Внеклассное мероприятие «Человек отражается в своих поступках» предназначено для учащихся старших классов icon

Внеклассное мероприятие «Человек отражается в своих поступках» предназначено для учащихся старших классов



НазваниеВнеклассное мероприятие «Человек отражается в своих поступках» предназначено для учащихся старших классов
Уколова С.Д
Дата17.10.2016
Размер
ТипВнеклассное мероприятие

МОУ «Волжская средняя общеобразовательная школа»


Организация внеклассной работы по предмету


Час общения

«Человек отражается в своих поступках»


Составитель: Уколова С.Д.,

преподаватель-организатор ОБЖ

I квалификационной категории,

классный руководитель,

образование высшее, стаж работы 17 лет


2010 г.


Аннотация


Внеклассное мероприятие «Человек отражается в своих поступках» предназначено для учащихся старших классов.

Мероприятие проводится в форме практикума с применением ситуационно-ролевых игр.

Цель мероприятия: формирование адекватной оценочной деятельности учащихся, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

Час общения направлен на развитие умения учащихся «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения; воспитание чувства сострадания, сопереживания по отношению к близким, слабым, незащищенным; сплочение коллектива.

Учащиеся учатся прогнозировать и корректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях; выявляют у себя положительные и отрицательные качества поведения.

Перед началом мероприятия проводится подготовительная работа. Необходимо подготовить аудиторию, поделить класс на две микрогруппы для лучшего восприятия и обсуждения поставленных задач, соревновательного интереса в проигрывании жизненных ситуаций. Готовится презентация часа общения, раздаточный материал к каждому заданию.


Перечень конкурсных материалов:

  1. Сценарий часа общения «Человек отражается в своих поступках»

  2. Фотографии мероприятия

  3. Презентация часа общения



Час общения

«Человек отражается в своих поступках»

Цель: формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.


Задачи:

- развивать у учащихся умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения;

- научиться прогнозировать и корректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях;

- дать возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны;

- выявить у себя положительные и отрицательные качества поведения;

- активизировать способность учащихся в умении анализировать определенные черты своего характера.

^ Форма проведения: практикум

Подготовительная работа:

Подготовить аудиторию

Разделить группу учащихся на 2 микрогруппы.

Подготовить таблицы «Мои положительные и отрицательные качества» для каждого ученика

Разработать и напечатать задания-ситуации на отдельных карточках для тест-опроса.

^ Оформление, оборудование и инвентарь:

Компьютер, проектор, презентация классного часа.

На экране с помощью проектора написать тему классного часа, эпиграф к нему (или на классной доске).

Парты сдвинуты, а стулья расставлены полукругом, чтобы все участники могли хорошо видеть и слышать друг друга в микрогруппах.

На столах микрогрупп лежат листы с таблицами (задание 1) по количеству учащихся.

^ Ход мероприятия:

1. Вступительное слово преподавателя.

Наш классный час называется «Человек отражается в своих поступках». Тема его выбрана неслучайно. В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, напрасно обидели. Вместе с тем, мы негодуем по поводу того, что в нашем обществе – дефицит милосердия, доброжелательности, низкая культура поведения: люди невнимательны и равнодушны друг к другу, часто грубы, невежливы, нетактичны… С этим мы встречаемся очень часто.


Вопросы для обсуждения:

– А вы сами? Задумываетесь ли о том, как ведете себя в разных ситуациях, с разными людьми? Будь это друзья, родители или преподаватели? Умеем ли их уважать, сочувствовать им, сострадать, тактично помогать? Правильно ли понимают наше поведение окружающие?

– А так ли это важно, думать о своем поведении? Ведем себя, как все, и ладно. А ладно ли?

«Поведение человека – это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик». Это слова Иоганна Гете. В поведении проявляются особенности нашего характера и темперамента, наши потребности, взгляды, вкусы, привычки и желания, степень уверенности или неуверенности в себе.

– Как вы считаете, ребята, знаете ли Вы себя?

– Давайте сейчас это и проверим.

Попробуем на сегодняшнем классном часе выделить самое важное в знании себя, своих личных качеств, дадим возможность через ситуативные примеры взглянуть на себя со стороны, попробуем прогнозировать и корректировать свое поведение (поступки) в самых различных жизненных ситуациях. Поэтому наш классный час мы проведем в форме практикума с применением ситуационно-ролевых игр.

Задание № 1. Запишите свои положительные и отрицательные качества. По ходу классного часа подумайте о том, что вам нужно изменить в своем поведении для того, чтобы вас уважали в ученическом коллективе, окружающие люди и запишите в последней колонке (в конце кл. часа)

^ Мои положительные качества

Мои отрицательные качества

Что мне нужно изменить в своем поведении …

 

 

 

 

 

 

По желанию учащиеся зачитывают свои записанные качества из таблицы.


Задание № 2. Тест-опрос

Продолжите следующие фразы, исходя из привычного для вас поведения.

  1. Когда ко мне обращаются не тем тоном, я …

  2. Когда от меня требуют послушания, я …

  3. Когда меня просят не грубить, я …

  4. Если мне приходится выступать перед большой аудиторией, я …

  5. Обращаясь с просьбой, слышишь в ответ: «Отстань, у меня плохое настроение!» Ты …

  6. В комнату вошла женщина с заплаканными глазами, Вы …

  7. При неудачах чаще обвиняешь других или себя?…

  8. Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты будешь делать?

  9. Ты дежурный по кабинету. Подметая пол, ты нашел деньги. Что ты сделаешь?

  10. Несколько человек в группе агитируют уйти с последнего урока. Как ты поступишь в этом случае?

  11. Учитель поставил вам оценку несправедливо (по вашему мнению). Как ты поступишь в этом случае?




– А теперь подумайте над своей реакцией. Соизмерили ли Вы ее с состоянием другого человека, содержанием ситуации? Какие выводы можно сделать для себя?

Наши поступки во многом зависят от того, насколько правильно мы оцениваем окружающих, друзей, хорошо знаем их, их чувства. Попробуем выяснить, насколько мы умеем судить о людях, понимать их душевное состояние.

^ Задание № 3. «Улови настроение класса».

Троим учащимся предлагается выйти из кабинета, а оставшиеся учащиеся договариваются о том, какие эмоциональные состояния они будут изображать (восторг, страх, огорчение, удивление, обида, страдание, радость). Вернувшись в кабинет, учащиеся должны уловить настроение ребят (по отдельным подгруппам или в целом в классе).

Вопросы учащимся:

  • Трудно ли было Вам уловить настроение других учащимся?

  • По каким признакам (жестам, мимике) вы могли это определить?


^ Обсуждение жизненных ситуаций.

1ситуация. Случай на железнодорожном вокзале

В кассу железнодорожного вокзала стояла огромная очередь. Было тесно, душно. Какая-то старушка, прося снисхождения к усталым, больным своим ногам, стала объяснять очереди, что ей стоять тяжело и что, если нет возражающих, она бы взяла билет без очереди. И чуть слышно добавила, что она участница войны, но, к сожалению, в спешке во время сборов уложила удостоверение на дно огромной сумки.

^ Учитель прерывает чтение.

Вопросы учащимся

- Как вы думаете, какой будет реакция людей, стоящих в очереди, на просьбу старушки?

- Как бы вы поступили, услышав подобную просьбу?


^ После обсуждения учитель продолжает рассказ

В очереди поднялся недовольный ропот «Сидела бы ты, бабуся, дома!» «Подумаешь, война, да когда это было!» Голоса были молоды, раздраженно-дерзки. «Есть удостоверение – вынь и покажи!» - крикнул дюжий парень.

Вдруг из очереди послышался голос «Пропустите меня. Я с удостоверением». И к окошку кассы двинулся высокий молодой человек со светлыми волосами. В руке он держал красную книжечку. Верхняя пуговица его пиджака расстегнулась и стоявшие рядом люди увидели звезду Героя России.

«До какой тебе станции, мать?» - участливо спросил он старушку. И через минуту протянул ей билет.

^ Вопросы учащимся:

- Как вы оцениваете поведение людей в очереди?

- В чем причина такой реакции на просьбу пожилой женщины дюжего парня?

- Чем продиктован поступок молодого человека, предложившего помочь старушке взять билет?

- Почему он сам не воспользовался своим правом внеочередного получения билета?

- Как будут вести себя люди в очереди после случившегося?


^ После обсуждения читается окончание ситуации

Когда старая женщина ушла, этот молодой человек вернулся на свое место в очереди. Все молчали. Никто в эту минуту не смел посмотреть друг другу в глаза…

^ Вопросы учащимся:

- Какой урок преподнес молодой человек людям?

- В чем красота его поступка?

- Почему окружающим стало стыдно друг перед другом?

- Встречались ли вы с проявлением неуважительного отношения людей друг к другу?


2 ситуация.

Женщина, получившая зарплату, отправилась за покупками к празднику. Выйдя из троллейбуса, она обнаружила, что оставила там свою сумку с паспортом, деньгами, ключами от квартиры.

Вечером в квартире женщины раздался звонок. Очень вежливый мужской голос поинтересовался, не теряла ли она что-нибудь. Он поздравил с наступающим праздником и сказал, что сумку нашла его жена, что они порядочные люди и женщина может приехать за своей сумкой.

Женщина, захватив с собой коробку конфет, приехала по указанному адресу. Хозяин произвел впечатление интеллигентного человека, очень занятого, так как он работал преподавателем. Увлекался коллекционированием значков. После милой «светской» беседы хозяин предъявил перечень вещей, находившихся в сумке с точной их оценкой до копейки. В смету вошла даже стоимость записной книжки и носового платка. И он сказал, что женщина должна заплатить за находку одну четвертую часть суммы, «по государственным законам» и «по совести», так, как положено среди «порядочных, интеллигентных людей».

Вопросы учащимся:

  1. Можно ли считать этого человека интеллигентным и порядочным, а его поступок благородным?

  2. Как бы поступили на месте жены, нашедшей сумку? На месте мужа?

  3. О каких чертах характера мужчины можно судить по его поведению?

  4. Как бы вы отреагировали на предложение мужчины заплатить положенную сумму?

5. Приведите примеры благородных поступков людей.

Учащиеся приводят примеры из произведений художественной литературы, газет, новостных программ, жизни близких, друзей, знакомых.


^ Пример благородного поступка приводит учитель.

Олеська буквально выпала из переполненного автобуса, с трудом удержала равновесие, чтобы не упасть, поправила пальто, кинула взгляд на сумку и обмерла: молния на ней была расстегнута, внутренний карман вывернут наружу. «Кошелек!» - мелькнуло в голове. Секунды две хватило, чтобы понять, что его на самом деле вытащили.

От обиды перехватило дыхание. Все и так с утра шло просто из рук вон плохо, а тут еще и это… и случись это в другой день, когда еще были сбережения дома, было бы не так обидно, но сегодня в злосчастном кошельке осталась последняя до зарплаты тысяча, на которую предстояло прожить еще далеко не один день.

Олеська, мигом осознавшая все это, вдруг резко втянула в себя воздух, запрокинула голову и уже не могла сдержать слез.

«Ненавижу! Не-на-ви-жу! – завертелось в голове. – Ну что за люди? Что за люди? Всех ненавижу!»

Она обессилено села на корточки и закрыла голову руками: еще никогда в ее душе не было столько злобы на окружающий мир. «Не-на-ви-жу! Ну как так можно?»

Слезы ручьями катились из глаз, и Олеська даже не пыталась их остановить.

- Тетенька!..

Детский голос прямо над ухом заставил вздрогнуть.

- Тетенька!

«Попрошайка!» - мелькнуло в голове, и новая волна ненависти поднялась откуда-то из самой глубины ее души. Девушка подняла голову – и точно: на нее из-под грязной шапки смотрели озадаченные глаза незнакомого чумазого мальчонки.

- Пошел вон! Нет у меня ничего! У меня кошелек украли!!! – и Олеська от жалости к себе снова зашлась в рыданиях.

- Теть, ты это… ты не плачь, на, съешь. Ты вон какая; без кошелька такие еды не раздобудут…

Олеська замерла. Она не верила своим ушам и глазам, и слезы буквально застыли на ее щеках.

Мальчишка просветленно улыбнулся.

- Я вообще-то Лизке купил, ей кутенков кормить надо. Но ничего, у ней кости есть, да и сама она молодец.

Олеська оторопело взяла пирожок.

- А кто эта Лизка?

- А вон и сама пришла, - мальчуган показал грязной ручонкой влево, откуда, радостно виляя хвостом и повизгивая, подбежала большая дворовая собака. Мальчик обнял ее за шею и улыбнулся.

- Ну ты это, ты не плачь больше. А мне идти надо. Еще сестренке надо на пирожок заработать, люблю я ее.

И, не дав Олеське опомниться, мальчишка скрылся в подземном переходе…

- Спасибо тебе… - только и шепнула она вдогонку. Вся обида куда-то исчезла, улетучилась, показалась совсем незначительной, мелкой.

Лизка подошла ближе и сочувственно лизнула ее в руку с зажатым в ней пирожком.

Олеська невольно улыбнулась, развернула газету и протянула его собаке.

- Ешь, милая, ешь… - растроганно прошептала она. – Теплый еще пирожок-то… а кошелек…Да бог с ним, проживу! А тебе еще кутенков кормить. Ешь…

Вопросы учащимся:

  1. Что отличает героя рассказа? (неравнодушие к чужой боли, стремление облегчит ее)

  2. Можно ли его поступок считать благородным? В чем отличие этого поступка, поведения от поступка героя предыдущей ситуации?

^ Как вы отнесетесь к такому поведению ребят:

«Доброе дело». Когда старушка соседка попросила мальчика вскопать ей огород, он согласился, но заявил, что его работа будет стоить 300 рублей

«Старался, старался…» Ученик во время субботника собрал и перетаскал мусора с территории школы больше, чем другие, а его не отметили грамотой на школьной линейке. Он заявляет «Больше ничего делать не буду. Старался, старался, а что за это получаешь… Ничего.»

^ Учащиеся делают выводы.

Задание № 4. «Прогнозируем поступок».

Троим учащимся предлагается выйти из кабинета. В их отсутствие зачитывается ситуация. Учащимся предлагается высказать предположения о том, как бы поступили в этой ситуации «испытуемые». Заслушав предположения учащихся, «испытуемым» предлагают войти. Их знакомят с ситуацией и просят сказать, как бы они поступили в этом случае. Можно повторить с другими «испытуемыми» на примере новой ситуации.

Ситуация. Вы вошли в магазин и увидели, что компания младших школьников покупает пиво. Ваши действия.

Как изменятся ваши действия, если в магазине вы встретите покупающих пиво одноклассников.


Задание № 5. (Работа в подгруппах). Каждому необходимо заполнить последнюю колонку из таблицы задания № 1. После чего подгруппам выдаются чистые листы. Каждой подгруппе необходимо разработать и записать правила поведения между людьми, которые должен выполнять каждый воспитанный и культурный человек. Каждая подгруппа зачитывает свои правила или оформляют их на листе ватмана.

Вопросы учащимся

  • Согласны ли вы соблюдать их?

  • Что может помешать в нашей группе не соблюдать эти правила?

  • Не следует ли задуматься о том, что вы уже достигли возраста, когда человек способен сам в себе растить воспитанного человека?

(Заслушиваются ответы учащихся).

Самовоспитание начинается с умения оценить, контролировать, наконец, поправлять самого себя, брать ответственность. Попробуйте поразмыслить над этим самостоятельно.


^ Заключительное слово учителя: «Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя было хорошо». (В.А. Сухомлинский)


Список использованной литературы:

  1. Бодалев В.А. Восприятие и понимание человека человеком – М., 1982

  2. Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения. – Грозный, 1979

  3. Леви В. Искусство быть другим. – М., 1980

  4. Мысли и изречения. Составитель Карин С.Х. – Казахское государственное издательство, Алма-Ата, 1964

  5. Прасолова Е.Л. В союзе с красотой – М. Просвещение, 1987



Похожие:

Внеклассное мероприятие «Человек отражается в своих поступках» предназначено для учащихся старших классов iconВнеклассное мероприятие «экскурсия в химический музей» для учащихся начальной школы (3-4 классов)
Оно предназначено для учащихся начальной школы(3-4класс), которые во время представления будут не пассивными слушателями, но и активными...
Внеклассное мероприятие «Человек отражается в своих поступках» предназначено для учащихся старших классов iconВнеклассное мероприятие для учащихся начальных классов «Ваши права: права ребенка»
Формирование элементарных знаний о правах человека и праве как регуляторе взаимоотношений между людьми. Развитие нравственных качеств,...
Внеклассное мероприятие «Человек отражается в своих поступках» предназначено для учащихся старших классов iconТема: Изучение отдельных групп профессий Модуль Группы профессий и подготовка к профессии Раздел: «Портфолио для успешной карьеры» Кружок: «Учебные проекты с использованием Microsoft Office» Учитель: Рысина О. И
Внеклассное мероприятие предназначено для учащихся предвыпускных и выпускных классов. Перед старшеклассниками стоит нелегкий выбор...
Внеклассное мероприятие «Человек отражается в своих поступках» предназначено для учащихся старших классов iconВнеклассное мероприятие по истории для учащихся 5-х классов «Своя игра» по теме «Древний Египет»
В игре участвуют 9 человек, по 3 в каждом раунде. Они по очереди отвечают на вопросы ведущего. Каждый вопрос оценивается заранее...
Внеклассное мероприятие «Человек отражается в своих поступках» предназначено для учащихся старших классов iconВнеклассное мероприятие «Как встречают Новый год…» для учащихся 4-х классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №15 им. Н. Н. Белоусова г. Сочи
Внеклассное мероприятие «Человек отражается в своих поступках» предназначено для учащихся старших классов iconВнеклассное мероприятие по профориентации «выбери профессию» для учащихся 9-10 классов
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
Внеклассное мероприятие «Человек отражается в своих поступках» предназначено для учащихся старших классов iconВнеклассное мероприятие для учащихся 9-11 классов Правовой час «Мы выбираем, нас выбирают»
Как реально можно добиться повышения избирательной активности молодежи в нашей стране?
Внеклассное мероприятие «Человек отражается в своих поступках» предназначено для учащихся старших классов iconВнеклассное мероприятие «Математический марафон» для учащихся 7-8 классов
Задания различаются по уровню сложности, обязательно включаются задачи с которыми справляются практически все учащиеся
Внеклассное мероприятие «Человек отражается в своих поступках» предназначено для учащихся старших классов iconВнеклассное мероприятие по избирательному праву для учащихся 10-11-х классов и их родителей
Большая часть игр и конкурсов, входящих в мероприятие, носит состязательный характер и предполагает оценивание членами жюри, другая...
Внеклассное мероприятие «Человек отражается в своих поступках» предназначено для учащихся старших классов iconВнеклассное мероприятие в игровой форме для учащихся 1-х классов «Учимся работать дружно»
Применение на практике новых форм и методов организации воспитательной работы в учебном процессе
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты