1. Сущность и функции финансов. Роль финансов в рыночной экономике Финансы icon

1. Сущность и функции финансов. Роль финансов в рыночной экономике Финансы



Название1. Сущность и функции финансов. Роль финансов в рыночной экономике Финансы
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

1. Сущность и функции финансов. Роль финансов в рыночной экономике


Финансы — это совокупность экономических отношений, отражающих формирование и использование фондов денежных средств в процессе их кругооборота. Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную.

Распределительная функция финансов означает участие финансов в распределении и перераспределении ВВП и национального дохода. Через бюджет перераспределяется более половины национального дохода. Перераспределение денежных средств осуществляется между сферами материального и нематериального производства, между отраслями, регионами и т.д. Можно привести много примеров такого перераспределения. Например, промышленные предприятия уплатили налоги в бюджет, а из бюджета эти средства выделены на финансирование АПК, произошло перераспределение денежных средств между отраслями. Другой пример: уплатили налоги московские предприятия, а денежные средства выделены на финансирование районов Крайнего Севера, произошло перераспределение денежных средств между регионами страны и т.д.

Контрольная функция финансов означает участие финансов в контроле за эффективным использованием всех видов экономических ресурсов. Контрольные функции выполняют многие финансовые органы: Счетная палата РФ, Контрольно-ревизионное управление и Казначейство Министерства финансов РФ; Государственный таможенный комитет; Министерство по налогам и сборам; Федеральная служба налоговой полиции; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ; контрольно-ревизионные управления отраслевых министерств и ведомств; финансовые управления и финансовые отделы фирм; ревизионные комиссии в акционерных, кооперативных и общественных организациях; независимые аудиторские фирмы и т.д.

^ Рыночная экономика — это экономика, основанная на отношениях, возникающих при купле-продаже товара на рынке. В рыночных отношениях участвуют различные экономические субъекты (предприниматели) и юридические лица (хозяйствующие субъекты).

Под рынком понимаются социально-экономические условия реализации товара.

Рынок — это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями товаров, между стоимостью и потребительной стоимостью товаров.

В условиях рыночной экономики очень важно точно знать экономическую сущность и содержание ее категорий.

Деньги, выполняя свои функции средств обращения, являются посредниками между актом покупки и актом продажи, в этой функции деньги становятся капиталом.

Капитал — это деньги, пущенные в оборот и приносящие доходы от этого оборота. Оборот денег — это вложение их в предпринимательство, передача в ссуду, сдача в наем. Таким образом, деньги создают условия для появления финансов как самостоятельной сферы функционирования денежных отношений.

Финансы — система денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их оборота.

По своей роли в общественном производстве финансы включают в себя два звена:

  • общественные финансы,

  • финансы хозяйствующего субъекта.

Каждое звено выполняет свои задачи и ему соответствует особый финансовый аппарат, но вместе они образуют единую финансовую систему.

Роль финансов в экономике многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям:

  • Финансовое обеспечение потребностей расширенного производства.

  • Финансовое регулирование экономических и социальных процессов.

  • Финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов.

Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства означает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных, привлеченных).

Финансовое регулирование экономических и социальных процессов — второе направление воздействия финансов на развитие экономики. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.

Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется различными методами:

  • через эффективное вложение финансовых ресурсов;

  • создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.);

  • использование бюджетных стимулов (представление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития);

  • использование финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговых деклараций и т.п.).

^ 2. Финансовые отношения, определяющие содержание финансов


Финансы — это экономическая категория, а любая экономическая категория выражает определенные экономические отношения. Финансовые отношения имеют целый ряд особенностей по сравнению с другими экономическими отношениями:

  • денежные отношения;

  • распределительные отношения;

  • связаны с формированием и использованием фондом денежных средств государства и хозяйствующих субъектов.

Эти особенности позволили выделить финансовые отношения из общей массы экономических отношений.

Денежные фонды формируются на макро- и микроуровнях. На макроуровне к ним относятся: государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды, государственные фонды страхования, которые представляют собой систему денежных отношений между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой. На микроуровне — это фонды собственных, заемных и привлеченных средств. В свою очередь в состав собственных средств предприятий входят уставный, добавочный и резервный капиталы; фонды накопления, потребления и социальной сферы; нераспределенная прибыль. К заемным средствам относятся кредиты и займы, к привлеченным — кредиторская задолженность. Денежные отношения на микроуровне включают в себя отношения между поставщиком и потребителем, между предприятием и его структурными подразделениями, между предприятиями и финансово-кредитной системой и т.д.


^ 3. Финансовая система РФ, характеристика ее звеньев

Финансовая система – система форм и методов образования, распределения и использования фондов финансовых ресурсов.

Структура финансовой системы напрямую не зависит от модели государственного устройства. Однако, в связи с тем, что структура бюджетной системы напрямую зависит от модели государственного устройства, то косвенно модель государственного устройства влияет на структуру финансовой системы.

Структура финансовой системы РФ включает звенья:

  1. бюджетная система

  2. государственные внебюджетные фонды

  3. государственный кредит

  4. фонды имущественного и личного страхования

  5. финансы предприятий различных форм собственности

Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность Федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Государственная бюджетная система РФ объединяет 21 республиканских бюджетов, 55 краевых и областных бюджетов, 9 окружных бюджетов и автономных округов, бюджет еврейской автономной области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга.

Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжение федеральных или региональных органов власти и имеющих целевое назначение.

Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Внебюджетные фонды создаются путем вычленения из бюджета особо важных статей расходов с закреплением за ними конкретных источников дохода.

Фонды страхования обеспечивают возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

Финансы предприятий — средства формирования их денежных ресурсов в целях осуществления хозяйственной деятельности. Они представляют собой совокупность операций по получению, распределению и использованию предприятием денежных средств и других финансовых инструментов в процессе хозяйственной деятельности.

Государственный кредит является частью государственных финан­сов, одной из форм мобилизации государством денежных ресурсов нужных ему для выполнения своих функций. В сфере кредитных от­ношений государство может быть и заемщиком, и кредитором, и га­рантом. Партнерами государства по кредитным отношениям могут быть любые юридические и физические лица, но на практике их круг ограничен. Это в основном другие государства, международные фи­нансовые организации, отечественные и зарубежные банки и корпо­рации, участники национального и международных рынков ценных бумаг.


^ 4. Финансовая политика: цели, задачи.

Основные типы


Финансовая политика представляет собой использование финансов соответствующим субъектом управления в интересах достижения поставленных им целей и задач.

Включает:

  • выработку концепций на длительное использование финансов;

  • выработку программы действий на ближайшую перспективу;

  • отработку соответствующего финансового механизма для реализации выработанной финансовой политики.

Делится:

- по субъектам:

- государство

- юридические лица

- физические лица

- по территориям:

- общегосударственная

- региональная

- муниципальная

- по масштабам и времени:

- финансовая стратегия

- финансовая тактика

- по объектам и сферам:

- государственные и муниципальные финансы

- финансы хозяйствующих субъектов

- по компонентам:

- бюджетная политика

- налоговая политика

- ценовая политика

- инвестиционная политика

- валютная политика

- таможенная политика

- страховая политика

Задачи:

1. Реализация финансовыми методами задач и экономической политики (чему должна служить финансовая политика – увеличение ВВП, борьба с бедностью, экономическое развитие регионов)

2. Рост финансовых ресурсов общества

3. Оптимизация соотношения финансовых ресурсов общества и товарной массы в обществе

4. Оптимизация доли федерального бюджета в консолидированном бюджете и направлений расходования бюджетных средств

5. Увеличение сроков – перспективности финансового планирования

6. Повышение эффективности использования финансовых ресурсов.

^ 6. Финансовое планирование и прогнозирование.


Финансовое прогнозирование – это инструмент управления финансами, состоит в том, чтобы определенными методами обработать имеющуюся информацию о финансах, закономерностях ее изменениях и получить представление о направлениях развития и о состоянии на будущее.

Бывает: среднесрочное (5-10 лет), долгосрочное (более 10 лет).

Функции финансового прогнозирования:

1. научный анализ социально-экономических процессов – оценка финансово-экономической ситуации, выявление узловых проблем финансового развития.

2. Оценка выявленных тенденций на будущее и предвидение новых проблем, требующих своего разрешения.

3. Выявление возможных альтернатив развития для выбора решения в области управления финансами.

Финансовое прогнозирование предшествует финансовому планированию, но оно не является директивным.

Финансовое планирование – вид финансовой деятельности государства и хозяйствующих субъектов, направленных на достижение сбалансированности между имеющимися денежными средствами и направления их использования.

^ Виды финансового планирования:

- общегосударственный финансовый план – составной частью является бюджет

- отраслевые финансовые планы

- территориальные финансовые планы

- баланс денежных доходов и расходов населения

Методы финансового планирования:

1. метод экономического анализа (учет прошлых ошибок)

2. нормативные

3. балансовый метод


^ 5. Основные компоненты финансовой политики, их особенности


Финансовая  политика  состоит из бюджетной, налоговой, инвестиционной, денежно-кредитной, ценовой, социальной и таможенной политики, политики в области международных финансов.

Бюджетная - для выполнения государством возложенных на него функций ему необходимы финансовые и другие виды ресурсов. С этой целью государство создает централизованные фонды финансовых и иных ресурсов. Определенная часть денежных средств России мобилизуется в государственный бюджет. В процессе мобилизации финансовых ресурсов в бюджет на общегосударственные цели, их распределения и использования возникают финансово-бюджетные отношения между государством, налогоплательщиками (экономическими субъектами, физическими лицами) и получателями бюджетных средств (ассигнований, дотаций, субвенций, субсидий и кредитов).
Налоговая - Она строится на сочетании интересов государства и налогоплательщиков - юридических и физических лиц.
Воплощается налоговая политика в построении соответствующей налоговой системы. К основным принципам построения налоговой системы относятся:
- совершенствование налогового законодательства;
- оптимизация налоговой базы; ее основой должны быть прямые налоги, поскольку косвенная система налогообложения приводит к увеличению налогового бремени;
- налогообложение не должно носить конфискационного характера; только рост национального богатства и повышение индивидуальных доходов населения способствует стабильному увеличению налогооблагаемой базы;
- минимальный дестимулирующий эффект от введения какого-либо налога; высокие налоги могут привести к утечке капитала за границу;
- удобство взимания налогов для государства и налогоплательщиков;
- оптимизация налоговых льгот;
- осуществление эффективного и действенного контроля за соблюдением налогового законодательства, постановкой на учет, переучетом и снятием с учета налогоплательщиков;
- создание условий, когда налогоплательщику трудно уклониться от уплаты налога;
- реструктуризация в необходимых случаях задолженности по платежам в бюджет.
Инвестиционная - направлена на создание условий для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций и в первую очередь в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика осуществляется в целях того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать свои финансовые средства в экономику нашей страны. Чтобы создавались условия для организованного накопления и инвестирования сбережений населения, развития ипотечного кредитования. Чтобы огромные отечественные капиталы не вывозились за рубеж, а, наоборот, привлекались в Россию прямые иностранные инвестиции.

Денежно-кредитная - Денежно-кредитная политика широко используется государством в процессе государственного экономического регулирования. Денежно-кредитная политика нацелена на: обеспечение устойчивости денежного обращения; оптимизацию объема и структуры денежной массы; управление эмиссией (выпуском) денег; формирование и эффективное использование кредитных ресурсов; регулирование инфляции; достижение стабильного обменного курса национальной денежной единицы (рубля); обеспечение своевременности и бесперебойности расчетно-платежных операций в отраслях экономики; регулирование банковской системы (коммерческих и государственных банков); управление деятельностью финансового рынка; регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и их оборот (курса покупки и продаж).

Ценовая - осуществляется в направлении регулирования цен и тарифов на монопольные товары и услуги. При этом следует иметь в виду, что в настоящее время государство монопольно владеет землей и ее недрами, водными пространствами, железными дорогами, нефте- и газопроводами, электропередающими сетями. В других отраслях хозяйства цены зависят от их динамики на произведенные ими товары и оказанные услуги.

Социальная - Социальная политика государства тесно связана с его действиями в финансовой сфере с целью решения задач финансового обеспечения прав граждан, определенных в Конституции Российской Федерации. Социальная политика охватывает сферу бюджетных учреждений (включая образовательные), а также сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения.

Таможенная - Таможенная политика является органической частью налоговой и ценовой политики. Ведь таможенные сборы и пошлины непосредственно оказывают воздействие на цену товаров и услуг. При этом таможенная политика в определенной мере самостоятельна - она влияет на экономику страны, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок России импортных товаров и услуг, а также сдерживая или поощряя экспорт отечественных товаров и услуг.
Таможенная политика в немалой степени предопределяет распределительные процессы не только между государством и экономическими субъектами, но и между отраслями хозяйства, регионами страны и между экономическими субъектами. В настоящее время таможенная политика во многом связана и зависит от бюджетной политики, которая направлена на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей.

В области международных финансов - В основе ее лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений. Она связана с международным разделением труда, формированием и погашением государственного внешнего долга, с участием России в деятельности международных организаций, включая международные финансовые организации.
Международная финансовая политика России направлена на развитие производительных сил своей страны и на то, чтобы занять свое весомое место на международных рынках сырья, товаров, рабочей силы и капиталов.


^ 7. Финансовый контроль: виды, формы, методы.

Финансовый контроль представляет собой форму реализации контрольной функции финансов – часть финансового управления, включающая в себя систему методов, органов и мероприятий по проверке законности, целесообразности и результативности образования, распределения и использования фондов денежных средств.

Цель финансового контроля – получение достоверной информации о ходе процесса управления финансами, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений.

Принципы:

- законности

- независимости

- объективности

- гласности

- ответственности

- разграничения функций и полномочий

- системности

Задачи:

1. проверка финансовой безопасности и обеспечение финансовой устойчивости.

2. выполнение юридическими лицами и государством своих обязательств

3. поиск резервов роста финансовых ресурсов, а также их законного и экономного эффективного использования

4. проверка соблюдения законных финансово-экономических интересов участников финансово-хозяйственной деятельности

5. усиление ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности

6. повышение эффективности финансовой политики и принимаемых решений в сфере финансово-хозяйственной деятельности

Классификация:

- по субъектам – государственный и негосударственный

- по отношению к времени осуществления операций – предварительный, последующий, текущий (в ходе операций)

- по объектам – бюджетный, налоговый, валютный, таможенный, за деятельностью внебюджетных фондов, контроль в сфере рынка ценных бумаг, в страховой деятельности.

Внешнее выражение контрольных действий и операций:

- обследование – сбор и обобщение информации по широкому перечню вопросов в целях определения состояния того или иного объекта

- проверка – единовременное контрольное действие в отношении определенных финансово-хозяйственных операций по установленной программе

- ревизия – система обязательного контроля действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности финансово-хозяйственных операций, а также законности действий должностных лиц;

- надзор – система периодических контрольных действий по наблюдению за установленными в той или иной сфере деятельности условиями осуществления финансово-хозяйственных операций

- мониторинг – система постоянно совершаемых контрольных действий и мероприятий по наблюдению с целью определения текущих изменений в деятельности субъекта хозяйствования.

Методы финансового контроля – конкретные способы проверки законности, целесообразности и эффективности совершаемых финансово-хозяйственных операций (проверка законности, счетная проверка, инвентаризация, метод экспертизы

^ 8. Субъекты государственного финансового контроля, их полномочия.


Финансовый контроль представляет собой форму реализации контрольной функции финансов – часть финансового управления, включающая в себя систему методов, органов и мероприятий по проверке законности, целесообразности и результативности образования, распределения и использования фондов денежных средств.

Объектами финансового контроля выступает образование, распределение и использование фондов денежных средств.

Субъектами финансового контроля являются государственные органы и специально созданные структуры (органы законодательной власти и их контрольные органы, органы исполнительной власти и их контрольные органы ) – Минфин, федеральная служба по бюджетному и финансовому контролю, федеральное казначейство, ФНС, федеральная служба по финансовым рынкам, Росстрахнадзор, ПФ, ФСС, ФОМС.

Негосударственные – аудиторский, внутрихозяйственный, внутрифирменный контроль.


^ 9. Государственные и муниципальные финансы.


Существует 3 вида контроля:

1) предварительный контроль

2) текущий

3) последующий контроль .

Контроль осуществляется :

-Федеральным казначейством

-Минфином

Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов,

 МИНФИН  РФ проводит внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств. Минфин РФ может также осуществлять финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. При передаче исполнения бюджета органам Федерального казначейства финансовые органы осуществляют финансовый контроль за соблюдением главными распорядителями, распределения, получения, целевого использования и возврата бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных  и муниципальных  гарантий.

При рассмотрении отчета об исполнении бюджета в органе исполнительной власти субъекта РФ или органе местного самоуправления может быть назначена внутренняя проверка отчета. Отчет об исполнении бюджета представляется в соответствующий представительный орган в форме закона вместе с поясняющими документами и материалами. Он должен быть составлен в соответствии с той же структурой и бюджетной классификацией.


^ 10. Государственные внебюджетные фонды России: состав, функциональное назначение.


Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Цель – социальная.

Способ образования – из бюджета.

Состав:

1. пенсионный фонд

2. фонд социального страхования

3. фонд обязательного медицинского страхования

Источники формирования

- отчисления работодателей ЕСН в указанные фонды.

до 01.01.2006 с 01.01.2006

ПФ 20 % 20 %

ФСС 3,2 % 2,9 %

^ ФФОМС 0,8 % 1,1 %

ТФОМС 2 % 2 %




26 % 26 %

- бюджетные средства

- доходы от капитализации средств фондов

ПФ, ФСС, ФОМС – финансово-кредитные учреждения – пожертвования на благотворительные цели.


^ 11. Пенсионный фонд РФ: назначение, источники формирования доходов, порядок составления, утверждения и контроля исполнения бюджета.


Пенсионный фонд – это государственный внебюджетный фонд, предназначенный для управления финансами пенсионного обеспечения.

Образован в 1990 г. Верховным Советом РСФСР.

Главные задачи:

- выплаты пенсий – трудовые, военные, по инвалидности, социальных пособий

- выплата пособий по уходу за ребенком

- выплаты компенсационного характера

- ведение персонифицированного учета

Руководство – Правление и исполнительная дирекция; в субъектах – отделения ПФ; в городах, районах – уполномоченные отделения.

Источники доходов:

- страховые взносы работодателей

- ассигнования из федерального бюджета

- средства, возмещаемые из бюджета в связи с назначением досрочных пенсий безработным

- средства, взыскиваемые с работодателей, в результате предъявления регрессионных исков

- доходы от капитализации временно свободных средств

- добровольные взносы

Средства ПФ направляются на:

- выплату пенсий

- выплату пособий по уходу за ребенком

- оказание органами социальной защиты материальной помощи престарелым

- финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ПФ и его территориальных структур.

Величина бюджета более 1 трлн. руб. По размерам является вторым после федерального бюджета.


^ 12. Фонд социального страхования: назначение, порядок формирования и расходования средств фонда в текущем финансовом периоде.


Назначение ФСС – управлять финансами социального страхования. Был создан в 1992 году.

Органы управления – Федеральный фонд, Региональные отделения (по территориям РФ – субъектам), центральные отраслевые отделения – управляют ФСС по отраслям, Филиалы отделений, создаваемые региональными и отраслевыми органами социального страхования.

Источники доходов ФСС:

- отчисления от социального налога, уплачиваемые работодателями по ставке с 01.01.2006 – 2,9%

- бюджетные средства

- доходы от капитализации временно свободных средств фонда

- добровольные взносы граждан и юридических лиц

- поступления за реализацию путевок, оплачиваемых по линии средств фонда

- иные поступления – регрессионные иски.

Средства ФСС расходуются:

- на выплату пособий (по временной нетрудоспособности, санаторно-курортное лечение, погребение, семьям имеющих детей, пособие по беременности и родам, женщинам единовременное пособие, ставшим на учет в ранние сроки беременности, по родам и т.д.)

- на федеральном уровне – на обеспечение текущей деятельности

- на проведение научно-исследовательских работ по вопросам социального страхования.

На 2007 год доходы – 211 млрд. руб.


^ 13. Экономическая сущность фонда обязательного медицинского страхования: источники денежных средств формирующие бюджет фонда, функции, задачи.


ФОМС создан в 1991 году. Является финансово-кредитным учреждением, предназначенными для управления финансами обязательного медицинского страхования. Фонд имеет федеральный уровень и территориальные подразделения.

Федеральный ФОМС выполняет обязанности:

1. оказывает финансовую помощь территориальным ФОМС

2. финансирует целевые программы ОМС

3. разрабатывает нормативно-методические документы

4. готовит кадры

5. участвует в создании подразделений ФОМС

Источник доходов:

- взносы работодателей от ЕСН – 1,1 %

- взносы территориальных фондов на реализацию совместных программ

- ассигнования из федерального бюджета

- капитализация временно свободных денежных средств

- добровольные взносы

^ Расходы ФФОМС:

- финансовое выравнивание возможностей ТФОМС – 80 %

- на текущую деятельность ФОМС

- на финансирование научно-исследовательских разработок – 4 %

- подготовка кадров – 6 %

- текущие расходы

ТФОМС предназначены для непосредственного осуществления выплат и организации ОМС в соответствии с положением о территориальных ФОМС; кредитования, в т.ч. на льготных условиях, страховщиков по поводу нехватки у них финансовых ресурсов, поддержка городских, районных подразделений ФОМС.

Доходы:

- отчисления от ЕСН работодателями – 2,2 %

- страховые платежи из бюджетов субъектов РФ на неработающее население

- от капитализации временно свободных денежных средств.

Расходы:

- текущие расходы

- выплаты по страховым случаям

Доходы Фонда в 2007 году предусматриваются в сумме 139,64 млрд. рублей, расходы составят 139,57 млрд. рублей.


^ 14. Бюджетная система РФ: принципы построения, уровни. Консолидированный бюджет.


Бюджет – основной финансовый план страны, централизированный фонд денежных средств, предназначенных для обеспечения функций государства и его территориальных подсистем.

^ Бюджетная система представляет собой совокупность отношений, возникающих между различными субъектами в процессе:

формирования доходов и осуществление расходов бюджетов всех уровней системы и бюджет. гос-ых внебюджетных фондах (пенсионный, социально-страховой, медицинское страхование)

Осуществление гос. и муниципальных заимствований регулирования гос. и муниц.долга

Составление и рассмотрение проекта бюджетной системы их утверждение, исполнение и контроля за их исполнение.

^ Бюджетная система состоит из 3 уровней:

первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет , 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт - Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет.
Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Консолидированный бюджет используется для расчётов минимальных, социальных и финансовых норм и нормативов, необходимых при бюджетном планирование и при анализе эффективного распределения и использовании бюджетных средств. Показателем является также основания для предоставления текущих субвенций из федерального бюджета.


^ 15. Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного

самоуправления.


Федеральный бюджет разрабатывается в форме федерального закона и утверждается высшим законодательным органом государственной власти — Федеральным Собранием Российской Федерации. Федеральный бюджет представляет собой финансовый план страны в целом, в нем осуществляется перераспределение национального дохода в рамках всего государства. Доходы

федерального бюджета собираются по всей территории Российской Федерации по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах и на благо всех граждан страны.

^ Бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) представляют собой часть бюджетной системы Российской федерации. Они принимаются в форме законов субъектов Российской Федерации и являются символом и гарантом региональной обособленности, независимости, самостоятельности и ответственности субъектов Федерации.

^ Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в ином порядке, установленном уставами муниципальных образований.

^ Бюджеты муниципальных образований поселенческого типа введены Федеральным законом № 131"ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г., вступившим в силу 1 января 2006 г.

^ Бюджетное устройство — это основанная на законодательных нормах организация системы взаимосвязей как между звеньями бюджетной системы, так и между участниками бюджетного процесса. Бюджетное устройство состоит из следующих элементов:

• принципы построения бюджетной системы,

• принципы и методы разграничения бюджетных полномочий,

• правила формирования и исполнения бюджетов,

• принципы организации межбюджетных отношений,

• система ответственности за нарушение бюджетного и налогового законодательства.


^ 16. Бюджетная классификация: понятие, назначение, состав.


Бюджетная классификация — это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:

  • для составления, утверждения и исполнения бюджета;

  • контроля за выделением и использованием бюджетных средств;

  • обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;

  • составления консолидированных бюджетов всех уровней.

Министерство финансов РФ утвердило «Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ» своим приказом от 25 мая 1999 г. № 38н. По новой бюджетной классификации госбюджет состоит из четырех блоков: «доходы», «расходы», «финансирование бюджета» и «государственный долг».


^ 17. Классификация доходов бюджетов РФ.


Доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня). Они подразделяются на четыре группы: налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления и доходы целевых бюджетных фондов. Налоговые доходы состоят из следующих подгрупп:

  • налоги на прибыль (доход), прирост капитала;

  • налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;

  • налоги на совокупный доход;

  • налоги на имущество;

  • платежи за пользование природными ресурсами;

  • налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

  • прочие налоги, пошлины, сборы.

Неналоговые доходы включают следующие подгруппы:

  • доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

  • доходы от продажи земли и нематериальных активов;

  • поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

  • административные платежи и сборы;

  • штрафные санкции, возмещение ущерба;

  • доходы от внешнеэкономической деятельности;

  • прочие неналоговые доходы.

Безвозмездные перечисления состоят из подгрупп:

  • от нерезидентов;

  • от бюджетов других уровней;

  • от государственных внебюджетных фондов;

  • от государственных организаций;

  • от наднациональных организаций;

  • средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.

Доходы целевых бюджетных фондов включают в себя следующие целевые бюджетные фонды: дорожные фонды; экологические фонды; Федеральный фонд МНС и Федеральной службы налоговой полиции РФ; Фонд развития таможенной системы РФ; Государственный фонд борьбы с преступностью; Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; Фонд Министерства РФ по атомной энергии; Целевой бюджетный фонд содействия военной реформе; Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов; Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.

В свою очередь подгруппы делятся на статьи и подстатьи. Так, подгруппа «налоги на прибыль (доход), прирост капитала» делится на две статьи: налог на прибыль (доход) предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц. Статья «подоходный налог с физических лиц» делится на три подстатьи: подоходный налог, удерживаемый предприятиями, учреждениями и организациями, подоходный налог, удерживаемый налоговыми органами, и налог на игорный бизнес.


^ 19. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ.


Источники финансирования делятся на внутренние и внешние.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ — это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов. Источники финансирования делятся на следующие группы:

  • финансирование дефицита бюджета за счет кредита Центрального банка РФ и изменения остатков средств бюджета;

  • государственные ценные бумаги;

  • бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных фондов;

  • бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;

  • прочие источники внутреннего финансирования;

  • поступления от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

  • государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней.

Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета — это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета.

Источники внешнего финансирования делятся на следующие группы:

  • кредиты международных финансовых организаций;

  • кредиты правительств иностранных государств, предоставленные РФ;

  • кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, предоставленные РФ;

  • изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте;

  • прочее внешнее финансирование.



^ 18. Классификация расходов бюджетов РФ в новой бюджетной классификации.


Расходы бюджета — это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. Различают три структуры расходов бюджета: функциональную, экономическую и ведомственную.

^ Функциональная классификация — группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Группировка имеет четырехуровневую структуру: разделы и подразделы, целевые статьи и виды расходов.

Разделы:

  • государственное управление и местное самоуправление;

  • судебная власть;

  • международная деятельность;

  • национальная оборона;

  • правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

  • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

  • промышленность, энергетика и строительство;

  • сельское хозяйство, рыболовство и др.

Ведомственная классификация — это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Главный распорядитель средств — руководитель органа государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

^ Экономическая классификация — группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Расходы делятся на категории, группы, предметные статьи и подстатьи (всего четыре уровня). Различают три категории расходов: текущие, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.

^ Текущие расходы — это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п. В категорию «Текущие расходы» включаются следующие группы: закупки товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом. В свою очередь в группу «Закупка товаров и услуг» включаются следующие предметные статьи: оплата труда государственных служащих; начисления на оплату труда; приобретение предметов снабжения и расходных материалов; командировки и служебные разъезды, оплата транспортных услуг, оплата услуг связи, оплата коммунальных услуг, оплата геологоразведочных работ и др. Предметные статьи разделяются на подстатьи, которые отражают наиболее детальное распределение доходов бюджета.

^ Капитальные расходы — это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты.

В категорию «Предоставление кредитов за вычетом погашений» включается группа «Предоставление кредитов».


^ 20. Бюджетный процесс: стадии, участники. Направления его реформирования в текущем финансовом периоде.


Бюджетный процесс — это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Бюджетный процесс строится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Участники бюджетного процесса:

  • Президент РФ, Государственная дума, Совет Федерации, Правительство РФ;

  • органы законодательной (представительной) власти;

  • органы исполнительной власти;

  • органы денежно-кредитного регулирования;

  • органы государственного и муниципального финансового контроля;

  • органы государственных внебюджетных фондов;

  • главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

  • иные органы (бюджетные учреждения, получатели бюджетных средств).

Бюджетный процесс в Российской Федерации состоит из четырех стадий:

• составление проекта бюджета,

• рассмотрение и утверждение,

• исполнение,

• контроль:

Органы представительной власти рассматривают, утверждают и контролируют исполнение федерального бюджета.

Органы исполнительной власти составляют и исполняют бюджеты, представляют отчеты об их исполнении.

Банк России разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, выполняет функции генерального агента по государственным ценным бумагам.

Органы государственного контроля контролируют исполнение бюджетов и государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов и целевых программ.

Главный распорядитель бюджетных средств распределяет бюджетные средства по получателям и распорядителям, утверждает сметы доходов и расходов, составляет бюджетную роспись (документ о поквартальном распределении доходов и расходов и источников финансирования дефицита бюджетов, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств), контролирует целевое использование бюджетных средств, их возврат, представляет сводный отчет об исполнении бюджета, выступает в суде от имени казны РФ.

Распорядитель бюджетных средств распределяет средства по подведомственным получателям, составляет бюджетную роспись, утверждает сметы доходов и расходов бюджетных учреждений, контролирует использование бюджетных средств.


^ 21. Состав и структура доходов федерального бюджета.


Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. (ст.16 БК РФ)

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (ст.6 БК РФ).

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации включает в себя (ст.20 БК):

  • код администратора поступлений в бюджет,

  • группы,

  • подгруппы,

  • статьи,

  • подстатьи,

  • элементы,

  • программы (подпрограммы)

  • коды экономической классификации доходов

Источники доходов:

- налоговые –

- налог на прибыль

- налог на товары, реализованные в РФ

- налог на товары, ввозимые в РФ (530 млрд.руб.)

- налог за пользование природными ресурсами (750 млрд. руб.)

- неналоговые –

- поступления от ВЭД (таможенные доходы) (1750 млрд. руб.)

- гос. пошлина (23 млрд.руб.)

- доходы от использования гос.имущества

- доходы от платных услуг (90 млрд. руб.)

- административные платежи и сборы (4 млрд. руб.)

- штраф (2 млрд. руб.)

- налоги и взносы на соц. нужды (300 млрд. руб.)


^ 22. Сущность налогов, их роль в формировании доходов государственного бюджета.


Налог – обязательный индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством платеж, уплачиваемый органами и физ лицами в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципального образования.

Налоги следует отличать от сборов, особенность которых состоит в том, что их уплата является одним из условий совершения в отношении плательщика сбора гос органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав, выдачу разрешений, лицензий.

Функции: фискальная, распределительная, регулирующая, контрольная.

В РФ установлены виды налогов и сборов:

1)федеральные – налоги и сборы, установленные НК РФ и обязательны к уплате по всей территории РФ по единым ставкам (ЕСН, НДФЛ, акцизы, НДС, НДПИ, ННП, гос пошлина, водный налог, сбор за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов);

2)региональные – налоги, установленные НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязательных к уплате на территории соответствующих субъектов РФ (налог на игорный бизнес, транспортный, на имущество организаций);

3)местные – налоги, установленные НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательных к уплате на территориях, составляющих муниципальные образования (имущество физ лиц, земельный).

Виды налоговых доходов: налог на прибыль организации; налоги и взносы на социальные нужды; налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ; налоги на товары, ввозимые на территорию РФ; налоги, сборы иррегулярные платежи за пользование природными ресурсами; гос пошлина, сборы. Сумма налоговых доходов на 2007г = 4 242 963 300тыс р.


^ 23. Состав, направления расходов государственного бюджета.


Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. (ст.16 БК РФ)

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы классифицируются по:

- экономическим (ст.22 БК) – группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации по их экономическому содержанию - текущие и долгосрочные

- ведомственным (ст.24-25 БК) - группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.

- функциональным (ст.21 БК) - группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства и решение вопросов местного значения, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти, и муниципальных правовых актов, принятых органами местного самоуправления, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых другим уровням власти

Состав расходов на 2007 год:

01 – общегосударственные вопросы –

02 – национальная оборона – 822 млрд. руб.

03 – национальная безопасность и правоохранительная деятельность – 663 млрд. руб.

04 – национальная экономика – 500 млрд. руб.

05 – ЖКХ – 53 млрд. руб.

06 – охрана окружающей среды – 8 млрд. руб.

07 – образование – 270 млрд. руб.

08 – культура, кинематография, СМИ – 68 млрд. руб.

09 – здравоохранение, спорт – 206 млрд. руб.

10 – социальная политика – 216 млрд. руб.

11–межбюджетные трансферты–1 трлн.844 млрд.руб


^ 24. Сбалансированность бюджета: дефицит (профицит). источники покрытия дефицита.


Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами.

Статья 92 БК определяет максимальные размеры дефицитов бюджетов субъектов и местных бюджетов.

Классификация источников финансирования дефицита бюджета (ст.23 БК) – группировка заемных средств, привлекаемых РФ, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов:

- внутренние источники – применяются для всех уровней бюджета – кредиты от кредитных органов, гос. займы (через гос.ценные бумаги), бюджетные кредиты, продажа гос. имущества, суммы превышения доходов над расходами бюджета за прошлые годы.

- внешние источники – источники в виде гос. займов в валюте, кредиты международных финансово-кредитных организаций, кредиты иностранных государств.

Управление дефицитом бюджета состоит:

- управление увеличением доходов за счет внутренних и внешних источников

- путем управления расходов – сиквестирование (сокращение)


^ 25. Приоритетные национальные проекты: состав, содержание, назначение, финансирование в текущем финансовом периоде.

Здоровье.

  • Укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности.

  • Повышение доступности и качества медицинской помощи.

  • Укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе.

  • Развитие профилактической направленности здравоохранения.

  • Удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи

Образование

  • Стимулирование образовательных учреждений (вузов и школ), активно внедряющих инновационные образовательные программы.

  • Информатизация образования.

  • Поддержка инициативной и талантливой молодежи.

  • Организация начального профессионального образования для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту.

  • Формирование сети национальных университетов и бизнес-школ.

  • Дополнительное вознаграждение за классное руководство.

  • Поощрение лучших учителей.

  • Поставка школьных автобусов в сельские территории.

  • Оснащение школ дотационных регионов учебным оборудованием.

Жилье

  • Большинство людей нуждаются в жилье, но не может себе позволить его покупку.

  • В России отсутствует эффективная система долгосрочного жилищного кредитования.

  • Нынешних объемов жилищного строительства не хватает для удовлетворения потребностей населения.

  • Качество жилищных и коммунальных услуг остается очень плохим, а уровень износа коммунальной инфраструктуры – высоким.

  • Социальное жилье и жилье для инвалидов, ветеранов и других категорий граждан выделяется очень низкими темпами.

  • Граждане слабо защищены от махинаций при покупке и продаже жилья.

Развитие АПК

  • увеличение производства мяса на 7%, мо лока на 4,5% при стабилизации поголовья крупного рогатого скота (КРС), в том числе коров, не ниже уровня 2005 г.;

  • увеличение на 6% объемов реализации продукции, произведенной ЛПХ и КФХ;

  • развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов (снабженческо-сбытовых, заготовительных, перерабатывающих, кредитных кооперативов);

  • создание системы земельно-ипотечного кредитования;

  • введение в строй 1392,9 тыс. кв. м жилья и улучшение жилищных условий не менее 31,64 тыс. молодых специалистов на селе.


^ 26. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета и из бюджета субъектов РФ.


Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме:

дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;

субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;

иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;

межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.


^ 27. Порядок формирования использования нефтегазовых доходов Федерального бюджета.


1. Нефтегазовые доходы федерального бюджета используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

2. К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

вывозных таможенных пошлин на газ природный;

вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.


^ 28. Особенности государственного кредита, его фуккции.


Государственный кредит – это совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком является государство, а кредитором – физическое или юридическое лицо. Основная цель гос. кредита – покрытие дефицита бюджета.

Функции:

  • распределительная (происходит перераспределение ресурсов в соответствии как с общими потребностями экономики, так и для осуществления тех или иных экономических процессов);

  • регулирующая (предоставляя заемщикам средства, государство способствует достижению лучшей результативности и применению бюджетных ссуд)

  • контроль (обеспечивает целевое и эффективное использование денежных средств, выделенных государством).



^ 29. Государственный долг РФ. Формы долговых обязательств

Государственный или муниципальный долг - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием обязательства третьих лиц. (ст. 6 БК)

Делится:

- по заемщикам – долг РФ

- долг субъектов РФ – ст. 99 БК

- муниципальный долг – ст. 100 БК

- по рынкам и валюте – внутренний (в рублях)

- внешний (в инвалюте)

- по срокам и объемам обязательств –

- капитальный – это долг по всем заимствованиям на все время заимствования, включая уплату процентов за весь срок.

- текущий – это та часть капитального долга, которую нужно возместить в течение года, включая проценты.

Величина внутреннего долга на 01.01.2007 г. ~ 1 трлн. руб.; внешнего долга ~ 50 млрд. долларов

Причина возникновения:

на федеральном уровне – ст. 98 БК

а) кредитные отношения и договора

б) государственные ценные бумаги

в) государственные гарантии от имени РФ

г) переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг

д) реструктуризация долговых обязательств (изменение в сторону уменьшения или увеличения)

Особенности долговых обязательств – ст. 99 БК – за исключением внешнего долга.

Муниципальный кредит – те же причины, только в рублях.

Ответственность – ст. 102 БК

по федеральному долгу – федеральные органы власти

по долгу субъектов – субъекты РФ

по местному долгу – муниципальные органы власти

Делится:

- по заемщикам – долг РФ

- долг субъектов РФ – ст. 99 БК

- муниципальный долг – ст. 100 БК

- по рынкам и валюте – внутренний (в рублях)

- внешний (в инвалюте)

- по срокам и объемам обязательств –

- капитальный – это долг по всем заимствованиям на все время заимствования, включая уплату процентов за весь срок.

- текущий – это та часть капитального долга, которую нужно возместить в течение года, включая проценты.

Ст. 101 БК :

- Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.

- Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

- Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления.

^ 30. Управление внешним и внутренним государственным долгом. Учет и регистрация государственных заимствований.




Похожие:

1. Сущность и функции финансов. Роль финансов в рыночной экономике Финансы iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Финансы» для специальности «Финансы и кредит». Для студентов очной формы обучения
Сущность финансов, их роль в системе денежных отношений. Основы использования финансов в общественном воспроизводстве. Функции финансов....
1. Сущность и функции финансов. Роль финансов в рыночной экономике Финансы iconВопросы к междисциплинарному экзамену для студентов спец. 080105 «Финансы и кредит»
Сущность и функции финансов. Основы использования финансов в общественном воспроизводстве
1. Сущность и функции финансов. Роль финансов в рыночной экономике Финансы iconСодержание Финансы: сущность, функции
Финансы – это не все денежные отношения, а лишь та часть, которая связанна с формированием, распределением и использованием централизованных...
1. Сущность и функции финансов. Роль финансов в рыночной экономике Финансы iconТема Термины
Финансы, финансы организаций, финансовые отношения на предприятии, функции финансов организаций, принципы финансов организаций, классификация...
1. Сущность и функции финансов. Роль финансов в рыночной экономике Финансы iconВопросы к итоговому междисциплинарному экзамену по специальности “финансы и кредит”
...
1. Сущность и функции финансов. Роль финансов в рыночной экономике Финансы icon1. Социально-экономическая сущность финансов, их признаки
Финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений. Это экономический инструмент. К финансовым отношениям определяющим содержание...
1. Сущность и функции финансов. Роль финансов в рыночной экономике Финансы iconТема Сущность и функции денег
Необходимость денег в рыночной экономике. Сущность денег. Характеристика форм и видов денег. Функции денег: мера стоимости, средство...
1. Сущность и функции финансов. Роль финансов в рыночной экономике Финансы iconТематика курсовых работ Раздел Финансы и финансовая система Финансовая политика России: стратегия и тактика
Сущность и роль территориальных финансов в социально-экономическом развитии территориальных образований
1. Сущность и функции финансов. Роль финансов в рыночной экономике Финансы iconСодержание введение функции финансов
Особенности функционирования финансов индивидуальных предпринимателей
1. Сущность и функции финансов. Роль финансов в рыночной экономике Финансы iconУтверждено председатель Совета Финансового факультета проф., д э. н
...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты