кваша», «Прощание с летом»


Пересказ по вопросам,

Показ иллюстраций

3




К.Паустовский. Сказка «Теплый хлеб»


Слушание, уточнение значений непонятных слов.

4




К.Паустовский. Сказка «Стальное колечко»


Чтение и рассматривание книги, воспроизведение содержания по иллюстрациям.

5




М.Пришвин. Сказка- быль « Кладовая солнца»


Знакомство с литературным жанром- сказка-быль; главными героями;

6




М.Пришвин. Сказка- быль «Кладовая солнца»


Чтение и рассматривание книги, воспроизведение содержания по иллюстрациям.

7-




^ В. Бианки .

« Лесная газета»


Знакомство с автором ; презентация книги «Лесная газета»; чтение книги

8




^ В. Бианки .

« Лесная газета»


Составление правил обращения с домашними животными «Братья наши меньшие» Воспроизведение диалогов по памяти. Загадывание друг другу загадок о животных.







Тема: «Рассказы о детях»




9




Л.Толстой. «Лгун», «Филиппок», «Пожар»,

« Девочка и грибы».


Знакомство с писателем Л.Н.Толстым; чтение рассказов; пересказ ; вопросы по тексту

10




Л.Толстой.

« Косточка», «Корова», « Как тетушка рассказывала о том, как она выучилась шить», «Как мальчик рассказывал о том, как он дедушке нашел пчелиных маток».

Литературное слушание, рассматривание книги: содержание, иллюстрации; творческое чтение.

11




Н.Носов.

Рассказы «На горке», «Саша», «Фантазеры», « Телефон»

Знакомство с писателем Н.Носовым; чтение рассказов; пересказ; вопросы по тексту

12




Н.Носов.

Рассказы «Винтик, Шпунтик и пылесос», «Затейники»,

« Автомобиль».

Словесная характеристика портрета главных героев; вопросы по тексту

13




Н.Носов.

Рассказы «Живая шляпа», «Огурцы», «Три охотника», «Карасик».

Комментированное чтение; чтение- обсуждение







Тема: «Сказки о животных»




14-15




Дж.Харрис «Братец Лис и братец Кролик»

Знакомство с писателем Дж.Харрисом; с книгой; рассматривание иллюстраций; выразительное чтение; рассуждение; вопросы-ответы

16




Р.Киплинг

«Откуда у кита такая глотка»

Знакомство с писателем Р.Киплингом; с книгой; рассматривание иллюстраций; выразительное чтение; рассуждение; вопросы-ответы

17




Р.Киплинг. «Кошка, гулявшая сама по себе»

Выразительное чтение; «чтение по цепочке»; рассуждение; вопросы-ответы

18




Викторина. Творческая мастерская.


Подведение итогов



Викторина

1.Теоретическая часть:

Правила викторины: за каждый верный ответ учащийся получает 1 балл.


Вопрос

Ответ

1.Какую сказку читали герои из рассказа Н.Носова «Затейники»?



Три поросенка

2.Назовите главных героев в сказке быль М. Пришвина «Кладовая солнца»



Настенька, Митраша, дед Антип, собака Травка


3.О чем больше всего мечтал Филипок в своей жизни в рассказе Л.Толстого «Филипок»?



Ходить в школу, учиться

4. В рассказе «Пожар» Л.Толстого, кого спасал Ваня ?



Младшего братика Костюшку

5. В рассказе Л.Толстого «Лгун» на просторе волк перерезал все стадо, почему так произошло, кто в этом виноват?



Мальчик несколько раз обманывал людей, когда на самом деле набежали волки, ему не поверили.

6.Без чего Кролик не ест курятинку?



Без укропа

7.Для чего понадобились подтяжки моряка и где они остались?



Плот расколол на лучики, сложил крет-накрест и крепко перевязал подтяжками

8.Кто из писателей написал рассказы: «Фантазеры», «Карасик», «Живая шляпа»?



Николай Носов

9.Кто является автором сказки-быль «Кладовая солнца»?Какие рассказы писателя вы знаете?



Паустовский К.

«Барсучий нос», «Золотой линь», «Кот-варюга», «Подарок»


2.Творческая мастерская - «Мы рисуем и сочиняем»


Задание: устно сочинить рассказ или сказку по теме «Мое любимое животное», нарисовать иллюстрации.


Викторина


1.Теоретическая часть:

Правила викторины: за каждый верный ответ учащийся получает 1 балл.


Вопрос

Ответ

1.Какую сказку читали герои из рассказа Н.Носова «Затейники»?






2.Назовите главных героев в сказке быль М. Пришвина «Кладовая солнца»






3.О чем больше всего мечтал Филипок в своей жизни в рассказе Л.Толстого «Филипок»?





4. В рассказе «Пожар» Л.Толстого, кого спасал Ваня ?






5. В рассказе Л.Толстого «Лгун» на просторе волк перерезал все стадо, почему так произошло, кто в этом виноват?






6.Без чего Кролик не ест курятинку?






7.Для чего понадобились подтяжки моряка и где они остались?






8.Кто из писателей написал рассказы: «Фантазеры», «Карасик», «Живая шляпа»?






9.Кто является автором сказки-быль «Кладовая солнца»?Какие рассказы писателя вы знаете?








Анкета «Читательская активность учащихся»


Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.


1. Любишь ли ты читать?

-да-

-нет-


2. Почему ты любишь читать?

-можно многое узнать ,интересно

-заставляют родители

- хочется быть умным


3.Посещаешь ли ты школьную библиотеку?

-да

-нет-


4. Что ты любишь читать?

-стихи

-сказки

- рассказы о животных

- смешные рассказы


5.Что любишь больше всего?

-читать сам

-слушать чтение взрослых


6. Читают ли в вашей семье родители книги ?

-читают

-не читают


7. Как ведут себя родители во время твоего чтения?

-хвалят

-ругают, сердятся


8. Напиши, какую книгу ты сейчас читаешь, кто автор книги?



__________________________________________________


2 класс

Раздел: «Рассказы о школе и школьниках»





Дата проведения

Тема занятия

Содержание занятия

1

29.01.

2014

Н.Артюкова.

Рассказ «Новые соседи» №1301

Знакомство с писательницей Н.Артюковой; выставка ее книг; чтение рассказа «Новые соседи; обсуждение поступков героев

2




Н.Артюкова.Рассказ «Подружки»


Чтение рассказа «Подружки»; «чтение с остановками »; обсуждение поступков героев;

3




Н.Артюкова.

Рассказ «Совесть заговорила»


Чтение рассказа « Совесть заговорила»»; «чтение с остановками »; обсуждение поступков героев;

4




А.Барто. С.Маршак. П.А. Арсенова, Б.Заходер, Н.Сафо, Н.Найденова.

Стихотворения о школе.

Знакомство с детскими поэтами С.Маршак. П.А. Арсенова, Б.Заходер, Н.Сафо, Н.Найденова.

Выразительное чтение стихотворений и обсуждение. Чтение по ролям.

5




^ Медведев В.В.

Рассказ «Баранкин, будь человеком»


Знакомство с детским писателем В.В.Медведевым; чтение повести «Баранкин, будь человеком»

6




МедведевВ.В.

Рассказ «Баранкин, будь человеком»


Чтение повести «Баранкин, будь человеком»; обсуждение; характеристика героев.

7




^ Медведев В.В.

Рассказ «Баранкин, будь человеком»


Чтение повести «Баранкин, будь человеком»; обсуждение; вопросы-ответы

8




Н.Носов.

Рассказ «Федина задача»

№5190

Рассказать о творчестве писателя Н.Носова; чтение рассказа «Федина задача»; обсуждение рассказа

9




Е.Шварц. «Сказка о потерянном времени»


Знакомство с писателем Е Шварцом; биография писателя; чтение и обсуждение сказки

10




Н.Носов.

Повесть «Витя Малеев в школе и дома»


Выразительное чтение «Витя Малеев в школе и дома»

11




Н.Носов.

Повесть «Витя Малеев в школе и дома»

Выразительное чтение «Витя Малеев в школе и дома»

12




Н.Носов.

Повесть «Витя Малеев в школе и дома»

Выразительное чтение «Витя Малеев в школе и дома»; обсуждение рассказа

13




В.Астафьев.

«Фотография, на которой меня нет» №4400

Знакомство с творчеством писателя Виктора Астафьева; чтение рассказа «Фотография на которой меня нет»; обсуждение рассказа

14




Ю.Нагибин.

« Зимний дуб»

№4400

Знакомство с писателем Ю.Нагибиным; с его творчеством; выразительное чтение и обсуждение рассказа; характеристика героев

15




В.Распутин.

«УрокиФранцузского» №4400

Знакомство с творчеством писателя В.Распутина; чтение и обсуждение рассказа « Урок французского»; характеристика героев

16




В.Распутин

«Уроки Французского»

Чтение и обсуждение рассказа

« Урок французского»

17




Викторина. Творческая мастерская

Подведение итогов



1.Теоретическая часть: викторина



Вопросы

Ответы

1

Перечислите главных героев рассказа «Новые соседи»писательницы Нины Артюховой?


Наташа Северцева, ее отец Александр Михайлович, учительница Елена Павловна, ее сын Володя,

2

Для чего Наташа Северцева помогала своему отцу выполнять домашние задания?

Чтобы ее отец получил знания; закончить вечернюю школу.

3

Почему в рассказе «Подружки» писательницы Н.Артюховой , поссорились Галя Серебрякова с Марусей Ильиной?

Галя Серебрякова указала на ошибку своей подруги при всем классе(высмеяла)

4

Через какие волшебные превращения проходят герои повести «Баранкин, будь человеком!»?

Воробья, бабочка, муравья

5

Что же в итоге Юра Баранкин понял?


Хорошо остаться человеком

6

Кто из писателей написал « Сказку о потерянном времени»?

Евгений Шварц

7

Что случилось с ребятами из литературной сказки « Сказка о потерянном времени», которые понапрасну теряли время?

Они превратились в пожилых людей

9

Перечислите произведения писательницы Нины Артюховой?


«Новые соседи», «Подружки», «Совесть заговорила»

10

Каким вам представляется Федя Рыбкин, какой у него характер?


Невнимательный, безответственный

11

Нравится ли вам Федя? Почему?

Федя не доводит начатое дело до конца, не старается


12

По какой причине Витька, из рассказа Виктора Астафьева «Фотография, на которой меня нет», не оказался на фотографии?

Витька катался на санках со своим другом Санькой, и заболел( отнялись ноги)

13

Почему главный герой рассказа Юрия Нагибина «Зимний дуб» опаздывал на уроки?


Савушкин ходил в школу через лес и любовался дубом

2.Творческая мастерская:

Задание- нарисовать иллюстрацию к рассказу Юрия Нагибина «Зимний дуб».


3 класс

Раздел: «Рассказы о Вятском крае»




Дата проведения

Тема занятия

Содержание занятия

1

06.09

В.Крупин.

Повесть «Дымка»


Знакомство с кировским писателем В.Крупиным; чтение рассказа «Дымка»; обсуждение

2

13.09

В.Крупин.

Повесть «Дымка»


Чтение рассказа «Дымка»; обсуждение

3

27.09

Н.Русинова.


«Кикиморские сказки»

Знакомство с кировской писательницей Н.Русиновой; с ее книгой «Кикиморские сказки»; знакомство со структурой книги;


4

04.10

Н.Русинова. «Кикиморские сказки»


Чтение сказок; обсуждение; использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).


5

11.10

^ Тинский А.Г. Рассказы «Вятская мозайка»

Знакомство с писателем А.Г.Тинским и его произведениями; чтение рассказов; вопросы-ответы

6

18.10

^ Тинский А.Г. Рассказы «Вятская мозайка»

Чтение рассказов и обсуждение

7

25.10

Н.Русинова. «Сказки старой Вятки»

Показ презентации «Кировские писатели»; чтение «Сказки старой Вятки» Н.Русиновой

8

01.11

Н.Русинова. «Сказки старой Вятки»

чтение «Сказки старой Вятки» Н.Русиновой; обсуждение использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

;

9

15.11

Н.Марихин. «Повествование о родной стороне в очерках и новеллах».

Знакомство с творчеством писателя Н.Марихина; чтение «Повествование о родной стороне в очерках и новеллах».

10

22.11

Н.Марихин. «Повествование о родной стороне в очерках и новеллах».

Чтение «Повествование о родной стороне в очерках и новеллах»; обсуждение

11

29.11

Вятская поэзия: Н.Забалоцкий, А.Гребнев, О.Чарушин,М.Чебышева, А.Снегова, О.Журавлева, П.Маракулин.

Показ презентации «Вятская поэзия»; выразительное чтение стихотворений; распределение стихотворений

12

06.12

Вятская поэзия: Н.Забалоцкий, А.Гребнев,О.Чарушин,М.Чебышева,А.Снегова, О.Журавлева, П.Маракулин.

Конкурс чтецов

13

13.12

В.Фокин. Рассказ «Когда меня еще не было».

О.Н.Кибитов. Рассказ «Пара шерстяных носков».

Знакомство с писателями В.Фокиным; О.Н. Кибитовым; чтением рассказа «Когда меня еще не было»; чтение рассказа «Пара шерстяных носков».


14

20.12

М.Г.Чирков. Рассказ «Крик»

А.Н.Корсаков . Рассказ «Первая гармонь»

Знакомство с творчеством писателей М.Чирковым и А.Н.Корсаковым; чтение рассказов «Крик» и «Первая гармонь»; обсуждение рассказов; характеристика героев

15

27.12

Конкурс чтецов по теме «Вятская поэзия»




16




Конкурс рисунков по произведениям кировской писательницы Н. Русиновой.







^ Творческая мастерская:

1.Конкурс чтецов. Тема: «Вятская поэзия»


2.Конкурс рисунков по произведениям кировской писательницы Н. Русиновой.


4 класс

Раздел: «Рассказы о детях — героях»




Дата проведения

Тема занятия

Содержание занятий




1




А.Приставкин.Рассказ «Фотографии»







2




А.Приставкина.Рассказ «Фотографии







3




В.Катаев.Повесть «Сын полка»







4




В.Катаев.Повесть «Сын полка»







5




В.Катаев.Повесть «Сын полка»







6




В.Боголюбов. Рассказ «Иван»







7




В.Боголюбов. Рассказ «Иван»







8




В.Боголюбов. Рассказ «Иван»







9




А.Гайдар Повесть «Тимур и его команда»







10




А.Гайдар Повесть «Тимур и его команда»







11




А.Гайдар Повесть «Тимур и его команда»







12




В.Катаев Повесть «Цветик- семицветик»







13




Б.П.Павлов. Рассказ «Вовка с ничейной стороны»







14




Б.П.Павлов Рассказ «Вовка с ничейной стороны»







15




Н.К.Чуковский.Повесть «Морской охотник»







16




Н.К.Чуковский.Повесть «Морской охотник»







17




Ю.А.Левин. Рассказ «Я вернусь, мама!»







18




Читательская конференция.








Тематическая конференция:

Публичное обсуждение художественных произведений, содействующее развитию критического мышления, аналитическому осмыслению материала, общению читателей.

План:

    1. Тема

    2. Определение задач

    3. Изучение читательских интересов группы

    4. Отбор литературы

    5. Изучение литературы

    6. Разработка программы конференции

    7. Организация книжной выставки

    8. Консультация для всех желающих участников

    9. Читатели готовят свои выступления по теме конференции


Начинается мероприятие с краткого выступления ведущего, где характеризуется тема произведения, его значения, основной круг вопросов. В заключительном слове ведущий подводит итоги, оценка выступлений учащихся.


7. Используемая методическая литература:


1. Газета «Педсовет». - 2005 №3; 2005. №6

2. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005.

3. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995.

4. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 2009. Т.1-3

5. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001.

6. Русские детские писатели xx века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука,2001.

7. Российская школьная хрестоматия. 1-4 классы. Издательство «Интербук»,2008.

8. Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение в1- 3 классах.

М. Просвещение, 2012.

9. Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 2009.

10. Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская литература», 2011.

11. Журналы «Начальная школа», 2006-2013 гг.

12. Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ruВсе работыПрезентации и видеоролики, viki.rdf.ruitem/373, lit-studia.rumethod/46.html






Похожие:

Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю icon«Утверждаю» Согласовано: Рассмотрено
...
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю iconРассмотрено согласовано утверждаю
Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие...
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю iconС. Гофицкое Петровского района Ставропольского края «Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»
В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю iconРассмотрено Согласовано «Утверждаю»
В основу рабочей программы по технологии для 1 класса моау «сош №6 г. Орска» положена авторская программа, разработанная Н. А. Цирулик,...
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю iconРассмотрено Согласовано «Утверждаю»
В основу рабочей программы по обучению грамоте для 1 класса моау «сош №6 г. Орска» положена авторская программа, разработанная И....
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю iconРассмотрено Согласовано «Утверждаю»
Н. В. Нечаевой, которая обеспечена учебником «Русский язык» ( Н. В. Нечаева). Издательский дом «Фёдоров», 2011); методическими рекомендациями...
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю iconРассмотрено Согласовано «Утверждаю»
Программы начального общего образования, система Л. В. Занкова, авторской программы Н. В. Нечаевой «Русский язык», утверждёнными...
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю iconСогласовано: Согласовано: Утверждаю: Председатель профсоюзной Начальник отдела Директор школы
Настоящее Положение разработано в целях усиления материальной заинтересованности работников школы в повышении качества и добросовестного...
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю iconПриложение V рассмотрено Утверждаю
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа№7 имени В. Н. Пушкарева» мо «Островский район»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю icon«согласовано» Председатель Тюменской областной Думы «согласовано» Начальник угибдд умвд россии по Тюменской области «утверждаю»
«Безопасность на дорогах ради безопасности жизни» (в дальнейшем – Конкурса) являются департамент образования и науки Тюменской области,...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты