Программа по информатике и икт 10 класс Пояснительная записка icon

Программа по информатике и икт 10 класс Пояснительная записка



НазваниеПрограмма по информатике и икт 10 класс Пояснительная записка
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрограмма

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ

10 класс


Пояснительная записка


Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта базового уровня общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям.

Для реализации настоящей программы используется учебно-методический комплект, включающий учебник (Информатика и ИКТ. Учебник. 10 класс. Базовый уровень / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008) и методические пособия для учителя (Рабочие программы по информатике и ИКТ. 5-11 классы / авт.-сост. Т.К. Смыковская. – 3-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2010; Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). – СПб.: Питер, 2007).

Программа рассчитана на 34 часа в условиях классно-урочной системы обучения и предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, а также ключевых компетенций.


Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационной технологии решения задачи. В основном решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

Важнейшая роль отводится методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представление данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.

Это позволяет:

  • Обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);

  • Систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их;

  • Заложить основу для дальнейшего профессионального обучения;

  • Сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.



Общие цели базового уровня старшей школы:

  • Формирование фундамента информационной культуры учащегося;

  • Развитие системного мышления, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащегося;

  • Закрепление приобретенных на предыдущих уровнях обучения системы базовых знаний в образовательной области «Информатика»;

  • Приобретение профессиональных навыков использования информационных технологий индивидуальной и коллективной учебной, в том числе проектной, деятельности с соблюдением этических и правовых норм;

  • Закрепление и расширение исследовательских умений при компьютерном моделировании объектов и процессов.


Цели обучения в 10 классе:

  • Развитие системного мышления, творческих способностей, познавательного интереса учащихся на основе организации межпредметных связей;

  • Развитие навыков технологии поиска информации в Интернете;

  • Закрепление и развитие навыков моделирования и технологии обработки данных в среде табличного процессора;

  • Закрепление знаний по базовым понятиям информатики;

  • Закрепление и развитие навыков работы с объектами текстового документа;

  • Освоение информационной технологии представления информации;

  • Воспитание этических и правовых отношений в информационной деятельности.



Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен знать/понимать:

  • Объяснять различные подходы к определению понятия «информация»;

  • Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, компьютерных сетей);

  • Назначение и виды информационных моделей, описывающие реальные объекты или процессы;

  • Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;


уметь:

  • Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • Распознавать информационные процессы в различных системах;

  • Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертестовые;

  • Осуществлять поиск информации в компьютерных сетях;

  • Представлять числовую информацию различными способами (таблица, график, диаграмма и пр.);

  • Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Эффективной организации индивидуального информационного пространства;

  • Автоматизации коммуникационной деятельности;

  • Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.



^ Учебно-тематический план


п/п

Наименование раздела

Количество часов

Всего

Практические работы

Контрольные работы

1

Информационные процессы, модели, объекты

15

4

2

2

Информационная технология работы с объектами текстового документа в среде Word

2

2

-

3

Информационно-коммуникационные технологии работы в компьютерной сети

6

3

1

4

Информационная технология представления информации в виде презентаций в среде Power Point

3

2

-

5

Информационная технология обработки данных в среде табличного процессора Excel

4

2

1

6

Информационная технология разработки проекта

2

1

-

7

Итоговая контрольная работа

1




1

8

Резерв учебного времени

1







Всего

34

14

5



^ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


10 класс





п/п


Тема урока


^ Основное содержание по теме

Требования

к уровню подготовки

обучающихся

Вид контроля, вид самостоятельной

работы

Домашнее задание

Дата

проведения

план

факт




^ Информационные процессы, модели, объекты

1

Техника безопасности в кабинете. Информация. Свойства информации. Информационный процесс.

Информация и данные. Роль информации в жизни людей. Свойства информации. Информационный процесс.

^ Знать правила работы в компьютерном классе, за компьютером, электробезопасности, пожарной безопасности.

Иметь представление о понятии «информация», «данные», « процесс».

^ Знать отличие информации от данных; важнейшие свойства информации; понятие информационного процесса.

Уметь приводить примеры из окружающей жизни для иллюстрирования свойств информации; приводить примеры процессов и информационных процессов из окружающей жизни.

Беседа

§ 1.1 – 1.2;

Задание 3, 4 (с.17);

Задание 4 (с. 20)







2

Информационная модель объекта.

Информационная модель объекта. Роль цели при разработке информационной модели объекта. Понятие адекватности информационной модели.

^ Знать понятие модели и цель ее создания; понятие информационной модели и цель ее создания.

Уметь четко формулировать цель при создании модели любого типа; разрабатывать информационную модель.

Фронтальный опрос.

§ 1.3;

Задание 2 (с. 32)







3

Представление об информационном объекте

Информационный объект

Знать что такое информационная картина мира; понятие информационного объекта; в чем принципиальное отличие информационной модели от информационного объекта.

Уметь приводить примеры информационных объектов из окружающей жизни, в компьютерной среде.

Самостоятельная работа в тетрадях

§ 1.3 № 3, 4 (по вариантам)

§ 1.4 задания №1, 2







4

Представление числовой информации в компьютере

Представление числовой информации в компьютере. Системы счисления. Соотношение систем счисления. Форматы представления чисел в компьютере

^ Знать типы систем счисления; правила перевода чисел из десятичной системы счисления в другие системы счисления, и наоборот.

Уметь выполнять перевод десятичных чисел в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления; выполнять перевод из любой позиционной системы счисления в десятичную.

Опрос. Решение задач в тетрадях и у доски.

§ 1.5;

Задание 3, 4, 7 (с. 48-49)







5

Представление нечисловой информации в компьютере

Представление текстовой, графической, звуковой и видеоинформации в компьютере.

^ Знать, как представляется в компьютере текстовая, графическая, звуковая и видеоинформация.

Уметь представлять числа в разных форматах, используемых в компьютере; кодировать символы, цветные точки; различать типы форматов.

Опрос. Решение задач в тетрадях и у доски.

§ 1.6;

Задание 2, 4, 5 (с. 60)







6

Контрольная работа № 1 по теме: «Информация и информационные процессы»

Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.

Уметь организовывать личную информационную среду, обладающую наперед заданными условиями

К/р

Вопросы на повторение







7

Модели и их построение

Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема.

(Задачник 3.1 – 3.4)

Знать требования к создаваемым моделям; формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема.

Уметь оперировать с моделями, представленными в разных формах.

Беседа

Конспект лекции учителя







8

ПР № 1: Моделирование и формализация

Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме блок-схемы. (Задачник 3.1 – 3.4)

Уметь формализировать текстовую информацию; представлять данные в табличной форме; в форме графа, в форме блок-схемы.

Практическая работа

Конспект лекции учителя







9

Моделирование как процесс

Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования. (Задачник 3.1 – 3.4)

Знать основные этапы построения моделей; существенные характеристики формализации как этапа моделирования.

Опрос

Конспект лекции учителя







10

Компьютерное моделирование

Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели. (Задачник 3.1 – 3.4)

Знать сущностные характеристики и назначение компьютерного моделирования, его этапы и виды моделей, получаемых в результате.

Опрос.

Самостоятельная работа

Конспект лекции учителя







11

ПР № 2: Исследование моделей: физических

Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач). Исследование физических моделей. (Задачник 3.1 – 3.4)

^ Знать и уметь реализовывать основные этапы исследования физических моделей.

Уметь давать оценку адекватности модели объекту и целям моделирования.

Практическая работа

Конспект лекции учителя;

Задание 6 (с. 61)







12

Структурирование данных.

ПР № 3: Исследование моделей: алгоритм как модель деятельности

Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.

Исследование моделей. (Задачник 3.1 – 3.4)

^ Иметь представление о структурировании данных.

Знать особенности структуры данных как модели предметной области, алгоритма как модели деятельности, гипертекста как модели организации поисковых систем.

Практическая работа

Конспект лекции учителя







13

Примеры моделирования процессов

Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов

Уметь приводить примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.

Беседа. Опрос.

Конспект лекции учителя







14

ПР № 4: Исследование моделей: геоинформационные модели

Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей. Исследование геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме

^ Знать и уметь реализовывать основные этапы исследования математических, биологических, геоинформационных моделей.

Уметь определять результаты выполнения алгоритма по его блок-схеме.

Практическая работа

Конспект лекции учителя







15

Использование информационных моделей в деятельности человека.

Контрольная работа № 2 по теме: «Информационные модели»

Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.

Иметь представление о возможности использования информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.

К/р

Вопросы на повторение










^ Информационная технология работы с объектами текстового документа в среде Word

16

ПР № 5: Создание и редактирование графических и табличных объектов

Виды компьютерной графики. Графическое изображение в тексте. Объект «таблица» и его свойства.

Знать понятие и особенности растровой графики, векторной графики; основные действия с графическим объектом. Знать структуру таблицы, свойства таблицы.

Уметь располагать графический объект в тексте; создавать и редактировать графические объекты в программной среде Word; создавать и редактировать таблицу, форматировать таблицу.

Практическая работа

§ 2.3-2.4







17

ПР № 6: Информационная технология работы со структурой текстового документа

Изменение структуры текстового документа. Формат бумаги. Страница. Колонтитулы.

^ Знать форматы бумаги; структурные объекты текстового документа в целом.

Уметь изменять установки параметров страницы; разбивать текстовый документ на страницы, на разделы; работать с многоколончатым текстом; создавать, редактировать и форматировать колонтитулы.

Практическая работа

§ 2.5










^ Информационно-коммуникационные технологии работы в компьютерной сети

18

Представление о сервисах Интернета

Состав сети Интернет. WWW - Всемирная паутина. Электронная почта. Передача файлов. Телеконференция. Общение «on line». Базы данных с удаленным доступом. Образовательные ресурсы Интернета.

^ Знать основные системы глобальной сети Интернет и их назначение; правила формирования URL-адреса.

Уметь привести характеристику каждой системы Интернета; объяснить назначение каждой составляющей адреса Интернет-ресурса.

Беседа. Самостоятельная работа в тетрадях. Практические задания.

§ 3.1-3.2;

Задание 10, 13, 16 (с. 134)







19

ПР № 7: Информационная технология передачи информации через Интернет.

Пересылка информации через Интернет. Знакомство с почтовой службой Mail.ru. Пересылка корреспонденции. (§ 3.3)

Уметь работать в почтовой системе открытого доступа (на примере mail.ru).

Практическая работа

§ 3.4







20

Информационная технология поиска информации в Интернете

Технология поиска. Поиск по адресам URL. Поисковые системы. Поиск по рубрикатору поисковой системы. Поиск по ключевым словам. Профессиональный поиск.

Знать назначение поисковых систем; назначение основных компонентов поисковой системы; правила поиска.

Беседа. Самостоятельная работа в тетрадях. Практические задания.

§ 3.5;

Вопросы 8, 9 (с. 154)







21

ПР № 8: Поиск Интернет-ресурсов по URL-адресам. Поиск информации по рубрикатору поисковой системы.

Поиск URL-адреса по справочнику. Знакомство с объектом по найденному URL-адресу. Сравнение основных рубрик. Поиск по каталогам. (§ 3.6)

^ Знать правила поиска по рубрикатору.

Уметь искать информационный ресурс по URL-адресу, по рубрикатору.

Практическая работа

§ 3.7;

вопросы 1, 3 (с. 164)







22

ПР № 9: Поиск информации по ключевым словам

Знакомство с языком запросов. Формирование запроса по точному названию или цитате. Формирование сложных запросов. Тематический поиск. (§ 3.6)

^ Знать правила поиска по ключевым словам; правила формирования сложных запросов в поисковой системе «Яндекс».

Уметь искать информационный ресурс по ключевым словам; формировать сложный критерий поиска.

Практическая работа

§ 3.7;

Вопросы 4, 7, 8 (с. 165)







23

Контрольная работа № 3 по теме: «ИКТ работы в компьютерной сети»

Представление об ИКТ. Возможности глобальной сети Интернет. Сервисы Интернета. Поиск информации.

^ Знать и уметь организовывать работу в компьютерной сети.

К/р

Вопросы на повторение










^ Информационная технология представления информации в виде презентаций в среде Power Point

24

Программа подготовки презентаций Microsoft Power Point 2003

Общий вид интерфейса. Работа с графикой. Режим Фотоальбом. Автоматическая настройка. Предварительный просмотр. Безопасность.

Знать назначение и функциональные возможности приложения Power Point 2003; объекты и инструменты приложения.

Беседа. Практические задания.

§ 4.1







25

ПР № 10: Создание презентации на тему «Техника безопасности в компьютерном классе»

Понятие шаблона презентации. Рекомендации по созданию презентации. Выбор шаблона при помощи Мастера автосодержания.

Заполнение презентации информацией по теме: поиск материалов в Интернете; заполнение слайдов текстом; оформление слайдов рисунками и фотографиями (§ 4.2)

^ Знать основные объекты презентации; назначение и виды шаблонов; основные элементы управления; технологию работы с каждым объектом.

Уметь создавать и оформлять слайды; изменять настройки слайда; выбирать и настраивать анимацию; вставлять в презентацию звук и видеоклип; создавать управляющие элементы.

Практическая работа

Задание 1 (с. 190)







26

ПР № 11: Создание учебного комплекса «Компьютер и здоровье школьников»

Состав учебного комплекса. Создание презентации на заданную тему. Использование ресурсов Интернета для отбора необходимой информации. Технология создания презентации. Технология создания собственного фона презентации. (§ 4.3)

Знать назначение и основное содержание нормативных документов СанПиНа по работе на компьютерах; технологию работы в приложении Power Point 2003.

Уметь самостоятельно отобрать необходимую информацию для выбранной темы; самостоятельно создать презентацию.

Практическая работа

Задание 4 (с. 190)










^ Информационная технология обработки данных в среде табличного процессора Excel

27

Статистическая обработка массива данных и построение диаграмм

Статистическая обработка массива данных и построение диаграмм. Постановка задачи. Обработка данных. Накопление статистики. Анализ результатов. (§ 5.1)

Знать назначение и правила формирования логических и простейших статистических функций; представление результатов статистической обработки в виде разнотипных диаграмм; как правильно структурировать информацию для статистической обработки данных.

Уметь применять технологию формирования логических и простейших статистических функций; использовать технологию представления информации в виде диаграмм; проводить анализ полученных результатов.

Беседа.

Практические задания.

§ 5.1







28

ПР № 12: Статистическая обработка массива данных и построение диаграмм

Практическая работа

Вопросы 1, 2 (с. 200)







29

ПР № 13: Анализ результатов статистической обработки данных.

Практическая работа

Вопросы 4, 5 (с. 200)







30

Контрольная работа № 4 по теме: «Программное обеспечение информационных технологий»

Информационная технология работы с объектами текстового документа, представления информации в виде презентации, обработки данных в среде табличного процессора.

Уметь обрабатывать данные в среде табличного процессора, текстового процессора; создавать презентации.

К/р

Вопросы на повторение










^ Информационная технология разработки проекта

31

Представление об основных этапах разработки проекта.

Что такое проект? Основные этапы разработки проекта. Информационные модели проекта

^ Знать понятие проекта; классификацию проектов; основные этапы разработки проекта; виды информационных моделей проекта.

Уметь приводить примеры различных проектов и относить их к определенному классу; выделять основную цель проекта.

Беседа. Самостоятельная работа в тетрадях. Практические задания.

§ 6.1 – 6.2;

Задание 2 (с. 227);

Вопрос 13 (с. 227)







32

ПР № 14: Разработка социального проекта «Жизнь без сигареты»

Замысел проекта. Дерево целей проекта. Структура продукта. Матрица ответственности.

Знать содержание теоретической части разработки проекта; как определять замысел проекта; рекомендации по проведению анализа среды, в которой будет реализовываться проект.

Уметь анализировать среду, для которой будет разрабатываться проект; разрабатывать информационные модели проекта: дерево целей, структуру продукции, структуру разбиения работ, матрицу ответственности.

Практическая работа

Вопросы на повторение







33

Итоговая контрольная работа

Итоговая контрольная работа по темам, изученным в 10 классе

^ Знать и уметь реализовать навыки технологии поиска информации в Интернете; навыки моделирования и технологии обработки данных; базовые понятия информатики; навыки работы с объектами текстового документа; информационную технологию проектной деятельности.

К/р










34

Резерв учебного времени





















Литература для учителя


  1. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ / Под ред. Проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008.

  2. Microsoft Excel 2003. Электронные таблицы. Издание 2-е, исправленное. – М.: Интеллект-Центр. 2006 г.

  3. Занимательные задачи по информатике / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  4. ЕГЭ. Информатика. Тематические тестовые задания ФИПИ / С.С. Крылов, Д.М. Ушаков. – М.: Издательство «Экзамен», 2011

  5. Занимательные задачи по информатике / Д.М. Златопольский. – М.: Чистые пруды, 2008.


Литература для учащихся


Основная литература

  1. Информатика и ИКТ. Учебник. 10 класс. Базовый уровень / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008.









Похожие:

Программа по информатике и икт 10 класс Пояснительная записка iconПрограмма по информатике и икт 8 класс Пояснительная записка
Икт составлена на основе авторской программы Угриновича Н. Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу...
Программа по информатике и икт 10 класс Пояснительная записка iconПрограмма по информатике и икт 8 класс Угринович Пояснительная записка
Икт составлена на основе авторской программы Угриновича Н. Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу...
Программа по информатике и икт 10 класс Пояснительная записка iconПрограмма по информатике и икт 8 класс Угринович Пояснительная записка
Икт составлена на основе авторской программы Угриновича Н. Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу...
Программа по информатике и икт 10 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка к рабочей программе по информатике и икт в 6 классе на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы курса Информатика и икт для 5-7 классов Босовой Л. Л
Программа по информатике и икт 10 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по информатике 7класс (34 часа) Разработала учитель информатики Айбазова Л. Б. 2013-2014 уч г. Пояснительная записка
С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и икт» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента...
Программа по информатике и икт 10 класс Пояснительная записка iconРабочая программа по информатике 6класс (34 часа) Разработала учитель информатики Айбазова Л. Б. 2013-2014 уч г. Пояснительная записка
С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и икт» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента...
Программа по информатике и икт 10 класс Пояснительная записка iconПояснительная записка Рабочая программа составлена на основе авторской программы общеобразовательного курса базового уровня «Информатика и икт»
И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и икт» и кодификатора...
Программа по информатике и икт 10 класс Пояснительная записка iconПрограмма по информатике и икт 9 класс ( элективный, уровень базовый, углубленный, профильный) «Компьютерное Делопроизводство»
Рабочая программа по информатике и икт 9 класс (элективный, уровень базовый, углубленный, профильный)
Программа по информатике и икт 10 класс Пояснительная записка iconПрограмма по информатике, 4 класс пояснительная записка
Учебник-тетрадь: А. В. Горячев “Информатика в играх и задачах, 4 кл” в 2частях. Москва: Баланс, 2007. 173с
Программа по информатике и икт 10 класс Пояснительная записка iconПрограмма по информатике 2 класс пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» составлена на основе программы Информатика. Программа для начальной школы: 2 –...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты