Программа спецкурса «Формирование навыков работы с историческими источниками как средство развития исследовательской культуры учащихся» icon

Программа спецкурса «Формирование навыков работы с историческими источниками как средство развития исследовательской культуры учащихся»



НазваниеПрограмма спецкурса «Формирование навыков работы с историческими источниками как средство развития исследовательской культуры учащихся»
А. В. Лебедев
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрограмма спецкурса


Управление образования администрации Вязниковского района

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» г. Вязники


Программа спецкурса


«Формирование навыков работы с историческими источниками как средство развития

исследовательской культуры учащихся»


7 - 9 класс


Автор: А. В. Лебедев, учитель истории

МБОУ СОШ № 9 г. Вязники


Вязники, 2012 г.


Содержание:



  1. Пояснительная записка………………………………………………………………….с.3




  1. Учебно-тематический план……………………………………………………………..с.4




  1. Содержание программы………………………………………………………………....с.6




  1. Список литературы………………………………………………………………………с.8



^ Пояснительная записка


Данный спецкурс рассчитан на учащихся 7 - 9 класса и посвящён вопросам формирования навыков работы учащихся с разнообразными историческими источниками. Курс на основе организации работы с разнообразными историческими источниками способствует развитию исследовательской культуры учащихся.

Курс рассчитан на 34 часа.


^ Цели курса:

- углубление знаний и развитие интереса к предмету через реализацию принципа сопричастности, конкретность, убедительность, наглядность;

- развитие познавательной активности через самостоятельную исследовательскую деятельность;

- формирование и развитие навыков исследовательской деятельности;

- формирование гражданственности и патриотизма;

- развитие и обогащение культуры мышления учащихся, развитие интеллекта, критического мышления.

^ Задачи курса:

  • раскрыть сущность и значение разнообразных исторических источников для изучения различных вопросов истории России и родного края.

- способствовать развитию исследовательских навыков учащихся, формированию умений работы с разнообразными историческими источниками.


^ Требования к подготовке учащихся:


В результате изучения курса учащиеся должны знать основные виды исторических источников, должны овладеть учебно-интеллектуальными навыками исследовательской работы.


\


^ Учебно-тематическое планирование курса.








^ Тема занятия


Общее количество часов


В том числе



теоретических


практических





^ Раздел 1. Исторические источники в изучении истории.



4


3


1


1.1


Вводное занятие. Исторические источники в изучении истории.


2


2





1.2


Основные виды исторических источников.


2


1


1





Раздел 2. Вещественные исторические источники в изучении истории России и родного края.



6


4


2


2.1


Вещественные исторические источники.


2


2





2.2


Археологические источники.


2


1


1


2.3


Этнографические источники.


2


1


1





Раздел 3. Лингвистические исторические источники в изучении истории.



4


2


2


3.1


Топонимика и её роль в изучении истории.


2


2





3.2


Практикум по работе с лингвистическими источниками.


2





2





Раздел 4. Фотодокументальные источники в изучении истории.


4


2


2


4.1


Фотоматериалы в изучении истории.


2


1


1


4.2


Киноматериалы в изучении истории.


2


1


1





Раздел 5. Письменные исторические источники в изучении истории.



14


7


7


5.1


Летописные источники.


2


1


1


5.2


Законодательные акты.


2


1


1


5.3


Деловые документы.


2


1


1


5.4


Данные статистики.


2


1


1


5.5


Периодическая печать.


2


1


1


5.6


Мемуары.


2


1


1


5.7


Эпистолярные источники.


2


1


1





^ Итоговое занятие.



2


1


1



Содержание программы








^ Наименование разделов и тем.


Количество часов


Содержание


Основные понятия






^ Раздел 1. Исторические источники в изучении истории.


4








1.


Вводное занятие. Исторические источники в изучении истории края в ХХ веке.


2


Назначение курса, его роль для изучения истории России, развития исследовательских навыков учащихся.


Исторический источник.


2.


Основные виды исторических источников.


2


Виды исторических источников.


Виды исторических источников.





^ Раздел 2. Вещественные исторические источники в изучении истории России и родного края.


6








1.


Вещественные исторические источники.


2


Виды вещественных исторических источников, их роль в изучении материальной истории.


Вещественный источник.


2.


Археологические источники.


2


Значение археологических источников. Археологические культуры, памятники.


Археология.


3.


Этнографические источники.


2


Значение этнографических источников.


Этнография.





^ Раздел 3. Лингвистические исторические источники в изучении истории.



4








1.


Топонимика и её роль в изучении истории.


2


Значение лингвистических источников.


Топонимика. Гидронимы.


2.


Практикум по работе с лингвистическими источниками.


2


Практическая работа с гидронимами.








^ Раздел 4. Фотодокументальные источники в изучении истории.


4








1.


Фотоматериалы в изучении истории.


2


Значение фотодокументальных источников.


Фотодокумент.


2.


Киноматериалы в изучении истории.


2


Значение киноматериала в изучении истории.


Кинодокумент.





^ Раздел 5. Письменные исторические источники в изучении истории.



14








1.


Летописные источники.


2


Роль летописных источников изучении древней истории.


Летопись.


2.


Законодательные акты.


2


Изучение законодательных актов.


«Русская правда», «Судебник», «Соборное уложение» и др.


3.


Деловые документы.


2


Деловая переписка и её роль в изучении истории.


Челобитная, прошение и др.


4.


Данные статистики.


2


Статистические источники.


Статистика.


5.


Периодическая печать.


2


Значение периодической печати в изучении истории.


Периодика.


6.


Мемуары.


2


Особенности использования мемуарных источников в изучении истории.


Мемуары.


7.


Эпистолярные источники.


2


Особенности использования эпистолярных источников в изучении истории.


Эпистолярный источник.





Итоговое занятие.



2


Защита проектов.






Список литературы:


1. Источниковедение. Москва, 2003.

2. Хрестоматия по истории Вязниковского края с древнейших времён до конца ХХ века. Рукопись.

3. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времён до середины XIX вв. М., 1977.




Похожие:

Программа спецкурса «Формирование навыков работы с историческими источниками как средство развития исследовательской культуры учащихся» iconПроверочные работы как средство развития опорных умений и навыков учащихся
Я убедилась в том, что орфографический навык успешно формируется на базе более простых навыков и умений, которые являются компонентами...
Программа спецкурса «Формирование навыков работы с историческими источниками как средство развития исследовательской культуры учащихся» iconФормирование экологической культуры учащихся в процессе экскурсий и учебно-исследовательских работ Введение
Целью курсовой работы является организация работы по формированию экологической культуры учащихся в процессе экскурсии и учебно-исследовательской...
Программа спецкурса «Формирование навыков работы с историческими источниками как средство развития исследовательской культуры учащихся» iconРежиссерская игра как средство развития навыков речевого общения дошкольников с онр
Формирование навыков речевого общения в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками
Программа спецкурса «Формирование навыков работы с историческими источниками как средство развития исследовательской культуры учащихся» iconФормирование навыков исследовательской деятельности на начальной ступени обучения
Мы говорим о творческой исследовательской деятельности учащегося, направленной на получение новых для него знаний, умений и навыков,...
Программа спецкурса «Формирование навыков работы с историческими источниками как средство развития исследовательской культуры учащихся» iconОписание опыта работы учителя-наставника
«Организация проектной деятельности обучающихся как средство развития информационной культуры на уроках информатики»
Программа спецкурса «Формирование навыков работы с историческими источниками как средство развития исследовательской культуры учащихся» iconП. Демидова формирование социально-коммуникативных навыков у младших школьников
На современном этапе развития образования осознана необходимость целенаправленного развития эффективных социально-коммуникативных...
Программа спецкурса «Формирование навыков работы с историческими источниками как средство развития исследовательской культуры учащихся» iconТеатральные игры как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. «Театр – волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя, а в игре он познаёт мир»
На определенном этапе развития навыков деятельность ребёнка становится творческой. Но современные психолого-педагогические исследования...
Программа спецкурса «Формирование навыков работы с историческими источниками как средство развития исследовательской культуры учащихся» iconФормирование основ исследовательской деятельности у подростков во внеурочное время
Исследовательская работа учащихся – важное направление работы современной школы. Задачи в данном случае очевидны: развитие у учащихся...
Программа спецкурса «Формирование навыков работы с историческими источниками как средство развития исследовательской культуры учащихся» iconПрограмма по музыке 3 класс Пояснительная записка
Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной...
Программа спецкурса «Формирование навыков работы с историческими источниками как средство развития исследовательской культуры учащихся» iconОсновные понятия исследовательской деятельности школьников
Как правило, под организацией исследовательской работы школьников понимается, прежде всего, использование педагогами определенных...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты