Тема: Импрессионизм творчества А. А. Фета, 10 класс общеобразовательной школы icon

Тема: Импрессионизм творчества А. А. Фета, 10 класс общеобразовательной школы



НазваниеТема: Импрессионизм творчества А. А. Фета, 10 класс общеобразовательной школы
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Субботина Елена Леонидовна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Лебяжьевская СОШ» Лебяжьевского района.

Тема: Импрессионизм творчества А.А. Фета, 10 класс общеобразовательной школы

Цель: Знакомство учащихся со сложным импрессионистическим миром поэтического таланта А.Фета.

Задачи:

Обучающие: Сформировать представление о сложном мире фетовского стиха, рассмотреть особенности поэтического таланта А.Фета, выявить и проанализировать изобразительные приёмы, связанные с созданием импрессионистического образа.

Развивающие: развивать внимание, воображение, слуховое восприятие, мышление, память, творческие способности учащихся, развивать коммуникативные навыки непосредственного взаимодействия учащихся между собой и с учителем.

Воспитывающие: Воспитание чувства прекрасного, внимательного и уважительного отношения к поэтическому слову, личности поэта.


^ Тип урока урок изучения нового материала

Оборудование: Компьютер, мультимедиа, портрет А.Фета, карточки для работы с текстом стихотворения Фета, тексты стихотворений, аудиозаписи, 2 маркера

^ Этапы урока: Организационный - актуализация опорных знаний -изучение нового материала - подведение итогов - домашнее задание


Ход урока

Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока. Запись в тетради (слайд №1)


Актуализация опорных знаний и умений

Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с личностью поэта Афанасия Афанасьевича Фета. Чтобы приступить к следующему этапу, начать разговор о сложным мире его поэтического таланта, вспомним, каким был человеком Фет, какова была его литературная судьба? (Краткие ответы учащихся).

Изучение нового материала

Учитель: Необходимо отметить, что в своё время Фет был недооценён, поэзию Фета осуждали за отсутствие социальной актуальности, эстетизм, бессодержательность. Познакомимся со следующим утверждением и ответим на вопрос.

Работа с утверждением. Формулировка проблемного вопроса (слайд №2)

Критик, теоретик символизма (литературного течения начала 20 века), представитель «серебряного века» в русской литературе - Владимир Соловьёв в статье «О лирической поэзии. По поводу последних стихотворений Фета и Полонского» (1890) высоко оценил творчество А.А. Фета. Соловьёв отметил главную особенность лирики Фета – созерцательность. Александр Блок признавался, что его путеводной звездой был Афанасий Фет. К. Бальмонт писал: «Фет – мой крёстный отец в поэзии».

1)Как вы думаете, почему В. Соловьёв, А.Блок, К. Бальмонт особо выделяли творчество Фета А.А., В. Соловьёв заговорил о творческой индивидуальности поэта в период появления новой литературы, литературы модернизма? (Примерные ответы учащихся: В.Соловьёв в творчестве Фета, поэта 19 века, разглядел черты новой литературы, которую волнуют «глубочайшие душевные состояния», творческое самосознание поэта)

2) Вспомним основные положения, философские идеи, определяющие философскую позицию А.А. Фета. (слайд №3)

Ответы учащихся:

-идея всемирной красоты, которая одухотворяет природу и весь мир;

-всемирная красота облегчает человеку его неизбежное страдание, мучительный опыт жизни;

- сама красота хрупка, мимолётна, всё ждёт трагическая гибель.

Учитель: Подтверждением служат слова В. Соловьёва, который писал: «Каковы бы ни были эстетические и философские воззрения истинного поэта, но как поэт, он непременно верит и внушает нам веру в объективную реальность и самостоятельное значение красоты в мире». Таким образом, можно сказать, что творчество Фета принадлежит двум эпохам.

3) прослушаем стихотворение А.Фета и ответим на вопросы

Выразительное чтение стихотворения учащимся, работа с текстом (слайд №4) А.А. Фет. Стихотворение «Как беден наш язык! – Хочу и не могу»

Как беден наш язык! – Хочу и не могу.-

Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною волною.

Напрасно вечное томление сердец,

И клонит голову маститую мудрец

Пред этой ложью роковою.

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук

^ Хватает на лету и закрепляет вдруг

И тёмный бред души, и трав неясный запах;

Так, для безбрежного покинув скудный дол,

Летит за облака Юпитера орёл,

Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.

11 июня 1887

  • Возможно ли полноценно передать словом всю полноту чувств и переживаний, мыслей, по мнению поэта?

  • Какова основная цель поэзии?

  • Выделите цветом ключевые слова, сделайте вывод. (Примерный ответ учащихся: Фет считал, что слово не может передать глубину переживаний и чувств. Поэт должен стремиться поймать эти «неуловимые» мгновения, фиксировать «эфирные оттенки чувств)

Учитель: Подобное мировосприятие близко импрессионизму, направлению в искусстве последней трети 19 века – начала 20 века. Поэтому и говорят об импрессионизме в творчестве Фета. Что же это за направление?

Выступление учащегося с сообщением «Импрессионизм в искусстве» (слайд №5) Приложение 1).

Вопросы по прослушанному материалу

  • В чём сущность импрессионизма как направления искусства?

  • К чему стремился художник?

  • В каких видах искусства импрессионизм нашёл своё проявление?

  • Назовите технику художников-импрессионистов

  • Назовите имена и, по возможности, работы зарубежных и русских художников- импрессионистов

Учитель: Познакомимся с репродукциями картин художников-импрессионистов и на основе сообщения и зрительного впечатления выделим ключевые слова (слайд №6-8)

Ответы учащихся: впечатление, подвижность, изменчивость, мимолётность(слайд №9)

Учитель: Изобразительное средство художника – цвет, поэта – слово. Как же используются эти средства, чтобы передать впечатление, мимолётность мгновения

Анализ художественного произведения

5) Проанализируем стихотворение Фета «Шёпот, робкое дыханье» и картину Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце».

Вопросы для анализа картины К.Моне «Впечатление. Восход солнца» (слайд №10-11)

  • Какое впечатление возникает в первый момент восприятия картины К. Моне?

  • Какой эффект возникает при приближении и удалении?

  • Как можно описать композицию картины?

  • Какой палитрой пользуется художник?

  • Есть ли чёткая прорисовка границ?

  • Что можно сказать о солнце на этой картине? Что для художника важно: изобразить восход или передать впечатление, настроение в этот момент?

  • Какое мгновение попытался поймать художник?

  • Какое ощущение от картины появляется при дальнейшем её рассмотрении?

(Возможные ответы учащихся: впечатление от картины во многом для

каждого индивидуально, завист от настроения, угла наблюдения, личного опыта, воображения. При удалении и приближении изображения вновь происходит изменение восприятия картины. Чем ближе к глазу изображение, тем размытее становятся границы, чем больше мы отдаляемся, тем больше проявляется рисунок. Палитра характерная для художников –импрессионистов: голубой-оранжевый-зелёный-жёлтый –фиолетовый. Мягкие полутона, размытые очертания, отсутствие чётких границ. Солнце – это только маленькая точка, основной план – это ночное озеро и небо. Для художника важно пограничное состояние природы, короткое мгновение, отделяющее темноту от света. Художник попытался передать впечатление и ощущение этой загадки мирозданья. При даоьнейшем рассмотрении картины всё больше начинаем обращать внимание на солнечные цвета: жёлтый- красный-орнажевый, и мы уже видим не ночь и восходящее солнце, а день и солнце, поднимающееся из-за горизонта).

Учитель: Ключевые слова, которые мы не раз употребили при анализе картины К.Моне: впечатление и мгновение. Попробуем найти черты импрессионизма в стихотворении А.А. Фета «Шёпот, робкое дыханье, трели соловья». Вспомним, что особенностью русского романтизма является отображение внутреннего состояния художника, этюдность и некая незавершённость, которые обеспечиваю «трепет жизни».

Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Шёпот, робкое дыханье, трели соловья» [1], работа с текстом стихотворения. (слайд №12)

Учитель: Попробуем нарисовать словом ту картину, что мы увидели при прослушивании стихотворения? Начнём со слов «Я представил…, я увидел…, я очутился …..» (Примерные ответы обучающихся).

Вопросы для анализа текста и беседы по нему

  • Какое чувство является в стихотворении доминирующим? Меняются ли ощущения лирического героя по ходу текста? (Чувство любви дано в развитии)

  • Называет ли Фет это чувство, чем он ограничивается? (не говорит, о главном только намекает, создаётся впечатление недосказанности)

  • Какие образы сливаются воедино? Проведём эксперимент: выделим строчки, создающие образ природы, и строки, передающие состояние человека, разным цветом. Какую закономерность можно заметить? Как расположены по отношению друг к другу эти строки ? Можно ли говорить о чёткой границе между этими мирами? (мы говорим о единстве миров, где нет чётких границ, где один мир вливается в другой)

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря!.. [1850]

  • Вспомните, чтобы увидеть картину художника – импрессиониста, нужно было в неё вглядеться, увидеть то мгновение, что поймал художник. Прочитайте первое слово в первое строфе стихотворения, скажите, к какому способу восприятия мира нас подводит А. Фет? Какими звуками наполняется мир? (Прислушаться, ведь мир наполняют разнообразные звуки) (слайд №13)

  • Слуховая картина дополняется зрительными образами, и мы начинаем присматриваться. Какую цветовую гамму использует поэт? Как она перекликается с цветами художников- импрессионистов? Что можно сказать о символике цвета? (Слова: серебро, ночные тени, дымных тучках, пурпур розы, отблеск янтаря, заря. Краски и звуки помогают понять чувства лирического героя: лёгкость, воздушность, волшебность хрупкость этого мгновения в первых строфах и в последней строфе (пурпур розы, отблеск янтаря) звучит торжественность, звучность всеобъемлющей любви. Венчает картину образ зари, ожидания чего-то нового).

  • Обратим внимание ещё на одну особенность использования цвета: как даётся цвет и его фон. Почему Фет прибегает к такому приёму? (слайд №13) Серебро и колыханье -Свет ночной, ночные тени - В дынных тучах пурпур розы (цвет не даётся сам по себе, он размыт, нет чётких границ)

  • Обратим внимание на грамматический строй этого стихотворения. Какие части речи полностью исключены? Что исчезает с исчезновением глаголов? (Отсутствуют полностью глаголы. Действие уходит на второй план, даётся картина, зарисовка мгновения). (слайд №14)

  • Что с точки зрения синтаксиса оно представляет собой? Что помогает передать такой приём? (Это одно предложение. Картина из жизни, взятая вся целиком. Это то впечатление, которое мы получаем здесь и сейчас. Таким образом, возникает ощущение неопределённости, размытости изображения; это пограничное состояние света и теней, душевных переживаний). (слайд №14)

  • О чём же это стихотворение? (о любви, свидании, признании, надежде, радости)

  • Даёт ли Фет ему название? Чем ограничивается поэт? Какова его задача? (Поэт ограничивается намёками. Его главная задача – поймать этот прекрасный и мимолётный миг первого свидания. Любовь даётся намёками, не заземлено, это высокая духовная любовь).

Учитель: Таким образом, поэт стремится к фиксации момента, поймать «неуловимое» в природе, мире, душе человека. Неслучайно основными темами в творчестве Фета являются природа и любовь. Скажите, можно ли разделить их? (Природа и любовь слиты воедино. В них, как в единой мелодии, соединены красота мира, вся радость и очарование бытия, боль и разочарование) (слайд №15)


Подведение итогов

Учитель: Вернёмся к проблемному вопросу в начале урока. Почему же творчество Фета стало так популярно в начале 20 века? Какие особенности поэтического таланта Фета привлекли внимание символистов Бальмонта, Блока, Соловьёва? В чём проявился импрессионизм творчества Фета? (слайд №16)

(Примерные ответы обучающихся: Фет – мастер словесного изображения тончайших состояний души человека. Его стихи наполнены философским смыслом, поэт стремится показать мимолётность и зыбкость мира и человека. Особенностью поэтики: фрагментарность, лаконизм, безглагольность, символическое использование цвета, звуков, музыкальность. Импрессионизм проявился в особом восприятии мира и стремлении передать впечатление, ощущение).


Домашнее задание: Мини-сочинение «Мир глазами поэта» по стихотворению А.Фета «Это утро, радость эта…» [2]. В сочинении отразить особенность поэтики Фета (слайд №17).

Использованные медиаресурсы:

  1. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/9b086cf6-3be2-6bc0-b84e-ea10c24ee67e/?from=44848268-1459-81c9-63cc-8a887d94be77&interface=pupil&class=53&subject=10

  2. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/49d7846b-a477-fe7a-94d7-8527819b58c7/?from=44848268-1459-81c9-63cc-8a887d94be77&interface=pupil&class=53&subject=10



Похожие:

Тема: Импрессионизм творчества А. А. Фета, 10 класс общеобразовательной школы iconОбъектом исследовательской работы
Импрессионизм в лирике б. Л. Пастернака фахриева Айгуль Робертовна мбоу сош№3 им. Ю. А. Гагарина, 10 класс Нигматуллина Альбина Сабаховна-...
Тема: Импрессионизм творчества А. А. Фета, 10 класс общеобразовательной школы icon2 класс Пояснительная записка
Настоящая программа по математике для начальной общеобразовательной школы (2 класс) составлена на основе федерального компонента...
Тема: Импрессионизм творчества А. А. Фета, 10 класс общеобразовательной школы iconПоложение о библиотеке моу «Средней общеобразовательной школы №21». Общее положение. Библиотека является структурным подразделением моу «Средней общеобразовательной школы №21»
Библиотека является структурным подразделением моу «Средней общеобразовательной школы №21», участвующим в учебно воспитательном процессе...
Тема: Импрессионизм творчества А. А. Фета, 10 класс общеобразовательной школы iconКонкурс профессионального мастерства педагогов «Учитель английского языка сельской общеобразовательной школы»
Формирование информационной компетентности учащихся в условиях сельской общеобразовательной школы
Тема: Импрессионизм творчества А. А. Фета, 10 класс общеобразовательной школы iconПрограмма курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы
Непрерывность обучения информатике со 2 по 11 класс — это необходимый шаг в развитии общего образования
Тема: Импрессионизм творчества А. А. Фета, 10 класс общеобразовательной школы iconПояснительная записка Рабочая программа курса экологии «Введение в биологию и экологию» для учащихся 5-х классов общеобразовательной школы составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений, 1-11 класс
Рабочая программа курса экологии «Введение в биологию и экологию» для учащихся 5-х классов общеобразовательной школы составлена на...
Тема: Импрессионизм творчества А. А. Фета, 10 класс общеобразовательной школы iconИзменения в Устав муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 г. Артема На титульном листе Устава вместо слов «муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 г. Артема»
Учреждения средней общеобразовательной школы №1 г. Артема» читать «муниципального
Тема: Импрессионизм творчества А. А. Фета, 10 класс общеобразовательной школы icon2. Пояснительная записка
Настоящая программа по русскому языку для средней общеобразовательной школы (10 класс) создана на основе федерального компонента...
Тема: Импрессионизм творчества А. А. Фета, 10 класс общеобразовательной школы iconАттестационная работа учителя математики моу глуховской средней общеобразовательной школы Дикалова Дмитрия Геннадьевича Тема: «Проценты»
В 5 классе обучается 6 учеников: 4 мальчика и 2 девочки. Как коллектив, класс естественно ещё не сформировался, в силу пока ещё небольшого...
Тема: Импрессионизм творчества А. А. Фета, 10 класс общеобразовательной школы iconРабочая программа по курсу «Русский язык»
«Русский язык» предназначена для 6-7 классов общеобразовательной школы. Она составлена на основе Федерального государственного стандарта...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты