Рабочая программа факультативного курса icon

Рабочая программа факультативного курса



НазваниеРабочая программа факультативного курса
Дата17.10.2016
Размер
ТипРабочая программа

МБОУ СОШ № 2 р.п. Тумботино


Рабочая программа факультативного курса

«Система подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в 8 классе»


Составила: учитель русского языка

Смирнова Е.Н.


2013г.


I. Пояснительная записка

Русский язык – язык русского народа. Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно- практическую направленность, т.е. он даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.

Специальными целями преподавания русского языка в школе является формирования коммуникативной, языковой и лингвистической компетенции учащихся. Эти же самые цели преследует и итоговая аттестация по предмету за курс основной школы и экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ за курс полной средней школы. Языковая компетенция – это осведомлённость школьников о системе родного языка.

Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», его разделах, целях научного изучения языка.

Коммуникативная компетенция (т.е. осведомлённость школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований), овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, обучения школьников связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех сферах его применения.

Общепредметными задачами работы по русскому языку являются воспитание учащихся средствами данного предмета: развитие логического мышления, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку, формирование общеучебных умений – работе с книгой и справочной литературой.

Необходимость и актуальность данного факультативного курса можно обосновать тем, что в 9 классе сложно в полном объёме повторить все наиболее трудные темы школьного курса русского языка. Работая в старших классах, могу обратить внимание на то, что учащиеся имеют нечёткое представление о различных типах ошибок, особенно речевых и грамматических, не видят их в своих работах, в работах своих товарищей, поэтому необходимо обратить пристальное внимание на классификацию этих ошибок. Одной из задач данной программы - это написание сочинения-рассуждения на лингвистическую или морально-этическую тему и повторение наиболее трудных тем курса русского языка 5-8 класса.

В основе всей работы - работа с текстом как основной смыслообразующей единицей языка.

Этим общим целям и служит данный факультативный курс, т.к. необходима целенаправленная работа по подготовке к итоговой аттестации. Несомненно, и языковая, и лингвистическая компетенция учащихся очень важны, но доминирующей является коммуникативная компетенция учащихся, которая реализуется в процессе решения следующих практических целей:

- развитие и углубление коммуникативной

компетенции учащихся при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку за курс основной средней школы;

- Систематизация знаний по наиболее сложным темам программы по русскому языку в 8 классе;

- совершенствование навыков по написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения;

- предупреждение речевых и грамматических ошибок.

Достижение этих целей позволит решить следующие задачи данного факультативного курса:

- повторить, закрепить знания, умения и навыки по наиболее сложным темам программы по русскому языку в 5–8 классах;

- сформировать прочные навыки написания сжатого изложения и сочинения – рассуждения на лингвистическую тему и нравственно- этическую тему;

- научиться видеть, находить и исправлять речевые и грамматические ошибки.

Эта программа отличается от тех, которые уже существуют в этой области тем, что в ней собран и систематизирован материал, который необходим при подготовке к итоговой аттестации в 9 классе, а затем и к ЕГЭ в 11 классе.

Продолжительность данного факультативного курса 34 учебных часа, то есть это один учебный год, хотя в дальнейшем, по моему мнению, программа факультативного курса такого типа должна быть рассчитана сроком на три года: система подготовки к итоговой аттестации должна работать уже с 6 класса.

Необходимыми требованиями, которые предъявляются к данному факультативному курсу являются:

-усиление практической направленности изучаемого материала,

-систематизация материала по развитию речи, который необходим при подготовке к итоговой аттестации,

-пристальное внимание на те разделы программы по русскому языку, которые вызывают особые затруднения у учащихся и требуют детальной проработки.

Общими чертами методической системы данного факультативного курса являются самые разнообразные формы и методы работы. В систему работы данного факультативного курса могут входить формы и методы обучения, которые служат развитию творческих способностей учащихся, их речи, мышления, способности анализировать, систематизировать изучаемый материал, видеть его практическую направленность, также формируется способность делать выводы, выделять существенные признаки объектов, умения выделять цели и способы деятельности. Формы и методы предлагаются самые разнообразные:

-лекции учителя и разнообразные сообщения учащихся,

-работа с различными видами словарей, работа с текстовым материалом,

-опорные записи в тетради,

-исследовательская работа учащихся с текстами художественных произведений,

-самые разнообразные формы индивидуальной, групповой, самостоятельной работы учащихся,

-различные типы тестовых контрольных работ как промежуточных, так и итоговых.

Ожидаемые результаты – повышение качества обучения по русскому языку, развитие речи учащихся, повышение интереса к изучению родного языка, и как следствие из всего вышеперечисленного – успешная сдача итогового экзамена по русскому языку.

Формой подведения итогов данного факультативного курса должно быть итоговое тестирование в конце учебного года.

II. Основное содержание данного курса


1.Типы речи. Виды изложений. Методика написания сжатого изложения. 5 часов.

1. Основные типы речи. Описание. Повествование. Рассуждение.

Соединение различных типов речи в одном тексте.

Тема текста. Его идея. Микротема.

Основные способы написания изложения. Сжатое изложения.

Основные принципы сжатия текста.

Основные типы речевых ошибок.

2. Орфоэпия. 1 час.

Особенности ударения в русском языке.

Основные типы орфоэпических ошибок.

^ 3. Орфография и морфология. 9 часов

Спряжение глаголов. Правописание окончаний глаголов во 2 и 3 лице единственного и множественного числа настоящего и будущего времени.

Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях.

Правописание производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.)

Слитное, раздельное, дефисное написание слов (существительных, прилагательных, наречий)

Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи

Основные типы словообразовательных и морфологических ошибок.

^ 4. Синтаксис. 9 часов

Тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении.

Знаки препинания в предложении с однородными членами

Односоставные предложения. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определено-личные, неопределённо-личные, безличные) и подлежащим (назывные).

Вводные слова. Вводные предложения. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях.

Обособленные определения. Обособленные приложения.

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при обособленных членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

Прямая и косвенная речь. Цитаты. Знаки препинания при цитировании.

Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

Основные типы синтаксических ошибок.

^ 5. Сочинение-рассуждение. 6 часов

Структура сочинения-рассуждения.

Механизм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую или нраственно-этическую тему.

^ 6. Повторение, обобщение, итоговый контроль. 2 часа

2 часа резервных.


Основные знания и умения, которые должны быть сформированы после прохождения данного факультативного курса.

Учащиеся должны знать, что существуют различные приёмы написания сжатого изложения, основные типы текста, основные принципы написания сочинения-рассуждения, знать основные правила по орфографии и пунктуации, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры, знать основные типы речевых и грамматических ошибок.

По окончании данного факультативного курса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

1. По орфографии.

Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать cлова с изученными орфограммами. Уметь находить и исправлять морфологические ошибки.

2. По пунктуации.

Находить в предложениях смысловые отрезки, которые нужно выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания, расставлять их в соответствии с изученными правилами.

Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами предложения, при обособленных членах предложения, в предложениях с вводными словами и вводными предложениями, в предложениях с прямой и косвенной речью. Уметь находить и исправлять грамматические ошибки.

3. По связной речи.

Определять тип речи, тему текста, его идею.

Уметь писать сжатое изложение, уметь пользоваться основными способами сжатия текста, владеть навыками написания сочинения-рассуждения на лингвистическую и нравственно-этическую тему.

Уметь находить, исправлять и предупреждать речевые ошибки.

Необходимо отметить, что занятия данного факультативного курса спланированы исходя из опыта работы в выпускных классах, с учётом тех ошибок, которые наиболее часто допускают учащиеся в экзаменационных работах по окончании и 9 класса и 11 класса.

Вследствие нехватки времени для подготовки к итоговой аттестации в выпускных классах, целесообразно уже с 8 класса вводить факультативный курс данного типа. Все занятия факультативного курса должны проходить в тесной взаимосвязи с уроками русского языка в 8 классе, эти занятия должны служить дополнением к основным занятиям по русскому языку в 8 классе, должны помочь систематизировать знания по предмету и успешно подготовиться к итоговой аттестации.


Примечание автора: В методических рекомендациях по составлению авторских программ, предлагаемых информационно-диагностическим кабинетом г. Павлова, в содержание учебного курса предлагается включить ещё и краткую характеристику форм занятий и методическое обеспечение каждой темы. Мне хотелось бы отметить, что примерно такой же раздел, только в более общих черта, присутствует в пояснительной записке, поэтому я сочла возможным краткую характеристику форм занятий и методическое обеспечение включить только в учебно-тематическое планирование.


Календарно-тематическое планирование

№ п.п.

Тема занятия

Количество часов

Плановые сроки

Примечания

1

Основные типы речи

1

4.09




2

Тема текста, идея, микротема

1

11.09




3

Сжатое изложения

1

18.09




4

Основные типы речевых ошибок

1

25.09




5

Орфоэпия. Особенности русского ударения

1

2.10




6

Спряжение глаголов

1

9.10




7

Н и НН в прилагательных и причастиях

1

16.10




8

Слитное, дефисное, раздельное написание

2

23.10

30.10




9

Не с различными частями речи

2

13.11

20.11




10

Основные типы морфологических ошибок

2

27.11

4.12




11

Тире между подлежащим и сказуемым

1

11.12




12

Односоставные предложения

3

18.12

25.12; 10.01




13

Вводные слова и предложения

1

17.01




14

Обособленные определения и приложения

2

24.01

30.01




15

Обособленные обстоятельства

2

7.02

14.02




16

Прямая и косвенная речь

1

21.02




17

Структура сочинения-рассуждения

2

1.03

8.03




18

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

3

14.03

21.03

4.04





19

Повторение изученного материала

2

11.04

18.04




20

Повторение-обобщение

2

25.04

2.05




21

Резервные часы

2

16.05

23.05






^ I. Рекомендуемая литература для учителя


1. Программа для общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 кл. 10-11 классы. М., «Дрофа», 2009 г.

2. Программа для общеобразовательных учреждений. Русский язык 10-11 классы. М., «Дрофа», 2009 г.

3. Морозова А.И. Методика написания изложений различных типов.

М., «Просвещение», 2005 г.

4. Ладыженская Т.А. и Зепалова Т.С. «Развивайте дар слова».

(Теория и практика сочинений разных жанров). М., «Просвещение», 2004 г.

5. Угроватова Т.Ю. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. (Пособие для учащихся 9 кл.). М., «Просвещение», 2007 г.

6. Энциклопедический словарь юного филолога. Составитель М.В Панов. Издательство «Педагогика», 1990 г.

7. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык для 5-9 кл. М., «Дрофа»,

2008 г.

8. Никитина Е.И. Русская речь 5-7 кл., Русская речь 8 кл. М., «Дрофа»,

2008 г.

9. Пичугов Ю.С. Русский язык. (Учебное пособие для 8-9 кл.

общеобразовательных школ). М., «Просвещение», 2008 г.

10. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. М., 1990 г.

11. Лапатухин М.С., Скорлуповская М.С. Школьный толковый словарь русского языка. М., 1998 г.

12. Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов. М., 1999 г.


^ II. Рекомендуемая литература для учащихся


1. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. «Развивайте дар слова». (Теория и практика сочинений разных жанров). М., «Просвещение», 2004 г.

2. Угроватова Т.Ю. Материалы для подготовки к итоговой аттестации (пособие для учащихся 9 кл.). М., «Просвещение», 2007 г.

3. Энциклопедический словарь юного филолога. М.В Панов. Издат-во: «Педагогика», 1990 г.

4. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык для 5-9 кл. М., «Дрофа», 2008 г.

5. Никитина Е.И. Русская речь 5-7 кл., Русская речь 8 кл. М., «Дрофа», 2008 г.

6. Пичугов Ю.С. Русский язык. (Учебное пособие для 8-9 кл.

общеобразовательных школ). М., «Просвещение», 2008 г.

7. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. М., 1990 г.

8. Лапатухин М.С., Скорлуповская М.С. Школьный толковый словарь русского языка. М., 1998 г.

9. Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов. М., 1999 г.

10. Баранов М.Т., Костяева Т.А. Русский язык. Справочные

материалы//Под ред.: Шанского. М., 1995 г.



Похожие:

Рабочая программа факультативного курса iconПояснительная записка Программа факультативного курса разработана для учащихся 7 класса. Цель программы познакомить учащихся с природой края, сообщить о современных проблемах экологии
Программа факультативного курса для обучающихся воспитанников коррекционной школы VIII вида
Рабочая программа факультативного курса iconПрограмма факультативного курса «Умники и умницы»
...
Рабочая программа факультативного курса iconПрограмма факультативного курса «Друзья по переписке» (30 ч) пояснительная записка
Образовательная программа элективного курса составлена на основе учебного пособия Successful writing, Эванс В., Дули Дж., Express...
Рабочая программа факультативного курса iconПрограмма факультативного курса «Символика муниципальных образований Краснодарского края»
Программа предназначена для организации на её основе факультативных занятий в 7-9 классах общеобразовательных учреждений. Рассчитана...
Рабочая программа факультативного курса iconПояснительная записка к рабочей программе Данная рабочая программа курса «Литература»
Данная рабочая программа курса «Литература» составлена для изучения курса в течение 60 часов (из расчёта 2 часа в неделю). Программа...
Рабочая программа факультативного курса iconПрограмма факультативного курса «Юный математик»
Программа курса “Юный математик” составлена для развития математических способностей учащихся и формирования умений и навыков для...
Рабочая программа факультативного курса iconПояснительная записка к рабочей программе Данная рабочая программа курса «Русский язык»
Данная рабочая программа курса «Русский язык» составлена для изучения курса в течение174 часов (из расчёта 6 часов в неделю). Программа...
Рабочая программа факультативного курса iconРабочая программа учебного курса «Окружающий мир»
Рабочая программа учебного курса «Окружающий мир» для 1 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования...
Рабочая программа факультативного курса iconПрограмма факультативного курса: «Основы логики» 1-4 класс
Используя способ­ность к непосредственному зрительному схватыва­нию объектов в их целостности, развиваем детское воображение
Рабочая программа факультативного курса iconПрограмма факультативного курса «творческие работы традиционных и нетрадиционных жанров»
Расширение и углубление знаний, которые учащиеся получают на уроках развития речи
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты