|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «ШКОЛА ВЕЖЛИВЫХ НАУК» 2Б класс учитель И.И. Лаптева Введение В системе воспитания подрастающего поколения наряду с умственным, трудовым, физическим, эстетическим воспитанием по-прежнему важное место занимает социальное воспитание, являющееся одним из основных условий гуманизации образования на современном этапе. При этом особенность этого воспитания состоит в схожести некоторых его существенных аспектов с целеполаганием современной школы, таких как: целостное самоопределение, нравственно-волевая регуляция, развитие нравственных чувств, передача этических знаний, формирование нравственности личности, научение гуманистическому отношению к миру и ряду других. Понятно, что нравственность личности, ее стремления, намерения, цели, мечты, их осуществление не слагаются механически из отдельных качеств (прилежности, аккуратности, честности, вежливости и т.д.), а находятся в неразрывном единстве и взаимодействии. И осуществлять духовно-нравственное воспитание необходимо с первых лет обучения в школе и не отдельными, хотя и хорошими мероприятиями, не при помощи каких-то универсальных приемов, а воздействием комплекса разнообразных средств и методов в разных видах деятельности, т.е. через посредство системы педагогических влияний. Большие возможности для проведения этой работы имеются у воспитателя ГПД, учителя, воспитателя. Осуществляя духовно-нравственное воспитание младших школьников, педагог решает задачи разностороннего развития личности. Наиболее эффективный путь усвоения моральных качеств – через сказку, которая в этом возрасте сделает доступным и понятным для детского восприятия ряд моральных норм и правил, качеств, поступков. Предлагаемая программа "Школа вежливых наук" предназначена в помощь педагогам для организации занятий по социальному направлению воспитательной работы с младшими школьниками. Пояснительная записка Рассматривая социальное воспитание как один из важнейших компонентов развития личности ребенка, нельзя не задуматься о формировании детского характера. Как уже не раз отмечалось, цель данного воспитания – формирование нравственного поведения, причем не от случая к случаю, а в повседневной жизни. Известный педагог В.А. Сухомлинский справедливо считал: "Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление. Она должна войти в привычку". Курс «Школа вежливости» реализует социальное направление во внеклассной деятельности в 1 - 4 классах. Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и культуры поведения младших школьников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности. Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций. На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа. Предлагаемый материал поможет ребенку задуматься о нравственных качествах, отличить хорошее от плохого, почувствовать на себе высокомерие и доброту. Робкий ребенок, может быть, впервые попробует стать смелым, агрессивный – добрым, несобранный – аккуратным. Следует отметить, что речь пойдет о тех качествах личности, которые получают в обществе моральную оценку. Для изучения выбраны те качества и отношения, которые знакомы, понятны школьникам, а именно: отношение к людям (добрый – злой, уважение – высокомерие); отношение к труду (трудолюбивый – ленивый); отношение к вещам (аккуратный – неряха, щедрый – жадный); честность (честный – лживый); смелость (смелый – трусливый). В программе используются драматизация и ролевые игры по сюжетам литературных произведений. Ребенок, действуя в воображаемой ситуации за другого, присваивает черты другого, начинает чувствовать себя другим и становится другим в игре. При организации трудовой деятельности детей надо стремиться к тому, чтобы перед ее участниками вставала необходимость в реальном сотрудничестве, взаимопомощи. Содержание предполагает решение следующих задач:
Основные разделы программы:
Воспитательные идеи программы:
Цели программы:
познакомить детей с важнейшими моральными качествами личности; дать понятие о парности этих качеств (добрый – злой); обогатить и активизировать речь детей за счет слов, обозначающих различные качества; научить подбирать самостоятельно синонимы к основным качествам, понимать их значение.
формировать у детей отрицательное отношение к проявлению негативных качеств, учить находить пути их преодоления; способствовать формированию положительных качеств сначала в игре, затем в повседневной жизни детей; способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество. ^ чтение и анализ сказок, обсуждение личных качеств героев; проигрывание этюдов (отрывков из сказок, сценок из жизни); проведение развивающих и словесных игр; рисование эпизодов из сказок, раскрашивание; проигрывание этюдов с неопределенным концом ("Как бы ты поступил в этой ситуации?"). Содержание предполагает решение следующих задач:
Основные разделы программы:
Воспитательные идеи программы:
Ожидаемые результаты:
Тематическое планирование
Используемая литература:
ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004. |
![]() | Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального... | ![]() | Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для младших школьников Формирование личностных качеств воспитанников как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социального... |
![]() | Программа внеурочной деятельности «Азбука добра» Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления... | ![]() | Программа факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее... |
![]() | Программа по внеурочной деятельности "Тренировка для ума" для 5 классов Данная программа внеурочной деятельности построена на основе программы «Уроки психологического развития в средней школе (V-VI классы)»... | ![]() | «Формирование коммуникативных ууд у младших школьников на занятиях по психологии во внеурочной деятельности через тренинговые занятия» Формирование коммуникативных ууд у младших школьников на занятиях по психологии во внеурочной деятельности |
![]() | Внеурочная деятельность младших школьников Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в учреждении,... | ![]() | Семинар. Ноябрь 2012. Формирование нравственных качеств у младших школьников средствами программы внеурочной деятельности «Дорога Добра» Начав работу в пилотном режиме в 2010/2011 учебном году внеурочная деятельность по духовно-нравственному направлению осуществлялась... |
![]() | Тема эксперимента : Оптимизационная модель организации внеурочной деятельности младших школьников Актуальность эксперимента Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной... | ![]() | Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности |