Программа внеурочной деятельности по социальному направлению для младших школьников icon

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению для младших школьников



НазваниеПрограмма внеурочной деятельности по социальному направлению для младших школьников
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрограмма



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

«ШКОЛА ВЕЖЛИВЫХ НАУК»


2Б класс

учитель И.И. Лаптева


Введение


В системе воспитания подрастающего поколения наряду с умственным, трудовым, физическим, эстетическим воспитанием по-прежнему важное место занимает социальное воспитание, являющееся одним из основных условий гуманизации образования на современном этапе. При этом особенность этого воспитания состоит в схожести некоторых его существенных аспектов с целеполаганием современной школы, таких как: целостное самоопределение, нравственно-волевая регуляция, развитие нравственных чувств, передача этических знаний, формирование нравственности личности, научение гуманистическому отношению к миру и ряду других.

Понятно, что нравственность личности, ее стремления, намерения, цели, мечты, их осуществление не слагаются механически из отдельных качеств (прилежности, аккуратности, честности, вежливости и т.д.), а находятся в неразрывном единстве и взаимодействии. И осуществлять духовно-нравственное воспитание необходимо с первых лет обучения в школе и не отдельными, хотя и хорошими мероприятиями, не при помощи каких-то универсальных приемов, а воздействием комплекса разнообразных средств и методов в разных видах деятельности, т.е. через посредство системы педагогических влияний. Большие возможности для проведения этой работы имеются у воспитателя ГПД, учителя, воспитателя. Осуществляя духовно-нравственное воспитание младших школьников, педагог решает задачи разностороннего развития личности.

Наиболее эффективный путь усвоения моральных качеств – через сказку, которая в этом возрасте сделает доступным и понятным для детского восприятия ряд моральных норм и правил, качеств, поступков.

Предлагаемая программа "Школа вежливых наук" предназначена в помощь педагогам для организации занятий по социальному направлению воспитательной работы с младшими школьниками.


Пояснительная записка

Рассматривая социальное воспитание как один из важнейших компонентов развития личности ребенка, нельзя не задуматься о формировании детского характера. Как уже не раз отмечалось, цель данного воспитания – формирование нравственного поведения, причем не от случая к случаю, а в повседневной жизни. Известный педагог В.А. Сухомлинский справедливо считал: "Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление. Она должна войти в привычку".

Курс «Школа вежливости» реализует социальное направление во внеклассной деятельности в 1 - 4 классах. Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и культуры поведения младших школьников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.

Предлагаемый материал поможет ребенку задуматься о нравственных качествах, отличить хорошее от плохого, почувствовать на себе высокомерие и доброту. Робкий ребенок, может быть, впервые попробует стать смелым, агрессивный – добрым, несобранный – аккуратным. Следует отметить, что речь пойдет о тех качествах личности, которые получают в обществе моральную оценку.

Для изучения выбраны те качества и отношения, которые знакомы, понятны школьникам, а именно:

отношение к людям (добрый – злой, уважение – высокомерие);

отношение к труду (трудолюбивый – ленивый);

отношение к вещам (аккуратный – неряха, щедрый – жадный);

честность (честный – лживый);

смелость (смелый – трусливый).

В программе используются драматизация и ролевые игры по сюжетам литературных произведений. Ребенок, действуя в воображаемой ситуации за другого, присваивает черты другого, начинает чувствовать себя другим и становится другим в игре. При организации трудовой деятельности детей надо стремиться к тому, чтобы перед ее участниками вставала необходимость в реальном сотрудничестве, взаимопомощи.

Содержание предполагает решение следующих задач:

  • обучение навыкам общения и сотрудничества;

  • формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;

  • развитие коммуникативных умений в процессе общения;

  • введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.



Основные разделы программы:

  • я среди людей;

  • речевой этикет;

  • культура поведения;

  • в мире сказок.


Воспитательные идеи программы:

  • Старайся делать добро!

  • Бойся обидеть человека!

  • Люби и прощай людей!

  • Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!

  • Познай мир и себя!

  • Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!


Цели программы:

  • Образовательные:

познакомить детей с важнейшими моральными качествами личности;

дать понятие о парности этих качеств (добрый – злой);

обогатить и активизировать речь детей за счет слов, обозначающих различные качества;

научить подбирать самостоятельно синонимы к основным качествам, понимать их значение.


  • Воспитательные:

формировать у детей отрицательное отношение к проявлению негативных качеств, учить находить пути их преодоления;

способствовать формированию положительных качеств сначала в игре, затем в повседневной жизни детей;

способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество.


^ Методические приемы программы:

чтение и анализ сказок, обсуждение личных качеств героев;

проигрывание этюдов (отрывков из сказок, сценок из жизни);

проведение развивающих и словесных игр;

рисование эпизодов из сказок, раскрашивание;

проигрывание этюдов с неопределенным концом ("Как бы ты поступил в этой ситуации?").


Содержание предполагает решение следующих задач:

  • обучение навыкам общения и сотрудничества;

  • формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;

  • развитие коммуникативных умений в процессе общения;

  • введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.


Основные разделы программы:

  • я среди людей;

  • речевой этикет;

  • культура поведения;

  • в мире сказок.


Воспитательные идеи программы:

  • Старайся делать добро!

  • Бойся обидеть человека!

  • Люби и прощай людей!

  • Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!

  • Познай мир и себя!

  • Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!


Ожидаемые результаты:

  • обогащение личного опыта общения детей;

  • ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;

  • овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.



Тематическое планирование


№ п/п

Тема занятия

Содержание, методические приемы

1

Кто я и как выгляжу?

Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.

2

Что в нашем имени?

Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.

3

Плохо одному

Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.

4

Товарищи и друзья

Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.

5

Как завоевывать друзей

Правила общения с товарищами и друзьями.

6

Бескорыстие в дружбе

Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и

взаимопомощь.

7

Верность слову

Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой слову.

8

Что такое этика и этикет

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.

9

Роль мимики, жестов и позы в общении

Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».

10

О вежливых словах и их применении

Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета.основные правила вежливости в общении.

11

Правила знакомства, представления и обращения

Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.

12

Правила приветствия и прощания

Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.

13

Правила извинения и просьбы

Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.

14

Правила благодарности и отказа

Знакомство с правилами благодарности и отказа. Моделирование ситуаций.

15

Отношение к старшим

Проявления любви и уважения, заботы и сострадания. Русские традиции отношения к старшим.

16

Отношения в семье

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье.

17

Отношение к учителю

Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.

18

Отношение к малышам

Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.

19

Как вести себя в школе, на переменах

Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки.

20

Правила поведения в столовой, за столом

Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой».

21

Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей

Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».

22

Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей

Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».

23

Искусство делать подарки

Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.

24



Как правильно разговаривать по телефону

Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону»

25

Правила поведения в общественном транспорте

Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе».

26

Как вести себя в общественных местах

Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.

27

Правила поведения в театре и кино

Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций.

28

Поведение в библиотеке и музее

Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку.

29

Как вести себя в Храме

Знакомство с правилами поведения

в Храме.

30

Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями

Понятие «люди с ограниченными возможностями». Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни.

31

Добро и зло в сказках

Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение.

32

Сказки – волшебство, чудо и правда

Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.

33

Сказка – ложь, да в ней намек

Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках.

34

Что мы узнали и чему научились

Заочное путешествие по «Школе вежливых наук».

Праздник вежливых ребят


Используемая литература:

  • Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;

  • Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;

  • Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;

  • Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;

  • Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;

  • Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;

  • Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности»,

ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.



Похожие:

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению для младших школьников iconПрограмма организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность»
Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального...
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению для младших школьников iconПрограмма внеурочной деятельности по общекультурному направлению для младших школьников
Формирование личностных качеств воспитанников как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социального...
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению для младших школьников iconПрограмма внеурочной деятельности «Азбука добра»
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления...
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению для младших школьников iconПрограмма факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников
Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее...
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению для младших школьников icon«Формирование коммуникативных ууд у младших школьников на занятиях по психологии во внеурочной деятельности через тренинговые занятия»
Формирование коммуникативных ууд у младших школьников на занятиях по психологии во внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению для младших школьников iconВнеурочная деятельность младших школьников
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в учреждении,...
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению для младших школьников iconСеминар. Ноябрь 2012. Формирование нравственных качеств у младших школьников средствами программы внеурочной деятельности «Дорога Добра»
Начав работу в пилотном режиме в 2010/2011 учебном году внеурочная деятельность по духовно-нравственному направлению осуществлялась...
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению для младших школьников iconПрограмма по внеурочной деятельности "Тренировка для ума" для 5 классов
Данная программа внеурочной деятельности построена на основе программы «Уроки психологического развития в средней школе (V-VI классы)»...
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению для младших школьников iconТема эксперимента : Оптимизационная модель организации внеурочной деятельности младших школьников Актуальность эксперимента
Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной...
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению для младших школьников iconФормирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты