Внеклассное мероприятие «День славянской письменности» icon

Внеклассное мероприятие «День славянской письменности»



НазваниеВнеклассное мероприятие «День славянской письменности»
Дата17.10.2016
Размер
ТипВнеклассное мероприятие


Внеклассное мероприятие

«День славянской письменности»


Класс: 8-9

Подготовила: Вашкеева Н.А., учитель русского языка и литературы


Цель: Формирование интереса к прошлому славян, привитие любви к слову, к русскому языку, расширение знаний о русском языке, развитие творческих способностей обучающихся.


Задачи:

1.Познакомить с историческими корнями возникновения русского алфавита;

2.Познакомить с историческими источниками, которые описывают «начало славянской письменности».


Учитель: Наше занятие хочу начать сегодня с загадки: назовите слово, в котором всего 7 звуков, но 33 буквы (алфавит). Да, это слово «алфавит». Подберите слово- синоним. (Азбука)

1 ведущий: А как появился первый в мире алфавит? Оказывается, он был создан две тысячи лет назад финикийцами, и состоял он из 22-х согласных звуков. В их языке можно было этим обойтись. А мы с такой азбукой не смогли бы работать. Греки на основе финикийской письменности стали разрабатывать свой алфавит. Греческий ученый Пеламед сумел создать 16 букв. В течение многих лет ученые следующих поколений прибавляли кто две, кто три буквы, стараясь усовершенствовать письмо. Впоследствии греческий алфавит завоевал почти весь мир: он помог многим народам создать свою письменность.

2-й ведущий: А как же появился первый славянский алфавит? Кто является его основателем? Каковы истоки русского алфавита?

1 чтец читает стихотворение В.Сидорова «Кириллица»

Так вот они - наши истоки,

Плывут, в полумраке светясь,

Торжественно - строгие строки,

Литая славянская вязь.

Так вот где, так вот где впервые

Обрел у подножия гор

Под огненным знаком Софии

Алмазную твердость глагол.

Великое таинство звука,

Презревшее тленье и смерть,

На синих днепровских излуках

Качнуло недвижную твердь.

И Русь над водой многопенной,

Открытая вольным ветрам,

«Я есмь!» - заявила Вселенной,

«Я есмь!» - заявила векам.

Учитель: Наука располагает славянскими, греческими (византийскими) и латинскими историческими источниками, которые описывают «начало славянской письменности». Например: Пространные жития святых Кирилла (Констанитина) и Мефодия. В общерусском летописном своде «Повести временных лет»(XIIв.), составленном монахом Нестором помещено Сказание о преложении книг, рассказывающее о создании славянского письма.


2 чтец читает отрывок из источника «Житие Константина - Кирилла» о начале славянской письменности»: “Философ, — обращается к Константину царь, — знаю, что ты утомлен, но подобает тебе идти, ибо дела этого никто совершить не может, как ты”.
Отвечал Философ: “Тело мое утомлено, и я болен, но пойду с радостью, если у них есть буквы для их языка... Учить без азбуки и без книг все равно, что писать беседу на воде”. Говорил ему снова царь: “Если захочешь, то может тебе дать Бог, что дает всем, кто просит без сомнения, и открывает стучащим”. Пошел же Философ и по старому своему обычаю стал на молитву и с иными помощниками. И вскоре открыл ему их Бог, что внимает молитвам рабов Своих, и тогда сложил письмена и начал писать слова Евангелия: “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог”.



1 ведуший: Принято считать, что славяне до миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия не знали письменности. Но есть основание полагать, что до Кирилла и Мефодия славяне уже имели некий прообраз письменности. Известно также, что кроме греческой, славяне имели и свою оригинальную систему письма.

2 ведущий: До нашего времени также дошла копия первого очерка славянского письма, которое написал Черноризец Храбр, монах, древнеболгарский писатель IX-X веков. Послушайте отрывок «Сказания о письменах».

1 чтец: «Прежде ведь славяне не имели букв, но по чертам и резам читали, ими же гадали, погаными* будучи. Крестившись, римскими и греческими письменами пытались писать славянскую речь без устроения. Но как можно писать хорошо греческими письменами “Бог” или “зело”, или “церковь”, или “чаяние”,или “широта”, или “ядь”, или “уд”, или “юность”,или “язык”, или слова иные, подобные им? И так было долгие годы. Потом же человеколюбец Бог, правя всем и не оставляя человеческий род без разума, но всех к разуму приводя и к спасению, помиловал род человеческий, послал им святого Константина Философа, нареченного Кириллом, мужа праведного и истинного. И сотворил он им букв тридцать восемь — одни по образцу греческих букв, другие же по славянской речи.»

2 ведущий: Более 1133 лет назад братья Кирилл ( в миру - Константин) и Мефодий принесли на земли славян свет письменности и знаний. Произошло это в 863 году. Согласно источникам, по просьбе князя Ростивлава прибыла из Византии духовная миссия во главе с Константином Философом и Мефодием.

1 ведущий: Братья родились в многодетной семье военачальника, служившего в Солуне, городке на границе Болгарии и Греции. Мефодий был старше брата на шесть лет. Мальчики с детства знали два языка: родной греческий и славянский, т.к. население городка состояло наполовину из греков, наполовину из славян.

Константин, благодаря живому и быстрому уму, страсти к учению и прилежанию получил блестящее образование при императорском дворе. Оба брата жили духовной жизнью, не придавали особого значения богатству, славе, карьере. Младший брат переводил, писал по-славянски, создав азбуку. Старший - издавал книги, руководил школой, писал гимны и поэтические проповеди.

2-й ведущий: Ну, а как же была придумана азбука для славян?

Сначала Константин изобразил звуки общие у славян и греков. Каждый неизвестный звук он пробовал записывать по-разному. Если знаки казались ему неуклюжими, он их заменял. Каждая буква должна быть простой и четкой - легкой для письма. Книг славянам потребуется множество. И чем проще будут буквы, тем скорее можно переписать книгу. Ведь писать станут люди неумелые, с непривычными к письму руками. Буквы должны быть и

красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел бы овладеть письмом.

1-й ведущий: В связи с появлением славянской письменности, стали пустеть храмы, где проповедовали немецкие священники, и наполняться церкви, где звучала славянская речь. Не могли с этим мириться немцы и объявили братьев и их книги вне закона. Вот тогда и пришлось братьям вместе с учениками отправиться в Рим. В Риме сам папа вышел к братьям, принял славянские книги, освятил их.

Константину не суждено было вернуться на родину. Тяжело заболев, он принял постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Умирая, Кирилл сказал брату: «Вот, брат, были мы с тобой парой в одной упряжке и пахали одну борозду. И я на поле падаю, окончив день свой. Не смей оставлять учительство свое...»

1 чтец: Отрывок из стихотворения болгарской поэтессы Лилианы Стефановой «Смерть Кирилла».

В колокола трезвонил Рим,

Поплыли бронзовые, звуки.

Детей славянских перед ним,

Читавших медленно: аз, буки,

Видение вставало зримо,

И чудо тонких строчек плыло...

...И мудрый сеятель изрек:

«Взошли на ниве семена

И стала полем целина,

Рукой засеянная щедрой..»


1-й ведущий: Мефодий, похоронив брата, вернулся к славянам, но по ложному доносу был заключен в темницу. На два с половиной года померк свет для того, кто сам нес свет людям. С огромным трудом ученикам удалось добиться освобождения Мефодия. Его просветительская и учительская деятельность продолжалась до самых последних дней.

2-й ведущий: Вы сейчас узнали о том, когда и кем была создана наша азбука. Сегодня мы пользуемся алфавитом, который нам кажется простым и удобным, но не всегда наша азбука была такой, и выучить её было гораздо труднее.

1-й ведущий: Русский алфавит складывается постепенно на основе древней славянской азбуки- кириллицы. Кириллица состояла из 24 букв греческого письма и 19 новых букв, созданных специально для передачи славянских звуков, не имеющих соответствия в греческом языке. На Руси кириллица была введена в X веке. О славянской азбуке надо рассказать подробнее, поскольку этой письменностью на Руси пользовались вплоть до XVIII века. При Петре I (и затем еще несколько раз) менялся алфавитный состав, то есть количество букв и их написание. Последняя реформа кириллицы была в 1917-18 гг. в ходе всех реформ алфавита было исключено 12 букв, а две введены новые: «й» и «ё».

2-й ведущий: Долгое время кириллистический алфавит отличался от современного составом и названием букв. Но постепенно часть букв из кириллицы была исключена.

Однако русская азбука не только утратила некоторые буквы, но и приобрела новые. Новыми буквами стали Э, И, Е. Буква Й введена в 1735 году особым постановлением Академии наук, хотя в рукописях была известна и раньше. Изобрел букву Ё Н.М. Карамзин, употребив в слове «слёзы» в 1797. В Ульяновске, на родине Н. М. Карамзина, с чьим именем связана история возникновения этой буквы, недавно был открыт памятник букве Ё из красного гранита. Он представляет собой высеченную на каменной плите увеличенную копию этого печатного знака, применённого писателем в слове «слёзы» в 1796 г. в его «Аонидах».)

1-й ведущий: В начале 18-го века Петр Первый провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены так называемым гражданским шрифтом. Такого вида буквами с небольшими изменениями пользуемся и мы сейчас. «При Петре Великом, - шутливо писал М.В.Ломоносов, - не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды». Великий Петр собственноручно вычеркнул некоторые буквы, имеющие замысловатые начертания.


Инсценировка отрывка из повести «Детство» Максима Горького о том, как дед обучал внука грамоте.

Автор. Дедушка, достав откуда-то новенькую книжку, позвал внука.

Дед. Ну-ка, ты, пермяк, солены уши, поди сюда! Садись! Видишь фигуру? Это «аз». Говори: Аз! Буки! Веди! Это что? Внук. Буки. Дед. Попал! Это?

Внук. Веди.

Дед. Врешь, аз! Гляди: глагол, добро, есть. Это что?

Внук. Добро.

Дед. Попал! Это?

Внук. Глагол.

Дед. Верно! А это?

Внук. Аз.

Дед. Валяй, Лексей!

Внук. Земля! Люди!

Дед. Ах, лихорадка астраханская, чего орешь, чего?

Внук. Это вы кричите.

Дед. Будет! Держи книжку. Завтра ты мне всю азбуку без ошибки скажешь, и за это я тебе дам пятак...


1-й ведущий: Что же представляли собой названия некоторых букв кириллицы? Это были целые слова. И выучить старославянский алфавит было непросто. Произносились не звуки, а названия букв, сложные сами по себе: аз, буки, веди, глаголь, добро, есть и т. д. Сложные названия букв не были взяты, что называется, «с потолка». Каждое название несло большой глубокий смысл и нравственное содержание. Когда ученик повторял за учителем «аз, буки, веди», он говорил целую фразу: «Я буквы ведаю». Дальше следовали г, д, е – «Глаголь, добро, есть». В перечислении этих букв подряд заложено большое нравственное наставление человеку, чтобы зря словами не бросался, поскольку «слово добро есть». Если мы внимательно посмотрим далее на азбучный ряд, то нам откроется удивительная жизненная заповедь, дошедшая до нас из глубины веков. Судите сами: а – азъ; б – боукы, в – вьдь; г – глагола; и – иже; к – како; л – люди; м – мыслите; N – Nашь… Получается: Я буквы ведаю (изучаю), глаголю добро, живя на земле, как люди мыслили пошли…

Посмотрим, что означали такие буквы, как «р», «с», «т». Их называли «рцы», «слово», «твердо», т. е. «говори слово внятно, толково», «отвечай за свои слова». Хорошо бы многим из нас этому научиться как в произношении, так и в ответственности за сказанное слово.

Между прочим долгое время на Руси цифры также изображались кириллицей.

Но Петром I эти названия были заменены простыми и знакомыми нам. (Аз- а , буки – б, веди—в )

2-й ведущий: В 1917-1918 году была новая реформа: из азбуки были исключены «ять», «ижица», «фита» и «еръ» в конце слова.

До изгнания из азбуки «ять» называли «буквой - страшилищем», «буквой -пугалом», так как она затрудняла правописание и приносила (особенно школьникам) много огорчений. Им приходилось механически изучать правила на «ять». Ошибки на «ять» считались самыми страшными. Выражение «знать на ять» свидетельствовало о наилучших познаниях.

«Ижица» чем-то напоминала перевернутый кнут. Отсюда пошло выражение «прописать ижицу», что означало выпороть, выдрать, а в более широком смысле - устроить кому-либо головоломку, дать крепкий нагоняй.
Прослужила «ижица» до реформы 1917-1918 года.

1-й ведущий: Буква «еръ», так называемый твердый знак, сейчас считается полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же скромную работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъезд, разъезд ). А до реформы 1917 -1918 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например: домъ, дубъ, ехалъ, городъ.

Букву «еръ» называли бездельником, лодырем, разбойником, дармоедом, кровососом и другими подобными словами. Эта буква на конце слова пожирала более 8% времени и бумаги. Буква - бездельник «еръ» была самой дорогой буквой мира.

Буква «ф» в старой азбуке носила название «ферт». Народ подметил забавное сходство между рисунком этой буквы и осанкой подбоченившегося человека. Сначала слово «ферт» значило «руки в боки», «подбоченясь», затем появилось выражение «ходить фертом». В переносном смысле оно означает: «быть самодовольным щеголем, держаться с показным ухарством и молодечеством».

2-й ведущий: Несмотря на то, что эти буквы были исключены из алфавита, многие названия продолжают жить в русском языке, встречаются в крылатых выражениях. Какие вы помните выражения, где употреблены эти буквы?

Ходит глаголем, начинать с азов, он аза не знает, , надулся как бука, стоять фертом, от аза до ижицы, не суйся, ижица, наперед аза.


Викторина

1. Почему русская пословица гласит: «Грамоту учат – на всю избу кричат»? (Пословица отразила жестокие методы обучения. Но причиной наказания была не только нерадивость ученика, но и сложность овладения азами грамоты по названиям букв.)

2. Что древнее алфавит или азбука? (Оба этих слова обозначают «буквы какой-либо письменности, расположенные в определённом порядке» и построены по одному принципу. Они представляют собой соединённые в одно слово названия первых букв таких «упорядоченных перечней». Древнейшее – алфавит. Оно родилось в Древней Греции и составлено из наименований греческих букв - «альфы» и «беты». «Вит» - восточнославянское произношение «беты». «Азбука» старославянского происхождения. Первые буквы этого алфавита, созданного первоучителем славян Кириллом, назывались «аз» и «буки».)

3. Какую азбуку изобрёл Кирилл – кириллицу или глаголицу? (Сегодня между учеными практически не существует разногласий по поводу того, что изобрёл Кирилл. Первой славянской азбукой, по всеобщему признанию, была глаголица. Кириллица же была составлена из букв греческого уставного (торжественного) письма учениками равноапостольных братьев через несколько десятилетий, очевидно, в 893 году в Переславе.)

4. Какой букве русского алфавита поставлен памятник? (В Ульяновске, на родине Карамзина, с чьим именем связана история возникновения этой буквы, недавно был открыт памятник букве Ё из красного гранита. Он представляет собой высеченную на каменной плите увеличенную копию этого печатного знака, применённого писателем в слове «слёзы» в 1796 г. в его «Аонидах».)

5. «Станет фертом, ноги-то азом распялит!» - ворчит один из героев Мельникова-Печерского. Попробуйте изобразить эту позу.

Буквы в стране фразеологических оборотов. Объясните значение и происхождение фразеологизмов:

1. Начать с азов (С самого начала. – От названия первой буквы старой кириллической азбуки)

2. От альфы до омеги (С самого начала до самого конца. – От названий первой и последней букв греческой азбуки – альфа и омега)

3. От аза до ижицы (С самого начала до самого конца. – От названий первой и последней букв славянской азбуки – азъ и ижица)

4. Прописать ижицу (Высечь, наказать. Ижица – это название последней буквы старого кириллического алфавита, которая по форме напоминает развилку. «Прописать» здесь употреблено в значении «написать образцово, так, как пишут для прописи».Если учитывать, что прописные буквы раньше писали не чернилами, а красной краской, то становится особенно понятной меткость иронии выражения. Ведь при старательной порке (когда удары ложатся под углом друг к другу)на теле возникает что-то вроде прописной ижицы)

5. Поставить точки над и (Окончательно выяснить, уточнить все подробности; довести что-либо до логического конца; сделать решительные выводы из какого-либо факта. Восходит к написанию строчной буквы «и десятеричного» - i. Буква «и» называлась «иже» или «и восьмеричное» по своему числовому значению)

6. Не миновать глаголя (Быть повешенным, погибнуть. Виселица получила в старину такое название из-за сходства формы с прописной буквой «Г», которая раньше называлась «глаголь», т.е. речь)

7. Стоять фертом (Стоять, поставив руки на пояс. Выражение произошло от сходства этой позы с внешним обликом буквы «Ф», называвшейся «фертом». Позднее «ферт» стало обозначать «франт»)

8. Похерить что-либо (Упразднить, уничтожить, отменить, не сделать. От старого названия буквы «Х» - «херъ». Считается, что это сокращение слова «херувим», наименование одного из чинов ангельских. Так как самым распространенным знаком вымарывания является крестообразное перечёркивание, а оно напоминает букву «Х», то и появилось слово «похерить»)

9. На ять (Очень хорошо, отлично, великолепно (делать, знать и т.п. что-либо) – От названия кириллической буквы «ять». Правильное её употребление было самой трудной орфограммой для школьников дореволюционной России)

^ Самая удивительная буква русской азбуки

1. Назовите самую редкую букву в русском алфавите. Подсказка: она «выдаёт» заимствованные слова. ( В древнерусском языке звук [ф] отсутствовал. Буква Ф была введена по образцу греческого, византийского, письма с целью сделать возможным перевод на славянские языки богослужебных книг, написанных именно по-гречески. У греков же существовало целых два подобных звука: [ph] (пх), обозначаемый буквой «фи», и [th], обозначаемый «фитой» или «тетой». Исконно русский звук [ф] - на конце слова и перед глухими согласными – появился значительно позднее, после процесса падения редуцированных гласных. Не приходится удивляться, что специалисты по правописанию при первой же возможности постарались избавить наш алфавит от совершенно лишней «фиты». А буква «ф» сохранилась и является маркером иностранных слов в русской речи )

2. Какая буква до 1918 года была самой дорогой буквой в мире и стяжала себе славу буквы-бездельника и лодыря? (Буква «Ъ», «твёрдый знак», на страницах наших книг ведёт себя тихо и смирно, являясь «разделительным» и предупреждая, что последующая йотированная гласная обозначает два звука. Некоторые языковеды даже называют мягкий и твёрдый знаки «безгласными», подчёркивая этим термином, что они не обозначают звуков. А ведь во времена создания славянской азбуки за буквами «ерь» и «ер» скрывались реальные звуки, так называемые «редуцированные гласные». Но в процессе развития языка они были утрачены: в сильной позиции превратились в звуки [э] и [о], а в слабой «обеззвучились». Однако «ер» продолжали писать на конце слов после твёрдых согласных, хотя он уже ничему не помогал, ничего не выражал, решительно ничего «не делал». Л.В.Успенский подсчитал, сколько рабочего времени, бумаги, леса «погубил, съел, пожрал одним глотком твёрдый знак», и назвал его самой дорогой буквой в мире. В 1918 г. букве-паразиту была объявлена решительная война. «Правительство приказало уничтожить эту букву везде, где она стояла понапрасну»)

3. Какую букву русской азбуки считают самой молодой и, увы, необязательной? ( Буква «он», означавшая звук [о], «йотированной» пары изначально не имела. Ни в древнерусском, ни в старославянском соответствующих звуков просто не существовало. Фонема «о» не могла следовать после мягких согласных. Но с 12-13 вв. в древнерусском разговорном языке возникает фонетическое явление «ёканье». К 14 в. переход [э] в [о] после мягких согласных перед твёрдыми установился. Там, где писали «нес» стали произносить «нёс». 18 ноября 1783 года стало днём рождения новой русской буквы – Ё. Е.К.Дашкова на одном из первых заседаний Российской академии с улыбкой внесла предложение, которое было утверждено общим собранием Академии. Расхожим мнением, зафиксированным в энциклопедиях и справочниках, является то, что создателем буквы стал Н.М.Карамзин, который якобы впервые ввёл её в печать в 1797 г. Но Е.В.Пчелов и В.Т.Чумаков, исследуя публикации конца 18 века, обнаружили «первопечатника» буквы Ё, известного русского литератора И.И.Дмитриева, чьему примеру и последовал Карамзин. Судьба этой буквы оказалась непростой: даже в наших учебниках её часто неоправданно заменяют буквой Е, создавая затруднения в чтении и произношении текстов.)

4. Назовите букву, которая для школьников дореволюционной России была самой страшной. (Буква-пугало, буква-страшилище – это знаменитый «ять», облитый слезами бесчисленных поколений русских школьников. В древнерусском языке звук [э] существовал в двух вариантах. Но язык постепенно изменился: звук, обозначаемый буквой «ять», был утрачен. И ученикам приходилось на память заучивать, что «мелко» и «вечер» пишутся через «е», а «мелок» и «ветер» через «ять».)

5. Как называлась кириллическая буква для звука [ч]? Что означало это слово? (Название её было «червь».В древнерусском и славянских языках «червь» - красная краска. Сравни: «червонное золото», название карточной масти.)

1 ведущий: Итак, ребята, вы ещё раз убедились, что, не зная старинных названий букв русского алфавита, тех переносных значений, которые они имели, нельзя понять многие крылатые выражения, строки из литературных произведений. И нельзя нам забывать тех, кому принадлежит заслуга создания русского письма.

1 Чтец: Гимн «Кирилл и Мефодий» на слова С. Михайловского. Перевод с болгарского Владимира Смирнова - мурманского поэта.

Вставай, народ, вздохни всей грудью,

Заре навстречу поспеши.

И Азбукой, тебе подаренной,

Судьбу грядущую пиши.


Надежда, вера греет души.

Наш путь тернистый - путь вперед!

Лишь тот народ не погибает,

Где дух Отчества живет.


Пройдя под солнцем просвещенья

Из давней славной старины,

Мы и сейчас, славяне-братья,

Первоучителям верны!


К апостолам высокославным

Любовь святая глубока.

Дела Мефодия – Кирилла

В славянстве будут жить века.


Используемая литература:



Похожие:

Внеклассное мероприятие «День славянской письменности» iconТема: Дни славянской письменности и культуры
Руси, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня славянской письменности и культуры
Внеклассное мероприятие «День славянской письменности» iconУправление образования администрации г. Владимира Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза И. Е. Жукова»
Но у славянской письменности совершенно удивительное происхождение. Благодаря целому ряду исторических свидетельств нам известно...
Внеклассное мероприятие «День славянской письменности» iconСокровища зеленого сундучка (День славянской письменности)
Ведущий. Дорогие, ребята! Сегодня мы пригласили вас на встречу в фольклорно –краеведческий клуб «Родничок», где мы познакомимся с...
Внеклассное мероприятие «День славянской письменности» iconВнеклассное мероприятие «день семьи» в 1 – 4 классах цели
Добрый день, уважаемые родители и гости нашего праздника. Мы очень рады вас здесь видеть. Сегодня мы решили объединить 2 ноябрьских...
Внеклассное мероприятие «День славянской письменности» iconВнеклассное мероприятие по математике, проведённое во 2-б и во 2-г кл. Тема: «Приключения в царстве математики»
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас мероприятие, посвящённое математике царице всех наук. Математика очень важная наука, которая...
Внеклассное мероприятие «День славянской письменности» iconВнеклассное мероприятие «День матери» Составлено и проведено учителем начальных классов моу «сош №2 г. Нариманов Азизовой С. Р. Цель
Здравствуйте, дорогие наши мамы, бабушки, учителя и все присутствующие в этом зале. Сегодня мы собрались здесь, чтобы отметить замечательный...
Внеклассное мероприятие «День славянской письменности» iconВнеклассное мероприятие «Здравствуй, школа!» (День знаний в 1 классе)
Развитие интереса к учению, формирование положительной мотивации к учебной деятельности
Внеклассное мероприятие «День славянской письменности» iconВнеклассное мероприятие по теме: «День Конституции» (8 класс) Живодерова Т. А- зам дир по гпв
Цели: формирование у учащихся понимания сущности и значения Конституции и государственных символов РФ
Внеклассное мероприятие «День славянской письменности» iconВнеклассное мероприятие «Halloween или День Всех Святых» Основными задачами мероприятия являются
Паутина из веревок, воздушные шарики с нарисованными рожицами, тыква с вырезанными глазами и ртом, внутри фонарик
Внеклассное мероприятие «День славянской письменности» iconВнеклассное мероприятие «Азбука общения Провела: Деревцова В. В. Байцуры 2012 Открытое внеклассное мероприятие Тема: «Азбука общения»
Цели: формировать у детей коммуникативные навыки, навыки позитивного общения, умения понимать себя и других
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты