Исследовательская деятельность обучающихся icon

Исследовательская деятельность обучающихся



НазваниеИсследовательская деятельность обучающихся
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество


СЛАЙД 2 Согласно «Кодексу Республики Беларусь об образовании» целью образования являются «формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося». В стандартах «Общего среднего образования» раскрываются общие требования к обязательному содержанию образования, в которых большая роль уделяется формированию творческих способностей учащихся, навыков поисковой и исследовательской деятельности.

Одним из важнейших способов познания человеком окружающего мира является исследование. На протяжении всей жизни оно помогает развитию и адаптации личности в постоянно меняющемся мире. Организация исследовательской деятельности школьников стала неотъемлемым направлением в работе современного учителя. Такой вид деятельности учащихся является эффективным способом достижения одной из важнейших задач современной школы: научить детей самостоятельно и творчески мыслить, получать знания, ставить и решать проблемы, используя сведения из разных областей; уметь прогнозировать результаты с учетом вариативности подходов к осуществлению исследования.

СЛАЙД 3 ^ Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

СЛАЙД 4 Исследовательская работа обогащает социальный опыт учащихся в труде и общении. Она способствует:

углублению и актуализации знаний учащихся как по предметам школьной программы, так и вне её;

саморазвитию, самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке учеников;

расширению представлений о межпредметных связях;

развитию интеллектуальной творческой инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;

созданию предпосылок для развития научного образа мышления;

овладению методами научных исследований;

профессиональному самоопределению старшеклассников и содержательной организации свободного времени детей;

формированию научно-педагогического сообщества детей, педагогов, учёных, реализующих различные программы учебно-исследовательской деятельности.

СЛАЙД 5 ^ Особенность исследования в сфере образования состоит в том, что оно является учебным. Учебное исследование направлено на развитие личности учащегося, а не на получение объективно нового результата.

В исследовательской деятельности нет готовых знаний. Изучаемые события, явления, процессы требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это способствует переходу объект-субъектных отношений в субъект-субъектные.

Роль учителя меняется. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, поиску необходимых знаний и информации из различных источников.

Работа над учебным исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, способствует укреплению авторитета учителя, позволяет расширить границы толерантности участников исследовательской деятельности.

СЛАЙД 6 ^ В организованное обучение в учреждении общего среднего образования рекомендуется включение исследовательской деятельности в рамках интеграции программ общего и дополнительного образования.

Для каждого участника образовательного процесса необходимо расставить свои акценты при планировании и организации данного вида деятельности обучающихся.

Овладение самостоятельной исследовательской деятельностью обучающимися в учреждении образования должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

^ Для обучающихся на I ступени общего среднего образования

В практике работы с младшими школьниками можно использовать игры, которые позволяют активизировать исследовательскую деятельность ребенка, освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Игра-исследование состоит из двух этапов: 1) тренировочные занятия; 2) самостоятельные исследования.

Проведение игр-исследований с младшими школьниками будет способствовать развитию исследовательских умений и творческих способностей учащихся. Именно таким образом осуществляется введение элементов исследовательской деятельности в образовательный процесс начальной школы.

^ Для обучающихся на II ступени общего среднего образования

В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка выходят цели освоения коммуникативных навыков. Исследовательскую деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы.

Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы – близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.

Презентация результатов исследования целесообразно проводить на заседаниях научного общества учащихся или школьной конференции.

^ Для обучающихся на III ступени общего среднего образования

Формирование надлежащего уровня компетентности в исследовательской деятельности (то есть самостоятельное практическое владение технологией исследования) должно достигаться к концу 10 класса.

Темы и проблемы исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Выполнение исследований в 11 классе может быть как отдельные случаи выдающихся успехов одарённых обучающихся, или как курсовое проектирование по предмету с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена. В старшей школе целесообразно выполнение работ на базе и с привлечением специалистов из научных учреждений, учреждений высшего образования. Перспективно широкое использование разнообразных форм исследовательской деятельности: экспедиций, конференций и др.

СЛАЙД 7 ^ Обеспечение осуществления учебного исследования

Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой исследовательской деятельности обучающимся, необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов. Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области исследования. Ему понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки (исследования) для самостоятельной работы. Новое знание для обучающихся в ходе исследования учитель может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности обучающимися.

Каждое исследование должно быть обеспечено всем необходимым:

материально-техническое и учебно-методическое оснащение,

кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты),

информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom, аудио и видео материалы и т.д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением),

организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет), отдельное от урочных занятий пространство (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием – медиатека).

Разные проекты потребуют разное обеспечение. Исследовательская деятельность обучающихся побуждает к организации информационного пространства учреждения образования.

Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы. Недостаточное обеспечение исследовательской работы может свести на нет все ожидаемые положительные результаты. Важно помнить, что задачи исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся – интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над исследованием – мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в исследовательскую деятельность мотивационные механизмы.

Поскольку проведение исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, консультантов и пр.), формирование специфических умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над исследованием, но и в рамках традиционных занятий поэлементно. Они осваиваются как общешкольные (надпредметные) и соединяются в общее технологическое умение в процессе работы исследованием. Для этого используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.

СЛАЙД 8 В образовательном процессе необходимо формировать следующие умения и навыки исследовательской деятельности:

мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и подготовка материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

СЛАЙД 9 Развитие интеллектуальных и творческих начал личности школьников является одним из приоритетных направлений деятельности нашей школы. У нас сложилась определенная система работы с детьми, имеющими повышенную мотивацию к учению. Исследовательская деятельность школьников получила свое официальное оформление после создания школьного научного общества учащихся (НОУ) «ПОИСК».

СЛАЙД 10 Деятельность НОУ «Поиск» регламентирована нормативными документами: Положение о НОУ, Положение о проведении школьной научно-практической конференции, Устав НОУ. Разработаны требования к оформлению работ учащихся, критерии оценки исследовательских работ.

СЛАЙД 11 НОУ работает по годовому плану, работа каждой секции также планируется на учебный год, заседания проводятся 1 раз в четверть. Для осуществления качественной работы создан координационный Совет, в состав которого входят руководители УМО, творчески работающие педагоги.

СЛАЙД 12 Общее руководство осуществляет председатель НОУ учитель высшей категории Зиновенко Л. П., курирующий учебно-исследовательскую работу в школе (поощряется материально согласно коллективному договору).

СЛАЙД 13 Именно в научном обществе учащихся (НОУ) «Поиск» стимулируется креативность учащихся. Исследовательская деятельность учащихся представляет собой хорошую школу умственного труда с высоким содержанием творчества, с одной стороны, и строгости в результатах – с другой. Важно увлечь этой работой школьников, начиная с начальной школы и вести их за собой, повышая качество исследовательской работы до выпуска.

СЛАЙД 14 Деятельность учащихся организуется по 6 секциям: младших школьников, филологическую, эколого-биологическую, естественнонаучную, общественных наук, технологии и искусства. Дети по своей природе исследователи, поэтому их интересует все новое, неизвестное. Они лучше познают мир, если обучение и воспитание построено на проблемной основе, носит исследовательский характер. Самостоятельная творческая деятельность под руководством умного наставника будит жажду познания, любознательность, развивает их потенциальные способности, значит, способствует самореализации человека в будущем.

СЛАЙД 15 Традиционным стало проведение вступительной конференции, которая проходит в начале октября каждого учебного года. На ней утверждается план работы НОУ на учебный год, торжественно принимаются в состав члены НОУ. В состав научного общества в текущем учебном году включены 80 учащихся 3-11 классов.

СЛАЙД 16 Особые требования предъявляются к профессионализму педагогов, реализующих исследовательский подход в образовании. Организация и руководство исследовательской работой учащихся предполагает высокий уровень развития психолого-педагогических умений, мотивации, творческих способностей. С целью совершенствования навыков работы по организации исследовательской деятельности в прошедшем учебном году в рамках работы методического совета школы была проведена учёба педагогов, где были показаны два мастер-класса по темам: «Формирование исследовательских умений и навыков учащихся» учителем

СЛАЙД 17 Морозовой Э. И. и « Развитие творческих и исследовательских способностей школьников» учителем русского языка и литературы Иваненко Н. А. и учителем начальных классов Петрушенко И. С.

СЛАЙД 18 Итогом научно-исследовательской работы за учебный год становится проведение школьной научно-практической конференции школьников (в перспективе проведение единого «Дня науки»). Стараемся, чтобы это мероприятие прошло нестандартно, чтобы оно послужило привлечению новых детей к участию в научной работе. В жюри - члены администрации (в перспективе включить в состав жюри учителей, учеников 11 классов). Все участники конференции получают дипломы призеров или участников. Лучшие работы представляем для участия на районной НПК.

СЛАЙД 19 С каждым годом улучшаются результаты участия членов школьного научного общества учащихся в научно-практических конференциях. Постоянно повышается качество творческих работ детей, тематика исследований расширяется. В 2010/2011 уч. году на районном уровне из представленных работ четыре исследовательские работы были удостоены дипломов разного уровня. В 2011/2012 уч. году число дипломов заметно выросло:

  • на республиканском слёте военно-патриотических классов – диплом 3 ст. за работу «Война 1912г. в Калинковичском районе»,

  • на областном уровне диплом 1 степени за работу «Народные игры в жизни и произведениях А. С. Пушкина», эта работа также была отмечена дипломом 2 ст. на Первом международном фестивале научно-исследовательских работ, который проходил в гимназии.

СЛАЙД 20 Работа по химии «Действие стиральных порошков на пятна различного происхождения» на Международном фестивале заняла диплом 2 ст., а на районной конференции была лучшей в химико-биологической секции.

  • Исследовательская работа по белорусскому языку и литературе «Чароўныя лялькі” заняла два диплома 1 ст. – на Первом международном фестивале и районной научно-исследовательской конференции в филологической секции.

  • Дипломом 2 ст. на районном уровне была также удостоена работа по русскому языку и литературе “К штыку приравняв перо”.

СЛАЙД 21 Такие результаты несомненно радуют. С целью вовлечения в исследовательскую деятельность, как педагогов, так и учащихся, стараемся «транслировать» результаты нашей работы (оказывается это очень важно). Размещаем поздравление на нашем школьном сайте, на стендах в учительской, стендах для родителей и учащихся, поздравляем на школьной линейке, подводя итоги недели. В конце учебного года на торжественной линейке учащимся, достигшим результатов в исследовательской деятельности, вручаем грамоты и сладкий приз.

СЛАЙД 22 Для педагогов предусмотрено материальное стимулирование согласно коллективному договору, а также в конце года уже традиционным стало мероприятие «Школа зажигает звёзды», где подводим итоги рейтинга участия каждого педагога и одним из критериев выбрана результативность исследовательской работы.

СЛАЙД 23 Также союзниками в работе по данному направлению являются родители. Среди активных форм работы:

  • Психологическое сопровождение родителей способных детей (консультирование, просвещение и развивающая работа).

  • Совместная практическая деятельность способного ребенка и родителей, (традиционными стали конференции родительской общественности).

  • Поддержка и поощрение родителей способных детей на школьном уровне (благодарственные письма на работу родителям).

СЛАЙД 24 Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи – «отход от ориентации на «среднего» ученика, повышенный интерес к одаренным и талантливым детям, к особенностям раскрытия, развития их способностей в процессе образования». Для того чтобы учебное заведение действительно стало центром научно-исследовательской работы одаренных детей, необходима целенаправленная систематическая подготовка учащихся. «Творческую личность может воспитать только творческая личность…» - для учителя эта истина является и девизом, и руководством к действию.

СЛАЙД 25 Литература

  1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. -М.:Вербум- М,2001.-48с.

  2. Дереклеева Н.И. Справочник завуча начальной школы. : 1 – 4 классы. – М.:ВАКО, 2006. – 336с. – (Педагогика. Психология. Управление).

  3. Обучающие семинары: методическая поддержка компетентностного обучения /авт.-сост. Т.В.Хуртова.- Волгоград: Учитель, 2007.-191с.

  4. Степанов В.Г. Основы исследовательской деятельности школьника.- Псков: ПОИПКРО, 2004.- 96с.

  5. Л.Н. Кульпина, С.И.Сторож, Организация исследовательской деятельности по предметам общественно-гуманитарного цикла – Гомель, 2012. – 48 с.



Похожие:

Исследовательская деятельность обучающихся iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру
Ооп магистратуры и такими видами профессиональной деятельности, как научно-исследовательская деятельность, педагогическая деятельность;...
Исследовательская деятельность обучающихся iconНаучно исследовательская деятельность школьников – способ познания действительности
Исследовательская деятельность школьников способствует развитию основ научного мышления учащихся, которое предполагает
Исследовательская деятельность обучающихся iconПроектно- исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность обучающихся iconПервый шаг – тренировочное занятие
Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает...
Исследовательская деятельность обучающихся iconПервый шаг – тренировочное занятие
Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает...
Исследовательская деятельность обучающихся iconПроект программы инновационной работы. Раздел Методологическая часть программы
«про­странство» (совокупность) различных видов деятельностей, необходимых для обучения и развития обучающихся (учебная деятельность,...
Исследовательская деятельность обучающихся iconАдаптационный период в школе По материалам книги «Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиски, решения»
По материалам книги «Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиски, решения». Научный редактор кандидат педагогических наук...
Исследовательская деятельность обучающихся iconТема: Социальная структура кафедр и исследовательская деятельность преподавателей Постановка проблемы
Тема: Социальная структура кафедр и исследовательская деятельность преподавателей
Исследовательская деятельность обучающихся iconПроект педагогического эксперимента: «Исследовательская деятельность младших школьников как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве»
...
Исследовательская деятельность обучающихся iconПроектно-исследовательская деятельность при изучении окружающего мира
Познание (по Платону)начинается с удивления, любопытства и любознательности. В современной школе проектная деятельность является...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты