Организация учебно-исследовательской деятельности. ( Рекомендации к написанию учебно-исследовательской работы) icon

Организация учебно-исследовательской деятельности. ( Рекомендации к написанию учебно-исследовательской работы)



НазваниеОрганизация учебно-исследовательской деятельности. ( Рекомендации к написанию учебно-исследовательской работы)
Дата17.10.2016
Размер
ТипДоклад


Организация учебно-исследовательской деятельности.

( Рекомендации к написанию учебно-исследовательской работы)


Рыжова Ольга Алексеевна

учитель музыки

МОУ «Уколовская ООШ»


Целью общего образования является формирование здравомыслящего человека, и соответственно, требует формирования и развития исследовательской деятельности, но, по сути, носит лишь информативный характер, не позволяя ребенку проявить свои творческие способности и выйти за рамки школьной программы.  Вовлечение школьников в исследовательскую работу позволяет перейти от информативного обучения к активному  исследовательскому.

    Анализ опыта организации учебно-исследовательской деятельности показал, что одним из существенных показателей для обучающихся является возможность представить результаты своей работы в классе, на конференции, смотре, форуме; уметь быстро отвечать на вопросы; адекватно реагировать на замечания; отстаивать свою точку зрения; правильно формулировать свои предложения в ходе обсуждения других работ. При этом школьник получает возможность освоения опыта публичной защиты результатов своей учебно-исследовательской работы, что, безусловно, пригодится для дальнейшей деятельности (приоритета при поступлении в ВУЗ, защиты диплома, диссертации).

    1. На тематических секциях конференции молодые исследователи выступают с докладами своих научных результатов перед учеными, специалистами и своими сверстниками. После доклада автор защищает свою работу, отвечая на вопросы присутствующих.

    2. Доклад и защита могут сопровождаться демонстрацией материалов (мультимедийное сопровождение, видеоматериалы, плакаты, таблицы), иллюстрирующих выполненную работу. Демонстрация должна отражать наиболее важные элементы работы, а именно: цель работы, методы и способы решения проблемы, результаты и выводы.

И еще важная информация  - на многих конференциях отсутствие презентации не влияет на оценку работы.

В последнее время многие авторы уделяют больше внимания компьютерной презентации, нежели содержанию и смыслу работы. В таких случаях она приносит вред вместо пользы. Да и во многих секциях оценивается умение автора донести информацию до экспертов и слушателей без каких либо средств техники (например: литературоведение, литературное творчество).

Не надо забывать, что компьютерная презентация служит лишь для наглядности проделанной работы

Параметры оценивания выступления учащихся на одной из научно-исследовательских конференций:



^ Оцениваемые параметры.

баллы

1.

Умение автора выделить и сформулировать проблему, цели,

задачи исследования.




2.

Оригинальность методов решения задачи исследования.




3.

Сформулированность и аргументированность собственного мнения.




4.

Значение результатов работы. Практическая значимость.




5.

Четкость выводов, обобщающих исследование.




6.

Представление работы (умение заинтересовать слушателей, умение отвечать на вопросы)







^ Общее количество баллов






Состав работы

Работа должна быть построена не произвольно, а по определенной структуре, которая является общепринятой для научных трудов.

Основными элементами этой структуры в порядке их расположения являются: титульный лист; оглавление; введение; основная часть; заключение; библиографический список; приложения.

  1. ^ Титульный лист – содержит следующие атрибуты: название работы и населенного пункта, сведения об авторе (Ф.И.О., учебное заведение, класс) и научных руководителях (Ф.И.О., ученая степень, звание, место работы).

  2. После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся пункты работы с указанием страниц.

  3. Во введении кратко обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, указывается избранный метод (или методы) исследования, дается характеристика работы - относится ли она к теоретическим исследованиям или к прикладным, сообщается, в чем заключается значимость и (или) прикладная ценность полученных результатов, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы.

  4. В основной части научной работы подробно приводится методика и техника исследования, даются сведения об объеме исследования, излагаются и обсуждаются полученные результаты. Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать.

  5. Заключение содержит основные выводы, к которым автор пришел в процессе анализа избранного материала (При этом должна быть подчеркнута их самостоятельность, новизна, теоретическое и (или) практическое (прикладное) значение полученных результатов. При оценке экспертами работ учитывается и грамотность текста).

  6. В конце работы приводится список использованной литературы (библиографический список). В тексте работы должны быть ссылки на тот или иной научный источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы).

  7. В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы. В случае необходимости можно привести дополнительные таблицы, рисунки, графики и т.д., если они помогут лучшему пониманию полученных результатов


^ Рекомендации к написанию учебно-исследовательской работы

Композиция и структура исследовательской работы стандартны, от этих стандартов (или правил) нельзя отступать

^ В описании работы должны быть четко разделены следующие части:

Постановка проблемы (задачи), методы ее решения, выводы.

В работе, должны быть освещены:

Актуальность решаемой проблемы, сравнение предлагаемых методов решения проблемы с известными, причины использования предлагаемых методов (эффективность, точность, простота и т.д.), предложения или рекомендации по практическому использованию результатов.

Встречаются работы, авторы которых просто запрограммировали некоторый алгоритм решения задачи, но не знакомы с теоретическими и практическими сведениями, связанными с решаемой задачей. Такие работы, как правило, не представляют интереса для специалистов Всероссийского уровня (и это надо иметь ввиду авторам работ, которые отсылают или защищают свои работы на Всероссийском уровне по программам «Интеллект будущего» и «Шаг в будущее»)

^ Название темы - должно точно и чётко отражать сущность проделанной работы (содержать в себе предмет и название метода исследования). Следует всячески избегать очень широких названий обобщающего характера либо отвлечённых поэтичных фраз. Заявленная тема должна целиком и полностью соответствовать содержанию работы, т.е. быть обоснованной.


^ Структура работы и её содержание представлены вводной, основной и заключительной частями.

Вводная часть

Во вводной части. Следует указать, является ли работа чисто теоретической или носит практический характер. Если работа практическая, то уточнить, на протяжении какого времени проводились экспериментальные работы.

Применение и использование научного аппарата

Является обязательным для вводной части исследовательской работы

Понятие слова- Актуальность обозначает-что исследование актуально т.как определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела.

-Проблема – где ставится такой вопрос, который стоит на границе известного и неизвестного. Поставить проблему, значит выйти на эту границу.

-^ Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.( другими словами это носитель проблемы, на который направлено исследование.

-Предмет-исследования-это то, что находится в границах объекта. Именно предмет исследования определяет тему исследования. (другими словами предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск.

-Гипотеза-«обоснование, предположение»- научное обоснование предположени о явлении, процессе, деятельности. Для гипотезы типичны конструкции: «если…то…», «при условии, что.», «так. как…». После формулирования гипотезы окончательно определяются цели и задачи, сформированные в начале деятельности. В ходе работы она может быть либо подтверждена, либо опровергнута. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями


^ Введение отражает актуальность исследования, цель исследования, задачи, объект, предмет исследования.

После применения научного аппарата идет

^ Обоснование целей и задач работы, ставится Цель- т.е. конечный результат, который бы хотелось достичь исследователю. Чаще всего она формулируется со словами: выявить, установить, обосновать, уточнить, разработать. Цель это идеальное видение результата. Цель — это польза, которую получает общество от использования результатов исследования. Это относится к прикладным работам. В фундаментальных же исследованиях целью является получение какой-либо новой информации общего характера, обнаружение в изучаемых объектах ранее неизвестных свойств, явлений, закономерностей. (другими словами цель-это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего)

^ Задачи исследования - выбор путей и средств. Для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Их может быть несколько. Задачи и цели — не одно и то же. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Задачи исследования – это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования (другими словами задача- это указание на один из возможных путей достижения цели).

Научная работа даёт новый результат, если она решает новую задачу известными методами или решает новыми методами известную задачу. В очень редких случаях поставленную новую задачу решают новыми методами. Обычно это приводит к научному открытию.

Если в работе известную задачу решали известными методами, то здесь элементы новизны отсутствуют. Такая работа, может оказаться, весьма полезна для её автора, который только начинает свой путь в науку, но представлять её на рассмотрение конференции не стоит.

^ Обзор литературы. Обзор должен быть кратким. В нём нужно указать источники, в которых описано изучение того же вопроса, что и в представляемом докладе, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не «изобретаете велосипед», делаете то, что давно уже сделали до вас. Написание обзора литературы поможет вам более свободно овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время доклада. Нужно понимать, что в хорошо выполненной работе то, что входит в текст и звучит на докладе — лишь «верхушка айсберга», основная часть которого скрыта под водой и напрямую в работе не присутствует.

В конце обзора следует отметить, в чём состоит новизна представляемой работы по сравнению с рассмотренными; какой эффект можно ожидать от использования полученных результатов. Каждая ссылка на тот или иной источник должна сопровождаться номером, соответствующим порядковому номеру источника в списке литературы.


^ Основная часть состоит из

Объёма исследования. Здесь необходимо указать, какие объекты исследовались и почему именно они, сколько их было и чем это количество обосновано (пробы, образцы, детали и т.д.), какие серии опытов были выполнены и сколько раз. В работе должно быть описано не только, какие эксперименты проводились и сколько раз, но и при каких условиях и в каких временных рамках. Работы, содержащие единичные опыты, не дают статистически значимых результатов и не могут быть признаны научными.

Обязательно необходимо сказать об^ Использованных методиках. Прежде чем говорить об экспериментальных данных, нужно кратко описать методики, которые использовались в каждой из серий. Общеизвестные приёмы достаточно только упомянуть. Однако если в такой приём автор внёс какое-то усовершенствование, то нужно обязательно указать, в чем оно состояло.

^ Результаты исследования. Это главная часть доклада. Необходимо чётко и последовательно изложить полученные результаты. Здесь не требуются никакие рассуждения. Только изложение фактов в виде таблиц, (если они не большие) диаграмм, графиков, рисунков или описательно. Все цифровые данные необходимо тщательно проверить, желательно провести статистическую обработку этих данных.

^ Обсуждение результатов. В этом разделе следует указать, что автор считает наиболее важным в выполненной работе, как можно объяснить те или иные особенности полученных данных, каковы перспективы дальнейшего развития работы в связи с полученными результатами. Хорошо было бы описать, насколько теоретический прогноз результатов работы сочетается с практическими данными.

Заключительная часть состоит из

Заключения Если в докладе есть раздел «Обсуждение результатов», то заключительная часть по своему содержанию будет представлена только выводами, приложениями и списком использованной литературы. В другом случае заключение может содержать описание результатов и их обсуждение, но в более сжатом виде.

Выводы где кратко и конкретно отражают полученные результаты исследований. Никаких общих рассуждений, мнения автора по тем или иным вопросам и т.п. в выводах быть не должно. Только то, что получено, обнаружено, доказано.

Приложения. В случае необходимости в конце текста можно привести дополнительные таблицы, рисунки, графики и т.п., если они помогут лучшему пониманию полученных результатов.

^ Список использованной литературы. В список следует включить все источники, на которые имеются ссылки в тексте доклада, лишних источников содержаться не должно, так же как и основных учебников по данному предмету. Список составляется в алфавитном порядке авторов работ сначала на русском языке, а затем иностранных.

Успешность применения предлагаемой структуры работы состоит в том, что разработанная и апробированная на практике технология работы с учащимися по проведению творческих исследовательских работ позволяет не только научиться проводить творческие научные изыскания, но и стать им более успешными в самостоятельной организации и проведении исследовательской деятельности, нацеливают на самообучение через творческий поиск.

Любая исследовательская работа проходит путь от изучения имеющейся по данному вопросу литературы и постановки цели до подбора адекватных методов исследования и анализа полученных результатов. На каждом этапе выполнения работы очень важны обоснованность и логичность суждений. Необходимо всестороннее рассмотрение проблемы (многопараметрический анализ) и умение абстрагироваться от стандартных взглядов и представлений. Другими словами, для проведения исследования нужно удивиться и увидеть проблему, порассуждать и понять суть явления и найти смелость отстаивать свою точку зрения. Удовлетворение, получаемое от сознания того, что ты самостоятельно совершил пусть маленькое, но открытие, — огромный стимул для продолжения движения личности по пути познания.




Похожие:

Организация учебно-исследовательской деятельности. ( Рекомендации к написанию учебно-исследовательской работы) iconПрограмма курса по выбору «Организация учебно исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья» по содержательной тематической направленности является надпредметной;
«Организация учебно – исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья»
Организация учебно-исследовательской деятельности. ( Рекомендации к написанию учебно-исследовательской работы) iconФормирование экологической культуры учащихся в процессе экскурсий и учебно-исследовательских работ Введение
Целью курсовой работы является организация работы по формированию экологической культуры учащихся в процессе экскурсии и учебно-исследовательской...
Организация учебно-исследовательской деятельности. ( Рекомендации к написанию учебно-исследовательской работы) iconФормирование навыков исследовательской деятельности на начальной ступени обучения
Мы говорим о творческой исследовательской деятельности учащегося, направленной на получение новых для него знаний, умений и навыков,...
Организация учебно-исследовательской деятельности. ( Рекомендации к написанию учебно-исследовательской работы) iconПамятка №1 проблема исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать
Рекомендации для учащихся по написанию и оформлению научно – исследовательской работы
Организация учебно-исследовательской деятельности. ( Рекомендации к написанию учебно-исследовательской работы) iconОрганизация исследовательской работы в начальной школе
Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской...
Организация учебно-исследовательской деятельности. ( Рекомендации к написанию учебно-исследовательской работы) iconПод исследовательской деятельностью
Организация исследовательской деятельности обучающихся как условие развития лингвострановедческой компетенции при изучении иностранного...
Организация учебно-исследовательской деятельности. ( Рекомендации к написанию учебно-исследовательской работы) iconПоложение о муниципальной научно практической конференции учащихся
Муниципальная нпку является итогом учебно-исследовательской деятельности учащихся, которая связана с решением творческих, исследовательских...
Организация учебно-исследовательской деятельности. ( Рекомендации к написанию учебно-исследовательской работы) iconУчебно-методическая деятельность
Основные направления методической и исследовательской работы на новый учебный год
Организация учебно-исследовательской деятельности. ( Рекомендации к написанию учебно-исследовательской работы) iconОрганизация научно-исследовательской деятельности учащихся через работу школьного научного общества Из опыта работы мбоу «Средняя общеобразовательная школа №7 имени В. Н. Пушкарева»
Это и работа факультативов, предметных кружков, конференций, проведение познавательных и интеллектуальных игр (приложение I). Накоплен...
Организация учебно-исследовательской деятельности. ( Рекомендации к написанию учебно-исследовательской работы) iconТема: Требования к оформлению материалов исследовательской работы
Наиболее часто учащиеся используют следующие виды исследовательской деятельности
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты