Утверждаю: Рассмотрено icon

Утверждаю: Рассмотрено



НазваниеУтверждаю: Рассмотрено
Дата17.10.2016
Размер
ТипПояснительная записка

Управление образования Горного улуса РС(Я)

МОУ «Магарасская средняя общеобразовательная школа им. Л. Н Харитонова»


Утверждаю: Рассмотрено:

Зам.директора по УЧ На заседании МО

Сокольникова Н.Н. Петрова Н.К


Программа элективного курса

«Направление химических реакций»

10 класс


Жиркова Анна Семеновна

учитель химии


Магарас

Пояснительная записка


Одной из целей естественнонаучного образования в профильных классах является формирование систематического подхода к рассмотрению химических процессов. Для учащихся, выбравших естественнонаучные профили, уже недостаточно простой фактов, касающихся химических свойств веществ. Важно научиться предсказывать возможность протекания той или иной химической реакции, находить способы управления химическими процессами. Для этого необходимо выбрать критерии протекания химических реакций в заданном направлении и уметь определять условия достижения химического равновесия.

Цель курса: углубление знаний учащихся по теме «Направление химических реакций».

Задачи курса: формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний, помощь учащимся в подготовке к поступлению в вузы.

В предлагаемом элективном курсе в качестве возможных критериев протекания химической реакции в заданном направлении последовательно предлагаются энтальпия, энтропия, энергия Гиббса, потенциал. При этом в каждом случае рассматриваются возможности применения этих критериев в различных системах (в стандартных и нестандартных условиях) и ограничения по их применению. Школьники учатся определять условия (например, температуру и давление), в которых реакция становится равновероятной в прямом и обратном направлениях.

В качестве одной формы организации учебных занятий предлагается проведение семинаров, на которых дается краткое объяснение теоретического материала, а также решаются задачи по данной теме. Для повышения интереса к теоретическим вопросам, закрепления изученного материала, а также совершенствования навыков экспериментальной работы предусмотрен лабораторный практикум. Кроме того, можно использовать такие формы работы, как дискуссии и ролевые игры.

Элективный курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.


^ Содержание курса


Часть 1. Критерии протекания химической реакции (20ч)


Тема 1. Энтальпия (2ч)


Тепловой эффект химической реакции. Эндо- и экзотермические реакции. Первое начало термодинамики. Стандартная энтальпия. Энтальпия образования вещества. Закон Гесса.

Демонстрации. Тепловой эффект при растворении серной кислоты в воде. Тепловой эффект растворения гидроксида калия в воде.

^ Практическая работа. Тепловой эффект растворения нитратов аммония.

Решение задач. Расчет теплового эффекта химической реакции. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Тема 2. Энтропия (6ч)

Изолированные системы. Первое начало термодинамики. Второе начало термодинамики. Стандартная энтропия. Энтропия как «приведенная теплота» и как способ выражения термодинамической вероятности.

Демонстрации. Необратимое разложение дихромата аммония.

Практические работы. Образование водорода при взаимодействии металлов с кислотами. Осаждение сульфидов меди и цинка.

Решение задач. Расчет изменения энтропии в ходе химической реакции.

Тема 3. Энергия Гиббса (4ч)

Закрытая система. Стандартная энергия Гиббса. Критерий протекания реакции и установления равновесия в закрытой системе.

Демонстрации. Взаимодействие алюминия с иодом.

Практическая работа. Термическое разложение перманганата калия.

Решение задач. Расчет энергии Гиббса.


Тема 4. Потенциал (6ч)

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронно-ионных полуреакций. Стандартный водородный электрод. Стандартный потенциал. Электрохимический ряд напряжений металлов. Сравнение силы окислителей и восстановителей. Критерий протекания окислительно-восстановительной реакции.

Демонстрации. Восстановление водородом серебра.

Практические работы. Омеднение железа и цинка.

Решение задач. Расчет потенциалов. Стехиометрические расчеты по уравнениям окислительно-восстановительных реакций.


^ Часть 2. Изменение направления химической реакции (12ч)

Тема 5. Влияние температуры (4ч)

Энтальпийный фактор. Энтропийный фактор. Возможность протекания химической реакции в зависимости от знака изменения энтропии и температуры. Температура равновероятности прямой и обратной реакций.

Практическая работа. Смещение химического равновесия под действием нагревания или охлаждения.

Решение задач. Расчет температуры равновероятности прямой и обратной реакций.

Тема 6. Влияние концентрации (6ч)

Константа равновесия. Связь между концентраций и парциальным давлением газообразного вещества. Изменение направления реакции путем изменения давления и концентраций участников реакции.

Практическая работа. Смещение химического равновесия в системе ацетат натрия – вода при изменении температуры.

Решение задач. Расчет степени протекания реакций в стандартных и нестандартных условиях. Определение начальных равновесных концентраций.


^ Требования к результатам обучения


После изучения элективного курса учащиеся должны:

  • Знать классификации термодинамических систем, понятие об обратимых и необратимых реакциях, критерии, определяющие направление химических реакций.

  • Уметь подбирать коэффициенты в уравнениях окислительно-восстановительных реакций методом электронно-ионного баланса; составлять термохимические уравнения реакций; вести термохимические расчеты с использованием стандартных значений термодинамических величин, энтропии, энергии Гиббса, пользоваться со справочными материалами.



Литература


  1. Демонстрационные опыты по общей и неорганической химии: Учебное пособие /Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова, Н.С. Рукк. – М.:ВЛАДОС,2003.

  2. Леенсон И.А. Химические реакции: Тепловой эффект, равновесие, скорость. – М.: Астрель, 2002.

  3. Лидин Р.А., Якимова Е.Е. – М.: Дрофа,2000

  4. Энциклопедия по химии.



Похожие:

Утверждаю: Рассмотрено iconПриложение V рассмотрено Утверждаю
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа№7 имени В. Н. Пушкарева» мо «Островский район»
Утверждаю: Рассмотрено icon«Утверждаю» Согласовано: Рассмотрено
...
Утверждаю: Рассмотрено iconРассмотрено: Согласовано: Утверждаю
Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является неотъемлемой частью системы обучения в начальной школе
Утверждаю: Рассмотрено iconРассмотрено согласовано утверждаю
Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие...
Утверждаю: Рассмотрено iconРассмотрено утверждаю
Внутриучилищный контроль–система планомерной целенаправленной и объективной проверки, учета и анализа состояния учебно-воспитательного...
Утверждаю: Рассмотрено iconС. Гофицкое Петровского района Ставропольского края «Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»
В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов
Утверждаю: Рассмотрено iconРассмотрено утверждаю на заседании Совета Учреждения И. о директора Училища Протокол от «6»
Важным фактором коренного улучшения качества подготовки рабочих является совершенствование системы внутриучилищного контроля
Утверждаю: Рассмотрено iconРассмотрено Согласовано «Утверждаю»
В основу рабочей программы по технологии для 1 класса моау «сош №6 г. Орска» положена авторская программа, разработанная Н. А. Цирулик,...
Утверждаю: Рассмотрено iconПлан мероприятий по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников в 2012- 2013 учебном году цели
«утверждаю» Рассмотрено Директор школы на заседании педагогического совета Садовая Л. Г. Протокол №3 Приказ № от 29. 08. 2012г. «29»...
Утверждаю: Рассмотрено iconРассмотрено Согласовано «Утверждаю»
В основу рабочей программы по обучению грамоте для 1 класса моау «сош №6 г. Орска» положена авторская программа, разработанная И....
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты